Тисненый сафьян – роскошная кожа из Марокко

Saffiano leather и сафьяновая кожа

В наши дни Saffiano leather (иногда называемая сафьяновой кожей, а также cross-grain) – это телячья, коровья или овечья кожа с отпечатанным при помощи специального пресса слегка рельефным принтом характерного вида (см. фото ниже) и лёгким блеском. Исходным сырьём могут служить поверхностная часть шкуры (top-grain) со значительным количеством дефектов; спилок (split leather), а также full-grain кожа, в том числе окрашенная анилиновыми красителями (да-да, и такие варианты встречаются – например, у дубильни Annonay). Технологии производства могут варьироваться; самые дешёвые образцы Saffiano вообще делают из полиуретана.

Дубление может быть хромовым или комбинированным (хромовое+растительное, как в случае с кожей Waprolux от немецкой дубильни Weinheimer Leder). Для обработки кожи Saffiano используется большое количество воска, а пресс, который наносит узор, разогревается примерно до 70 градусов по Цельсию.

Из кожи Saffiano делают сумки, портфели, кошельки и прочую кожгалантерею, а иногда ещё и ремни и обувь. Изделия из Saffiano leather могут быть как мужскими, так и женскими.

Следует добавить, что некоторые обувщики – например, St.Crispins и Gaziano & Girling – для обозначения подобной кожи могут использовать словосочетание Russian calf. Обувь из кожи Russian calf примерно равна по области применения и степени практичности обуви из кожи типа pebblegrain.

История

Современная кожа Saffiano имеет мало общего с тем, что называли сафьяновой кожей на территории России несколько веков назад. Классическая сафьяновая кожа – это кожа козы, проходившая процесс растительного дубления с помощью растения под названием сумах (по-латински – Rhus) и красившаяся в яркие цвета при помощи натуральных красителей – например, красный цвет обычно получали при помощи самок кошенили (это насекомое). Финальный этап производства сафьяновой кожи заключался в полировке и придании глянца, для чего использовали взбитые яичные белки, льняное масло и водный раствор красителя.

До 1666 года на территорию московского государства сафьяновую кожу импортировали из других стран. В 1666 году было открыто первое в России предприятие по производству сафьяна. Следует отметить, что в англоязычном мире для обозначения классического сафьяна обычно используется термин Morocco leather / Levant Morocco, во франкоязычном – Maroquin, в немецкоязычном – Saffian, в италоязычном – Marrochino. Названия Saffian, Saffiano, «сафьян» происходят от наименования одного из древнейших городов на территории Марокко (северо-западная Африка), который был одним из важных центров производства кожи. Любопытно, что и Safi – это не исконное название, так как это слово является латинизированным вариантом берберского слова Asfi (= устье реки, разлив).

В Европе сафьяновую кожу (до конца XVI века импортировавшуюся из Марокко) активно использовали для книжных обложек и переплетов. В конце XIX века термин Saffian начал «размываться», так как под этим именем стали предлагать телячью и овечью кожу, часто менее качественную, чем традиционный сафьян. В XX веке под термином Saffiano стали понимать кожу описанного в начале статьи вида. Первым крупным брендом, популяризовавших такую кожу, стал Prada, причём произошло это ещё на самом начальном этапе его истории, в 1910-х годах, когда бренд возглавлял Марио Прада. В настоящее время изделия из saffiano leather есть и в ассортименте многих других марок.

Достоинства Saffiano leather

  • Качественные образцы отличаются прочностью и долговечностью.
  • Эта кожа долго сохраняет первоначальный внешний вид (возможно, для кого-то это, напротив, будет недостатком).
  • Устойчивость к внешним воздействиям (вода, грязь, бытовое трение, царапающие предметы). На кожу saffiano весьма затруднительно поставить пятно.
  • Простота ухода (кожу saffiano проще поддерживать в приличном виде, чем, например, классическую гладкую телячью кожу full-grain).

Недостатки Saffiano leather как кожи для сумок и кошельков субъективны. Во-первых, это внешний вид и тактильные ощущения (не всем они нравятся; saffiano обычно жестковата на ощупь и не вызывает тактильный восторг). Во-вторых, такая кожа не может приобрести патину. В случае с обувью, я думаю, можно отметить ещё третий недостаток: такая кожа «дышит» как минимум заметно хуже, чем традиционная гладкая телячья кожа full-grain (а некоторые образцы вообще не «дышат»). На мой взгляд, она подходит разве что для обуви, которая предназначена для носки в холодную и сырую погоду, но внешний вид все равно будет явно на любителя. Кожа Saffiano может быть удачным выбором для сумок/портфелей, кошельков и других подобных изделий, если вам нравится её внешний вид.

Следует добавить, что существуют имитации кожи Saffiano, сделанные на основе полиуретана или других синтетических материалов. Такие экземпляры могут обладать значительно меньшей износостойкостью.

Производители и бренды

Кожа Saffiano весьма популярна среди производителей сумок, портфелей и кожгалантереи. Изделия из неё выпускают многие дизайнерские бренды – например, Prada, Furla, Michael Kors, Celine, Burberry, Salvatore Ferragamo, Gucci, Dolce & Gabbana, Paul Smith, Cerruti. Кроме того, Saffiano leather используется и менее известными производителями, специализирующимися на сумках и кожгалантерее – например, Le Tanneur, Longchamp, Tuscany Leather, Enquer. У брендов Fabi и Baldinini, более популярных в России и СНГ, нежели в Европе, тоже бывают соответствующие изделия. Их можно найти и у Brooks Brothers, Montblanc и у многих других фирм.

Читайте также:
История ткани икат и современная мода Востока

Для производителей saffiano leather вообще может быть удачной находкой. Изделие из такой кожи будет долго сохранять первозданный внешний вид и окажется износостойким, так что покупатель подумает «ого, какое качество», может вернуться к этому же производителю / бренду за другой покупокй и к тому же, возможно, будет распространять сведения о том, что вещи соответствующего бренда хоть и стоят дорого, но зато очень качественные и долговечные.

Среди известных дубилен, выпускающих кожу типа Saffiano, можно упомянуть Annonay, Weinheimer Leder, Ilcea.

Сильные и слабые стороны сафьяновой кожи

Как называется по-другому: сафьян, сафьяно, марокен, saffiano leather, cross-grain
Натуральная или синтетика? натуральный материал
Как выглядит на ощупь? мягкая, бархатистая с мелким тиснением, несколько шероховатая на ощупь
Применение: кошельки, портмоне, сумки, кожгалантерея, обувь (редко)
Структура ткани: нетканый материал
Тянется или нет? (Растяжимость) эластичная
Рекомендуемая температура стирки: изделия из натуральной кожи стирать и отжимать не рекомендовано
Присутствие блеска: материал умеренно блестит
Степень сминаемости: низкая
Осыпаемость кромки: отсутствует
Гигроскопичность: хорошая
Драпируемость: ниже средней
Способность держать тепло: хорошая
Усадка: материал хорошо держит форму, не подвержен усадке
Воздухопроницаемость: низкая
Выцветает или нет: окрашивание материала устойчивое

Изделия из сафьяновой кожи являются предметом горячих споров. Все благодаря неоднозначному виду материала и запутанной истории происхождения. Сафьян известен с давних времен.

Сафьяновые сапожки упоминаются еще в русских былинах и летописях X века, где они противопоставляются лаптям, как знак принадлежности аристократии. Обувь шили из козлиной кожи, которая отличалась мягкостью, приятной бархатной фактурой и ярким цветом (чаще всего красным). Современный Saffiano имеет мало общего со старинным сафьяном. Отличительной чертой материала является специфическое мелкое тиснение.

Описание сафьяновой кожи

Сафьяновая кожа, распространенная в наши дни, имеет итальянские корни. Патент на «Saffiano» принадлежит всемирно известному бренду «Prada». В далеком 1913 году компания выпустила сумочку со специфическим фирменным тиснением. Фото:

Интересная фактура добавила сумкам оригинальности и практичности. Поверхность сафьяно не царапается, не стирается. Кожаные изделия могут служить 10 лет и больше, сохраняя отличный внешний вид. Уже тогда материал оценили по достоинству. Из него шили сумки, кошельки, другую кожгалантерею.

Но настоящий «сафьяновый бум» пришелся на 2012 год, когда мировые бренды дружно выпустили серию аксессуаров с характерным тиснением. Сумочки Love Moschino, DKNY, Michael Kors сразу нашли отклик в женских сердцах. О них мечтали, их хотели, и массово покупали женщины всех возрастов.

Сафьяновая кожа – натуральный материал или нет?

Изначально сафьяно – это натуральная кожа. Согласно определению:

Кожа «Saffiano» — это текстурированная телячья кожа, стойкая к различным загрязнениям и царапинам.

Именно благодаря своей текстуре с диагональным мелким тиснением материал приобретает высокую прочность и устойчивость к истиранию, царапинам. С другой стороны, подобная отделка делает его внешне похожим на кожзам. Шероховатая поверхность не столь приятна на ощупь, и, по мнению некоторых людей, смотрится «дешево».

Следует учесть, что натуральную сафьяновую кожу часто подделывают. Вспышка популярности в 2012 году породила производство материалов с похожей текстурой. В связи с этим многие стали отделять сафьяновый эффект:

Если на материале указано просто «Saffiano», значит, его обработали горячим тиснением (нанесли «рубчик» или другой узор).

Кстати, похожее тиснение можно наблюдать на обложках и переплетах книг. Это не натуральная кожа, а поливиниловый или полиамидный заменитель (ледерин или другой).

Состав

Сафьяновая кожа изготавливается преимущественно из телячьих, реже овечьих шкур.

Телячья кожа КРС считается самой качественной и ценной. Она мягкая, не трескается при низких температурах, не заламывается на сгибах, долго не изнашивается, отлично выдерживает сильные нагрузки. Овечья кожа немногим уступает телячьей в прочности. В остальном она такая же качественная и широко используется для производства дорогих сумок и кошельков.

Сафьяно изготавливают следующим образом:

  1. Шкуры животных отмачивают и очищают от загрязнений.
  2. Производят золение и дернение – удаление волосков и сгонка шерсти.
  3. Удаляют подкожный жировой слой (мездрение).
  4. Сырье обеззоливают, тщательно промывают.
  5. Далее следует дубление.
  6. Готовый полуфабрикат выравнивают по толщине, разглаживают складки, красят.
  7. Выполняется тиснение сафьяно на специальном станке при температуре 160-170 градусов.
  8. В конце лицевую поверхность покрывают финишными воскообразными средствами.

Для удешевления изделий из сафьяновой кожи могут применяться шкуры с дефектами. Горячее тиснение позволяет их скрыть. Заменители с эффектом «сафьяно» имеют в своем составе полиуретан.

Читайте также:
Изделия из меха хомячка – хомяк на службе моды

Характеристика

Материал обладает массой положительных свойств. Но прежде всего, его ценят за износостойкость. Характеристика сафьяновой кожи:

  • прочная;
  • плотная;
  • устойчивая к порезам, царапинам, истиранию;
  • обладает небольшой эластичностью;
  • хорошо держит форму;
  • устойчивая к влаге и загрязнениям.

Минусов у материала немного, и все они по большей части субъективны:

  • Сафьяно плохо пропускает воздух. Высокая плотность и тиснение ухудшают циркуляцию воздуха. В обуви и одежде может быть не слишком комфортно, душно. Комбинирование с натуральной замшей, кожей и тканью спасает ситуацию. Но, стоит отметить, что туфли, сапоги и куртки из сафьяно – редкость. Преимущественно кожа используется для производства кожгалантереи.
  • Сафьяновая кожа не похожа на натуральную. Это действительно так. Тиснение полностью стирает «лицо» кожи – рисунок мерею. Отделка уничтожает и характерный кожаный запах. Тем не менее многие находят сафьяно очень привлекательной и оригинальной.

Веский минус у материала один – натуральную сафьяновую кожу легко спутать с заменителем сафьяно из полиуретана.

Сафьяновые сумки – какие они?

Сафьяновую кожу уже много лет активно использует в своих коллекциях Michael Kors. Бренд в каком-то смысле стал ассоциироваться с сафьяно. Повседневные, строгие офисные сумки, кошельки, клатчи, кроссбоди – можно подобрать модель на любой вкус.

Можно увидеть кожу сафьяно на сумках таких известных модных домов, как Prada, Furla, Cerruti, Celine, Burberry, Salvatore Ferragamo, Gucci, Dolce & Gabbana, Cerruti, Paul Smith. Как правило, они выпускают одну и ту же модель сумки из разных материалов.

Не только элитные бренды применяют тисненую кожу. Сумки и аксессуары из нее встречаются в коллекциях относительно скромных фирм Fabi, Baldinini, Le Tanneur, Longchamp, Enquer, Brooks Brothers, Montblanc и других. Выпускаются также рюкзаки и ремни из кожи сафьяно. Иногда ее комбинируют с другими материалами.

Отзывы

Изделия из сафьяновой кожи – на любителя. Такой вывод можно сделать из неоднозначных отзывов в интернет-пространстве:

Виктория М.:

«Когда я первый раз покупала сумку из сафьяновой кожи Майкл Корс, то и не подозревала, что это отличное вложение денег. Потратила 10 тыс. рублей. В результате прошло уже 5 лет, а сумка как новая. Правда, на сменку у меня еще две других сумки. Но даже если носить только ее изо дня в день, мне кажется, состояние не изменится. Не знаю, как они добиваются такого качества, но оно реально оправдывает высокую цену».

Наталья Клименко:

«Очень хорошая сумка, я бы сказала неубиваемая. Она не трется, хорошо моется. По поводу натуральной или нет кожи, человек, работающий на кожаной фабрике, сказал, что сейчас такая качественная подделка, что обычный человек в жизни не отличит».

Амина:

«Качество хорошее – это да. Но я все равно не особо люблю свою Донну Каран из сафьяновой кожи. Слишком полиуретан напоминает».

Лариса:

«Недавно получила сумку Майкл Корс и прямо разочаровалась. Мне всегда очень нравится запах кожи. А этот сафьяно вообще ничем не пахнет. Я так поняла, это из-за специальной обработки. Так видно, что кожа натуральная, добротная. Понравилось, что хорошо держит форму. Носить можно. Но эффекта «вау» не вызвала».

А что насчет сафьяновых сапог?

Многие знают о сафьяновых сапожках из старых фильмов и книг. В них щеголяли «добры молодцы», купцы, князья и все богатое сословие. Выглядели сапоги ярко – красные, разноцветные, расшитые золотом, часто подбитые железными подковками, со вздернутым вверх носом. Женские сапожки назывались сафьянцы. Для простолюдинов они были роскошью.

Для пошива сапог использовалась кожа особой выделки – сафьян («софьян» – ошибочное написание). Согласно определению:

Сафьян – старинный вид кожи, выделанный растительным дублением из козьих шкур, и окрашенный в яркий цвет. В настоящее время не изготавливается.

По одной из версий, сафьян был назван в честь марокканского города Сафи. Национальную обувь Марокко бабуши (туфли без задников) изготавливали преимущественно из тисненного сафьяна. Так или иначе, в Россию материал завезли из других стран. Позже, в 1666 году, было открыто собственное производство. Технология была невероятно сложной:

  1. Козьи шкуры размачивали в воде, а затем в зольниках.
  2. После начала отделения волоса, его сгоняли на колоде.
  3. Шкуры возвращали обратно в зольник на 1-2 недели для образования нажора.
  4. Сырье мездрили, а лицевую сторону тщательно подбривали и доводили до гладкости камнем.
  5. На следующем этапе полотна промывали под проточной водой в специальных вращающихся бочках.
  6. Для безупречного вида «лица» кожу помещали в пшеничный кисель, промывали и пропускали через несколько чанов сумачного сока.
  7. Затем производилось дубление растение сумах.
  8. После дубления сафьян окрашивали в яркие цвета. Красители использовали натуральные – растительные или животные (например, кошенильного червеца). Для стойкости цвета кожу протравливали теплым раствором хлористого олова или глиноземной протравой.
  9. Наконец, на окрашенной и высушенной коже наводился глянец. Поверхность намазывали смесью красителя, взбитых яичных белков, льняного масла и с силой проходились стеклянным цилиндром.
Читайте также:
Кирзовые сапоги старого образца – история и технология проихводства

Иногда на кожу накатывался вальцом рисунок. Сафьяновые сапоги считались самой лучшей обувью и стоили баснословных денег.

Реже сафьяном обтягивали мебель и изготавливали из него переплеты книг.

Упоминание материала в литературе:

  • «Надел сафьянные сапоги с резными выкладками всяких цветов». Гоголь, «Мертвые души».
  • «Как девчата, в нарядном головном уборе из желтых, синих и розовых стричек, на верх которых навязывался золотой галун, в тонких рубашках, вышитых по всему шву красным шелком и унизанных мелкими серебряными цветочками, в сафьянных сапогах на высоких железных подковах, плавно, словно павы, и с шумом, что вихорь, скакали в горлице». Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  • «Красный широкий сафьянный диван, очевидно, служил Рогожину постелью». Достоевский, «Идиот».
  • «Эти книжки в мягких переплетах из нежного зеленого сафьяна и теперь со мной». Куприн, «Сентиментальный роман».

Сегодня изделия из сафьяна можно увидеть разве что в музеях и на этнических выставках. Они – часть истории.

Вопросы и ответы

Вопрос: Как правильно ухаживать за материалом?

Ответ: Сафьяновая кожа не требует смазки. Уход за ней сводится к протиранию влажной тряпочкой. Рекомендуется использовать тряпочку из микрофибры, наилучшим образом впитывающую пыль и грязь. Если сумка вдруг промокла от дождя, высушить ее можно вдали от источников тепла в сухом, проветриваемом помещении. Если после высыхания она загрубеет, спасти ситуацию поможет специальный увлажняющий бальзам.

Вопрос: Как отличить натуральную кожу сафьяно от искусственной?

Ответ: В первую очередь изделия из натурального сырья дорогостоящие, имеют качественную фурнитуру, аккуратные швы, бирки с артикулом (серийным номером) и QR-кодом внутри. Отличить сафьяновую кожу от заменителя можно сверив с оригинальным рисунком тиснения и наощупь. Натуральный материал мягче. Он хоть и плотный, но эластичный. Кожзам «дубовый», и сильнее блестит.

Под сафьяновой кожей сегодня понимают тисненную кожу сафьяно. Нередко с похожим тиснением производят изделия из заменителя. В обоих случаях это крепкий, износостойкий материал, требующий минимального ухода. Важно не путать сафьяно со старинным сафьяном – ярко окрашенной мягкой козьей кожей. Объединяет их одно – схожее название.

Сафьяновая кожа что это: свойства и секрет долговечности материала

Сафьяновая кожа изначально изготавливалась из шкур лошадей, коз, быков. Служила основой для производства обуви. Отличалась высоким качеством, комфортом и износостойкостью. Постепенно сырьем стала выступать овчина, что негативно сказалось на характеристиках. Современные носители приближены по свойствам к искусственной коже. Однако, это не мешает применять ткань для создания элементов одежды, обуви, аксессуаров.

  • 1 Особенности старинного и современного сафьяна
  • 2 Выделка и окрашивание кожи сафьяно
  • 3 Достоинства и недостатки
  • 4 Применение
  • 5 Как определить натуральность и качество изделий
  • 6 Правильный уход
  • 7 Заключение

Особенности старинного и современного сафьяна

Обратившись к историческим данным, можно узнать, что кожа сафьяно является натуральной. Шкура животных (быков, лошадей, коз) перерабатывалась в полотно путем ручного дубления растениями. Сырье окрашивалось в насыщенные оттенки.

Оптимальная выделка была толщиной 2 мм. Эти параметры наделяли материал свойствами, удобными для создания вещей. Чем больше получалось значение, тем жестче было конечное изделие.

Альтернативный традиционный метод – разделение дубления растениями и окрашивания на 2 этапа. Краситель получали из природного сырья (насекомые кошенили). Финишная обработка подразумевала полировку льняным маслом, воском, яйцом. Получался защитный слой, устойчивый в воде, истиранию.

Нынешней метод получения не сохранил аутентичности. Автоматическое производство подразумевает создание тисненого по диагонали сафьяна. Задается узор, который переносится на полотно станком за 15 секунд под воздействием высоких температур.

Дополнительным пунктом изготовления может служить укладка на тканевое основание с последующим штампованием. Заключительная часть осталась неизменной. Модернизировался только тип полироля. На замену природному сырью пришел синтетический воск.

Выделка и окрашивание кожи сафьяно

Получение saffiano leather – сложный и трудоемкий процесс.

  1. Консервация. Чтобы шкура свежезабитого животного не испортилась, необходима пропитка солью, просушка. Процесс занимает порядка 6 дней. После этого материал готов к дальнейшей обработке.
  2. Замачивание. Подготавливается жидкость со специальным химическим составом для устранения солевых отложений, грязи, пыли. В зависимости от толщины процедура может затянуться на 20 часов. Основная задача – добиться физического состояния, как до консервирования.
  3. Удаление жира, шерсти, мяса острым скребком.
  4. Устранение остатков биологических частиц замачиванием в химикатах. Воздействие заключалось в легком отделения продуктов жизнедеятельности от кожи.
  5. Очищение. Шкура промывалась от раствора, насыщалась ферментами, идентичными натуральным.
  6. Пикелевание (обработка солью с кислотой). Процесс схож с консервацией. Это необходимо для длительного хранения сафьяновой кожи после обработки.
  7. Хромовое дубление. Необходимо для предотвращения гниения, улучшения физических свойств. Материя получается прочной, гибкой. Достигается возможность многократного сгибания без образования прорывов ткани, трещин. Это осуществляется за счет удаления избытков влаги.
  8. Придание заданной толщины. До расщепления шкура сохраняет значение в 5 мм. Необходимо срезать лишнее с лицевой стороны до 2 мм.
  9. Выравнивание. Пропуск через станок необходим для придания полотну одной толщины на всей площади.
  10. Вторичное дубление. Проводится для поддержания единых показателей на любом участке ткани.
  11. Окрашивание. Используются анилиновые красители. Краситель разбавляется водой, помещается в специальный барабан. Под действием центробежной силы материал равномерно прокрашивается.
  12. Обработка жиром. Требуется для придания мягкости.
  13. Разглаживание и тиснение.
Читайте также:
Зимние шапки и шубы из меха ондатры

Для информации! Нынешние методы получения сафьяна максимально упрощены. Это позволяет сократить срок производства.

Достоинства и недостатки

Положительные свойства характеризуются производственными показателями.

свойства описание
Прочность Неуязвим к механическим повреждениям, устойчив на разрыв, не образует заломов.
Влагостойкость Восковая обработка придает водоотталкивающий эффект.
Длительный срок эксплуатации Исключено образование заломов при интенсивном использовании, растяжение. Форма остается неизменной.
Простота ухода Загрязнения устраняются бытовыми средствами, включая въевшиеся пятна.

Основным недостатком считается жесткость. Грубое полотно визуально напоминает искусственную кожу. Однако, эта особенность усиливает прочностные характеристики.

Важно! Сафьян – это материал, который плохо пропускает воздух. Не рекомендуется приобретать обувь для повседневной носки.

Применение

Из-за особенностей ткань преимущественно используется в галантерее:

Сафьян

Сафья́н (то же, что и марокен) – ярко выкрашенная эластичная кожа, предварительно продублённая сумаком, производится из козьих, реже из овечьих шкур, а также из наиболее тонких шкурок телят. Тисненый сафьян используется в переплётном деле, из него также шьют аксессуары и галантерейные изделия. Упоминается о широком распространении сафьяновой обивки мебели в XIX веке, сегодня высокая цена покрывала для мебели и кресел из высококачественной кожи служит естественным ограничителем повышения спроса на сафьяновую обивку. Сшитая из сафьяна своеобразная портьера покрывала шатёр скинии (место богослужения у евреев, переносной храм, созданный по образцу, что был показан Моисею на горе Синай). Аксессуары из сафьяна могут быть использованы в декоре занавески кафе или шторы для зала — на заказ оформить ламбрекен, полотно штор, карниз или подхваты можно в нашем салоне по предварительной договорённости.

Для производства сафьяна высокого качества используются цельные шкуры молодняка. Сырые замороженные или парные кожи сперва длительно промывают, мездрят и золят (для того, чтобы упростить процесс удаления волос с поверхности). Сухие кожи также применяются для производства сафьяна, но для успешной выделки требуется предварительное размачивание сушья. Сухая шкура коз в старину отмачивалась в специально подготовленной закваске из отрубей и ячменной муки. Хлебное брожение, как известно, сопровождается выделением слабых кислот. Оставленные на сутки в растворе кожи размягчались, подготавливались к дальнейшей обработке.

Применялся также метод известкового золения, предусматривающий длительное вымачивание сначала в воде, после в растворах извести (с обязательным поэтапным повышением концентрации щёлочи в растворе для золения). В промежутках меж золениями шкуры мездрились, производилось удаление волоса и полировка лицевой стороны будущего сафьяна. Далее следовало тщательное промывание шкур, для очищения сырья от известкового раствора. После производилось дубление во вращающихся дубильных барабанах с сильноконцентрированным раствором сумака.

Окраска уже продублённого сырья могла производиться анилиновыми красителями (в этом случае дополнительная протрава не требовалась), либо красящим отваром из коры (тогда была необходима предварительная обработка сырья глинозёмной протравой). Красный сафьян получали окрашиванием шкур в растворе рвотного камня и кошенили. Для выработки красного сафьяна тщательно промытое сырьё сперва протравлялось подогретым раствором хлористого олова, затем погружалось в красящую смесь. Ярко красный оттенок сафьян приобретал после повторения процедуры крашения. После просушивания выкрашенную кожу глянцевали: густо смазывали смесью из льняного масла, красящего раствора, взбитых белков и растирали с усилием при помощи специального приспособления.

Покрывало гобелен

Вышивка гобелен

Картины из гобелена

Часто применялась также отделка гладкой поверхности сафьяна тиснением. Из тисненого сафьяна в странах Африки шили национальную обувь “бабуши”, сибиряки изготавливали из того же сырья “ичеги” (лёгкие сапожки, особенные эластичностью и мягкостью кожи). Известно об использовании сафьяна различной плотности в качестве обивки мебели, книжного переплёта, материала для пошива футляров. Подобрать в тон готовой портьере покрывало, сшить в дополнение покрывалам для мебели и кресел декоративные подушки, оформить комплект штор для зала на заказ, используя при этом новаторские подходы в оформлении или классические образцы декора можно в салоне Лакки плюс Дизайн.

Сафьяновая кожа что это такое

Сафьяновая кожа известна уже несколько веков. Сейчас этим термином обозначают элитную телячью или овечью кожу, которая в результате специфической выделки и обработки получает тонкий рельефный узор и легкий глянец.

Исходным сырьем для сафьяна могут служить как элитная кожа, лишенная дефектов, так и более дешевые материалы. Самые дешевые вариации на тему «кожи» Saffiano вообще изготавливают из полиуретана: «опознать» такую обувь можно по низкой цене.

Дубление может быть любым: и растительным, и хромовым, и их комбинацией. Однако общая картина одинакова на всех дубильнях: сафьян обрабатывают большим количеством воска, а узор наносят горячим прессом.

Историческая справка

Современный сафьян совсем не похож на тот, что был в обиходе несколько веков назад. Тогда для изготовления сафьяновых сапожек использовали козью кожу. Дубили ее растительными вещества, а красили натуральной киноварью — получались знаменитые, ярко-красные сафьяновые сапоги, которые носили зажиточные купцы и их жены.

Впрочем, на территории Руси вплоть до XVII века не было собственного сафьяна — его привозили из-за границы. Материал был дорогой и красивый, так что из него не только шили сапоги, но и украшали самые большие драгоценности того времени — рукописные, а затем и печатные, книги.

Преимущества материала

Качественный сафьян из натуральной кожи отличается высокой износостойкостью и долговечностью. Он не боится влаги и грязи, очень неприхотлив в уходе и долго сохраняет свой красивый внешний вид.

Недостатки у этого материала весьма субъективны. Кому-то не нравится слишком «гладкий» лаковый блеск, кому-то — тиснение на коже. Сафьян действительно несколько жестковат и сильно отличается от мягких кож.

В случае с обувью недостаток более серьезный — кожа Saffiano дышит хуже, чем любой другой натуральный материал, так что ноги в таких ботинках или сапогах быстро начинают потеть. А влагу сафьян отводит плохо.

Так что современный сафьян — идеальное решение для сумок и других кожаных аксессуаров.

Где купить?

Приобрести изделие из настоящей сафьяновой кожи можно в магазинах среднего и высокого ценового сегмента. А вот на витринах масс-маркета можно найти не настоящий сафьян, а его полиуретановую подделку, которая существенно уступает натуральному материалу по всем параметрам.

В последнее время все чаще можно увидеть знаменитостей, выбирающих одежду в духе family.

Куклы Монстер Хай Бу Йорк Бу Йорк (Monster High Boo York Boo York) созданы в 2015.

Сумка должна гармонично вписываться в подобранный лук. Вовсе не обязательно подбирать ее под.

Кэтти Нуар — черная кошечка, одна из самых популярных кукол Монстер Хай, отличается.

Когда-то компания Grinders занималась производством рабочей обуви. Это были.

Те, кто любит новые ощущения в сексе, наверняка хотели попробовать или.

Куклы, созданные по мотивам популярного мультсериала «Девушки Эквестрии», уже несколько лет.

Куклы сопровождают людей в течение многих тысячелетий. Сейчас уже невозможно установить, где и при.

Родители всегда стремятся дать своему любимому малышу все самое лучшее. Именно их выбор.

На российском рынке появилось огромное количество марок.

Идеальная летняя обувь — это босоножки. А если хочется, чтобы обувь была не только.

Гелевый фаллоимитатор давно занял одно из первых мест среди лидеров продаж. Он имитирует.

Некоторые женщины стесняются приобретать вибраторы только из-за того, что они имеют слишком.

Ни один стиль не вызывает столько критики и столько восторженных отзывов, как авангард.

Подобрать правильную одежду для ребёнка до года не просто. При этом надо важно учитывать следующие.

Клетчатая юбка постоянно возвращается в моду. Это та незаменимая и яркая деталь гардероба.

О коже «Сафьяно» («Saffiano» leather)

By V. Kondratenko, 10.10.2010

Все больше и больше кожаных изделий (по большей части сумок) сделаны из кожи «Saffiano». Это прочный и практичный материал, стойкий к различным загрязнениям и царапинам и который легко чистить. Но что же такое кожа Saffiano?
Далее попробуем разобраться.
Не будем путать «Saffiano leather» и кожу Сафьян.

Сегодня она также производится и широко используется в производстве роскошных сумок, известными брендами: Love Moschino, DKNY, Michael Kors …

После нанесения такого тиснения, кожа становиться мало похожа на всем нам знакомый вид натуральной кожи, а ее популярность породила производство синтетических материалов с похожей текстурой.
Будьте внимательны к деталям, приобретая изделия из кожи «Saffiano.

Сафьяновая кожа что это такое

Сафьяновая кожа: натуральная или искусственная кожа?

В производстве кожаных сумок широко используется сафьяновая кожа, которую часто принимают за разновидность искусственной кожи. Давайте разберемся, что же представляет собой сафьяновая кожа и в чем ее преимущества.

Сафьяновая кожа была известна еще в древние времена и использовалась для изготовления сапог, тогда данный вид кожи производился путем хромового дубления из козьих шкур. В XVI — XVIII веках материал привозили морским путем из Маракеша в Северную и Западную Европу. Однако марокканский сафьян из козьей кожи был слишком дорогим, впоследствии европейские мастера стали использовать овечьи и телячьи шкуры.

На Руси сафьян также был самым дорогим из всех видов кож. Сапоги из сафьяна на Руси были не только признаком достатка, но и принадлежности к боярскому сословию.

Спустя время мода на сафьян «сошла на нет». Вторую волну популярности сафьяновой кожи связывают со знаменитым именем Mario Prada, который первым создал коллекцию сумок из сафьяна. Основателем модного дома был предложен и современный метод обработки этого вида кожи.

Кожа тисненый сафьян или марокен

Марокен – это кожа высокого качества. Марокеном издавна называют тисненый сафьян – тонкую окрашенную кожу. Под названием марокен иногда подразумевают ткань, однако, это не так. Ткань называется креп марокен, а кожа – марокен. Местом первоначального производства кожи, о которой идет речь, европейцы считают Марракеш (Марокко). В давние времена кожу с тиснением, привозимую из Африки, использовали для переплета ценных книг.

Предварительно обработанную кожу длительное время подвергали дублению в растительных веществах, постепенно повышая концентрацию дубильного раствора. Затем следовало не менее тщательное промывание, прессование, разглаживание, сушка и отделка. На одной из последних стадий отделки кожа глянцевалась специальным составом, в котором кроме водного раствора основной краски входили яичные белки и льняное масло.

Окрашивали кожу в яркие цвета, особенно любили красный цвет. В переплетном деле историки искусств даже обозначают «эпоху красного марокена». Для окрашивания марокена в красный цвет применялся порошок, изготовленный из насекомых под названием «кошенили», из самок которых добывали вещество, используемое для получения красного красителя – кармина.

Увидеть настоящий марокен, или сафьян, можно на обложках старинных фолиантов. До наших дней дошли ценнейшие, богато инкрустированные экземпляры с переплетом из марокена с золотым тиснением.

Марокен, изготовленный мастерами-умельцами, не давал усадки, сохранял эластичность, а это позволяло придавать изображённому на переплёте рельефу и выпуклость и углубление. Тончайшая кожа отличалась высокой прочностью и замечательно удерживала на себе позолоту.

В XVI — XVIII веках марокен, или сафьян, перевозили морским путем в Северную и Западную Европу. Однако марокканский сафьян был слишком дорогим, поэтому из экономических соображений европейские мастера стали использовать овечьи и телячьи шкуры.

Сафьян вырабатывался и на Руси, но и здесь он был самым дорогим из всех видов кож. В раскопках даже больших городов встречаются некоторые виды изделий из сафьяна, но в основном это сумочки-мешочки для монет (калита). А о сафьяновых сапожках или башмачках русская красавица могла мечтать только при богатом женихе.

Сафьяновые сапоги вышивались волоченым золотом или серебром. Сафьян был различных цветов – белый, красный, желтый, зеленый, лазоревый. Царь Михаил Федорович предпочитал сафьян червчатого цвета (ярко-малиновый, багряный, красный), а его сын, Алексей Михайлович – желтого цвета.

Сапоги из сафьяна на Руси были признаком не только достатка, но и принадлежности к боярскому сословию. Жёлтые, зелёные и красные с загнутыми кверху носами пользовались на рынке большим спросом.

До XVII века в основном были небольшие мастерские, а затем при царе Алексее Михайловиче на смену им пришли кожевенные дворы – прообразы будущих заводов, и производство кожи в них было налажено в промышленных масштабах.

Государственная политика царя Алексея Михайловича способствовала процветанию этой отрасли. Тогда же появляются крупные центры, которые специализировались по выработке определённого типа кож. Именно в Торжке занимались выделкой сафьяновых кож. Изделия русских мастеров: богато украшенная обувь, сафьяновые сапоги, пояса, кошельки были широко известны.

Крым также славился своими ремесленниками, в том числе и сапожниками. Мастера-кожевенники работали в разных городах полуострова. Когда-то здесь создавались уникальные произведения кожевенного искусства. Например, в Бахчисарае выделка сафьяна была одним из самых ранних ремесел в Крыму. Первые упоминания об этом относятся к XIII веку. Тогда это было прибыльным ремеслом, а сегодня оно, к сожалению, утрачено, даже изделий из сафьяна крымских кожевенников почти нет. Видимо, искусство выделывать тончайшую кожу безвозвратно потеряно.

Сегодня известен не один десяток видов кожи, но многие мастера предпочитают именно сафьян, особенно для изготовления сумок. В настоящее время сафьян получают из овечьей и телячьей кожи, и, несмотря на ее высокое качество, это всего лишь низшие сорта по сравнению с той, которую производили древние мастера.

Одним из первых для изготовления сумок стал использовать сафьяновую кожу Mario Prada. Сафьяновая кожа отличается устойчивостью к механическим повреждениям и воздействию влаги, а это, согласитесь, удобно и практично в повседневной жизни. Такая износостойкость сделала ее настолько популярной, что многие известные бренды, такие как Ferragamo, Prada, Gucci, DKNY, Michael Kors, успешно используют ее в своей продукции.

Некоторые изделия изготавливают из сафьяновой кожи, выполненной в виде штампованного тонкого слоя на тканевой или какой-либо другой основе.

На Руси высоко ценилась сафьяновая обувь, впрочем, и в наши дни можно найти настоящий марокен, или сафьян, изготовленный по старинным рецептам. Это известно тем, кто побывал в Марокко. Наверное, сафьяновые бабуши, яркие и богато украшенные, вы там обязательно купили?

Волшебные бабуши

Знакомы ли вы с такими сказочными героями и названиями, как Старик Хоттабыч, Аладдин, Маленький Мук, Марокко, Фес, Марракеш, марокен и, наконец, бабуши?

Одни имена пришли к нам из известных сказок, другие можно отыскать на карте мира. А тому, кто посетил загадочную страну Марокко, повезло собственными глазами увидеть, насколько она интересна, самобытна и прекрасна, прочувствовать восточные ароматы и отведать сладости, специи, удивиться потрясающей красоте ковров. Базары Марракеша пестрят огромным количеством вещей, и мимо этого яркого многообразия нужных и не очень нужных предметов пройти просто невозможно.

Но, что же такое бабуши и марокен? И связаны ли между собой эти два слова? Марокеном называют тисненый сафьян – обычную козлиную кожу, дубленую в сумахе или растворе коры дуба. Эту кожу можно считать самой лучшей в мире, настолько она добротная, мягкая и легкая. Именно из Марокко производство сафьяна однажды пришло и в Европу. А бабуши – туфли из кожи без задников – национальная обувь Марокко.

Старинные города этой страны – Фес и Марракеш, являются крупными центрами торговли и ремесел. Здесь можно купить практически все, и невозможно пропустить изделия из кожи, которые производят марокканские мастера. В Фесе кожаные изделия делают почти тысячу лет, и мастерство настоящих профессионалов своего дела пока остается непревзойденным.

Это предметы настоящего народного творчества. Разным городам мира присущи такие особенности, отражающие самобытность изделий, хранящих тепло рук подлинных мастеров.

Подобные предметы несут особую ценность. Если вам посчастливится побывать в древних городах Марокко, то без такого сувенира, как бабуши, вы не уедете. Национальная марокканская обувь является самым лучшим восточным приобретением. Теперь вы, конечно же, вспомнили, что у Аладдина, Маленького Мука и Старика Хоттабыча на ногах были те самые остроносые, без задников, бабуши. Такие тапочки на плоской подошве носили практически все жители Ближнего Востока и Северной Африки.

Сафьяновые тапочки чрезвычайно удобные и мягкие. Кроме того, их можно легко сбросить с ноги. Восточные властители очень любили эту обувь. Центром изготовления тапочек считался Фес – один из самых крупных марокканских городов. Бабуши не только удобные и легкие в носке. Это на редкость красивая и экологически чистая обувь. Носить их можно, как дома, так и на выход. Никого уже не удивляет возможность выйти в такой обуви на улицу. Ведь в наше время обувь без задников достаточно популярна, и гардеробы даже особенно придирчивых модниц полнятся различными моделями шлепанцев.

Настоящие бабуши, сделанные на Востоке, являются произведением искусства. Носить эту обувь могут, как женщины и мужчины, так и дети. Кстати, бабуши для детей – самые нарядные и красивые. Украшают их бисером, вышивкой, пайетками, благодаря чему, детские бабуши выглядят волшебными, сказочными. Они могут неплохо дополнить летний наряд. Самые лучшие бабуши в мире восточные мастера-умельцы делают из ярко окрашенного сафьяна, украшенного изысканными восточными узорами. Такие туфли продаются на каждом базаре Марокко. Они могут быть с носами различной формы – тупыми, острыми, закругленными или загнутыми вверх, украшенными стразами, деревянными бусинами, вышивкой из бисера. У женских моделей, представленных в довольно обширной цветовой гамме, может быть даже невысокий каблучок.

Бабуши стали элементом национальной одежды народов Ближнего Востока еще и потому, что мусульманину для совершения молитвы необходимо разуваться не менее пяти раз в день. А такие тапочки очень удобно, как быстро снять, так и надеть. Бабуши пришлись по вкусу во многих странах, правда, жители там их по-своему видоизменили, приспособив к погодным условиям. Некоторые модели сделаны с задниками, другие – с овчинкой внутри, третьи – с заломанными задниками, наподобие слиперов.

Стоит отметить, что сегодня бабуши прочно вошли в модные коллекции, следуя правилу: носить то, в чем комфортно. Дизайнеры и модельеры, которым особенно присущи смелые решения, предлагают носить бабуши не только с платьями, но и с костюмами, пальто и даже шубками. Не исключаются в этом случае очень теплые носочки. На показах мод бабуши были замечены достаточно давно. Но, все же, сочетание тапочек с меховыми шубами несколько непривычно. Совсем другое дело – теплое время года, располагающее к отдыху и расслаблению. Здесь и занимают свое почетное место шлепанцы, мюли и бабуши. Обувь без задников – самая лучшая и удобная в жаркий летний день.

Надо сказать, что современные бабуши выглядят, как слиперы, у которых подошва стоптана. Поэтому, если вы хотите настоящую восточную обувь, то она должна быть сделана именно в Марокко. А надев к легким сафьяновым туфелькам яркий сарафан, юбку или платье, вы просто очаруете окружающих. От такой восточной красоты трудно будет отвести взгляд. Но не стоит расстраиваться. При отсутствии возможности приобрести настоящие бабуши, их вполне успешно могут заменить мокасины, лоферы и аристократические броги. В подобной обуви ноге тоже будет удобно и совсем не жарко. А пока готовимся к настоящему теплу, ведь оно точно не за горами.

На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Традиционное индонезийское ткачество в древности и сегодня

Этнические мотивы в современном дизайне крайне популярны и востребованы – пестрые яркие текстильные акценты появляются в интерьерах, отсылая к экзотической Индии, Китаю, Вьетнаму, Индонезии. Икат – один из ярчайших примеров полюбившегося миру этнического дизайна. Икат (Ikat) – индонезийское слово, которое можно перевести как «плетение», «завязывать». В текстильной индустрии оно обозначает особенную технику изготовления ткани, в которой нити окрашиваются непосредственно перед ткачеством. Суть метода состоит в том, что нити окрашивают прежде, чем они попадают в ткацкий станок. Их стягивают в пучки и скручивают – веревочкой или скотчем, а затем погружают в краситель. Там, где нити были стянуты, они остаются белыми. Затем таким же образом, в нужных местах, их красят в другой цвет. Этим термином также обозначается получившийся узор с характерным неровным краем и сам продукт – ткань икат.

История и техника

Икат является одной из самых древних техник, применявшихся в таких непохожих друг на друга странах как Япония, Малайзия, Гватемала, Турция, Индия, средняя Азия, но ее родиной принято считать Индонезию. Найденные в Северной Бактрии (Кампыр – Тепа, II-III век н.э). кусочки шелковой ткани свидетельствуют о том, что еще много тысячелетий назад техника ткачества и крашения тканей достигла здесь высокого развития. Центрами кустарного местного производства были и до сих остаются города Бухара, Самарканд и регионы Ферганской долины (Маргилан). На запад она была привезена голландцами, колонизировавшими индонезийские острова в начале XVI века. Вытканные узоры имели глубокую языческую символику и отличались большим разнообразием. В Индонезии изготовление икатов доверяется только мастерам, принадлежащим к избранным династиям. Такие мастера там есть и сегодня, они проживают всего в нескольких деревнях. Ткачеством занимаются женщины, а узор на нити наносят исключительно мужчины. Чтобы сделать разметку, нужна необычайная точность, ведь потом из этих неравномерно окрашенных нитей должен сложиться рисунок. Это очень трудоемкий процесс! Не удивительно, что такая ткань во все времена стоила очень дорого, была доступна только состоятельным людям и даже заменяла дань.

Процесс производства начинается издалека – из откорма гусеничек шелкопряда. В конце мая узбеки говорят “созревает новый сезон коконов”. Свежие куколки обертывают себя шелковыми волокнами в коконы. Так растет на дереве чье-то новенькое шелковое платье. 10 гр гусеничек вырастят до 80 кг коконов. На это уйдет 70 дней. Из 9 кг коконов выходит 1 кг шелковых нитей, из 12 кг шелковых нитей выходит 250-300 метров адраса или 100-150 метров шойи. До конечного продукта нити проходят 100 процессов, или 120-150 дней.

Процесс производства ткани начинается просто – обрабатываются коконы шелкопряда. Коконы варятся в горячей воде, для того чтобы размягчить клейковину. Процесс этот жестокий, в момент обработки коконов гусенички все еще находятся в коконе, и при выварке умирают. Если дождаться момента пока шелкопряд сам вылезет из кокона – шелкопряд прогрызет кокон и часть ниточек будет испорчена. Обработанные нити натягивают на специальную раму, на которой будет обвязывать нити перед крашением. При изготовлении такой ткани, мастер завязывает узлы на нитях основы по всей длине через определенный интервал, чтобы создать узор до того, как полотно будет соткано. Нити окрашиваются и просушиваются от одного до нескольких раз, а затем вручную переносятся на ткацкий станок, где создается предварительный рисунок. В процессе ткачества нити основы располагаются настолько близко друг к другу, что они полностью покрывают уток, не позволяя пустым пространствам нарушить чистоту дизайна. В результате получается легкоузнаваемый икат – ткань с расплывчатым, слегка дребезжащим ярким узором. Рисунок может располагаться как горизонтально, так и вертикально, быть относительно простым или сложным, многофигурным, многоцветным. По описанной технологии делают несколько видов ткани разного состава:

  1. адрас – ткань с хлопковым утком и шелковой основой,
  2. шойи – 100% шелковую ткань,
  3. хан-атлас, (его делают как в ручную, так и машинным способом)
  4. ало-бахмаль – ворсовую ткань.

Икаты бывают продольные и поперечные, в зависимости от того, какая нить окрашивается – основы или утка. На натянутых на раму станка нитях размечается узор, затем нити снимают, собирают в пасмы (пучки) и крепко перетягивают растительным волокном те места, которые не будут окрашены первым цветом (обычно это цвет основного фона). Затем, поочередно снимая перевязи, окрашивают и остальные участки нити, после чего их вновь натягивают на раму станка в строго определенном порядке. Остается самое простое – соткать полотно, и делают это только женщины.

Как правило, продольные икаты – штучные вещи: покрывала, коврики, скатерти, украшения на стену. Все операции по разметке узора, увязке, окраске выполняют мужчины. При изготовлении поперечных икатов нить основы остается однотонной, а окрашивается непрерывная нить утка. Так можно соткать полотно длиной до 120 метров. Эти ткани для одежды, часто они тонкие, почти прозрачные. В настоящее время для икатов используют нити как натуральные, так и синтетические. Но на мировом рынке, естественно, ценятся икаты из натуральных волокон, окрашенные природными красителями. На некоторых индонезийских островах для изготовления икатов прядут хлопчатобумажную нить.

Самый сложный из икатов – герингсинг, или двойной икат, когда окрашиваются для узора обе нити, основы и утка. Это ритуальные ткани, их практически невозможно купить, порой на изготовление одного предмета уходит от двух до пяти лет. Другой вид икатов – сонгкет, когда поверх основных нитей, обычно шелковых, накладывается узор из золотых или серебряных нитей (ткут его одновременно с основными нитями). Девочек учат этому ремеслу с семи лет, и к моменту замужества они должны уметь ткать по памяти не менее двадцати узоров – своих собственных или которым их научили в семье женщины старшего поколения.

Хотя рисунки сложны, а производственный процесс очень трудоемок, из тканей в технике икат изготовлялись самые простые предметы одежды – женские платья и шальвары, халаты Т-образного покроя как для мужчин, так и для женщин. “Выкройки халатов для женщин, – рассказывает Кроди, – отличаются только небольшими вытачками под рукавом, чтобы верхняя часть халата чуть плотнее облегала фигуру, и чуть более свободным покроем низа”.

Разновидности Иката

Индонезийское ткачество отличается большой индивидуальностью и позволяет различать ткани, созданные на разных островах или даже в отдельных регионах островов. Со времен язычества в некоторых частях Индонезии сохранились представления о существовании души у животных и растений, а предметы, которые изготавливает человек, наделяются сверхъестественной силой. Среди традиционных узоров чаще всего встречаются геометрические формы, изображение плода граната, древа жизни, кипариса. Изделия раннего периода часто отличаются быстрыми цветовыми переходами от одного участка к другому, без четких различий между основным узором и фоном. Манера изменилась к середине 19-го века, когда ремесленники хорошо освоили технику. К середине 19-го века они были готовы создавать новые рисунки. Между 1850-м и 1880-м годами произошел взрыв новых идей.

В южном Борнео и Сараваке часто использовалась композиция, в которой антропоморфные фигуры и абстрактные пятна располагались между цветными широкими полосами. Чаще всего рисунок на ткани упорядочен рядами, но встречаются и такие полотна, в которых элементы размещены хаотично, образуя сложные многофигурные композиции.

В некоторых разновидностях индонезийского иката на ткани чередуются ярко-оранжевые, темно-голубые и черные фигуры полуабстрактных морских коньков, оленей, обнаженных мужских фигур и деревьев, на которых висят черепа.

В индийских тканях узор в основном состоит из прямых полос с цветными пятнами, а самая сложная разновидность иката называется патола, в котором предварительно прокрашиваются как нити основы, так и нити утка.

Мусульманское искусство, в котором существовал запрет на изображение человека и все живое, придавало философское значение цвету и орнаменту. В трактате ученого и философа XIX века Карима-хан Кирмани, семь цветов соответствуют семи уровням мироздания. Белый – мир разума, желтый – мир духа, зеленый – мир души, красный – мир природы, серый – мир материи, темно-зеленый – мир образов, черный – мир материального тела. Цветовой символизм в мусульманской культуре вообще необычайно развит. Так, например, зеленый цвет превратился в один из символов ислама, будучи с одной стороны связан с раем и его обитателями, а с другой – являясь символом жизни и возрождения природы. А вот символика синего цвета связана с небом, обиталищем духов предков и ангелов.

Японская техника крашения кацури, которая стала чрезвычайно популярна на западе в последние годы, использует икат среди многих других способов окрашивания.

Икат в России

В постсоветском пространстве хорошо известен шелковый икат из Узбекистана и Таджикистана. Основное производство шелковых тканей началось в Бухаре и распространилось на Самарканд, а затем и на Ферганскую долину. Начало 19-го века считается временем расцвета ткачества, а в 20-е и 30-е годы 20-го века с приходом советской власти эта отрасль была забыта и утрачена.

Печально, но икат в современной России часто недооценивается из-за негативных стереотипов восприятия и незнания истории происхождения техники. Подобные ткани воспринимаются как заимствования из культуры центральной Азии, а в связи с особенностями национальных отношений, икат кажется привычным и нестатусным. Это удивительно, поскольку шелковый икат из Бухары некогда был в буквальном смысле на вес золота – при помощи тканей заключали мир между странами, на шелк обменивали пленных, его посылали с посольствами правителям далеких стран. Преподнесенные когда-то семье Романовых в качестве парадных подношений последними бухарскими эмирами, шелковые и бархатные икаты (520 образцов), составили основу крупнейшей коллекции текстиля не только в России, но и в мире. Самые древние ткани этого собрания датируются XIX веком, а разнообразие их узоров таково, что ни один из них ни разу не повторяется. Помимо безоговорочной культурной ценности, икаты необыкновенно выразительны и эффектны, что приковывает к ним внимание людей во всем мире на протяжении многих веков.

Новая жизнь старого дизайна

В современном мире мотив иката чрезвычайно популярен – его активно используют производители текстиля, обоев, дизайнеры интерьера и модельеры. Помимо традиционных видов текстиля появились многочисленные упрощенные интерпретации – принты на хлопке и шелке, имитирующие эту сложную технику, вышивка цветными нитями на однотонном или цветном фоне. Часто в основе производства новых тканей лежит традиционный этнический дизайн, но техника иката, дающая узнаваемый неровный край рисунка, применяется и для создания современных паттернов. Разумеется, икаты, создающиеся в наше время, лишены сакрального смысла и более абстрактны, но за счет своей яркости и пестроты они невероятно выразительны и богаты. Особой популярностью принт икат пользовался в мире высокой моды с 1960 по 2000. При работе с настоящей тканью икат у дизайнеров возникают некоторые сложности, так как оригинальный материал по своей структуре несколько не симметричен. Более того, что-то создавать непосредственно из иката удовольствие достаточно дорогое и на выходе получается вещь, которую могут себе позволить очень немногие, что невольно навевает ассоциации со временем, когда икат только открыли. Постепенно стремление европейских дизайнеров к правильности геометрической формы взяло верх над самобытностью материала.

На фото американские ткани фирм Schumacher и Vervain.

С ростом интереса к восточной философии и культуре увеличилась и популярность восточных тканей. Ведущие модельеры включили модели из иката или подражаний ему в свои коллекции. Для дорогих изделий используется настоящий шелк, для более доступных – ткани с аналогичным принтом. Рисунки, характерные для иката, в последние годы появились на интерьерном текстиле – обивках, коврах, шторах, наволочках и покрывалах. Икат уместен в гостиной, а особенно в спальне, куда он привнесет таинственность «тысячи и одной ночи». Чаще всего этот яркий рисунок присутствует в интерьере в виде небольших деталей. Обитые икатом диван или кресло будут выглядеть очень эффектно, если окружить их однотонными вещами спокойных расцветок. Чтобы икат можно было использовать в больших количествах («радужный» рисунок присутствует, в частности, на обоях) дизайнеры минимизируют его. Например, оставляют всего два цвета – белый и синий или оттенки серого, а сам рисунок приближают к ромбам.

В наше время многие стилевые находки цитируются вновь и вновь. За последнее десятилетие целый ряд дизайнеров использовали в одежде и аксессуарах принт икат, порой делая его ключевым материалом. Сегодня икат стал по-настоящему мультинациональным, его можно встретить у бельгийца Dries Van Noten, британцев Burberry, шведов Cheap Monday, американцев Supreme и многих других. «Нам нравится дерзость принта икат, и мы счастливы сотрудничать с мастерами, которые производят товар для наших уникальных коллекций» – говорит Бен Буркман, совладелец магазина для путешественников «Burkman Bros». Икат – достаточно модная ткань среди кутюрье мирового уровня, из него шьют Гучи и Оскар Де Ла Рента. США, Милан, Париж, Рим рукоплескали этим тканям, но к сожалению, мало кто знает что-то об этих тканях, кроме того, что они яркие и восточные.

На сегодняшний день существует невероятное количество вариаций узора икат, которые не уступают традиционному варианту. Этот колоритный принт можно встретить на шторах, коврах, обивке, постельном белье, посуде, торшерах, обоях, да где угодно. С его помощью можно добавить ярких акцентов, даже если это небольшие предметы декора. Вообще основные цвета принта икат – красный, желтый и синий. Но сейчас существует большое разнообразие как цветов, так и самого узора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *