Китайская вышивка шелковыми нитками по шелку

Техника китайской вышивки шелком

Каждый может согласиться с тем мнением, что китайская вышивка шелковыми нитями – это незабываемое и очень красивое зрелище. Кажется, что картина нарисована акварельными красками, настолько она поражает собой воображение. Уникальная техника абсолютно удивительна тем, что в ней происходит игра света и теней.

Конечно же такое рукоделие далеко не простое, а даже сложное и местами кропотливое, требующее от мастерицы усидчивости и определенных навыков. В этой статье вы подробно ознакомитесь с этой техникой вышивания, и узнаете, как правильно ее выполнить своими руками.

Пошаговый фото МК для начинающих по вышивке шелком

Все необходимое для работы

Первым делом вам нужно приготовить для себя удобное рабочее место, чтобы все было под рукой. Не забудьте заранее проверить качество окрашивания приобретенных вами ниток. Проверить это можно следующим образом: сложите шелковое волокно и намочите его водой. Затем положите влажную нитку на небольшой отрез белой материи и прогладьте все это горячим утюгом. Если качество материала будет плохим, то вы сразу же заметите, что белое полотно окраситься в цвет нитки. А теперь подготовьте те материалы, которые вам понадобятся в процессе работы:

  • подрамник нужен такой, чтобы превышал размер вышиваемого полотна приблизительно на четыре сантиметра;
  • шелковая материя;
  • можете воспользоваться также готовым набором для вышивания;
  • простой карандаш и короткие иглы с небольшими ушками.

Вышивка картины шелковой нитью

Приступаем непосредственно к работе. Нужно закрепить материю в подрамник. Если его нет, тогда воспользуйтесь пяльцами. Шелк лучше взять однотонного цвета, и желательно из натуральных волокон. Данная материя будет очень прочной, и не будет деформироваться, а только красиво блестеть и переливаться. В идеале китайская вышивка выполняется на шелке голубого, красного или же белого цвета. Если вы хотите быть более современными или вам не нравятся перечисленные оттенки, тогда можете приобрести кремовую или золотистую ткань.

Теперь приложите к полотну заготовку из картона, и аккуратными движениями обведите ее простым карандашом. В итоге у вас образуется поле, в рамках которого вы будете вышивать своими руками. Если вы абсолютный новичок в этом рукоделии, тогда воспользуйтесь готовыми наборами, которые есть в доступной продаже. В нем вы найдете уже все необходимое.

В основном опытные мастерицы делают пометку на этом выделенном поле, чтобы можно было нанести отдельные контуры будущего узора или рисунка. Вы даже можете перерисовать его полностью. Так, даже будет намного удобнее и сможет существенно облегчить начальный процесс.

Сделав несколько аккуратных стежков, закрепите нитку на полотне. После этого начинайте вышивать в технике глади отдельные мотивы узора, меняя только цвет основного материала. У вас должна получиться как-бы заштриховка шелка. Стоит быть абсолютно внимательными в момент создания очередного стежка, так как в любой неверный момент, вы рискуете порвать нежную и тонкую ткань. И в итоге образуется заметная дырочка.

Когда вы завершите вышивание, нужно будет вырезать изображение, оставив небольшие припуски для того, чтоб потом у вас получилось выполнить обтяжку. Изделие необходимо прикрепить с помощью прозрачного клея к ровной основе, а потом взять плотную материю и вырезать ее по размеру вышивки, чтобы приклеить с обратной стороны шелкового изображения. Таким образом вы скроете все неровности и шероховатости на вышивке.

Не обязательно вставлять готовое изделие в рамку, его можно обрамить декоративным шнурком, который клеится по краю шелковой красоты, используя снова прозрачный клей.

Видео: Технология вышивки шелковой гладью


История рукоделий: китайская вышивка шелком

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Вышивка cтилем Цзянсу “Кот”. Суджоу, Музей вышивки.

Китай – родина не только шелка, но и уникальных технологий по его окрашиванию, таких, что шелковые нити не тускнели веками. Стоит ли удивляться, что вышивка считается одним из древнейших искусств Китая. Причем, историки до сих пор не определились, сколько ему лет – одни говорят, что 2000, другие – что более 3000 лет. Чем и на чем только не вышивали китайские мастерицы: и на шелке, и на хлопке, и на атласе, и шелком, и простыми нитями, и шерстью. Но вышивка шелком по шелку считается по праву вершиной рукодельного мастерства.

Фото. Вышивка cтилем Цзянсу “Лотос”.

Самым ранним примером традиционной китайской вышивки на шелке стали ритуальные одежды в гробнице Машан (Mashan), найденные на территории современной провинции Хубей. Эта находка датируется IV веком до н.э. Сейчас в мире признаны четыре стиля китайской вышивки шелком – стили (или школы) Сычуань, Гуандун, Хунань и. конечно же – сучжоуская вышивка – ее еще называют Сусю (вышивка провинция Цзянсу, в которой и находится Сучжоу). Эта вышивка отличается особой тонкостью работы.

Согласно письменным источникам, сучжоуская вышивка возникла в эпоху Троецарствия (Древний Китай, более 2 000 лет назад).По легенде Император царства У (нынешняя территория нижнего и среднего течения реки Янцзы) СуньЦюань захотел иметь карту своего царства, где в мельчайших деталях были бы изображены все его горы, реки, города и красоты. Но нарисовать такую карту было невозможно – столько мелких деталей нужно было на нее нанести. Тогда император приказал эту карту . вышить. Так на квадратном полотне шёлковой ткани. появилась “Карта Царств”, а в мире китайских рукоделий – возникла самая тонкая и изящная техника вышивки.

Фото. Вышивка cтилем Цзянсу “Цветущий кактус”. Суджоу, Музей вышивки.

Этот вид вышивки окончательно сформировался в период династии Сун (960—1279 гг.), а в период династии Цин (1644-1911 гг) она достигла наибольшей популярности.

Секреты легендарной сучжоуской вышивки берегли как зеницу ока, и очень избирательно передавали из поколения в поколение. Мастера говорят, что даже в начале XX века ради сохранения традиций и всех тонкостей этого изящного искусства внутри семьи, знания передавались только по мужской линии – сыновьям или их женам, но никогда дочерям (в Китае женщина, выходя замуж, становится членом семьи мужа).

А те, кто не умел вышивать – производили материалы для вышивки – тончайшие шелковые нити и ткани. Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов. Даже названия,сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: “Переулок шёлковой нити”, “Фабрика шёлка”, “Улица вышивки цветов”, и другие.

Фото. Вышивка cтилем Цзянсу “Карпы”.

В книге “Тайные сокровища Цинов” написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие как волос. Цвета столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают.

Мотивы и сюжеты также в основном классические: рыбы (карп) — символ успеха, бабочки — символ безмятежной радости, счастья, цветы лотоса — символ верности, сливы, персики — символ плодородия и изобилия, птицы — символ свободы и радости.

В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Елены был послан в Италию как государственный подарок и произвёл там сенсацию. В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.

Фото. Портрет королевы Италии Елены в технике реалистичной вышивки

Принципы и техники вышивки за тысячелетия не изменились – используются только натуральные шелковые нити, которые окрашиваются вручную специально под каждую картину. Причем, даже в небольшом произведении можно используется до 80 оттенков разных цветов, а в больших вышитых полотнах — несколько тысяч. Традиционно такая вышивка выполняется на полупрозрачном шелке.

Этот вид искусства сочетает в себе живопись, графику и рукоделие – вышитые картины напоминают китайские картины в стиле гохуа, только вместо мазков краски используются разноцветные стежки. Понятно, что каждая такая картина требует от нескольких месяцев до года кропотливого труда. Причем, над масштабными вышитыми полотнами мастерицы трудятся коллективно – каждая вышивает свою часть картины, да так, что невозможно определить, где заканчивается фрагмент одной вышивальщицы и начинается участок другой.

Фото. Каждый лепесток складывается из десятков цветных ниточек.. Автор работы – September

на страницу →

А в результате получаются настоящие шедевры – картины выглядят как живые, на них изображены даже самые мельчайшие детали, а узелки прячутся особым способом так, что обе стороны вышивки кажутся лицевыми. Кстати, есть мнение, что избежать узелков и получить плавные переходы цвета помогает использование в работе одной нити, которую секционно окрашивают в различные цвета.

Сюжетами для вышитых картин становятся пейзажи и портреты, натюрморты и животные, сцены из повседневной жизни и репродукции полотен известных художников. Нередко такая картина является двумя картинами в одной. Так, с лицевой стороны – мы видим одно изображение, с изнаночной (хотя какую сторону считать лицевой, а какую – изнаночной, в данной случае, не совсем понятно) – другое. Это достигается тем, что стежками заполняют не только рисунок картины, но и ее фон.

Фото. Двухсторонние вышивки с несовпадающими композициями вызывают восторг!

Фото. Это – две стороны одного полотна. Суджоу, Музей вышивки.

Стоит ли удивляться, что именно в Сучжоу расположены и всемирно известные Музей шелка и Музей вышивки. В последнем – выставлены более 200 изделий разных династий Поднебесной, начиная с 206 г. до н. э. В экспозиции 3 отдела: старинная вышивка, вышивка последних двух династий – Мин и Цин (т. е. с 1368 до 1911 гг.) и современные работы. Обязательно побывайте в нем!

Фото. Вышивка cтилем Цзянсу “Цветущая вишня”.

В прошлом каждую девочку в Китае обучали вышиванию. Знатные мастерицы использовали в работе дорогие ткани, золотые и серебряные нити, нередко вставляя между узорами вышивания драгоценные камни. Простолюдинки вышивали методом перекрестных стежков простыми (но, плотными и яркими нитями) на хлопчатобумажных тканях. Однако сейчас искусствоведы все чаще бьют тревогу – более чем трехтысячная история традиционного искусства китайской ручной вышивки может прерваться из-за все более активного использования вышивального оборудования и технологий машинной вышивки. Жалко будет, если такая красота исчезнет.

Фото. Вышивка cтилем Цзянсу “Карпы”.

Кстати!
На тоже Осинке есть небольшая тема Что за чудесный стиль – вышивка шелком по шелку!, в которой любительницы этой древней техники делятся опытом и хвастаются работами. Ведь яркие цвета и потрясающие тонкость и изящество китайской вышивки притягивают взоры и покоряют сердца. говорят, что эта любовь навсегда.

Что такое китайская вышивка шелком и как её выполнять?

Китайская вышивка при использовании шелковых нитей это сложная и кропотливая работа. Она не подразумевает быстрого выполнения поставленной задачи, а может затянуться на 3,5 и более месяцев.

Особенной трепетливости к себе требуют именно нити, ведь они по своей структуре являются хрупкими и легко лохматятся , поэтому вышивка крестом по-китайски выполняется только вручную.

Разновидности китайских шелковых вышивок

Из Китая произошло множество вариаций вышивок, однако наиболее распространены следующие:

  • «Су». Технология, проявляющая максимальную утонченность и элегантность. При вышивании таким методом положено делить рабочую нить на несколько микрочастей . При выполнении технологии приветствуется аккуратность, гладкость, стежочная ровность и их плотность. Для выполнения картины в таком стиле потребуется использовать плавную цветовую гамму.

  • « Сян ». Чаще всего этот стиль можно наблюдать на вышивках пейзажа, животных и птиц, цветов. При использовании техники рукодельница смешивает несколько цветов и небрежно укладывает стежки.

  • « Yue ». На таких полотнах чаще всего передают всю мощь и волшебство, изображая птицу «Феникс», либо драконов. При вышивании используются яркие, насыщенные цветовые палитры, а стежки поражают ровностью и гладкостью.

  • «Шу». Такая картина не требует особой яркости и выполняется на атласной ткани, немного светлее самих ниток. Также она имеет специфические, и пыщащие разнообразием стежки.

Процесс вышивания картины по-китайски

Вышивка крестом по-китайски требует тщательной подготовки перед началом работы. Это особенно требуется начинающей вышивальщице. Для этого требуется очистить рабочее место, разложить нити и проверить их на качество окраски производителем. Для этого потребуется намочить её водой, завернуть в белую, чистую ткань и прогладить прогретым утюгом. Если нити некачественны , они начнут линять.

Что нужно для вышивки:

  • Пяльца или станок для вышивания, размером немного больше самой картины.
  • Ткань (шелковая).
  • Картонная заготовка или вышивальный комплект.
  • Карандаш, либо мел.
  • Разноцветные шелковые нити.
  • Иголочки с маленькими ушками (короткие 2,5 см).

Процесс вышивания картины:

Когда все готово, можно приступать непосредственно к самой вышивке. Для этого нужно:

  1. Закрепить шелковую ткань на вышивальном станке или пяльцах. Тогда материал будет в меру натянутым, создавая удобство во время работы, натуральным и однотонным. При выборе цвета фоновой ткани стоит обратить внимание на сочетаемость цветов фона и изображения. Для китайской глади характерен красный, голубой или белый цвет, но если вышивается современная картина, лучше использовать золотой или кремовый оттенок.
  2. Далее потребуется воспользоваться картонной заготовкой вышиваемого изображения. Прикладываем её и обводим, перенося на ткань карандашом, либо мелом. Начинающим вышивальщицам лучше приобретать уже готовое изображение, ведь там, на ткани уже помечен фронт работы.
  3. После проведения этих манипуляций можно приступать к самому вышиванию. Первым делом следует аккуратно закрепить нить на ткани.
  4. Далее потребуется воспользоваться всеми нитями, которые есть и как бы заштриховывать все фрагменты изображения. Здесь главное не ошибиться с выбором оттенка, иначе неправильные действия будут безвозвратны и оставят некрасивые дыры.
  5. Чтобы картина казалась объёмной, требуется прошить края мелкими стежками (1-2 мм.), нитками различных цветов.
  6. После окончания вышивки потребуется оставить небольшие припуски вокруг картины и вырезать её.
  7. Готовую картину приклеивают к заготовке любым клеем, а чтобы скрыть припуски, нужно взять картон и вырезать из него кусок требуемой формы. Приклеить с обратной стороны.
  8. В Китае такие вышивки декорирую шнурками, и помещают на стены в рамках. Если использовать такую методику, тогда нужно обклеить шнурком вышитую картину.

Профессиональное мастерство китайских вышивальщиц:

У каждого человека, даже результат одинаковой вышивки будет совершенно разный, ведь при работе, с накоплением опыта у вышивальщицы появляются свои «маленькие хитрости».

Вообще китайская методика вышивания картин, подразумевает изготовление двухсторонней картины. Маленькие изображения могут научиться выполнять многие, но что касается крупных картин, то не каждому дано. Китайские рукодельницы учат этому своих детей ещё с раннего детства, поэтому никому не достигнуть их опыта в создании шелковых шедевров.

Китайские рукодельницы выполняют работу немного иначе. Для вышивания они используют специальный подрамник, поднятый на удобную высоту, где одна рука работает сверху, а вторая снизу оборудования. Также по мере необходимости мастерица может поворачивать его.

Каждая вышивальщица кропотливо относится к своему «детищу» и продумывает каждый прокол ткани, чтоб не ошибиться. Её работа – трудоёмкий и тяжелый процесс при котором, наделав ошибок понадобиться много времени на их исправление.

Советы рукодельницам

Вышивая картину, любая мастерица хочет, чтобы она порадовала долгой жизнью и красотой. Поэтому есть несколько способов получить желаемое:

  • Перед началом вышивания крестом картины по-китайски, требуется проверять качество нитей. Это отразится на продолжительности жизни картины, насколько она будет яркой.
  • Подрамник должен быть поворачивающийся и удобный. Также для изготовления такой картины обязательно должны быть в работе обе руки.
  • При вышивании стоит всегда помнить, что технология подразумевает вхождение и выход иголки, перпендикулярно тканному полотну.
  • Для придания изображению объёмности, многие используют нити разной толщины.
  • Если поменять направление нити, тогда она будет выглядеть, как другим оттенком. Это обусловлено естественной особенностью шелка – иметь собственный матовый блеск.
  • На результат работы могут повлиять открытые ультрафиолетовые лучи или моль. Готовые работы потребуется защитить.
  • Выполненные работы не хранятся в рамках со стеклом. Это подвергает шелковую структуру нитей к разрушению.

Законченная китайская вышивка поражает свей красотой, эстетически приятным внешним видом и позволяют долгие года любоваться ими. Чтобы результат работы порадовал, потребуется приложить множество усилий, желания и только тогда они смогут удивить, вызвать восхищение и трепет сердца, стать украшением жилища. Такие картины редко встречаются в продаже, ведь большинство из полотен передаются по наследству от матери к дочери.

Китайская вышивка шелком по шелку

Китайская вышивка относится к числу основных ремесел, которыми знаменита эта страна. Мастера из провинции Сучжоу вывели это занятие на уровень настоящего искусства, внедряя сложные в исполнении техники и многодетальные узоры.

В качестве основы они используют тонкое полупрозрачное шелковое полотно.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Искусство китайской вышивки шелком по шелку

История развития ремесла в Китае начинается примерно за тысячу лет до нашей эры. Первоначально оно было прерогативой верхушки общества, но со временем вышивкой стали заниматься и другие слои населения. Использовались основа и нити из хлопка, шелка, шерсти. Для разных местностей были характерны специфичные композиции и узоры.

Вышивка по шелку с применением большого числа нитей (сотня и более) требует особенно высокого уровня мастерства и является наиболее дорогостоящей. Она появилась в провинции Сучжоу. Сейчас там действует институт, обучающий этому искусству, задействуя техники, выдержавшие проверку сотнями и тысячами лет. Для работы используются нити из натурального шелка, подвергаемые ручному крашению целенаправленно под конкретную картину. В ХХ веке в полотна китайских мастеров стали вводиться сюжеты и образы, характерные для западной цивилизации. На создание одной работы может уходить несколько месяцев или даже лет.

Китайская вышивка гладью может хорошо передавать игру света, что связано со способностью нескрученной нити преломлять лучи. Часто встречаются работы, имитирующие явление люминесценции. Особенно высокий уровень техники требуется для создания полотен с эффектом трехмерного изображения, достигаемого плотным прилеганием элементов друг к другу. Подобные методы хорошо подходят для запечатления таких «трудных» явлений, как пушистость животного и рябь на поверхности водоема.

Еще одно примечательное направление в вышивке – картина с двумя сторонами. На лицевой стороне такого полотна зритель видит, к примеру, витиеватый растительный узор, на изнаночной – птиц или черепах. Нитки, формирующие два рисунка, перекрываются, и при взгляде на один из них невозможно предположить, что из себя будет представлять второй. Обе стороны воспринимаются, как лицевые. Мастера, владеющие этой техникой, умеют очень искусно маскировать узлы.

В отличие от односторонних работ, такие произведения искусства не вешают на стену. Картина может быть вмонтирована в рамку из стекла и размещена вертикально, чтобы для обзора были доступны обе стороны. Используемые для создания узоров нитки не склонны к выцветанию: сочность цветов сохраняется десятками лет. В семье такие работы переходят по наследству.

Изображаемые на картинах живые существа и растения традиционно наделены символическими значениями. Например, черепаха обозначает вечность, поэтому это животное или узор на его панцире переносили на вышивку, надеясь обрести долголетие. Подобным смыслом наделяли и изображения бамбуковых стеблей и журавлей. Это связано с большой продолжительностью их жизни. Бамбук также считается символом силы, жизненной стойкости, здоровья. Распространение капитализма в китайском обществе привело к появлению растений, ассоциирующихся с урожайностью, богатством и славой. Сюда относятся гранатовые плоды, сосна, пион. Утки-мандаринки стали символизировать любовь.

Помимо растений и животных, в вышитых орнаментах есть ряд распространенных образов, связанных с силами природы и окружающей средой. К примеру, огонь ассоциируется с остроумием, а гора – с центром вселенной. Помещенные в круг или многоугольник водоросли символизируют чистоту природы.

В европейском искусстве (в том числе моде) встречается заимствование элементов культуры средневекового Китая. Сюда относится и вышивка шелком, которую применяют не только для создания картин. Техника широко используется для декорирования одежды и предметов интерьера. Вышивкой украшают платья, блузы (покрой которых также вдохновлен традициями Китая) и другие вещи. Часто орнаменты применяются в декоре обычной одежды, созданной по европейским фасонам, для придания большей эстетической утонченности.

Сюжетно-образный аспект у западных дизайнеров нередко принимает более привычный для местной публики вид, обходясь без мифологических животных (драконы, птица фэнхуан и т.д.) и иероглифических надписей. Очень распространены стилизованные растительные мотивы – бамбук, персиковые деревья, магнолия.

Еще одна сфера использования шелковых орнаментов – отделка аксессуаров и предметов домашнего интерьера. Узор и стилистика подбираются в соответствии с особенностями основы. К примеру, на сумках вышивают яркими нитками изображения с крупноразмерными деталями. Проявляют интерес к китайским орнаментам и европейские дома высокой моды. Иногда на показах можно встретить моделей, представляющих одежду, украшенную такой вышивкой.

При желании сделать вещь с китайским орнаментом можно приобрести один из специальных рукодельных наборов. Схемы в них представляют собой растительные и иные узоры в характерной стилистике. Следует учитывать, что шелковые нити и ткани отличаются капризностью, работа с ними требует внимательного и бережного подхода.

Техники и стили

Предпочитаемые орнаменты и цветовые решения варьируются в зависимости от региона. На основании этого принято выделять четыре главные школы, каждая из которых характеризуется собственным стилем работы.

  1. Школа Юэ, берущая начало на территории, в колониальный период именовавшейся Кантоном. Одна из ее особенностей – использование ярких чистых цветов (насыщенного синего, золотистого и т.д.) и обилие контрастов. Очень распространенным мотивом являются изображения птиц. Они встречаются одиночно и в виде больших скоплений, насчитывающих сотни особей. Иногда птицы имеют длинные сверкающие хвосты. Используются в картинах и настоящие перья. Другие популярные изображения – омары, рыбки, цветочные композиции, растения (например, бергамот). В отличие от других направлений, эффект трехмерности для работ Юэ нехарактерен.
  2. Школа Сян, названная в честь реки, текущей на территории провинции Хунань. Основные особенности – крупногабаритные изображения (особенно часто встречаются большие кошки и птицы), мягкая гладкая поверхность, размер стежков как средство акцентирования. Часто узор наносится на обе стороны ткани, благодаря чему вышитую одежду можно носить изнанкой наружу.
  3. Школа Шу, появившаяся в провинции Сычуань. Первые сведения о работах в этом стиле относятся ко временам, когда вещи с вышивкой были роскошью и имелись только в домах монарших особ. Во времена правления династии Цин мастерство получило широкое распространение. В отличие от некоторых других школ, тяготевших к сочным ярким цветам, здесь используются решения, соответствующие окраске изображаемых объектов в реальности. Еще одна особенность – применение нитей разной толщины и специальное изменение этого параметра для достижения художественных эффектов. Изображаются обычно пейзажи и фольклорные сюжеты. Часто можно встретить на полотнах панд и карпов, которые в изобилии обитали в этой местности. Такой вышивкой часто оформляют платочки, скатерти, постельное белье.
  4. Школа Су, чье название происходит от южного поселения Сучжоу. Ее изделия отличаются высокой детализацией и тщательностью проработки. Часто в композициях использовались растительные мотивы, особенно цветы и деревья. Их изображения на полотнах обладают высокой реалистичностью. К техническим особенностям относятся большая плотность рисунка и плавность переходов оттенков. Линии отличаются тонкостью и аккуратностью. В этой технике выполняются и двусторонние картины. Смешение нитей позволяет достичь богатства оттенков.

В ХХ веке стали появляться новые стили работы. Во многом это связано с переработкой мастерами явлений европейской культуры. К примеру, в 1930-е годы Ян Шоуюй придумал технику произвольного стежка. Метод позволил творчески использовать наложение вышитых слоев, чтобы получить тот или иной художественный эффект. Для работы этим способом требуется еще большая усидчивость. Вместе с тем, он позволяет сделать изображения на полотнах более живыми, а цвета – глубокими. Появление новых направлений дало возможность реалистичного воспроизведения на вышиваемых полотнах фотографических и живописных произведений европейского искусства.

Вышивка шелком по шелку – мастерицы Китая

Вышивка шелком по шелку — жемчужина восточных искусств. Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в эпоху Троецарствия (Древний Китай, более 2 тысяч лет назад): император Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить “Карту Царств”. Горы, реки, города и строения были изображены в мельчайщих деталях на одном квадратном полотне шелковой ткани.

Эти шёлковые картины — тонкая, изящная авторская вышивка мастеров-вышивальщиц Китая: (Джао Дуньбин,Джан Чуньфан,Та Тин,Юнь Чен,Ван Вэй Чжун,Юнь Ванг,Сюе Динь Тин, Сунь Чжунь-шань,Ву Хуанг,Йо Ши Мэй,Тинг Юнь,Янг Чень,Ву Цянь,Йо Ши Мэй,Сыма Цянь).

В книге “Тайные сокровища Цинов” написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие как волос. Цвета столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают. Город Сучжоу по праву является одним из самых известных и посещаемых туристами городов Китая.

Арабский скакун

Лев и львица в степи

В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Лины был послан в Италию как государственный подарок и произвел там сенсацию. В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.

Бабочки у распустившихся пионов

Традиции и опыт сохраняются и приумножаются в современных работах. Шелковая нить не выцветает и сохраняет первоначальный вид десятилетиями.
Лучшие вышивки превосходят рисованные картины. Вышивка шелком по шелку может быть и двусторонней — вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаковой. Такие картины не вешают, а ставят на горизонтальную поверхность.

В миндальной роще

Сучжоуская техника шелковой вышивки появилась более 2000 лет назад, и, благодаря постоянному оттачиванию мастерства, передающегося из поколения в поколения, постепенно достигла совершенства.

Веселая компания(попугаи)

Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов для получения шелковых нитей, использовавшихся для вышивки. Даже названия,сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя:”переулок шелковой нити”, “фабрика шелка”, “улица вышивки цветов”, и
другие.

Ветка яблони с пчелой

Город Сучжоу превратился в центр шелковой вышивки, он стал широко известен не только в Китае, но и за рубежом. Уже в начале XX веке техника шелковой вышивки значительно усовершенствовалась благодаря влиянию запада.

Водяные лилии и карпы

Появилась “Реалистичная вышивка” — именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Лины, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией.

Воробьи в бамбуковых зарослях

В 30-е годы появился стиль “Произвольный стежок”: эта техника вышивки предполагает использование стежков различной длины и направлений, а также наложение многочисленных слоев шелковых нитей различных цветовых оттенков, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, “трехмерности” и реалистичности вышитых картин.

Как и в прежние времена, процесс создания вышитой картины требует огромных затрат труда мастера-вышивальщика: в среднем, одна вышитая картина создается в течение нескольких месяцев непрерывного и тяжелого труда, а отдельные работы мастера вышивают больше года!

Дубовая роща(по мотивам Шишкина)с подрисовкой

Сучжоуская техника ручной вышивки продолжает свое развитие. В настоящее время промышленность провинции Сучжоу производит шелк по усовершенствованной технологии, что позволяет создавать вышитые картины в еще более ярких и живых красках и добиваться поразительных визуальных эффектов

Искусство вышивки шелком по шелку

С каждым днем китайская вышивка шелком становится все более и более популярной и спрос на нее увеличивается. Картины, вышитые при помощи этой уникальной техники поражают воображение своими нежными, трепетными мотивами и удивительной, можно даже сказать волшебной игрой света и тени.

В первую очередь хотелось бы отметить, что китайская вышивка шелком является довольно сложным и кропотливым делом. Как правило, на выполнение одной картины у опытной мастерицы может уходить от 3 до 6 месяцев, а в некоторых случаях работа может растянуться и на целый год.

Кроме того шелковые нити считаются довольно привередливым материалом и требуют к себе особо-трепетного отношения. Настоящими шелковыми нитками вышивают только вручную, так как при работе на машинке они могут сильно растрепаться.

Самые распространенные виды шелковой вышивки

Наиболее распространенными считаются 4 вида вышивки шелковыми нитками. Они отличаются друг от друга сюжетами, техникой исполнения и даже цветовой гаммой:

  1. Самой утонченной и элегантной считается вышивка под названием «Су». Ее характерной особенностью является то, что нить, используемая для вышивки, делится на несколько очень тонких частей. Кроме того подобного рода вышивка выполняется исключительно плотными, гладкими и аккуратными стежками. Для создания картины при помощи такой техники вам нужно будет использовать лаконичную и довольно плавную цветовую палитру;
  2. На картинах вышитых при помощи техники «Сян» чаще всего изображены различные пейзажи, цветы, животные или птицы. Во время такой вышивки вместе смешиваются совершенно разные по цвету нити и стежки укладываются с некоторой небрежностью;
  3. Картины, вышитые при помощи «Yue» поражают воображение своими яркими насыщенными цветами, а также наличием серебряных и золотых элементов. На таких полотнах, как правило, изображены драконы или птицы-фениксы. Стежки в такой вышивке должны быть очень точными, ровными и гладкими;
  4. Отличительной особенностью вышивки «Шу» является то, что в ней используются весьма разнообразные и можно сказать даже специфичные стежки. Картины при помощи такой техники вышивают на мягкой атласной ткани, используя при этом нитки, максимально приближенные по цвету к самой основе.

Как вышить картину шелковыми нитками

Перед тем как приступить к вышивке выбранной вами картины вы должны будете сначала подготовить для себя удобное рабочее место. Также необходимо заранее проверить, насколько качественно окрашены купленные вами нити.

Для этого вы должны будете сложить шелковую нитку и намочить ее водой. Сделав это, вам нужно будет положить мокрую нить на кусочек белой ткани и прогладить ее хорошо нагретым утюгом. Если шелковая нитка будет линять, вы сразу заметите это.

Вот небольшой список материалов нужных вам для вышивки картин шелковыми нитками:

  • подрамник, который должен превышать размер вашей картины примерно на 4 см;
  • шелковая ткань;
  • специальная заготовка из картона или готовый набор для вышивки;
  • карандаш или мел;
  • шелковые нитки разных цветов;
  • короткие иголки (2,5 см) с маленькими ушками.

Подготовив все необходимое для создания настоящего шедевра, вы можете смело приступать к самой работе:

  1. Закрепите ткань в подрамнике или натяните ее на пяльцы. Лучше всего, если выбранный вами шелк будет однотонным и натуральным. Такой материал является довольно прочным и он практически не деформируется, кроме того он немного блестит. Помните о том, что китайская гладь идеально подойдет для шелка голубого, белого или красного цвета. А вот если ваша вышивка будет выполнена в современном стиле, то вам лучше отдать предпочтение шелку кремового или золотистого цвета;
  2. Дальше вам нужно будет приложить к шелковой ткани картонную заготовку и аккуратно обвести ее мелом или карандашом. Таким образом, вы определите «поле» для будущей вышивки по шелку. Начинающим мастерицам конечно лучше будет приобрести уже готовые наборы для шелковой вышивки, куда уже входит непосредственно сама ткань с нанесенным рисунком;
  3. Профессионалы своего дела обычно намечают на этом «поле» при помощи точек не сам рисунок, а лишь некоторые отдельные его детали. Начинающие рукодельницы решившие освоить технику вышивки шелком должны схематично отобразить весь свой рисунок, так как это существенно облегчит их работу;
  4. После того как вы схематично изобразите выбранный рисунок вы сможете приступить непосредственно к самой вышивке. Для начала вам нужно будет при помощи небольших аккуратных стежков закрепить на ткани саму нитку;
  5. Затем вам надо будет, используя разные по цвету нитки прошить гладью все детали выбранного вами рисунка. Можно сказать, что вы должны будете, как бы «заштриховать» их. Во время вышивки будьте предельно внимательны и осторожны, так как любой неверный стежок оставит некрасивую и к тому же очень заметную дырочку на шелке;
  6. Сделав это, вы должны будете еще раз прошить края деталей цветными нитками. При этом ваши стежки не должны превышать 1-2 мм. Благодаря такой маленькой хитрости вышивка будет казаться более объемной;
  7. Когда ваша вышивка шелком по щелку будет завершена, вам надо будет вырезать ее. Обратите внимание на то, что вы должны будете обязательно оставить небольшие припуски для того чтобы впоследствии можно было сделать обтяжку;
  8. На данном этапе вышивка должна быть приклеена к приготовленной заранее основе. Для того чтобы это сделать вам понадобится любой быстросохнущий прозрачный клей;
  9. Затем вырежьте из какой-нибудь плотной ткани деталь такого же размера как у вашей вышивки и приклейте ее с обратной стороны картины. Это поможет вам скрыть некрасивые припуски;
  10. Обычно вышитые нитками картины обрамляют декоративными шнурками или вставляют в рамочки. Если вы решите украсить свою вышивку шелком при помощи шнура, то вам нужно будет приклеить его к краю картины прозрачным клеем.

Работа профессионалов

Китайская техника вышивки действительно уникальна. Картины даже с одинаковыми сюжетами будут выглядеть по-разному, ведь у каждого мастера есть свое собственное видение мира и свои маленькие хитрости, которые передаются из поколения в поколение.

Конечно, всем нам хотелось бы научиться вышивать такие удивительные картины, но, к сожалению это довольно сложно. Для того чтобы освоить данную технику и самостоятельно выполнить двухстороннюю картину необходимо учиться долгие годы. В Китае этому искусству начинают обучать еще в детстве, для того чтобы став взрослым человек мог создавать прекрасные шелковые шедевры.

Посмотрите внимательно на эти работы и представьте себе, сколько времени и сил уходит на то чтоб такая вышивка могла радовать окружающих своей неземной красотой и величием. А ведь профессионалы, вышитые полотна предпочитают делать двухсторонними. Причем с одной стороны вышивка по шелку может быть выполнена нежными светлыми нитками, а с другой наоборот более яркими и насыщенными.

Для того чтобы увидеть как работает настоящий мастер вышивающий шелком картину вы можете просмотреть видео работы по вышивке шелком на нашем сайте.

Обратите внимание на то, что мастера вышивает на специальном подрамнике, который установлен на удобной для них высоте. Кроме того вышивальщица периодически поворачивает этот подрамник.

Стежки делаются молниеносно, но перед тем как проткнуть ткань женщина ненадолго замирает, выбирая подходящую точку будущего прокола. Создается впечатление что вышивка «стоит на месте», лишь быстро мелькают руки мастерицы как будто крылья порхающей бабочки.

Конечно же, это не так – работа не стоит на месте. Просто такого рода вышивка это очень трудоемкий и сложный процесс и для того чтобы увидеть какие-либо изменения нужно подождать несколько дней, а порой и пару недель.

Полезные советы

Для того чтобы ваши картины, созданные шелком, сохранили свой первоначальный внешний вид, а также были максимально приближены к оригиналам создаваемым китайскими мастерами, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. забывайте перед началом работы проверять качество шелковых нитей, ведь от этого зависит, будет ли ваша вышивка красивой, яркой и долговечной;
  2. Подрамник должен быть установлен так чтобы во время работы ваши руки были свободными и в случае необходимости вы могли его перевернуть;
  3. Китайская техника вышивки является уникальной и неповторимой. Во время работы с шелком иголка всегда входит и выходит перпендикулярно ткани;
  4. Вышивая шелком, вы не должны делать узлов на ткани. Шелковую нить можно закреплять как с изнаночной, так и с лицевой стороны и делается это при помощи пары небольших стежков;
  5. Для того чтобы придать картине объем или наоборот сделать ее почти прозрачной мастера используют шелковые нитки разной толщины;
  6. При помощи одной и той же нити можно создавать различные оттенки, для этого достаточно просто поменять ее направление. Это объясняется тем, что шелку присущ свой собственный матовый блеск;
  7. Готовые картины необходимо защищать от моли и от воздействия прямых солнечных лучей;
  8. Вышитые полотна ни в коем случае нельзя хранить под стеклом. Это связано с тем, что в таких условиях шелк будет как бы «потеть» и его волокна вскоре разрушатся.

Невозможно передать словами всю красоту и прелесть работ, для создания которых использована уникальная китайская техника вышивки шелковыми нитями. Мастера вкладывают душу в свою работу и глядя на картины сделанные профессионалами нельзя не испытывать некоторый трепет и искреннее восхищение. Картины вышитые шелковыми нитями всегда будут высоко цениться и смогут украсить интерьер любого дома. Такие полотна принято передавать по наследству, и они хранятся в семье на протяжении многих лет.

Видео: китайская вышивка шелком


Вышивка жемчугом на Руси

Вышивка жемчугом была на Руси необычайно популярным видом рукоделия, в котором русские мастерицы достигли невиданного совершенства.

Мастерские Кремля, 1672−1673 гг.

Первые упоминания о жемчуге на Руси датируются десятым веком. Жемчуг считался исконно русским украшением. Богаты жемчугом были реки и озера русского севера. Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа. Наши северные реки были так богаты жемчугом, что расшитые жемчугом праздничные наряды могли позволить себе даже обычные крестьянки. Путешественник барон Август фон Гакстгаузен в описании некоторых губерний, например, Нижегородской, сообщает, что «каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин»!

До конца ХIХ века Россия занимала второе место в мире, после Индии, по экспорту речного жемчуга. Среди европейских стран она имела самые богатые промыслы речного жемчуга. Жемчужные раковины водились в более чем двухстах реках Российской империи.

Подольник фелони (часть церковного облачения), Мастерские Кремля, XVII в

Лучший русский жемчуг назывался «скатным», то есть круглым, скатывающимся. Жемчужины неправильной формы называли “рогатыми” или “угольчатыми”.

Перед использованием жемчуг проходил обработку в несколько этапов. Жемчуг, только вынутый из раковин, твердеет не сразу и при затвердевании может потерять в качестве. Поэтому его подвергали так называемому «замариванию». Так этот процесс описывается в старинных книгах о ловле жемчуга: «Промышленники, увидя зерно, от мяса его отрывают и кладут себе в рот, в коем держат часа два и сие называется «замариванием». После этого жемчуг в мокрой тряпке держат за пазухой, пока он окончательно не затвердеет». Затвердевший жемчуг зачастую дополнительно чистили и шлифовали. Затем с помощью сверл разного размера в жемчуге просверливались отверстия (порой толщиной в человеческий волос), но известно также, что еще не затвердевший жемчуг для вышивания могли просто проткнуть тонкой иголкой. На финальном этапе жемчуг сортировался по размеру.

Женский головной убор. Вологодская губерния XVIIIв.

«На образах богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Наиболее уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными камнями. Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе» (барон Гакстгаузен). Иностранцев ошеломляло обилие жемчуга в России.

Серебро, золочение, жемчужная риза, Москва, середина 18 века

Серебро, чеканка, гравировка, золочение, жемчужная риза. Москва, конец XVIII века.

Икона Иерусалимской Богоматери. Серебро, чеканка, гравировка, золочение, перегородчатая эмаль, жемчужная риза.

товарищество А.М. Постникова, Москва, 1892 г.

Серебро, чеканка, гравировка, золочение, перегородчатая эмаль, жемчужная риза. Москва, конец 1895 год, Антон Чеварзин.

Шитье жемчугом, иначе называвшееся «низанье», «саженье», считалось прерогативой женщин. Слава о русских мастерицах гремела даже за пределами страны. «В шитье, — писал шведский дворянин Петерей, — они опытны и искусны так, что превосходят многих вышивальщиц жемчугом и их работы вывозились в далекие страны».

Cпрос на жемчужное шитье был так высок, что повсеместно стали возникать мастерские, не только при монастырях, но и светские, так называемые «светлицы». Известны работы светлиц князей Старицких, бояр Годуновых, «торговых гостей» Строгановых и многих других.

Кокошник XVIII. Олонецкая губерния

Кстати, в старину жемчужные украшения носили не только женщины, но и мужчины. Например, в летописи сказано, что князь Святослав носил одну сережку, украшенную жемчугом. А отец великого Дмитрия Донского передал сыну золотой пояс с каменьями и жемчужными украшениями.

Сапожок, вторая половина XVII века, Оружейная палата

Поручи (часть церковного облачения), вторая половина XVII в.

Поручи, Мастерские Кремля, 1672−1673 гг.

Жемчужины речные охотники искали в раковинах моллюсков, называемых перловками жемчугоносными, или европейскими жемчужницами, обитающими в проточных холодных водах ручьев и рек. Перловки водились далеко не в каждой реке, поэтому такие места необходимо было уметь находить. Чтобы запомнить место, ловцы делали пометки на деревьях, растущих на побережье. Добычу обычно проводили в июле-августе, поскольку в это время вода достигала максимальной температуры +13 °С. В более холодных и глубоких речках жемчужниц ловили с плотов, используя расщепленные на концах шесты. Кроме того, в арсенале ловцов были остроги и железные сачки. Ловцы ложились на плот и шарили щупом по дну. Из найденных раковин выбирали только кривые, горбатые и неровные. Именно в них зарождались драгоценные горошинки.

За лето ловец мог выловить жемчуга на 200-300 рублей, что по тем временам было немало. Самый лучший по размерам и цвету жемчуг добывали на Белом море у города Кемь. На городском гербе даже изображен жемчужный венок на голубом фоне.

Кокошник, Новгородская губ. Расшит речным жемчугом. Русский музей

Кокошник, 2-я половина 19 в, Псковская губерния

Кокошник. Речной жемчуг, перламутр, бисер, золотое шитье. Олонецкая губерния, XIX век. Русский музей

Сорока-женский головной убор. Курская Губерния XIХ в.

Повязка-девичий головной убор. Русский Север XVIII в.

В быту использовали не только жемчужины, но и раковины перловок. Из них изготавливали красивые перламутровые пуговицы, а также инкрустации для отделки различных вещей.

Зачастую вышивка жемчугом соседствовала с золотным шитьем, например, жемчужные нити обшивалась с обеих сторон шнуром из 6−7 скрученных вместе золотных нитей. Кроме того, использовались разнообразные материалы, блестки, другие драгоценные камни.

Саккос, Мастерские Кремля, 1696 г.

Интересный факт: все образцы древнего шитья, которые выполнялись на пяльцах (независимо от техники), с обратной стороны смазывались клейстером, сваренным на квасу, чтобы предохранить работу от съеживания при снятии с пялец! Клей при этом наносился прямо рукой с обратной стороны шитья, и иногда, в частности в крупных работах, смазывалась полностью вся изнанка.

Стоит сказать, что бездумная и варварская добыча ценных жемчужниц в тридцатых годах XX века нанесла значительный урон природе. В ходе добычи на прионежском и карельском побережье скопились большие кучи раковин, поскольку все правила промысла были забыты. А о восстановлении популяции моллюсков вообще никто не заботился. Вскоре ареал обитания жемчужниц стал настолько небольшим, что добыча их стала не выгодна.

На сегодняшний день более 90% жемчуга выращивается на плантациях, а кроме того, существуют способы создания искусственного — например, послойное нанесение перламутра на шарик-основу. Цена натурального жемчуга крайне высока, и добывается его очень мало, ведь для того, чтобы получить несколько качественных жемчужин, необходимо убить около сотни моллюсков!

Читайте также:
Жемчужное низание и вышивка жемчугом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *