Советские журналы для женщин, обложки глянца СССР

Измены, наркотики, эмансипация: о чём писали женские журналы в Российской империи и СССР

На примере самых популярных женских изданий прослеживаем, как менялись интересы читательниц и мир вокруг них.

За 250 лет существования женская печать в России прошла трудный путь: от воспитательных альманахов до подпольных феминистских изданий и глянца. Журналы для женщин отражали не только интересы читательниц, но и служили органом просвещения, а для многих специализированная пресса стала рупором свободы и равноправия.

С наступлением СССР женские журналы масштабно преобразились, став частью машины пропаганды. От моды издания перешли к темам труда, женских прав и беременности, а позднее нашли компромисс между дискуссиями о стилях моды и трудностях женского быта в России.

Первый в мире журнал для женщин появился благодаря модному изданию для мужчин. В 1660-х годах английский издатель Джон Дантон решил разбавить светскую хронику и советы по стилю для джентльменов в журнале «Афинский Меркурий». Он предложил читателям прислать вопросы, ответы на которые давали приглашённые специалисты, и инициатива сработала. А заодно так родилась рубрика «вопрос-ответ».

С ростом успеха Дантон сделал несколько специальных выпусков с ответами на женские вопросы, а затем решил издать отдельный журнал. Первый номер «Дамского Меркурия» вышел в феврале 1693 года и перевернул мир журналистики, ведь никто ранее не создавал прессу специально для женщин. Газета рассказывала читательницам об отношениях, семье, манерах поведения и стиле.

«Дамский Меркурий» сформировал образ идеальной читательницы 18-го века: состоятельная аристократка с лёгким характером, единственный интерес которой в слепом подражании модным тенденциям.

Первый женский журнал в России появился в 1779 году. Его издателем стал Николай Новиков – известный журналист эпохи Просвещения. «Модное ежемесячное издание. Библиотека для дамского туалета» выходило год и имело небольшое количество подписчиков: 58 человек, семь из которых женщины.

В издании не существовало каких-либо специальных рубрик, а моде отводилось несколько страниц, которые выпускались в качестве приложения. Страницы журнала занимали стихи о любви, песни, сентиментальные повести, иностранные переводы Овидия, Лафонтена и Анакреонта.

Приложение к журналу, состоящее из гравюр-карикатур, сопровождалось насмешливыми подписями. Например, «Щеголиха на гулянье», «Чепец победы» и «Раскрытые прелести». Однако, несмотря на забавные названия, все предметы дамского туалета прорисовывались с детальной точностью.

Следующий женский журнал вышел в 1791 году. Издатель Василий Окороков решил пойти отличным от Новикова путём. «Магазин французских, английских и немецких мод» знакомил читателей с новостями мировой моды, а также содержал большое количество цветных гравюр с иллюстрациями модных тенденций.

Здесь впервые появились театральные рецензии, однако критика или аналитический разбор представления в них отсутствовали. Билет на балет или в театр стоил четыре тысячи рублей, поэтому немногие могли увидеть постановку лично. Репортёр подробно описывал происходящее на сцене, пересказывал сюжет спектакля и делился реакцией зрителей.

Кроме того, редакция «Магазина» держала в штате несколько иностранных корреспондентов, которые подробно описывали быт и нравы жителей европейских городов.

Странная вещь и мешающая весьма много успеху зрелища, что некоторые женские роли играются холодными кастратами, которые хотя и похожи на женщин фигурою и голосом своим, но не могут иметь их прелестей в речах, жестах и походке, кои суть исключительным уделом наилюбезнейшей половины человеческого роду. Сие получеловеки ещё больший возбуждают смех в пантомимических балетах.

«Магазин английских, французских и немецких мод», ноябрь, 1791

Спустя несколько лет, в 1804 году, 15-ти летний Михаил Макаров издал «Журнал для милых», отмечая, что в журнале «ничего не будет мудрого, политического, но будут помещены часы милых девушек: каждые два часа (две части – прим. TJ) будут содержать романсы, стишки, занимательные песенки».

Несмотря на чинную благопристойность, заявленную Макаровым во вступительном слове, журнал прославился публикациями эротического содержания. Например, повесть «Победа над нимфами» подробно описала любовные игры Амура и нимф, а главные герои повести «Аннушка» состояли в гражданском браке и имели незаконнорождённого ребёнка.

«Журнал для милых» впервые открыто призвал женщин стать соавторами: им предлагали писать критику на публикации в издании или присылать собственные сочинения, но эта затея не увенчалась успехом. Стремление женщин выразить себя через литературу рассматривалось как маленький каприз, демонстрирующий образованность женщины наравне с умением хорошо петь и танцевать.

Современник Пушкина, писатель Николай Верёвкин отзывался о литераторшах уничижительно. В повести «Женщина-писательница» он утверждал, что женщины из-за оттока крови от гениталий к мозгу могут насовсем потерять возможность рожать детей.

Чтобы писать и заставить читать себя, надобно родиться с талантом. Талант состоит из сильного и быстрого соображения, богатства и возвышенности мыслей и дара излагать их ясно и увлекательно: все эти способности составляют принадлежность той прибавочной четверти фунта мозгу, которая дана мужчине и не дана женщине.

Середина 19-го века ознаменовалась плавным переходом от сугубо просветительской функции женской периодики к общественно-политической. Бурное развитие женского движения привело к созданию сразу нескольких феминистских изданий — «Рассвет», «Женский вестник» и «Друг женщины».

Журнал «Рассвет» отказался от представления традиционных ценностей женщины 19-го века. Он предлагал читательницам научно-популярные статьи о естественных и технических науках, актуальную новостную повестку, юридические аспекты положения женщин в России.

Читайте также:
Русские красавицы и история красоты – фото и картинки

Особняком стояло издание «Женское образование», которое писало о правах женщин на обучение и получение профессии. Здесь публиковались новости об открытии учебных заведений для дам, а главный редактор Василий Сиповский вопреки общественному мнению продвигал идею о развитии женского образования в России.

Отчего атмосфера бальных зал и гостиных считается для девушки более здоровою в физическом и нравственном смысле, чем атмосфера аудиторий? Проиграет ли общество, если женщины вместо тех бесед, которые ведут теперь в зале или гостиной, будут вести другие, вроде тех, какие ведут их отцы, братья, и мужья, когда серьёзно говорят между собою?

Примерно через 30 лет во главе феминистских изданий встали женщины, в том числе врач и главный редактор «Женского вестника» Мария Покровская. Она освещала проблемы проституции, писала о необходимости юридического равноправия между супругами и требовала разрешения на разводы.

И всё же самым популярным женским изданием в первой половине 20-го века оставался консервативный «Журнал для хозяек», содержащим выкройки в натуральную величину, советы по хозяйству, кулинарные рецепты и рубрику «Беседы игрушечной маркизы». В этом разделе читательницы могли получить ответ на вопросы о сексе, браке и здоровье от анонимной колумнистки.

Не менее вредны, конечно, и другие наркотики: опиум, гашиш, морфий, кокаин и т. п. Кроме прямого вреда организму они приносят ещё и страшное ослабление впечатлительности, все нервы тупеют, перестают передавать ощущения…

Тот, кто употребляет наркотики, теряет способность ощущать наслаждение естественных возбуждений. Чай, кофе и табак, конечно, гораздо менее вредны, нежели алкоголь и опиум, но, тем не менее, для тех, кто хочет быть молодым и в 40, и даже в 50 лет, и они не должны существовать.

Мужчины-журналисты принялись критиковать популярный формат: некоторые утверждали, что анонимная советчица – на самом деле «лысый, с неряшливой щетинистой бородой, растрёпанный субъект в грязной нижней сорочке».

Как часто женщины подходят к мужьям с желанием открыть своё истинное «я», поделиться мыслью, а в ответ слышат резкую буркотню: «Не понимаю тебя, чем ты недовольна, чего тебе не достаёт. Рожна что ли в бок?».

Нет ничего тяжелее духовного одиночества, и не все женщины способны его перенести. В большинстве случаев на первую измену толкает не физическая неудовлетворённость, а духовная.

«Журнал для хозяек» создавался для среднего класса, где женщина одновременно домоправительница, швея и кухарка. Экономия денег и наиболее рациональное их применение занимали практический отдел журнала.

Издание своевременно реагировало на потребности читательниц. В разгар Первой мировой войны кулинарный отдел публиковал преимущественно вегетарианские блюда, а рождественский ужин 1916 года предлагалось сделать полностью из одной индейки.

Тушку птицы советовали разделить на части и приготовить из них пудинг, бульон, котлеты, рагу и заливное. А модный отдел предлагал сшить «изменяющееся платье», в котором, в зависимости от съёмных лифа или накидки, можно идти на работу или в театр.

Февральская революция изменила привычный порядок вещей. Женские журналы признали «буржуазными» и уже к 1918 году практически все дореволюционные издания закрылись. Страна советов предоставила женщинам новую прессу и совсем иную ролевую модель.

Журнал «Работница» создавался по инициативе Ленина ещё в 1914 году, но спустя семь номеров, три из которых конфисковали, закрылся. Издание возобновило работу в 1917 году и окончательно укрепило позиции в 1923 году. В состав первой редколлегии «Работницы» входили соратницы вождя: его сестра Анна Ульянова-Елизарова, Надежда Крупская, Инна Арманд, Александра Коллонтай.

Новая власть формировала новый образ женщины. Вместо аристократок в корсетах на обложку помещались коротко остриженные, коренастые товарки в свободной одежде. Изменениям подверглась не только внешность женщины, но и её ценности. Вместо семейного счастья — активная гражданская позиция, вместо ухода за собой — тяжёлый труд на благо Родины.

Советская периодическая пресса охватила все слои женского населения: журналы издавались для представительниц разных профессий и быта. Но с этим исчезли странички мод, косметики и бытовых советов.

В вопросах моды мы до сих пор являемся слепыми подражателями Запада. Женщинам нашего Союза, работающим на производстве, в общественных учреждениях, нет времени изощрять свой ум над изобретением причудливых мод, как это делают заграничные «барыни».

Журнал «Коммунистка» выпускался для глав женских отделов. Издание рассказывало о деятельности коммунисток по всему миру и обличало капиталистический строй через описание безработицы и нищеты женщин в западных странах. Кроме того, «Коммунистка» просвещала руководительниц женотделов о методах агитационно-пропагандистской работы. Главным редактором издания на протяжении десяти лет его существования была Надежда Крупская. Журнал закрылся вскоре после упразднения женотделов, так как целевая аудитория «Коммунистки» исчезла.

Журналы «Крестьянка» и «Работница» пользовались большим спросом, хотя значимую часть журналов занимали агитационные материалы. Оба издания создавались для малограмотных слоёв населения: «Крестьянка» предназначалась для жительниц деревень, а «Работница» для женщин, живущих в городе.

«Крестьянку» выписывали всем селом «в складчину», либо обращались в редакцию с просьбой выслать номер бесплатно в силу бедности. Однако редакция предлагала обмен: обещали прислать пару номеров за заметки о жизни и работе женщин-колхозниц. За написанные материалы платили, поэтому авторов у «Крестьянки» хватало.

Читайте также:
Винтажные фото девушек и ретро-стиль в одежде и аксессуарах

Журнал пользовался популярностью не только среди женщин. Мужчины называли его «бабская евангель», однако всё же читали, так как там публиковались новые декреты о сельском хозяйстве. К изданию прикладывались выкройки для шитья и рукоделия, а также репродукции картин, которыми украшали избы.

Журнал содержал множество рубрик, включая женские права и тонкости воспитания детей. Вдобавок — медицинские советы, мировые новости, рекомендации по ведению сельского хозяйства и домашнего быта и развлекательная литература: частушки, карикатуры на кулаков и попов, смешные рассказы.

Журнал «Работница» не сильно отличался от «Крестьянки». Издание освещало юридическое положение женщин на заводах, отдельные страницы посвящались военной подготовке работниц. Встречались публикации о гигиене, советы по хозяйству и быту, заметки о достижениях СССР в науке.

В первые годы, когда женщины получили равные с мужчинами права и пришли на заводы, они столкнулись с рядом проблем, которые освещал журнал «Работница». Здесь и отсутствие предварительного обучения, и презрение мужчин, и сексуальные домогательства.

Мужчины нередко воспринимали присутствие женщины как сексуальный вызов, нарушение общепринятых норм и вели себя соответственно. Женщины становились объектом домогательств и оскорблений, направленных на то, чтобы выжить их с работы.

Несмотря на это, «Работница» публиковала рассказы о женщинах, которые смогли найти на заводе мужа. Таким образом пресса пыталась романтизировать труд на производстве.

В 1930-е «Крестьянка» и «Работница» заполнялись рассказами женщин, которые принимали участие в Гражданской войне. Рассказы участниц тщательно редактировались: исчезли кровавые детали и переживания от смерти близких и друзей. Подготовке женского населения к отражению военной угрозы отводились постоянные рубрики: «Наши коммунистки», «Враг не дремлет», «Работница и оборона страны», «Страничка обороны», «На оборону страны».

Образ женщины, которая пошла воевать за советскую власть, представляется неконкретным, плоским, плакатным. Не случаен выбор жанров для создания этого образа: очерк или рассказ. Мы не найдём интервью – их вообще нет в женской печати довоенного периода.

С помощью образа героини Гражданской войны романтизировалась война, показывался новый стереотип поведения женщины – равноправие она доказывала с оружием в руках. Женщина может и должна воевать за социалистическую Родину, которая дала ей эту свободу – вот главный вывод из сказанного.

Первый «Журнал мод» вышел в СССР после Великой Отечественной войны и выпускался тиражом в 50 тысяч экземпляров, который обеспечивал лишь малую часть советской элиты. Затем появились «Модели сезона», а чуть позже собственный журнал завёл ГУМ и некоторые региональные дома моделей.

В «Журнале мод» публиковались рисунки и фотографии одежды, а советские модницы активно охотились далеко не за отечественными журналами мод. Прибалтийские издания «Силуэт» и «Рижские моды» печатали западные фасоны, а сам журнал было сложно достать даже в период оттепели.

Тяжёлое послевоенное время сменилось спокойствием и стабильностью. Государству требовалось повысить рождаемость и в журналах постепенно менялся образ идеальной советской женщины. Вместо ударниц труда на страницах «Работницы» и «Крестьянки» появились истории о заботливых матерях и жёнах, которые успевали не только работать, но и заниматься бытом и воспитанием двух и более детей.

В нашей стране не может быть одиноких людей.Слово „мать-одиночка“ не имеет права на существование. […]

У матери есть ребёнок. Уж по одному этому она не одинока. У неё есть коллектив, членом которого она является, вместе с которым трудится на благо Родины.

Многие бытовые неурядицы замалчивались официальной прессой, а в эпоху диссидентского движения феминистского самиздата не было. Эту проблему решили три ленинградки, которые создали альманах «Женщина и Россия», позже переименованный в «Марию».

Татьяна Горичева, Наталья Малаховская и Татьяна Мамонова выпустили самиздат в 1979 году. В альманахе рассказывалось о плачевном положении женщин в семье и обществе, ужасающих условиях в роддоме, пьянстве мужей. В нём опубликовали текст Клавдии Ротмановой «Хозяин дома», который впервые поднял тему домашнего насилия в СССР.

Нигде не встретишь такого глумления над человеческой личностью, как в родильном доме. На роженицу смотрят с брезгливым презрением, как на женщину лёгкого поведения, муки её считают проявлением особенной низости. […]

Неимоверная грязь, царящая в родильных домах, усугубляет физические страдания женщины, а категорический запрет на допуск родственников — её моральные страдания.

Первый выпуск альманаха печатали на машинке и переплетали гвоздями. Всего издали десять копий «Женщины и России». «Если сделаешь больше десяти, то поедешь на больше лет в тюрьму», — так объясняла маленький тираж самиздата Малаховская.

Одна из копий альманаха попала во французское посольство в Ленинграде и оттуда отправилась за границу. Французское издательство Éditions des Femmes с одобрения создательниц журнала выпустили его отдельной книгой. Известность за пределами СССР помогла Малаховской, Мамоновой и Гордеевой избежать тюрьмы, а перед Олимпиадой все три редактора эмигрировали из России.

Я шла через Матвеевский сад и ко мне подошёл очень ухоженный господин. Он проговорил сдержанно и веско: «До десяти вечера позвоните по этому номеру и скажите, что вы согласны уехать за границу. Иначе завтра утром вас арестуют». И протянул мне карточку: на ней был указан номер телефона.

Читайте также:
Катарские Принцессы Хинд Хамад Аль Тани и Аль-Майясса

В 1987 году на прилавках печатных киосков появился журнал Burda Modern. Он стал первым зарубежным изданием, которое официально разрешили издавать в СССР. Несмотря на высокую цену в пять рублей, Burda пользовалась невероятной популярностью. Помимо красочных фотографий с одеждой, в журнале размещались специальные рубрики, посвящённые рукоделию, кулинарии и красоте.

Вкладыши кассет с Модерн Токинг, схемы выкройки и «великий Ленин завещал»: 15 фото о чем писали в женских журналах в СССР

В моем счастливом советском детстве было три вещи, которые вызывали у меня огромный интерес: хрустальные фигурки в серванте, дядин переносной кассетный магнитофон и женские журналы, которые мама хранила в большой коробке из-под итальянских сапог.

Периодику она выписывала через почту. Сегодня в век интернета и отсутствия дефицита, мне становится понятно, почему она так дорожила журналами с яркими цветными обложками.

Историей поделилась читательница блога Екатерина.

  1. Крестьянка
  2. Работница
  3. Советская женщина
  4. Коммунистка

Крестьянка

Крестьянка — «священное» издание. Мне, тогда еще 10-летней девочке, разрешалось листать его только в присутствии мамы. Строго запрещалось слюнявить палец, чтобы перевернуть страницу, и не дай бог было надорвать листок.

В журнале были цветные страницы с яркими фотографиями красивых женщин, картинами художников, снимками актрис. Черно-белые листы были с выкройками, текстами песен, рецептами блюд, заметками, письмами читательниц, статьями.

Черно-белые я переворачивала сразу, а в цветные подолгу вглядывалась.

Черно-белая мода в «Крестьянке». Истории любви реальных пар трогали за душу. Каждый советский читатель мог разучить популярную песню.

Благодаря «Крестьянке» в нашем доме перестали выбрасываться капроновые колготки. Мама нарезала пришедшие в негодность чулки телесного цвета на ровные квадратики, прострачивала их на машинке и наполняла заваркой.

Когда приходили гости, чай заваривался именно такими импровизированными «пакетиками».

Курс хорошей матери и модной советской женщины.

А еще из капроновых чулок она крючком вязала мочалки для мытья посуды. С рождением брата в ход пошел другой лайфхак из популярного журнала.

Мама собирала обмылки, натирала их на овощной терке, добавляла соду и эту смесь кидала в стиральную машинку с пеленками.

Работница

Из-за этого издания в нашем доме каждый месяц начинался скандал, который не всегда заканчивался компромиссом.

«Работница» из моего детства

Дело в том, что в популярном журнале печатали вкладыши для футляров аудиокассет, с фотографиями эстрадных певцов. Там даже по контуру был обозначен пунктир и нарисованы ножницы – значит можно вырезать.

Я требовала отдать мне страницу, но мама всегда была убеждена, что печатные издания, книги, журналы резать нельзя.

Кроме статей о женщинах-стахановках, рекордсменках сельскохозяйственных полей и ярых общественниц, в журнале печатались выкройки, схемы для вязания и кулинарные рецепты.

Схемы мама аккуратно перерисовывала в тетрадку в клеточку, а рецепты переносила на перфокарты (работала инженером-программистом на заводе, и этого добра у нас было много). Их она складывала в ящик кухонного стола.

Мне тоже шили одежду по лекалам из «Работницы» «Королевам моды» главное было — достать ткань

Я неоднократно посягала на фотографии артистов, подбираясь к журналу с ножницами в руках. Иногда мне удавалось добиться разрешения, вырезать какую-нибудь эстрадную «звезду».

И тогда я становилась счастливой обладательницей «фэйса» кумира на стене в своей комнате.

Советская женщина

Этот журнал появлялся в нашем доме нечасто. Обычно его давали маме почитать подруги, и это был далеко не свежий номер.

Журнал «Советская женщина» Сплошная пропаганда и статьи о «прекрасной жизни» советской женщины

Особого интереса у меня он не вызывал, ибо там было не так много картинок, как в «Работнице» и много скучных статей о «правильных женщинах».

«Советская женщина» — один из журналов, который был почти в каждом доме.

А еще это был чужой журнал, и надеяться на вырезанную картинку, даже не было смысла.

Что-то уже вырезано – я тоже так делала

Единственное, что я читала в «Советской женщине» — гороскоп. Повальное увлечение звездными предсказаниями в конце 80-х, сразило и взрослых, и детей. Потом, выходя во двор, я со знанием дела спрашивала у девочек: «Ты кто по знаку?».

Услышав ответ, делала умное лицо и вещала: «Ракам сегодня лучше пятиться, а не выпячиваться…»

Коммунистка

Это ежемесячное издание советские женщины 70-80-х не читали. Наверное, к счастью. Почему? Потому что женщин второй половины прошлого века, волновала не только работа, но и семья.

Они брали пример с более успешных, красивых, талантливых и совсем не думали об интернационале и партийных съездах.

Основа контента – завещания Ильича Пятый год без Ленина: кому сегодня это интересно?

«Коммунистка» выпускалась с 1920 по 1930 год. Это был политический журнал для политизированных женщин. А у нас в роду таких не было.

Нам бы связать красивую кофточку, сшить модную юбочку по готовой выкройке, приготовить вкусный пирог по удивительному рецепту.

Я и сегодня беру на заметку советы хозяек из интернета, иногда выписываю рецепты заготовок на зиму с разных сайтов или ищу схемы для вязания.

Если бы не было Всемирной паутины, в моем доме тоже была бы коробка с женской периодикой. Генетический код не изменился, в душе мы так и остались «работницами» и «крестьянками».

Читайте также:
Роскошные и прекрасные образы в стиле Лолита

А вы были подписаны на советские женские журналы?

Советские журналы для женщин

Из соседней темы.

Сча жене показал эти фотографии – она их почти все помнит!
“В этом номере был рассказ – с лету она вспомнила, – еще фильм по нему сняли .
А в этом была схема свитера, помнишь свой оранжевый, отсюда он”.

Блин, мне бы такую память.

Я даже читала больше половины из них) вырезки всякие собирала)

Круто, ТСу спасибо) Кусочек детства.

Тоже заметил, прямо тургеневская

Шесть обложек помню У Крестьянки обложка была мягкая и печать качественная, а вот у Работницы обложка жесткая и бумага похужее, какая то ворсистая. Нет вру. В 87 году уже тож Работница мягкая была обложкой.

Одно время было как не залезу в сервант, все Крестьянка с обложкой на 1 фоте попадалась

Тоже чёль насканить обложек журналов “Охота и охотничье хозяйство” с 1965 года

После допросов отца о девайсе на женщине из журнала Работница №10 за 81 год, знаю о пеленге и триангуляции!

Простите, а вот это случаем не одна современная порно-актриса?

это мама ейная (сарказм если че)

а журналы были действительно хорошие, да и девки там ничего, добрые.

Журнал “Работница” объявил конкурс среди мужского населения:
“Кто лучше знает женщину”.

Победитель конкурса-Петя Иванов,г.Сыктыквар,10 лет.

Пишет Григорий Семёнович:
“Мне 65(!) лет.У меня 5 детей,8 внуков.Я знаю женщин с 12 лет.
И я крайне возмущён вашим решением!”

Ответ редакции:
“Уважаемый Григорий Семёнович! На наш 1-ый вопрос:
“Где у женщин самые кудрявые волосы?”-
Петя ответил правильно:”В Южной Африке”.
А вы что ответили? Да ещё и нарисовали.

На наш 2-ой вопрос конкурса:
“Какой самый главный женский орган вы знаете?”-
Петя ответил правильно:”Всемирная федерация женщин при ООН”.
А вы что ответили? Да ещё и нарисовали.

И наконец,на 3-ий вопрос конкурса:”Какого важного события с нетерпением ждёт каждая женщина каждый месяц?”
Петя ответил правильно:”Выхода нового журнала”Работница”.
“А вы что ответили? Спасибо,что не нарисовали.

7 любимых женских журналов в СССР — какими они были и о чём писали

Многие сегодня уверены, что женский «глянец» – это примета капиталистических времен и во времена СССР ничего подобного не было. На самом деле эта ниша в СМИ существовала, просто издания тоже были насквозь советскими. Представляем подборку самых любимых журналов того периода — 7 любимых женских журналов в СССР.

1. Работница

Старейший советский женский журнал появился еще до революции в 1914 году. Инициатором его создания выступил сам Владимир Ленин, а в первую редколлегию вошел весь цвет партии: Крупская, Арманд, Коллонтай.

За деньги партии и работниц фабрик они развернулись: подготовили 7 выпусков с тиражом в 12 тысяч экземпляров каждый. На беду издателей, читали его не только женщины, работающие на заводах Санкт-Петербурга, но и царские власти. В результате журнал закрыли, а последние три тиража арестовали.

Сразу после Февральской революции издание «Работницы» возобновили, но ненадолго. Гражданская война как-то отодвинула на второй план женские вопросы и вспомнили о них только в 1923 году.

Изначально журнал занялся ломкой патриархального быта и самой разнообразной полезной для властей пропагандой. Например, в 36 номере 1935 года пятую часть объема занимает речь Сталина на совещании комбайнеров.

Затем шли рассказы других участниц совещания, материал о рекордсменках хлопковых полей, новость о награждении женщин-стахановцев и только в самом конце – статья о том, как украсить жилище.

Постепенно журнал все больше уходил от откровенного официоза. Совсем отказаться от подобных материалов было нельзя, но они уже не занимали так много страниц. Больше было тем, которые действительно интересовали дам: публицистика, рассказы, домоводство и даже мода.

Очень много внимания привлекала рубрика «Дискуссионный клуб». Но пик популярности, когда тираж взлетел до 23 миллионов, пришелся на Перестройку, когда они одними из первых стали позволять себе брать интервью у звезд, печатать гороскопы и тому подобное. А еще журнал прославился фотографиями очень симпатичных работниц на обложке.

2. Здоровье

В сегодняшнюю подборку журнал вписывается не в полной мере. Изначально его создавали для популяризации в народе советской медицины и предполагалось, что аудитория будет представлена обеими полами. В шестидесятых «Здоровье» больше напоминало вал прессы, которая занимались популяризацией науки, только с медицинским уклоном. Например, в 3 номере за 1959 год присутствуют статьи о Крупской, вакцинации коклюша, директоре Института питания, долгожителе, ионитах, ревматизме и так далее.

В семидесятых содержание изменилось. Стали появляться материалы о женском здоровье, беременности, родах, психологии супружеской жизни, воспитании детей и диетах. Во втором номере 1977 года, кроме привычной информации о различных заболеваниях и их лечении, разместили статьи «Трудный подросток», «Ваш первый ребенок» с рассказом об искусственном вскармливании и раннем закаливании. В восьмидесятых именно «женских» материалов становится еще больше.

3. Крестьянка

Называть этот журнал простым клоном «Работницы» нельзя. Появился он в 1922 году, как раз в период, когда тот не издавался. Главной его задачей было донести политику партии даже малограмотным в самом далеком селе. Хотя первоначально тираж был небольшим – всего 5 тысяч экземпляров – и до провинции просто не доходил. Но материал подавался в более простой форме, было больше графики, не забывали и про полезные в быту советы.

Читайте также:
50 летних образов азиатских девушек из Инстаграм

В журнале изначально был небольшой вкладыш, посвященный рукоделию. Читателей «Крестьянки» учили шить, вязать, вышивать. Из-за него издание и выписывали. Регулярно на страницах появлялись рассказы, стихи и даже песни с нотами. Естественно, до хрущевской оттепели было очень много официальной пропаганды, затем все больше места отводилось под домоводство, а обязательные материалы подавались даже намного мягче, чем у конкурентов.

Еще одной его особенностью была огромная сеть корреспондентов по селам. Она позволяла первыми получать информацию о полезных инициативах снизу. Такая оперативность очень нравилась партийной верхушке вплоть до семидесятых, а потом общий энтузиазм всех участников этой обратной связи снизился и сеть тоже заметно уменьшилась. Пик популярности журнала тоже пришелся на Перестройку, по тиражу он уступал «Работнице», но выпуск превышал двадцать миллионов.

4. Советский экран

Опять же не совсем профильный журнал, но и в Советском Союзе полностью отсутствовали издания, посвященные шоу-бизнесу в современном понимании. Никаких тебе светских новостей и репортажей с красных дорожек фестивалей.

Единственная отдушина – «Советский экран», который издавался с 1925 года. Все это накладывалось на колоссальную любовь советских женщин к кинематографу. До середины восьмидесятых именно он оставался основным источником информации о происходящем в этой сфере.

Интересно, что во времена Перестройки, когда многие советские журналы начали стремительно желтеть, «Советский экран» практически не изменил свою политику, печатая в основном информацию о фильмах, а не сплетни вокруг жизни актеров.

Единственное что позволила себе редакция – это публикация на обложках не только киноактеров, но еще и звезд эстрады вроде Леонтьева, Долиной или даже Кинчева из рок-группы «Алиса». Как результат, тиражи даже немного снизились. В семидесятых тираж номера уверено переваливал за миллион, а в восьмидесятых – миллион уже был потолком.

5. Советская женщина

Самый скучный из большой тройки женских журналов времен СССР. Даже в энциклопедиях про него пишут, что он распространялся, а не продавался. Слишком уж много официоза было на его страницах. Его печатали в одном из самых лучших издательств Страны Советов – ЦэКовской «Правде», да еще и как минимум на двенадцати языках мира. При этом прекращение выпуска в 1991 году почти никто и не заметил, а сегодня многие и не вспомнят о его существовании.

За всей пропагандисткой патокой как-то совершенно потерялась тесная связь журнала с международным женским движением. С левацкой его частью, разумеется. Тут появлялись статьи Индиры Ганди, Фатимы Ахмед Ибрагим, Эжени Коттон и других известных в основном в СССР деятелей. Регулярно печаталась информация о проблемах женщин за рубежом. В принципе, только во время Перестройки в «Советской женщине» начали обсуждать вопросы, которые касались основной аудитории журнала.

Например, долгую дискуссию на страницах журнала вызвала публикация письма Валентина Распутина о женщинах, нравственности и нравственной стойкости. Но хватало и откровенно «желтых» материалов, вроде рубрики астролога Тамары Глобы.

6. Rigas Modes

В СССР хватало журналов, альманахов и других изданий, которые были посвящены моде. Но каких-то цельных воспоминаний они о себе не оставили, за исключением Rigas Modes. Остальные отличались крайним непостоянством: интересные выпуски сменялись откровенной халтурой, модели зачастую были морально устаревшие, да и сами они выходили нерегулярно и бессистемно. Рижский журнал с момента основания в 1947 году занимался, по сути, продвижением мировой моды, перерисовывая модели из зарубежных журналов.

В первые годы своего существования, при Сталине, он не отличался какой-то особенной смелостью, но с началом Оттепели стал перепечатывать модели из чешских и венгерских журналов мод, которые, в свою очередь, активно тянули идеи из Европы. В результате, Rigas Modes превратился чуть ли не в главный источник информации о современной моде при мизерном по советским меркам тираже в 200-250 тысяч экземпляров. Надо ли говорить, что и сейчас найти подшивку этого журнала очень сложно.

7. Burda Moden

Официально журнал издавался в СССР только с 1987 года. Собственно, появление в киосках «Союзпечати» само по себе вошло в историю: Burda Moden стал первым печатным изданием Запада, который пробил Железный занавес. Интересно, что в 1994 году он стал первым подобным и в Китае. Однако, надо сразу сказать, что привозить журнал в Советский Союз стали еще в шестидесятых, а в семидесятых он превратился в настоящую манию всего женского населения страны.

Большинство женщин, конечно, привлекало приобщение к миру западной моды. Пусть это и не были модели от кутюр. Burda Moden, собственно, и сделал себе имя, предлагая модную одежду на каждый день. Но для СССР изучение этого журнала было практически обязательным ритуалом. Его привозили абсолютно все выезжающие в Европу. А лучшим показателем высокого статуса человека был журнальный столик с небрежно оставленным свежим номером. О популярности говорит хотя бы тот факт, что материалы из него активно перепечатывали советские издания, например, та же «Работница».

Читайте также:
Как сделать талию тонкой при помощи упражнений и массажа

Другой важный фактор спроса – наличие качественных выкроек, которыми можно было сразу пользоваться. Burda Moden просто идеально вписалась в реалии СССР. В стране, где существовал дефицит, чтобы получить что-то модное, миллионы женщин или шили самостоятельно, или обращались к профессиональным швеям. Поэтому выкройки из этого журнала собирали и бережно хранили.

Популярные советские журналы: От «Мурзилки» до «Крестьянки»

5 июня 2019 1:00

Каждый день в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) в программе «Дежавю» (23.05) с Михаилом Антоновым вы делитесь своими воспоминаниями о прошлом.

Совсем недавно «Комсомольская правда» отметила свой день рождения – 94 года. Наша газета пережила и распад СССР, и лихие 90-е, и технологичные нулевые. И не только пережила, но и добавила в свой актив сайт kp.ru и Радио «Комсомольская правда».

А в программе «Дежавю» слушатели решили вспомнить журналы, которыми страна зачитывалась в советские годы.

Аудио: День рождения “Комсомолки”. Газеты и журналы, которые мы выписывали

«Веселые картинки» и «Мурзилка»

Можно с уверенностью сказать: это наши первые журналы. Яркие, красочные, недорогие по подписке – они были практически в каждом доме.

По сути, первые комиксы в своей жизни мы увидели именно в «Веселых картинках», где публиковались истории в рисунках и приключения героев «Клуба веселых человечков».

«Мурзилку» начинали выписывать для детей 5 – 6 лет и лет до 11. Забавные рассказы, стихи, в конце журнала – загадки и шарады и, конечно, знаменитый «сериал» «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды», который печатался с конца 70-х годов. Эти номера раскупались в киосках, были дефицитом в читальных залах библиотек.

«Пионер» и «Костер»

Ежемесячные журналы для школьников средних классов. Некоторые предпочитали исключительно ленинградское издание, то есть «Костер», а кому-то был ближе «Пионер».

Каждый из этих журналов мог похвастаться премьерами, которые были именно на их страницах. В «Костре» впервые стали печатать «Двух капитанов» и «Сказку о потерянном времени». А «Пионер» первым познакомил ребят со стариком Хоттабычем.

«Юный натуралист» и «Юный техник»

Специализированные ежемесячные издания для детей. У мальчишек популярностью пользовался «Юный техник» и приложение к нему – там печатались новости о машинах, фантастические рассказы, простенькие схемы для сборки, а на последней странице Эмиль Кио раскрывал секреты фокусов.

«Юный натуралист» – для любителей природы. Журнал привлекал красочными картинками, которые иногда вырезались и наклеивались в личные дневники или опросники.

«Работница», «Крестьянка», «Здоровье»

Журналы наших родителей. Эти три издания, как правило, выписывали мамы и бабушки. И если несколько первых страниц «Работницы» и «Крестьянки» можно было спокойно пролистывать, читая вскользь про женские профсоюзы и статьи про ударниц социалистического труда, то начиная с середины журнал становился более прикладным: выкройки, рецепты, полезные советы из серии «хозяйке на заметку», небольшие заметки про здоровье и воспитание детей, фотографии артистов эстрады.

Зачастую все это аккуратным образом вырезалось и хранилось.

«Здоровье» тоже можно было обычному человеку читать с середины. Иногда журнал выносился во двор, на лавочку, где бабушки горячо обсуждали тот или иной совет.

«Кругозор» и «Колобок»

Журналы с пластинками внутри, и, кстати, одни из самых дорогих. «Кругозор», как правило, с синенькими целлулоидными пластинками, пользовался спросом, даже несмотря на то, что примерно 70% аудиопродукции не были особо интересными. Отрывки из книг (предтеча аудиокниг), что-нибудь политическое, звуковой репортаж с целины или БАМа, но последние две-три пластинки в конце журнала – это именно эстрада. По большей степени наша, иногда – зарубежная. Например, в 1988 году «Кругозор» выпустил пластинку с двумя песнями Майкла Джексона, и тираж разошелся за считаные часы.

«Колобок» – журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста. И пластинки – это, как правило, песни, стихи и небольшие аудио-постановки сказок. Гибкие диски вначале печатались на приобретенной во Франции специальной машине, а начиная 1991 года часть тиража выходила с аудиокассетой. Правда, длилось это совсем недолго, так как уже на следующий год «Колобок» закрылся окончательно.

«Комсомолка» рекомендует

Самая яркая детская новинка этого года – комикс с наклейками “Царевны” по одноименному популярному мультфильму. Новый комикс о веселых приключениях пяти очаровательных подруг-царевен в Дивногорье порадует вашего ребенка красочным оформлением и расскажет ему о настоящей дружбе, взаимовыручке, поддержке и умении радоваться жизни! Покупайте на shop.kp.ru и в фирменном магазине «КП» по адресу: г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23 стр. 1

АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

История модного глянца. От 16 века до наших дней

Журналы о моде являются самыми доступными трансляторами модных тенденций. Они доносят до нас все реалии современности и, сохраняя на своих страницах особые приметы эпохи, представления об эталонах красоты, постепенно становятся частью истории. А мужчинам, снисходительно посмеивающимся над «чисто дамским увлечением», следует напомнить, что именно они и явились первооткрывателями мира «глянца», создав когда-то первые печатные издания, ставшие прообразом женских журналов.

Читайте также:
Японские девушки – фото в кукольном стиле

Своеобразными предтечами модных журналов можно считать книги, появившиеся в конце 16 века в Испании. В них печатались руководства для модниц, разъяснявшие правила создания модного туалета. Но пятьсот лет назад издание книги было делом долгим и трудным, к моменту ее выхода фасоны безнадежно устаревали. Надо было придумать что-то более дешевое и оперативное.

Прототипы журналов мод появились в 17 веке. До их появления туалеты демонстрировали наглядным способом – при помощи большой и малой Пандор, восковых кукол в половину или четверть человеческого роста. Сначала на них надевали модные туалеты и выставляли для всеобщего обозрения в парижском магазине на улице Сен-Оноре. Большая Пандора демонстрировала парадные платья, Малая – утреннюю домашнюю одежду, так называемое «неглиже». Затем манекены отправляли в европейские столицы задавать модный тон. Есть сведения, что когда кукол перевозили из одной страны в другую, воюющие стороны на время прекращали военные действия. По сей день, знаменитые Пандоры хранятся в парижском музее Галиера (музей моды).

С появлением печатного дела новости моды стали передаваться через газеты и журналы.

В 1672 году во Франции начал выходить журнал литературно-критического содержания «Mercure galant» («Галантный Меркурий»). Произошло это не в Париже, как можно было бы предположить, а в Лионе. Привилегия на его издание была выдана лично королем Людовиком XIV Жану Донно Де Визе, литератору, журналисту и преуспевающему издателю. В первые годы «Mercure galant» выходил нерегулярно, но с 1679 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. В «Mercure galant» работали Абрахам Босс, Боннар и другие французские художники.

Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел светской хроники. В этом журнале, публиковались новинки литературы, велась литературная полемика, рассказывалось о светских событиях, а также печатались модные обзоры, к которым прилагались картинки с описанием моделей и указанием, когда и что следует носить, а иногда критиковались те или иные нововведения.

Журнал этот был совсем крохотный – размером всего в восьмую долю листа. Первый номер открывался описанием свадьбы принцессы Марии-Луизы Орлеанской и испанского короля Карла II. К статье была приложена гравюра, изображающая наряд новобрачной, и модницы могли рассмотреть его во всех подробностях. Это была самая первая модная картинка самого первого модного журнала. Как долго издавался этот журнал – неизвестно, до наших дней дошло лишь несколько его номеров.

Постепенно с конца 17-го века издания с гравюрами, изображающими модную одежду, стали прочно входить в жизнь людей. А первые настоящие журналы о моде возникли во второй половине 18-го века, вызвав огромный интерес публики. Именно тогда начал формироваться рынок моды, рождаться новые идеи и имена.

В течение 18 века журналы мод появляются по всей Европе. В Германии выходит «Journal des Luxus und der Moden» (журнал о роскоши и моде), в Англии – «The Lady`s Magazine» и «Gallery of Fashion». В Париже начинают один за другим выходить модные журналы – «Galerie des modes et costumes francais» (1778), «Cabinet des modes ou les modes nouvelles» (1785), «Journal des Dames et des Modes» (1797).

С середины ХIХ в. при журналах появляются приложения с модными выкройками. Мода постепенно начинает приобретать черты массовости. С 1890 года некоторые журналы начинают использовать фотографии, постепенно заменяющие гравюры и акварели.

Также начинается непосредственное сотрудничество кутюрье с редакциями журналов. Например, наряды от Уорта появляются на страницах знаменитого французского “Le Paravent Rouge” – журнале о моде и хорошем тоне.

Начало американским «женским изданиям» положил в 1830 г. журнал «Godey’s Lady’s Book» («Женская книжка Годи»), ставший особо популярным среди первых женских журналов Америки. Он публиковал цветные иллюстрации мод, стихи и рассказы сентиментально-нравоучительного содержания, прививал вкус, определял правила хорошего тона. Спрос на этот журнал был очень велик.

В ноябре 1867 г. вышел первый номер Harper’s Bazaar – самый старейших среди доживших до наших дней журналов о моде. Изначально это был еженедельник для дам среднего класса. Издание публиковало образцы французской и немецкой моды в газетном формате.

С 1901 года издание перешло к ежемесячному циклу.

В 1886 году в Нью-Йорке появляется своя легенда – Cosmopolitan, журнал для высшего общества. Издание несколько раз меняет хозяина, пока в 1905 году его не выкупает Вильям Рэндольф Херст, делающий Cosmopolitan настоящим литературным журналом. На его страницах впервые печатались рассказы Хемингуэя, Моэма, Фолкнера. Но в 1960-х читатели стали терять интерес к Cosmopolitan. И тогда Хелен Герли Браун, автор нашумевшей книги «Секс и одинокая женщина», предложила компании Херста создать женский журнал, адресовав его молодым женщинам, «идущим в ногу» с современной модой. Новое звучание журнала вновь привлекло к нему внимание читателей и рекламодателей, которое не ослабевает и по сей день.

Читайте также:
Стильные образы и фото китаянки из Шанхая

1892 год – рождение еще одной американской легенды – журнала Vogue. Это был еженедельник, рассказывающий о новостях моды и общества, отражающий стиль жизни высшего общества Америки. Издание, воспевающее роскошную жизнь, задало определенный вектор развития многим последующим журналам, пишущим о моде. На страницах Vogue впервые появились постановочные съемки, говоря современным языком – фотосессии, а не просто манекенщицы, демонстрирующие модные туалеты.

Основали новый журнал Артур Тюрнюр, юный член светского общества из обеспеченной семьи, у которого уже был журналистский опыт, и Гарри Маквикар, чей прадед Стефан Уитни был крупным торговцем. Тюрнюр занял должность издателя, а Маквикар, изучавший искусство в Европе, стал арт-директором Vogue. Сначала еженедельник состоял из 16 страниц ин-кварто (четвертая часть листа), был хорошо отпечатан и красиво оформлен. Обложку украшала одна из изысканных картинок, которые стали популярны благодаря журналу Life, размещавшему под ними юмористические диалоги. Цена одного экземпляра — десять центов — позволяла человеку со средним достатком приобрести журнал и узнать, что же происходит в обществе.

Интересно, что мировой популярности журнала способствовал наш соотечественник Александр Либерман, эмигрировавший в Америку и возглавлявший издательство более тридцати лет. Алекс обладал невероятным чутьем, позволявшим угадывать будущие модные тенденции. Под его руководством журнал приобрел неповторимый стиль, узнаваемый во всем мире.

С Vogue и Harper’s Bazaar в период с 1925 по 1937 гг. в качестве иллюстратора сотрудничал Роман Тыртов (Эрте), выполнивший более ста обложек для этих журналов.

В конце 19-го начале 20-го веков модных журналов становится все больше и больше. Наряду с прославленными изданиями, появлялись журналы, выходившие небольшим тиражом, век которых был недолог – самые известные из них «Gazette du Bon Ton», «Le Trait parisien», «Art Gout Beaute». Одни из них предназначались модной публике, «Vanit y Fair» (1913 г.), издающийся и по сей день, другие простым домохозяйкам и рукодельницам. Среди них “Le Petit Echo de la mode”, (1880 г .), «le Jardin des Modes» (1923 г .), «Modes et Travaux» (1919 г .) и многие другие . Эти журналы рассказывали, как сшить или связать модную обновку.

С журналами того времени сотрудничали самые известные писатели и поэты того времени. К примеру, Теофиль Готье писал об искусстве грима, Малларме – о женских брюках, Анатоль Франс – о социальной роли костюма. Одним из постоянных авторов журнала «О дамах и модах» был известный эстет – поэт граф Роберт де Монтескью, который любил носить перстни с крупным черным жемчугом.

Появились модные журналы и для мужчин, рекламирующие одежду на все случаи жизни.

В 1920-е годы на французский рынок «приходит» американский Vogue и очень быстро завоевывает популярность. Но и сама Франция не отстает. В Париже в 1921 году выходит L’Officiel de la couture, а в 1938 году он стал первым журналом мод, опубликовавшим цветные фотографии.

В 1937 появляется Marie-Claire, журнал, посвященный не одной лишь моде, а предлагающий разнообразные рецепты красоты, светские и культурные новости, читательскую почту. Успех издания был оглушительным.

В 1945 года выходит новый французский журнал Elle, первые экземпляры которого мгновенно расходятся среди модной публики.

1920-е и 1950-е годы считаются «золотым веком глянца». Расцвет индустрии всевозможных женских журналов был связан в первую очередь со стремительным процессом развития буржуазной культуры, модернизацией печатных технологий, а, следовательно, и снижением стоимости издаваемой продукции, уменьшением времени на доставку номеров, расширением читательской аудитории, за счет более общего содержания изданий. Такие изменения в процессе производства и продажи, превратили журналы в необычайно популярный и доступный, массовый тип СМИ. Росли тиражи, повышалось качество иллюстраций, что делало журналы очень привлекательными как для рекламодателей, так и для читательской аудитории.

С приходом Второй мировой войны кардинально меняется стиль оформления и подачи материала в журналах мод. Если раньше фотография сопровождала текст, то теперь она становится самостоятельной смысловой единицей. Журнал «Vogue» вообще предпочитает давать меньше текста и больше иллюстраций. И в этом есть определенный смысл: читательницы в первую очередь должны видеть модную вещь; предполагалось, что именно визуальная реклама обладает наибольшей эффективностью.

Меняется и сама фотография. В 1935 г. Лейка изобретает новую камеру со скоростью кадра 1/1000 секунды, и это позволяет вывести модную фотографию на улицу. Безжизненные модели в статичных позах уходят на второй план. Новая фотоконцепция предполагает наличие динамики. Фотомодель не просто садится за руль автомашины, – она сама ведет машину. Антураж улицы используется в качестве естественного фона. Развалины разбомбленных домов, рыночная толпа, городские улицы – все это служит фоном для фотомоделей. Расцвет уличной рекламной съемки модной продукции приходится на первую половину 1940-х гг.

В 1950 году в Германии вышел в свет еще один легендарный журнал – « Burda moden », ставший популярным благодаря креативности и деловитости его создательницы. Энне Бурда не была ни дизайнером, ни модельером и даже не умела шить, но ей удалось превратить журнал с выкройками в международный бизнес, который до сих пор не имеет конкурентов. Она никогда не училась и издательскому делу, свою деятельность она описала словами learning by doing (обучение в процессе).

Читайте также:
Насколько оправданы самые опасные селфи

В послевоенной Германии был жесткий дефицит. В продаже не хватало готовой одежды, и хорошо одеваться женщины могли, только умея шить. Энне Бурда оказалась в нужном месте в нужное время. Она предложила читательницам настоящую моду – дизайнерские тенденции, но при этом адаптированные к реальной жизни. И выкройки! Строго говоря, вкладывать в журнал листы с выкройками не было изобретением Энне Бурды, но в историю это вошло именно как ее ноу-хау.

В Burda m oden любят подчеркивать, что это не журнал для шитья, а журнал мод. Рабочий процесс, как у любого модного журнала, начинается со сбора впечатлений на мировых показах и продолжается на планерках с дизайнерами, которые принимают решение, какие из замеченных трендов попадут в журнал. Затем дизайнеры делают эскизы, выкройки, шьются модели одежды, подбираются аксессуары, проводятся фотосессии. Ну, а далее происходит печатный процесс, как в любом другом глянцевом журнале.

В 1970-е гг. в журналы мод возвращается статичная студийная постановочная фотография, отличающаяся оригинальностью, а иногда и вычурностью. Объемы текстов по сравнению с фоторядом уменьшаются в такой степени, что журналы мод практически становится невозможно читать, их можно только смотреть. Основную площадь журналов (до 90%) занимает реклама домов мод и фирм–производителей модной продукции.

В 1990-е и 2000-е процент рекламных материалов о моде увеличился до 95% и эта тенденция сохраняется по сей день: дается в основном реклама, изредка критика, и уже совсем редко – попытка анализа.

На сегодняшний день мир модного глянца состоит в основном из лицензионных журналов, таких как – Vogue , Elle , Н arper ’ s Bazaar , Cosmopolitan , l ’ Officiel , Vanity Fair – издающихся крупными издательскими домами по всему миру и конкурирующих между собой. Это журналы с многолетней историей и сильной редакторской командой.

В 21 веке модный глянец перестал существовать только лишь в бумажном виде. Каждый бренд и издательский дом имеет собственный сайт, часто – с интересной, оперативно выкладываемой информацией. Кроме того, Cosmopolitan имеет свое телевидение, состоящее из нескольких ТВ-сетей (англо- и испаноязычной).

Помимо интернет-сайтов печатных изданий, в последнее время развивается новый способ продажи глянца – электронная подписка, когда читатель может читать свой любимый журнал на экране ноутбука (или любого другого гаджета) как если бы он был в печатном виде.

Также набирают обороты независимые сайты о моде и блого-сфера, с помощью которой фото и видеоматериалы с подиумов, статьи и аналитика становятся достоянием миллионной аудитории за считанные минуты. И если когда-то для воспроизведения творений кутюрье требовалось время, художники и печатный станок, то сегодня – всего лишь мобильный телефон со встроенной фотокамерой и выходом в интернет.

Но это уже совсем другая история модного глянца, писать которую будут наши потомки.

ЕШ
Использованы материалы А.А. Васильева, Е.С. Ласкиной.

Загадочная и интригующая Неизвестная Крамского

Сегодня поговорим о картине Крамского”НЕИЗВЕСТНАЯ”.1883г Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину “Неизвестная”, умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности.

Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового – появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей.Сегодня мы внимательно приглядимся к этой интригующей картине и рассмотрим множество существующих версий.

КТО ЖЕ ИЗОБРАЖЁН НА ЭТОМ ПОРТРЕТЕ?
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

Перед нами городская модница. Девушка безупречно одета.Надменное выражение лица выдает натуру избалованную, капризную. Художник в качестве модели выбрал, несомненно, красивую девушку. Большие черные глаза в окружении пышных ресниц, полные губы, густые брови, мягкий овал лица, восточный нос. Гордо взирает восточная красавица на зрителя, сидя в открытой коляске.

Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Ее наряд — шляпа “Франциск”, отделанная изящными легкими перьями, “шведские” перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто “Скобелев”, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг. , претендующие на дорогую элегантность.Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

Взглянуть на эту загадочную даму вышел чуть ли не весь Петербург. Гордо откинувшись в карете, глядя в публику дразнящим взором полураскрытых мерцающих глаз, завлекая нежным округлым подбородком, упругой гладью матовых щек и пышным пером на шляпке, – она ехала под жемчужным небосводом огромного холста, как посреди мира.
Не в силах унять волнения, Крамской решил уйти с выставки, где впервые была показана его “Неизвестная”, и вернуться к концу вернисажа. Шумная толпа встретила его у входа и понесла на руках. Успех был полный.

«Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха», – констатировали некоторые. Стасов громогласно назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске».Третьяков также признался Стасову, что «прежние работы» Крамского ему нравятся больше последних. Были критики, которые соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального положения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета.

Читайте также:
Девушки в очках и красивый макияж для тех, кто носит очки

К началу XX века скандальность образа постепенно сошла на нет с появлением романтически-загадочной ауры Блоковской «Незнакомки».

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.( А. Блок)

Крамской видимо твердо решил, что портрет Неизвестной должен остаться его тайной. Ни в одном дневнике художника не было упомянуто об этой загадочной картине.В середине сороковых годов 20-го века в художественных кругах узнали, что в одном из частных собраний Чехии хранился неизвестный нашим музейщикам и искусствоведам этюд к «Неизвестной».

Когда так называемую «пражскую находку» обнародовали, стало очевидно, что Крамской действительно замыслил «Неизвестную» как обличительный социальный портрет. Женщина с пражского этюда – нахальна и самодовольна. В ней нет ничего от загадочности и притягательности «Неизвестной».

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ВЕРСИИ.КТО ЖЕ ИЗОБРАЖЁН НА ЭТОЙ КАРТИНЕ?

Первая из них ,что портрет написан с жены художника Ярошенко Марии Павловны, либо с его племянницы.
Есть мнение, что на картине изображён собирательный образ дамы 1880-х годов, одетой модно и со вкусом. На картине – во всем видны противоречия и противоположности, которые и притягивают! Единство противоположностей наверное в этом и состоит особая магия Образа Неизвестной…

Чуть высокомерный взгляд опытной и повидавшей жизнь женщины, с одной стороны, и глубокая грусть полуприкрытых глаз, с другой, не оставляет равнодушным ни одного зрителя… Мягкий мех ворота подчеркивает теплоту и удивительную бархатистость кожи, а за спиной – морозный Питерский воздух… Недосягаемая и неприступная, и в то же время, теплая, манящая, практически живая – так и кажется, что вот-вот вынет изящную руку в кожаной перчатке из муфты и подаст ее, чтобы выйти из экипажа..

Следующая версия,что позировала Крамскому грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая якобы была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны.

Есть и достаточно сенсационное предположение о том, что «Неизвестная» – это портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской,любимой женщины Александра Второго.Екатерина Долгорукая ради любви к царю навсегда погубила свою репутацию, пожертвовала не только жизнью в свете с присущими ей развлечениями, но и вообще нормальной семейной жизнью. Когда же у них с царем родились сын Георгий, а затем и две дочери, у нее появилась новая печаль: ее дети были бастардами.

Александр гордился сыном, говорил со смехом (почему со смехом?), что в этом ребенке больше половины русской крови — такая редкость для Романовых! В 1874 г. детям был дарован титул светлейших князей Юрьевских.2 мая 1880 г. императрица умерла, а 6 июля Александр II тайно обвенчался с Е.М. Долгорукой.

САМАЯ РОМАНТИЧНАЯ ВЕРСИЯ и потому воспринимаемая, как самая правдивая.
По этой версии на картине изображена Матрёна Саввишна, жена Бестужева, бывшая курская крестьянка.Он был так очарован ее красотой, что увидав её в горничных у своей помещицы тёти, выпросил её и привез в Петербург, где её обучали этикету, танцам, грамоте. “Столбовой дворянин и мужичка!” – возмущалась помещица-тётя, но молодой Бестужев её победил. Крамской бывал в их семье и конечно же также был восхищен красотой Матрёны Саввишны.

Однако семейная жизнь Бестужева не задалась: из-за красоты жены он несколько раз был инициатором дуэлей с особо активными кавалерами, которые оканчивались примирением, но всё же оставляли негативный след в семейной жизни. Потом умер их единственный сын… И родня Бестужевых просила церковь расторгнуть брак, что и было сделано. Матрёна Саввишна тяжело заболела при возвращении на родину и умерла в земской больнице.

Крамской узнал об этом не сразу, а только когда приехал в деревню, так и не дождавшись от Матрёны обещанного ему письма. А как же портрет, спросите Вы?
По всей видимости, картина связана с историй, которую Матрёна Саввишна рассказала супругу, вернувшись однажды с прогулки. Якобы она встретила на улице свою бывшую помещицу, и они обе узнали друг друга. Помещица ждала от бывшей горничной потока благодарностей за то позволение отдать её Бестужеву. Но Матрёна Саввишна проехала мимо неё с таким величавым видом, словно не узнала свою бывшую помещицу.

Возможно Крамской живо представил себе эту ситуацию и как художник домыслил-дорисовал-видоизменил суть встречи, и теперь мы видим её такой загадочной и недосказанной… Магия Образа…!

Своеобразным эпиграфом к картине могут служить слова Сергея Булгакова: “Земная красота загадочна и зловеща, как улыбка Джоконды.. . Томление по красоте есть вопль всего мироздания”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *