Каролина Эррера (Carolina Herrera) – биография и платья
Каролина Эррера (Мария Каролина Жосефина Паканинс и Ниньо) родилась 8 января 1939 года в Каракасе (Венесуэла). Мать Каролины была дочерью богатых венесуэльских землевладельцев, отец – сначала офицер воздушных сил, а затем губернатор Каракаса. Она вместе со своими тремя сестрами воспитывалась в строгости, окружённая гувернантками и учителями. Каждый день был расписан от утреннего туалета до вечернего, во всём царил определённый порядок.
Мать серьёзно занималась воспитанием детей, поэтому внимание уделялось не только образованию, но и нарядам. В детстве Каролина мало обращала внимание на моду, – носила то, во что одевала её мама. В семье все женщины были одеты в роскошные туалеты, бабушка и мать заказывали платья у Lanvin и Balenciaga. Когда Каролине исполнилось 13 лет бабушка взяла её с собой в Париж, на показ Кристобаля Баленсиаги.
В юности она задумалась, чему посвятить свою деятельность, оказалось, что выбор не так прост, но всё же он был сделан. Благодаря серьёзной образовательной подготовке, Каролина поступила на факультет биохимии. Возможно, это не было глубоко осмысленным желанием, но несмотря на это, привычка подчинять себя определённым правилам, диктующим свои условия, заставила её завершить учёбу и даже несколько лет работать по специальности.
В 1957 году Каролина вышла замуж, но через семь лет брак распался, и она вернулась в родительский дом с двумя маленькими детьми. Спустя четыре года она снова обрела своё личное счастье, она вышла замуж за телеведущего Ринальдо Эррера Гевара. В семье появились ещё две девочки. И Каролина так же, как и её мать когда-то, всю себя посвятила детям. Но благодаря большому кругу знакомств мужа, ей не раз приходилось проводить время среди творческих людей, где повстречалась с Энди Уорхолом, Дианой Вриланд и многими другими интересными людьми.
В 70-е годы Каролину Эрреру часто замечали в различных рейтингах самых стильных людей. Она была знакома со многими творческими знаменитостями, её не раз признавали иконой стиля, а Энди Уорхол написал её портрет.
Для Каролины на первом месте всегда были её семья, дети. Возможно, поэтому она только лишь в 40 лет смогла реализовать свои способности как дизайнер. В 1981 году Каролина Эррера с помощью Дианы Вриланд, с которой они стали хорошими друзьями, продемонстрировала свою первую коллекцию в клубе Metropolitan. Коллекция получила восторженные отзывы и стала предметом гордости самой Каролины. О ней она часто вспоминает и считает, что именно с этого момента она стала дизайнером.
Её роскошные, элегантные наряды быстро исчезали из магазинов. Вскоре они с мужем перебрались в Нью-Йорк, где Каролина основывает собственную компанию Carolina Herrera Limited. В компании изначально было не более 10 человек, а сейчас это огромный бренд, весьма значимый в мировой фэшн-индустрии.
В 1987 году Каролина выпустила свою первую свадебную коллекцию, в которой изящные силуэты, простые линии сочетались с романтизмом, загадочностью и женственностью. В этой коллекции все увидели глубину таланта дизайнера.
Каролина Эррера любит работать, поэтому счастливые улыбки и благодарные взгляды клиентов для неё являются самой большой наградой, особенно ей нравится работа со свадебными платьями. Каждая коллекция дизайнера не похожа на предыдущую, хотя остаётся неизменно только одно – любовь к классике, в которой проявляется врождённый аристократизм и утончённая элегантность самой Каролины Эрреры.
Каролина Эррера убеждает женщин внимательно относиться к своему внешнему виду, примером может быть её собственный. Самым любимым предметом её личного гардероба является белая рубашка. Все уже давно заметили, что выход дизайнера в конце показа – белая рубашка и чёрная юбка или чёрные узкие брюки.
Белая рубашка присутствует и во всех её коллекциях, ведь это простая, но весьма соблазнительная вещь, поэтому дизайнер предполагает, что она должна быть в гардеробе каждой женщины. «Белую рубашку я ношу всю свою жизнь. Она выручала меня всегда, ведь эту вещь можно сочетать с чем угодно….». Её белоснежные рубашки, шуршащие и, кажется, пахнущие свежестью, созданы для настоящих женщин. Да, это классика, но созданная в современном формате.
Напротив, о легинсах она совершенно другого мнения, считает их самым опасным предметом гардероба. Однако, как всем известно, в отличие от белой рубашки леггинсы хорошо сидят лишь на единицах, но они быстро завоевали своё место в гардеробе каждой женщины, их натягивают все, и идут в них, куда угодно. «Неужели у тебя дома нет зеркала?» – так думает Каролина, глядя на тех, кто не видит себя в зеркале. Позиция многих – «я так хочу и мне так удобно» часто расходится с понятием – красота.
В коллекциях дизайнера всегда главенствует простота и лаконичность, элегантность и изысканность, в ней нет места громоздким аксессуарам, обилию макияжа, сложным причёскам. Каролина – одна из тех, кто в моде создаёт оригинальность и индивидуальность.
А как удаётся Каролине в возрасте зрелой женщины выглядеть так моложаво? Всё очень просто. Это не только косметика, которая ей, безусловно, доступна, но прежде всего, это выполнение обычных правил, доступных каждому, а проще говоря, здоровый образ жизни. Она не курит, бережёт кожу от солнца, старается пить много воды, часто бывает на воздухе (ей нравятся нью-йоркские парки ).
Раньше она занималась теннисом и балетом, любила верховую езду. Теперь же считает, что такие нагрузки следует ограничить, а от чего-то вообще отказаться. В жизни так много интересного и доступного в любом возрасте, что расставаясь с одним любимым занятием, тут же находишь другое – не менее интересное.
Наилучшими косметическими средствами считает Patricia Wexler и Nivea (для тела). В 1988 году она запустила парфюмерную линию, первым ароматом стал женский цветочный парфюм Carolina Herrera. Этот аромат стал её самым любимым, в нём звучит красивая мелодия туберозы и жасмина. Непосредственного участия в создании ароматов дизайнер не принимает, но каждый из ароматов выпускается только с её согласия.
Свой первый монобрендовый бутик Каролина Эррера открыла в Нью-Йорке в 2000 году, и в том же году она создала косметическую линию. В 2001 году была запущена линия аксессуаров. С 2003 года марка Carolina Herrera начала выпускать коллекции для мужчин и детей. Платья Carolina Herrera выбирают многие знаменитости, ведь элегантные и романтические наряды, которые предлагает Каролина Эррера, остаются вечной классикой.
Как один из лучших дизайнеров Каролина Эррера имеет награды«Лучший дизайнер женской одежды года» 2004 г., награда Geoffrey Beene Lifetime Achievement Award 2008 г., «Superstar Award» от Fashion Group International 2012 г.
В 2014 году Каролина Эррера оказалась в списке 100 самых стильных женщин 2014 года, она заняла 9 строчку этого рейтинга. Образы, которые создаёт дизайнер, всегда отличаются женственностью и элегантностью.
Вот уже много лет бренд Carolina Herrera является для многих женщин ориентиром в неповторимый стиль, женственность и элегантность, такова философия бренда. Несмотря на то, что в модной индустрии совсем не просто оставаться самим собой, и всё же, все эти годы Каролина Эррера не изменяла своей философии.
«Элегантность и стиль не имеют ничего общего с деньгами или славой. Скорее, это душевный настрой, нечто идущее изнутри» – так считает дизайнер Каролина Эррера.
Carolina Herrera
◷ Время чтения: 7 мин.
Carolina Herrera — знаменитый бренд родом из США, снискавший себе славу производителя стильной и элегантной одежды, обуви, аксессуаров для женщин, а также мужской и женской парфюмерии класса люкс. Торговая марка носит имя своей основательницы, которая на протяжении нескольких десятилетий одевала многих политических деятелей и публичных личностей.
Монобрендовые бутики Carolina Herrera открыты в Лос-Анджелесе, Далласе, а также на Мэдисон Авеню в Нью-Йорке. В настоящее время функционирует более 40 магазинов во всем мире: в Европе, Латинской Америке, на ближнем Востоке и в США.
Человек должен быть чутким, умным, загадочным, терпимым, сильным… И умеющим фантазировать.
Биография основательницы
Мария Каролина Жозефина Паканинс и Ниньо (Maria Carolina Josefina Pacanins y Nino), так назвали девочку счастливые родители, которая появилась на свет 8 января 1939 года в Каракасе, столице Венесуэлы. Девочка росла в семье бывшего офицера военно-воздушных сил, который позже занял пост губернатора Каракаса.
Вторая из четырех дочерей Гильермо Паканины Асеведо (Guillermo Pacanins Acevedo) и Марии Кристины Ниньо Пассиос (Maria Cristina Nino Passios), помимо высокого положения в обществе, унаследовала от родителей безупречный вкус, который помог ей взобраться на вершину модного олимпа.
В юном возрасте лучезарная девушка обожала собак, интересовалась конным спортом и теннисом, но никак не модой.
Юная Каролина Эррера
С миром моды Каролину Эрреру познакомила ее светская бабушка, питавшая особое пристрастие к роскошным нарядам. Однажды пожилая дама взяла молодую Каролину с собой в Париж на показ Кристобаля Баленсиаги. В столице Франции девушка обзавелась обновками от Жанны Ланвен (Jeanne Lanvin) и Кристиана Диора (Christian Dior).
Мой глаз привык видеть красивые вещи.
Каролина Эррера всегда проявляла сильный и импульсивный характер. В 1957 году, в возрасте 18 лет, девушка вышла замуж за венесуэльского землевладельца Гильермо Беренса Телло, от которого родила двух дочерей: Мерседес и Анну Луизу. Спустя семь лет совместной жизни пара пришла к мнению, что им лучше развестись.
В 1965 году, в возрасте 26 лет талантливая и амбициозная Carolina Herrera начала свою карьеру в качестве публициста Эмилио Пуччи — знаменитого итальянского модельера, и по совместительству близкого друга семьи.
В 1968 году Каролина вышла замуж второй раз. Ее избранником оказался друг детства Рейнальдо Эрреру Гевару, унаследовавший в 1962 году после смерти своего отца испанский титул маркиз Торре-Каса.
Каролина Эррера и ее второй муж Гильермо Беренса Телло
Семья, в которой в скором времени появились еще две девочки — Каролина Адриана (Carolina Adriana) и Патриция Кристина (Patricia Cristina), поселилась в фамильном особняке 1590 года, где прожила много счастливых лет.
На текущий момент Каролина Эррера признана послом доброй воли, помощником межправительственного научно-исследовательского института по использованию морских водорослей (IIMSAM), работающего над противостоянием недоеданию в наименее развитых странах.
Если моя работа над IIMSAM сохранила бы жизнь одному ребёнку из 40,000 детей, которые умирают от недоедания и связанных с этим болезней каждый день, я назвала бы это самым значимым делом моей жизни.
История бренда Carolina Herrera
В 1970-е Carolina Herrera была признана одной из самых стильных женщин в мире. Она вела образ жизни светской львицы, курсирующей между Венесуэлой и Нью-Йорком, где ее нередко можно было встретить в легендарном клубе Studio 54 в компании Энди Уорхола и Бьянки Джаггер или в каком-нибудь фешенебельном ресторане в обществе английской принцессы Маргарет.
В 1972 году барышня «засветилась» в рейтинге «Best Dressed List», а восемь лет спустя вошла в Зал славы. Она была музой для современных художников. К примеру, Энди Уорхол в 1983 г. написал ее портрет в своем знаменитом стиле.
В 1980 году семья Эррера переехала в Нью-Йорк, где Каролина открыла собственную компанию Carolina Herrera limited.
На создание первой коллекции Каролину Эрреру вдохновила ее близкая подруга Диана Вриланд — могущественный редактор американского журнала Vogue. Дебютная коллекция, состоящая из 20 платьев, была создана по эскизам, сделанным Каролиной еще в Каркасе. Показ состоялся в Manhattan’s Metropolitan Club и был одобрен несколькими влиятельными изданиями, включая Women’s Wear Daily и Tatler.
Carolina Herrera одевала Жаклин Кеннеди в течение последних 12 лет её жизни. В 1986 году супруга покойного президента Джона Кеннеди попросила Каролину Эрреру разработать свадебный наряд для дочери Кэролайн.
Свадебное платье от Carolina Herrera для Кэролайн Кеннеди
Фасон платья стал настолько популярным, что уже в 1987 году дизайнер представила свою первую коллекцию свадебных платьев Carolina Herrera Bridal, в которой продемонстрировала всю силу и глубину своего таланта.
В свое время Carolina Herrera одевала таких знаменитостей, как принцессе Диана, Нэнси Рейган, Эсте Лаудер, Марла Трамп, Мишель Обама, Рене Зеллвегер, Тейлор Свифт, Дженьюари Джонс, Люси Лью и Сандра Буллок.
Тейлор Свифт в наряде от Каролина Эррера
В 2002 году Каролина Эррера была удостоена золотой медали за заслуги в изобразительном искусстве, которая досталась ей от Короля Испании Хуана Карлоса. В 2004 году Совет модных дизайнеров Америки назвал Каролину лучшим дизайнером женской одежды, а в 2008 году она была удостоена награды Geoffrey Beene Lifetime Achievement Award. В 2014 представлена к награде Совета модельеров за дизайнерское мастерство.
По стопам своей матери пошли две из дочерей — Патриция Лансинг и Каролина Адриана, которые с 2011 года неоднократно участвовали в создании новых коллекций. Каролина младшая занимает должность креативного директора подразделения Carolina Herrera House of Fragrances и отвечает за создание ароматов.
Каролина Адриана Эррера
Традиции дома Carolina Herrera — это часть моего воспитания, я никогда не смогу сделать кричащий и резкий аромат, даже если он привлечет новых клиентов.
Все эти годы имя бренда работало на себя, и только в 2105 году в поддержку весенне-летней коллекции была выпущена первая рекламная кампания, в которой снялись эстонская и французская модели Элизабет Эрм и Жозефин Ле Тутур.
Модели Элизабет Эрм и Жозефин Ле Тутур в рекламной кампании Carolina Herrera
Ассортимент
На данный момент под брендом Carolina Herrera выпускаются эксклюзивные солнцезащитные очки и оправы, изделия из кожи, люксовая женская одежда, обувь, украшения и аксессуары, а также парфюмерия.
Carolina Herrera — это легкие, качественные ткани в одежде, дорогие украшения, эффектные детали, оригинальные фасоны и интересные драпировки, и, конечно же, элегантная простота, женственность, чувственная роскошь и благородный шик.
Carolina Herrera ароматы
В конце 1980-х годов испанская компания Puig приобрела лицензию на производство и распространение духов под брендом Carolina Herrera. Дебютный аромат появился в 1988 и сразу же стал бестселлером. Со слов основательницы бренда этот аромат навеян детскими воспоминаниями о цветущем жасмине, запах которого проникал в ее спальню и окутывал всю комнату ярким, насыщенным ароматом. Примечательно, что эти духи выпускаются до сих пор.
Дебютный аромат Carolina Herrera
В 1991 году Каролина Эррера презентовала первый мужской аромат Herrera for Men, принадлежащий к группе цветочные древесно-мускусные.
Туалетная вода Herrera for Men
В 1997 году увидел свет парфюм Carolina Herrera 212, который был разработан при участии дочери Эрреры Каролины Адрианы (Carolina Adriana). Цифры, нанесенные на флакон и картонную упаковку — это телефонный код Манхэттена, его содержимое — отражение восприятия моды и современной женщины. С 1999 года у легендарного парфюма стали появляться продолжения: 212 Men, 212 Sexy, 212 Sexy Men.
Парфюмерия Carolina Herrera 212
В парфюмерной коллекции Carolina Herrera насчитывается более 120 неповторимых ароматов. Над созданием композиций в разные времена трудились такие креативные и тонко чувствующие «носы» современности, как Карлос Бенаим, Клемент Гаварри, Альберто Морильяс, Анн Флипо, Доминик Ропион и мн. др.
Сегодня Carolina Herrera — это одна из ключевых фигур в мире фэшн-индустрии. Ее стиль, олицетворяющий собой элегантность вне времени, узнаваем во всем, за что бы она ни бралась.
Carolina Herrera (Каролина Эррера)
Каролина Эррера – бизнес-леди, дизайнер родом из Венесуэлы, основавшая в Нью-Йорке модный дом Carolina Herrera. Особую известность модельеру принесло сотрудничество с Жаклин Кеннеди Онассис и другими иконами стиля. В настоящее время под брендом Carolina Herrera выпускаются коллекции взрослой и детской одежды, аксессуаров, свадебных платьев, парфюмерии. Сейчас, наряду с матерью, бизнесом управляют дочери Каролины Эрреры.
«Человек должен быть чутким, умным, загадочным, терпимым, сильным… И умеющим фантазировать»
Биография и карьера
Судьба этой удивительной женщины является неким антиподом историям о пресловутой американской мечте. Не каждый способен оставить обеспеченную, беззаботную жизнь в обмен на ежедневный труд и муки творчества. Биография Каролины Эррера вполне может быть озаглавлена: «Побег из Рая». Да, он существует – затерянный в тропиках мир, где женщины прекрасны, а мужчины отважны, где слуги преданны до последнего вздоха, а родословные собак и лошадей почти такие же длинные, как у их хозяев. Процветающий, чуть дремотный, замкнутый от чужаков мир потомственной латиноамериканской аристократии.
Колыбельная жасмина
1939 год, 8 января. В семье губернатора Каракаса родилась вторая дочь. Счастливые родители нарекли ее пышным именем Мария Каролина Жозефина.
Детство Марии Каролины было похоже на сказку – любящие родители, заботливые гувернантки, прекрасный сад, наполненный тропическими растениями. Она и три ее сестры резвились среди роз и орхидей, нарядные, сами подобные ожившим цветам.
Но игры Марии Каролины все же несколько отличались от забав ее сестер – она подолгу могла любоваться каждым из цветков, наблюдая, как раскрывается бутон, как, по мере распускания, неуловимо меняются оттенки лепестков. Особенно нравился девочке жасмин, тот, что расцветал в сумерках под окном ее спальни.
Один из уголков просторного дома оказывал на Марию Каролину прямо-таки мистическое воздействие. Кухня. Их бабушка любила и умела готовить, но тщательно скрывала свое хобби, так как оно считалось недостойным благородной дамы. Кухня казалась малышке чем-то вроде колдовской пещеры, где под потолком витает магия и рождаются ароматы, один другого вкуснее…
У маленькой Каролины было много игрушек. Но самой лучшей из них, по ее признанию, было ее собственное воображение.
Плюсы дисциплины
Отец, Гильермо Паканинс Асеведо, дважды избирался на пост губернатора, служил министром иностранных дел, но, прежде всего, был кадровым офицером ВВС. Он придавал большое значение дисциплине. День его дочерей был расписан буквально по минутам. Надо отметить, строгое воспитание было одной из семейных традиций. Корни династии Паканинс-и-Ниньо уходили в историю до XV века; уклад жизни на их гасиендах столетиями подчинялся определенным канонам и не имел ничего общего с распущенностью и вседозволенностью.
Когда Каролина Эррера, будучи уже взрослой женщиной, матерью четверых детей, попала в вихрь деловой жизни Нью-Йорка, именно способность к самоорганизации выручила ее и позволила достичь высот в бизнесе.
Хобби и увлечения
Как и все маленькие девочки, Каролина, конечно же, шила наряды для своих кукол. Копировала она их с платьев мамы и бабушки – и та, и другая были страстные модницы. То и дело они отправлялись во Францию, чтобы освежить свой гардероб новинками от Lanvin и Dior. Когда Каролине исполнилось тринадцать, бабушка решила, что внучке пора приобщаться к миру моды – и взяла ее в Париж, на шоу знаменитого Кристобаля Баленсиаги.
Нельзя сказать, чтобы дефиле поразило Каролину в самое сердце – девочка выросла в атмосфере роскоши и безупречного вкуса, ее глаза привыкли видеть красоту. В те годы ее гораздо больше занимали книги – мать, Мария Кристина Пассиос Ниньо, ценила хорошую литературу, передав свою страсть дочерям. Позже Каролина самозабвенно увлеклась лошадьми – и благородные животные надолго завладели ее сердцем. Первый выход в свет пятнадцатилетняя Каролина совершила в платье от Lanvin. Но вспоминает она отнюдь не платье. А великолепного аргентинского скакуна, которого ей подарил отец.
Каролина Эррера в юности
Бунтарские настроения, свойственные большинству подростков, не миновали и Марию Каролину. Хрустящие, благоухающие свежестью белые блузки? Оставьте это для примерных школьниц! Черная помада, сигарета на длинном мундштуке, шляпа с немыслимыми полями – вот то, что надо! И густая вуаль – чтобы в загадочной женщине-вамп случайно не признали дочь губернатора…
Ранний брак
Семнадцати лет от роду Каролина была помолвлена и вскоре выдана замуж. Гильермо Беренс Тельо, зажиточный помещик, считался выгодной партией, а о любви в среде землевладельцев рассуждать было не принято. Вскоре у них родилась дочь, Мерседес, затем вторая, Анна-Луиза. Жизнь Марии Каролины плавно шла по колее, накатанной поколениями ее предков…
… – Чтооо? Развод. Это немыслимо! Ни одна, слышите, ни одна женщина из семьи Паканинс-и-Ниньо не позволяла себе такого! Что скажет общество, что подумают люди?!
Но Мария Каролина была непреклонна. Ей всего 25, и она ни дня не желает задерживаться в опостылевшем доме, рядом с нелюдимым и скупым мужем. Там нет даже книг! Забрав дочек, Каролина возвращается под отчий кров.
Чтобы стать более независимой, гордая аристократка переступила через еще одно предубеждение. И устроилась на работу. На дворе, все же, не 18 век, а 1965 год. Помогло то, что Каролина возглавляла список самых стильных женщин столицы Венесуэлы – ее охотно взяли в бутик Эмилио Пуччи, в качестве публициста и представителя по связям с общественностью.
В большой мир
Постепенно забылись унылые дни, проведенные в имении Гильермо. Каролина вновь окунулась в водоворот привычной для нее светской жизни. Однажды она встретила друга детства, Рейнальдо. Когда-то в юности они нравились друг другу, но пойти против воли родителей не хватило смелости. Теперь Каролина была свободна, да и молодой человек повзрослел. В 1968 году Дон Рейнальдо Эррера Гевара, маркиз Торре-Каса, сделал своей избраннице предложение. Счастливая невеста сама спроектировала для себя свадебное платье – легкое, как ветерок и золотистое, как солнце.
Каролина Эррера со вторым мужем, маркизом Торре-Каса
Совсем другая жизнь! Рим, Париж, Канны, Мальдивы… Среди хороших знакомых маркиза Торре-Каса были британская принцесса Маргарет и Жаклин Кеннеди. А богемные тусовки семидесятых, с участием Мика Джаггера и Энди Уорхола! Без ослепительной донны Эррера не проходила ни одна из них. Каролина не упускала возможности блеснуть стилем. Вдобавок она была начитанной и обладала искрометным юмором. Что сделало ее заметной фигурой в творческой среде: венесуэльская красавица была звездой Studio 54 и музой художников-авангардистов, а знаменитый Энди Уорхол подарил ей ее портрет. Огромное, во всю стену, полотно и по сей день является предметом гордости Каролины.
Каролина Эррера с собственным портретом кисти Энди Уорхола
В счастливом союзе родились еще две девочки – Каролина Адриана (Каролина Эррера-младшая) и Патрисия Кристина. Четырехкратное материнство ничуть не испортило фигуру Каролины: она оставалась все такой же стройной и элегантной. Врожденный вкус позволял ей без труда держаться на пике моды, не теряя индивидуальности. Впервые Каролина попала в Список самых стильно одетых знаменитостей в 1972 году, и с тех пор не покидала его. В 1980 году Каролина Эррера была увековечена в Зале Славы Всемирной Моды.
Дань призванию
Близится сорокалетие… отличный возраст, подходящее время для самореализации! Каролине давно уже советовали применить свои таланты в бизнесе. Что выбрать? Вне сомнения, моду, но в какой ее ипостаси? Каролину привлекал дизайн тканей. Однако давний друг семьи, граф Руди Креспи, посоветовал ей попробовать себя в качестве модельера. Диана Вриланд, главный редактор Vogue, полностью его поддержала.
Квартиру нью-йоркского знакомого временно переоборудовали в небольшую студию для показа тестовой серии из 24 платьев. Зрители разошлись, не высказав ничего определенного. Эррера проигнорировала господствующие в то время тенденции, согласно которым женщина выглядела похожей на мальчика-подростка. Она вернула на подиум Женственность…
Каролина уже готовилась признать поражение, но тут тишину разорвал телефонный звонок: «Алло! Это бутик Марты. Мы покупаем все ваши вещи, вы слышите – все!!». Следом позвонил еще один крупный нью-йоркский байер, за ним – еще и еще…
Оставалось найти стартовую сумму для открытия собственного дела. Первоначально штат сотрудников был совсем скромным – десять человек, включая саму леди-босс. В апреле 1981 была презентована полноразмерная коллекция, показ которой в Метрополитен-клубе Vogue сравнил с разорвавшейся бомбой. С того дня предприятие круто пошло в гору.
На Седьмой авеню открыл двери первый бутик, обставленный в фирменной черно-белой гамме, с невозмутимым дворецким у входа. В витрине занял место манекен: белоснежная блуза и черная юбка-карандаш – как символ непреходящей элегантности.
Семья Эррера окончательно переехала в Нью-Йорк.
Стиль
Талант плюс интуиция
В мире большой моды Каролина Эррера стоит особняком. Уникальнейший случай: женщина, не имеющая профессиональной подготовки, сумела занять место рядом с дипломированными дизайнерами и кутюрье, за плечами которых годы и годы обучения.
Злые языки (есть такие, а куда ж они денутся?) утверждают, что все стало возможным лишь благодаря полезным знакомствам. Но достаточно взглянуть на работы Каролины Эррера, чтобы понять: дело не в протекции. Перед нами – подлинный самородок.
Из показа Carolina Herrera
По собственному признанию Каролины, она абсолютно не умеет… шить! «Не просите меня скроить и сшить что-либо. Увы, я на это не способна. Но я точно знаю, как должно лежать плечо и выглядеть готовое платье». Ярчайший пример чисто женской интуиции. Точно так же интуитивно она подбирает моделей для своих дефиле. В 1980 благодаря ей была открыта супермодель Иман, позже – десятки других.
Культовый бренд
Модельер делает ставку на классику: «элегантность не бывает старой или новой. Она вечна». Известнейшие женщины мира одевались и одеваются у Carolina Herrera: Жаклин Кеннеди Онассис и Мишель Обама, герцогиня Диана де Мело и косметический магнат Эсте Лаудер; Эми Адамс, Мэрил Стрип, Рене Зелльвегер – ярчайшие звезды Голливуда выбирают наряды от Каролины Эррера.
Дженьюари Джонс, Тейлор Свифт, Рене Зеллвегер, Люси Лью в Carolina Herrera
Оглушительную славу принесли ей свадебные коллекции. Подвенечные платья пользуются особой любовью художницы, начиная с того наряда, что она создала на собственную свадьбу. В 1986 году дочь четы Кеннеди, Кэролайн, выходила замуж в платье от Эррера. После чего словосочетание Carolina Herrera стало нарицательным. Потом были герцогиня Диана, Кристина Хендрикс и другие именитые невесты.
К сведению: Каролина Эррера – автор лучшего свадебного платья за всю историю США! Оно — гениально в своей простоте, платье голливудской дивы Маришки Харгитей. В России же особо популярен другой шедевр – тот, что был на героине «Вампирской Саги».
Свадебная коллекция
Образ Каролины Эррера является самой действенной рекламой одноименного брэнда. Классический «белый верх, черный низ» в ее исполнении настолько неотразим, что даже искушенный Vogue не устоял: «мадонна белой блузки» появлялась на его обложке семь (!) раз.
Парфюм Каролина Эррера
Миллионы женщин грезят о нем. Жаждут обрести его. Единственный и неповторимый, свой собственный аромат. Часто их желания ассоциируются с заветной аббревиатурой – CH…
В 1987 году Каролина осуществила мечту, которая дремала в ней с детства. Осчастливила мир парфюмом, полным тропической страсти и неги, с нотами полуночного жасмина. За ним последовали еще три десятка ароматов, среди них культовый 212, посвященный Нью-Йорку («два-двенадцать» – телефонный код этого города).
Парфюм Carolina Herrera
Особенность ароматов от Каролины Эррера в том, что они парные. Каждому женскому обязательно соответствует мужской. «Нет ничего красноречивее для двух любящих людей» – улыбается она.
Маленькие радости от CH
Духи от Carolina Herrera лучше всего носить в… сумочке от вышеозначенного бренда. По крайней мере, так считают модницы. Сумочки CH отличаются высочайшим качеством фурнитуры, лаконичным и изысканным дизайном. Не менее популярна косметика, шарфы и прочие аксессуары.
Примерная мать и бабушка, Каролина Эррера не забыла и о самых маленьких модниках: в 2009 году она выпустила первый детский ассортимент, а в 2011 на Рю Кастильоне (Париж) открылся целый магазин детской одежды под лейблом CH.
Награды
Первое признание и первые лавры Каролина Эррера получила за то, что хорошо одевалась сама. А уже последующие – за то, что хорошо одевала других. Итак:
- 1972 – внесена в Международный Список хорошо одевающихся знаменитостей; 1980 – Зал Славы этой же организации.
- 1998 – Золотая Медаль от Испанского института Королевы Софии.
- 2002 – Премия «Совершенство» от Международного центра моды в Нью-Йорке, Испанская Золотая медаль «За заслуги в изобразительном искусстве».
- 2004 – Лучший Дизайнер женской одежды, по версии CFDA.
- 2008 – Премия Geoffrey Beene.
- 2012 – Премия International Superstar и звание «Дизайнер года».
- 2014 – Премия Совета кутюр «За артистизм моды».
И, по всей видимости, поток наград еще долго не иссякнет.
Работа проделана не зря…
Сегодня Каролина, несмотря на почтенный возраст, энергична и полна творческих замыслов. Она не собирается упускать из рук рычаги семейного бизнеса. Хотя, у нее надежная смена – в общее дело влились дочери с их семьями.
Госпожа Эррера известна в политических кругах – она является Послом доброй воли и одним из спонсоров международного Проекта по использованию морских водорослей в пищевых целях. О ее характере скажет всего одна фраза: «если бы мой труд сохранил жизнь хоть одному ребенку из тех, что умирают ежедневно от голода и болезней, я бы сказала: работа проделана не зря».
Из интервью
Вы помните ваш первый показ?
К: Да, это было в 1981 году, в Нью-Йорке, в выставочном центре Metropolitan Club. Отзывы были разными: некоторые журналисты говорили, что меня хватит на год или два. Но вот прошло тридцать лет, а я всё еще продолжаю заниматься любимым делом.
Был ли у вас наставник?
К: Своим наставником я могу назвать Диану Вриланд. Она всегда была моей подругой и именно к ней я обратилась, собираясь заняться дизайном принтов на тканях. Диана мне сказала: «Зачем это тебе? Это так скучно. Сделай коллекцию нарядов, посмотрим, что получится».
Как бы вы описали свой стиль?
К: Я думаю, Каролина Эррера – это современная классика. Дама, одетая в Carolina Herrera элегантна и женственна. Мне не нравится бездумное следование последним трендам. Я верю, что каждый человек должен иметь свой собственный неповторимый стиль.
Что такое элегантность в вашем понимании?
К: Элегантность – это простота. Это не только одежда, но и поведение, образ жизни человека.
Ваша классическая белая блузка стала необходимой вещью в гардеробе каждой леди. А что еще должно быть в шкафу современной элегантной женщины?
К: Конечно, маленькое черное платье, которое можно носить и днем, и вечером, украсив его драгоценностями. Вообще, вся одежда, которая у вас есть, должна придавать вам чувство уверенности в собственной неотразимости.
Что вас вдохновляет?
К: Красивая картина, прогулка, люди, которых я встречаю, разговор, книга. Воображение и любопытство – главные качества дизайнера.
Ваш любимый цвет?
К: Желтый, потому, что это цвет солнца и голубой – голубое небо. Еще я люблю черный. А на торжественные приемы обычно выбираю белые наряды.
Вы работаете с дочерьми. Сложно ли сохранять теплые семейные отношения, трудясь вместе?
К: Каролина и Патрисия поддерживали меня с самого начала становления бизнеса. И я никогда не заставляла их работать у меня: для каждого человека важно заниматься своим любимым делом. Но, если им нравится мир моды и фэшн-бизнес, я счастлива. Дочери имеют свой собственный вкус, отличный от моего, и заставляют меня смотреть на многое в ином свете. Это прекрасный источник вдохновения.
Официальный сайт и профили в социальных сетях
Инстаграм: houseofherrera (@houseofherrera)
Икона стиля: Каролина Эррера
Фото: Getty Images, Rex Features, архивы пресс-служб
9 сентября в нью-йоркской галерее Salon 94 прошел юбилейный показ Carolina Herrera — ровно 40 лет назад, в 1981-м, Каролина Эррера показала свою дебютную коллекцию, которую The New York Times позднее назвали началом новой эры в американской моде. Причиной тотального и многолетнего успеха дизайнера стало в первую очередь ее безупречное чувство стиля — Эррера была идеальным воплощением своего бренда.
Мария Каролина Жозефина Паканинс и Ниньо родилась с серебряной ложкой во рту. Ее отец, Гильермо Паканинс Асеведо, был видным политическим деятелем и губернатором Каракаса — столицы Венесуэлы, где проживала семья Каролины.
Маленькую Каролину не особенно интересовали куклы. Она увлекалась конным спортом, играла в теннис и периодически выбиралась с матерью и бабушкой на показы в европейские столицы. На своем первом модном шоу — Balenciaga — Каролина побывала в 13 лет.
«Возможно, у меня всегда был интерес к моде, и однажды он внезапно проснулся. В детстве больше всего в жизни меня интересовали лошади, теннис, собаки и нормальная жизнь, но точно не мода», — вспоминала Эррера
В 1965 году, когда Каролине исполнилось 26 лет, она стала заниматься связями с общественностью в венесуэльском представительстве компании близкого друга семьи — знаменитого дизайнера Эмилио Пуччи. В 1968-м Каролина второй раз вышла замуж — за друга детства, журналиста Рейнальдо Эрреру, происходящего из известного испанского рода (первый раз замуж Каролина вышла в 18 за венесуэльского землевладельца Гильермо Беренса Телло и прожила с ним семь лет). За ними закрепилась слава одной из самых стильных пар в Каракасе. Они путешествовали по миру и не пропускали ни одного важного светского события. Так, в 1975-м Рейнальдо и Каролина несколько дней гостили в Виндзорской резиденции, где она вела светские беседы, отказывалась играть в шарады и ужинала в компании принца Чарльза и принцессы Анны. Впечатлений хватило на несколько абзацев, которые потом вошли в колонку Рейнальдо для Vanity Fair.
В 1980 году Каролина и Рейнальдо обосновались в Нью-Йорке, где уже чувствовали себя как дома. Во время частых вылазок в Америку чета обзавелась множеством влиятельных знакомых, от арт-коллекционеров и светских див до постоянных посетителей «Студии 54» вроде Бьянки Джаггер, Роя Холстона и Энди Уорхола. C последним Каролина познакомилась благодаря клатчу Van Cleef & Arpels. «Энди взял его у меня и игрался с ним всю ночь [в „Студии 54“]. Когда пришло время вернуть [клатч], он сказал: „Подаришь его мне, и я сделаю твой портрет“. Я ответила: „Забирай“», — позднее вспоминала Каролина Эррера. Уорхол сдержал слово и создал три портрета своей новой знакомой. На самом известном из них Эррера изображена с розовыми стрелками, ярко-красными губами и массивными серьгами Van Cleef & Arpels.
В реальной жизни Каролина Эррера выглядела менее экстравагантно. «Светлые локоны, красивое белое платье с кружевом. Она была похожа на восхитительную куклу», — рассказывала светский хроникер Women’s Wear Daily и W Magazine Эйлин Меле. Тогда за Каролиной Эррерой еще не закрепился хрестоматийный комплект «белый верх, черный низ», который впоследствии стал ее визитной карточкой.
На светские мероприятия Каролина выбиралась в блузах c необычными принтами, брюках с завышенной талией и платьях-трапециях ярких цветов. «Я предпочитаю одежду простого, хорошего покроя, но экстравагантную. Ничего слишком вычурного, слишком кричащего», — рассказывала Каролина Эррера в интервью Vogue. За «кричащее» в ее образах отвечала помада. Правда, свой идеальный вариант Каролина нашла только в 1990-х — Bobbi Brown в оттенке Plum Stain. Когда эту помаду перестали выпускать, Каролина Эррера купила все остававшиеся в магазинах запасы, а потом обратилась лично к Бобби Браун. Говорят, какое-то время визажистка лично присылала дизайнеру тюбики ее любимой помады.
Каролина Эррера и Диана Вриланд
Вскоре после переезда в Нью-Йорк в начале 1980-х Каролина Эррера начала подыскивать себе какое-нибудь новое занятие. Остановилась на текстильном дизайне, но, прежде чем приступить к осуществлению задуманного, решила обратиться за советом (и поддержкой) к Диане Вриланд. Та к тому моменту уже покинула пост главреда Vogue и занимала должность куратора Института костюма. Разговор оказался судьбоносным.
«О, это так скучно! — разочарованно воскликнула Диана Вриланд, когда Каролина Эррера торжественно представила план на свое ближайшее будущее. — Дизайн тканей? Почему бы тебе не попробовать что-нибудь другое? Может, выпустишь коллекцию платьев? Это же гораздо веселее».
С запуском бренда и организацией первого показа в 1981 году Каролине помогли граф, международный директор Vogue Brazil и редакционный директор Vogue Mexico Родольфо Креспи и его жена, редактор итальянского Vogue Консуэло Креспи. Как почти 40 лет спустя напишет фэшн-журналист Александр Фьюри, «дебют Каролины Эрреры был чем-то вроде важной вехи, началом новой эры».
Зрелище было впечатляющее. Модели, среди которых была Иман (она вышла на подиум в платье, державшемся на булавках, которое дизайнер не успела закончить), перемещались по роскошным залам нью-йоркского частного клуба «Метрополитен», впервые арендованного для такого события. Музыканты исполняли хиты Коула Портера. В первом ряду аплодировали сливки нью-йоркского модного комьюнити — Палома Пикассо, Бьянка Джаггер, Энди Уорхол, Диана Вриланд и сооснователь «Студии 54» Стив Рубелл, которому пришлось купить галстук в ближайшем универмаге, чтобы его пустили на шоу. Еще тогда, на своем дебютном показе, Каролина Эррера нарядила моделей по своему образу и подобию. Как отмечалось в рецензии Women’s Wear Daily, даже прически на шоу были «в духе Эвы Перон» — бывшей первой леди Аргентины, с которой Каролина разделяла любовь к шиньонам.
Успех дебютной коллекции Каролины Эрреры был налицо: на дизайнера обратили внимание не только универмаги Saks Fifth Avenue и Bergdorf Goodman, но и Джеки Кеннеди. Бывшая первая леди Соединенных Штатов стала для Эрреры идеальной клиенткой и заодно помогла распространить славу о новом талантливом дизайнере за пределами нью-йоркской светской тусовки. «Джеки обратилась ко мне, когда я только начинала, — вспоминала Эррера. — С ней было весело, и она меня очень вдохновляла. Она была такой естественной, точно знала, чего хочет и что будет хорошо на ней смотреться».
Через 20 лет Каролина Эррера снова оказалась в центре события, разделившего американскую моду на «до» и «после». Самый масштабный по количеству жертв теракт в истории пришелся на четвертый день недели моды в Нью-Йорке. Через несколько дней после трагедии 11 сентября в шоуруме Carolina Herrera прошло шоу An American View, в рамках которого свои коллекции представили 11 молодых американских брендов.
Это событие стало точкой отсчета в истории «новой американской моды». В ней Каролина Эррера играла важную роль: поддерживала Нью-Йоркскую неделю моды и начинающих дизайнеров в CFDA, собирала американских звезд на красные дорожки и одевала первых лиц США (даже Меланию Трамп, от которой в 2016-м открестились почти все американские бренды). Не обошла стороной и кино, создав один из самых известных нарядов в американском кинематографе — свадебное платье главной героини «Сумерек» Беллы Свон.
Кстати, любопытный факт. Женщина, которая вошла в историю как одна из главных представительниц американской моды, получила паспорт Соединенных Штатов только в 2009 году.
В 2018-м, за неделю до показа осень 2018, Каролина Эррера объявила об уходе из собственного модного дома. На прощальном шоу она снова вывела на подиум своих «двойников» — в белоснежных рубашках с закатанными рукавами и с аккуратно собранными волосами. Так же в тот день выглядела и сама Эррера, когда напоследок выглянула на поклон вместе с сотрудниками своего модного дома. «Белая рубашка дарит мне чувство безопасности. Она выглядит стильно в любой ситуации. У меня рубашки разных стилей для разных случаев, — признавалась Каролина Эррера. — Брюки лучше всего сочетаются с рубашкой с мужского плеча, а для юбки-карандаша нужен более облегающий вариант».
Кресло креативного директора бренда занял ее любимчик Уэс Гордон, заслуживший доверие Каролины за 11 месяцев работы креативным консультантом. Сейчас они вместе ходят на завтраки, выбираются на выставки и заглядывают в бутики на Мэдисон-авеню. Каролина гордится успехами своего преемника, а Гордон — тем, что наставница одевается в его вещи. Недавно, например, она заказала ему черный шерстяной жакет.
Из таких простых, но элегантных вещей и состоит ее гардероб. В свои 82 она носит все те же накрахмаленные белые рубашки, не имеет ничего против ботокса («Почему нет? Я верю в то, что кожа должна быть чистой и свежей»), не верит в тренды и советует не пренебрегать одеждой из масс-маркета. «Все эти магазины вроде Zara и H&M копируют то, что мы делаем, для масс. Я думаю, эти вещи великолепны, потому что доступны каждому, — считает Каролина Эррера. — Элегантность — это целая комбинация разных вещей. Она никак не связана с красотой или деньгами, но важно знать, что вам идет. Если мне понравится что-то в Zara, H&M или в любом другом похожем магазине, я куплю это. Я люблю сочетать разное».
Уэс Гордон и Каролина Эррера
На протяжении 37 лет Каролина Эррера была не только дизайнером своего бренда, но и его глобальным амбассадором. С этой ролью она успешно справляется до сих пор: рассуждает об элегантности, ругает соцсети («В каждом человеке должна быть загадка!»), терпеливо отвечает на вопросы о любимой униформе — черном низе и белом верхе — и делится своими секретами успеха: «Думаю, чтобы выжить в этом бизнесе, нужно во что-то верить. Если хотите быть дизайнером, вы должны быть уверены в том, что вы делаете именно то, во что верите. Я верю в гламур. Я верю в красивых, элегантных женщин. И я верю, что женщины становятся красивыми, когда надевают Carolina Herrera».
Carolina Herrera
Carolina Herrera – люксовый бренд, что выпускает одежду, а также дополнительные аксессуары, обувь и парфюмерию для мужчин и женщин. Компания расположена в Соединенных Штатах Америки, а бутики с обновляемыми ежегодно коллекциями можно встретить в 40 странах мира на всех континентах: от Америки до Азии.
Среди прочих американских дизайнеров, марку Carolina Herrera отличает особый элегантный крой одежды, дизайнерское сочетание классических форм с оригинальной отделкой, драпировкой, вышивкой ручной работы, кружевами, бантами или аппликациями. И все это сопровождается высоким качеством и выбором дорогих материалов.
Официальный сайт Carolina Herrera www.carolinaherrera.com
Инстаграм Carolina Herrera @carolinaherrera
Дизайнеры модного дома Carolina Herrera:
- Каролина Эррера 1981 – 2018
- Уэс Гордон 2018 – наши дни
История успеха бренда Carolina Herrera
Основательница Carolina Herrera – одного из ведущих домом моды Америки, принадлежит к старинному роду, проживающих в Венесуэле. Отец юной Каролины служил губернатором в Каракасе, и с рождения девочка была окружена роскошью и красотой. За покупками семья часто ездила в Париж. И именно бабушка познакомила будущего дизайнера с миром моды, взяв Каролину в возрасте 13 лет на показ Balenciaga.
Личная жизнь складывалась также достаточно успешно и после второго брака и счастливого пополнения семейства в возрасте 30 лет, Каролина Эррера начинает интересоваться модой и стилем. Ее стиль становится в центре внимания представителей модной индустрии, а ее образы стали мелькать в светских хрониках.
Каролина Эррера имела круг достаточно влиятельных людей, среди которых была сама Диана Вриланд, занимающая пост главного редактора Vogue US. Благодаря наставлению подруги и окружению друзей из fashion-индустрии, начинающий дизайнер начала интересоваться производством одежды.
Решающим моментом в открытии своего ателье по пошиву модной одежды становится переезд семьи Эррера в Нью-Йорк. А главными вдохновителями выступили отзывы окружающих, которые неустанно восхищались безупречным вкусом молодой женщины. Не раз жена успешного венесуэльского телеведущего Ринальдо Эррера Гевара возглавляла список самых стильных женщин Венесуэлы, а ее образ с белой рубашкой, черными брюками и красными лодочками стал ее пропуском в мир моды.
В 1980 году Каролина Эррера открывает ателье в Нью-Йорке и создает свою первую коллекцию, состоящую из 20 нарядных платьев, которые для нее сшила знакомая швея из Каракаса. Первый показ прошел достаточно скромно и был предназначен только для близких друзей. Но успех не заставил себя ждать и вскоре к самой владелице ателье пожаловал известный нью-йоркский байер, готовый купить всю коллекцию целиком.
Для становления собственного бренда, готовым изготовлять одежду в больших масштабах, требовалось партнерская и финансовая поддержка, что и находит в лице известного издательского магната Армандо де Армас, проживающего в Каракасе. Уже через год в 1981 году была готова полноценная коллекция платьев, которую начинающий креативный директор показала в клубе Метрополитен под маркой Carolina Herrera.
Искушенной светской публике понравился стиль, предложенный компанией Carolina Herrera, которая начинала набирать бешеные обороты. Первой звездной поклонницей становится Жаклин Кеннеди. А после того, как дизайнером было изготовлено подвенечное платье для Кэролайн Кеннеди в 1986 году, имя новоиспеченного дома становится известным на всю Америку.
С самого старта успеха модного мода, на Каролину Эрреру обрушивалась как критика, так и хвалебные отзывы. Не имея специального образования и даже умения пошить одежду, основательница модного дома умела на интуитивном уровне чувствовать наряд и способностью воплотить воображаемые идеи в реальность. Немаловажную роль в становлении успеха бренда сыграло окружение Каролины, а также семья, которая всегда была опорой модного дизайнера.
Стиль американского модного бренда Carolina Herrera
Уникальный подход к созданию одежды марки Каролина Эррера носила свой характер. Так, дизайнер первая стала использовать в своих нарядах подплечники, аргументируя это тем, что так женская талия выглядит тоньше. И так, блейзеры, рубашки, жакеты, верхняя одежда имеют свой отличный знак – наличие подплечников. Каролина Эррера уделяла особое внимание классическим нарядам. Она хотела одеть сильную, успешную женщину.
Дизайнер также экспериментировала с формами рукавов. Начиная со своей первой коллекции Каролина Эррера создавала наряды с объемными большими рукавами, которые она позаимствовала из моды викторианской эпохи и удачно адаптировала к современному видению моды.
Модный дом Америки Carolina Herrera принадлежит к современной классике, что удачно сочетается с последними модными тенденциями и представлены в новой интерпретации. Классический образ с белым верхом и черным низом в сочетании с элегантной обувью никогда не будет выглядеть скучно, если вы выберете одежду из коллекции данного бренда.
Каролина Эррера стремилась создать стиль для женщин, которые прежде всего ценят индивидуальность и отменное качество. Женщина от Carolina Herrera – жительница большого города, которая хочет чувствовать себя уверенно в любой ситуации, не важно на работе или в кругу близких людей. Дизайнер дает молодым девушкам советы не акцентировать чрезмерное внимание на внешнем виде, иначе это может показаться легкомысленным. А продумывать образы до мелочей, добавляя аксессуары в зависимости от модного случая.
Отдельного внимания заслуживают платья, разработанные брендом Carolina Herrera. Женственность – главная отличительная черта нарядов, которые можно с легкости надеть с утра на деловую встречу, а вечером отправится на премьеру в театр. Каролина Эррера стремилась, чтобы женщины чувствовали себя в платьях данной марки сильными и в тоже время элегантными и достойными мужского восхищения.
Мода – это волшебство, фантазия, безумие, она переменчива и капризна. К ней нельзя терять интерес. Если вам кажется, что вы уже все видели, – пора выходить на пенсию
Кто предпочитает одежду бренда Carolina Herrera
Среди преданных поклонниц модного дома Carolina Herrera значатся жены глав держав и монаршие особы. Первой клиенткой молодого бренда стала Жаклин Кеннеди Онассис. Элегантные костюмы и платья моментально пополнили гардероб экс-супруги президента Америки и жены греческого миллионера. Мишель Обама и Мелания Трамп также не раз появлялись на публике в нарядах модного бренда Carolina Herrera.
Жена принца Гарри и молодая герцогиня Сессекская, Меган Маркл, также предпочитает элегантные наряды американского люксового бренда Carolina Herrera. Платья данного бренда как нельзя лучше отвечают строгому королевскому дресс-коду. Длинные ансамбли свободного силуэта или утонченные наряды длины миди подойдут для различных выходов, где требуется соблюдения дресс-кода.
Королева Испании Летиция уже давно входит в топ стильных особ, стиль которой копируют женщины по всему миру. Королева выглядит прекрасно как в одежде масс-маркета, так и в люковых нарядах, среди которых особое место занимают платья Carolina Herrera. Всегда безупречно одетая Королева Летиция радует своим особенным вкусом и элегантными нарядами.
На красной дорожке Голливуда часто можно встретить современных звезд, которые выбирают платья люксового бренда США. Наряды Каролина Эррера не раз появлялись на кинопремиях Оскар, Золотой глобус, BAFTA и других светских мероприятиях. Так, Николь Кидман, обладательница безупречного вкуса в одежде, а также ее коллега Сара Джессика Паркер, для красной дорожки предпочитают вечерние платья Carolina Herrera.
Карли Клосс для своих светских выходов любит одеваться в элегантные наряды марки Carolina Herrera. С 2016 года популярная модель и телеведущая является лицом парфюмерной линии Good Girl, что как нельзя лучше передает натуру современной женщины. Карли великолепно справляется с ролью посланницы красоты данной марки, а мы с удовольствием наблюдаем за звездными образами модели.
Стиль бренда Carolina Herrera отличается особой элегантностью, с современным видением моды. В нарядах американского модного дома идеально переплетаются монохромные цвета с яркими акцентами в виде декора или вышивки, полупрозрачные ткани гармонично сочетаются с твидом или льном. А строгое, на первый взгляд, платье может иметь пикантный вырез или открытую спину. В коллекциях преобладают приталенный силуэт и пышная юбка, что великолепно создает акцент на женственности модели.
Рассмотрев потрясающие платья творения модного дома Carolina Herrera, я отправляюсь на поиски модных новинок, ведь мне по-прежнему ✭ Нечего Надеть ✭
Каролина Эррера – биография, фото, личная жизнь, новости, коллекции 2018
Каролина Эррера: биография
Модельер Каролина Эррера сделала блестящую карьеру в США, став законодательницей мировой моды и богатейшей женщиной Америки. Ее биография — вовсе не сказка о Золушке, добившейся успеха с нуля, а история человека, увлеченного любимым делом больше, чем светскими тусовками и роскошной жизнью.
Детство и юность
Мария Каролина Жозефина Паканинс Ниньо родилась 8 января 1939 года в Каракасе, столице Венесуэлы. Вторая из четырех дочерей в семье губернатора росла вместе с сестрами среди многоцветья тропического сада, окруженная роскошью и заботой. Отец Каролины прививал дочерям строгую дисциплину: прежде чем сделать карьеру чиновника, Гильермо Паканинс Асеведо служил офицером воздушных войск Венесуэлы.
Каролина Эррера
Мать девочек, Мария Кристина Ниньо Пассиос, и бабушка подавали пример стиля и женственности в нарядах. Одним из хобби бабушки была кулинария. Кухня, полная волшебных ароматов, казалась маленькой Каролине сказочной страной. Ароматы цветов и специй, краски тропической природы, платья и аксессуары от Balenciaga и Lanvin сформировали утонченный вкус будущей законодательницы моды.
Коллекция кукол наряжалась в собственноручно сшитые маленькой хозяйкой наряды, скопированные с платьев мамы и бабушки, но сама Каролина чаще носила белые блузки, не изменив любимому наряду и во взрослой жизни. Шуршащие блузы с отложным воротом были основой школьной одежды и костюма для верховой езды юной аристократки.
Каролина Эррера в молодости
Тринадцатилетней девушке бабушка организовала экскурсию на модный показ в Париж, но шоу Кристобаля Баленсиаги не слишком впечатлило подростка. Каролину тогда больше интересовали лошади и книги. Аргентинского скакуна дочери подарил отец, а любовь к чтению привила мать. После школы юная аристократка поступила в Технологический институт на факультет биохимии и вышла замуж.
Личная жизнь
Замужество восемнадцатилетней дочери губернатора было данью традиции. Жениха, богатого землевладельца Гильермо Беренса Тельо, одобрило старшее поколение семьи Паканинс и Ниньо, а юная невеста правом голоса пока не обладала. Заявить о личных желаниях Каролина решилась только в 25 лет, когда подала на развод и вернулась под опеку родителей. За это время у супругов родились две дочери: Мерседес и Анна-Луиза.
Каролина Эррера и ее первый муж Гильермо Беренса Тельо
Второго мужа аристократка выбрала самостоятельно. Знакомый Каролине с юности дон Рейнальдо Эррера Гевара стал ее супругом в 1968. Так появилось имя Каролина Эррера, ставшее впоследствии широко известным брендом, и – первое свадебное платье, которое спроектировала будущая знаменитость. Легкий, как морской бриз, и золотистый, как лучи тропического солнца, наряд невесты подчеркнул красоту и элегантность женщины и попал на страницы журналов.
Каролина Эррера и ее муж Рейнальдо Эррера Гевара
В счастливом браке родились еще две дочери: Каролина Адриана и Патрисия Кристина. Каролина Адриана, или Каролина Эррера-младшая, стала первой помощницей матери в бизнесе. Позже в семейное дело влились все дочки вместе с мужьями. Мать четырех детей и бабушка шести внуков до сих пор сохраняет изящную фигуру, умело ее подчеркивая. С 1972 года Каролина Эррера по праву входит в список самых стильных знаменитостей.
Реализовавшись в ролях светской львицы, жены и матери, Каролина решает заняться бизнесом. В 1980 семья Эррера переезжает в США. Давние друзья – граф Руди Креспи и Диана Вриланд, главный редактор журнала Vogue, убедили стильную даму попробовать стать модельером. Первая коллекция, показанная в Нью-Йорке, состояла из 24 платьев. Вопреки господствовавшему в семидесятых годах образу женщины-мальчика Каролина вывела на подиум женственность.
Модельер Каролина Эррера
Мини-коллекция впечатлила потенциальных заказчиков, и дело пошло. Десять человек – весь штат предприятия — трудились не покладая рук над созданием полноразмерной коллекции, которая была продемонстрирована в Метрополитен-клубе в апреле 1981 года. На Седьмой авеню на Манхэттене открылся бутик, обставленный строго и лаконично, с манекеном в витрине, одетым в классическую черную юбку и белую блузку.
Классика вечна. Элегантность, воплощенную модельерами бренда Carolina Herrera, выбирают первые леди США и звезды Голливуда. Свадебные коллекции создаются Каролиной с особой тщательностью, ведь невеста должна быть неотразима в самый торжественный день жизни.
Свадебное платья Беллы Свон
В платьях от Эрреры идут под венец дочери президентов и аристократов, актрисы и даже Белла Свон из фантастического фильма «Сумерки. Сага: Рассвет».
При этом сама Каролина не получила профессионального образования и, по собственному заявлению, не умеет шить. Но она знает, как должно выглядеть платье, и доносит это знание до подчиненных. В 1987 году дизайнер взялась за реализацию нового для себя направления. Каролина создала духи с запахом любимого цветка – жасмина. За первой ароматической композицией последовали еще тридцать. Парфюмы от Эрреры парные – с женским гармонирует одноименный мужской.
Платья от Каролины Эррера
Маленькие модницы и модники тоже не забыты Каролиной: в 2009 году увидела свет первая коллекция детской одежды Carolina Herrera, а в 2011 году в Париже открылся магазин, в котором родители малышей и подростков найдут детям наряд для торжественных выходов в свет. Каждый из сотен магазинов бренда предлагает посетителям также сумочки, перчатки и другие аксессуары, подчеркивающие красоту наряда.
Каролина Эррера сейчас
12 февраля 2018 года Каролина Эррера представила новую коллекцию нарядов для весны и лета. По-весеннему яркая расцветка моделей создает радостную легкую атмосферу. Сочетание красного, сиреневого, индиго и изумрудного цветов могло бы показаться кричащим, если бы не удивительное чувство вкуса дизайнера одежды.
Каролина Эррера в 2018 году
Вдохновившись картинами фламандских художников, Каролина Эррера щедро украсила наряды изображениями растений. Тюльпаны и георгины разбросаны по полю многослойных юбок и вышиты на пальто. Строгие силуэты брюк и мягкие струящиеся линии вечерних платьев из прозрачного шифона и органзы уже взяты за образец модницами и портными.
Фото коллекции выложены на официальном сайте Carolina Herrera и в «Инстаграме». Несмотря на преклонный возраст, владелица сети магазинов не пренебрегает возможностями рекламы в соцсетях, однако о личной жизни рассказывает мало, уделяя больше внимания освещению творческих находок.
Каролина Эррера
Незадолго до модного показа Каролина заявила, что уходит с поста руководителя бренда. После 37 лет работы создательница лейбла передала пост креативного директора Уэсу Гордону – талантливому молодому американскому дизайнеру, основателю торговой марки Wes Gordon. Сейчас, в 79 лет, по мнению самой стильной бабушки, наступило подходящее время пожить размеренной жизнью.
Оценка состояния
По приблизительным оценкам экспертов, состояние Каролины Эрреры превышает $100 млн. Основную часть денег принесли бизнес-леди лейблы Carolina Herrera New York и CH Carolina Herrera.
История прически в Испании XVI-XVII веков
Глава пятая. Испанские прически XVI начала XVII века
Общая характеристика
Географические открытия и захват новых земель увеличили приток богатств в страны Европы. Завоеватели варварски грабили коренное население Америки, Африки, Азии. В середине XVI века особенно стала выделяться Испания. Открытие Христофором Колумбом Америки, а затем завоевание ее земель превратило Испанию в самую могущественную державу мира. Присоединив к своим колониям в Америке земли южной Италии, Испания так расширила свою территорию, что появилось крылатое выражение – “владения королей так велики, что в них никогда не заходит солнце”. Золото, награбленное в колониях, дало возможность Испании пережить стремительный расцвет.
Власть короля становится неограниченной. В стране создается хорошо оснащенный военный флот и сильнейшая в Европе наемная армия. В создании мощного государства король нашел союзника в лице католической церкви. “Святая инквизиция” жестоко и фанатично преследовала иноверцев и еретиков. Страх быть обвиненным в распространении ереси преследовал каждого. По всей стране пылали костры, на которых сжигались невинные люди.
Рис. 54
Но, несмотря на жестокие меры, церковники не могли остановить развитие национальной культуры и искусства, вобравшей лучшие черты итальянского Ренессанса и элементы мавританской культуры. Испанское Возрождение было подвержено сильному влиянию католической церкви. Испанский уклад жизни был во многом подчинен религиозным требованиям. Моду в костюме и прическах диктовал королевский двор, согласуя ее с церковными канонами, которые требовали сокрытия форм тела. Невзирая на свою чопорность и монотонность, испанская мода оказала сильное влияние на формирование мод стран Западной Европы – в конце XVI века Испания стала законодательницей мод. Процесс освободительной борьбы, продолжавшейся столетиями, наложил отпечаток на нравственный и внешний облик испанского народа. В Испании благодаря единству целей в борьбе против угнетателей-мавров не было сильного различия между простыми горожанами и мелким дворянством. Однако многовековое владычество завоевателей не могло пройти бесследно. Восточное влияние проявилось в быту, в отношении к женщине, наложило определенный отпечаток на культуру. Испанская аристократия совместно с католической церковью старалась всеми силами бороться с новыми веяниями, подавляя и преследуя передовых мыслителей. Аристократы богатели, а крестьяне и средние слои разорялись. Но несмотря на трудности, испанская культура переживает подъем. Пронизанная гуманистическими идеями, художественная литература, драматургия, живопись вступает в свой “золотой век”. Имена Лопе де Вега, Сервантеса, Веласкеса, Сурбарана и многих других знает и почитает весь мир. Судя по портретам этого времени, испанцы представляли идеал красоты мужчины как сочетание храбрости и мужества. Высокие, с худощавой фигурой, крупными чертами лица, густой шапкой тщательно причесанных волос, холеными белыми руками кавалеры считались красивыми.
Женщины должны были быть с белой кожей, без оттенка желтизны, стройной фигурой, гордой и плавной походкой, ценили в женщине остроумие, умение вести себя в обществе, играть на различных музыкальных инструментах, петь.
Основные виды и формы причесок. Все мужские прически представляли собой короткую стрижку (рис. 54). Это объяснялось прежде всего модой на высокие стоячие воротники типа фрезы, “мельничных жерновов”. Прически из длинных волос типа “колба”, популярные в Италии, были неудобны. Воротники заставили их укоротиться. Волосы стали подстригать “ступеньками”, а на лбу завивать в мелкие локоны.
Носили прически из полудлинных волос, подвитых концами внутрь. Часто можно было видеть прически с зачесанными назад волосами, уши при этом оставались открытыми. Длина волос достигала плеч.
Рис. 55
В Испании мода на парики не была массовой, их носили только щеголи. Закупали их во Франции. Мужчины-простолюдины носили’ прическу “пейзан”, “в кружок” или прически с косичками, заправленными в маленькую бархатную сеточку, которая свешивалась на плечо или спину. На конце иногда завязывали бант. Волосы стали в прическах короче. При коротких прическах бакенбарды подстригались короче. Одни носили бороду заостренной формы, другие чисто выбривали лицо. Из-за своей огромной популярности остроконечные бородки получили название “эспаньолок”. При помощи специальных маленьких ножниц и щипцов бороде придавалась клинообразная форма. Носили бороды и других форм – раздвоенные на концах, округлые. Дополнением к бороде были усы. К ним относились с еще большим вниманием, чем к бороде. Были усы с концами, загибавшимися буквой “икс”, с концами, которые торчали как пики. Встречались и многоярусные усы. Гранды носили усы “бравадо”: концы усов закручивались кверху двумя длинными пиками. Концы усов специально смолили или фабрили. С 40-х годов XVI века усы становятся еще длиннее. Было много разных фасонов усов и бород, поэтому в парикмахерских, цирюльнях обычно выясняли сначала, какие усы и бороду хочет клиент. Для придания солидности подстригали и завивали по одному фасону, если клиент желал понравиться даме сердца, – по другому, для устранения соперника – по третьему.
Мужские прически XVII века, несмотря на общеевропейское влияние французского королевского двора в области мод, изменяются очень мало. Сохраняются короткие стрижки. Удлиненные французские парики типа “бинетт”, “пудель”, “грива льва” не находят массовых поклонников. Прически продолжают делать из естественных волос. Распространяется прическа “а-ля Каденетт”, с заплетенной косичкой сбоку и одним или двумя длинными локонами, спадавшими на воротник. Формы бород и усов продолжают сохраняться.
Женские прически, как и мужские, по сравнению со средневековыми претерпели изменения. Законодательницами мод стали королевы. Силуэт прически изменился из-за перемены формы воротников. Распространяются среди придворных дам высокие прически, пучки на макушке, валики надо лбом. Часто прически делали на каркасах из медной проволоки, на которые крепили волосяные пряди. Прически делались в большинстве из завитых волос. Благодаря каркасам в форме груши, сердца, кегли, яблока появились высокие прически с такими же названиями (рис. 55). Эта прическа состояла из нескольких видов локонов. По лбу, на висках завивали легкие, мелкие локоны, среднюю часть прически делали более массивной из буклей или трубчатых локонов. Аристократки носили прическу “куафиа де папос”, состоявшую из прямого пробора и кос, уложенных баранками на щеках, плоско. Прическа получила такое название из-за своей степенности и строгости. Носили и сложные прически, вместо кос укладывали на щеки объемные полушария – бандо.
Девушки носили волосы распущенными, украшали их налобными обручами или широким валиком кольцеобразной формы из пестрой материи, лент или повязок. Часто волосы заплетали в косы и укладывали в высокие пучки на теменной части, убирали в золотые или серебряные тонкие сетки. С распространением высоких воротников волосы стали подкалывать на макушке длинными золотыми шпильками, убирать в расшитые жемчугом сетки, закалывать гребнями. Прическа “куафиа де папос” просуществовала недолго, ее сменила еще более чопорная. В такой прическе волосы разделялись прямым пробором, гладко приглаживались на две стороны, а на затылке взбивался или прикреплялся объемный пучок. Сетки значительно удлинились – длина некоторых достигала земли. Они перевязывались целым рядом буфов.
Дамы высшего сословия носили парики и часто окрашивали свои природные волосы в другие цвета. Мода на парики пришла из Мадрида, причем модницы придумали новшество: парики теперь делались не из волос, а из шелковых нитей с вплетенными в них жемчугом и кружевом. Увлечение париками быстро распространилось при дворе. Прически париков были сложные – на голове воздвигалась целая башенка из проволоки, лент, перьев и кружев. Лицо дамы, густо набеленное и нарумяненное, “тонуло” в этом нагромождении. Добавлением были драгоценности – нити и камни.
В XVII веке популярность получает прическа геометрической формы, напоминавшая по силуэту египетские парики. Сверху прическа была плоской, широкой по краям, дополнением служили ленты. Очень эффектны были прически королевы Изабеллы Португальской, жены испанского короля Карла I. Одна из них изображена на полотне Тициана “Портрет Изабеллы Португальской” (1535). Волосы разделены прямым пробором, гладко зачесаны на виски, лоб открыт, от висков идут плотно заплетенные и уложенные на ушах косы с завитыми прядями, которые закручены в ракушки; на теменной части – также два ряда кос, плотно прилегающих к голове и идущих от уха до уха. По пробору приколота брошь. Аналогична изящная прическа Марии Луизы Бурбонской. Длительная борьба испанского народа за свою независимость воспитала боевой дух, который проявился даже в женских прическах. Об этом свидетельствует распространившаяся прическа типа “боевой конь”. Она делалась наподобие конского хвоста: волосы высоко завязывались на макушке и падали волной на спину и плечи. У основания волосы переплетались или жгутом, или лентой. Иногда “хвост” разделялся на две части. Волосы подвивали спиралеобразными локонами, добавляли искусственные пряди.
Характерной чертой испанских причесок были завитки, уложенные на лбу и щеках. Знатные дамы носили пришитые к головным уборам букли и локоны разного цвета. Часто прически и парики обильно посыпали цветными порошками. Особенно эффектно выглядела фиолетовая или золотая пудра, которой посыпали волосы черного цвета.
Девушки из народа носили распущенные по плечам и спине волосы. Замужние собирали их в низкие пучки, закалывая гребнем. Форма этой прически стала классической для испанок всех сословий.
В XVII веке женские прически в основном сохранили свой национальный колорит. Парики применялись чрезвычайно редко, а если надевались, то из-под них выпускали пряди естественных волос в виде отдельных завитков или пейсов. Аристократки носили прически из кос, которые укладывались параллельными рядами или в виде жгутов и бандо.
Костюмы испанских придворных отличались от итальянских и французских богатством тканей, а также цветовой гаммой. В 30-40-х годах преобладали светлые цвета, но уже в середине XVI века они стали встречаться очень редко. Официальными были черно-белые цвета, оттеняющие белизну кожи, которой так кичились придворные гранды, – она отличала их от мавров и людей, родившихся от смешанных браков.
Воинственный характер испанцев проявлялся и в одежде. Мужские костюмы утратили мягкость, плавность линий итальянского костюма, они стали напоминать фактурой военную броню. В моду вошли каркасные формы. Мужской гражданский костюм состоял из куртки со съемной баской и штанов, которые простегивались ватой, пухом, конским волосом и даже сеном. Сверху эти стеганые вещи туго обтягивались красивыми тканями, которые изготовлялись в Нидерландах, Германии, Франции и самой Испании. Бархат и шелк расшивались золотыми нитями, украшались драгоценными камнями. Своеобразным украшением костюма служили прорези, разрезы, количество которых увеличивалось со временем, – сквозь них буфами вытягивали нижнюю, более легкую подкладку. Дополнением костюма были плащ, длинные чулки или трико, плотно обтягивающее ноги, высокие гетры, которые застегивались многочисленными застежками. Украшались костюм и воротник стоячей формы тонким белым рюшем у горловины, а также золотым шитьем.
Постепенно этот рюш увеличивался в размерах и приобрел новую форму, получив название фреза. Туго облегая шею, воротник заставлял держать голову прямо, придавая надменный и горделивый вид испанцам-аристократам. Воротники сильно крахмалились, их делали из дорогих кружев, которые стоили баснословно дорого. Часто стоимость воротника значительно превосходила стоимость всего костюма. Цветовая гамма меняется, но покрой и форма остаются.
Женский костюм напоминал футляр. Он состоял из деревянного или проволочного каркаса в чехле, сшитого из плотных тканей. Суровость нравов требовала от аристократического костюма сокрытия шеи, форм тела. С помощью корсета и полные и худые дамы казались одинаковыми. На портретах этого времени изображены женщины подтянутые, с прямой спиной и горделиво поднятой головой.
Существовало несколько вариантов женского костюма, но все отличие заключалось лишь в оформлении лифа, который декорировался по-разному. Костюм выглядел величественно, но каркасные формы лишили его женственности. Он состоял из рубашки и двух платьев; нижнего – котт, с буффированными рукавами, плотно облегающими руки, и верхнего, расширявшегося от талии книзу, при этом рукава были короткие или их совсем не было. Окат рукава украшался объемным валиком. Завершался костюм воротником-фрезой наподобие мужского. Народные испанские костюмы были более красочны, ярких, жизнерадостных тонов, в них не было чопорности и сухости.
Головные уборы, украшения, косметика. Испанцы любили носить большие, широкополые шляпы с одним или несколькими страусовыми перьями. В моду входят небольшие, плоской формы бареты из бархата или велюра с твердым околышем, украшенные тонким пером или вышивкой, пряжкой или аграфом. В 30-е годы XVI века новинкой стала шляпа, которая надолго вытеснила барет. Шляпа значительно уменьшилась в размерах, тулья вытянулась вверх. Их продолжали делать на твердой основе. Со временем шляпа с высокой цилиндрической тульей и узкими полями стала самой популярной и вытеснила все головные уборы.
Крестьяне, простые горожане носили войлочные шляпы, косынки, завязанные узлом сбоку, головные сеточки с длинными кистями на конце. Часто широкополые шляпы надевались на косынки. Появляются токи, шляпы-сомбреро. Все перечисленные головные уборы сохраняются и в начале XVII века. Сомбреро стало своеобразным символом испанпа.
Из женских головных уборов в ходу были красивые чепчики, отделанные рюшем из газа или кружев; большие широкополые шляпы наподобие мужских, с узкими тульями из дорогих материалов, с богатой отделкой, а также перьями и шнурками. Самым распространенным убором был ток – с маленькими полями и высокой тульей. Выходя на улицу, надевали кружевные мантильи, накидывая их на голову, тонкие прозрачные покрывала, крепленные на обручах, а также накидки с капюшонами. Форма и цвет головных уборов часто зависели от возраста и положения в обществе, индивидуального вкуса. Носили бареты и маленькие шляпки, убранные золотыми шнурами, перьями, которые прикладывались к прическам длинными шпильками или булавками. Севильянки надевали свой особый головной убор – транзадо, маленькую повязку, переходящую в футляр для косы, перевитый крест-накрест узкой лентой. Были распространены платки, капюшоны, чепцы, токи, которые украшались пером и какой-либо драгоценностью посередине, наподобие шапок русских дворян, – из-за этого они получили название “ток по-московски”. Часто воткнутый в волосы гребень помогал держаться кружевам- блондам, мантильям. Молодые женщины надевали наколки разных форм – каркас, вставленный внутрь, придавал им нужную форму. Аристократки любили надевать изящные наколки, наподобие ракушек, из гофрированной тонкой ткани.
Украшения. Костюмы, головные уборы богато украшались различными ювелирными изделиями в стиле итальянского Возрождения. С годами тяга к роскоши усиливалась. Королевские указы разрешали носить изделия из золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга только придворным. Головные шпильки, гребни, заколки выполнялись с большим вкусом и изяществом. Серьги носили все слои населения, мужчины особенно любили серьги в виде каплевидной жемчужины, при этом носили только одну, в левом ухе. Украшением причесок были живые цветы.
Косметика. Этикет королевского двора предписывал употребление косметики и женщинам и мужчинам. Лица белили и румянили, красили губы, употребляли духи и масла. Ненакрашенные лица считались безобразными, отсутствие косметики – признаком дурного тона. Поэтому все высшее общество как в XVI, так и в XVII веке должно было строго следовать этим правилам.
Вопросы и задания
1. Чем был вызван подъем культуры в XV-XVI веках. Высказывания классиков марксизма-ленинизма об эпохе Возрождения.
2. Назовите художников и скульпторов эпохи Возрождения, их произведения.
3. Расскажите о прическах, головных уборах Франции и Италии.
4. Определите эстетические идеалы в эпоху Возрождения в разных странах.
5. Назовите произведения драматургии, которые могут быть оформлены прическами эпохи Возрождения.
Дополнительная литература
Всеобщая история искусств в 6-ти т., т. 3. Под общ. ред. А. Д. Чегодаева. М., “Искусство”, 1961.
Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Л., Изд. Гос. Эрмитажа, 1961.
Собрания Эрмитажа. Л., “Сов. художник”, 1964.
История зарубежного театра. Театр Западной Европы. 4. 1. М., “Просвещение”, 1971.
Левина И. М. Искусство Испании XVI-XVIII веков. М., “Искусство”, 1965.
Гуковский М. А. Искусство Италии XIV-XVIII веков и Испании XVI-XVIII веков. М., “Искусство”, 1957.