Жемчужное низание и вышивка жемчугом

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

  • Описание
  • Комментарии 7

Русские мастерицы издревле славились искусством вышивки жемчугом. Приглашаем вас вместе с нами отправиться в увлекательное историческое путешествие!

Сегодня при слове «жемчуг» мы, в первую очередь, вспоминаем о жемчужных бусах Коко Шанель, о лаконичной нитке жемчуга в стиле Грейс Келли, о благородных сережках-гвоздиках, которые так часто рекомендует модный глянец в качестве безупречного дополнения вечернего образа. И редко вспоминаем (а то и вовсе не знаем!) о том, что вышивка жемчугом была на Руси необычайно популярным видом рукоделия, в котором русские мастерицы достигли невиданных высот!

Жемчужная россыпь: декорируем ободок бархатом и бусинами

Жемчужное шитье: реки и моря

Первое упоминание о жемчуге на Руси встречается в древнерусских летописях. Например, в Ипатьевской летописи, одном из древнейших русских летописных сводов, упоминается что при пожаре 1185 года во Владимире сгорело множество изделий, расшитых золотом и жемчугом. В те стародавние времена использовался местный речной жемчуг, да и в дальнейшем отечественная добыча этого драгоценного камня поражала масштабом: более 150 рек поставляли жемчуг, от Волги до Жемчужного ручья и бассейна Онежского озера и Заонежья. Но со временем морской жемчуг стал одной из важнейших статей русского импорта, так что в XVII в. участник шведской дипломатической миссии в Москву, автор описания Русского царства Иоганн Филипп Кильбургер с искренним удивлением писал: «Жемчуг в России употреблялся более, нежели во всей Европе».

Наши северные реки были так богаты жемчугом, что контролировать добычу государству было буквально не по силам, и — как бы невероятно это ни звучало! — роскошные, полностью расшитые жемчугом праздничные наряды могли позволить себе даже обычные крестьянки. Путешественник барон Август фон Гакстгаузен в своих записях дает нам очень точное представление о распространенности жемчуга в крестьянской среде некоторых губерний, например, Нижегородской, где «каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин»!

Такая роскошь объясняется предельно просто: именно крестьяне занимались добычей речного жемчуга, поэтому неизбежно значительная его часть, пусть и не самого высочайшего качества, оседала в семьях.

Игра жемчуга: колье своими руками

Виды жемчуга и его подготовка

Несмотря на обилие жемчуга, ценность его очень разнилась и зависела, конечно же, от размера и цвета. Желтоватый жемчуг был не в чести, поэтому, например, импортный из Китая не пользовался популярностью, а вот белоснежный или окрашенный в нежные тона камень считался наиболее ценным. Форма также имела большое значение: жемчуг правильной круглой формы назывался «окатными» или же «скатными», а жемчуг неправильной продолговатой формы, имевший наросты, называли по‑разному, например, «уродоватым», «зубоватым» или «рогатым».

Перед использованием жемчуг проходил обработку в несколько этапов. Жемчуг, только вынутый из раковин, твердеет не сразу и при затвердевании может потерять в качестве. Поэтому его подвергали так называемому «замариванию». Так этот процесс описывается в старинных книгах о ловле жемчуга: «Промышленники, увидя зерно, от мяса его отрывают и кладут себе в рот, в коем держат часа два и сие называется «замариванием». После этого жемчуг в мокрой тряпке держат за пазухой, пока он окончательно не затвердеет». Затвердевший жемчуг зачастую дополнительно чистили и шлифовали при помощи, в худшем случае, наждака, в лучшем — настоящего алмаза, причем эта работа так и называлась, «алмазить жемчуг». Затем с помощью сверл разного размера в жемчуге просверливались отверстия (порой тощиной в человеческий волос!), но известно также, что еще не затвердевший жемчуг для вышивания могли просто проткнуть тонкой иголкой. На финальном этапе жемчуг сортировался по размеру: мелкий, средний, большой.

Воротничок из жемчуга своими руками

Вышивка жемчугом: женское искусство

Шитье жемчугом, иначе называвшееся «низанье», «саженье», считалось прерогативой женщин, в отличие, например, от кружевного дела, в котором были распространены мужчины-кружевники. Слава о русских мастерицах гремела даже за пределами страны! «В шитье, — писал шведский дворянин Петерей, — они опытны и искусны так, что превосходят многих вышивальщиц жемчугом и их работы вывозились в далекие страны».

Запрос на рукодельниц был так высок, что повсеместно стали возникать мастерские, не только при монастырях, но и светские, так называемые «светлицы». Известны работы светлиц князей Старицких, бояр Годуновых, «торговых гостей» Строгановых и многих других.

Зачастую возглавляла такую светлицу хозяйка дома — боярыня, княгиня, царица, которая, как правило, и сама была искусной мастерицей. Штат рукодельниц укомплектовывался в зависимости от состоятельности главы дома и иногда доходил до сотни, при этом в светлицах высокопоставленных господ вышиванием занимались жены и дочери служилых людей, а в домах попроще трудились простые крестьянки.

Приемы и техники

Наиболее ранним дошедшим до нас образцом техники жемчужного шитья служат поручи XII века, хранящиеся в Новгородском музее. Обнизь выполнена жемчугом малого размера, положенным непосредственно на ткань без настила, так называемое «саженье жемчугом». Начиная с XV века, как правило, жемчуг нашивается не на ткань, а на настил, выполненный либо из белого шнура в один или два ряда, либо из белых ниток, «бели». Так, собственно, и называется техника — сажение по бели.

Читайте также:
Русские сезоны Дягилева и мода

Преимущества именно такой техники очевидны: если ткань-основа изнашивалась, шитье можно было вырезать и перенести на новый фон, а если с отдельных участков камни отрывались, узор, за счет настила, не разрушался и легко реставрировался.

При сажении рассыпанный на черном бархате жемчуг сначала нанизывается с помощью иглы на длинную белую крепкую льняную или шелковую нитку. Жемчужная нить обычно выкладывается по узору и поперечным стежком прикрепляется другой нитью, стежок при этом делается за каждым отдельным камнем.

Зачастую вышивка жемчугом соседствовала с золотным шитьем, например, обшивалась с обеих сторон шнуром из 6−7 скрученных вместе золотных нитей. Кроме того, использовались разнообразные материалы, блестки, другие драгоценные камни.

Интересный факт: все образцы древнего шитья, которые выполнялись на пяльцах (независимо от техники), с обратной стороны смазывались клейстером, сваренным на квасу, чтобы предохранить работу от съеживания при снятии с пялец! Клей при этом наносился прямо рукой с обратной стороны шитья, и иногда, в частности в крупных работах, смазывалась полностью вся изнанка.

Техники жемчужного шитья очень разнообразны и изобретательны, поэтому тем, кто хотел бы изучить их сегодня во всем их многообразии и тонкостях, придется не просто покорпеть над книгами, но и отправиться на учебу в профильную мастерскую!

«Мил мне жемчуг нежный на груди твоей. » И.А. Бунин, 1901

Жемчужное шитье можно условно разделить на два крупных направления: светское и церковное. С религиозной точки зрения, жемчуг напрямую ассоциировался с чистотой, непорочностью и святостью, поэтому он не только широко применялся при декорировании церковных облачений и создании икон, но и даже изображался на фресках — как декор одежды ангелов и святых дев.

В XVI веке искусства шитья жемчугом начинает активно развиваться и раскрываться во всем своем многообразии — в первую очередь, в роскошных одеждах государя и его окружения. Посол императора Максимилиана II Ганс Кобенцль описывал мантию Ивана Грозного, сплошь покрытую алмазами, рубинами, смарагдами и другими драгоценными каменьями и жемчугами величиной в орех! И это лишь одно из многих и многих других свидетельств иностранных гостей, пораженных величием убранства и царских нарядов. Жемчугом расшивались не только праздничная одежда, но и верхняя, например, шубы и плащи, головные уборы, кафтаны, поручи, даже обувь!

Во второй половине XVII века жемчужное шитье достигло своего подлинного расцвета: композиции усложнились, приемы и техники были доведены до совершенства и удивительной изобретательности. Жемчугом в равной степени расшивалась как мужская, так и женская одежда: летники, душегреи, епанечки, но особенно обильно жемчужное шитье было представлено на женских головных уборах — кики, кокошники, девичьи челки, повязки, коруны, венцы, убрусы и пр. Эти шитые жемчугом и драгоценными камнями головные уборы имели большую ценность и зачастую преподносились в качестве драгоценного подарка, а также передавались по наследству.

Закат жемчужного шитья

В XVIII веке, увы, начало побеждать стремление заменить дорогостоящие материалы более дешевыми — настоящий жемчуг все чаще заменялся поддельным. Причем причина была не только в том, что 1680 году в Париже был придуман способ создания искусственного жемчуга, при котором стеклянные бусы заполнялись особым составом и действительно очень походили на настоящий камень, но еще и в том, что жемчуговый промысел в России пришел в упадок. Ресурсы, в том числе из-за неконтролируемой добычи, истощились, чему также поспособствовало изменение экологии, заболачивание берегов, замутнение воды минеральными взвесями. Такая же участь постигла и многие другие районы добычи жемчуга во всем мире. Жемчужное шитье постепенно шло на спад, причем, адаптируясь к сложившейся ситуации, мастера смешивали в одном изделии натуральный жемчуг с поддельным, создавая видимость аутентичности.

Но неожиданно в XX в. ситуация резко изменилась. На Лондонском рынке вдруг начал появляться жемчуг неизвестного происхождения, и некоторое время торговцы и ювелиры полагали, что найдено новое место добычи… Однако, правда вскоре открылась — жемчуг научились культивировать, то есть выращивать искусственно. Строго говоря, такой жемчуг нельзя назвать подделкой, его производство — непростой процесс, занимающий порой до 12 лет! Но, тем не менее, как только люди нашли способ безошибочно отличать природный жемчуг от культивированного, цены на последний резко упали.

На сегодняшний день более 90% жемчуга выращивается на плантациях, а кроме того, существуют способы создания искусственного — например, послойное нанесение перламутра на шарик-основу. Цена натурального жемчуга крайне высока, и добывается его очень мало, ведь для того, чтобы получить несколько качественных жемчужин, необходимо убить около сотни моллюсков!

Нам же сегодня остается восхищаться поражающим воображение величием русского жемчужного шитья — которое, тем не менее, можно освоить и сегодня.

Жемчужное ожерелье своими руками

При написании статьи были использованы источники:

М.Н. Мерцалова «Живой жемчуг»

И.И. Вишневская «Жемчужное шитье на Руси»

Т.Т. Иванова «Убор жемчужный»

Л.И. Якунина «Русское шитье жемчугом»

С. Багдасарова «Любовь к жемчугу: перлы в русском искусстве»

Н.М. Щекотов «Древнерусское шитье»

Украшение одежды и аксессуаров жемчугом

Нарядные и торжественные одежды на Руси всегда были распространёнными, ткани украшались различными узорами, которые были ткаными вместе с тканью, но были узоры шитые (золотом, серебром, шелками) и низанные (жемчугом).

Читайте также:
История оттенков зеленого цвета в моде и психологии

Жемчуг называли на Руси ещё перлами. Слово «перл» перешло в русский язык из старофранцузского, куда попало из латинского – «перна» – так называлась одна из крупных раковин. А вообще – то, слово «жемчуг» – китайско-монгольского происхождения (китайское слово «гончу» преобразовалось в монгольское – «чженьчжу», а затем в русское – «жемчуг»).


Низанные – от слова «низать», то есть собирать несколько жемчужин или бисеринок на проволоку либо нитку и создавать узоры на ткани. Шитьё жемчугом, ещё называли «саженье», выполняли разными способами: низанье прямое или вкось, в три пряди, в виде сетки, решётки, клетками или в шахматы, в одну или несколько нитей.

Крупные жемчужины считались зёрнами, а мелкие – весом. Основная последовательность действий низанья была такова: сначала наносили контуры узора на ткань, затем делали по узору настил льняными или бумажными нитками.

Жемчуг предварительно разбирали по величине и подбирали необходимые размеры согласно узорам, затем просверливали дырочки и нанизывали на нить или тонкую проволочку, так получалась жемчужная нить. Её накладывали на настил и после каждой жемчужины закрепляли стежками. Таким образом, достигалась прочность вышитого узора.

Жемчуг использовали не только при царском, боярском или купеческом дворе, но и в крестьянском. Он украшал и царицу, и купчиху, и крестьянку. В музеях хранятся уцелевшие и дошедшие до нашего времени платья различных сословий, и среди них можно увидеть немало крестьянских нарядов, украшенных жемчугом.

Говорить о том, как жили крестьяне – богато или бедно только по тому, что одежда украшена жемчугом, не следует. Дело в том, что собрать жемчужное ожерелье до XVIII века даже крестьянину не стоило больших денежных затрат, достаточно лишь потрудиться, то есть достать жемчуг со дна реки. Не зря иностранцы речной жемчуг называли русским камнем. На Русском Севере рек было предостаточно – и больших, и маленьких, причём чистых.

Перед тем, как отправиться на ловлю раковин, мылись в бане, чтобы сам человек был чистым и душой, и телом. Считалось, что достать жемчуг мог только добрый молодец, чистый и благородный, а злым и жадным он не давался. Жемчуг сам по себе чист и светел, а потому и не выносит дурных поступков.

Если так много было украшений из жемчуга, тогда остаётся только сказать, – как много было благородных парней на Руси, ведь на кокошнике и в ожерелье можно было насчитать жемчужин не одну сотню.

Жемчужное низанье украшало не только одежду царей, бояр и крестьян, но и иконы в храмах, и облачения священников. На одном из саккосов (архиерейское богослужебное облачение) патриарха Никона было около пуда жемчужин, а вместе с другими камнями саккос весил 24кг.

В начале XVII века в Кремле было семь царских венцов, в которых среди прочих драгоценных камней был и жемчуг. После поляков в Смутное время осталось всего два – шапка Мономаха и Казанская шапка Иоанна Грозного. Полякам вздумалось пострелять кремлёвским жемчугом из ружей – «повеселились».

Но вернёмся в сегодняшний день. Если вы захотели иметь в своём гардеробе наряд в русском стиле, вспомните о вышивке жемчужными нитями. Однако, это не значит, что надо покупать множество ожерелий из речного жемчуга, хотя и это некоторым возможно. Вы можете купить перламутровые бусинки разного размера и тем же способом, который описан выше, создать свой уникальный наряд.

Жемчужное и бисерное шитье

В древности, наряду с шелком, золотыми и серебряными нитями, жемчуг был одним из из-любленнейших материалов. На Руси его добывали в северных реках, но был также и привозной жемчуг из Персии и Индии, крупный и ровный, который ценился особенно высоко. Жемчугом украшали подвесные пелены под иконы, покровы на раки святых, плащаницы, им расшивали одежды священнослужителей, воздухи и другую шитую церковную утварь.

Для вышивания жемчугом нам понадобятся белые нитки разной толщины:

  • толстые хлопчатобумажные или льняные нити (типа «Лотос», «Лилия», «Снежинка») для настила;
  • ЛЛ № 35 для нанизывания жемчуга;
  • ЛХ № 150, армированная нить №10 или другие прочные нитки для закрепления жемчуга.

Иглы: бисерная для низания, игла № 1–2 для нити прикрепа.

Сажают жемчуг на настил, который прокладывают толстой хлопчатобумажной нитью белого цвета вдоль всего рисунка. Часто такой настил называют «бель». Обычно настил под жемчуг выглядит как сдвоенная нить, пришитая тонкой белой ниткой к ткани поперечными стежками через край на расстоянии примерно 1 см друг от друга (рис. 11). Если рисунок сложный, с многочисленными завитками, удобнее пройти его сначала одинарной нитью бели, а потом, разворачиваясь на концах элементов, удваивать, прикрепляя нить в шахматном порядке относительно первой (рис. 12). И в первом и во втором случае мы получаем двойной настил.

Читайте также:
Женские образы на картинах художника Тропинина

На закрепленную в начале мотива двойную вощеную нить (ЛЛ № 35) нанизываем нужное количество жемчужин. Затем пришиваем ее к настилу другой ниткой (например ЛХ №150), делая поперечные стежки «на проем», охватывающие бель, после каждого зерна (рис. 13).
Жемчужины должны плотно сидеть на настиле, не болтаться, для этого обе нити — и ту, на которую бусины нанизаны, и нить прикрепа — следует все время подтягивать во время работы. Не следует пытаться пришивать жемчужины слишком часто, они не должны касаться друг друга. Это позволяет свету свободно проникать к каждому зерну и отражаться в его перламутровой поверхности, что показывает неповторимую красоту этого благородного материала.

Жемчужный мотив можно подбить с обеих сторон золотным шнуром.

Мелкий жемчуг или бисер можно пришивать разными способами:

  1. Как и крупный жемчуг, нанизываем бусинки на двойную нить и прикрепляем поперечными стежками. Мелкий жемчуг и бисер можно пришивать без настила.
  2. Другой способ шитья бисером:

а) набрать на нитку 2 бисеринки и пришить к ткани;

б) выйти с изнанки между ними, и через последнюю бисеринку еще раз протянуть иглу с нитью;

в) нанизать на нитку еще 1–2 бисеринки и пришить их;

г) повторить п. б).

Бисером и мелким жемчугом можно заполнять целые поверхности, как, например, на Казанской иконе Божией Матери (см. цветную вкладку «Убрус» №1). Для этого подходит и первый и второй способ. Лучше всего, если бусинки будут располагаться в шахматном порядке относительно друг друга, образуя ровную поверхность.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

А у нас ровная.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Напишите поподробнее,что такое окатный и колотый перламутр и как его пришивать. Ни когда о таком не слышала. Надежда

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Как же Вы будете его пришивать, если никогда о нем не слышали?

Это ж все из прошлого термины, в таком виде они в описях встречаются. Окатный – судя по названию, стремящийся к круглости по форме, колотый – угловатый.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

колотый – квадратный в основной, маленький как бисер. сейчас нет такого.по крайней мере я не видела.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Делают-делают! Вырезают непосредственно из раковин разного вида детали, и пришивают посредствои просверленных дырочек по углам или краям. Выглядит довольно оригинально!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

а это сложно вырезать? я смогу? идея понравилась

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Что вы! У меня был мастер знакомый, а потом то ли с ним что-то случилось, то ли с материалом. В общем прикрыласт эта лавочка. А действительно было интересно – не тяжело в носке, а перламутровый эффект жемчуга сохраняется.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Всем спасибо за комментарии. Очень интересные сведения у о.Дионисия. Буду иметь это в виду.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Мария Евгеньевна,наша женщина всё сможет. Материал ,правда,капризный очень твёрдый и ,одновременно ,очень хрупкий

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Возникла проблема. Очень дорого покупать бисер по 10гр. Подскажите пожалуйста в каких магазинах Питера можно купить по опто вым или дешевым ценам бисер? Надежда

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

для этих вопросов есть форум 😉

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Может быть кому-нибудь пригодиться как быстро перенизать жемчуг с нитки, на которой от продается на другую, более длинную. Обычно жемчуг продается на двойной нити с узелками на концах. Нанизан довольно плотно.Такие низки неудобно использовать, жемчужины не подвинешь. Постарайтесь развязать узелок с одной стороны, если не получается- обрежьте одну из двух нитей у самого основания узелка и растрепите узелок иголкой. иголкой.Оставшуюся нить разделите на три, две подрежьте чуть покороче, но не очень коротко, они могут пригодиться.У вас получится три тонкие нити. Нитку,на которую будете перенизывать жемчуг сложите вдвое.На сгибе привяжите самую длинную из тонких нитей, так, чтобы кончик был подлиннее и узелок не соскальзывал. Осторожно сдвигайте жемчужины со старой нитки на новую.Если тонкая нитка порвется – перевяхите узелок заново.При достаточной сноровке перенизка всей нити занимает примерно минуты две.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Тут нужны картинки.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

может кто-то пробовал устройство для нанизывания бисера из “бисер.бусинка.страз” не знаю как жемчуг, а бисер нанизывается очень быстро и удобно.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Читайте также:
Яркие истории о художнице Наде Леже

Кристина, покажите что это?
У меня жемчуг-песок ни на одну иголку не налазиет,ни в бисерную! Каждую жемчужинку отдельно вручную ниточкой, долго-о-о!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Ой, Роман, простите!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

везет людям, жемчуг-песок добывают гдей-то.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Мож, сами ныряют во глубины морския?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

я свой подарила, может когда нибудь куплю. там с иголкой надо, без нее никак.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Не обязательно с иголкой, можно с тонюськой проволочкой. Только чтоб не очень мягкая, а то гнуться будет “под напором” потока бисера.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

может быть, не подумала, но найти тонкую и одновременно прочную проволку найти сложно. но это уже другая тема.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

я нитку лаком для ногтей промазывала( кончик), но все равно тяжко – то в жемчужинку, то в иглу.
Жемчуг-песок даже и не видела – только в мидиях,можно зуб сломать, но он не проколот:-)
А какой номер иглы самый тонкий -можно по интернету заказать?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Недавно купила на Троийком подворье бисерные нити №13 английские, на них написано John James , пролезают всюду,нитки беру шелк 33. Стоили 50 р четыре штуки в упаковке.И сквозь ткань хорошо прокалывать, только острожно.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Ирина Андреевна, наверное, рчь идет о бисерных ИГОЛКАХ?

Они длинные или обычные?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Бисерные иголки, очень тонкие,длинные, гнутся в руках как проволочки, но пока еще я ни одной не сломала.Стараюсь осторожно прокалывать ткань.Ошиблась, вместо иголки написала нитки.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Наверное, у меня есть подобные. Но очень длинными неудобно вышивать, да?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

я тоже соблазнилась на бисерный иглы, Prym. думала, легче будет шить,но ушки тоненькие протирают нитку; и ломаются, и из-за длины, действительно, мне показалось неудобно.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Я купила сегодня в “Бисер.Бусина.Страз” очень тонкие иглы английской фирмы №15 за 190 р., а не за 350, что в интернет-магазине. В упаковке 4 иголочки.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Люба, как проехать в этот магазин?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

м.Сокол – выход в торце вестибюля станции (не по лестнице), попадёшь сразу же в подземный переход – по нему направо. Я хожу пешком, но можно на троллейбусе. Адрес: Новопесчаная,18 (во дворе дома синяя дверь), нажать на звонок, и дверь откроется. Я попробую сейчас найти план-карту.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Как в сказке-синяя дверь,звонок. Спасибо, карта нужна.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Потому что это склад. И цены очень приемлимые. В основном чешский бисер.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Сестры, не хочется ехать в Москву а заказать хочется. Там станок есть для нанизывания бисера, иголки английские, бисер чешский, стразы, паетки и коробки для хранения бисера и бусин. Интернет заказ возможен от 6000 р.р. Может объединимся кто чего хочет и одному вышлют заказ? А потом можно его расформировать. Или мне прийдется искать синюю дверь?

Традиционная русская вышивка жемчугом в закладки 15

Украшение одежды и аксессуаров жемчугом

Нарядные и торжественные одежды на Руси всегда были распространёнными, ткани украшались различными узорами, которые были ткаными вместе с тканью, но были узоры шитые (золотом, серебром, шелками) и низанные (жемчугом).

Жемчуг называли на Руси ещё перлами. Слово «перл» перешло в русский язык из старофранцузского, куда попало из латинского – «перна» – так называлась одна из крупных раковин. А вообще – то, слово «жемчуг» – китайско-монгольского происхождения (китайское слово «гончу» преобразовалось в монгольское – «чженьчжу», а затем в русское – «жемчуг»).

Низанные – от слова «низать», то есть собирать несколько жемчужин или бисеринок на проволоку либо нитку и создавать узоры на ткани. Шитьё жемчугом, ещё называли «саженье», выполняли разными способами: низанье прямое или вкось, в три пряди, в виде сетки, решётки, клетками или в шахматы, в одну или несколько нитей.

Крупные жемчужины считались зёрнами, а мелкие – весом. Основная последовательность действий низанья была такова: сначала наносили контуры узора на ткань, затем делали по узору настил льняными или бумажными нитками.

Жемчуг предварительно разбирали по величине и подбирали необходимые размеры согласно узорам, затем просверливали дырочки и нанизывали на нить или тонкую проволочку, так получалась жемчужная нить. Её накладывали на настил и после каждой жемчужины закрепляли стежками. Таким образом, достигалась прочность вышитого узора.

Читайте также:
120 лет со дня рождения Сергея Есенина

Жемчуг использовали не только при царском, боярском или купеческом дворе, но и в крестьянском. Он украшал и царицу, и купчиху, и крестьянку. В музеях хранятся уцелевшие и дошедшие до нашего времени платья различных сословий, и среди них можно увидеть немало крестьянских нарядов, украшенных жемчугом.

Говорить о том, как жили крестьяне – богато или бедно только по тому, что одежда украшена жемчугом, не следует. Собрать жемчужное ожерелье до XVIII века даже крестьянину не стоило больших денежных затрат, достаточно лишь потрудиться, то есть достать жемчуг со дна реки. Не зря иностранцы речной жемчуг называли русским камнем. На Русском Севере рек было предостаточно – и больших, и маленьких, причём чистых.

Перед тем, как отправиться на ловлю раковин, мылись в бане, чтобы сам человек был чистым и душой, и телом. Считалось, что достать жемчуг мог только добрый молодец, чистый и благородный, а злым и жадным он не давался. Жемчуг сам по себе чист и светел, а потому и не выносит дурных поступков.

Если так много было украшений из жемчуга, тогда остаётся только сказать, – как много было благородных парней на Руси, ведь на кокошнике и в ожерелье можно было насчитать жемчужин не одну сотню.

Жемчужное низанье украшало не только одежду царей, бояр и крестьян, но и иконы в храмах, и облачения священников.

На одном из саккосов (архиерейское богослужебное облачение) патриарха Никона было около пуда жемчужин, а вместе с другими камнями саккос весил 24кг.

В начале XVII века в Кремле было семь царских венцов, в которых среди прочих драгоценных камней был и жемчуг. После Смутного времени – нашествия поляков, осталось два венца, один из них шапка Мономаха:

Русское шитье

Одно ид искусств вышивания — элитарное жемчужное шитье — имеет интереснейшую историю. Отразив вкусы и пристрастия заказчиков и исполнителей, оно вобрало в себя стилевые изменения, присущие определенной эпохе.

При разнообразном использовании жемчуга в русской культуре особенно широко он применялся в церковном искусстве, у которого была своя специфика. Жемчугом украшали иконы и различные литургические пелены, священнические одеяния и митры, драгоценные кресты и панагии. Наиболее выразительные по стилю произведения жемчужного шитья можно наблюдать в церковных облачениях.

Роль жемчуга в драгоценном уборе произведения на протяжении XV—XVI веков была подчиненной. Одинакового размера просверленные жемчужины нанизывались на льняную или шелковую нитку, которая укладывалась «в одну прядь» вокруг драгоценных запонов и камней, по границам средника и каймы, по контуру вышитых фигур в произведениях лицевого шитья, по основным композиционным линиям орнаментации различных священнических одежд — фелоней, стихарей, поручей, епитрахилей, набедренников, палиц. Жемчужная нить дополнялась серебряным позолоченным, плетенным из золотых или серебряных проволочек шнурком, жгутом или скрученной спиралькой канителью. Скрывая одновременно нитяной настил под жемчужинами, их располагали вдоль жемчужной линии. В XVI веке из жемчужных нитей чаще всего выкладывали орнаменты второстепенных частей произведения, создавая травный узор или литургические и вкладные надписи, располагавшиеся на каймах. В роскошной церковной подвесной пелене 1599 года крупным жемчугом обведены все золотые плащики (металлические пластины различной формы), запоны (броши) и драгоценные камни, из которых составлено узорочье каймы и рисунок средника с Голгофским крестом и вкладной надписью в его подножии. Она была вложена царем Борисом Годуновым в Троице-Сергиев монастырь к главной монастырской иконе «Св. Троица» письма Андрея Рублева. В вышитых палице (часть одеяния епископа) и покровце для литургических сосудов, подаренных императрицей Анной Иоанновной в 1734 году, жемчугом скромно украшены только нимбы святых.

С конца XVI века началось стилистическое развитие жемчужного шитья. Но, как правило, оно сохраняло линейный характер понимания жемчужной нити. В XVII веке, после окончания войны с Речью Посполитой и с расширением связей Московской Руси и западных стран, драгоценное шитье стали Воспринимать по-новому, что проявилось в иных подходах к орнаментике и характеру шитья. Среди произведений середины и особенно второй половины XVII века выделяется комплекс памятников, выполненных в Кремлевской Царицыной мастерской для московских патриархов Никона, Иоакима и Адриана, для Троице-Сергиевого монастыря и ряда других обителей, находившихся под попечение царского дома Романовых.

В декоративном peшении орнаментики церковных облачений были разработаны новые приемы соединения жемчуга и золотных нитей.

Разнообразие золотных материалов от плокой бита (плоская узкая металлическая полоска) до объемных трунцалов (спирально свитые тонкие полоски драгоценного металла различной ширины) и блесток (различной формы топкие металлические пластинки), применение предварительного настила разной высоты определяли возможности объемного решения вышивки. Стилистические требования такого шитья, привели, по всей видимости, к объемной трактовке жемчужного зерна и нити. В то же время композиционное построение орнамента решалось картинно, а не на раппортном повторе декоративного штамба (звено орнамента). Ведущим мотивом четко выделялся центр, который развивали и одновременно завершали элементы боковых частей.

В жемчужном шитье того времени можно обозначить два направления. Для одного свойственно преобладание жемчуга среди драгоценных материалов шитья. Орнаментация строилась на принципах объемной трактовки жемчуга. Линейность жемчужной нити дополнялась жемчужной плоскостью, форма которой соответствовала растительным мотивам или фигуркам животных. Крупным жемчугом вынизывались конструктивные основные линии узора. Более мелкими зернами заполнялась плоскость натурализованной формы орнаментальной фигуры. При этом сама плоскость набиралась из нитей, низанных жемчужинами одного размера. Бархатные оплечья фелони (одежда священника) и стихаря (одежда дьякона), выполненные в последние годы XVII века для Троице-Сергиева монастыря и переложенные в 1730 году на новые станы из французских штофов с императорского коронационного платья Анны Иоанновны, украшены сплошным жемчужным низанием. Орнаментальная картина из корон помещена в центре растительного узора, побеги с крупными цветами и листьями которого расходятся по всей плоскости детали одеяния. Изображение корон связано с ранним петровским временем, когда начался процесс преобразования Московской Руси в Российскую империю. В жемчужное низание традиционно включены драгоценные камни и запоны. Ткань между объемными деталями была зашита золотными блестками. Стилевая характеристика барокизированной вышивки имеет свои особенности. Объемное решение шитья строится на сглаженности, плавности и незавершенности переходов, изменения объема только намечены в пределах каждого элемента. Стилевые качества барокко еще больше проявились в необычайной насыщенности шитья жемчугом и вышивкой всей ткани.

Читайте также:
Оттенки оранжевого цвета в одежде и психологии

Эта линия жемчужного шитья завершилась в середине XVIII века. Сплошное низание узоров покрывает серебряный глазет епитрахили (часть одеяния священника), палицы и кайму шелковых скрижалей (нашивки на верхней части епископской мантии), созданных из монастырского жемчуга в 1750-е годы в Санкт-Петербурге. Мастера придворной мастерской и заказчик — обитель преподобного Сергия Радонежского — обратились к старым традициям московского шитья. Но для декорирования были использованы орнаментальные мотивы XVIII века. В этих вещах жемчужный узор имитирует плотное золото-серебряное кружево-гипюр: нитями из крупных зерен выложена основная направляющая линия, средним и мелким по величине жемчугом вынизаны две волнообразные прихотливо переплетенные ленты, в которых жемчужные нити уложены в направлении кружевного плетения. На сочетании нитей крупного и мелкого жемчуга строится рисунок крестов, сияний. Барочно-насыщенным предстает жемчужное убранство скрижалей архиерейской мантии с вышитыми фигурами преподобных Сергия и Никона Радонежских, на которых жемчугом расшиты одежды и двойная кайма.

Вторую линию в жемчужном шитье можно назвать золото-жемчужной. При создании узора соединяется богатое и сложное шитье различными золотосеребряными нитями и жемчуг, введенный в отдельные элементы и фигуры. В произведениях XVII века жемчуг служит как бы дополнением, вкраплением в шитье драгоценными нитями. Причем детали, выполненные жемчугом, могли быть вышиты и золотом. Характерны изменения в орнаментике таких одежд. Сначала в узорах светского платья появились изображения корон, геральдических мотивов, фигурок птиц и животных, символических знаков. Во второй половине XVII века эта символика была адаптирована и к церковным одеждам. Впрочем, часто для украшения священнического облачения использовали детали светского платья. Так, например, было выполнено оплечье стихаря из турецкого золотного бархата, датируемого серединой XVII века. В нем использованы разные орнаментальные детали: с платна вклада С.В.Волынского и летника вклада протопопа Максима, подаренных Троице-Сергиеву монастырю в 1630—1640-е годы. На оплечьях двух фелоней второй половины XVII столетия из струйчатой итальянской объяри (разновидность парчи) и золотного атласа с цветочным рисунком орнаментальные картины выполнены разнообразными драгоценными материалами и насыщены символическими знаками, вынизанными жемчугом по форме.

В конце XVII — начале XVIII века традиции этого направления сказались в создании двух фелоней для Троице-Сергиева монастыря. В густом узоре центричной коронарной композиции оплечья, возможно, созданного в Троице-Сергиевом монастыре в 1694—1698 годах, преобладает жемчуг, разная величина которого соответствует тому или иному элементу. В узоре мерцает множество мелких драгоценных камней. Композиция оплечья фелони вклада 1700 года княгини М.М.Шеиной и ее сына построена из цветочных мотивов. Разновеликий жемчуг подобран с чувством рокайльной гармонии: ведущие линии стелющегося узора набраны крупными зернами, нити которого заключены в два ряда золотного шнура, и прорастают тонкими листиками-веточками из двух нитей очень мелких зерен, а завершаются цветками из драгоценных запонов с мелкими камешками, заключенными в жемчужную чашечку. Коронарные мотивы и кресты, собранные в центрическую композицию, украшают многие произведения: поручи на красном и черном бархате, красном атласе. Все они связаны с «московской школой» жемчужного низания, принципы которого определяли придворные мастера Оружейной палаты.

В XVIII веке сочетание жемчуга с золотными материалами в шитье получило новую трактовку. В произведениях этого столетия наблюдается преобладание жемчуга, а драгоценные камни применялись в минимальных количествах или совсем отсутствовали в узорочье. Чистота стиля выделяет два комплекта одеяний, созданных в 1750—1770-е годы в мастерской придворной цалмейстерской конторы в Санкт-Петербурге по заказу Троице-Сергиевой лавры. Они, можно сказать, свидетельствуют о наивысшей степени развития стиля, связанного с золото-жемчужным шитьем. В первом комплекте — две фелони и стихарь из серебристой с цветочными букетами парчи и голубыми бархатными оплечьями, относящиеся к середине 1750-х годов. В центре жемчужной композиции оплечий латинскими буквами вынизан лаврский вензель «TSL», помещенный в барочный картуш. Второй комплект одеяний, сделанных в 1768 —1771 годах придворными мастерами Дарьей Лихновской, Иоганном Ганом и Иоганном Форшем, включает фелонь, саккос (епископское одеяние), епитрахиль, набедренник, палицу и поручи, подризник (последние четыре одежды относятся к епископскому облачению), сшитые из пунцового бархата и украшенные сложным золото-жемчужным шитьем. В создании этого комплекта, который шили по приказанию Екатерины II, оплатившей работу и подарившей бархат, участвовал архимандрит Лавры Платон Левшин, будущий митрополит Московский. Он подыскивал мастеров, давал распоряжения по доставке лаврского жемчуга и драгоценностей в столицу и принимал одеяния от вышивальщиков. Орнаментальные разработки для вышивки готовили известный синодальный художник А.П.Антропов, живописец строгановской мастерской А.Потапов и лаврский монах Климент. Декор этих одежд выполнен в стилях рококо и раннего классицизма. Для жемчужного шитья часто использовали орнаментику золотной вышивки: сложной формы картуши, закрученные раковины, проросшие пышными листьями извивающиеся побеги, гребешки и морские волны, разнообразные букетики с цветочками или виноградинами, вазоны, перевитые гирлянды и сетки, вензели. Прихотливый сложный рисунок приобретают традиционные креста и кустодии.

Читайте также:
Костюм Московской Руси – история российской моды

Трактовка жемчужного и золотного шитья характеризуется соподчинением драгоценных материалов, с парчовом комплекте жемчуг — ведущий материал, серебряные блестки и канитель подчеркивают жемчужные узоры и дополняют отдельные элементы. Линии крупного жемчуга прорастают и вплетаются в детали из мелких жемчужин или серебряных блесток. Рокайльная разреженность жемчужного узора поддержана плавными нюансами объемных сочетаний разновеликого жемчуга.

В бархатных пурпурных одеяниях все разнообразные золотные и жемчужные нити неразрывно слиты в построении шитья, жемчужины завершают форму того или иного элемента. Пластическое решение вышивки основывается не только на полном слиянии и взаимопроникновении материалов. Объемное построение каждого элемента включает рельеф шитья золотными нитями различной формы — основы для жемчужин. Жемчужная нить строится тоже объемно, жемчужины набираются по нарастающему и нисходящему размеру зерен, создавая ощущение набухания нити-линии. Причудливое разнообразие шитья золотными и серебряными нитями, постоянная изменчивость трактовки элементов декора и жемчужной нити создают необычайную фантастичность вышивки пунцового комплекта в целом и каждой его части в отдельности.

Композиционное решение парчовых одежд традиционно: жемчугом вышиты центричные картины только оплечий. В отличие от них бархатный комплект одеяний выглядит как ансамбль необычайного орнаментального перелива, заполняющего всю поверхность ткани. Вариантная разработка мотивов узора неисчерпаема: орнамент изменяется в тонких нюансах от прихотливой пышности фелони к более спокойному саккосу, подризнику и поручам, завершаясь в большей рациональности епитрахили, набедренника и палицы. Стилевой характеристике этих одеяний свойственна та едва уловимая грань перехода от рококо к раннему классицизму, которая известна в искусстве второй половины 1760 — первой половины 1770-х годов.

В жемчужном шитье XVIII века можно выделить две «школы» — петербургскую и московскую. Такое деление документально подтверждается местом исполнения и отдельных предметов. В отличие от петербургских вышивальщиц московские мастерицы сохраняли традиции плоскостного низания, пристрастие к контурному, линейному вышиванию жемчужной нитью. Так, в Москве в 1740-х выполнялись скрижали мантии, в 1743 — поручи на алом бархате, фелонь — в 1758 —1759 годах. Для них свойственны упрощенность в передаче рисунка, однообразие жемчужного набора равными зернами, преобладание контурной укладки жемчужной нити.

Жемчужное шитье конца XVIII века приобрело новые стилевые особенности. В нем отразилась сложная художественная ситуация последнего десятилетия, когда определяющая классицистическая направ ленность в развитии искусства дополнялась идеями обращения к русской традиции. Среди памятников того времени выделяются три произведения — две индитии (одеяния из ткани с вышивкой, полагавшиеся на престол и на жертвенник в алтаре храма) 1795 и 1796 годов и плащаница (символический покров на гроб Иисуса Христа, выносимый в храм на Страстной неделе) 1798 года. По распоряжению митрополита Платона их вышивали в Троицкой обители мастерицы П.Я.Шатилова и Н.Е.Баскакова по рисункам лаврского живописца Игнатия Басова. В них вновь были соединены лицевое и жемчужное шитье.

В одежде на жертвенник и плащанице лицевое шитье предстает ведущим изобразительным мотивом в композиционном построении; жемчуг применен как драгоценное обрамление с оглядкой на средневековую традицию. Однако жемчужная нить чаще всего набрана в соответствии с барочными приемами. Но низание зерен по нисходящей величине более сглажено. Построение же жемчужной плоскости полностью повторяет систему сплошного застила элементов, свойственную шитью конца XVII века.

Стилистически выразительна индития на престол, в которой обилие драгоценных камней, древних черненных и эмалевых дробниц заключено в мощном жемчужном украшении. Барочная насыщенность в ней проявилась и в прямом заимствовании отдельных жемчужных мотивов из произведений середины XVIII века. Вот почему работы конца столетия воспринимаются как напоминание или воспоминание о былом величии жемчужных риз.

Искусство вышивания XIX века тоже не обошлось без жемчуга. Но здесь уже сказалось воздействие эстетических требований романтизма и историзма. В церковной жизни России культивировалось

нестяжательство прославленных христианских подвижников, в том числе и аскетизм представительной стороны в жизни церкви. Идеалы простоты и скромности импонировали вкусам высокопоставленных иерархов. В прикладном искусстве происходила замена драгоценных материалов на искусственные, широко распростран енными стали хрустальное и цветное стекло, стразы, искусственный жемчуг, бисер, стеклярус, перламутр. Новые материалы наряду с природными драгоценностями воспринимались практически одинаково. Ими воссоздавали старинные вещи, копируя самые значительные памятники прошлого.

Читайте также:
Красивые девушки и стандарты красоты в XV веке

Творческое наследие Средневековья в первой половине XIX века воспринималось через призму романтически эмоциональных настроений, что было свойственно и церковному искусству. Среди сохранившихся вышитых драгоценными материалами литургических предметов доминируют покровцы. В них часто повторяли традиционные композиции, помещая в. среднике изображение

восьми- или четырех конечного креста, а на кайме — надписи или цветочные узоры. Не был; ЦД утрачена и традиция сюжетного изображения на среднике и в окружении орнаментальной каймы, превращенной в цветочную гирлянду или венок. Драгоценные золотные, жемчужные и разнообразные шелковые нити в руках мастериц D становились реалистически трактованными литургическими К знаками. Виноградные лозы символизировали кровь Христову, пшеничные колосья были символом преломленного Н хлеба, пышные розы означали богородичные цветы и так далее. Тем самым символический смысл средника дополнялся символикой флорального узора каймы.

Для романтической традиции характерны и пышность барокко, получившего в XIX столетии название к I «второго барокко», и простота и немногословность самых древних памятников.

Жемчугом преимущественно акцентировали основные узлы композиции, смысловые детали. Его применяли и для низания плоскости того или иного мотива, и для набора линии-нити при шитье слов, инициалов, элементов растительного узора. Но используя разновеликий жемчуг, игнорировали прием контрастности зерен в одной нити. Барокизированность просматривалась скорее в рельефности деталей, особо подчеркнутых жемчужными прядями. Тем не менее прием соединения и взаимодействия золотых и жемчужных нитей не потерял своей привлекательности в шитье XIX столетия. Мастера в новой художественной ситуации не просто копировали древние памятники, а сознательно использовали древние приемы работы, выверенные веками. Часто в одном произведении можно видеть разнообразные технические приемы, опирающиеся на древние образцы и традиционные способы низания всех предшествующих эпох.

Иллюстрации предоставлены автором.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 21 (октябрь 2004), стр.16

Жемчужное низание и вышивка жемчугом


ИСКУССТВО ВЫШИВАНИЯ ЖЕМЧУГОМ

В древнерусском искусстве жемчуг имел самое широкое хождение. Обилие жемчуга в реках и морях послужило основой для его применения в различных видах творчества.
Одним из излюбленных и распространённых на Руси средств украшения одежды и различных предметов быта было украшение их шитьём, достигшее с веками высокого мастерства. Овладение им составляло предмет воспитания и княжны, и крестьянской дочки. Именно в этой области жемчуг имел наибольшее применение. Так повсеместно возникли и получили развитие различные приёмы шитья жемчугом, создалось своеобразное народное искусство жемчужного шитья.

Шитьё жемчугом – «низанье», «саженье» – является почти исключительно женским искусством. Если в кружевном деле иногда встречаются соперники в лице мужчин-кружевников, то в искусстве низанья жемчугом славится долгие века именно умение женщины. Даже иностранцы, которых нельзя было заподозрить в излишних симпатиях к инородцам, и те отмечали великое умение русских женщин шить жемчугом.
Вышивальщицы, иногда самостоятельно, иногда (в поздние эпохи) уже по заданным контурам, творили свои произведения из шёлка, золотяных нитей, камней и жемчуга. Последний накладывался, «садился» с особым чувством. Мастерицы в созданных ими шитье и украшениях, сотворили целую область народного искусства: искусства коллективного, не знавшего школ, руководимого лишь чувством красоты, гармонии и тонкого художественного вкуса.
Основным предметом быта, на который распространилось шитьё жемчугом, была одежда. Им украшалась главным образом праздничная одежда, а в правящих кругах – и повседневная.

Значение одежды в быту древней Руси было очень велико. Это можно объяснить тем, что изготовление даже простой ткани требовало очень много труда, умения и времени. Изготовление же узорной, богатой ткани из ценной пряжи – тонкой шерсти, шёлка, золотяной нити, – требовало большого мастерства, порой переходившего в искусство.
Высокая стоимость материала, из которого изготавливалась одежда, и его добротность вызывали бережное отношение к одежде. Она передавалась, как ценная вещь, по наследству. Это практиковалось и у простого народа, и у знати.
Главное внимание обращалось на материал, из которого была сшита одежда, на то, чем она была украшена. Покрой оставался единым во всех слоях общества, но одежда простолюдина существенно отличалась от одежды знатного человека. Отличалась именно материалом и украшением. В народе главным образом бытовали ткани домашней выработки – из шерсти, льна, конопли.
Богатые слои общества пользовались и отечественными тканями более тонкой выработки, и привозными – золотяными, шёлковыми, шерстяными. Наряды, построенные из этих тканей, часто покрывались жемчужным шитьем. Им вышивалось всё: от головных уборов до обуви – кокошники, воротники, обшлага, пояса, рукавицы, подолы… При этом покрытая жемчугом одежда помогала человеку сохранять своё сердце, тело и дух в чистоте и святости, символом чего по-прежнему являлся этот благородный материал.

Обилие жемчуга на одеждах поражало видавших виды иностранцев. Они отмечали, что: «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин». «У всех женщин, которых я тут видел, даже у самых бедных рыбачек, было на шее по крайней мере 3-4 нитки настоящего жемчугу; у более зажиточных бывает по 10-12 ниток и даже головные уборы, вышитые жемчугом, наподобие диадемы. На здешние купеческие свадьбы купчихи приезжают совершенно унизанные жемчугом и драгоценными каменьями. Костюм, стоящий 100 000 ассигнациями, считается у них ни по чём».
Жемчуг также применялся при создании ожерелий, наручных браслетов, перстней и поднизей.

Читайте также:
Необычные истории со знаменитыми изумрудами

И русичи, и их потомки различали понятиея «жемчуг» и «жемчужина». Под последним названием понимался особой добротности жемчуг. А название «жемчужина» – для определения красоты вообще и редкости предмета – сохранилось в повседневной речи и до сих пор (говорят, например, «Крым – жемчужина юга»). И в древности слово «жемчужный» обозначало самое высокое качество предмета или наивысшую ценность: «Един же изрони жемчужну душу из храбра тела чрес злато ожерелие», – писал автор «Слова о полку Игореве».

Несмотря на изобилие жемчуга в быту древней Руси, он всё же был в большой цене, что видно из частого упоминания о жемчугах как о драгоценностях, передающихся из рода в род. Хотя этому могут быть и другие объяснения. Ведь знающие цену подлинным сокровищам – красоте, чистоте, святости – наши предки могли вкладывать их в свои работы и наказывать своим детям хранить эти святыни, передавая мудрость поколений из рода в род!

Особая область применения жемчуга – религиозная. До нас дошли свидетельства и произведения бисерного искусства уже времён после принятия христианства. Все ранние работы были либо уничтожены, как языческие, либо разнизаны и использованы для создания образов новой веры.
Наиболее древнее письменное упоминание о таком жемчужном шитье относится к X веку. Древнерусская живопись – фреска, икона и мозаика – с XI века также свидетельствует о широком применении жемчужного шитья в русской одежде, головных уборах, обуви. В церкви Св.Софии в Новгороде, на фреске «Константин и Елена» XII века видим контурные линии одежд, переданные жемчугом, а от начала XV века до нас дошло изображение жемчужного шитья на фреске Андрея Рублёва (Успенский собор во Владимире) с изображением «праведных жён, идущих в рай».
В куполе собора Св.Софии в Киеве XI века из четырёх мозаичных фигур архангелов сохранилась лишь одна. Одежда этого архангела покрыта жемчужным шитьём. Линии одежд святых и нимба низаны жемчугом так же, как и нимбы над головами других персонажей.

Посвятившие себя богослужению монахи и монашенки, отгороженные монастырскими стенами от мирских тревог и суеты, вышивали жемчугом иконы, оклады, пелёны и ризы во славу Того, Кто создал всех нас. Конечно же, по чистоте и внутреннему сиянию, духовности эти работы равняться с лучшими произведениями человеческого духа.
Традиция эта была бережно пронесена сквозь века смут и потрясений, пережила все нашествия и братоубийственные войны, времена застоя и реформ. И по сегодняшний день жемчугом окаймляются церковные атрибуты, убранство и утварь, а также одежды священнослужителей и патриархов.
Источник

Место изготовления – Россия. Москва(?).
Материал, техника – бархат, жемчуг, нить золотная, нить серебряная, полудрагоценные камни, серебро с позолотой, швы ручные, шитье орнаментальное, гравировка.
Размер – Высота 20см, диаметр 21,5см.
Дата – 1690г.

Митра.
Украшена золотом, серебром, драгоценными камнями, жемчугом, эмалью. 1626 г.

Бархат, канаус, золотные нити, золото, серебро, алмазы, сапфиры, рубины, турмалины, изумруды, альмандины, жемчуг, хрусталь, стек; ачество, шитье, резьба, чернь, эмаль, золочение

Женский головной убор. Вышивка бисером и жемчугом. 1700 год, Россия

Кокошник – XIX век.

Кокошник
Первая половина XIХ в.
Олонецкая губ.
Плоский, круглый;
узор: в виде птиц и лировидных фигур;
саженье по бели белым мелким бисером и перламутровыми зёрнами на фоне из блёсток;
9,5х14х16;

Икона в окладе. Богоматерь Донская. Дерево, левкас, темпера, латунь, чеканка, гравировка, золочение, жемчуг, стразы, бисер, кружевное плетение. 31х26,5 см. Россия, вторая половина XVIIIв.

Русский балет Дягилева и мода

Чуть более ста лет назад Париж и вся Европа были ошеломлены яркими красками, красотой и конечно же талантом актёров «Русского балета». «Русские сезоны», как их ещё называли, несколько лет оставались непревзойдённым событием в Париже. Именно в это время сценическое искусство возымело такое большое действие на моду.

Костюмы, сделанные по эскизам Бакста, Гончаровой, Бенуа и многих других художников, их декорации отличались яркостью, оригинальностью. Это повлекло взрыв творческого энтузиазма в создании роскошных тканей и костюмов, определило даже дальнейший стиль жизни. Восточная роскошь охватила весь модный мир, появились прозрачные, дымчатые и богато вышитые ткани, тюрбаны, эгреты, перья, восточные цветы, орнаменты, шали, веера, зонтики, – всё это воплотилось в модных образах предвоенного времени.

«Русский балет» буквально вызвал революцию в моде. Разве могла сравниться откровенная нагота Маты Харри или едва прикрытая Айседора Дункан с фантастическими костюмами русского балета? Спектакли буквально потрясли весь Париж, для которого открылся новый мир.


Хелена Рубинштейн, королева косметики того времени, всю свою жизнь вспоминала спектакли «Русского балета», после посещения которых однажды, едва вернувшись домой, она сменила всё убранство своего дома на яркие блестящие тона. Гениальный импресарио С. Дягилев определил стиль жизни парижского общества. Фейерверк «Русского балета» на сцене вдохновил знаменитого Поля Пуаре на создание ярких красочных одежд. Восточная экзотика и роскошь нашла своё отражение и в танцах того времени, к которым в первую очередь относится танго.

Читайте также:
Елизавета Федоровна – лучшие портреты и фотографии

Сергей Дягилев – бывший издатель журнала в России «Мир искусства» в канун революционных событий 1905 года основал новую театральную компанию, в которую вошли художники Лев Бакст, Александр Бенуа, Николай Рерих, композитор Игорь Стравинский, балерины Анна Павлова, Тамара Карсавина, танцор Вацлав Нижинский и хореограф Михаил Фокин.

Затем к ним присоединились ещё многие другие талантливые художники и танцоры, которых объединило умение С. Дягилева видеть и находить эти таланты и, конечно же, любовь к искусству. Многочисленные связи С. Дягилева с коммерческим и художественным миром помогли организовать новую труппу, которая и прославилась под названием «Русских балетов».


Михаил Фокин, бывший ученик гениального Мариуса Петипа, в начале ХХ века стал развивать собственные идеи балетной хореографии, которые весьма прекрасно сочетались с идеями С. Дягилева.

Среди выдающихся художников, собравшихся вокруг Дягилева, особое мировое признание завоевали работы Льва Бакста. В журнале «Мир искусства» Бакст был главным графиком. Окончив учёбу в Императорской академии искусств, художник рисовал портреты и ландшафты, а затем заинтересовался сценографией. Уже в 1902 году он начал разрабатывать декорации для Императорского театра, и уже здесь проявил себя как способный художник-новатор.

Бакст был увлечён сценографией, он много размышлял о том, как сделать балет, способный выражать мысли и чувства. Он путешествовал по Северной Африке, был на Кипре, в Греции, изучал древнее искусство Средиземноморья. Лев Бакст ознакомился с работами русских исследователей-искусствоведов, хорошо знал работы западноевропейских художников.

Так же, как и Михаил Фокин, он следовал и стремился к эмоциональному наполнению спектакля. И для передачи чувств и эмоций он развил собственную теорию цвета, которая совершила фейерверк в «Русском балете». Бакст знал, где и какие цвета можно использовать, как сочетать их, чтобы передать в балете все эмоции и воздействовать на зрителей посредством цвета.

Бакст создавал роскошные декорации и костюмы, а в то же время Вацлав Нижинский завоёвывал зрителей своим танцем, он заставлял сердца трепетать. Рецензент французской газеты Le Figaro написал, что «… любовь к восточному искусству была завезена в Париж из России через балет, музыку и декорации…», русские актёры и художники «стали посредниками» между Востоком и Западом.


Большинство европейцев и тогда, как впрочем и сейчас, считали Россию частью Востока. На сцене была музыка русских композиторов, декорации русских художников, либретто, костюмы и танцоры – русские. Но композиторы сочиняли созвучия азиатской музыки, а Бакст, Головин, Бенуа и другие художники изображали пирамиды египетских фараонов, гаремы персидских султанов.

На сцене произошло соединение Запада и Востока, а Россия была одновременно и тем и другим. Как говорил Бенуа, что с первых спектаклей он почувствовал, что «скифы» представили в Париже, «столице мира», лучшее искусство, которое доселе существовало в мире.

Фейерверк красок «Русского балета» заставил посмотреть на мир другими глазами, и это было принято парижанами с восторгом.

Князь Пётр Ливен писал в своей книге «Рождение русского балета»: «Влияние русского балета чувствовалось далеко за пределами театра. Создатели мод в Париже включали его в свои творения…»


Костюмы «Русского балета» способствовали изменению реальной жизни женщины, освобождению её тела от корсета, предоставили ей большую подвижность. Фотограф Сесил Битон писал впоследствии, что после спектаклей на следующее утро каждый обнаружил себя в городе, утопающем в роскоши Востока, в струящихся и ярких нарядах, которые отражали новую и быструю поступь современной жизни.

Новая мода коснулась и мужских образов. Хотя они и не переоделись в шаровары и тюрбаны, но из моды мужчин вышла некоторая жёсткая элегантность с высоким воротничком и цилиндром, появился новый силуэт – узкий торс, завышенная талия, низкие воротнички и котелки, почти надвинутые на глаза.

Новые образы и силуэты привлекли внимание модельеров, которые начали изучать работы Бакста и других художников «Русского балета». А Поль Пуаре в 1911 – 1912 году отправился в Россию, где встретился с Надеждой Ламановой и другими русскими модельерами, и признал влияние русской моды.

Дизайнеры и художники текстиля и по сей день вспоминают и разыгрывают вариации на тему «Русских сезонов». Модельеры возвращаются к образам яркой экзотики, мотивам фольклора, к русским, индийским или арабским традициям орнаментики. Они искусно варьируют культурными формами Востока, соединяя его с Западом. Под знаменем русских художественных традиций произошло объединение европейской и русской культур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *