Прощание с Новогодней Елкой

Сценарий развлечения «Прощание с новогодней ёлкой» для всех групп детского сада

Мочалова Светлана
Сценарий развлечения «Прощание с новогодней ёлкой» для всех групп детского сада

Цель: Продолжать приобщать детей к праздничной культуре. Воспитывать желание принимать участие в праздниках. Формировать представление о нетрадиционном празднике, “Прощание с новогодней ёлкой“, вызвать у детей чувство радости, сплоченности. Воспитывать желание участвовать в играх.

Ход развлечения.

Вот и пролетели новогодние праздники и зимние каникулы, пришла пора отпускать нашу зеленую гостью елочку в лес. Давайте сегодня еще раз поиграем возле елки и станцуем праздничные хороводы, чтобы новогодняя красавица запомнила вас веселыми, счастливыми, озорными и, обязательно, вернулась в детский сад в следующем году! Согласны? (Ответы детей) .

Вот пришла ребята ёлка

К нам ещё раз в детский сад

Огоньков игрушек сколько!

Как красив ее наряд.

Мы сегодня собрались здесь, что бы попрощаться с ёлочкой

Что бы все доброе нам не забыть

Праздник решили мы повторить!

Под веселую музыку вбегает Клоун.

Что за шум? Что за гам? Настоящий тарарам!

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Я — мальчишка просто класс! Постараюсь – ка для вас!

Мастер я на все руки, Со мной вы не уснёте от скуки!

Прикажите! В сей же час. Все исполню я для вас!

Сколько вас сегодня здесь? Мне за день не перечесть!

Здесь и Саши, и Алисы,

Даши, Ксюши и Анфисы,

Вот какие дети! Раз, два — начинается игра!

Игра с клоуном мы повесим шарики.

Сегодня мы с елкой будем прощаться

До следующего года с ней расставаться.

Очень красивый у елки наряд!

Много на елочке разных игрушек,

Шариков ярких, бумажных хлопушек!

Эй, ребята-ребятишки! Все девчонки и мальчишки!

Встанем в дружный хоровод, за руки возьмёмся!

Вместе песенку, елке улыбнёмся!

А сейчас ребята старшей группы споют песенку «Ёлочка – красавица»

Здравствуйте, мои друзья!

Долго здесь я вас ждала.

В лес пора мне возвращаться,

Пришло время нам прощаться!

Елочка, ты не спеши,

Мы сейчас зажжем огни,

Скажем дружно: 1,2,3-

Наша елочка гори!

Дети повторяют слова, и огоньки на елочке зажигаются.

Вед: Наша ёлочка стоит, огоньками вся горит, а притопнут каблучки – и погаснут огоньки! Дети топают, ёлка гаснет.

Крикнем дружно: «Раз-два-три, наша ёлочка гори!» Ёлка загорается.

А притопнут каблучки – и погаснут огоньки! Дети топают, ёлка гаснет.

Хлопай, хлопай,говори: «Наша ёлочка, гори!» Дети хлопают, ёлка не загорается.

Ой, что же делать (смотрит в зал) Я вижу здесь девочек-снежинок. Пусть они станцуют для елочки и зажгут на ней огни.

Дети младшей группы исполняют танец «Снежинки подружки».

Вот спасибо вам, ребята,

Снова стала я нарядна.

В круг скорее вы вставайте,

Хоровод мне исполняйте!

А сейчас ребята старшей группы споют песенку «И раз, два, три»

Очень хорошо плясали

И меня вы развлекали,

А теперь вы посидите

Стихи снова мне прочтите!

Как хороша новогодняя елка!

Как нарядилась она, погляди!

Платье на елке зеленого шелка,

Яркие бусы на ней, конфетти!

Здравствуй, елка, как мы рады,

Что ты снова к нам пришла,

И в зелененьких иголках

Свежесть леса принесла!

На ветвях твоих игрушки,

И фонарики горят,

Бусы разные горят!

Ты свежесть лесную рассветную,

Внесла в нашу комнату светлую,

Расправила иглы смолистые,

Зажгись огоньками искристыми!

Возьмемся за руки, друзья,

И встанем в хоровод!

Не каждый день, а раз в году

Приходит Новый год!

Дети исполняют песню «На пороге новый год».

Елочка: Я так рада оказаться опять у вас в гостях! На праздниках я видела как замечательно вы танцуете, поёте, читаете стихи. А сегодня я хочу посмотреть, какие вы быстрые и ловкие.

Ведущий: Ну, что ребята покажем? (да) Итак, начнём!

– Кто быстрее обежит вокруг пенька – обежать вокруг пенька и стукнуть молоточком по нему.

– Кто быстрее допрыгнет до колокольчика – на двух ногах допрыгать до пенёчка, на котором колокольчик, позвонить и вернуться бегом к старту.

– Попади-ка – метание «снежков», в обруч, лежащий на полу, на расстоянии 2-2,5м.

– Снежок в ложке пронести «снежок» до конуса, обратно бегом.

Вы, ребята, молодцы!

Поиграли от души.

Очень вас прошу, друзья,

Спойте песню для меня!

Дети исполняют песню «Замела метелица».

Ах,как пели хорошо:

А теперь пришла пора

Поиграть вам детвора!

А сейчас поиграем в игру – «Лепим, лепим ком большой».

Ведущий: Молодцы ребятки, а сейчас я вам загадаю загадки о зиме. Вы внимательно слушайте и отгадывайте.

1. Что за модница стоит?

На верхушке шпиль горит,

На ветвях игрушки,

Бусы и хлопушки. (ёлка).

2. Лежало одеяло, мягкое, белое, землю грело.

Ветер подул, одеяло согнул.

Солнце припекло, одеяло потекло. (снег).

3. Все его зимой боятся-

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щеки, нос,

Читайте также:
Платья и образ для учителя на выпускной 2021

Ведь на улице… (мороз).

4. Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под новый год

На реке мы видим. (лед).

Ведущий: Какие же вы умные и сообразительные все загадки отгадали. Но что-то наши малыши засиделись, они очень хотят поиграть.

Сегодня снег такой хороший

Для ребяток налепили

Мы с утра снежков

Я подброшу снежки высоко,

Полетят снежки далеко, а ребятки снежки соберут.

И в корзину мою принесут.

«Игра в снежки» младшие группы.

Ведущий: Молодцы ребятки весело играли, все снежки собрали.

Звучит музыка. В зал заходит Снеговик, очень грустный, закрывает нос рукавицами.

Ведущий. Вот это да! Снеговик к нам сам пришел! Здравствуй, Снеговик!

Ведущий. Почему ты такой грустный? Наверно, тебе жаль с новогодней елочкой расставаться? Улыбнись, посмотри сколько ребят вокруг! Ты грустишь потому, что Новогодние праздники закончились? (Снеговик мотает головой)

Снеговик: У меня стряслась беда,

Посмотри – поймешь сама! (Снеговик убирает рукавицы от лица, и все видят, что у него нет носа)

Ведущий: Снеговик, где твой нос? Ты, кажется, нос потерял! (Снеговик горько вздыхает, вытирает слёзы)

Не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем, отыщем носик!

Ребята, а вы случайно не видели его, посмотрите, может у кого-нибудь в кармане носик Снеговика? А под стульчиками нет? Дети ищут.

Ведущая: Что же делать? (обходит елку, ищет нос и видит конверт) Ой! Письмо? Кому письмо? Может нам? Давайте посмотрим!Кому: Снеговику.От кого: от Бабы Яги.

«Снеговик!За то, что ты помогал искать подарки, которые я спрятала и спасать Снегурочку, я похитила твой нос!Но это еще на все: чтобы ты навсегда остался без носа, я разрезала его на три части и отправила в разные стороны.А на посылке написала: «Спрячьте подальше и никому не показывайте» Ха-ха-ха! Так что ты никогда не найдешь свою морковку! Будешь знать, как помогать Деду Морозу. Если выполнишь мои задания, то получишь свою морковку.»

1 задание. Придумай игру с ребятами.

Снеговик: О, это я быстро придумаю.

Игра со Снеговиком: «И я то же…»

(говорит и показывает):

– Я сегодня рано встал (дети: и мы, то же…

А потом чайку попил…

Телевизор я включил…

Вдруг решил я прогуляться…

В зоопарк я заглянул…

Там увидел я слонёнка…

Он похож на поросёнка…

Снеговик: Это кто у нас похож на поросёнка? (рассматривает детей).Сейчас слушайте внимательно: при слове «елочки»– поднимайте руки вверх, при слове «пенечки» – присаживайтесь. Всем понятно?

2 задание. Придумай что-нибудь про ёлочку.

Снеговик: И это задание мне по плечу.

Игра «Елочки-пенёчки»

По команде «Ёлочки»– стоят, «пенёчки» – приседают.

На ёлках иголки колкие, зелёные,

А сучки смолистые, липкие, душистые,

Славная, пушистая, елка серебристая!

А пеньки с сучками, а сучки с крючками!

Елочки! Пенёчки! Елочки! Ёлочки!

Пенёчки! Ёлочки! Ёлочки! Пенёчки!

Ёлочки! Пенёчки! Ёлочки! Пенёчки!

Пенёчки! Ёлочки! Ёлочки! Елочки! Пенёчки! Ёлочки!

3 задание. Ну, будьте внимательны, задание очень сложное. Попробуйте найти пару варежке. Искать надо варежку с таким же узором.

Снеговик: Молодцы, ребята! Спасибо, что помогли мне. Попробую еще раз найти свою морковку (гаснет свет, сверкает елка, колдует во мраке, у него все получается – достает из кармана и одевает.)

Ведущий: Ёлку мы благодарим, ей «спасибо» говорим

Будем ждать мы новой встречи

В новогодний зимний вечер.

До свидания новогодняя елочка!

Сценарий развлечения «Прощание с новогодней ёлкой» Сценарий развлечения «Прощание с новогодней ёлкой» (Зал украшен, звучат новогодние позывные). Ведущая: Время бежит всё вперёд и вперёд,.

Физкультурный досуг «Поиски клада» для всех групп детского сада «Поиски клада» Цель: – сформировать привычку к здоровому образу жизни, научить детей заботиться о своём здоровье. Развивать умение применять.

Сценарий развлечения для детей всех групп детского сада, посвященное Дню защиты детей Праздник проводится на участке детского сада, который украшен воздушными шарами. Вед : Здравствуйте дорогие дети, вот и наступило долгожданное.

Сценарий летнего развлечения «Вот оно какое, наше лето!» для всех групп детского сада Праздник проводится на улице. Под музыку «Вот оно какое наше лето» дети строятся на площадке детского сада. Ведущий: — Здравствуйте, детишки.

Сценарий праздника: «День Защиты Детей» — для всех возрастных групп детского сада. Сценарий праздника: «День Защиты Детей»- для всех возрастных групп детского сада. Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Наступило долгожданное.

Сценарий праздника для детей всех возрастных групп детского сада и их родителей «День семьи, любви и верности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад № 75» Сценарий.

Сценарий развлечения «Музыка и математика — это дружба» для подготовительных групп детского сада Сценарий развлечения в подготовительной группе №2 «Музыка + математика = дружба» Интеграция образовательных областей: «Познание» (математика,.

Сценарий развлечения «Парад шляп» для старших групп детского сада Ведущий. Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте) Исэнмесез, балалар! (Исэнмесез) Здравствуйте, уважаемые взрослые! Пришли вы на праздник.

Читайте также:
Святая великомученица Варвара

Сценарий развлечения «В гостях у бабушки Матрёны» для младших групп детского сада «В гостях у бабушки Матрёны» Действующие лица: Ведущая Бабушка Матрёна Курочка Кошка (игрушка ростовая) (Дети собираются на центральной.

«Из жизни насекомых». Сценарий весенне-летнего развлечения для старших групп детского сада «Из жизни насекомых» Ребенок: Расступись честной народ В гости лето к нам идет Будут стаи птиц кружиться, А мы будем веселиться! Все.

Прощание с новогодней ёлкой

​​​​​​​«В первой половине 1966 года Окуджава несколько раз побывал на съемках «Жени, Женечки и „катюши“» по их с Владимиром Мотылем совместному сценарию. Во время съемок у Олега Даля, исполнителя главной роли, дважды случались тяжелые скандальные срывы: он запивал, кричал на свою тогдашнюю спутницу, демонстративно заигрывал при ней с другими женщинами — Окуджава вступился за нее и резко спросил у остальной киногруппы: что же вы, кавалеры, руки прячете?

«В первой половине 1966 года Окуджава несколько раз побывал на съемках «Жени, Женечки и „катюши“» по их с Владимиром Мотылем совместному сценарию. Во время съемок у Олега Даля, исполнителя главной роли, дважды случались тяжелые скандальные срывы: он запивал, кричал на свою тогдашнюю спутницу, демонстративно заигрывал при ней с другими женщинами — Окуджава вступился за нее и резко спросил у остальной киногруппы: что же вы, кавалеры, руки прячете?

С этих слов — «Что же надежные руки свои прячут твои кавалеры?» — началась, по воспоминаниям Ольги Окуджава, песня «Прощание с новогодней елкой».

Булат Окуджава: Прощание с новогодней ёлкой

Эту песню Окуджава несколько раз называл «самой длинной» — по крайней мере на момент написания; так и осталось — сорок строк, пять восьмистиший. Это не помешало ей стать одной из популярнейших.

Популярна она и у исследователей — каких только смыслов не обнаруживали в этом тексте! В Интернете можно ознакомиться даже с работой, где подробно доказывается, что елка — это царская Россия, поскольку цветовые определения «синяя крона, малиновый ствол» к реальной ели относиться не могут, зато это цвета Преображенского полка.

Множественность толкований подтверждает, что вещь воспринималась как этапная — и что смысл ее шире заявленного; в литературе отслежены интертекстуальные связи «Прощания» с пастернаковским переделкинским циклом (в первую очередь это «Вальс со слезой» — «Как я люблю ее в первые дни»). «Прощание» — в самом деле вещь переломная, значившая для Окуджавы много: после нее в песенном творчестве наступила долгая пауза.

Велик соблазн истолковать «Прощание с новогодней елкой» как стихи памяти Ахматовой — помимо прямой цитаты, здесь есть и строчка «Ель моя, ель, уходящий олень». Окуджава мог не знать, что «Оленем» называл Ахматову в любовной переписке Николай Пунин и сама она так подписывалась в посланиях к нему, но знаменитой строки из ахматовского посвящения Лозинскому (1912) не знать не мог:

И снова голосом серебряным олень
В зверинце говорит о северном сиянье.

Эти стихи Цветаева — в записной книжке 1917 года — называла в числе любимых: «О творчестве Ахматовой. — „Всё о себе, всё о любви!“. Да, о себе, о любви — и еще — изумительно — о серебряном голосе оленя.» Вообще многое в «Прощании» указывает на то, что перед нами реквием: «И в суете тебя сняли с креста», «Женщины той осторожная тень в хвое твоей затерялась», «Ель моя, ель, словно Спас на крови, твой силуэт отдаленный».

Однако думается, что адресация песни шире: Окуджава, часто и охотно посвящая стихи живым, сравнительно редко откликался на чью-либо смерть. Превосходная эпитафия Борису Балтеру, стихи памяти Обуховой, Льва Гинзбурга, двоюродного брата Гиви, давних друзей Алеся Адамовича и Бориса Чичибабина — вот и всё: ничтожный процент на фоне добрых трех сотен прижизненных посвящений.

Прощание с новогодней елкой шире личного обращения — это прощание с эпохой вообще, эпохой роковой, таинственной и праздничной, как само Рождество. ».

Дмитрий Быков, «Булат Окуджава»

Прощание с новогодней ёлкой

Булат Окуджава

Синяя крона, малиновый ствол,
Звяканье шишек зелёных,
Где-то по комнатам ветер прошёл,
Там поздравляли влюблённых.
Где-то он старые струны задел,
Тянется их перекличка,
Вот и январь накатил-налетел
Бешеный, как электричка.

Мы в пух и прах наряжали тебя,
Мы тебе верно служили,
Громко в картонные трубы трубя,
Словно на подвиг спешили.
Даже поверилось где-то на миг,
Знать, в простодушьи сердечном,
Женщины той очарованный лик
Слит с твоим празднеством вечным.

В миг расставания, в час платежа,
В день увяданья недели,
Чем это стала ты нехороша?
Что они все одурели?
И утончённые, как соловьи,
Гордые, как гренадеры,
Что же надежные руки свои
Прячут твои кавалеры?

Нет бы собраться им — время унять,
Нет бы им всем — расстараться,
Но начинают колеса стучать,
Как тяжело расставаться.
Но начинается вновь суета,
Время по-своему судит,
И в суете тебя сняли с креста,
И воскресенья не будет.

Ель, моя ель, уходящий олень,
Зря ты, наверно, старалась:
Женщины той осторожная тень
В хвое твоей затерялась!
Ель, моя Ель, словно Спас-на-крови,
Твой силуэт отдалённый,
Будто бы след удивлённой любви,
Вспыхнувшей, неутолённой.

опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Узелки на память

Прогулки и путешествия, впечатления и открытия

«Прощание с новогодней ёлкой»

Синяя крона, малиновый ствол,
Звяканье шишек зелёных,
Где-то по комнатам ветер прошёл,
Там поздравляли влюблённых.
Где-то он старые струны задел,
Тянется их перекличка,
Вот и январь накатил-налетел
Бешеный, как электричка.

Мы в пух и прах наряжали тебя,
Мы тебе верно служили,
Громко в картонные трубы трубя,
Словно на подвиг спешили.
Даже поверилось где-то на миг,
Знать, в простодушьи сердечном,
Женщины той очарованный лик
Слит с твоим празднеством вечным.

В миг расставания, в час платежа,
В день увяданья недели,
Чем это стала ты нехороша?
Что они все одурели?
И утончённые, как соловьи,
Гордые, как гренадеры,
Что же надёжные руки свои
Прячут твои кавалеры?

Нет бы собраться им — время унять,
Нет бы им всем — расстараться,
Но начинают колёса стучать,
Как тяжело расставаться.
Но начинается вновь суета,
Время по-своему судит,
И в суете тебя сняли с креста,
И воскресенья не будет.

Ель, моя ель, уходящий олень,
Зря ты, наверно, старалась:
Женщины той осторожная тень
В хвое твоей затерялась!
Ель, моя Ель, словно Спас-на-крови,
Твой силуэт отдалённый,
Будто бы след удивлённой любви,
Вспыхнувшей, неутолённой.

(Булат Окуджава. Прощание с новогодней ёлкой, 1966)

***
Об этой песне Окуджавы интересно литературоведческое эссе Дмитрия Быкова – не маленькое, но оно стоит того, чтобы быть прочитанным:

Эту песню Окуджава несколько раз называл «самой длинной» – по крайней мере на момент написания; так и осталось – сорок строк, пять восьмистиший. Это не помешало ей стать одной из популярнейших. Множественность толкований подтверждает, что вещь воспринималась как этапная – и что смысл её шире заявленного; в литературе отслежены интертекстуальные связи «Прощания» с пастернаковским переделкинским циклом (в первую очередь это «Вальс со слезой» – «Как я люблю её в первые дни»). «Прощание» – в самом деле вещь переломная, значившая для Окуджавы много: после неё в песенном творчестве наступила долгая пауза.

Сам Окуджава не раз говорил, что питает слабость к новогоднему празднику, подводит итоги, мечтает с нового года зажить по-новому, – он и здесь не отличался от «прослойки», голосом которой был. Новый год – главный советский праздник, главнее Первомая и Седьмого ноября; готовились к нему загодя, чуть не за месяц. Ни у одного другого советского празднества нет такой обширной мифологии, такого богатого вещественного и культурного антуража – вероятно, ещё и потому, что Новый год был точкой встречи со старой Россией, воспоминанием о Рождестве. Почти все советские праздники так или иначе были продолжением старых, церковных – некоторые теперь задним числом и Первомай провозглашают «нашей красной Пасхой»; и тем не менее между Первомаем и Пасхой было куда меньше параллелей, чем между новогодьем и Рождеством. Ёлка, официально возвращённая народу в 1935, была ещё и символом исторической преемственности. Соответственно прощание с ней воспринималось как горькое возвращение к будничности, похороны ещё одной надежды: само собой, никакая лучшая жизнь с 1 января не наступала. Наступало похмелье – для одних буквальное, для других метафорическое. Именно тема прощания с ёлкой стала весьма частой в советской лирике шестидесятых годов [ХХ века]. У советского человека было не так много встреч с метафизикой, прямых поводов задуматься о смысле – или бессмыслице – существования; для подведения итогов и напряжённых диалогов с совестью использовались календарные предлоги. Не зря одной из популярнейших советских пьес (а впоследствии экранизаций) был «Старый Новый год» Михаила Рощина.

Чтобы восстановить контекст, вспомним стихи Новеллы Матвеевой и Юрия Левитанского – 1964 и 1969 годов соответственно.

Матвеева:
Прошёл, прошёл, осыпался Новый год:

Все куклы с ёлки попадали вниз лицом…
Блестящий шарик, как перезрелый плод,
Свалился с ветки – смирился с таким концом.
Морозной ночью, стыдливо крадясь как вор,
Уносишь ёлку – бросаешь на задний двор,
Но завтра снова – за шкафом и там, в углу, —
Найдёшь от ёлки ещё не одну иглу.
И долго будешь от игол свой дом полоть,
А иглы будут с укором тебя колоть —
Так тихо-тихо, как, долгую мысль тая,
Свою же руку порою кольнет швея.

Левитанский:
Итак, зима. И чтобы ясно было,

Что происходит действие зимой,
Я покажу, как женщина купила
На рынке ёлку и несёт домой.
Как вздрагивает ёлочкино тело
У женщины над худеньким плечом!
Но женщина здесь, впрочем, ни при чём.
Здесь речь о ёлке. В ней-то всё и дело.
Итак, я покажу сперва балкон,
Где мы увидим ёлочку стоящей,
Как бы в преддверье жизни предстоящей,
Всю в ожиданье близких перемен.
Затем я покажу её в один
Из вечеров рождественской недели —
Всю в блеске мишуры и канители,
Как бы в полёте всю, и при свечах.
И наконец, я покажу вам двор,
Где мы увидим ёлочку лежащей
Среди метели, медленно кружащей
В глухом прямоугольнике двора.
Пустынный двор и ёлка на снегу
Ясней, чем календарь, нам обозначат,
Что минул год и следующий начат,
Что за нелепой разной кутерьмой —
Ах, Господи, как время пролетело…
Что дни хоть и длинней, да холодней…
Что женщина… но речь тут не о ней.
Здесь речь о ёлке. В ней-то всё и дело.

Ясно, что и стихи Матвеевой, и стихи Левитанского – не только и не столько о Новом годе; у Левитанского речь о некоей обобщённой женской судьбе, а у Матвеевой – о том, что Сергей Гандлевский впоследствии так точно назвал «самосуд неожиданной зрелости». Ясно, что оба стихотворения тоже шире заявленной темы; оба не просто так появились в эпоху, когда общество в очередной раз переживало крах иллюзий. Стихотворение Окуджавы, впрочем, гораздо многозначней.

Начнём со скрытой цитаты в первых строчках:

Где-то он старые струны задел,
Тянется их перекличка…
Вот и январь накатил, налетел,
Бешеный, как электричка.

Опытный читатель угадает отсыл к «Комаровским крокам» Анны Ахматовой (ноябрь 1961):

Все мы немного у жизни в гостях,
Жить – это только привычка…
Слышится мне на воздушных путях
Двух голосов перекличка.

О происхождении этого текста Роман Тименчик написал подробную статью «Рождение стиха из духа прозы», где в качестве одного из главных источников ахматовского текста указана подборка Марины Цветаевой в «Тарусских страницах» – альманахе, где впервые была опубликована проза Окуджавы. Второй альманах, который Ахматова в 1961–1962 читала и перечитывала, – вышедший в Нью-Йорке второй выпуск «Воздушных путей», название которого позаимствовано у повести Пастернака (1922). «Комаровские кроки» – воспоминание о Пастернаке и Цветаевой, чьи посвящения перекликаются в сознании автора, и сознание близости, причастности к ним: истинная жизнь протекает уже не здесь («И отступилась я здесь от всего, от земного всякого блага»), а там, где звучат их живые голоса, где цветут цветаевская бузина и пастернаковские липы. Окуджавовское «Прощание с новогодней ёлкой» таким образом встраивается в чрезвычайно широкий контекст – через прямо процитированные ахматовские строфы автор прощается со всем Серебряным веком, который со смертью Ахматовой окончательно отошёл в прошлое. Пока она была жива – жила и литературная преемственность; её смерть воспринималась как утрата последней связующей нити. «Вот и всё. Смежили очи гении», – написал вскоре Давид Самойлов.

Велик соблазн истолковать «Прощание с новогодней ёлкой» как стихи памяти Ахматовой – помимо прямой цитаты, здесь есть и строчка «Ель моя, ель, уходящий олень». Окуджава мог не знать, что «Оленем» называл Ахматову в любовной переписке Николай Пунин и сама она так подписывалась в посланиях к нему, но знаменитой строки из ахматовского посвящения Лозинскому (1912) не знать не мог:

И снова голосом серебряным олень
В зверинце говорит о северном сиянье.

Эти стихи Цветаева – в записной книжке 1917 – называла в числе любимых: «О творчестве Ахматовой. – „Всё о себе, всё о любви!“. Да, о себе, о любви – и ещё – изумительно – о серебряном голосе оленя».

Вообще многое в «Прощании» указывает на то, что перед нами реквием: «И в суете тебя сняли с креста», «Женщины той осторожная тень в хвое твоей затерялась», «Ель моя, ель, словно Спас на крови, твой силуэт отдалённый». Ахматовская тема, ахматовские влияния и заимствования в жизни и творчестве Окуджавы – отдельная большая тема; «поэтика умолчаний», строгая сдержанность формы, таинственность – в сочетании с пристальностью, фабульностью, традицией русского психологического романа – привлекали его в лирике Ахматовой, хотя в числе любимых поэтов он называл её редко.

Однако думается, что адресация песни шире: Окуджава, часто и охотно посвящая стихи живым, сравнительно редко откликался на чью-либо смерть. Прощание с новогодней ёлкой шире личного обращения – это прощание с эпохой вообще, эпохой роковой, таинственной и праздничной, как само Рождество.

Новый год – обещание будущего, грозного и прекрасного; предчувствием этого будущего – то радостным, ждущим и приемлющим, то страшным, отвергающим, – была пронизана вся поэзия Серебряного века. Блок ждал гибели радостно, Ахматова – смиренно, Пастернак провидел за ней возрождение; этот детский страх и восторг ярче и лаконичней всего дан у восемнадцатилетнего Мандельштама:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские ёлки.
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь.

Новый год – граница; таким же пограничным, замершим на краю чувствовал себя краткий и бурный русский религиозный и культурный ренессанс. Окуджава прощается с ним – из будущего, отлично зная, чем кончился праздник; но хоронит он и собственные надежды. 1966 – год процесса Синявского и Даниэля, обозначившего окончательный разрыв с «оттепельными» иллюзиями; год очередного заморозка, год первого серьёзного обращения Окуджавы к исторической прозе – и не случайно темой этой прозы стала эпоха после Декабрьского восстания. Об этом же – и «Прощание с новогодней ёлкой»: начались будни, надежды придется оставить.

Кто в этом виноват? Только ли время? Да нет, все виноваты – и прежде всего те, кто этот праздник плохо защищал:

Мы в пух и прах наряжали тебя,
Мы тебе верно служили,
Громко в картонные трубы трубя,
Словно на подвиг спешили…

И, утончённые, как соловьи,
Гордые, как гренадеры,
Что же надёжные руки свои
Прячут твои кавалеры?
Нет бы собраться и время унять,
Нет бы им всем расстараться…

Цену этим кавалерам и их «трубам картонным» Окуджава к 1966 отлично знал – но, может, за эту беззащитность и любил их. Умей они защищаться и побеждать – это были бы другие кавалеры, и вряд ли они были бы интересны ему.

Напоследок нельзя не упомянуть ещё об одном скрытом мотиве – дриадическом, древесном; применительно к «Комаровским крокам» его вычленил тот же Тименчик, анализируя отсылку Цветаевой к «Бузинной матушке» Андерсена: бузина – дерево воспоминаний. «Кто зовёт меня Бузинной матушкой, кто Дриадой, а настоящее-то моё имя Воспоминание…» (К Андерсену отсылает и знаменитый ахматовский олень из посвящения Лозинскому.) «Тёмная свежая ветвь бузины… Словно письмо от Марины», – сказано у Ахматовой; к этому растительному ряду – бузине и «лесной коряге» из комаровского наброска – прибавляется у Окуджавы ель с её многообразной символикой, с неизбежно связанной с нею темой похорон. Ель – не только главная героиня новогоднего празднества, но и спутница смерти, и на этом скрещении праздника и похорон, рождества и распятия, смерти и воскресения держится песня Окуджавы, как ель на том самом кресте. Оттого и не выглядит кощунством знаменитая строка – «И в суете тебя сняли с креста, и воскресенья не будет».

Всё это богатейшее содержание – а мы отследили далеко не все интертекстуальные связи «Прощания с новогодней ёлкой», и сам Окуджава вряд ли имел в виду многие читательские ассоциации, – заключено в прозрачном на первый взгляд тексте, иллюстрирующем главную особенность окуджавовской поэтики: способность говорить о бесконечно многом в немногих, прозрачных и размытых словах. Бытовая ежегодная история с выбрасыванием ёлки превратилась в прощание со всеми надеждами ХХ века, со всей мифологией русского Рождества, от которого осталась только внешняя атрибутика; с самой Россией, черты которой всё труднее различить в окружающем царстве сонной пошлости. С тех пор уже нельзя было выбросить ёлку, чтобы не вспомнить: «Синяя крона, малиновый ствол».

Впрочем, в 1965 появились и вскоре широко распространились пластмассовые искусственные ёлки. Их выбрасывать не требовалось: можно разобрать и убрать на антресоли до следующего года. В некотором смысле так обстояло и с надеждами.

(Дмитрий Быков. Булат Окуджава. Глава седьмая: «Прощание с новогодней ёлкой»)

Окуджава Булат. Прощание с новогодней елкой

З.Крахмальниковой

“. Я отношусь к категории людей, для которых в понятии Новый год заключен некий мистический смысл. Уже в декабре меня начинает лихорадить при одном упоминании о приближении Нового года. Я жду полного обновления, резких качественных перемен, я жду обновления моей жизни, жизни близких мне людей и всего человечества. ” Булат Окуджава

Синяя крона, малиновый ствол, звяканье шишек зеленых.

Где-то по комнатам ветер прошел: там поздравляли влюбленных.

Где-то он старые струны задел – тянется их перекличка.

Вот и январь накатил-налетел, бешенный, как электричка.

Мы в пух и прах наряжали тебя, мы тебе верно служили.

Громко в картонные трубы трубя, словно на подвиг спешили.

Даже поверилось где-то на миг, знать, в простодушьи сердешном:

Женщины той очарованный лик слит с твоим празднеством вечным.

В миг расставания, в час платежа, в день увяданья недели

чем это стала ты нехороша? Что они все, одурели?!

И утонченные как соловьи, гордые, как гренадеры,

что же надежные руки свои прячут твои кавалеры?

Нет бы собраться им – время унять, нет бы им всем – расстараться.

Но начинают колеса стучать: как тяжело расставаться!

Но начинается вновь суета. Время по-своему судит.

И в суете тебя сняли с креста, и воскресенья не будет.

Ель моя, Ель – уходящий олень, зря ты, наверно, старалась:

Женщины той осторожная тень в хвое твоей затерялась!

Ель моя, Ель, словно Спас-на-крови, твой силуэт отдаленный,

будто бы след удивленной любви, вспыхнувшей, неутоленной.

Поет и играет автор.

Окуджава Булат. Ваше Величество, Женщина

Г.Венгеровой

“. Тема многих моих песен-стихов — любовь. Долгое время у нас почти не пели о любви, и в самом слове “женщина” для некоторых было что-то сомнительное. Из протеста против пуританского ханжества я и решился воспеть женщину, как святыню, пасть пред ней на колени. Должен признаться, что здесь мне ирония отказала. Если я и шутил, то только над собой, как над героем этих песен, которые изображали беспомощность и неудачи мужчин. ” Булат Окуджава

Тьмою здесь все занавешено

и тишина, как на дне.

Ваше Величество, Женщина,

да неужели – ко мне?

Тусклое здесь электричество,

с крыши сочится вода,

Женщина, Ваше Величество,

как Вы решились сюда?

О, Ваш приход – как пожарище,

Дымно, и трудно дышать.

Ну, заходите, пожалуйста,

Что ж на пороге стоять.

Кто Вы такая? Откуда Вы?

Ах, я смешной человек.

Просто Вы дверь перепутали,

улицу, город и век.

Поет и играет автор.

Полячек Михаил. Уродцы

Песня эта оставила след в душе многих людей и стала для них своей. Автор, по скромности своей, оставался в тени. Я сам только недавно из письма Александра Алексеева узнал о том, что это Михаил Полячек.

Обгорев на кострах эмоций,

Мы по жизни идем, шагаем.

С перекошенными мозгами.

Уколовшись об наши щеки,

Об улыбки, скользнувшие криво,

Убегают от нас девчонки

К обаятельным и красивым.

На прощанье мы их не просим

Приласкать, обогреть уродцев.

Нас легко оторвать и бросить,

Но забыть нас не удается.

И кому же мы интересны –

Неуклюжи, грустны и немы.

Остаются неспетыми песни,

И причины особой нет в том,

Из такой уж породы все мы

Недопетые наши песни,

Поёт и играет составитель.

Руднева Ирина. Ушло наше время по синей лыжне.

Ушло наше время по синей лыжне,

По горным тропинкам, по пыльным проселкам,

И соль выступала порой на спине, –

И все-таки было то время веселым. 2 р

Мы пели не в лад и острили, кто мог,

И нежность свою не доверили строкам,

И был не в чести ни венец, ни венок –

И все-таки было то время высоким. 2 р

Мы шли на закат, как уходят на взлет,

И числили рядом навечно ушедших,

И ветры смирялись, и плавился лед

Мечтой сумасшедшей, мечтой сумасшедшей.

2 р – И ветры смирялись мечтой сумасшедшей

И если беда выставляла рога

И мчалась навстречу со злобою бычьей,

Победа была не куском пирога,

А кровной сестрой матадорской добычи. 2 р

Приходит признаний непрошеных срок:

Присягой на верность той солнечной лиге

Запретная нежность звучит между строк –

Зачитанных строк недочитанной книги. 2 р

Поёт и играет автор.

Руднева Ирина. Ассоль

Как пели в народе Am E Нам суждено не стариться годами, Am Нас от беды хранит морская соль, Dm Am Наш белый бриг алеет парусами | E Am И льется песня, жди меня Ассоль. | 2 р От Зурбагана мы пройдем до Гента, И по пути не сбиться с курса нам. Недаром Грином сложена легенда О Фрези Грант, бегущей по волнам. И пусть гадалка за пятиалтынный С тобой разлуку нагадает вновь, Клянусь, как Гнор на острове пустынном, Семь лет хранить и верность и любовь. А если кто-нибудь из нас поверит, Что можно жить без битв, морей и гор, Сорвем с друг друга золотые перья И вновь вернемся в штормовой простор И пусть никто не станет знаменитым Но отчего ж не повидать во снах Бомбей, Сантьяго, Санто-Доминико, Мечту о джунглях, штормах и морях 1 куплет Песня. Составитель. Am E Нам суждено не стариться с годами, Am Нас от седин хранит морская соль, Dm Am Наш белый бриг алеет парусами | E Am И льется песня, жди меня Ассоль. | 2 р В дожде и дыме не видать лазури – Что ж, паруса быстрее поднимай: Ведь где-то там, у синих вод Теллури, Под синим небом ежедневно май. От Зурбагана мы пройдем до Гента, И по пути не сбиться с курса нам. Не зря у Грина сложена легенда О Фрези Грант, бегущей по волнам. Мне без тебя на свете одиноко, И если я тянусь к твоей руке, Ты не дрожи, ведь не боялась Нока Его подруга на пустой реке. И коль цыганка за пятиалтынный С тобой разлуку напророчит вновь, Клянусь, как Гнор на острове пустынном, Семь лет хранить и верность и любовь. А если нас уговорят поверить, Что жизнь возможна без морей и гор, Сорвем друг с друга золотые перья И вновь рваневся в штормовой простор Никто из нас не станет знаменитым Но отчего ж не повидать во снах Бомбей, Сантьяго, Санто-Доминико, Мечту о джунглях, штормах и морях 1 куплет Поёт и играет автор.

Вариант аккордов первых двух строк:

Нам суждено не стариться с годами,

Нас от беды хранит морская соль

Как будет правильно, я не знаю.

Сидоров Игорь – стихи, Ченборисова Роза – музыка. Люди идут по свету.

Люди идут по свету.

Им, вроде, немного надо –

Была бы прочна палатка,

Да был бы нескучен путь!

Но с дымом сливается песня, |

Ребята отводят взгляды, |

И шепчет во сне бродяга |

Кому-то: “Не позабудь!” | 2 раза

Они в городах не блещут

Но в чутких высоких залах,

Где шум суеты затих,

Страдают в бродячих душах |

И светлые песни Грига |

Переполняют их. | 2 раза

Люди идут по свету,

Слова их порою грубы.

С усмешкой они говорят.

Но грустную нежность песни |

Ласкают сухие губы, |

И самые лучшие книги |

Они в рюкзаках хранят. | 2 раза

Выверен старый компас,

Получены карты, кроки,

Выштопан на штормовке

Лавины предательский след.

Счастлив, кому знакомо |

Щемящее чувство дороги, |

Ветер рвет горизонты |

И раздувает рассвет. | 2 раза

Поет и играет ансамбль Геолого-развед. института.

Смирнов С. Я сегодня – дождь, пойду бродить по крышам . На слова В. Гончарова

Аккорды даны по музыке Сергея Смирнова, написанной им в 1963 или в 1965 годах. Сам Смирнов утверждает, что в 1965, однако, есть и другое данные, Александр Костромин утверждает, что это был 1963 год.

Виктор Гончаров написал эти стихи в 1947 году. Был ли вариант песни до Сергея Смирнова – не знаю.

Я сегодня – дождь, пойду бродить по крышам,

Буйствовать, панели полоскать.

В трубах тарахтеть и никого не слышать,

Никому ни в чём не уступать.

Я сегодня буду самим смелым,

Самым робким – буду сам собой,

Разноцветным – синим, рыжим, белым,

Радугу открывшим над рекой.

Я сегодня – дождь, и я её поймаю,

Зацелую золотую прядь,

Захочу – до самого трамвая

Буду платье плотно прижимать.

Я сегодня – дождь, уйду походкой валкой,

Перестану – стану высыхать,

А наутро свежие фиалки

Кто-то ей положит на кровать.

Поёт и играет составитель.

Суханов Александр. Телега

Ах телега ты моя, вдребезги разбитая.

Ты куда везешь меня, всеми позабытая?

Мой коняга так устал – дальняя дорога.

Колокольчик зазвучал, переливом трогая.

Диги-диги-дон, дон дон-диги-дон,

Дон дон-дон-дон дон дон.

Ночь прошла, поет рассвет, будто путь недлинный.

И звучит его сонет музыкой старинной..

Рысью конь мой поскакал – светлая дорога.

Колокольчик все звучал, переливом трогая.

Но ненастье подошло так же незаметно.

Листья в небо унесло налетевшим ветром.

Солнце спряталось у скал – мокрая дорога.

Колокольчик все звучал, переливом трогая.

Поёт и играет автор.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Сценарий развлечения «Прощание с новогодней ёлкой»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Скачать:

Вложение Размер
Прощание с ёлкой 21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад комбинированного вида№9 «Светлячок»

Сценарий развлечения «Прощание с новогодней ёлкой»

для всех групп детского сада

Цель : Продолжать приобщать детей к праздничной культуре. Воспитывать желание принимать участие в праздниках. Формировать представление о нетрадиционном празднике, ” Прощание с новогодней ёлкой “, вызвать у детей чувство радости, сплоченности. Воспитывать желание участвовать в играх.

Вот и пролетели новогодние праздники и зимние каникулы, пришла пора отпускать нашу зеленую гостью елочку в лес. Давайте сегодня еще раз поиграем возле елки и станцуем праздничные хороводы, чтобы новогодняя красавица запомнила вас веселыми, счастливыми, озорными и, обязательно, вернулась в детский сад в следующем году! Согласны? (Ответы детей) .

Вот пришла ребята ёлка

К нам ещё раз в детский сад

Огоньков игрушек сколько!

Как красив ее наряд.

Мы сегодня собрались здесь, что бы попрощаться с ёлочкой

Что бы все доброе нам не забыть

Праздник решили мы повторить!

Под веселую музыку вбегает Клоун.

Что за шум? Что за гам? Настоящий тарарам!

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Я — мальчишка просто класс! Постараюсь – ка для вас!

Мастер я на все руки, Со мной вы не уснёте от скуки!

Прикажите! В сей же час. Все исполню я для вас!

Сколько вас сегодня здесь? Мне за день не перечесть!

Здесь и Саши, и Алисы,

Даши, Ксюши и Анфисы,

Вот какие дети! Раз, два — начинается игра!

Игра с клоуном мы повесим шарики.

Сегодня мы с елкой будем прощаться

До следующего года с ней расставаться.

Очень красивый у елки наряд!

Много на елочке разных игрушек,

Шариков ярких, бумажных хлопушек!

Эй, ребята-ребятишки! Все девчонки и мальчишки!

Встанем в дружный хоровод, за руки возьмёмся!

Вместе песенку, елке улыбнёмся!

А сейчас ребята старшей группы споют песенку «Ёлочка – красавица»

Здравствуйте, мои друзья!

Долго здесь я вас ждала.

В лес пора мне возвращаться,

Пришло время нам прощаться !

Елочка, ты не спеши,

Мы сейчас зажжем огни,

Скажем дружно : 1,2,3-

Наша елочка гори!

Дети повторяют слова, и огоньки на елочке зажигаются.

Вед : Наша ёлочка стоит, огоньками вся горит, а притопнут каблучки – и погаснут огоньки! Дети топают, ёлка гаснет.

Крикнем дружно : «Раз-два-три, наша ёлочка гори!» Ёлка загорается.

А притопнут каблучки – и погаснут огоньки! Дети топают, ёлка гаснет.

Хлопай, хлопай, говори : «Наша ёлочка, гори!» Дети хлопают, ёлка не загорается.

Ой, что же делать (смотрит в зал) Я вижу здесь девочек-снежинок. Пусть они станцуют для елочки и зажгут на ней огни.

Дети младшей группы исполняют танец «Снежинки подружки» .

Вот спасибо вам, ребята,

Снова стала я нарядна.

В круг скорее вы вставайте,

Хоровод мне исполняйте!

А сейчас ребята старшей группы споют песенку «И раз, два, три»

Очень хорошо плясали

И меня вы развлекали ,

А теперь вы посидите

Стихи снова мне прочтите!

Как хороша новогодняя елка !

Как нарядилась она, погляди!

Платье на елке зеленого шелка,

Яркие бусы на ней, конфетти!

Здравствуй, елка, как мы рады,

Что ты снова к нам пришла,

И в зелененьких иголках

Свежесть леса принесла!

На ветвях твоих игрушки,

И фонарики горят,

Бусы разные горят!

Ты свежесть лесную рассветную,

Внесла в нашу комнату светлую,

Расправила иглы смолистые,

Зажгись огоньками искристыми!

Возьмемся за руки, друзья,

И встанем в хоровод!

Не каждый день, а раз в году

Приходит Новый год!

Дети исполняют песню «На пороге новый год» .

Елочка : Я так рада оказаться опять у вас в гостях! На праздниках я видела как замечательно вы танцуете, поёте, читаете стихи. А сегодня я хочу посмотреть, какие вы быстрые и ловкие.

Ведущий : Ну, что ребята покажем? (да) Итак, начнём!

– Кто быстрее обежит вокруг пенька – обежать вокруг пенька и стукнуть молоточком по нему.

– Кто быстрее допрыгнет до колокольчика – на двух ногах допрыгать до пенёчка, на котором колокольчик, позвонить и вернуться бегом к старту.

– Попади-ка – метание «снежков» , в обруч, лежащий на полу, на расстоянии 2-2,5м.

– Снежок в ложке пронести «снежок» до конуса, обратно бегом.

Вы, ребята, молодцы!

Поиграли от души.

Очень вас прошу, друзья,

Спойте песню для меня!

Дети исполняют песню «Замела метелица» .

Ах, как пели хорошо :

Вместе, весело, легко :

А теперь пришла пора

Поиграть вам детвора!

А сейчас поиграем в игру – «Лепим, лепим ком большой» .

Ведущий : Молодцы ребятки, а сейчас я вам загадаю загадки о зиме. Вы внимательно слушайте и отгадывайте.

1. Что за модница стоит?

На верхушке шпиль горит,

На ветвях игрушки,

Бусы и хлопушки. (ёлка) .

2. Лежало одеяло, мягкое, белое, землю грело.

Ветер подул, одеяло согнул.

Солнце припекло, одеяло потекло. (снег) .

3. Все его зимой боятся-

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щеки, нос,

Ведь на улице… (мороз) .

4. Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под новый год

На реке мы видим. (лед) .

Ведущий : Какие же вы умные и сообразительные все загадки отгадали. Но что-то наши малыши засиделись, они очень хотят поиграть.

Сегодня снег такой хороший

Для ребяток налепили

Мы с утра снежков

Я подброшу снежки высоко,

Полетят снежки далеко, а ребятки снежки соберут.

И в корзину мою принесут.

«Игра в снежки» младшие группы .

Ведущий : Молодцы ребятки весело играли, все снежки собрали.

Звучит музыка. В зал заходит Снеговик, очень грустный, закрывает нос рукавицами.

Ведущий. Вот это да! Снеговик к нам сам пришел! Здравствуй, Снеговик!

Ведущий. Почему ты такой грустный? Наверно, тебе жаль с новогодней елочкой расставаться? Улыбнись, посмотри сколько ребят вокруг! Ты грустишь потому, что Новогодние праздники закончились? (Снеговик мотает головой)

Снеговик : У меня стряслась беда,

Посмотри – поймешь сама! (Снеговик убирает рукавицы от лица, и все видят, что у него нет носа)

Ведущий : Снеговик, где твой нос? Ты, кажется, нос потерял! (Снеговик горько вздыхает, вытирает слёзы)

Не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем, отыщем носик!

Ребята, а вы случайно не видели его, посмотрите, может у кого-нибудь в кармане носик Снеговика? А под стульчиками нет? Дети ищут.

Ведущая : Что же делать? (обходит елку, ищет нос и видит конверт) Ой! Письмо? Кому письмо? Может нам? Давайте посмотрим! Кому : Снеговику. От кого : от Бабы Яги.

«Снеговик!За то, что ты помогал искать подарки, которые я спрятала и спасать Снегурочку, я похитила твой нос! Но это еще на все : чтобы ты навсегда остался без носа, я разрезала его на три части и отправила в разные стороны. А на посылке написала : «Спрячьте подальше и никому не показывайте» Ха-ха-ха! Так что ты никогда не найдешь свою морковку! Будешь знать, как помогать Деду Морозу. Если выполнишь мои задания, то получишь свою морковку.»

1 задание. Придумай игру с ребятами.

Снеговик : О, это я быстро придумаю.

Игра со Снеговиком : «И я то же…»

(говорит и показывает) :

– Я сегодня рано встал ( дети : и мы, то же…

А потом чайку попил…

Телевизор я включил…

Вдруг решил я прогуляться…

В зоопарк я заглянул…

Там увидел я слонёнка…

Он похож на поросёнка…

Снеговик : Это кто у нас похож на поросёнка? (рассматривает детей) . Сейчас слушайте внимательно : при слове «елочки» – поднимайте руки вверх, при слове «пенечки» – присаживайтесь. Всем понятно?

2 задание. Придумай что-нибудь про ёлочку.

Снеговик : И это задание мне по плечу.

По команде «Ёлочки» – стоят, «пенёчки» – приседают.

На ёлках иголки колкие, зелёные,

А сучки смолистые, липкие, душистые,

Славная, пушистая, елка серебристая!

А пеньки с сучками, а сучки с крючками!

Елочки! Пенёчки! Елочки! Ёлочки!

Пенёчки! Ёлочки! Ёлочки! Пенёчки!

Ёлочки! Пенёчки! Ёлочки! Пенёчки!

Пенёчки! Ёлочки! Ёлочки! Елочки! Пенёчки! Ёлочки!

3 задание. Ну, будьте внимательны, задание очень сложное. Попробуйте найти пару варежке. Искать надо варежку с таким же узором.

Снеговик : Молодцы, ребята! Спасибо, что помогли мне. Попробую еще раз найти свою морковку (гаснет свет, сверкает елка, колдует во мраке, у него все получается – достает из кармана и одевает.)

Ведущий : Ёлку мы благодарим, ей «спасибо» говорим

Прощание с новогодней ёлкой

«В первой половине 1966 года Окуджава несколько раз побывал на съемках «Жени, Женечки и „катюши“» по их с Владимиром Мотылем совместному сценарию. Во время съемок у Олега Даля, исполнителя главной роли, дважды случались тяжелые скандальные срывы: он запивал, кричал на свою тогдашнюю спутницу, демонстративно заигрывал при ней с другими женщинами — Окуджава вступился за нее и резко спросил у остальной киногруппы: что же вы, кавалеры, руки прячете? С этих слов — «Что же надежные руки свои прячут твои кавалеры?» — началась, по воспоминаниям Ольги Окуджава, песня «Прощание с новогодней елкой».
Эту песню Окуджава несколько раз называл «самой длинной» — по крайней мере на момент написания; так и осталось — сорок строк, пять восьмистиший. Это не помешало ей стать одной из популярнейших. Популярна она и у исследователей — каких только смыслов не обнаруживали в этом тексте! В Интернете можно ознакомиться даже с работой, где подробно доказывается, что елка — это царская Россия, поскольку цветовые определения «синяя крона, малиновый ствол» к реальной ели относиться не могут, зато это цвета Преображенского полка. Множественность толкований подтверждает, что вещь воспринималась как этапная — и что смысл ее шире заявленного; в литературе отслежены интертекстуальные связи «Прощания» с пастернаковским переделкинским циклом (в первую очередь это «Вальс со слезой» — «Как я люблю ее в первые дни»). «Прощание» — в самом деле вещь переломная, значившая для Окуджавы много: после нее в песенном творчестве наступила долгая пауза.

Велик соблазн истолковать «Прощание с новогодней елкой» как стихи памяти Ахматовой — помимо прямой цитаты, здесь есть и строчка «Ель моя, ель, уходящий олень». Окуджава мог не знать, что «Оленем» называл Ахматову в любовной переписке Николай Пунин и сама она так подписывалась в посланиях к нему, но знаменитой строки из ахматовского посвящения Лозинскому (1912) не знать не мог:

И снова голосом серебряным олень
В зверинце говорит о северном сиянье.
Эти стихи Цветаева — в записной книжке 1917 года — называла в числе любимых: «О творчестве Ахматовой. — „Всё о себе, всё о любви!“. Да, о себе, о любви — и еще — изумительно — о серебряном голосе оленя.» Вообще многое в «Прощании» указывает на то, что перед нами реквием: «И в суете тебя сняли с креста», «Женщины той осторожная тень в хвое твоей затерялась», «Ель моя, ель, словно Спас на крови, твой силуэт отдаленный».

Однако думается, что адресация песни шире: Окуджава, часто и охотно посвящая стихи живым, сравнительно редко откликался на чью-либо смерть. Превосходная эпитафия Борису Балтеру, стихи памяти Обуховой, Льва Гинзбурга, двоюродного брата Гиви, давних друзей Алеся Адамовича и Бориса Чичибабина — вот и всё: ничтожный процент на фоне добрых трех сотен прижизненных посвящений. Прощание с новогодней елкой шире личного обращения — это прощание с эпохой вообще, эпохой роковой, таинственной и праздничной, как само Рождество. «.
Дмитрий Быков, «Булат Окуджава»

Синяя крона, малиновый ствол,
Звяканье шишек зелёных,
Где-то по комнатам ветер прошёл,
Там поздравляли влюблённых.
Где-то он старые струны задел,
Тянется их перекличка,
Вот и январь накатил-налетел
Бешеный, как электричка.

Мы в пух и прах наряжали тебя,
Мы тебе верно служили,
Громко в картонные трубы трубя,
Словно на подвиг спешили.
Даже поверилось где-то на миг,
Знать, в простодушьи сердечном,
Женщины той очарованный лик
Слит с твоим празднеством вечным.

В миг расставания, в час платежа,
В день увяданья недели,
Чем это стала ты нехороша?
Что они все одурели?
И утончённые, как соловьи,
Гордые, как гренадеры,
Что же надежные руки свои
Прячут твои кавалеры?

Нет бы собраться им — время унять,
Нет бы им всем — расстараться,
Но начинают колеса стучать,
Как тяжело расставаться.
Но начинается вновь суета,
Время по-своему судит,
И в суете тебя сняли с креста,
И воскресенья не будет.

Ель, моя ель, уходящий олень,
Зря ты, наверно, старалась:
Женщины той осторожная тень
В хвое твоей затерялась!
Ель, моя Ель, словно Спас-на-крови,
Твой силуэт отдалённый,
Будто бы след удивлённой любви,
Вспыхнувшей, неутолённой.

Вся ли вода становится святой на Крещение, как ее использовать и хранить

Архимандрит Спиридон (Ходанич)

Архимандрит Спиридон (Ходанич) о распространенных заблуждениях и суевериях, связанных с крещенской водой.

– Становится ли вся вода святой на Крещение или только та, которую освятил священник? Считается, что даже вода из крана в этот день святая. Так ли это?

– Действительно, этот вопрос животрепещущий и интересующий очень многих по причине всегдашних расхождений во мнениях как священнослужителей, так и мирян.

Наиболее правильным будет обратиться к чинопоследованию великого освящения воды Святых Богоявлений и вникнуть в смысл слов. В первом же тропаре мы увидим, что Церковь призывает нас прийти и принять Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия явившегося Христа. Можно ли получить эти дары, не желая посетить Церковь и оправдывая свою лень тем, что вода святая и в водопроводе? Думаю, ответ очевиден. В чинопоследовании также есть слова, которые многие интерпретируют на свой лад, а именно, что в этот день освящается вод естество, но нигде, заметьте, не говорится, что освящается всех вод естество. Если же допустить, что освящаются все воды и везде, в том числе в местах скверных и нечистых, то возникает вопрос: разве Дух Святой действует в нечистотах?

Традиция почитания святой воды, набранной в день Богоявления, известна с IV века. Святитель Иоанн Златоуст в своей речи на день Крещения Господня в 387 году сказал, что в праздник Богоявления все, начерпав воды, приносят ее домой и хранят целый год, так как в этот день совершилось освящение ее. Снова возникает вопрос: неужели ни у кого из древних не было в доме воды, дабы ее и считать святой, а нужно было черпать и приносить домой? Нигде мы не найдем такой практики.

Если же вникнуть во все молитвы и особые прошения в чине освящения воды на Крещение, становится ясным, что святой, точнее освященной, становится только та вода, которую освятили с молитвословиями в Церкви или на реке. Думаю, на Ваш вопрос я ответил, хотя уверен, что у многих возникнут возражения.

– Нужно ли запастись на год крещенской водой? Говорят, что ее нужно пить при недугах. И как ее хранить?

– Каждый благочестивый христианин старается сберегать крещенскую воду на протяжении года, употребляя ее натощак, при этом не нужно набирать огромное количество: можно добавить немного освященной воды в бόльшую емкость, и вся она под действием благодати становится крещенской.

При недугах обязательно с молитвой нужно выпить святой крещенской воды, ведь если мы посмотрим на особые прошения ектении в день освящения вод Богоявления, то увидим, что крещенская вода дается нам для того, чтобы сокрушиться сатане под ногами нашими, чтобы просветиться нам просвещением разума и благочестия и наитием Святого Духа, грехов избавлению и во исцеление души и тела.

Крещенская вода имеет название «Великая агиасма», что означает «великая святыня», и относиться к ней нужно соответственно – с благоговением. Хранить воду желательно в темном месте возле святого угла в стеклянной баночке или в ином сосуде, применяемом только для святой воды.

– Нужно ли обязательно пить воду на Крещение? При этом читаются какие-то молитвы?

– В день Богоявления все молитвы священником уже произнесены, и мы все пьем святую крещенскую воду целый день и не натощак. В другие же дни пьем только натощак и с молитвою: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

– Обязательно ли освящать свое жилище святой водой в этот день?

– Да, обязательно! Ведь в чинопоследовании освящения вод Богоявления есть прямое указание: «во освящение домов».

Архимандрит Спиридон (Ходанич)
Беседовала Наталья Горошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *