Традиционные русские прически и головные уборы Руси

Как сделать русскую народную прическу: традиционные и современные варианты

Славянские прически отличались простотой и практичностью. Девушки носили длинные косы, украшая лентами, самобытными головными наборами. Символом красоты считалась длинная густая коса, русские народные прически основывались на трехпрядном плетении. Современные модницы также используют традиционную укладку, придавая нотки индивидуальности.

Описание стиля

Прически древней Руси не отличались оригинальностью. Простой народ и знать носили одинаковые модели, отличались только убранством головные наборы, одежда. Женские укладки регламентировались церковными законами, девушки носили одну косу, а замужние женщины заплетали две. Традиционное трехпрядное плетение символизировало красоту, здоровье, жизненную энергию. Чем толще и длиннее была коса, тем краше считалась девушка.

Вплетенные ленты в колосок означали помолвку и скорое замужество. После вступления в брак женщина не могла появляться на людях с непокрытой головой, а традиционной прической считалось 2 косы. Одна наполняла жизненной энергией хранительницу очага, вторая оберегала ее детей. Волосы имели особое значение, во время болезней их распускали и старательно расчесывали для быстрого выздоровления. Настоящим позором для девушки было обрезание косы, так же, как для замужней женщины появиться на людях без платка или кокошника.

Все изменилось в XVIII веке, крестьяне продолжали носить традиционные плетения. На высший свет влияла французская мода, популярными были громоздкие конструкции париков. Носили как мужчины, так и женщины, предпочитали объемные варианты «Пудель», «Грива». Подобные изделия стоили очень дорого и украшать голову пышными париками могли только представители высшего света. На смену цирюльникам приезжали парикмахеры, которые не только создавали искусственные шиньоны, но и наносили грим. Внешности уделялось большое значение, создавались целые образы, парикмахеры считались людьми близких к искусству.

В XIX на смену громоздким парикам пришли античные прически. Мужчины уже не носили сложные конструкции, а коротко стригли волосы. Для красавиц предлагались модели на среднюю длину, пряди завивали в разнообразные локоны, которые укладывали на макушке, темени, у висков. В моду вошли симметричные укладки, которые украшали кружевом, бисером, лентами.

В ХХ веке под влиянием исторических событий появились практичные стрижки, андрогенные формы. Новое время отразилось и на парикмахерском искусстве, модницы выбирали паж, каре, боб, «Гарсон», «Сессон», «Пикси». Длинные волосы уже не ассоциировались с женственностью и красотой, традиционные косички заплетали только школьницы. В XXI веке в моду вернулись длинные волосы, благодаря влиянию многих культур появились новые вариации плетения. Неизменной осталась лишь русская коса, на основе которой сегодня создаются сложные, современные укладки.

Характеристики русского стиля:

  • основные черты прически — симметрия, заплетенные волосы, аккуратно уложенные в тугую косу, челка редко использовалась в народных прическах, что позволяло сделать акцент на чертах лица;
  • макияж отличался яркими красками, девушки выделяли глаза, брови черными угольками, для губ и щек использовали свекольный сок, чем румяней красавица, тем краше она считалась;
  • в одежде ценилось качество ткани, вышивка, роспись, красочные, цветочные рисунки, национальный костюм включал белую рубашку и сарафан в пол на тонких бретелях, обязательным атрибутом был головной убор — кокошник или платок.

Характерные черты причесок

Славянские традиции позволяли отрастить длинные косы, ухаживали на Руси за локонами не менее тщательно, чем сегодня. Девушки могли часами расчесывать пряди деревянными гребнями, заговаривая волосы на прибавления красоты. Первыми ополаскивателями были настои трав, а чтобы коса не пушилась, сохраняла аккуратную форму, копну смачивали соленой водой.

Отличительные черты причесок в русском стиле:

  • волосы не обрезаются, ценится максимальная длина;
  • локоны не окрашиваются, природный блеск и сияние достигается благодаря тщательному уходу;
  • отличаются симметрией, выполняются преимущественно без челки, возможны варианты с прямой челкой;
  • основная прическа — трехпрядная коса, также носили колоски вокруг головы, собирали волосы в пучок;
  • волосы туго завязывались, неудачной считалась прическа с выбившимися прядями или торчащими «петухами»;
  • часто использовались головные уборы, разноцветные ленты.

Кому подходят прически в русском стиле:

  • украсит прическа не только обладательниц славянской внешности, подойдет барышням контрастных типажей с выразительными чертами лица, кудрявыми и вьющимися локонами;
  • рекомендуется молодым девушкам, традиционное плетение подчеркнет нежность, красоту юности;
  • зрелым женщинам стоит выбирать прически со свойствами коррекции, объемной макушкой, обрамляющими лицо прядками;
  • старинные прически подчеркивают изящный силуэт, собранные волосы подходят стройным высоким и миниатюрным барышням.

Важный момент! Традиционные укладки стоит комбинировать с современными стилистическими направлениями бохо, гранж, кэжуал, романтичным, пижамным стилем.

Общие рекомендации по выполнению

Выполнять прически в русском стиле можно на любой длине. Этно образ создается не только благодаря особой укладке. Стоит уделить внимание деталям, аксессуарам. Для многих коса станет отличным вариантом на каждый день. Рекомендуется выбирать для торжественного события, дополняя соответствующим нарядом:

  • собранные модели лучше создавать на второй день после мытья волос или использовать стайлинговые продукты, чтобы прядки не выбивались из общей копны;
  • для придания объема редкой косе рекомендуется накрутить основную часть волос, также можно использовать накладные трессы для увеличения длины, материал подбирается под цвет локонов;
  • отсутствуют начесы, пряди у лица, допускается челка прямой формы, прическа достаточно простая, нотки самобытности создаются с помощью деталей;
  • симметрии укладкам придает вертикальный центральный пробор и трехпрядное плетение, также можно собирать локоны в колосок, пучок, гладко зачесывая локоны назад.

Для создания прически в русском стиле, нужно подобрать подходящие аксессуары. Платки, ленты, кокошники будут выглядеть стильно, современно, сочетаются не только с нарядами а-ля барыня, но и с актуальным кэжуал, гранж, гламурным шиком.

Можно ли сделать укладку самостоятельно

Старинные прически легко создавать своими руками. Для выполнения причесок на основе русской косы можно ознакомиться с видео Лилит Мун, пошаговая техника обеспечит желаемый результат. Различное расположение кос позволит подобрать прическу для разных типажей внешности.

Инструменты для выполнения укладки в русском стиле:

  • щетка для расчесывания всей копны, выбирать в зависимости от типа волос, чтобы локоны хорошо разделялись и не пушились;
  • плоский гребень потребуется для выполнения пробора, создание гладкой укладки, попрядного расчесывания плетения;
  • гель, воск, лак или помадка используются для создания аккуратной укладки;
  • невидимки, шпильки, резинки позволят зафиксировать косу, сохранив форму максимально долго;
  • аксессуары для волос — кокошник, платок, обруч, ленты, кружево.
Читайте также:
Туфли и сапоги на красном каблуке

Причёски с косами на каждый день быстро и легко.

Варианты стрижек, причесок, укладок на разную длину волос

Укладки для народных танцев отличаются не сложностью выполнения, а роскошными головными уборами. Выполняются на длинных локонах, толстая, густая коса является обязательным элементом прически. Локоны зачесываются назад, акцентируя внимание на лице. Подходит молодым девушкам с правильными, выразительными чертами, вытянутой, треугольной формы овала.

Коса вокруг головы выполняется на средней и длине ниже плеч. Подходит барышням с точеными чертами лица, правильной формой овала. Вариант удобной, практичной укладки, также используется и для особых случаев. Для придания характерных этноноток можно вплетать ленты, или сочетать с нарядом в русском стиле.

Для длинных локонов рекомендуется выбирать модели с одной или двумя косами. Простая укладка подчеркивает девичью красоту, нежность. Подходит барышням, предпочитающих естественную красоту. Симметричные прически акцентируют внимание на лице, длинные косы подчеркивают стройный, хрупкий силуэт. Удобная прическа на каждый день позволяет сохранить аккуратную форму, предупредить спутывание длинных прядок. С помощью аксессуаров лент, венков, ободков, легко создать праздничный образ.

Прически с кокошниками выглядят стильно и современно. Сочетаются с плетениями на средних и длинных локонах, но можно выполнить и на коротких прядках. Головной убор акцентирует все внимание на себе, скроет отсутствие роскошной копны. Подбирать аксессуар рекомендуется под основной наряд, можно создавать образ не только для фотосессий, но и для торжественных мероприятий. Подходит стройным, высоким девушкам, миниатюрным барышням нужно выбирать аккуратные, небольшие модели русского убора.

Собранные прически с платком используют современные барышни, создавая неповторимые образы. Подходят для холодного периода года, выбирают девушки модельного типажа внешности. Благодаря головному убору создать русский стиль можно в современной интерпретации. Прически с платком рекомендуется выбирать барышням с безупречными внешними данными.

Плюсы и минусы

Многие модницы отказываются от старинных укладок, но трехпрядная коса является основой многих современных моделей. Учитывая преимущества и недостатки плетения, легко создать яркий, самобытный образ.

Плюсы:

  • сохраняет аккуратную форму на протяжении дня;
  • простая технология плетения не вызывает сложности выполнения даже у новичков;
  • возможно сочетать с современными стилистическими направлениями;
  • русская коса соответствует актуальным парикмахерским тенденциям;
  • выполняется на прямых, кудрявых, вьющихся локонах;
  • оригинальные аксессуары позволяют создавать индивидуальные образы.

Минусы:

  • не подходит зрелым, а также полным женщинам;
  • прическа не обладает омолаживающими, корректирующими свойствами, акцентирует внимание на недостатках;
  • не получится выполнить на коротких прядках.

Звездные примеры

Ксения Собчак выбирает традиционные косы для светских мероприятий.

Ульяна Сергеенко не только разрабатывает успешные коллекции, вдохновляясь традициями древней Руси. Дизайнер и сама использует стильные образы с собранными локонами для светских раутов.

Джиджи Хадид сочетает длинную косу до пояса с красным костюмом и широким чокером.

Наталья Водянова часто появляется с собранными укладками, подчеркивающими уникальную внешность супермодели.

Полезное видео

Плетение русской косы.

Прически и головные уборы Московской Руси

Прически и головные уборы Московского княжества мало изменялись и сохраняли свои основные формы со времен основания Москвы и вплоть до прихода к власти Петра I, который, как известно, не только перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, но еще и обрил бороды боярам.

Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Головные уборы царя и царицы.

Итак, мужские прически практически не изменялись со времен Киевской Руси – это были короткие стрижки, к примеру, «под горшок». Стрижка «под горшок» свое название получила благодаря обычному глиняному горшку, который одевался на голову во время стрижки и по длине которого остригались волосы. Немного позже появляются стрижки «под скобку», «в кружок».

Парсуна Ивана Грозного.
Остроконечная борода с усами и стрижка «под скобку».

Бояре, как и простые люди, носили длинные бороды и усы. Однако мода на выбритые лица периодически появлялась и в Москве. Так, князь Василий Иванович сбрил бороду в честь своей второй женитьбы. Его примеру последовали и бояре. Впрочем, мода на выбритые лица продержалась недолго.

Бороды были самой различной формы – борода-«лопата», борода клинышком, остроконечная борода, круглая борода, борода, разделенная на две части. К примеру, царь Иван Грозный носил небольшую остроконечную бороду с усами и стрижку «под скобку».

Мода на выбритые лица вновь придет в Москву во времена Смуты и с появлением у стен Москвы войск Речи Посполитой (государства, которое тогда объединяло нынешние земли Польши, Литвы, Беларуси и Украины). Речь Посполитая хотела посадить на московский трон Лжедмитрия (их было несколько) – якобы сына последнего московского царя из династии Рюриковичей Ивана Грозного. Данные попытки им не удались, а на московский трон вскоре взошла династия Романовых.

Русская одежда с XIV до XVIII столетия, терлик и шапка мурмолка.
(Вид изображает город Астрахань в начале XVII столетия).

При первых Романовых европейские одежды (или как их называют немецкие, польские) и прически все больше начинают проникать на русские земли. Царь Алексей Михайлович (отец Петра I) также в детстве носил европейские наряды, да и, будучи царем, особо не препятствовал западным влияниям.

Однако на старости лет, за год до смерти, в 1675 году им был издан указ, запрещающий его подданным носить западные одежды: «Стольником и стряпчим и дворяном московским и жильцом… Свой государев указ сказать, чтоб они иноземских немецких и иных извычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали, також и платья, кафтанов и шапок с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели. А буде кто впредь учнет волосы постригать и платье носить с иноземского образца, или же такое ж платье объявится на людях их: и тем от Великого Государя быть в опале, и из высших чинов написаны будут в нижние чины».

Читайте также:
Дубленка бекеша из овчины для самой холодной зимы

А. П. Рябушкин. Ожидают выхода царя. 1901 год. Эскиз.
В руках у бояр горлатные шапки.

Большое значение придавалось и головным уборам. Традиционными мужскими головными уборами в Московском княжестве были:

1. Конусообразные колпаки из войлока с вышивкой и металлическими украшениями.

2. Войлочные круглые шапки разного цвета с опушкой из меха.

3. Тафья – нижний головной убор, одевавшийся под большие шапки. Тафья представляла собой круглую или четырехугольную тюбетейку. Делалась она из бархата, расшивалась золотым шитьем или бисером.

4. Мурмолка – разновидность колпака. Делалась из ткани, невысокая, вышивалась бисером. При этом от лица шли отвороты из меха лисицы, куницы, соболя.

5. Горлатная шапка – шапка, похожая на трубу, обязательный головной убор бояр. Такая шапка целиком изготавливалась из пушистого меха. И только круглое донышко делалось из дорогой ткани.

6. При дворе Ивана Грозного носили собольи шапки.

«Шапка Мономаха».

И, конечно же, говоря о мужских головных уборах Московской Руси не стоит забывать про «шапку Мономаха» – своеобразную корону, царский головной убор. «Шапкой Мономаха» венчали на царство. По форме данный головной убор представлял из себя конус. Был украшен драгоценными камнями и золотом. Низ оторочен ценным мехом соболя, на маковке – золотой крест.

Прически русских женщин и девушек

Женские прически не отличались разнообразием. Как и во времена Киевской Руси женщины обязаны были прятать волосы под головными уборами.

Девушки носили косы. Коса считалось символом девичьей красоты. Во время свадьбы косу невесты под грустные песни подружек и их рыданья расплетали и переплетали на две косы, которые укладывались вокруг головы – женская прическа. Таким образом, невеста и ее подружки прощались с незамужней жизнью девушки и ее девичеством.

Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.
Головной убор – кокошник.

Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.

Головные уборы русских девушек и женщин

Женские головные уборы были разнообразны. Носили кокошники – головные уборы, по форме напоминающие луковицу. Такие головные уборы делались из плотной ткани – парча, атлас, шелк, натянутой на твердую основу. Края головного убора обрамляла бахрома. Сами кокошники расписывались различными узорами, украшались жемчугом.

К слову, в те времена многие украшения делались из речного жемчуга (его использовали в вышивке на одежде, головных уборах), так как он был относительно дешевым и местного производства. Морской же жемчуг привозили с Востока.

Женский головной убор (кика) Калужской губернии. 1845.

Помимо кокошников носили кику – нарядный головной убор. Форма данного головного убора зависела от местности. К примеру, в Тульской области носили «рогатую» кику.

Лопатообразная кичка (кика). Рязанская область, XIX век.

Также были и повойники – нижние головные уборы замужних женщин. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна.

Женщина и девушка Бирюченского уезда. Конец XIX века.
В повойниках.

Носили убрус – тяжелый верхний головной платок, зимой – маленькие меховые шапочки, шерстяные платки.

В. Суриков, этюд к картине «Боярыня Морозова».
Убрус.

Головным убором царицы был венец с одним или несколькими зубцами. Венец одевался сверху на тонкий платок. Его расшивали золотыми нитями, украшали драгоценными камнями, по краям – жемчугом.

Русские традиционные мужские головные уборы

Все мы слышали знаменитую пословицу «По Сеньке и шапка», но мало задумываемся о ее значении. Точнее, об историческом контексте ее происхождения. В русском традиционном обществе головной убор для мужчины являлся в том числе и статусной вещью. О том, как менялась форма и виды мужского головного убора, мы расскажем в данном тексте.

При изучении древнерусских головных уборов мы опираемся прежде всего на изобразительные источники и археологию. Однако мы имеем не так много находок с X по XIV вв. А на изобразительных источниках качество изображения остается скорее схематичным, чем наглядным. Одно остается совершенно ясным: головной убор являлся статусно-иерархичной частью костюма. Так, князей всегда изображали в шапке, находящихся при нем мужчин — без оных. Вероятнее всего, снятие шапки со времен раннего средневековья — знак уважения и признания своего более низкого статуса в социальной иерархии. О происхождении этого представления среди исследователей до сих пор ведутся споры, но мы вернемся к истории головных уборов. Уже упомянутый князь носил меховую шапку, имевшую суконную основу из четырех клиньев, обшитую мехом по тулье. Это один из известных нам древнерусских головных уборов, имевший летний вариант без меха (рис. 1, 2).

Рис. 1. Шапка-четырехклинка с мехом. Реконструкция мастерской «Закрома» Рис. 2. Шапка-четырехклинка. Летний вариант. Реконструкция мастерской «Закрома»

Для описываемого периода по изобразительным источникам легко угадывается такой тип головного убора, как колпак. Это однослойная или многослойная шапка, имевшая форму полуовала, которая подгибалась наружу в зависимости от размера головы владельца (рис. 3). Этот тип головного убора сохранился и до наших дней. И это один из самых распространенных видов головного убора.

Рис. 3. Изображение головных уборов на браслетах

Одни из первых археологических находок датируются XIV-XV веками. Это валяные шапки и плетеные головные уборы, напоминающие шляпы. Именно с этого времени мужские головные уборы почти не меняются. Чуть позже появляются шапки-мурмолки. Это колпаки, обшитые мехом изнутри и имеющие разрез, который можно было подогнуть наружу, иногда такие шапки имели пуговицы на тулье (рис 4). Зачастую щеголеватые молодые люди пришивали к своим шапкам ювелирные украшения, дорогие пуговицы и т.д. Г. Г. Громов считает, что татарский колпак имел заостренный верх, тогда как русский головной убор был сверху закруглен.

Читайте также:
Старинные женские сумочки – Россия, бисер и золотое шитье

Рис 4. Шапка-мурмолка. Реконструкция мастерской «Закрома»

В XV веке под влиянием орды и растущей турецкой империи в моду у русской знати входит тафья — шапочка-наплешник наподобие тюбетейки (рис 5). Тафьи получают огромное распространение среди знати и входят в обиход настолько плотно, что часть знати стала находиться в них даже в церкви. Запрет на ношение тафьи (и вместе с ней и всей нерусской одежды) нашел отражение в решениях Стоглавого Собора в XVI веке.

Рис. 5. Шапочки-тафьи. Реконструкция Дмитрия Фролова, г. Саранск

Статья 39 о тафьях безбожного Махмета:

Такоже бы отныне и вперед все православные царие и князи и боляре и прочие вельможи и все православные хрестьяне приходили в соборные церкви и в прочие святые церкви ко всякому божественному пению без тафей и без шапок. И стояли бы на молитве со страхом и с трепетом откровенною главоюпо божественному апостолу. А тафъи бы отныне и впредь на всех православных крестьянех никогда же не являлися и попраны были до конца, занеже чюже есть православным таковая носитибезбожного Махмета предание. О таковых бо священная правила возбраняют и не повелевают православным поганских обычаев вводити. От священных правил. В коейждо, убо рече, стране законы и отчиная не приходят друг ко другу, но своего обычая кииждо закон держит; мы же православнии, закон истинный от Бога приемше, розных стран беззакония осквернихомся, обычая злая от них приимше, темже от тех стран томимы есмя и расточаями виною нашея похоти и обычая, и сего ради казнит нас Бог за таковая преступления.

Однако на ношение тафей в среде знати этот запрет почти не повлиял. Их продолжили носить и в XVII веке. Любопытно и то, что вместе с головным убором среди знати распространился и обычай брить голову наголо, и он был порицаем церковью не менее, чем сама тафья. Любопытно, что этот головной убор сохранился в среде донских и терских казаков, однако неизвестен у уральских (яицких) казаков.

Помимо тафьи, статусным головным убором для позднего средневековья была шапка-горлатка. Это высока шапка, сшитая из горлышек соболей, куниц или иного ценного зверя. Она была атрибутом высшей знати. Такими шапками гордились, имели не по одной и хранили на специальных «болванах» на видном месте (рис 6).

Рис. 6. Боярин в горлатной шапке. Гравюры Солнцева

А что же носил простой люд? Всё те же колпаки, мурмолки и шапки-валенки, которые получают особое распространение. Это демисезонно-летние шапки различной формы, выполненные из валяной шерсти, технологию которой усвоили многие к позднему средневековью. Они имели различные формы — от известного овального колпака, подгибавшегося в зависимости от необходимости и сезона, до самых причудливых шляп.

К XVIII веку с петровскими реформами и резким изменением моды головные уборы претерпевают самые разные метаморфозы. Ведущим сословием в стране становится дворянство, к подражанию дворянам стремится купечество и духовенство. Через купцов мода проникает к горожанам и крестьянам. Европейский костюм, в который оделась знать, привнес с собой парики и практическое отсутствие головного убора либо голландские шляпы. Именно они дали толчок к разного рода причудливым формам шапок у народных масс. Технология валяния позволяла изготавливать головной убор любого вида.

Надо сказать, что именно в это время шапки становятся не только сословным маркером, но и профессиональным. В это время появляются ямщицкие шапки разных видов. Часть исследователей относит их к первой экипировочной одежде. Шапка должна была быть плотно набита и надета на голову, чтобы при полете ямщика с повозки он не разбил себе голову. Этакий первый шлем (рис 7). Постепенно причудливые формы ямщицких шапок входят в моду в простонародье. Они получают названия «ямщицких шляп» или «грешневиков». По одной из версий такое название происходит от вида и цвета пирога из гречневой муки, наподобие английского названия «pork-pie» (свиной пирог) для аналогичного вида шляп. Впоследствии грешневиками стали называть высокие шляпы с полями и без. Они были распространены на юге и западе Российской империи и оттуда же вместе со староверами-переселенцами распространились в Южную Сибирь (рис 8).

Рис. 7. Типы ямщицких шляп. Фото 1900 г. Рис. 8. Бухтарминские староверы в шляпах-гречневиках. 80-е годы XIX века

В XIX веке валяные шапки становятся еще и региональным маркером. Жители разных регионов и местностей начинают предпочитать разные по форме шапки, делая их частью своей идентичности. Так, например, один из первых центров производства валяных шляп в конце XVIII века находился в Нижегородье. Оттуда поставляли в разные концы Российской империи разные по форме шляпы, в соответствии с предпочтениями местных жителей. Чуть позже один из центров появляется на Вятке, а затем на Урале и в Сибири. Любопытным остается и тот факт, что изготовителями валяных шляп были староверы. Не случайно еще в конце XIX века валяная шляпа являлась атрибутом мужчин староверов, так как все остальные мужчины уже давно перешли на новомодные картузы, но к ним мы еще вернемся.

Во 2-й четверти XIX века в моду входят цилиндры. Жители уральских заводов реагируют на это и начинают изготавливать высокие шляпы, подобные цилиндрам, которые были распространены в Нижнетагильском заводе (рис 9). Реакцией на это становятся своеобразные короткие шляпы жителей екатеринбургского завода (рис 10). Жители невьянских заводов в середине XIX в. в будни носили поярковые шляпы, в праздники — пуховые шляпы или суконные картузы и фуражки, зимой надевали теплые шапки, опушенные мехом и бараньими мерлушками.

Рис. 9. Высокая валяная шляпа жителя Тагильского завода XIX века. Реконструкция НКО «ФОЛКЪ-ТОЛКЪ» Рис. 10. Короткая шляпа жителя Екатеринбургского завода XIX века. Реконструкция НКО «ФОЛКЪ-ТОЛКЪ»

Заводские жители и купцы носили также высокие цилиндры, которые приобретали на ярмарках в городах (рис 11).

Читайте также:
Толстовка – материалы, фото история

Рис. 11. Нижегородские купцы в купленных цилиндрах. 90-е годы XIX века

Летним головным убором жителей Урала были валяные шапки — колпаки овальной формы или низкие круглые, без полей или с мягкими или твердыми полями, поднятыми вверх или откинутыми наружу. Тонкие круглые шляпы с полями назывались также катанки. Шапки и шляпы изготавливали самостоятельно или покупали. Войлочные колпаки «домашнего изделия» изготавливали из неокрашенной шерсти белого, черного или коричневого цвета. Летом носили также поярковые шляпы, изготовленные из шерсти, стриженой осенью с молодых овец.

В Чердынском уезде Пермской губернии в 1860-х гг. носили поярковые шляпы с красной шелковой лентой или черной плисовой, с несколькими оловянными узорчатыми пряжками. В Красноуфимском уезде упоминаются длинные, иногда конусообразные шляпы из грубой шерсти «коровятины» с плисовой бархоткой (ленточкой), унизанной оловянными пряжками. Традиция украшать шляпы парней лентами, перьями и пряжками широко известна и в других губерниях России. Это связано со статусом жениха. Как только парень женился, он переставал в повседневности украшать шапку.

Зимние шапки шили из меха, домашнего сукна, плиса. Обычно это были полукруглые шапки, утепленные мехом, с верхом из ткани и меховым околышем. Такие шапки имели разнообразные названия. «Татаркой» называли шапку полукруглой формы, подбитую овчиной без околыша, а также шапку с конусообразным верхом из сукна или меха, подбитую овчиной или на ватном подкладе, с меховым или плисовым околышем. В некоторых местах шапку с круглым суконным или плисовым верхом и опушкой из меха называли «бобровой». Шапку с верхом из плиса или сукна и мерлушечьим околышем называли также «чебак».

В XIX в. широко бытует «малахай» — головной убор с клапанами для ушей, затылка и лица, защищавшими от ветра и мороза. Его шили из овчины, иногда покрывали сукном. Богатые крестьяне носили малахай на лисьем меху. Многочисленные упоминания информаторов об этом головном уборе свидетельствуют о его распространении на территории Свердловской области и в начале XX в. Однако в среде староверов этот головной убор был запрещен к ношению в связи с тем, что напоминал рога.

К концу XIX века широко распространяется «картуз» (фуражка) — головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом и иногда кожаным козырьком. Это связано с распространением военной и позже прусской моды в России. Однако в указаниях староверческих соборов картуз был запрещен к ношению: собором староверов часовенных 1840 года, где картуз назван «жидовской» одеждой, и в постановлениях федосеевских и поморских соборов, где упоминалось о мерзости ношения картузов с лакированными козырьками. Тем не менее картуз входит в повседневное ношение даже в среде староверов, вытесняя к началу XX века валяные шапки из обихода. Для изготовления картуза шапочники приобретали сукно, шведскую материю, кожу или клеенку для околышей, коленкор для тульев, козырьки, картон под околыши и вату для теплых картузов.

В XX веке предпочтения в головных уборах начинают резко меняться в связи с огромным количеством выбора и началом массового производства головных уборов. В моду входят укороченные шляпы с полями и котелки. Эту тенденцию тут же подхватывают и староверы (рис 12, 13).

Рис. 12. Пос. Старая Утка. Урал. Семья староверов на пикнике Рис. 13. Житель Сысерти. Урал. 1920-е годы

В XX веке шляпы с полями становятся чуть ли не маркером староверов, так как классический стиль ассоциируется с архаичным стилем (рис 14, 15, 16).

Рис. 14. Старик-старовер. Нижний Тагил, фото из архивов ГАСО, 1927 год Рис. 15. Жители района Дубченских скитов. 1970-е годы Рис. 16. Наставник федосеевской моленной, Нижегородье, 1980 год

К концу XX века в обиход староверов входят кепки, и оправдывается это тем, что христианин всегда должен быть с покрытой головой, снимая головной убор в храме. Среди староверов Америки в моду вошли и бейсболки.

В заключение можно сказать, что на всю современную Россию осталось несколько изготовителей традиционных мужских головных уборов.

  • производитель картузов — Олег Тульнов из Санкт-Петербурга (https://vk.com/tulnoff)
  • валяльщики-шапочники Владимир Пацула из Омска и Павел Суровцев из Самары (https://vk.com/scump)

Тем не менее хочется выразить надежду на то, что среди староверов вновь будет актуальной поговорка: «По Сеньке и шапка».

Традиционные русские женские головные уборы

Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и современному человеку разобраться во всех этих корунах, киках и кокошниках достаточно трудно. Тем более, что на наш современный взгляд они, временами, похожи как близнецы, хоть и называются по- разному. А ведь для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.

Предлагаем вам краткий обзор мира русских народных головных уборов. Надеемся, что эта статья поможет сделать язык и образы народного костюма понятнее и ближе.

Говоря о головных уборах, следует начать с того, что под ними «прячется» – с традиционной русской женской прически.

Девичьи и женские традиционные русские народные прически.

Традиционные представления о прическе у девиц и замужних женщин были очень четкими. Если коса – это девичья краса, ее можно (и нужно) показывать, то после вступления в брак волосы непременно должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. На русской свадьбе даже существовал специальный ритуал – подружки расплетали невесте девичью косу и укладывали волосы «по взрослому». Обычно, этот обряд сопровождался песнями-плачами в которых сетовали на расставание с подругами, родным домом и девичьей волей.

Читайте также:
Никаб – фото девушек мусульманок, история и значение

Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Причем, даже старым девам не разрешалось носить другую. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая ленты. Но главное украшение – не ленты, а здоровые, густые, блестящие волосы. По их виду судили о здоровье и жизненной силе потенциальной невесты.

Впрочем, это было не общеславянская, а именно русская традиция. Ведь, например, в Белоруссии и в Украине девушки плели две косы. А в западных областях – даже четыре.

Но общим для всех было то, что косы, а также макушка головы обязательно оставались непокрытыми (по крайней мере, в теплое время года).

Замужние женщины на Руси носили обязательно две косы. Этому придавали магический охранный смысл. Две косы – пара и она с мужем – пара. А две косы – чтобы не овдоветь, одной не остаться. Заплетенные таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась. Не совсем понятно, в чем «магический» корень таких страхов, но считалось, что выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе-злосчастье не только к ней, но и ко всем окружающим. Даже в заговорах просили избавить от такого «несчастья». Говорили: «Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!».

«Опростоволоситься» (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры),то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за «бесчестье».

Не обходилось, и без «перегибов». Новгородские дамы в XVI веке придумали брить голову на лысо. А что? Удобно, гигиенично. Но просуществовала эта «мода» недолго. Церковь такое экстремальное нововведение не одобрила. Возможно, по просьбе своих прихожан мужеского пола. Днем, конечно, жена выглядела как раньше. Но делить ложе с лысой женой – это не каждому понравиться.

Распущенные же волосы и для девушек и для женщин – явление сверхординарное. Расплетали косы только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – во время гаданий или занятий «магией», в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.

Девичьи традиционные русские народные головные уборы

При всем разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичей головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял боле или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.

Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка и другие. Материал, который шел в дело разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками венок из живых или искусственных цветов.

Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем, современном представлении.

Конечно, все эти повязки и коруны как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом и даже камнями. Ведь такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и споспешествовать удачному замужеству.

Такая социальная функция девичьего костюма сохранялась на русском севере еще в XX веке. Вот фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).

На гуляньях, правда, внимания парней было отдано «косыночницам». Они и кадриль плясать могли и в играх участвовать. «Повязочницы» же только чинно прогуливались да хороводы водили – берегли дорогой наряд. Но сватов после таких гульбищ засылали именно к «повязочницам». Танцы танцами, а семье нужен материальный базис.

Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.

Женские традиционные русские народные головные уборы

Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”.

Как уже говорилось выше, замужние бабы заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы.

Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией. Популярнейший на Руси «модный журнал» «Домострой» рекомендовал молодой жене носить кику, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник. Давайте попробуем разобраться во всех этих не очень ясных современному человеку тонкостях и узнать – что же здесь что.

Повойник и подзатыльник – нижние женские русские головные уборы.

Повойник (подубрусник) – это старинный головной убор замужних женщин, он полностью закрывал волосы, которые заплетены в две косы и уложены на голове. Повойник представляет из себя полотняную шапочку с твердым очельем. В XIII в. на Руси повойник служил нижним головным убором, сверху на него одевали платок (убрус), кику, сороку, кокошник. Со 2-й пол. XIX в повойники стали одевать как самостоятельный головной убор, иногда с платком. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. Обычно повойник и подзатыльник изготавливали из одинаковой ткани. Поверх всего этого одевали волосник.

Читайте также:
Уличная мода в фотографиях и истории

Волосник – женский русский народный головной убор

Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой.

Убрус – женский русский народный головной убор.

Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Описанные способы не исчерпывают всех вариантов повязывания убруса, которых было множество.

Способы повязки убруса.

Вместо (иногда вместе) убруса носили и другие верхние головные уборы: кику, сороку, кокошник.

Кика – женский русский народный головной убор

Кика или кичка – женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).

Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.

Совремнную интерпритация этого головного убора вы можете увидеть в нашем магазинчике.

Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.

Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.

Кокошник– женский русский народный головной убор

Возможно, это самый знаменитый русский головной убор. Но в том виде, в каком он знаком даже воспитаннику детского сада (хотя бы по костюму Снегурочки) он не существовал, это позднее, современное «прочтение» кокошника. Ведь кокошник Снегурочки – это девичий головной убор – с открытой косой и теменем. А он был предметом гардероба замужней женщины.

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.

Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину.

В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.

Кокошник относился к праздничному убранству женщины, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Кокошник, расшитый жемчугом одевали на свадьбу. Да и в целом, кокошник был скорее головным убором знатных и богатых людей.

Женские зимние русский народные головные уборы.

Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.

Шапки были нескольких видов. Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылку была дополнительная опушка из меха. Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки. Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.

Поверх теплой меховой шапки одевали еще и платок-фату. И для тепла и для красы.

От венца до столбунца. Какие головные уборы носили на Руси?

Надетая шапка или повязанный платок могли многое рассказать: и о семейном положении, и о месте проживания, и о сословном статусе человека

В русском языке существует множество слов и выражений, о происхождении которых мы порой даже не задумываемся. «Опростоволосился» – говорим о человеке, который растерялся или опозорился. «Да он кичится!» – осуждаем того, кто ведет себя слишком гордо и надменно. Появление в русской речи подобных оборотов связано с древними традициями ношения головных уборов. На Руси отношение к внешнему виду человека было строгим.

Читайте также:
Губная помада от простой до матовой и стойкой

Чем «кичились» наши предки?

Незамужние юные девушки в старину носили, как правило, головные уборы, не скрывающие волос. Длинная коса в те времена считалась предметом гордости. Девицы украшали себя всевозможными лентами, повязками и венцами. Распространенным головным убором была повязка из шелковой ленты или бересты, а в знатных семьях – из парчи. Повязка обхватывала лоб и завязывалась узлом на затылке. Представительницы боярских и княжеских семейств щеголяли повязками, расшитыми золотом, драгоценными камнями и бисером. В переписи имущества дочери царя Алексея Михайловича Анны встречается упоминание «перевязочки, низанной жемчугом».

Вступив в брак, женщина вынуждена была изменить свой облик. Теперь ходить с непокрытой головой ей разрешалось лишь дома. Попасть на глаза чужим людям «простоволосой» (без убора) считалось неприличным. Так и появилось выражение «опростоволоситься». Одним из древнейших женских головных уборов на Руси была кика. Ее называли короной замужества. Кика выглядит как шапка с рогами – иногда совсем небольшими, а порой довольно внушительными (могли достигать тридцати сантиметров в высоту). Чтобы удержать такую конструкцию на голове, приходилось ходить очень ровно, как бы свысока поглядывая на окружающих. Так появилось слово «кичиться» – ходить, гордо подняв голову. Кику носили и в будни, и по праздникам. Несмотря на осуждение головного убора церковью, в некоторых регионах нашей страны крестьянки не отказывались от ношения кики даже в конце XIX века. На юге России пели частушку: «Рязанские рога/Не кину никогда/Буду есть одну мякину, /А рогов своих не кину!» Самые суеверные женщины использовали кику и в качестве амулета против сглаза. Головной убор вешали над входной дверью рядом с подковой. Ближайшей «родственницей» кики была так называемая сорока – прямоугольная или полукруглая шапка, богато украшенная камнями и вышивкой.

Самый известный сегодня национальный головной убор – кокошник – в документах впервые был упомянут лишь в XVII веке. Между тем само название восходит к старославянскому слову «кокошь» – курица или петух. Недаром кокошник так напоминает яркий гребешок. Существует две версии происхождения кокошника. Согласно первой, этот головной убор пришел на Русь из Византии и сразу полюбился знатным женщинам. Они щедро украшали свои кокошники жемчугами, кружевом и бархатом. Другая версия гласит, что знакомство с кокошниками произошло лишь после монгольского нашествия. Монголки, возможно, украшали свои головы похожими уборами и принесли эту моду на Русь.

Как бы то ни было, круглый год носить кокошник было нельзя – не тот климат. Зимой женщины носили столбунцы – высокие шапки в форме цилиндра или конуса. Изнутри столбунцы набивались собольим, лисьим или заячьим мехом для сохранения тепла и подшивались атласной тканью. Замужние женщины надевали такие шапки поверх платка, а девицы – сразу на заплетенную косу. Пример ношения столбунца незамужней девушкой показан на картине живописца второй половины XIX века Андрея Петровича Рябушкина. К хранению столбунцов относились крайне бережно: царские дочери отдавали их на хранение в Мастерскую палату – приказ, существовавший в допетровские времена. Там головные уборы надевали на специальные подставки, помогавшие держать форму. В 1588 году о столбунцах написал даже английский посол Джайлс Флетчер – правда, назвал их «земскими шапками». По его словам, боярские жены сначала украшали свои шапки-столбунцы жемчугами, но затем перестали это делать, увидев, что за ними повторяют супруги дьяков и купцов.

Любимые шапки государей и их подданных

Мужчины на Руси долгое время предпочитали носить такой незамысловатый головной убор, как колпак. Немного позднее колпаки были модифицированы – их изнутри обшивали мехом и делали разрез, чтобы можно было сделать отворот наружу. Такую шапку называли мурмолкой. Ее можно увидеть, например, на персонаже из советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Жорже Милославском, который чудом попал в эпоху Ивана Грозного. Считалось, что русские колпаки и мурмолки отличаются от татарских скругленными концами. В XV веке – первой половине XVI века в моду у московской знати входит небольшая шапочка, отдаленно напоминающая тюбетейку. Ее называли тафья. Считается, что наибольшее распространение тафьи получили после взятия Казани, однако это не совсем верно. Упоминание о «нерусской одежде» и ее запрет встречается еще в решениях Стоглавого Собора 1551 года, когда Казань еще не была в составе Российского государства. Впрочем, церковные распоряжения не возымели должного эффекта – сам Иван IV охотно носил тафью.

В холодное время года одной тафьи было недостаточно. Для того чтобы утеплиться, мужчины проделывали сложный ритуал. Сначала на бритую голову надевали простую тафью, затем – поверх нее натягивали холстяной колпак, а уже потом водружали на голову горлатную шапку. Носить этот головной убор было престижно, но трудно. Горлатная шапка по фасону напоминала столбунец, только была еще объемнее и массивнее. Высота ее достигала пятидесяти сантиметров. Про такие шапки говорили – «высотой в локоть». Название горлатная шапка получила от материала, из которого ее делали. Использовали горлышки пушных зверей – куниц, лис, соболей. В передней части шапки делали прорезь, с одной стороны от которой нашивали фигурные петли, а с другой – золоченые пуговицы. Благодаря колпаку горлатная шапка плотно сидела на голове, не съезжала набок и не падала под тяжестью собственного веса. Впрочем, из-за крупного размера ее чаще просто держали на сгибе левой руки, демонстрируя свой высокий статус. Горлатные шапки бояре надевали только по особому случаю: в Думу, на прием к царю или на праздничное мероприятие.

Русские народные женские головные уборы

Русские за какие-то сто лет довольно плотно забыли свои исторические костюмы, в отличие от других народов. Есть конечно отдельные объединения, которые сохраняют традиции, но увидеть на улице девушку в рубахе и сарафане теперь невозможно. Это очень печально! Если подумать, то любая традиционная веками подгонялась под условия жизни конкретного народа. Все детали костюма не только помогали чувствовать себя комфортно, но и отражали мировоззрение народа.

Читайте также:
Женский смокинг вместо вечернего платья

Головные уборы сопровождали женщину на каждом этапе ее жизни, отражая все детали ее возраста, социального положения и уровня жизни. Можно было «прочитать» не только ее обеспеченность и «замужем-не замужем», но и в какой губернии живет, имеет ли детей, и как давно.

От рождения и до 6-7 лет ребенок не считался полноценным членом общества, а был еще скорее «случайным гостем» — было непонятно, проживет он дольше или нет. Особой одежды не шили, кроме рубашечек из старых родительских одежд. Тут замешана то ли передача энергии, то ли экономия, то ли ношеные вещи были гораздо мягче свежесотканных. Из головных уборов были разве что платочки. От солнца головку не прятали (о Боже, воскликнут современные мамочки, а головку-то напечет!). Может и напекало, но чаще высветляло до белизны (думаю, дети умели прятаться от солнца, если пекло).

Крестьянские дети

Потом наступало время отрочества. Рубашечку меняли на поневу, начинали украшать прическу. Судя по данным о раскопках, вероятно, это были повязки-«чёлки» с нашитыми металлическими колечками и бубенцами, с вышивкой, возможно — какими-то текстильными украшениями типа помпонов. Тут уже девочки, скорее всего, подражали старшим подружкам.

С 15 лет отроковицы становились девушками и считались готовыми к браку. Соответственно менялась и одежда — становилась более многослойной, украшенной. Девушки должны были носить одну косу, прическу можно было украшать открытыми головными уборами в виде ленты (полотенца) с открытой макушкой. К таким уборам относятся «венцы», «коруны», повязки, «почёлки». Потенциальный жених мог оценить здоровье девушки по густоте и блеску волос.

Виды девичьих головных уборов — повязок

Для густоты косы девушки шли на хитрость — накосниками (косниками) и украшали косу, и добавляли объема. Накосник — прочно сплетенный золотой шнурок, на который крепилось треугольное украшение, приходившееся на конец косы. На равном расстоянии друг от друга к шнурку пришивались бусины, жемчуг, ленточки, иногда — кружево. Косники хранились и передавались по наследству, но чаще всего не носились повторно, а использовались как образец для создания своего.

Примеры накосников без лент

Для удобства косник часто соединяли с налобной повязкой, которая звалась «чёлкой» (от древнерусского слова чело — лоб). «Челка» придерживала распущенные волосы во время праздничных веселий — святочных и масленичных игр, прыжков через костер в летние дни, на Ивана Купалу. Даже дома девушки носили льняные повязки. Нося с детства такие повязки, девушки отучались от лишней мимики, что позволяло сохранить лоб гладким. Иногда их пропитывали растительным (чаще всего льняным или конопляным) маслом, сывороткой из-под простокваши, отварами полевой ромашки, мяты, лопуха, крапивы, получая компресс для красоты кожи. К парадным очельям у висков крепились цепочки или ленточки, завершавшиеся полукруглыми полыми «колтами»-подвесками. На колтах в древности любили изображать символы семейного счастья — птиц-сиринов. Внутрь колтов девушки вкладывали кусочки тканей, пропитанных «ароматами» (духами или пахучими смолами).

Чуть позже мода сменилась, и стали по праздникам надевать «коруны» и «венцы». Высокие (7-10 сантиметровые) «коруны» и «венцы» имели обычно зубцы по краям, которые звались «городками». Обычно надо лбом располагалась самая высокая часть «городков», что зрительно увеличивало девичий лоб, подчеркивало правильность черт лица и гладкость кожи. Для того, чтобы усилить эффект, москвички XVII века заплетали волосы очень туго и, надевая коруну, натягивали под нее кожу лба так сильно, что приподнимались брови и девушки, по словам одного иностранца, «едва могли мигать». К странностям московской городской моды XVII века можно отнести и обычай вовсе сбривать брови, которые затем рисовались сажей на лбу выше их естественного места. Деревенские девушки так не рисковали — девушка без естественных бровей, видимо, могла показаться больной.

Кокошник, Архангельская губерния

Богатство головного убора позволяло рассчитывать на более богатого жениха. Поэтому по возможности на посиделки и праздники девушки наряжались как могли. И хотя парни охотнее играли и танцевали с «косыночницами», которым легче было двигаться, сватов засылали к «повязочницам», которые были богаче.

Слева — невесты-повязочницы (богатые), справа — косыночницы (бедные)

Следующим важным этапом в жизни девушки было замужество. Как и любая смена социального положения, во время перехода из девушки в женщину она как бы временно не принадлежала этому миру и была ближе к раю-«ирию», то есть была уязвима для нечистых сил. Поэтому было множество ритуалов и традиций, отражающих этот переход. В частности, сосватанной девушке можно было снова носить белую одежду — символ чистоты.

Ритуал смены головного убора — с девичьего на женский («окручивание») — был центральным моментом свадебных торжеств. Вместо одной косы (символа девичества) их заплетали в две (символ замужней жизни), которые и укладывали в круг, «окручивали» вокруг головы, чтобы покрыть сверху легким тонким платком, концы которого обвязывались вокруг шеи — «выи», отчего и головной убор мужатицы именовался повоем. Иногда повой покрывал небольшую шапочку или, наоборот, высокий кокошник и накидывался поверх него.

Окручивание невесты, Маковский К.Е. (конец 19 века)

Женские (не девичьи) волосы считались сильным колдовским средством, поэтому их прятали, а показаться «простоволосой» перед людьми значило навлечь на всю семью несчастья. Кстати, на Руси кудрявые волосы считались символом блудниц, ибо не может порядочная женщина иметь прическу сходную со «срамным» местом. Новгородские женщины даже одно время брились налысо — но вскоре церковь это запретила (видимо, взроптали мужья, которых лысые жены ну никак не прельщали).

Чесание, переплетание волос и окручивание сопровождались в свадебном обряде с ритуальным плачем — прощанием с девичеством и его символом — косой-«красотой». Девушка выплетала из косы ленту («красоту») и отдавала ее подругам. Те рвали ее на части и носили кусочки как оберег — пожелание счастливо найти своего суженого. Невеста же надевала на голову фату и отправлялась в церковь. После венчания ее голову должен был венчать уже другой, соответствующий новому положению убор.

Читайте также:
История моды в женских портретах маслом, художник Роберт Пик

Головной убор замужней женщины был сложен и многослоен. Но в быту обходились 1-2 слоями, а вот на праздник наряжались по полной.

1) Сначала надевался повойник (подубрусник) — полотняная шапочка с твердым очельем, сзади затягивалась тесемками или лентами. Он должен был скрывать волосы замужней женщины. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. С 19 века повойник стал самостоятельным головным убором.

Старинный повойник, вид сверху

2) Поверх повойника и подхатыльника надевался волосник — сетка с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой. Волосник могли позволить себе только знатные, богатые женщины.

Старинный волосник золотого шитья

3) Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Способов завязывания убруса было множество, кто на что горазд.

Замужняя женщина в убрусе поверх кички Способы повязывания убруса

4) Поверх повойника или волосника надевали головной убор замужней женщины, название и вид которого зависел от места жительства — кичка, сорока, кокошник, каблучок, наклон, злотоглав, рогачка, или, например, кокуй. На них иногда накидывали убрус.

Виды русских головных уборов

Кика (кичка) — головной убор, похожий на перевернутый кузовок. Кика значит «утка». Иногда он с рогами, сделан из лубка или проклеенного холста, обтянут позументом или тканью яркого цвета, украшен разными вышивками и бисером, драгоценными камнями. Мягкая тулья кики шилась точно по голове ее хозяйки; на тулью крепился жесткий верх разнообразных форм и объемов. Кику изготавливали мастерицы, а жены получали в подарок от мужей. Любая кика дополнялась жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга и перламутровых бус — «поднизью» или «очельем», пришивались тонкие поблескивающие «ряски» или «рясны» — привески по бокам в виде бахромы или виноградных гроздьев из перламутровых бусин. Кику можно было носить всю жизнь, подобные украшения в старости успешно отвлекали взгляд от немолодых щек и скрывали морщины у мочек ушей. Кику передавали по наследству, порой им было по 200 лет.

Слева кокошник, справа кичка

Сзади швы кики прикрывались кусочком дорогого меха, как правило, собольего. В зимнем варианте кика вообще вся крылась меховыми шкурками, которые на редкость ладно сочетались с кованым серебряным кружевом (пластинками), нашивавшимся поверх шкурок, а также тонким серебристо-шелковым повоем, покрывавшим голову под кикой. Когда ткань повоя была достаточно тонкая, концы его могли быть завязаны большим бантом под подбородком.

картина Кузнецова Н. Д. «Головка в кичке м-ль Муромской. балерины»

Молодуха получала кику с небольшим рогом, означавшим готовность к деторождению. Родившая же могла носить кику с длинными рогами — это был символ, который должен был помочь матери защищаться и защитить детей от нечистой силы. К старости рога становились ниже или вовсе исчезали.

Замужняя женщина в рогатой кичке. Фото из коллекции Натальи Шабельской и ее дочерей, нач. ХХ века

Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости. До наших дней почти не сохранился, так как в основном делался из золотых нитей, и их активно скупали скупщики и сжигали, чтобы выплавить золото и серебро.

Сорока

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Название произошло от слова «кокошь» — курица (видимо, из-за схожести формы с гребешком). Петух назывался кокот (кочет). Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь. Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину. В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.

Кокошник однорогий Двурогий кокошник

Украшения на кокошнике в виде шишек из бисера означало плодородие.

Кокошник с шишками из бисера — символами плодородия

Борушка (морхатка, моршень, сборник) — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников. Представлял собой мягкую шапочку, расшитую золотыми и серебряными нитями.

Борушка

Зимой женщины обычно носили все те же головные уборы с убрусом, бедные ограничивались одними платками. Богатые же могли позволить себе меховые шапки, вышитые шелком и золотыми нитями, украшенные речным жемчугом и драгоценными камнями.

Читайте также:
Стиль и мода 30-х годов – женские костюмы, фото

Зимний костюм — меховая шапка поверх убруса

Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылке была дополнительная опушка из меха.

Картина Рябушкина А.П. «Москвичка» — девушка в столбунце

Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки.

Меховая шапка-каптур с верхом из парчи

Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.

Чебак — вариант треуха, где есть только «уши»

Меховая шапка «чебак»

Конечно, головные уборы были своеобразными, многие иностранцы (и просвещенные современники) считали их некрасивыми. Но многое можно было бы и возродить в современности — например, красивые зимние головные уборы.

Стиль 1940х в жизни и кино

Мы не знаем, как бы эволюционировала мода тридцатых годов, если бы в 1939 не началась Вторая мировая война, повлиявшая на жизнь миллионов людей.

Еще до начала войны в Европе нарастали милитаристские настроения. Актуальный на протяжении всех тридцатых годов акцент на широкие плечи теперь стал комбинироваться с узкими юбками. Вместе такое сочетание напоминало униформу и фигуру военных. Дополняли такие пиджаки лацканы, манжеты и накладные карманы.

С приходом войны о моде думать не приходилось. Многие модные дома, например Chanel, закрылись, другие старались оставаться на плаву в условиях хаоса. Многие страны, в том числе Франция, Великобритания и США, выпустили указы об ограничении использования тканей в мирных целях. Некоторые страны разрешали к выпуску только строго оговоренные утилитарные модели.

В США правительство запретило использовать шелк для производства чулок, так как из него изготавливали парашюты. Вместо него производителям было приказано использовать нейлон. К 1942 году запасы шелка подходили к концу, поэтому нейлон тоже забрали на военные нужды. Женщины перешли на немодные чулки из хлопка и вискозы. Когда, спустя время, в 1945 нейлоновые чулки вернулись в продажу, клиентки магазинов в буквальном смысле дрались за возможность их купить, и в некоторых городах в наблюдались волнения.

В Британии в военный период женщины были вынуждены краской рисовать полоску на ноге, имитируя чулочный шов. Первые нейлоновые чулки вернулись в Европу вместе с американскими солдатами.

Зеленая и коричневая краска были в дефиците по понятным причинам, большинство гражданской одежды было окрашено в красный цвет.

Женщинам в целях удобства пришлось массово перейти на ношение брюк. Подол юбки поднялся до колена. Обычно ее носили с простой блузкой и пиджаком с поясом. А иногда на пиджаки просто нашивались воротнички и манжеты, так как целую блузку позволить себе не могли. Модные журналы учили женщин перешивать мужские пиджаки под себя, так как большинство мужчин в это время носили форму.

В это время в моду вошли платья-рубашки, которые были уместны практически в любом контексте. Рукава таких платьев могли быть как длинными, так и короткими, часто они были подпоясаны и носились вместе с подходящим пальто.

Упадок французской моды дал дорогу американским дизайнерам. Они сделали более понятную сетку размеров и стали нашивать ярлычки с составом ткани и рекомендациями по уходу.

Элегантные шляпки заменялись сетками для волос (они были особенно удобны для женщин, которые работали на заводе), тюрбанами, соломенными шляпами и лентами для волос.

Обувь часто изготавливалась из ткани или замши, так как кожа уходила на военные нужды. Появилась танкетка. Актуальными были удобные туфли на низком каблуке.

Косметики тоже почти не было, и в моду вынужденно вошел естественный макияж.

Нехватка ткани дала жизнь раздельному купальнику. Показывать пупок все еще считалось неприличным, но это был первый шаг к бикини.

В 1946 году его изобрел Луи Реар. Он назвал его в честь атолла Бикини, на котором было проведено испытание ядерной бомбы, ведь это изобретение в буквальном смысле разорвало и потрясло мир моды. До 1953 года, когда в нем появилась Бриджитт Бардо, мало кто рисковал его носить.

Но самое темное время перед рассветом. К 1947 году в Париже возобновили работу большинство модных домов. Людям хотелось забыть ужасы войны, лишения и дефицит, поэтому широкие плечи, военный налет и короткая юбка отошли в прошлое, как символ униформы.

На смену им пришел новый силуэт с узкими плечами, тонкой талией и длинной юбкой, расширяющейся к низу. 12 февраля 1947 года Кристиан Диор, которому на тот момент было 42 года, представил свою первую коллекцию по адресу авеню Монтень, 30. Кармель Сноу, главный редактор Harper’s Bazaar, в конце шоу сказала: «Это настоящая революция, дорогой Кристиан! У твоих платьев совершенно новый вид!». Стоявший рядом журналист Reuters записал этот комментарий и сразу же отправил сообщение в США. Так как во Франции в этом месяце бастовала пресса, американцы узнали о стиле new look первыми.

Женственные вещи, мягкие линии, перчатки, жемчуг – все это было так свежо и непохоже на строгость и сухость военной одежды. Женщины, освободившиеся от корсета, были рады снова в него затянуться. Юбки могли быть узкими или очень широкими с нижним слоем. Вечерние платья были ниже лодыжки. Этот стиль и определил моду следующего десятилетия.

Кстати, в конце 40х впервые дизайнеры стали уделять внимание тинейджерам, а сам этот возраст стали воспринимать как отдельный класс.

Чувствую, что после локдауна минимализм отойдет в сторону, и нас тоже ждут рюши, воланы и кружево.

Ну, а теперь 1940е глазами костюмеров (специально не стала брать жесткие военные фильмы).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: