Золотошвейное дело городе Торжок

Что будем искать?

Восстановление пароля

Вам на почту было отправлено письмо с ссылкой на страницу с восстановлениям пароля.

Если по какой–то причине вам не удаётся зайти в свой кабинет свяжитесь с нами по бесплатному номеру

Напишите нам

Корзина (0)

Ваша корзина сейчас пуста, воспользуйтесь каталогом товаров, чтобы её заполнить.

Войти

Бесплатный звонок по всей территории РФ.

По вопросам сотрудничества звоните в рабочее время:
пн. – пт.: 8:00 – 17:00 (Мск)
обед: 12:30 – 13:00 (Мск)

По всем остальным вопросам,
пн. – вс.: 8:00 – 20:00 (Мск)

Скоро Новый год

Сумки с ручной вышивкой

Украшение, которое никогда не выйдет из моды!

Картины-панно

Вышитые иконы

Виртуальная прогулка по музею
Отзывы покупателей

— Хочу сказать большое спасибо за Ваш труд и прекрасные изделия! Доставка была произведена вовремя, девушка–консультанат перед отправкой товара уточнила все размеры. Я имела возможность померить и вернуть неподошедшие изделия. Качество изделий на высоте!

— Спасибо большое за доставленное удовольствие — открыть посылку и насладиться прекрасными вещами. Исполнилось так, как и задумывалось: теперь у меня есть комплект (сумка, очечник в ней и перчатки), выход в пир, мир и добрые люди обеспечен!

— Здравствуйте! Недавно приобрела вашу вещь, а именно платье–сарафан из льна с вышивкой Тизетта бежевого цвета, с завязками на плечах. И очень довольна! Ваш магазин вообще супер, там все вещи хочется купить, настолько они красивы и качественны, благородные цвета и хороший крой, а также размеры есть нормальные. Еще буду непременно покупать! Очень хорошо, что Россия может производить такие хорошие вещи. Просто гордость берет)

— Купила очередные 3 сумочки у «Торжокских золотошвей», качество отменное, очень красивая вышивка, доставили быстро. Рекомендую, тем кто хочет приобрести! Благодарю тех, кто создаёт подобную красоту!

— Хочу сказать большое спасибо за Ваш труд и прекрасные изделия! Доставка была произведена вовремя, девушка–консультанат перед отправкой товара уточнила все размеры. Я имела возможность померить и вернуть неподошедшие изделия. Качество изделий на высоте!

— Спасибо большое за доставленное удовольствие — открыть посылку и насладиться прекрасными вещами. Исполнилось так, как и задумывалось: теперь у меня есть комплект (сумка, очечник в ней и перчатки), выход в пир, мир и добрые люди обеспечен!

— Здравствуйте! Недавно приобрела вашу вещь, а именно платье–сарафан из льна с вышивкой Тизетта бежевого цвета, с завязками на плечах. И очень довольна! Ваш магазин вообще супер, там все вещи хочется купить, настолько они красивы и качественны, благородные цвета и хороший крой, а также размеры есть нормальные. Еще буду непременно покупать! Очень хорошо, что Россия может производить такие хорошие вещи. Просто гордость берет)

— Купила очередные 3 сумочки у «Торжокских золотошвей», качество отменное, очень красивая вышивка, доставили быстро. Рекомендую, тем кто хочет приобрести! Благодарю тех, кто создаёт подобную красоту!

История торжокских золотошвей

ТОРЖОКСКОЕ ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЁ

Торжок — единственный старорусский город, где исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел золотного шитья. Ещё во второй половине XIX века на территории Торжокского кремля при археологических раскопках был найден кожаный мешок с большим количеством кожаных лоскутов, различных по форме и размерам, с разнообразными вышитыми золотом рисунками. Эти лоскуты в IX веке служили своеобразной разменной монетой – «купой». В 2010 году Новоторжская археологическая экспедиция среди вещей клада, спрятанного в 1238 году, обнаружила фрагменты ткани, расшитые серебряными и золотыми нитями. Эта уникальная находка окончательно развенчала миф о связи русского промысла с монголо-татарскими традициями.

Читайте также:
Русские сезоны Дягилева и мода

В Торжке золотное шитьё превратилось в промысел простых граждан. Многочисленные храмы, монастыри требовали немало предметов церковного обихода. Именно монастыри становились невольными распространителями многих ремёсел и женских рукоделий. Однако золотошвейным искусством владела не каждая вышивальщица. Секреты ремесла, приемы шитья переходили по наследству от матерей к дочерям. Навыки девушки получали и в местных монастырских мастерских.

В древней Руси торжокская школа золотного шитья была одной из ведущих. Ещё больший расцвет она получила в XVI – XVII веках. В те времена произведения торжокских мастериц поражали разнообразием методов и способов образования узора, богатством мотивов, сложностью, композиционного строя орнамента, знанием разнообразных швов и умением вышивальщиц объединять их вместе. В XVII веке золотным шитьём богато украшались головные уборы, сарафаны, душегреи, пояса, сумки, кошельки, рукавички, платки, попоны, сёдла и многое, многое другое.

В середине XVII века в Торжке был открыт сафьяновый двор. Сафьяны, вышитые золотом, широко использовались в быту русской знати. Значительная часть обуви расшивалась золотошвеями наряду с кошельками, поясами, сёдлами, заготовками для обивки мебели и карет. В тот же исторический период возникло отечественное «бархатное дело». Мастерицы Торжка тоже стали переходить на высококачественные московские цветные бархаты, атласы, камки.

К этому же времени относится расцвет лицевого шитья. В Торжке большими искусницами лицевого шитья слыли монахини Воскресенского монастыря. В 1644 году торжокские мастерицы вышили шелками и золотом удивительное по мастерству и художественному эффекту лицевое покрывало для мощей Святого Ефремия в Борисоглебском монастыре. Работа вошла в историю русского декоративно-прикладного искусства как шедевр лицевого шитья.

В XVIII-XIX веках связи торжокских мастериц расширяются. На ежегодную Нижегородскую ярмарку из Торжка постоянно вывозили расшитую золотыми, серебряными нитями и цветными шелками сафьяновую обувь, сверкающие вышитым узором рукава к праздничному крестьянскому костюму из шёлка и бархата. Им заказывают роскошное приданое богатейшие купцы из разных губерний страны. Драгоценной вышивкой украшается светская женская и мужская одежда знатных особ и членов царской семьи. В 1855 году вышивальщицы Торжка выполнили большой заказ, сделанный императорским двором: в связи с коронацией Александра II 30 лучших золотошвей были доставлены из Торжка в Санкт-Петербург для вышивания гербов на порфире. Некоторые из этих изделий хранятся сейчас в Государственном Эрмитаже и Оружейной Палате.

В этот период в Торжке было сконцентрировано всё богатство и разнообразие русской золотной вышивки и по техническим приемам исполнения узора, и по применяемым материалам, и по богатейшему кругу мотивов и образов золотошвейного орнамента. А швов золотошвеи знали более ста. Из отдалённых мест прибывали в Торжок помещицы, чтобы сделать заказ местным золотошвеям на изготовление приданого для своих дочерей.
Необычайно искусными были торжокские пояса с золотным шитьём. Недаром, увидев их в витрине сувенирной лавки гостиницы Пожарского, А.С. Пушкин купил несколько в подарок княгине В.Ф. Вяземской, уверяя, что «она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы».

Читайте также:
Жемчужное низание и вышивка жемчугом

В XIX веке в Торжке начали изготавливать особые заказы — так называемое, «мундирное шитьё». В ту пору в России были учреждены специальными законами типы мундиров членов императорского двора, а затем и гражданских чиновников министерств и ведомств империи. Предусматривался и оговаривался орнамент золотной вышивки, его расположение и количество. С той поры вплоть до наших дней расшивали в Торжке золотой нитью мундиры морских офицеров, офицеров сухопутных войск и прочих служб.

Во второй половине XIX века российская мода полностью сменилась. Ушли из обихода кокошники, сарафаны, душегреи. На изделия, украшенные золотной вышивкой, заметно снизился спрос. Для того чтобы сохранить в новых экономических условиях традиции новоторжского золотного шитья и вообще сам промысел, в 1894 г. Новоторжское земство создаёт Кустарный отдел, который возглавил Дмитрий Дмитриевич Романов (1851–1916). Именно эта дата считается годом основания предприятия «Торжокские золотошвеи».

В 1898 году была открыта учебная золотошвейная мастерская, в будущем — училище золотного шитья. На базе учебной мастерской была создана производственная мастерская. Руководители учебной и производственной мастерских старались выполнить главную задачу: сохранить уникальный промысел, сберечь старинные швы и узоры, не дать погибнуть искусству предков.

В 1928 году открывается Торжокская артель им. 8 Марта. Создание артели совпало с поступлением большого заказа на шитьё знамён, знаков различия. Изготавливались в артели и золотошвейные изделия: небольшие партии золотошвейных тюбетеек, наволочки для диванных подушек, дамские сумочки, кошельки, бювары, уникальные изделия, предназначенные для выставок. Золотошвейная вышивка применяется в украшении декоративных панно и занавесей, предназначенных для общественных зданий и выставок.

В 1960 году артель реорганизована в фабрику, которая входила в состав Калининского производственного объединения художественных промыслов в качестве филиала № 2 имени 8 Марта. Филиалом были выполнены заказы «Мосфильма» к фильмам «Анна Каренина», «Посол Советского Союза», «Битва при Ватерлоо». Газета «Советская Россия» писала: «В целлофановом пакете с огромной бережливостью хранится роскошный мундир. Его расшивали золотошвеи Торжокской фабрики им. 8 Марта. Более месяца трудились лучшие мастерицы, на тысячу рублей золототканых нитей положили на мундир. И гордый, величественный появился в нём Каренин — всего один раз. После «Анны Карениной» мундир поместили в специальный шкаф — ведь он, пожалуй, самый дорогой в коллекции «Мосфильма».

С 1976 года фабрика стала самостоятельным предприятием. С 1995 года — это открытое акционерное общество «Торжокские золотошвеи».

Изделия торжокских мастериц неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, среди которых наиболее значительными являются: Нижний Новгород (1896), Филадельфия (1889, 1900, 1902), Москва (1923, 1925, 1928), Париж (1925, 1937), Милан (1927), Нью-Йорк (1939), Брюссель (1958), Осака (1970) и другие. И в современной российской истории изделия торжокских золотошвей можно увидеть на многих отечественных и зарубежных выставках. Коллекции золотошвейных изделий из Торжка хранятся в Государственном Русском музее, в Музее народного искусства, в музее г. Твери.

Читайте также:
Елизавета Федоровна – лучшие портреты и фотографии

Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвейных изделий. Это уникальные панно, бювары, декоративные наволочки для диванных подушек, красивые скатерти, салфетки, дорожки, оригинальные женские украшения (броши, нагрудные украшения, заколки для волос), шитые золотом и серебром пояса, нарядная женская одежда, головные уборы, платки, шали, театральные сумочки, косметички, кошельки, портмоне, ежедневники, записные книжки, шкатулки, фляжки, галстуки и многое другое. Золотошвейные изделия, как и в старые добрые времена, выполняются позолоченными и посеребряными нитями на коже, замше, бархате, шёлке, шерсти и других современных материалах. Вышивка дополняется бисером, канителью, полудрагоценными камнями, жемчугом. В композициях золотного шитья используются как русские традиционные растительные орнаменты, фигурки зверей, птиц, фантастических животных, так и современные сюжетно-изобразительные, геометрические, архитектурные мотивы.

Традиции золотного шитья и тенденции современной моды «Торжокские золотошвеи» соединили в новой линии одежды и аксессуаров «TiZetta». Буква T в названии обозначает «Торжокские», Z – «золотошвеи».
Дебютная коллекция, показанная в 2012 году на XV Международном фестивале моды «Бархатные сезоны в Сочи», получила первую премию в области индустрии моды «Золотое веретено» и диплом лауреата в номинации «Российская марка». В 2015 году модельеры фабрики привезли из Сочи ещё два «Золотых веретена». В рамках торговой марки «TiZetta» выходят женская, мужская и детская льняная коллекции одежды. В этих коллекциях льняной одежды дизайнеры гармонично сочетают комфорт и качество натуральных тканей с традиционной вышивкой и тенденциями современной моды. В 2015 г. за коллекцию одежды «Гризайль» получили статуэтку «Подиум», победив в номинации «Российская марка». В 2016 г. подтвердили свой статус с коллекцией одежды «Ренессанс».
«Торжокские золотошвеи» работали в творческом тандеме с известными дизайнерами и кутюрье: Вячеславом Зайцевым, Александром Васильевым, Евгенией Линович.

“Она в иголку вдела это чудо, ниспосланное небом с высоты…” Торжокское золотное шитьё

В России не так уж много городов, где возникло и сохранилось собственное неповторимое ремесло. Город Торжок в Тверской области как раз из них: здесь существует и развивается уникальный промысел — золотное шитье. Мастерицы работают нитями, в которые вплетены самые настоящие золотые проволочки. Содержание драгоценного металла в такой нити — от пяти до восьми процентов. Золотошвеи используют старинный способ шитья «в прикреп»: металлическая нить не пропускается сквозь ткань, а крепится к её поверхности поперечными шёлковыми нитями.

Золотная нить — нить со включением золота либо серебра. Золотным шитьем называют не только работы, выполненные исключительно золотной нитью, но и те, в которых золотом расшита часть элементов, а остальные вышиты лицевым стежком или гладью.

Золотое и золотное шитьё сохраняется в Торжке с XIII века. Об этом свидетельствует уникальная находка, сделанная Новоторжской археологической экспедицией в 2010 году. Среди вещей клада, спрятанного в 1238 году, были обнаружены фрагменты одежды, расшитые серебряными и золотыми нитями, что развенчало миф о связи русского промысла с монголо-татарскими традициями.

Читайте также:
Необычные истории со знаменитыми изумрудами

В XIII веке кусочек кожи с вышивкой на нем золотом был местной денежной единицей.

Сначала шили золотыми нитями, стоили изделия очень дорого, носили их только богатые люди. Постепенно такие нити заменили на канитель — тонкую спиральную нить из позолоченной проволочки. Шитье стало называться золотным. А потом и эти нити поменяли на так называемые пряденые, когда тонюсенькую медную проволочку с серебряным или золотым напылением стали накручивать на льняную, шелковую или хлопчатобумажную нить. И со временем расшивать золотным шитьем стали и народную одежду.

Слава торжокских вышивальщиц и уровень их мастерства были столь велики, что поступали заказы и от царского двора, заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II.

От торжокских золотых поясов сходили с ума столичные дамы. В русской литературе есть множество упоминаний о расшитых золотом атласных башмачках и платьях помещичьих дочек, о сарафанах и кокошниках богатых крестьянок.

В Торжке, кроме златошвейной фабрики и магазина, существует художественное училище золотного шитья, где девочек учат рисованию, композиции, технологии вышивки и многому другому. При училище работает музей, где можно увидеть лучшие работы учениц и мастериц, а также приобрести сувениры. Торжокская ремесленная школа по всей России «рассылает» своих выпускниц, призванных сохранять и развивать наследие русского художественного золотого шитья.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Золотошвейное дело в городе Торжок

Василий Тропинин. «Золотошвейка». (1826 г.)

Золотошвейное дело – это одно из самых замечательных русских ремёсел. Оно начало развиваться с Х-го века, со времени принятия на Руси христианства.

Великолепные, расшитые золотом, убранства в храмах: завесы, хоругви, покровы, вышитые иконы, драгоценные облачении священников; княжеские и боярские одежды, парчовые ткани, на которых узоры были вышиты – всё это поражало иностранных гостей своей красотой и роскошью. Блеск и сияние золота, переливы драгоценных камней и жемчужного низанья превращало окружающую реальность в таинственный мир, в ослепительное зрелище.

Вышивать золотой нитью оказывается не просто, это дело канительное. Под словом «канитель» мы всегда подразумеваем что-то длительное и порой утомительное. А в старину канитель – это особым образом приготовленная нить, то есть на тонкую шёлковую нить спиралью накручивали золотую или серебряную тончайшую проволочку. Занятие нелёгкое и кропотливое.

Витая нить не только красивее простой, но и держится на ткани более прочно. Золотая нить сама по себе хрупкая и капризная, продёрнуть золотую нить сквозь ткань практически невозможно – она легко разрывается. Поэтому, чтобы украсить вышивку золотой нитью, её пришивают мелкими стежками на лицевой стороне или скручивают в канитель.

В первом случае золотая нить, плотно навитая на шёлковую, рядами укладывалась на поверхности узора, а затем прикреплялась льняной нитью, которая называлась нить – прикреп. Эта нить красиво выделялась на золотом и серебряном фоне, если она была цветной, то напоминала эмалевые украшения. Канитель использовали не только для вышивки, из неё делали кружева, петли, ожерелья, обвивку пуговиц и т.д. Из золота ткали ткани, кисти, плели тесьму.

Читайте также:
Стиль рококо в одежде и мода эпохи рококо

Золотом украшали атлас, бархат, кожу, шёлк. Золотым шитьём были украшены и предметы домашнего обихода: полотенца, платки, скатерти и предметы конского убранства. В узорах шитья изображались птицы, барсы, сцены соколиной охоты, растительные мотивы. Очень часто мастерицы имитировали золотые ткани, привозимые из заморских стран. Они могли воспроизводить не только узоры, но и фактуру тканей.

Если на Руси и не было каких-то видов рукоделия, то однажды увидев их, русские мастерицы могли довести их до совершенства, какого не было до этого. Так рождалось русское искусство и мастерство. В русском народном искусстве заключались идеи добра, света и весны.

На Руси золотое шитьё было исключительно женским делом, которым занимались во многих уголках необъятной страны – и в боярских домах, и в крестьянских избах, а во главе этих занятий стояла хозяйка дома, которая сама и вышивала. Любили золотошвейное дело и в монастырях. Занимались рукоделием и более высокопоставленные особы княжеского и царского рода: Ефросинья Старицкая, сосланная Иваном Грозным в монастырь, жена и дочь Бориса Годунова – Ирина и Ксения.

Золотым шитьём чаще выполнялись изделия на православную тему. Вышивание, кружевоплетение, жемчужное низание на Руси любили, за этим занятием женщины всегда молились – одна читает «Жития святых» или Писания Святых Отцов церкви, а другие, слушая её, плетут, вышивают, вяжут. Русские женщины умели прясть, ткать, шить, вышивать. Иностранцы, приезжавшие в Россию, всегда отмечали особый дар русской женщины в этих делах. Золотошвеи создали прекрасные произведения, вышитые золотом и шёлком.

Великолепие золотого шитья мы можем увидеть в Московском Кремле, Троице-Сергиевой Лавре, Новодевичьем и других русских монастырях.

В более ранние времена вышивали настоящей, золотой нитью. Потом стали эффект золота имитировать, а шитьё стало называться не «золотое», а «золотное».

К началу XIX века вышивка металлической нитью постепенно исчезает, остаётся лишь на парадных придворных и военных мундирах.

Торжок – старинный городок, в котором в XIII веке зародилось русское золотое шитьё, остался, можно сказать, единственным местом в России, где сохранилось это мастерство. Умелые руки русских мастериц создали уникальные произведения, отличающиеся высокой техникой исполнения и декоративностью. В Торжке вышивают иконы, церковное облачение и утварь.

Старинный русский город и до сегодняшнего дня остаётся гордостью России. На фабрике «Торжокские золотошвеи» ассортимент продукции значительно увеличился и периодически обновляется.

Мастерицами золотошвейной фабрики Торжка оформлены Георгиевский зал в Кремле, Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, Константиновский дворец. Для Норильского кадетского корпуса изготовлено знамя с Российским гербом и иконой «Николая Чудотворца».

Русское золотое шитьё отличается совершенством композиций, все узоры соразмерны друг с другом, в них чувствуется определённый внутренний ритм, и даже поверхность, свободная от шитья носит орнаментальный характер. Не каждая могла стать золотошвейных дел мастерицей. Все русские мастерицы были поистине художницами, потому что душа русского человека всегда стремилась к красоте, а «красота – способ существования русского человека».

Читайте также:
История XIX века в красивых женских портретах

Торжокское золотое шитьё

Торжокское золотое шитьё – вид русской вышивки, народный художественный промысел, известный в Торжке с XIII века и получивший развитие в XVIII веке. Традиционные изделия – вышивка золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, церковное облачение). Для торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блестками.

Город Торжок находится в Тверской области. Город этот древний, его в 12 веке основали новгородские купцы. Место было удобным, на пересечении торговых путей. Никто мимо не проезжал, всякий путник в этих краях останавливался. Купить что-то, продать или договориться о покупке тут всегда можно было. И никто не уезжал отсюда без чудесного золотого шитья. Ведь промысел этот появился чуть ли не раньше самого города. В Торжке золотом вышивали все, даже боярыни, дочки купцов и знатных людей. Золотое шитьё считалось настоящим искусством. Изо всех сил боярские дворы состязались в золотом шитье. Открывали собственные мастерские, переманивали лучших мастериц. А потом хвастались друг перед другом у кого изделие богаче расшито.

Однажды в Торжок решила приехать сама Екатерина II. Местные мастерицы не стали ломать голову чем удивит царицу. Конечно золотым шитьём. Решили они сшить ей платье из голубого атласа, а на нём вышить золотые лилии. Екатерине платье так понравилось, что мастерицу, которая сделала такое чудо, она увезла с собой в Петербург. Злые языки утверждали, что талантливая мастерица была очень дурна собой. Поэтому уже в Петербурге Екатерина отобрала 12 самых красивых девушек, послала их в Торжок учиться мастерству. Сказала, что красивые вещи должны создаваться только красивыми людьми.

А золотое шитьё удивляло многих. Им ещё поэт А.С. Пушкин восхищался. Сам он раз 20 бывал в Торжке. Конечно, великолепные вышивки не оставались без его внимания. Искусство здешних мастериц вдохновляло поэта. С письмами некоторым своим девушкам он посылал златотканые пояса.

Время прошло, но слава Торжка не угасла. Сюда приезжают, чтобы приобрести удивительные вещи, расшитые золотом: охотничьи фляги, кошельки, сумочки, картины и многое-многое другое.

В Торжке вышивались костюмы для фильма «Война и мир» и «Анна Каренина». А современные модницы, как и в Пушкинские времена, заказывают себе вышитые золотом пояса.

Торжок – красивейший город Тверской губернии. На восьми холмах развернулись улицы и площади древнего города, прекрасные церкви, памятники и ярмарка, где можно купить знаменитые золотые вышивки.

Торжокское золотое шитьё , один из видов русской вышивки, художественный промысел, известный в Торжке с 13 века и получивший широкое развитие в 18 веке. Традиционные изделия — вышивка золотыми и серебряными нитями (главным образом «кованым» швом и швом «в прикреп» по настилу) по сафьяну (обувь, рукавицы и пр.), бархату, сукну и др. материалам (различные детали народного праздничного костюма, предметы церковного обихода, пояса, кошельки и др.).

Для Торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.

Читайте также:
Китайская вышивка шелковыми нитками по шелку

В 1928 мастерицы объединились в Торжокскую золотошвейную артель им.

8 Марта, в 1960 реорганизованную в одноимённую фабрику — филиал производственного объединения строчевышитых и золотошвейных уборов «Калининские узоры», выпускающую преимущественно знаки различия для армии, эмблемы, а также платья, панно и т.д.

Лит.: Хилевская К. В., Золотой узор. Рассказ о торжокских золотошвеях, М., 1959.

Музей золотного шитья в Торжке

Золотное шитье — ремесленный промысел, которым славится Торжок. Музей золотного шитья находится в здании фабрики «Торжокские золотошвеи» и занимает несколько комнат. Чтобы сохранить золотошвейное производство (в Торжке), не раз находившееся под угрозой исчезновения, в 1911 году при мастерской (кустарного отдела) был создан музей.

Первая экспозициярассказывают об истории промысла. Там же выставлены наиболее древние образцы золотого шитья.

Золотное шитье является одним из самых древних видов искусства на тверской земле, Как говорят раскопки, первые изделия с золотным шитьем относятся к XIII века.

В 1894 году в Торжке была открыта мастерская, объединившая мастериц-надомниц. Их работы были известны за пределами Торжка, ими восхищались Пушкин и Островский, им присуждали призы на международных конкурсах. Позднее, в 20-м веке здесь возникла «Фабрика 8 марта».

Особую роль в сохранении торжокского промысла сыграл Дмитрий Дмитриевич Романов.

Приспособление, или инструмент.при помощи которого создают уникальную вышивку. Стежок за стежком, километр золотой нити за километром… Сделать ровные стежки довольно трудно, ведь золотую нить крепят «вприкреп», то есть не продевая нить насквозь через пяльца, а как бы прикрепляя ее с внешней стороны.

Применение золотого шитья.

1) Золотое шитье активно присутствовало в нарядах местных жителей. Девушки вышивали головные уборы, по которым можно было определить их семейное положение. Незамужняя девушка могла носить красивый головной убор, не пряча волосы. Помолвленная девушка обретала пробор и ей заплетали две косы. А замужняя женщина, боясь опростоволоситься, сворачивала косу и укладывала внутрь головного убора.

2) Один из обычаев: девушка вышивала для себя варежку, при этом пыталась отразить все свое мастерство. «Смотрины» невест и женихов проходили на ежегодной ярмарке. До окончания ярмарки девушки общались с молодыми людьми, причем проводить время с несколькими ухажёрами не запрещалось. Парней ласково называли «предмет». Но после окончания ярмарки девушки выстраивались вряд и прикрывали лицо варежкой, по которой те самые предметы выбирали себе жену.

3) На фабрике изготавливают современную одежду. Здесь заказывали наряды Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Варлей и другие известные актрисы нашей страны. В костюмерной Мосфильма хранятся уникальные костюмы, расшитые мастерицами Торжка для таких фильмов, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Как царь Петр арапа женил» и другие.

4) Шали и платки, расшитые мастерицами.

5) Техника золотого шитья применяется для изготовления церковной атрибутики и икон.

6) Ко дню города была выполнена за три месяца картина, на которой отмечены достопримечательности Торжка и ярко показаны сцены из обычной жизни.

Читайте также:
Картины Константина Маковского и биография художника

7) На фабрике расшивают знаки отличия военных.

8) На фотографиях отображена работа мастериц.

9) Герб Торжка украшают 6 голубей, на которых развиваются красные нитки. Серебряные голуби символизируют гостеприимство и доброту местных жителей, а золотые говорят о благополучие и богатстве города. Красные нити напоминают о страшных страницах истории.

10) Мастерицы отшивают красивые картины и панно. На картине, посвященной Москве, были использованы не только золотые нити, а еще и цветные. Панно ” Плодородие” рассказывает женском начале. На нем показаны самые разнообразные стежки и техники вышивки золотом.

Второй зал.

Второй зал музея небольшой и посвящен Советскому прошлому фабрики.

1) Портрет Сталина с интересной историей: однажды в музей пришла женщина со свернутой в рулон картиной. Ее вышила ее родственница, учившаяся в Торжке и пережившая блокадный Ленинград. В те времена за вышитый портрет вождя без заказа по голове не погладили бы, поэтому эта работа хранилась в свернутом виде и передавалась из поколения в поколение. Благодаря такому подарку мы можем оценить мастерство блокадницы! Обратите внимание на глаза, которые следят за вами, куда бы вы не пошли.

Автор Радченко Раиса Терентьевна.

2) В годы СССР фабрика отшивала огромное количество тюбетеек . 3) Экспонаты, оставившие след в истории фабрики. Третий зал.

Третий зал носит выставочный характер. В нем вывешены копии картин, которые были подарены высокопоставленным лицам, и современная одежда с вышивкой.

1) Эту картину преподнесли на 50-летие Владимиру Владимировичу. На картине изображены герои русских сказок, а также путешествие из Петербурга в Москву правда, чтобы не возникло подтекста, поменяли местами Москву и Санкт-Петербург, зная, откуда наш Президент.

2) Вручение В.В. Путиным панно Папе Римскому в Ватикане.

3) Копии панно и картин, вышитых для подарков высокопоставленным и известным лицам.

4) Витрина с современными изделиями.

5) Ордена расшитые золотошвеями.

Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира.

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного. Высшая награда в России. Эскиз разработан лично Петром I

Музей открыт: 9 до 17 часов.

взрослый – 120 руб.

пенсионный – 80 руб.

студенты, школьники – 50 руб.

Александра Струйская – русская джоконда из XVIII века

Портрет Струйской – картина Рокотова, крупнейшего портретиста эпохи Екатерины II. Написана маслом на холсте размером 47,5 х 59,8 см в 1772 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Автор

Фёдор Степанович Рокотов (1730-е – 1808) – русский художник, творческое наследие которого – это великолепная галерея образов общественных деятелей России XVIII века, периода Русского Просвещения. Среди них сама императрица, члены царствующей семьи, люди, близкие к власти и оставившие в истории государства заметный след, а также их родные. В этом неоценимый вклад живописца не только с художественной точки зрения, но и с исторической.

Предыстория создания портрета

Поселившись в 1766 году в Москве, Рокотов стал популярным портретистом – позировать ему спешили все состоятельные и именитые. Всего за 50 рублей (заезжие иностранцы запрашивали 500-800) можно было заполучить в свою гостиную собственное изображение, написанное искусной рукой художника – было принято выставлять в домах всем на обозрение фамильные портреты.

Читайте также:
Костюм белорусской шляхты – картины и история

Одним из заказчиков стал Николай Еремеевич Струйский (1749-1796), богатый литератор-графоман, издатель и большой любитель изобразительного искусства. В 1771 году он оставил службу и поселился в имении Рузаевка Пензенской губернии, на живописном слиянии рек. Здесь он построил роскошную для своего времени усадьбу с великолепными зданиями, возведёнными по рисункам Растрелли. Была пристроена и специальная смотровая башенка с видом на чудесный пейзаж – её хозяин облюбовал для занятий поэзией и называл Парнасом (у древних греков гора, где жили музы). Залы трёхэтажного кирпичного барского дома украшал росписью и полотнами. Рокотов для Струйского по заказу написал портрет императрицы, «совершенную штуку», как подписал заказчик на обороте картины. В целом он был чудаковатым и нервным человеком, экзальтированным и со странностями. Бывал жесток с крепостными и часто не понятен даже собственным гостям. Обстановка сглаживалась благодаря Александре Петровне Озеровой (1750-е – 1840), второй жене Струйского (он овдовел в 20 лет и снова женился в 1772 году). Рокотов портрет Струйской написал по заказу новоиспечённого мужа, влюблённого в молодую красавицу.

Александра Петровна Струйская

В неё нельзя было не влюбиться. Она принадлежала к древнему дворянскому роду, была благовоспитанна и умна, обходительна и мила. Гости, главным образом, и ехали в дом Струйских, чтобы увидеть очаровательную Александру.

Она стала хорошей женой, легко мирилась с эксцентричностью мужа и взяла на себя управление делами, когда тот забросил всё, «посвятив» себя поэзии (по отзывам современников писал напыщенно и бессмысленно, при этом приходя от себя в полнейший восторг). Хрупкая красавица стала матерью 18-ти детей, только 8 из них дожили до зрелого возраста. Была верна супругу – нет никаких сведений о тайных романах. После смерти мужа (его хватил удар при новости о кончине Екатерины II) заботилась о сохранении памяти о нём – в его кабинете долгие годы всё оставалось по-прежнему.

Так и кисть художника сберегла для истории образ этой пленительной женщины – Струйская, портрет которой окутан светлой печалью, как живая богиня в загадочном тумане.

Описание картины

Погрудный портрет представляет собой облик девушки, который мягко высвечен на тёмном нейтральном фоне. Самое светлое пятно на картине – благородный лоб утончённой красавицы, открытый высокой пышной причёской, контуры которой сначала теряются во мраке, как вдруг лёгкой шелковистой косой показываются на плече. Спокойный, задумчивый взгляд тёмных загадочных глаз, выразительные брови вразлёт, лёгкий румянец на свежих щеках, полуулыбка на губах, мягкий овал лица – какой-то особый шарм, пленительное совершенство. Тень с одной стороны грациозной шеи отступает, открывая взору целомудренное декольте, которое художник также выделяет светом. Изысканные кружева, рукава из нежного полупрозрачного газа и атласа, сборки лифа в серых и золотистых оттенках позволяют додумать неотразимость элегантного платья.

Золотистое сфумато заставляет провести параллель между этим портретом и «Моной Лизой» Да Винчи. Оно подсвечивает и лицо, и платье – создаётся иллюзия, что всё искрится. Весь портрет будто подёрнут тончайшей шёлковой вуалью, цвет которой трудно уловить. Это пепельно-розово-золотистый лёгкий туман, мерцающая дымка загадки, влекущая вновь и вновь вглядываться в омут этих влажных живых глаз.

Читайте также:
Портреты Екатерины II и Струйской кисти художника Рокотова

Впечатление

И всматриваться, и восхищаться, и фантазировать, и писать стихи – при жизни вдохновляла сама Александра Петровна, спустя годы и столетия воодушевляет её портрет кисти Фёдора Рокотова. Так, он пробудил восторженные чувства в душе Николая Заболоцкого, советского поэта-философа, опубликовавшего стихотворение «Портрет» в 1948 году: «Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач…» Трогательная ода-поклонение как мастерству живописца, так и красоте модели.

Большинство же зрителей не способны на проникновенные стихи. Они просто любуются, как зачарованные, пожалуй, самым блестящим образом русской женщины, самим совершенством.

Роль Рокотова в живописи

Талантливый художник выполнил особую миссию – он стал создателем оригинальной разновидности портрета XVIII века, в частности, интимного камерного портрета, когда задачей художника была передача не общественного и социального положения героя картины, а проникновение в его внутренний мир. «Души изменчивой приметы» в портрете Струйской и завораживают – по свидетельству работников Третьяковки посетители надолго задерживаются у полотна.

Судьба картины

Портрет Струйской попал в Третьяковскую галерею сложным путём. Почти до революции он находился в родовом гнезде, в Рузаевке, но сама усадьба внуком Михаилом была продана соседскому монастырю. Портрет до 1901 года хранился у правнучки Струйских – Сушковой. Скорее всего, по нужде она продала его Историческому музею, откуда в 1925 году он поступил в Третьяковку.

Надо сказать, что к этому портрету всегда существовал парный – с изображением Н.Е. Струйского (свадебная пара), вместе они навсегда и остались.

Судьба героини

Овдовев, Александра Петровна посвятила свою жизнь детям и многочисленным внукам. Один из них, внебрачный ребёнок сына Леонтия, стал известным поэтом и переводчиком. Это А.И. Полежаев (мать его, крепостная, была отпущена на волю и выдана замуж за мещанина Полежаева). Из всей семьи Струйских только бабушка относилась к поэту по-доброму. До самой смерти (в 1838 году) он вёл с ней переписку, в которой часто посылал свои стихи.

Имея общительный и доброжелательный нрав, Струйская всегда была окружена добрыми друзьями и интересными людьми. Сохранились восторженные отзывы о ней русского поэта И.М. Долгорукова: «Мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как об ней». Успешно управляла хозяйством, преумножив богатство мужа. Умерла в 1840 году.

Усадебные постройки до наших дней не дожили. Какое счастье, что сохранился портрет А.П. Струйской кисти Ф.С. Рокотова, одухотворённый образ, которым будет любоваться и вдохновляться ещё не одно поколение.

Биография художника Рокотова – портретиста эпохи русского просвящения

Франсиско Гойя – зеркало Испании конца XVIII – начало XIX века

“Русская Венера” – Вершина творчества Кустодиева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *