История XIX века в красивых женских портретах

История XIX века в красивых женских портретах

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Красавицы 19 века на портретах Петра Соколова

Петр Федорович Соколов (1791-1848)

Необъятные просторы России, разнообразие природы и разнообразие народов, населявших ее, рождали и особые, разнообразные типы женской красоты. Все впитывала в себя Россия, и южную турецкую кровь, и западную немецкую, и северную польскую. Каких только красавиц не встретите вы на ее просторах.

“Портрет неизвестной в красном берете”

Соколов – родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру. Его акварельные портреты – окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир светские красавицы. Красота неяркого колорита, очарование, свойственное образам, заставляют нас и теперь, по прошествии более полутораста лет, высоко ценить его искусство.

“Портрет девушки в красном платье”

Петр Федорович закончил Академию художеств в 1809 году по классу исторической живописи. За «Плач Андромахи над телом Гектора» он получил вторую (малую) золотую медаль. Поначалу бедствовал, но довольно скоро начал давать уроки живописи и стал заниматься акварелью, имевшей большой успех из-за быстроты исполнения, возможности писать без утомительного позирования. Иметь свою домашнюю коллекцию акварелей до 1917 года считалось признаком хорошего тона и благосостояния. Но, создавая прекрасные портреты, художник фактически убивал себя мыслями о том, что не пишет больших сюжетных полотен, которые должны были бы обессмертить его.

“Портрет И.Г.Полетики” Вторая половина 1820-х годов

Идалия Григорьевна Полетика (1807–1890), внебрачная дочь графа Г.А.Строганова. В 19 лет вышла замуж за кавалергарда А.М. Полетику и с годами стала довольно заметной дамой петербургского света. Она олицетворяла тип обаятельной женщины не столько миловидностью лица, как складом блестящего ума, веселостью и живостью характера, доставлявшего ей всюду постоянный, несомненный успех. Сыграла трагическую роль в преддуэльной истории А.С.Пушкина, была его злейшим врагом.

Александра Семеновна Глинка-Маврина (1825-1885) – жена Бориса Григорьевича Глинки, Андреевского кавалера, генерал – адъютанта, племянника В.К. Кюхельбекера. В 1830 г. Глинка служил посредником между Пушкиным и Кюхельбекером при попытке издания сочинений. Пушкин был знаком с его женой.

“Портрет П.Н.Рюминой” 1847 г.

Прасковья Николаевна Рюмина (1821–1897). Портрет заказан к свадьбе. В.А.Соллогуб писал, что жених «обязывается к самому смешному мотовству… Предстоят непременные подарки. Портрет, писанный Соколовым, браслет чувствительный, турецкая шаль…»

“Портрет С.А.Урусовой” 1827 г

Княжна Софья Александровна Урусова (1804–1889) «…Дочери князя Урусова справедливо считались украшением московского общества того времени», – писал французский историк Марк Рунье. Весной 1827 года в доме Урусовых часто бывал Пушкин, на которого «красота и любезность молодых хозяек действовала возбудительно, и он бывал весьма весел, остер, словоохотлив»

“Портрет великой княгини Александры Федоровны” 1821 г.

Великая княгиня Александра Федоровна (1798–1860) с 1817 года жена великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. Она стала кумиром целого поколения, многие поэты пушкинской поры посвящали ей свои стихи.

Этот портрет относится к числу несомненных шедевров. Виртуозно выписанный воздушный перламутрово-жемчужный наряд августейшей особы контрастирует с холодным взглядом ее глаз, создавая весьма неоднозначный образ.

“Портрет Е.К.Воронцовой” около 1823 г

Этот портрет является одним из шедевров Соколовa. Знаменитую петербургскую красавицу писали многие художники, но никто не изобразил ее такой очаровательной и женственной. Художник использует в изображении поверхность белой бумаги, создавая воздушный фон при помощи легкой акварельной заливки. Портрет Воронцовой восхищает совершенством филигранной отделки, изысканностью тонких цветовых сочетаний.

“Портрет Ю.П.Соколовой” Около 1827 г

Юлия Павловна Соколова (1804–1877), с 1820 года жена П.Ф.Соколова. «Живая, кокетливая, почти ребенок, она с ним никогда не скучала. Любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в нее до обожания, по-видимому, вполне разделял ее вкусы», – вспоминала их внучка А.А.Исакова. Этот, один из самых проникновенных портретов, был создан «в один сеанс, в одно утро »

Читайте также:
Красивые девушки и стандарты красоты в XV веке

“Портрет А.О.Смирновой – Россети”

Александра Осиповна Смирнова (1809–1882), друг Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского, Аксаковых… Почти все поэты Пушкинской эпохи посвящали ей стихи. Гоголь ей первой читал главы 2-го тома «Мертвых душ». Оставила интереснейшие воспоминания о светской, литературной и духовной жизни XIX века.

Елизавета Михайловна Хитрово (1783–1839), дочь М.И.Голенищева-Кутузова. Европейски образованная, Елизавета Михайловна была вместе с тем искренней патриоткой, преданной хранительницей славы своего отца, ревностной поклонницей русской литературы и восторженной почитательницей гения Пушкина. Художник сумел передать в портрете большую душевную щедрость, доброту и благородство натуры этой незаурядной женщины. Портрет написан за год до смерти Елизаветы Михайловны.

“Портрет М.Т. Пашковой с дочерью Александрой”

“Портрет неизвестной в голубой пелерине с горностаем” 1843

“Женский портрет” 1847 г.

“Портрет графини А.П.Мордвиновой “

“Портрет графини Шуваловой”

“Портрет Чертковой Е.Г.”

Черткова Елена Григорьевна (1800-1832), урожденная графиня Строганова. Сестра по отцу И.Г. Полетики.

“Женский портрет” 1830 г.

Портрет Александры Григорьевны Муравьёвой (1804-1832)

“Портрет императрицы Александры Федоровны”

“Княжна Голицына Александра Александровна” 1840-е

Сарра Фёдоровна (1821-1838) – дочь графа Федора Ивановича Толстого. Девушка была известна своей необыкновенной одаренностью как поэтесса.

“Портрет графини Сологуб Н.Л.”

Сологуб Надежда Львовна (1815-1903) графиня, фрейлина.

“Портрет графини О.А.Орловой” 1829 г

Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880) В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова. В 1847 году была пожалована в статс-дамы

Самые известные женские портреты в живописи русских художников

Русские живописцы нередко обращались в своих работах к образу женщины. Одни через него выражали самые сокровенные чувства от любви до глубокой печали, другие создавали свой образ русской женщины — хранительницы очага, третьи просто любовались ими. Далее мы рассмотрим наиболее известные женские портреты русских художников и самые дорогие картины с изображением женщин, которые уходили с крупных аукционов.

Портреты женщин известных русских художников

«Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» Серова

Начнем мы наш список с известных портретов Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками». Многих до сих пор интересует, в чем же секрет этих двух картин, которые практически каждый знает и сегодня. Особенно это становится любопытным в свете того, что молодому художнику на момент их создания было немногим больше двадцати лет.

Один из секретов успеха этих картин кроется в том, что Серов долгое время раздумывал над одной важной особенностью всякого полотна. Он заметил, что реальный момент всегда ярче и живее, чем то, что удается запечатлеть даже самым именитым художникам. И это привело его к поиску такого решения, которое позволило бы запечатлеть именно сам момент во всей его живости и красоте.

Когда однажды в усадьбе Мамонтовых, где он гостил, в столовую вбежала раскрасневшаяся дочка хозяина Вера, взяла персик и стала его есть, художника поразило очарование этого момента. Он немедленно усадил девочку и уговорил ее позировать ему. Но одно дело было запечатлеть в памяти момент с растрепанной румяной девочкой в простом платье, которая только вбежала после уличной игры, а другое месяцами воссоздавать точно такой же эпизод. Работа была непростой, особенно для юной Веры, но Серову все же удалось осуществить задуманное и запечатлеть этот прекрасный момент.

То же происходило и при работе с картиной «Девушка, освещенная солнцем», для которой модели приходилось долгие часы удерживать на лице одно и то же выражение. В итоге обе работы не только произвели огромное впечатление на зрителей и коллег по цеху, но и ознаменовали приход в Россию импрессионизма.

«Неизвестная» Крамского

Одним из самых загадочных портретов XIX века стала работа Ивана Крамского «Неизвестная». Этой картине суждено было стать популярной не только в 1880-х годах, она волновала публику в XX веке, часто висела на стенах, неоднократно печаталась в различных журналах и учебниках, и узнаваема многими сегодня.

Крамской представил портрет в 1883 году на выставке передвижников. Мнение публики оказалось для него столь важным, что в какой-то момент он не выдержал и ушел с выставки, не дождавшись реакции на свою картину. Когда же он вернулся, публика не просто с восторгом встретила его, но даже понесла на руках. Картина в один миг сделала художника знаменитым и стала предметом всеобщего обсуждения на долгие годы. В первую очередь зрителей поразили эмоции и сам образ изображенной девушки. В ее лице читался целый букет противоречивых чувств: это была и гордость, и некоторое презрение, и в то же время сострадание и понимание. Люди останавливались перед этим взглядом и долго всматривались в глаза девушки. В то же время вызывал недоумение и образ: с одной стороны, элегантный, с другой, дамы высшего света в те годы таких нарядов избегали. Поэтому вопрос о происхождении героини становился еще острее.

Читайте также:
Образы Алисы в Стране чудес к 150-летнему юбилею

Зрители и коллеги по цеху буквально засыпали Крамского вопросами о том, кто изображен на портрете. Однако художник не изменил своей задумке (все же картина называлась «Неизвестная») и оставил все в тайне. По слухам, на картине могла быть изображена его дочь Софья, по другой версии художник нарисовал любовницу Александра II Е. Долгорукову, по третьей — крестьянку Матрену Саввишну. Ряд экспертов также склоняется к тому, что это был собирательный образ. Загадочности картине добавили и литературные произведения. Одни видели в «Неизвестной» Анну Каренину из романа Толстого, другие героиню романа «Идиот» Достоевского, а позже «Неизвестную» связывали с «Незнакомкой» из стихотворения Блока.

Портрет Лопухиной художника Боровиковского

Еще один портрет, которым восхищались не только современники Владимира Боровиковского, но и следующие поколения, посвящен Марии Лопухиной из рода Толстых. В то время, как другие живописцы старались в портрете подчеркнуть статус изображаемой героини, Боровиковский сосредоточился на женственности и мягкости. Так появился нежный образ девушки, плавные черты, а фоном выступил неброский пейзаж, подчеркивающий тонкую натуру героини. После множества вычурных портретов известных особ со множеством регалий и в парадной обстановке такой подход произвел глубокое впечатление на зрителей. Портрет долгое время хранился в семье Толстых как ценная семейная реликвия, однако в 1880-х годах Павел Третьяков увидел эту жемчужину и уговорил владельцев продать ее. Так картина попала в знаменитую Третьяковскую галерею.

Заметим, что Боровиковский считался мастером женского портрета и создал множество прекрасных и узнаваемых работ. Некоторые из них за последние годы уходили с аукционов за внушительные суммы (об этом мы расскажем в следующем разделе).

«Бедная Лиза» Кипренского

Смещение акцента с социального статуса на эмоциональную составляющую выбрал и Орест Кипренский, когда работал над картиной «Бедная Лиза». Художник не просто так обратился к одноименному художественному произведению о девушке с трудной судьбой. Предположительно, сам он родился от внебрачной связи помещика Дьяконова и его крепостной. Так как помещик не мог признать незаконнорождённого ребенка крепостной девушки, он выдал ее замуж за другого крепостного и дал ему вольную. Художника глубоко тронула тема бесправных женщин, не имеющих возможности выражать в обществе свои чувства к возлюбленному. И это отразилось в портрете «Бедная Лиза», которую мы видим одновременно полной невыраженных чувств, желаний и глубоко печальной. Картина также попала в Третьяковскую галерею, где находится и поныне.

Женские образы в картинах Кустодиева, Архипова и Нестерова

Некоторые русские художники не просто писали женские портреты, но и создавали целые образы отдельных слоев населения. Так, у Михаила Нестерова был свой образ женщины, который даже называли «нестеровским» типом. Пережив в молодом возрасте утрату любимой жены, художник долгие годы размышлял над образом женщины с ее бесконечной скорбью, очарованием и какой-то нескончаемой глубиной души.

У Бориса Кустодиева это был образ купчихи, которую называли «кустодиевской красавицей». Это были не то что женщины, а богини, красивые, энергичные и счастливые, раскрашивающие быт купечества чаепитием, гуляниями, музыкой. Образ такой женщины помогал художнику бежать от реальности в полуразрушенной революциями России и в инвалидном кресле, с которого он не мог подняться.

Читайте также:
Русские сезоны Дягилева и мода

У Абрама Архипова это был образ крестьянки — румяной, крепкой, в ярком платье, подчеркивающем ее жизнелюбие и энергичность в работе по хозяйству. Многим пришелся по душе такой образ женщины, которая может и революцию пережить, и создать новое общество.

«Аленушка» Васнецова

Образ Аленушки Виктора Васнецова сегодня узнает каждый, хотя в год выхода картины коллеги по цеху встретили ее прохладно. Но художнику было не привыкать к тому, что к его холстам со сказочными персонажами в те времена относились с непониманием. По-настоящему его образы русских героев и в том числе русской девушки оценили лишь спустя время. Бесконечная печаль, чувство безнадежности в глазах Аленушки с тяжелой судьбой и сегодня глубоко трогает зрителей.

Портрет хористки художника Коровина

Не сразу была понята и картина «Портрет хористки» Константина Коровина. На выставке коллеги по цеху начали возмущаться, так как художник осмелился изображать девушку какими-то непонятными размашистыми мазками, да еще выбрал некрасивую модель и запечатлел ее в странной позе. В те времена приветствовались портреты в стиле реализма, поэтому картину сняли с выставки. Однако она не только стала толчком для дальнейшего интенсивного расцвета в России импрессионизма, но и была по достоинству оценена потомками.

Автопортрет Серебряковой

Еще один известный женский портрет создан самим автором. Это автопортрет, который художница Зинаида Серебрякова рисовала с себя одним из зимних деньков, когда невозможно было выйти на улицу. В уютной теплой комнате художница взялась за кисть и получала удовольствие от того, что тонко прорисовывала каждую деталь на туалетном столике. Работу она писала быстро по меркам художников, возможно, именно поэтому автопортрет был так радостно встречен публикой на первой же выставке в Петербурге. Зрителей поразила свежесть портрета, очаровательная улыбка «во весь рот», светлые мягкие тона. По словам А. Бенуа, эта картина стала настоящим украшением Третьяковской галереи, куда она попала сразу с выставки.

Самые дорогие картины женщин известных русских художников

Теперь рассмотрим несколько женских портретов, которые уходили с крупных аукционов по самым высоким ценам в период с 2000 по 2020 годы.

Портрет Марджори Ферри художницы Тамары де Лемпицки

Интересно, что самый дорогой женский портрет тоже сделан женщиной. История его появления такова. В 1932 году в Париже выступала известная в те времена артистка кабаре. Обаятельной девушкой заинтересовался богатый предприимчивый человек, который взял ее в жены, подарил дорогое кольцо и заказал портрет у самой модной в те времена эпатажной художницы Тамары де Лемпицки. Тамара в тот период уже была хорошо известна своими чувственными портретами в жанре ню, поэтому выбор пал именно на нее. И оно того стоило, так как художница сумела представить артистку Марджори Ферри одновременно невинной и соблазнительной, не изменив при этом своему излюбленному стилю ар-деко. После продажи картина надолго осталась в семье Ферри.

На аукционах эта работа стала появляться с 1995 года, а последняя ее продажа датируется 2020 годом. Картину продали на торгах Christies за 16,3 млн фунтов или 21 млн долларов. И на сегодня это самый дорогой женский портрет русских художников.

Картина «Шокко» Явленского

На втором месте по ценовым рекордам находится портрет Шокко (Шокко в широкополой шляпе) Алексея Явленского. Здесь мы уже видим яркую работу в стиле экспрессионизма с характерными контрастными цветами, темными жирными контурами и широкими мазками, скрывающими от нас многие детали. Художник состоял в обществе «Синий всадник», члены которого утверждали, что форма и цвет являются самодостаточными в живописи.

У Явленского было несколько картин, героиней которых выступала Шокко. Возможно, модель навсегда осталась бы безымянной, как и сотни других моделей известных художников, если бы не одно обстоятельство. Когда она позировала Алексею в его холодной студии, всякий раз просила для согревания дать ей чашечку горячего шоколада. Так художник прозвал ее Шокко и вписал это имя в ряд своих работ с ее участием. Как и другие живописцы, Явленский мог писать картины с обеих сторон доски. Та же участь постигла и «Шокко», с обратной стороны которой была создана картина «Шокко в красной шляпе». Однако художнику удалось разъединить обе работы и продать их разным владельцам. В 2008 году картина «Шокко» была продана на аукционе Sotheby`s за 18,6 млн долларов.

Читайте также:
Елизавета Федоровна – лучшие портреты и фотографии
Портрет Марии Цетлиной художника Серова

Появление портрета Марии Цетлиной на аукционе Christie`s в 2014 году стало настоящей сенсацией. Как заявил руководитель русского отдела искусства Christie`s А. Тизенгаузен, это наиболее уникальная работа Валентина Серова, которую ему выпадала честь держать в своих руках за все время работы в аукционном доме. После смерти семьи Цетлинов их коллекция вместе с этим портретом перешла в музеи израильского города Рамат-Ган. Однако в связи с кризисом муниципальные власти приняли решение распродать некоторые работы, чтобы восстановить на них все музеи города. В связи с этим горожане даже устроили бунт, но это не помешало шедевру попасть на аукцион.

Мария Цетлина была женой мецената, во всем поддерживала супруга и помогала ему заниматься известным в Париже литературным салоном для русских эмигрантов. Она часто позировала художникам, и талантливый портретист Серов не упустил случая изобразить благородную женщину. Портрет выполнен в стиле модерна и характерной для него цветовой гамме одного тона. При такой концентрации на одном тоне художник максимально глубоко работал с каждым полутоном, добиваясь особой выразительности картины. С аукциона работа ушла за 9,3 млн фунтов (14,5 млн долларов).

Портрет графини Л. Кушелевой художника Боровиковского

Владимир Боровиковский прославился своими сентиментальными портретами в классическом стиле. На первое место он выдвигал не сходство, а духовную составляющую человека, поэтому герои его картин выходили чувственными, красивыми и добродетельными. На одной из них художник запечатлел богатую графиню Любовь Ильиничну Кушелеву и ее сыновей.

Портрет был представлен на торгах Christie`s в 2014 году среди других пяти картин художника из коллекции потомка князя Оболенского. Все картины выставлять по скромному эстимейту 40-70 тысяч фунтов. Каково же было удивление владельцев и экспертов аукциона, когда цена продажи взлетела в десятки раз! В частности, портрет Кушелевой был продан за 3 млн фунтов (5 млн долларов).

Картина «Грузинка в лечаки» художника Пиросмани

Не меньший успех на торгах ожидал и картину художника-самоучки Нико Пиросмани. В 2018 году на аукционе Sotheby`s была представлена его работа «Грузинка в лечаки» из серии картин о грузинских женщинах. В советское время эту работу приобрел известный писатель Стефан Цвейг, увидевший в Третьяковской галерее картины художника-примитивиста и сразу полюбивший его искусство. Позже работа из коллекции семьи Цвейга была передана в дар университету Колумбии, откуда и попала на торги. На аукционе ее продали за 2,2 млн фунтов стерлингов (2,8 млн долларов), а начальная цена была заявлена в диапазоне 500-700 тысяч фунтов.

Хотя мы рассмотрели немало женских портретов в исполнении известных русских художников, это лишь малая часть всего того огромного наследия, которое нам подарили русские мастера. Множество прекрасных портретов женщин есть в работах А. Харламова, Н. Фешина, В. Шухаева, К. Маковского и многих других талантливых авторов.

Женский портрет в конце XIX века в России

…Дыша духами и туманами, она садится у окна…

Александр Блок «Незнакомка» (1906)

История русской портретной живописи – уникальное явление в истории мировой культуры в целом, ведь своими корнями она уходит в православную иконопись и питается плодородной почвой глубоко религиозной духовности. Если в Западной Европе искусство портрета восходит к греко-римским античным образцам, то есть – в дохристианские времена, то в России изначально образцами для создания портретов служили именно принципы иконописи.

Читайте также:
Костюм и мода Италии эпохи Возрождения

Здесь можно было бы, конечно, и поспорить, все-таки и русские портретисты были хорошо знакомы с античной культурой, копировали многочисленные «антики» – учились рисунку, изображая греческие и римские скульптурные портреты и статуи древних божеств. Но, оттачивая владение техническими приемами живописи по западному образцу, во внутреннем содержании художники оставались всеми нитями связанными с православной духовностью, и телесность изображений, столь свойственная европейским шедеврам живописи, отходила на второй план. Первые портреты в истории русской живописи появились сравнительно (в исторической перспективе) недавно – в XVII веке. Они получили название – «парсуна». Одна из первых «парсун» – «Портрет царя Федора Иоанновича» начала XVII века, из коллекции Государственного исторического музея в Москве. Как нетрудно догадаться название «парсуна» – от слова «персона». Тогда это было невиданное новшество – изображались реально существующие люди, а не иконописные библейские образы и сцены.

В прежние времена считалось недопустимым эгоизмом изображать современников. Однако же, неслучайно между художниками бытует мнение, что любая картина – это автопортрет. Как бы ни желал художник быть объективным, отречься от своего «эго» во имя чистоты образов, все равно, в каждом произведении он выражает себя, одухотворяет все собственной духовной энергетикой. В искусстве русского портрета – авторское начало переплетается с проникновением художника в глубины внутреннего мира и с желанием выразить ту искру Божию, что изначально заложена в каждом человеке. Это заметно уже в тех самых похожих на традиционные иконы «парсунах», имена авторов которых, к сожалению, канули в лету. И в последующие века, когда в русском искусстве стали превалировать западноевропейские академические принципы, а затем – тенденции романтизма и реализма, русское портретное искусство не утрачивало своей православной основы в глубине внутреннего содержания образов. Особенно проявилось это в желании узреть «свет Божий» в потемках человеческой души, в коей земное, телесное и мирское непременно озарено живой духовностью. Идеи поиска «искры Божией» в земном мире всегда были близки православной культуре, но своей кульминации они достигли во второй половине XIX века, когда именно они стали ключевым аспектом в исканиях творческой интеллигенции – вспомним выдающиеся произведения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Яркими, своеобразными, то поражающими своей внутренней силой, то трогающими своей ранимостью, то удивляющими экстравагантностью предстают перед нами образы женщин, созданные художниками конца XIX века. Пожалуй, при всем разнообразии характеров, темпераментов, внешних качеств изображаемых на портретах женщин, главное свойство, что их объединяет, можно назвать словом «марийность», то есть в каждой женщине художник (осознанно или нет) выражает нечто такое, что роднит её с библейской Марией… Только вот с какой именно – Девой Марией или же Марией Магдалиной, спросит внимательный читатель и будет совершенно прав. Но нет на это однозначного ответа – ведь в женской природе переплетаются сущности обеих. Да, а поскольку, искусство конца XIX века тяготеет к реализму, то и свойство «марийности» – отображение обоих начал, и загадочной чистоты, непорочности, и грешности, мирской слабости, которая искупается силой божественного всепрощения и милосердия. Дилемма между образами Девы Марии и Марии Магдалины подспудно присутствует и в женских образах, созданных мастерами слова – например, хрестоматийная Сонечка Мармеладова. Вспомните, сколько в её жизни грязи земного греха и сколько силы самопожертвования! Или Настасья Филипповна – то демоническая женщина, то воплощение сострадания, милосердия и чуткости. В портретном искусстве, особенно – в женских образах, созданных в конце XIX века, реалистические принципы не сводятся до копирования натуры и отображения психологических качеств, они тесно связаны со всей сложностью философско-религиозных и интеллектуальных исканий, которые царили тогда в среде творческой интеллигенции.

Образ таинственной незнакомки, воспетый Александром Блоком в 1906 году, словно предвосхитил своей картиной И. Н. Крамской в своей картине 1883 года. Не она ли это – «медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна». Словно дежавю, вспоминаются строки из стихотворения А. Блока при взгляде на знаменитую картину И. Н. Крамского.

Читайте также:
Женские образы на картинах художника Тропинина

Женщины XIX века в цветных фотографиях

Американка времен гражданской

Баварская принцесса, австрийская императрица, “Sissi”

Принцесса Елизавета Гессенская, 1880 г., та самая, которую спустя 38 лет сбросят в шахту во имя мировой коммуны . а за 13 лет до этого Каляев убьет ее супруга, великого князя . пока же она молода и живет на родине . вместе с сестрой, будущей императрицей.

Просто дама, 90-е годы

А это сама Надежда Константиновна Крупская, молодая и вполне симпатичная.

Неизвестная нам мисс Брукс, из Монреаля, 1870 г.

Мария Темпест, 1884 г.

Неизвестная в придворном платье, конец века.

Мама будущего нобелевского лауреата, леди Рэндольф Черчилль.

Институт благородных девиц, соответственно — благородная девица

Еще одна учащаяся

Берта Бенц. 1889 г.

1864 г., неизвестная

Мисс Делонг, Монреаль, 1871 г.

Обновлено 30/11/14 19:41:

Извините, с леди Черчилль ошибочка вышла

Дженни Черчилль, леди Рэндольф Черчилль, урожденная Дженни (Дженет) Джером (9 января 1854,Нью-Йорк — 9 июня 1921, Лондон) — знаменитая красавица 2-й пол. XIX века, дочь американского финансиста, супруга младшего сына герцога Мальборо Рэндольфа Черчилля, ставшая матерью сэраУинстона Черчилля.

Оставьте свой голос:

Подпишись на наш дайджест
TOP 5

Образы дня. Наши, по одной фото

Образы дня. Наши, по одной фото

Свадебка

Не опять, а снова

Оксана Лаврентьева: Некрасивая женщина – это диагноз / ОФП

  1. Амели 3197778
  2. WantedGirl 2173626
  3. elena_dokuchaewa 1522898

Все пользователи

  1. katyanochek 365855
  2. Lizbeth 741259
  3. arizonadream 461951
  4. Skarletty 1189070

Список и правила

Комментарии Скрыть комментарии

я люблю старые, черно-белые фотографии. И женщины красивые, и наряды прекрасные

Красиво! Но мне кажется, чб фото лучше, есть в тех снимках что-то таинственное, загадочное.

раньше ч/б фотки красками раскрашивали, у моей бабушки была фотография ее молодости с пронзительно голубыми глазами и свежими щечками))
люблю старинные черно-белые фотографии, в них есть шарм

люблю прикол где рядом с этой фоткой Крупской фото Скарлетт Йоханссон и подпись у Надежды не было правильного стилиста)

withlove, ну ты и приколистка!

withlove, она реально оч симпотная была и на скарлу похожая)))

автор, спасибо за пост))
лица, конечно, выглядят “парафиново”, но мне так легче понять, каковы они были. ч/б выглядят, как уже было сказано, таинственней, изящней. на этих что-то приоткрылось.

Morkovich, )) прикольное словцо – а нам парафиново

у Крупской прям как будто рино) такой точеный носик

И еще – балерина была не Ксешинская, а Кшесинская) я тоже в детстве путала

poncheg-, Кшесинских было две – младшая и старшая, она же была любовницей Николая Второго до его брака. Потом она все равно связала себя с императорской семьей, такая была ушлая женщина.

как вот Крупская из такой миловидной девушки с точёным личиком превратилась в страшилище, да и Ленин в юности ничего так был внешне, а потом какие-то метаморфозы случились почти до неузнаваемости

aniase, у нее была базедова болезнь, щитовидка. А Ленин не так уж и изменился, если только под конец, но он совсем больной был тогда.

aniase, с возрастом внутренняя сущность “вылазит” наружу. Зря многие недооценивают “диагноз по фото”, хотя иногда милые с виду ангелочки бывают расчётливыми стервами.

Geilya, Крупская посвятила всю жизнь Ленину и революции, при том она вела все его дела, заботилась о нем как о сыне, без неё что бы с ним было неизвестно. Она глубоко несчастная женщина, которая обожала детей, но не могла их иметь, она много помогала людям, отдавая последнее с себя. Ее”сущность” как Вы выразились была абсолютно не стервозная, а наоборот.

MoSkva, погуливала от ильича время от времени, даже какие-то шашни у нее были вроде даже со сталиным!

интересный наряд у “благородных девиц” – вместо передника на верхней части груди – перевязь. Оригинально.
Ну и остальные наряды можно разглядывать бесконечно.

Читайте также:
Картины Константина Маковского и биография художника

У леди Черчилль такое современное лицо, и выражение очень живое!

Это не леди Черчилль, лицо прифотошоплено с современной фотографии.

Rainn, вы правы, спасибо! Погуглила, леди Черчилль была почти инфернальная красотка!

Сейчас на главной

Модный дайджест: от кампании с Лорой Дерн и ее сыном до звезд в виртуальной одежде

BBC: Варвара Шмыкова, Александра Бортич и другие актеры оказались в стоп-листах из-за своих политических взглядов

В сети обсуждают скандал с недвижимостью вокруг семьи политолога Екатерины Шульман

Кристина Асмус рассказала о буллинге: “Я росла травмированным ребенком, которого били и не любили”

Оксимирон выпустил новый альбом — первый за шесть лет. В нем 36 треков (но почти все — старые)

Десятки выпускниц московской художественной школы обвинили учителя в сексуальном насилии. СК не заводит дело

Генри Кавилл мечтает сыграть Джеймса Бонда и Капитана Британию из киновселенной Marvel

Рози Хантингтон-Уайтли рассказала, как свыкалась с ролью матери: “Оплакивала старую жизнь”

Певица Манижа выходит замуж за режиссера Ладо Кватанию

Адель дала интервью Опре Уинфри: о разводе, новом возлюбленном и потере веса

Кейт Миддлтон, принц Уильям и другие члены королевской семьи посетили церемонию в честь Дня памяти павших

Модная битва: Снежана Георгиева против Таты Карапетян

Снежный, мандариновый, хвойный: пастельный маникюр для зимнего настроения

Звездный Instagram: фото с любимыми и отпускные снимки

Камила Морроне, Миранда Керр, Сиара, Джессика Альба и другие на благотворительном вечере в Западном Голливуде

“Инстаграмные” пуховики и новинки масс-маркета: смотрим новые лукбуки

Роскомнадзор хочет запретить фильмы и сериалы с “секс-девиациями” — вот 13 проектов, которых мы можем лишиться

Кейт Миддлтон, принц Уильям и другие члены королевской семьи посетили Фестиваль памяти в Лондоне

Битва платьев: Светлана Устинова против Саши Лусс

Битва образов: лучшее за неделю — от гламура Леди Гаги до “уродливого” свитера Насти Ивлеевой

Ищете бальзам для губ? Собрали 10 классных средств до 1 000 рублей

Как оформить брови с помощью малярного скотча: способ тиктокерш, который избавит от походов в салон красоты

Своя девчонка и богиня моды: как Зендая стала самой яркой звездой поколения Z

Суд окончательно освободил Бритни Спирс от опекунства ее отца

Битва платьев: Зендая против Кэти Перри

Галереи

Использование и перепечатка материалов Spletnik.ru возможны только с письменного разрешения редакции и при наличии активной ссылки на источник.

Сайт может содержать материалы, предназначенные для лиц, достигших 16-летнего возраста.

Внимание! На сайте не разрешается размещать фото, видео или иной контент, если Вы не имеете на это необходимых прав и/или согласия правообладателя. Перед регистрацией рекомендуем внимательно ознакомиться с пользовательским соглашением.

Мы используем cookie-файлы, чтобы получать статистику и делать контент более интересным. Также cookie используются для того, чтобы реклама была более релевантной. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах и изменить настройки вашего браузера.

ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ / век-XIX — начало XX.

Романтический период

– с 1789 по 1836 год

1813 Кэролайн, Герцогиня Аргайла

Энн Фолдсоне Ми

1813 Кэтрин, леди Хиткот

Энн Фолдсоне Ми

1812-1814 Энн Колфилд, графиня Чарльмонта,

Энн Фолдсоне Ми

1805 мисс Харриет Клементс

(Музей искусств Индианаполиса – Индианаполис, Индиана, США)

1813 Шарлотта, герцогиня Бофорт (1771-1854)

1813 виконтесса Кастерли (1772-1829)

Энн Фолдсоне Ми

1793 Селина Пеквелл, позже миссис Джордж Грот

сэр Томас Лоуренс

1797-1798 гг. Юзеф Массальский, Радзивил, 2-й брак Грабовска

Джованни Баттиста Лампи

(Национальный музей в Варшаве)

1801 Мадам Рекамье, Жан-Батист Жак Августин

(Лувр, Париж, Франция)

1813 Графиня Легран, родившаяся Анриетта Шеррер

(Версальские и Трианонские замки – Версаль, Иль-де-Франс, Франция)

1813 Луиза Хоуп, урожденная Бересфорд,

автор Анн Фолдсоне Ми

1813 Энн Уэлсли, леди Чарльз Бентинк

(1782-1813) Энн Фолдсоне Ми

1822 Графиня Сесилия д’Ауэрсперг,

(Народная Галерея, Любляна Словения)

1841 Луиза Орлеанская Франца Ксавера Винтерхальтера

Период суматохи – с 1870 по 1890

Графиня Келлер 1873 года о

1873 Матильда де Агилера-и-Гамбоа,

леди Фонтагуд Федерико де Мадрасо и Кунца

(Музей Серральбо – Мадрид, Испания)

1877 Илона Зичи, Миклош Барабас


(Национальные портреты – Будапешт, Венгрия)

1900-х Сидней Уэльс Уайт

ПЕРИОД -1890 – 1914

1890 Леди Максвелл, Адольф Вильям Бугро

Принцесса Виктория Уэльская,

1904 Уильям и Даниэль Дауни

1902 Мэри Корониншилд Эндикотт Чемберлен

(миссис Джозеф Чемберлен),

Джон Сингер Сарджент

(Национальная галерея искусств – Вашингтон, округ Колумбия, США)

1909-1910 гг. Альда Уэстон, леди Хоар,

(Стурхед – Стуртон, Уилтшир, Великобритания)

1901 Графиня Каролина-Соммаруга Мараини,

(Фонд Швейцарского института Рима, Рим, Италия)

Мария-Март из Monsters-Mérinville,

рожденная фон Эстеррейхом

(продана с аукциона Delorme Collin du Bocage – Париж, Франция)

1903 Леди Нанн Шрэйдер, Джованни Больдини

1903 Диана де ла Бушер, Витторио Маттео Коркос

1906 г. Этель Луиза Форбс-Лейт (1872–1930),

леди Форбс Лейт, сэр Сэмюэль Люк Филдс

(Замок Фиви – Туррифф, Абердиншир, Великобритания)

Леди Шпейер (Леонора фон Стош)

Джона Сингера Сарджента

1912 Филип Алексиус де Ласло

Мэри Луиз Гамильтон

1913 Этель Мэри (1891–1970), урожденная Белл-Ирвинг, позднее 15-я графиня Лодердейл,

Сэмюэль Генри Уильям Ллевеллин

(Замок Тирлестан – Лодер, Беруикшир, Великобритания)

1915 Виконтесса Чаплин, урожденная Хон Гвладис Уилсон,

Филипп Алексиус де Ласло

Recent Posts from This Community

Новости культуры за неделю

Интересные публикации на новостных сайтах И.К. Айвазовский. Итальянский пейзаж. Вечер, 1858. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея…

Безжалостный Скрябин. Другая история света и тьмы.

Если б не Алексей Чернов, на два часа перенесший в глубины скрябинского таинства, за этот текст я вряд ли бы взялся. «К позднему…

Без головного убора совсем не тот был бы образ.

Разноцветные головные уборы стражей порядка разных стран. Мадрид: Шанхай: Италия: Италия: Италия, Ватикан:…

Почему дамы выстраивались в очередь к самому популярному портретисту XIX века: Франц Великолепный

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Живописец мастерски умел подчеркивать достоинства моделей и сглаживать недостатки, сохраняя при этом портретное сходство героинь и погружая их в роскошь и светский блеск. Такое умение принесло Франсуа Винтерхальтеру громкую славу в великосветском обществе европейских государств.

“Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера, – констатировал Александр Дюма в 1859 году, – они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером”.

К сожалению, немецкий живописец в России известен совсем небольшому кругу зрителей, невзирая на то, что в залах западноевропейского искусства Эрмитажа хранится достаточно не мало его работ. И, тем не менее, Винтерхальтер был одним из самых ведущих портретистов XIX века в Европе. Являясь придворным художником короля Луи-Филиппа, Наполеона III и императрицы Евгении, живописец писал так же портреты монархов и их семейств в Австрии, Бельгии и Англии.

Среди его многочисленных поклонниц была также Виктория (1819-1901) — королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии. Однажды посетив ее дворец в Англии, Франц не единожды возвращался туда еще несколько раз, чтобы запечатлеть Викторию, и ее большое семейство. Только с царственных особ Великобритании мастер написал более 120 портретов.

Со временем Франц Ксавер, отточив свое мастерство портретиста, для ускорения темпов в работе над портретами уже не делал предварительных эскизов и набросков. На смену академическим приемам и скрупулезности, приходит свободный мазок в манере романтизма, что никоим образом не повлияло на уникальность и художественную ценность его произведений.

Писал превосходно художник и детей – маленьких ангелочков, наследников и наследниц правящих домов.

Портреты русских аристократок

Российская аристократия, бывавшая в Париже, также любила заказывать свои портреты у этого неподражаемого художника. Он написал целую галерею женских образов, которые в наши дни хранятся в Эрмитаже и в других известных музеях России.

Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой – самый известный портрет русской красавицы кисти Франца Ксавера, хранящийся ныне в Париже, в музее Орсэ. Именно в столице Франции Варвара Дмитриевна провела большую часть своей жизни, блистая и шокируя аристократическое общество Парижа своим эпатажем.

Несколько станиц из биографии художника

Франц Ксавер Винтерхальтер ( Franz Xaver Winterhalter 1805—1873) – немецкий живописец, один из самых востребованных портретистов середины XIX века. Его светская портретная живопись является единственной в своем роде галереей принцесс и аристократок практически всех стран Европы и России, в том числе.

Франц родился в 1805 году в маленькой деревушке Менценшванд (ныне часть города Санкт-Блазина, Германия). Франц – шестой по счету малыш, рожденный в семье Фиделя Винтерхальтера, фермера и производителя смолы, и его жены Евы Мейер, происходившей из старинного рода.

Начальной грамоте обучался в монастыре, а в 13-летнем возрасте едет в Фрайбург, где в студии Карла Людвига Шулера изучает основы рисования и литографии. В 18 лет поступает в Мюнхенскую академию художеств и проходит курс обучения в мастерской Петера Корнелиуса. Позже перебирается в Париж.

Талантливый мастер начинал свой творческий путь из сюжетных полотен, которые высоко ценились на выставках Парижского салона. Слава о его невероятном таланте быстро разошлась по всей Франции, и вскоре молодой художник становится придворным живописцем короля Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. Франц Ксавье быстро заслужил репутацию не только модного художника, а и знатока династической и аристократической портретной живописи. Так как мастерски научился сочетать портретное сходство с едва уловимой лестью, а также воссоздавать царственную помпезность в живой современной манере. Громкая слава великолепного мастера портрета не заставила себя долго ждать. От богатых и влиятельных заказчиков уже не было отбоя.

Однако, невзирая на свою востребованность и популярность при монарших дворах и в аристократическом окружении, Франц Ксавье редко получал высокие похвалы за свои работы от серьезных европейских критиков. Критики, некогда восхвалявшие дебют молодого немецкого живописца на выставке в Салоне 1836 года, отгородились от него как от художника. Это обстоятельство угнетало мастера, но с этим он уже ничего поделать не мог. Однажды став заложником своей славы, он так и не сумел вырваться из круговорота, куда затянуло его мастерство портретиста. Сам же Франц, выполняя заказы в угоду монархам, некоторое время верил, что еще сможет вернуться к сюжетной живописи и вернет себе авторитет художника. Но, увы.

А с другой стороны художник достиг в области портретной живописи небывалых высот, разбогател, получил международную славу и покровительство царствующих особ. Не каждому это было дано.

Из-за болезни в последние два года жизни немецкий живописец писал очень мало. А во время очередной поездки во Франкфурт-на-Майне к заказчику, он заразился тифом и скоропостижно умер 68-летнем возрасте.

К художникам, которых откровенно недолюбливала критика и боготворила публика, относят и польско-русского живописца Генриха Семирадского.
Об этом читайте в обзоре: Почему Третьяков не покупал для своей галереи картины художника-«чертополоха» Семирадского.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История одного портрета кисти Серова: как сложилась судьба «девушки, освещенной солнцем»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Девушку, освещенную солнцем» Серов написал в 23 года. В 1888 г. он гостил в усадьбе Домотканово, у своего друга Владимира Дервиза. Тот был женат на одной из его двоюродных сестер – Надежде, а вторая сестра – Мария – и стала моделью, портрет которой решил написать художник.

Мария Симонович вспоминала, как позировала Серову: «После долгих поисков в саду для выбора места наконец остановились под деревом, где была врыта в землю деревянная скамья. Сидящий на ней освещался тем летним, играющим от листвы, колеблемой бесшумным ветерком, светом, который легко скользил по лицу. Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, я думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения. Я должна была постоянно думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения. Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения. В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение; часто художник, желая достигнуть еще более совершенного, портит то, что есть. Я этого боялась и потому со спокойной совестью сбежала, именно сбежала в Петербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школе Штиглица».

В 1890 г. в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за врача-психиатра Соломона Львова. Он был политическим эмигрантом, и Мария осталась жить за границей вместе с супругом. Она часто приезжала в Россию и обязательно навещала сестру в Домотканово. В один из таких приездов в 1895 г. Серов написал еще один ее портрет, который стал восьмым и последним по счету, и подарил его Марии.

В 1911 г. Серов скончался от приступа стенокардии в возрасте 46 лет. Игорь Грабарь, друг художника, вспоминал, как незадолго до смерти Серов зашел в галерею и долго молча стоял возле этой картины, а потом сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет».

В 1936 г. в письме сестре Мария Яковлевна рассказала интересную историю, связанную с «Девушкой, освещенной солнцем». Как-то раз к ним с мужем зашел в гости русский инженер, проводивший отпуск в Париже. Увидев на стене календарь с этим портретом, он признался, что эта незнакомка 30 лет назад стала его первой любовью: каждый день он ходил в Третьяковскую галерею, чтобы полюбоваться портретом. Он, конечно, не узнал в 71-летней хозяйке дома ту самую девушку. Он был очень удивлен этой встречей, признался, что у нее глаза все такие же, как на портрете, и на прощание сказал Марии: «Благодарю за глаза».

В 1939 г. умер муж Марии Яковлевны, а вскоре началась Вторая мировая война. Ее сыновья были мобилизованы, и она осталась в Париже одна. В ее дневнике сохранились такие записи: «1943, июнь. Мне 78 лет, но живу еще, хотя чувствую, что кончина здесь, близко, сторожит удобный момент. Самое большое мое желание: это приехать в Россию, если не пожить, то по крайней мере взглянуть на всех понимающих меня и. умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю, и лежать в своей земле. 1944, май. Через месяц мне 80 лет. Русские молодцы, эти победы над немцами придают силу всем людям и надежду освободиться от ненавистного ига. Мое желание и убеждение: так как Серов – художник русский, то произведения его принадлежат русским, родине. Поэтому очень прошу моего сына Андрея сделать необходимые распоряжения и принести в дар Третьяковской галерее мой портрет, который пока находится у него».

Мария Яковлевна дожила до 90 лет и умерла в Париже в 1955 г. Последний ее портрет кисти Серова, написанный в 1895 г., так и остался во Франции: сын Марии, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов после смерти матери передал картину в парижский музей Д’Орсэ.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *