Портрет Лопухиной и другие женские портреты художника Боровиковского

Женские образы в портретах художника Боровиковского

Прошло более двух веков с тех пор, как был написан портрет М.И. Лопухиной. Менялись поколения, художественные стили и вкусы, но портрет, который создал В. Боровиковский, до сих пор остаётся притягательным и загадочным.

Поспешите в Третьяковскую галерею, и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Портрет влечёт к себе взглядом карих глаз девушки, направленным куда-то, скорее всего, в себя. В нём грусть и разочарование, она задумчива, её мысли будто обращены в далёкую, но она уже знает, несбыточную мечту. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. Ясное лицо девушки, нежная фарфоровая кожа, плавная грация позы и всё внешнее благополучие не могут скрыть от такого гениального художника, как Боровиковский, глубокой внутренней печали.

А Владимир Лукич умел чувствовать чужое настроение и характер, тем более у такой ещё юной особы (М.И. Лопухиной исполнилось в это время 18 лет). Мария Ивановна была дочерью графа Ивана Андреевича Толстого, генерал-майора Семеновского полка, предводителя Хологривского дворянства и Анны Федоровны Майковой.

Машенька вышла замуж за егермейстера С.А. Лопухина, и как говорили, была несчастлива в браке, с мужем не было эмоционального единства. Детей в семье тоже не было, а через шесть лет после замужества, она умерла от чахотки, весьма распространённой болезни того времени. Похоронили Марию Ивановну в родовой усыпальнице Лопухиных, в Спасо-Андронниковском монастыре в Москве, в котором теперь музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

Она давно прошла – и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.

В портрете прелесть юности, обаяние женственности, но в нём есть и сложность противоречивых чувств девушки, которая ему позировала. Боровиковский писал портрет так, как чувствовал свою модель. От девушки будто исходит сияние чистоты. Белое платье с нежным серо-голубым оттенком напоминает греческий хитон. Тёмно-голубой пояс, охвативший стройный девичий стан, воздушная дымка, смягчающая чёткие линии, – вся палитра создаёт нежность и воздушность, подчёркивает обаяние юности.

В портрете легко ощущается тишина и прохлада парка, а также кажется, что движения модели в этот день были плавными и даже немного замедленными. Изображение выходило не бестелесным, но и не плотским, в нём ощущается идея возвышенности. Писал ли Боровиковский ту Машеньку, которую видел и чувствовал, или сообщил портрету кое-что из собственных ощущений? Возможно, художник видел перед собой прекрасный идеал женщины своей души, и сблизил его с моделью, трудно сказать.

Лопухина изображена на фоне русского национального пейзажа, конечно здесь много условного и декоративного — колосья ржи, васильки, стволы берёз, поникшие бутоны роз. Склонённые колоски перекликаются с плавным изгибом фигуры Лопухиной, голубые васильки – с шёлковым поясом, белые берёзки мягко отражаются в платье, а душевное состояние — с поникшими бутонами роз. Может быть увядающей розой рядом с прекрасным образом девушки художник наводит нас на размышления о бренности и красоты, и жизни.

Весь мир природы, как часть души девушки, слияние контуров, палитра природы и женского образа создаёт единый гармонический образ. Этим портретом восхищались и современники художника, а затем и потомки следующих поколений. Именно потому, что мы с каким-то внутренним смущением души долго и молча стоим, любуясь образом девушки, можно сказать, что мы стоим перед великим произведением искусства.

Читайте также:
История XIX века в красивых женских портретах

Боровиковский, Владимир Лукич

В.Л. Боровиковский в русском искусстве XVIII века был одним из гениальных художников. В 1788 году в декабре он приехал в Санкт-Петербург из Миргорода. Об этом, как и обо всех приезжающих в то время, было доложено самой Екатерине, которая была крайне обеспокоена назревавшей во Франции революцией, а кроме того, частенько вспоминала так напугавший её пугачёвский бунт.

Но прежде чем приехать Боровиковский был всего-навсего способным иконописцем, и работал подобно своему отцу – писал иконы. Изредка миргородцы заказывали ему написать их портреты, украшая свои дома собственными изображениями. Вот за этим занятием и приметил его поэт В.В. Капнист, предводитель киевского дворянства.

Владимира Лукича привлекли к оформлению здания для приема императрицы во время её южного путешествия. Когда он прекрасно справился с непривычной для него темой, в которой ему пришлось писать огромные панно с аллегорическим сюжетом для прославления государыни, В.В. Капнист и его свояк Н.А. Львов предложили ехать в столицу, дабы совершенствоваться в искусстве.

Здесь ему посчастливилось быть учеником самого Левицкого, но всего лишь несколько месяцев. Затем он получил несколько уроков живописи у портретиста Лампи, приехавшего из Вены по приглашению Потёмкина. Во всей видимости, иностранный художник сумел увидеть в молодом Боровиковском талант живописца, так как впоследствии он много сделал для официального признания своего ученика.

Лампи писал портреты, придавая своим моделям внешний блеск, не заботясь о передаче характера на портрете, так как знал, что его чаще всего лучше скрыть, да и сами модели будут довольны, если их алчность или жестокость, тщеславие или агрессивность будет не замечена.

В. Боровиковский в 1795 году получил звание академика, в 1802 году стал советником Академии, причем, не учившись в ней. А всё потому, что в пору его молодости и даже зрелости в Академию принимали лишь в детском возрасте. Только в 1798 году получили доступ в Академию взрослые ученики, для которых, благодаря настойчивости архитектора Баженова, были открыты бесплатные рисовальные классы.

Лизынька и Дашинька

Один за другим выходили из-под кисти Боровиковского портреты. И в каждом из них видна человеческая душа. Среди них много мужских портретов, в том числе и императора Павла. Все они по характеру сложны и противоречивы, как впрочем, и сами модели. В женских портретах больше лирики, обаяния, нежности. В этих портретах художнику удавалось гармонически сочетать человека, а вернее сказать его душу, с природой. Художник наполнял образы своих моделей глубиной чувств и необычайной поэтичностью.

Но с годами художник ощущал, что писать ему становится всё труднее и труднее. В. Боровиковский, религиозный и по характеру робкий и замкнутый, в конце жизни вновь возвращается к тому, с чего начинал – к религиозной живописи и иконописи.

Портрет Е.А.Нарышкиной

За два десятилетия художник написал великое множество придворных портретов, но так и остался «маленьким» и одиноким человеком, не усвоив в себе ни облика, ни привычек придворного художника. В конце 1810-х годов один из его учеников написал портрет Боровиковского, в котором, как и его учитель, сумел заглянуть в душу. На портрете изображён человек, мучимый неразрешимой загадкой, которая угнетала и угнетает его всю жизнь…

Читайте также:
Обезьянки на Новый год – 16 дорогих сувениров

Незадолго до смерти он работал над убранством церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, где затем и был похоронен в возрасте 67 лет.

А портрет М.И. Лопухиной ещё долгое время хранился у ее племянницы, Прасковьи Толстой – дочери, брата Марии Ивановны, Федора Толстого. Для всего семейства это была семейная реликвия. Когда Прасковья стала супругой московского губернатора Перфильева, у него в доме и увидел этот портрет создатель национальной галереи живописи и коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Портрет был куплен им, и впоследствии стал подлинной жемчужиной Третьяковской галереи.

Легенды и история портрета Марии Лопухиной

Владимир Ильич Боровиковский – Портрет Марии Лопухиной, 1797

Многие работы, известные в живописи, окутаны мистикой, а порой и историями с нехорошей славой. Примером такого произведения искусства является портрет Марии Лопухиной. Что известно об авторе этой работы и ее особенностях?

Портрет молодой и красивой графини Марии Лопухиной, старшей дочери генерала в отставке Ивана Толстого, была написан русским художником-портретистом Владимиром Боровиковским. Этот художник был известен, благодаря своим талантливо выполненным портретам представителей аристократического общества и иконам. В 1795 году мастер изобразил великого князя Константина Павловича, за что и удостоился звания академика живописи.

Еще через 2 года после этого знаменательного события мастер получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Заказ на написание портрета был адресован Боровиковскому мужем госпожи Лопухиной – егермейстером Степаном Лопухиным (он был на 10 лет старше жены). В те времена будущих супругов своим детям выбирали родители, и этот брак заключался таким же образом. Ходили слухи, что ни Степан, ни Мария не были счастливы в браке.

Автор со всей ответственностью и симпатией к модели приступил к написанию портрета, и такие настроения автора можно прочувствовать, едва взглянув на картину. Если взглянуть на работу Боровиковского, то может сложиться впечатление, что сама девушка позирует на фоне пейзажа парка, но на самом деле это не так. Фон, находящийся на заднем плане, является декоративным, а само написание работы происходило в мастерской художника. К слову, пейзажный фон для написания портретов был характерной чертой искусства живописи в восемнадцатом веке. Что касается данной работы, то автору удалось с высокой точностью передать весь романтизм и красоту юной модели.

Однако если хорошо присмотреться к выражению лица юной Марии, то на нем можно увидеть тень некой грусти и, возможно, предстоящей беды. Что касается самой графини, то ее жизнь оборвалась всего лишь через 3 года после написания этого портрета. Молодая женщина в 21 год буквально сгорела от чахотки, так и не успев обзавестись наследниками. К слову, сам Степан Лопухин также вскоре после супруги умер.

В связи с трагичной судьбой Марии Лопухиной, портрет, на котором ее изобразил Боровиковский, был окутан многочисленными неприятными мистическими историями. Во времена Пушкина считалось, что стоит молодой незамужней девушке посмотреть на эту картину, и она сама вскоре умрет от страшной болезни. Ходили слухи, что портрет стал фатальным для более чем десятка юных красавиц.

Читайте также:
Лучшие Украшения из нефрита обладают свойствами

Еще одна мистическая история связана не только с самой Марией, но и с ее отцом, который при жизни был магистром масонской ложи и обладателем оккультных знаний. Существовала версия, согласно которой Иван Толстой после ранней кончины дочери наделил знаменитую картину ее духом.

Однако в 1880 году все слухи и страшные истории о работе Боровиковского были сведены на нет после того, как портрет графини Лопухиной был выкуплен меценатом Павлом Третьяковым. Картина была выставлена в его галерее, со временем названной Третьяковской. С тех пор миллионы людей вживую увидели этот знаменитый портрет, но, к счастью, ни единого случая смерти от просмотра картины не было зафиксировано. Сегодня портрет графини Лопухиной по-прежнему демонстрируется в Третьяковской галерее в Москве.

Владимир Боровиковский – Портрет Марии Лопухиной
Фильм из серии “Третьяковская галерея. История одного шедевра”

Поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Описание картины «Портрет Марии Ивановны Лопухиной»

Многие искусствоведы сходятся во мнении, что «Портрет Марии Лопухиной» – вершина сентиментализма в русской живописи.

Картина Владимира Лукича Боровиковского представляет собой пример удивительной согласованности человека и природы. Кажется, что природа – часть души женщины, а она сама – частица мира. Голубые васильки перекликаются с цветом пояса на платье, свежий румянец на щеках молодой женщины служит антитезой увядающим розам, небрежно свисающая рука гармонирует со склоненным колосьям. Все эти повторы, противопоставления и ритмические соединения образуют единое целое. Портрет и пейзажный фон плавно перетекают друг в друга.

Новаторство Владимира Лукича Боровиковского

С этой картины Владимира Лукича Боровиковского начался новый этап в русской портретной живописи. Впервые мы видим, как элементы пейзажа, а не предметы интерьера подчеркивают и оттеняют изображенный образ, делая упор не на социальную значимость или статус героини и даже не на ее внешность как таковую, а на интимные стороны характера, глубокие движения души изображенной женщины.

В этом, безусловно, можно уловить влияние английского сентиментализма. В первую очередь на Владимира Лукича Боровиковского повлияли картины Ангелики Кауфман. Немецкая художница обучалась живописи в Англии и была весьма популярна в эти годы в России. У нее В. Л. Боровиковский и перенял манеру использования пейзажных мотивов в портрете. Екатерина II приобрела некоторые картины Кауфман, написанные по мотивам «Сентиментального путешествия» Лоренса Стерна. Например, «Безумная Мария» и сейчас хранится в Эрмитаже.

Мистика «Портрета Марии Лопухиной»

Образ увядающих роз на картине трактуют как символ скоротечности женской красоты. В случае с Лопухиной этот символизм проявился буквально.

Мария происходит из дворянского рода, она старший ребенок в семье (еще было четыре сестры и два брата). Отец семейства Иван Андреевич Толстой увлекался мистицизмом и числился магистром масонской ложи, что внесет в будущем существенную лепту в слухи о портрете Владимира Лукича Боровиковского. Мария Лопухина, кстати, состоит в отдаленном родстве со Львом Толстым – знаменитый писатель приходится ей двоюродным племянником.

Читайте также:
Костюм белорусской шляхты – картины и история

Марию, 18-летнюю девушку, по родительскому сговору, как чаще всего происходило в те годы, выдали замуж за Степана Лопухина, действительного камергера при дворе Павла I. Супруг был на 10 лет старше. Портрет, написанный Владимиром Лукичом Боровиковским, стал его первым подарком молодой жене.

Заключаемый родителями брак далеко не всегда мог обеспечить семейное счастье. Марии Лопухиной – не обеспечил, и даже портрету не суждено было стать счастливым талисманом. Настоящей близости с мужем у Марии не сложилось, а возрасте 23-х лет она умерла от неизлечимой на тот момент чахотки. И хотя позднее поэт Яков Полонский напишет о картине и ее героине: «Но красоту ее Боровиковский спас», – в те годы с ним бы вряд ли согласились. Ведь по Москве прокатился зловещий слух о том, что виновен в смерти Лопухиной… портрет!

Суеверие гласило, что если молодая девушка посмотрит на картину вблизи, то непременно в ближайшее время умрет. По некоторым данным, портрету приписывали гибель десяти барышень на выданье. Страшным шепотом горожане пересказывали друг другу слухи: дескать, отец Марии завлек в картину дух умершей дочери, и теперь он похищает жизни молодых женщин, которые осмелятся приблизиться к портрету.

Племянница Марии Лопухиной Прасковья Толстая не испугалась этих рассказов и забрала картину к себе. Позднее она вышла замуж за московского губернатора Перфильева. Павел Третьяков увидел картину у них в доме, пожелал ее приобрести для своей галереи, и ему это удалось.

Владимир Боровиковский история портрета М.И.Лопухиной

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) – русский художник, внёсший неоценимый вклад в сокровищницу шедевров живописи, по словам современников, «украсивший Россию своими произведениями».

От иконописца к портретисту

В.Л. Боровиковский свой творческий путь начинал на Полтавщине как потомственный иконописец: отец, дядя и братья его занимались росписью икон в храмах. Впоследствии по приглашению Екатерины II, которой понравились выполненные художником на заказ портреты, он переехал в столицу.

С 1788 года художник живёт в Петербурге, учится и много работает. С этого времени основным направлением его творчества постепенно становится портретная живопись. Герои его полотен – члены императорской семьи, высшие сановники, яркие представители литературы и искусства – современники художника.

Мария Лопухина

Мария – 18-летняя юная и очаровательная молодая женщина, только вышедшая замуж. Заказ на её портрет поступил художнику от мужа красавицы, егермейстера и действительного камергера при дворе С.А. Лопухина в 1797 году.

До замужества Лопухина графиня Толстая, дочь генерала Ивана Толстого, который был магистром масонской ложи и увлекался мистицизмом.

Работая над портретом, художник был совершенно пленён обликом Марии. Эта юная женщина была нежным, поэтическим, чистым и прелестным созданием. Вместе с тем, возможно, художник как тонкая натура чувствовал и улавливал в её образе что-то печальное. Может, предчувствие беды?

Трагедия юной красавицы

Портрет был написан и украшал один из залов в доме Лопухиных. Но через три года молодая женщина заболела. Современники свидетельствуют о переживаниях и страданиях художника по этому поводу. Медицина в то время ещё не знала способов борьбы со многими болезнями, и чахотка вскоре унесла жизнь молодой и цветущей, не успевшей познать счастье в полной мере, в том числе материнства, Марии.

Читайте также:
Необычные истории со знаменитыми изумрудами

Мистические слухи

В салонах шептались о мистической силе портрета Лопухиной. Якобы, только бросив взгляд на картину, любая девушка обрекает себя на скорую смерть. Обретение картиной такой страшной силы приписывалось безутешному отцу Марии. Суеверные люди считали, что графом Толстым, известным в свете мистиком и масоном, в изображение Марии вселён её дух, который и забирает девушек на тот свет.

Описание картины

Портрет Лопухиной удивительно сочетает декоративную тонкость с чувством притягательности героини. Мария предстаёт на фоне русского пейзажа с берёзами, колосьями и васильками как нежная, меланхоличная, мечтательная красавица с тонкой душой. Черты лица необыкновенно мягки. Гармония ощущается во всех элементах картины: в положении тела героини, наклоне очаровательной головки, выражении глаз, линиях губ. Светлый изысканный и вместе с тем простой наряд подчёркивает её юность и очарование. Она словно распустившийся свежий бутон.

Но рядом изображены цветы. Такие же прохладно-пастельные, светлые, как весь образ героини, розы сорваны и уже слегка поникли. Может, это художественное и печальное чутьё автора? Красота цветов всегда завораживает, олицетворяя саму жизнь, но цветение, увы, не вечно.

Лопухина в Третьяковской галерее

После смерти Марии Лопухиной, а через несколько лет и её мужа портрет хранился в семье Прасковьи Фёдоровны – племянницы Марии. Там его и увидел Павел Михайлович Третьяков, российский коллекционер и основатель галереи. Были в его коллекции и другие чудесные портреты, написанные Боровиковским, но Лопухина была особенно любима им и его семьёй.

Сейчас, в XXI веке прелестной русской женщиной с таинственной полуулыбкой и загадочным взглядом любуются тысячи посетителей Третьяковской галереи. Шедевр Боровиковского сложно переоценить. В нём всё – ускользающая красота, душевная грусть и великая мудрость.

Жизнь художника В.Л. Боровиковского

Портрет Натальи Гончаровой, написанный Александром Брюлловым

В.Л. Боровиковский: история создания портрета Марии Ивановны Лопухиной

В период расцвета творчества В.Л. Боровиковского был написан портрет Марии Ивановны Лопухиной. Этот период славится правлением Екатерины II и Павла I. Именно в этот период особой ценности достигли праздничные портреты, отличающиеся торжеством.

История создания портрета Марии Лопухиной

Портрет М.И. Лопухиной был написан по заказу супруга женщины С.А. Лопухина – камергера при дворе и егермейстера. Картина была признана шедевром В. Боровиковского, поскольку она представляет собой кардинальное воплощение эстетических параметров сентиментализма.

На полотне портрета изображена еще юная 18-летняя девочка, которая принадлежит к дворянам. Девочка недавно была отдана замуж и этот портрет – подарок супруга. Картина не может не очаровывать и не завораживать взгляд зрителя.

  1. Полотно было создано в 1797 году.
  2. Картина выполнена в портретном жанре.
  3. Портрет Лопухиной написан на холсте масляными красками.
  4. Размер картины достигает 72х53.5 см.
  5. Сегодня полотно располагается в Третьяковской галерее в Москве.

Краткие сведения об авторе

Владимир Боровиковский обрел свою популярностью благодаря уникальным работам, выполненным в портретном жанре. Мастер сумел объединить устои классицизма и сентиментализма. В самых значимых для него портретах модели были изображены не в парадных костюмах, а в домашних нарядах. На заднем фоне виднеются не парадные дворцовые стены, а природный пейзаж.

Читайте также:
Стиль рококо в одежде и мода эпохи рококо

Художник старался передавать гармоничное сочетание человека и природы. В. Боровиковский старался показать зрителю внутренний мир своих персонажей. Тем не менее, на многих портретах мастер отображает сходство между всеми натурами, придавая им женственность и фамильное родство.

Среди самых интересных библиографических фактов В. Боровиковского следует отметить:

  • В 1819 году мастер стал участником общины Е. Татариновой, где регулярно проводились религиозные собрания, читались стихи на религиозные темы, произносились импровизированные молитвы и предсказания.
  • Многие работы В. Боровиковского до сих пор считаются эталонами и образцами для многих портретистов.
  • Художник стал учителем известного мастера Алексея Венецианова.
  • Именно Боровиковский на протяжении длительного периода воспринимался царями в качестве художника.

Характеристики полотна

На полотне Лопухина располагается на фоне природы, которая размыта, словно она находится в дыму. Через пелену все же проявляются березки, цветы и облака. Лопухина изображена В. Боровиковским в белом платье. Талию же подчеркивает голубой поясок.

Столь милое и в тоже время обаятельное лицо Лопухиной отличается молодостью, свежестью и нежностью. Лопухина все еще имеет мечтательный взор, который направлен в сторону зрителя и легкой таинственной улыбкой. Согласно замыслу Боровиковского, полотно должно передавать зрителю гармонию и уединение человека с природой.

Боровиковский сумел передать не только внешние черты девушки, но и отобразил ее душевный мир, проявив его особой задумчивостью и скорбью. Тем не менее, картина не перестает передавать простоту женской красоты, ее роскошь и постепенное увядание, которые так присущи искусству той эпохи – сентиментализму.

Непринужденно, но гармонично красота Лопухиной сочетается с невероятно притягательным видом заднего фона. Такая гармония выражается Боровиковским склоненной березой и флексурой талии героини, цветовое сочетание васильков и пояса девушки, а также колосьев золотого окраса и браслета, расположенного на руке девушки.

За основу Боровиковским были взяты отдаленные тона серебристого, бледно-голубого и нежно-зеленого оттенков. Художник придает Лопухиной особой лиричности. Согласно мнению современников, портрет Лопухиной позволяет понять идеал русской женщины, характерный эпохе сентиментализма. Художник сумел передать нежную чувствительность Лопухиной.

Характеристика образа

Образ Лопухиной опленен нежностью, небывалым смягчением черт, душевным умиротворением и спокойствием, ощущаемое в портрете героини: в ее позе, в легком повороте головы, в выражении лица.

Также стоит отметить гармоничность и мелодичность всех линий и деталей Лопухиной. Без внимания не стоит оставлять цветы, которые были сорваны задолго до написания портрета и уже успели поникнуть. Неужели это зарисовка Боровиковского? А может это смысл бытия? Ранее цветы символизировали красоту, которая в скором времени начинает блекнуть. Именно такой, по мнению В. Боровиковского, была красота женщин.

Тем не менее, Боровиковский уделяет внимание тонкостям Лопухиной, ее уходящей красоте, душевной скорби, которая едва заметна и добавляет тонкую колористику портрета.

Согласно мнению многих искусствоведов, портрет Марии Ивановны Лопухиной представляет собой настоящий шедевр, который символизирует начало нового периода в портретном направлении, период, когда мастер может не подчеркивать статус своей модели, а уделяет внимание ее значимости, личным показателям: настроению, переживаниям, мыслям. Чтобы не выражать душевные переживания своих моделей он передает их с помощью интерьера и декоративных компонентов.

Читайте также:
История оттенков зеленого цвета в моде и психологии

Выводы

Именно портрет Марии Ивановны Лопухиной позволил сохранить невероятную красоту женщины, несмотря на столь суровую судьбу, ведь она умерла в 23 года. Интересен факт, что после смерти девушки, по городу стали ходить слухи, словно именно этот портрет и погубил девушку. Однако современники эти слухи связывают с отцом девушки, который состоял в масонской ложе и воздействовал на ум окружающих.

Некоторые же обвиняли и самого Боровиковского, размышляя о том, что сила его мастерства настолько велика, что способна воздействовать на человека. И только спустя 100 лет подобные слухи перестали распространятся и перестали будоражить человечество. После, картина Боровиковского была приобретена П.М. Третьяковым, который и разместил портрет Лопухиной в своей галерее.

Золотая галерея русской живописи.Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825).Избранное.

Золотая галерея русской живописи.Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825).Избранное.


Портрет В.Л.Боровиковского работы Бугаевского-Благодатного

XVIII век вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета», одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский.Обдуманность картины, искусное владение кистью, свежесть колорита, умение изображать всевозможные ткани и одежды ставят В.Л. Боровиковского в ряд известных портретистов, хотя он так и не получил основательного классического образования. В портретах В.Л. Боровиковского видны нежность кисти, тонкий деликатный рисунок, правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом им лице.
Мне особенно нравятся выполненные им женские портреты. Они написаны художником 200 лет назад, но полны очарования и сейчас.Предлагаю просто посмотреть и насладиться красотой образов, созданных этим замечательным художником!

Портрет Е.Н. Арсеневой, 1796, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Очаровательной «пастушкой» представил свою героиню Боровиковский, находясь в русле модных в эпоху сентиментализма увлечений пасторальными мотивами.
Екатерина Николаевна Арсеньева (1778-?) была дочерью заслуженного боевого генерала, сподвижника Суворова. Годом раньше Боровиковский писал портрет ее матери. В год написания портрета Арсеньева – воспитанница Смольного института благородных девиц, была пожалована во фрейлины императрицы Марии Федоровны.
Живая непосредственность и невинное кокетство сообщают восемнадцатилетней «пастушке» привлекательность и обаяние. Ее соломенную шляпку украшают золотые колосья, в руке она держит яблоко. Человеку XVIII столетия, привыкшего к языку аллегорий, не надо было объяснять, что яблоко – атрибут Афродиты – древнегреческой богини любви и красоты. Однако героиня Боровиковского покоряет зрителя не античной красотой, а своей юностью, задором и жизнерадостностью.
Цветовая гамма портрета отличается необыкновенным богатством, свежестью и красотой. Бледно-желтые, голубые, зеленоватые, золотистые краски переливаются на поверхности холста, создавая впечатление изменчивости, подвижности лица. Сквозь них просвечивают розоватые тона, особенно заметные в румянце щек и на губах. На белом платье играют рефлексы голубого неба и серовато-синей шали. Теплые золотистые оттенки пробиваются в отделке платья, на белокурых волосах, в зелени, в полоске неба у горизонта. Контуры предметов как бы размыты, благодаря чему создается эффект воздуха, туманной дымки. Изысканность живописного решения усиливает ощущение радостной юности и счастья, которыми наполнен этот портрет.

Портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны, 1795
“>


Портрет М.И.Лопухиной, 1797, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Ивановны Лопухиной (1779–1803), урожденной графини Толстой был написан в эпоху сентиментализма, когда в центре внимания художника оказывается мир человеческих чувств, переживаний и настроений. В эти же годы в искусстве начинает осознаваться красота природы, ее эстетическая ценность. В природе или, как тогда говорили, натуре, видели отражение сложных движений человеческой души, тонкие созвучия внутреннему миру.
Природа, среди которой уединилась молодая женщина, напоминает уголок пейзажного парка дворянской усадьбы – прекрасный, полный естественной прелести и чистоты мир. Вянущие розы, лилии навевают легкую грусть, раздумья об уходящей красоте. Элегическая мечтательность, томная нежность пронизывают всю художественную ткань произведения.
Вся композиция пронизана медленными, текучими ритмами. Плавному изгибу фигуры, мягко опущенной кисти руки вторят клонящиеся ветви деревьев, белые стволы берез, колосья ржи. Неясные размытые контуры создают впечатление прозрачной дымки, легкой воздушной среды. Нежная голубизна небес, приглушенная зелень листвы, золото колосьев с яркими вкраплениями васильков перекликаются по цвету с жемчужно-белым платьем, голубым поясом и поблескивающим украшением на руке. Сиреневому шарфу вторят оттенки увядающих роз.
В портрете Лопухиной впервые в русской живописи возникает прекрасный союз телесного и духовного начала, мир природы и человек сливаются в неразрывное гармоническое целое.

Читайте также:
Эдит Хэд – эскизы костюмов и биография

Лизонька и Дашенька, 1794, Государственная Третьяковская галерея, Москва

На небольшом овальном портрете изображены две очаровательные девушки – крепостные близких друзей Боровиковского Львовых. Николай Александрович взял их в дом на воспитание, когда они были еще совсем детьми. Девушки славились своим умением исполнять народные танцы.Портрет проникнут духом сентиментализма со свойственной ему идеализацией «простого человека», крестьянина – непосредственного, бесхитростного, естественного, как сама природа. Эти персонажи обладают не столько развитым интеллектом и глубоким образованием, сколько чистым сердцем и открытой душой.
Очарованный прелестью и молодостью своих героинь, Боровиковский стремится представить их зрителю в самом привлекательном виде. Девушки обладают изящными манерами, они легко и естественно носят одежду и украшения, более привычные для представительниц привилегированных сословий. На них светлые платья, напоминающие античные туники, волосы, падающие легкими кудрями на плечи, украшены цветами и обручем, напоминающим по форме кокошник. Весь облик героинь должен был демонстрировать изящную простоту и красоту естественности. Колорит вполне соответствует настроению, царящему в портрете. Это светлые, очень тонко и богато разработанные голубовато-жемчужные, блеклые зеленые тона с вкраплениями золотистого.
Для художника было особенно важно подчеркнуть нежную чувствительность героинь портрета. Прильнувшие друг к другу головки олицетворяют сердечную привязанность, демонстрируют сладостное чувство дружбы, почитаемое в эпоху сентиментализма самым возвышенным

Портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Очаровательная юная девушка в изысканно-скромном, так называемом, ампирном платье, с легкими кудрями, небрежно разметавшимися по плечам, с легкой улыбкой взирает на зрителя. Ее окружает зелень парка, рядом с ней – цветущий розовый куст.
Портрет Елены Александровны Нарышкиной (1785-1855) был написан Боровиковским в последний год XVIII столетия, когда уходила в историю эпоха сентиментализма с ее томностью, чувствительностью, меланхолией и все сильнее давал о себе знать наступающий поздний классицизм. Влияние его строгой, ясной стилистики вторгается в ткань нежного женского образа. Четче, по сравнению с более ранними портретами, стал рисунок, локальнее цвет, определеннее момент позирования модели перед художником.
Очарование и красота героини портрета вызывают интерес к ее личности. Нарышкина была дочерью обер-камергера. В первом браке она была замужем за сыном полководца А.В. Суворова, князем Италийским, графом Суворовым-Рымникским, во втором браке – за князем Голицыным. Елена Александровна была дружна с поэтами В.А. Жуковским и И.И. Козловым. Она обладала яркими музыкальными способностями, и итальянским композитор Дж. Россини написал в ее честь кантату.

Читайте также:
Образы Алисы в Стране чудес к 150-летнему юбилею

Портрет Великой княжны Марии Павловны, 1800

Портрет княжон А. Г. и В. Г. Гагариных, 1802,Третьяковская галерея, Москва

На портрете изображены дочери действительного тайного советника князя Гагарина. Одна из изображенных – Анна Гавриловна (1782-1856), выйдя замуж за майора Головина, основала в его подмосковном имении Деденево (Новоспасское) женское общежитие, на основе которого в 1861 году возник Спасо-Влахернский женский монастырь. О второй героине портрета – Варваре Гавриловне (1784-1808), умершей в молодом возрасте, почти ничего не известно.
Девушки, изображенные на фоне зелени парка, заняты музыкой. Одна из них поет, держа в руке ноты, другая аккомпанирует ей на гитаре. Художественный, выразительный язык этого портрета стал более ясным и определенным, чем в ранних произведениях Боровиковского. Яркий, локальный, насыщенный колорит, сменивший холодноватые серебристые тона его первых работ, не потерял своей красоты и изысканности. Контуры предметов приобрели графическую ясность и четкость. Изящной линией очерчен красновато-коричневый корпус гитары. Этот цвет гармонично сочетается с розовым шарфом и серым платьем одной из девушек.

Клеопатра Ильинична Лобанова-Ростовская

Портрет Великой княжны Александры Павловны

Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой,1790, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой (1772-1829), жены близкого друга художника – один из самых ранних портретов Боровиковского. Чутко улавливая новые веяния в культуре, связанные со становлением сентиментализма, мастер стремится представить свою героиню в свободном, естественном состоянии. Он показывает ее в домашнем костюме, в непринужденной позе, ее задумчивое лицо доверчиво обращено к зрителю.
Светлая фигура в белом изображена на воздушном пейзажном фоне, что делает ее бесплотной, почти бестелесной. Тонкие голубовато-серые и розовые, оливково-белые и красноватые оттенки, которыми написано лицо, белая ткань одежды и мягко написанные каштановые волосы, незаметно переходят в пепельно-лиловые и зеленоватые тона пейзажа, погруженного в туманную дымку.

Портрет княгини Анны Петровны Гагариной,1801

Портрет Екатерины Владимировны Родзянко, 1821

Портрет Марфы Дуниной,1799

Портрет Дарьи Семеновны Яковлевой,1801г

Портрет А. Г. и А. А. Лобановых-Ростовских, 1814

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой,1810

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Портрет княгини Елизаветы Григорьевны Темкиной,1798

Портрет княжны Гагариной,1801

Портрет Варвары Андреевны Томиловой

Портрет Луизы Жермен де Сталь,1812

Портрет Елизаветы Ивановны Неклюдовой

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке,1800

Портрет Д. А. Державиной, 1813

Графиня Екатерина Михайловна Рибопьер

Вера Ивановна Арсеньева

Портрет Софьи Алексеевны Раевской,1813

Оленина Елизавета Марковна

Портрет Екатерины Васильевны Торсуковой,1795

Екатерина Николаевна Давыдова,1796

Великая княжна Елена Павловна,1799

Портрет А. И. Безбородко с дочерьми ,1803

Портрет Екатерины Александровны Новосильцевой

Портрет неизвестной в белом платье

Портрет Княгини Н.И. Куракиной,1795

Портрет торжковской крестьянки Аксиньи, 1795

Готическая мода: истоки

Невероятно, но готический стиль в одежде существует уже довольно давно. Появился он в XII—XIV веках. Впервые мода с готическим уклоном появилась во Франции (особенно ярко проявляясь при бургундском дворе), откуда ее позаимствовали модницы Германии, Голландии и она постепенно распространилась по западной Европе.

Средневековые готические костюмы немецких принцесс

Читайте также:
Золотошвейное дело городе Торжок

Готика стала завершающим периодом средневековья перед эпохой Возрождения и великого гуманизма. Города становились больше, архитектура усложнялась, добиваясь особенно возвышенных силуэтов и скрупулезно подчеркнутых деталей. В XII веке активно укрепляла позиции католическая церковь, а затем получила высшее господство по всей Европе. Шли крестовые походы, крепли различные тайные ордена.

The Duomo di Milano — потрясающей красоты готический собор в Милане, Италия.

Готические витражи Sainte-Chapelle in Paris, France (Париж, Франция)

Мода отразила эти интересные общественные изменения, предлагая свои интересные в воплощении изысканной эстетики в костюме.

Говоря о готической моде, мы можем даже сегодня заметить, что люди одевались достаточно эксцентрично, особенно знать, которая могла позволить себе дорогие ткани и безумные фасоны.

Интересные особенности готической моды

Вместо привычной на то время туники стали носить раздельные юбку и корсаж. Силуэт изменился, став гораздо стройнее, благодаря поднявшейся выше талии. Самым приметным атрибутом тогдашней моды была остроконечная шляпа, которая могла быть и двухконечной.

Особенно важным элементом стиля считались заостренные элементы одежды (что отчетливо пересекается с готической архитектурой). Это было особенным придворным этикетом, регламентированно строгим. Зубцы были на головных уборах, элементах костюма, обуви.

Подчеркивались утонченные формы и устремление вверх силуэта,

Невероятные размеры готических шляп: до 60 см!

Размеры ее впечатляли: мещанки носили шляпы высотой в 60 сантиметров, а дамы из знатных семей могли надевать шляпы едва ли не в метр высотой. Однако это делало модниц мишенью для местных озорников, которые развлекались тем, что швыряли камушками, пытаясь сбить нелепые головные уборы с женских голов.

Что касается готического платья, то оно имело интересную конструкцию. Собственно, это было не одно, а два платья, надетых одно поверх другого. Нижнее было очень облегающим, максимально подчеркивало фигуру, а свободное верхнее делало наряд чуть скромнее, скрывая большую часть тела.

Открытым в любом случае оставалось декольте, и уж этим красавицы пользовались вовсю, обнажая свои прелести настолько, насколько можно было раскрыться, не навлекая на себя анафемы.

Шлейфы готический платьев: церковь против

Интересно, что еще больше нареканий, чем глубокое декольте, вызывала вроде бы совсем безобидная часть платья – шлейф. Церковь считала абсолютно недопустимым искажать человеческий облик, цепляя к одежде хвост.

Однако это не мешало носить королеве шлейф длиной в 11 локтей (а «локоть» 45 см). Длина шлейфа регламентировалась положением дамы в обществе.

Но длина шлейфа была очень важна для любой модницы, чем она больше, тем горделивее выступала его обладательница. До тех пор, пока чрезмерно длинный шлейф не отрезали ей прямо на улице.

Для измерения длины существовали специальные мерные камни. Если обнаруживалось, что длина превышает отметку допустимой – ткань просто на месте отсекали мечом.

Кстати, поэтическое сравнение дамы с прекрасной розой, усеянной шипами, имеет под собой совсем не поэтическую основу. Готические красавицы обычно скрепляли платья булавками, чтобы придать им необходимую форму. Так что метафору следовало воспринимать буквально, и надо сказать, это полностью соответствовало эпохе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *