Дизайнер Надежда Ламанова – фото платьев и биография

БИОГРАФИЯ ЛАМАНОВОЙ

Надежда Петровна Ламанова – художник-моделист, сумевшая воплотить свой талант и при Царской России, и при Советской власти.

Родилась она 14 декабря (26 декабря по новому стилю) 1861 года в селе “Шутилово” Лукояновского уезда Нижегородской губернии и была старшей из 5 дочерей подполковника Белорусского гусарского полка Петра Михайловича Ламанова и его жены, Надежды Александровны, дочери генерал-майора Александра Ивановича Лишева. Род Ламановых, к которому принадлежала Надежда Петровна, восходит к помещикам Великолужского уезда 17 века.

Обряд крещения Ламановой Надежды Петровны был совершён в церкви “Покрова Пресвятой Богородицы”, Лукояновского уезда, села Шутилово. Сохранилась запись о ее крещении за № 31 «Рождена 14 декабря, крещена 18 декабря. Родители села Шутилово помещик подполковник Петр Михайлович Ламанов и законная жена его Надежда Александровна, оба православные. Восприемники: того же села помещик Павел Михайлов Ламанов и помещица села Беговатова Варвара Михайлова Алексеева».

Когда Наде пришло время получать образование, семья переехала из Шутилова в Нижний Новгород. Там в 1878 году Надежда окончила Мариинскую гимназию со званием учительницы географии. Здание Мариинской гимназии. г. Нижний Новгород

Семья жила небогато, еще более осложнили материальное положение большие долги, оставшиеся после старшего брата Петра Михайловича. Девушка принимает решение уехать в Москву, начать работать, чтобы помочь поставить на ноги младших сестер. В 1884 году умирает отец Надежды Петровны, а через два года — и мать. Теперь юной Надежде приходится рассчитывать только на себя. Будущий знаменитый художник по костюму к этому времени окончила московскую школу кройки Ольги Александровны Суворовой, где училась с 1883 по 1884 год. После – устроилась моделистом в мастерскую к известной в ту пору портнихе Татьяне Степановне Войткевич и скоро стала настолько популярна, что всего через год после начала работы, во второй половине 1885 года, смогла открыть собственное небольшое ателье в Тупом Хлыновском переулке, в доме Помпея Батюшкова, младшего брата известного поэта. Здесь же в это время держала модное заведение и Ольга Суворова. Первое документальное упоминание мастерской Надежды Ламановой (1885 год)

Индивидуальный подход и умение Ламановой создавать платье на любую фигуру, представляя даму в самом выгодном свете, привлекает в ее мастерскую знатных и состоятельных особ. Всего за четыре года штат мастерской увеличился с 11 до 38 мастериц! Надежда Петровна Ламанова (слева) и М.С. Воронина.
Москва, 1885-1887 гг. (фото из личного архива потомков М.С. Ворониной).

В самом начале 1890-х Надежда выходит замуж за отставного поручика Андруцкого. Но, увы, счастье было недолгим, вскоре Надежда Петровна овдовела. Как пишет в своих воспоминаниях друг семьи, Георгий Леман, любимый умер у нее на руках. Но эта трагедия не сломила ее. Возможно, даже наоборот, она с головой ушла в работу, чтобы заглушить сердечную боль, и добилась признания на высшем уровне.

В 1898 году Надежде Петровне Андруцкой-Ламановой было присвоено высокое звание «Поставщик Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны», сестры императрицы, жены московского градоначальника. А в 1904 году она удостаивается чести носить ещё более почетное звание — «Поставщик Ея Императорского Величества».

Надежда Петровна активно участвовала в различных благотворительных мероприятиях, открыла при мастерской в доме Адельгейма бесплатную школу для девочек, где те, помимо обучения кройке и шитью, могли получить знания по основным общеобразовательным предметам, являлась попечительницей школы кройки при обществе «Московский муравейник».

В 1898-99 гг. (предположительно) Ламанова вышла замуж за успешного юриста Андрея Павловича Каютова, впоследствии возглавившего московское отделение страхового общества «Россия». Андрей Павлович Каютов (ок. 1891 г.) Андрей Павлович Каютов 1910-е гг.

С 1885 по 1907 год мастерская Ламановой сменила несколько адресов: со второй половины 1885-го по вторую половину 1886 года ателье располагалось в доме Батюшкова в Тупом Хлыновском переулке (ныне Б. Никитская, 24/1), со 2 половины 1886-го по 1889-й — в доме Черневой на пересечении Б. Никитской улицы и Большого и Среднего Кисловских переулков (Большая Никитская, д. 11, ныне Б. Никитская 9/15/2), с 1890-го по 1897-ой — в доме Фишера (Б. Дмитровка, 11), с 1898-го по 1908-й — в доме Адельгейма (Б. Дмитровка, д. 25, ныне Б. Дмитровка, 23). Наконец, в январе 1908 года Надежда Петровна приобрела участок по внутреннему проезду Тверского бульвара, где в этом же году по проекту архитектора Никиты Лазарева для семьи Ламановых-Каютовых был возведен 4-х этажный дом (Тверской бульвар, 10). Дом Ламановой на Тверском бульваре (до 1917 г.)

Каждый этаж здесь имел своё предназначение. Строение было задумано одновременно как ателье с пошивочным цехом, демонстрационным залом, школой портновского дела и общего образования. В этом же доме располагались квартиры семьи Каютовых, и сестры Андрея Каютова, Елизаветы Павловны Шеффер, муж которой, врач Вениамин Давидович Шеффер, был также и управляющим доходным домом Ламановой, жилые помещения для служащих.

Продолжая познавать моду, Надежда Петровна несколько раз в сезон ездит в Париж, где знакомится с известным кутюрье, молодым тогда, Полем Пуаре. Они подружились на долгие годы. В 1911 году Ламанова приглашает Поля в Россию, о чём сохранились его воспоминания. Показы его моделей и лекции проходят в доме на Тверском бульваре при аншлаге.

Её дом стал настоящим клубом для самых великолепных женщин того времени. Она создавала образы для таких дам, как Её Высочество Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и Великая княгиня Мария Павловна, Мария Ермолова и Ольга Книппер-Чехова, Вера Холодная и Евфимия Носова, в ее вечерних платьях, расшитых бисером и стразами, блистали балерины Тамара Карсавина и Екатерина Гельцер. Многие портреты дам, созданные Валентином Серовым, написаны в платьях «от Ламановой».

Читайте также:
Платье в стиле Чикаго – фото и советы

В 1901 году друг семьи, К.С. Станиславский, пригласил Надежду Петровну в Московский Художественный театр для создания костюмов к спектаклям «В мечтах» и «Вишневый сад». Сотрудничество МХАТ с Ламановой продлится сорок лет.

Кроме собственных работ, Надежда Петровна выполняла костюмы к спектаклям по эскизам известных художников, таких как Бакст, Головин. Её изделия были настолько точны и удобны актёрам в создании образов, что заменить её практически некем. Актёры и публика в восторге от её мастерства. Недаром Станиславский называл Ламанову «Шаляпиным» от моды.

После Октябрьской революции, вопреки всему, Ламанова решила остаться на Родине.

Когда ее ателье ликвидировали, Надежда Петровна продала дом на Тверском бульваре, чтобы расплатиться с поставщиками и персоналом, остальную часть денег вложила в Народный банк. Семья Ламановых-Каютовых из роскошного особняка вынуждена была перебраться сначала в особняк Чижовых (Еропкинский пер., 2, кв. 3), а потом в квартиру № 4 в доме № 4 по Еропкинскому переулку, которую впоследствии уплотнили, оставив Надежде Петровне лишь комнату.

Так для бывшего Поставщика Императрицы и её сестры, Великой Княгини, началась новая жизнь и новый этап творчества.

В 1918 году Надежда Петровна вступила в союз Рабис. В 1919-м её вместе с мужем заключают под стражу. Два месяца она находится в Бутырке. Ламанову спасает гражданская жена Максима Горького — актриса Мария Андреева, ее давняя клиентка. Надежду Петровну освобождают, и неутомимая художница продолжает свою творческую деятельность. С 1919-го она начала работать при отделе художественной промышленности Наркомпроса РСФСР Главнауки, возглавила учебно-производственную мастерскую Современного костюма и одновременно работала инструктором по художественному моделированию при секции «Игла» при МОНО, организовала 3 выставки. С 1922 года Ламанова – член Академии Художественных наук.

В этот период Надеждой Петровной были разработаны многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие демократические слои населения. Одновременно она занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма, работает в стиле конструктивизма, экспериментирует с дешевыми тканями: солдатским сукном, домотканым полотном, бумазеей..

На I Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1923 году мастерской современного костюма, руководимой Ламановой, присужден диплом Государственной Академии Художественных Наук за: «а) Оригинальный творческий замысел, 2) использование материала, указывающее на высокое мастерство, в) за тонкую и гармоническую красочность; г) за логически упрощенное построение костюма, дающее возможность массового производства, д) за обстоятельное и точное исследование по распределению труда, ведущее к сокращению часов работы исполнителя».

В 1924 году Государственный Учёный Совет признает экспериментальную мастерскую Надежды Петровны заслуживающей сохранения при Главнауке и достойной всяческой поддержки хозорганов.

В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту», где представлены простые модели, которые без труда могла сшить себе любая женщина.

В 1926-27 годах художник создает ряд моделей по мотивам творчества народов Севера, за что на юбилейной Выставке искусств народов СССР 1927 г. получает отзыв признательности за инициативу выявления художественного творчества народов Севера и Дальнего Востока.

Весной 1928-го, совместно с Евгенией Прибыльской и Кустарной группой Декоративного комитета Государственной Академии Художественных Наук, Надежда Петровна организует выставку «Кустарная ткань и вышивка в современной женской одежде», где демонстрирует модели, созданные из кустарных тканей деревенской работы и знакомит специалистов со своей теоретической программой, тезисы которой были развешаны на стенах выставочного зала:

«Для чего делается костюм — его материал.
Для кого он делается — фигура.
Как он делается — его форма.
Назначение костюма определяет материал.
Материал определяет форму.
Фигура определяет, в свою очередь, материал.
Фигура определяет цвет.
Форма определяет материал.
Форма определяет орнамент.
Форма определяет ритм, как согласующий эти элементы.
Орнамент, как соединяющий материал.
Орнамент, как соединяющий цвет.
Орнамент, как конструирующий форму.
Орнамент, как конструирующий тяжесть.
Орнамент, как разбивка плоскости и в художественном и в конструктивном отношениях. Форма прямоугольника определяется материалом (на данной выставке холстом).
Экономия материала. Отсутствие отбросов при построении костюма.
Форма, дающая свободу движения».

За время работы выставки ее посещает около 2000 человек, в основном, специалисты модельного дела, текстильной промышленности и представители профессиональных школ. Для более широкой аудитории в эти же годы Надежда Петровна выступает со статьями на страницах журналов «Красная Нива» и «Женский журнал».

По заказу Кустэкспорта Ламанова создает коллекции и для международных выставок в Париже (1925), Лейпциге (1930) и Нью-Йорке (1928/1929). В 1925 году на Всемирной выставке в Париже костюмы Ламановой из русских полотенец произвели настоящий фурор. Высокое жюри присудило её моделям Гран При.

Международные выставки принесли ей известность, признание и награды. По её коллекциям мир узнал, что в России есть своя самобытная мода. На Родине же она по-прежнему известна и любима, теперь уже не царствующими особами, а женами советской номенклатуры и артистками (в костюмах художницы позируют для журнала «Красная Нива» Александра Хохлова, Лиля Брик и Эльза Триоле), у нее по-прежнему престижно шить платье.

Как государственная, мастерская «Современный костюм» просуществовала до конца 1924 года. За отсутствием кредитов она прекратила существование и Надежда Петровна была вынуждена продолжать ее на правах кустарной, так как ей была необходима лаборатория для разрешения задач, которые ставили перед ней экспортные организации, театр и общественные организации. За это в марте 1928 года Надежду Петровну лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц». Но прекраснейшие характеристики, данные ей театром, руководством Академии художественных наук и другими организациями, спасают ее от унизительного клейма лишенки, в 1930-м ее восстановили в избирательных правах, и она смогла продолжить работу. Так, например, в 1930 году Ламановой по заказу был выполнен бесплатный проект по созданию пионерских костюмов.

Читайте также:
Самые красивые и модные платья 2021 фото

Продолжилось после революции и ее сотрудничество с театрами. В 1921 году Надежда Петровна начинает работать в театре им. Вахтангова. Костюмы к спектаклям «Принцесса Турандот» (костюмы менялись каждые 1 — 2 года), «Зойкина квартира», «Дочь русского актера», «На крови», «Марион де Лорм», «Коварство и любовь», «Егор Булычев», «Достигаев и др.», «Зависть», «Гамлет», «Человеческая комедия», «Флорисдорф», «Много шума из ничего», «Без вины виноватые» созданы под ее руководством.

Список ее работ для других театров также весьма внушителен. Вот лишь некоторые из них: Студия им. Грибоедова – «Сон в летнюю ночь», театр Революции – «Инга», театр Габима – «Голлам», «Сон Якова», «Потоп», Драмбалет – «Сказка города», театр имени Станиславского — «Борис Годунов», «Золотой петушок», «Севильский цирюльник», «Кармен», Трам – «Закон Ликурга», театр Сатиры – «Меркурий», еврейский театр – «Дантист», театр имени Завадского – «Волки и овцы», студия Хмелева – «Не было ни гроша», театр Красной Армии – «Васса Железнова», «Последняя жертва», «Мещане», «Господа офицеры», «Слава», «Волки и овцы», «Банкир».

С 1932 года Ламанова вернулась в МХАТ в качестве консультанта по костюму и конструктора и работала для спектаклей «Женитьба Фигаро» (костюмы по эскизам Головина), «Хозяйка гостиницы», «Таланты и поклонники», «Слуга двух господ», «Воспитанница», «Егор Булычев», «Пиквикский клуб», «Гроза», «Реклама», «Мольер», «Анна Каренина», «Борис Годунов» и др.

Надежда Петровна Ламанова стала одним из первых художников по костюмам в истории советского кино. Она создала костюмы к кинофильмам «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», участвовала в создании костюмов для фильма « Аэлита».

15 октября 1941 года Надежда Петровна не смогла эвакуироваться с МХАТ. От сильных переживаний, вызванных этой ситуацией, тяжелым расставанием с близкой подругой, Верой Мухиной, уехавшей за несколько дней до этого в эвакуацию, новостями о том, что костюмы, увезенные на гастроли в Минск, сгорели в первые дни войны, у нее случился сердечный приступ и она скончалась по дороге из театра домой в возрасте 79 лет, лишь месяц не дожив до своего восьмидесятилетия. Похоронена Надежда Петровна Ламанова в Москве, на 3-м участке Ваганьковского кладбища.

Костюмы художника-моделиста хранятся в собраниях самых известных музеев России и мира – Метрополитен (Нью-Йорк), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном Историческом музее (Москва), Музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), в музее МХАТ, в коллекции историка моды Александра Васильева и других частных коллекциях.

О Надежде Петровне Ламановой не даёт забыть Дом моды Славы Зайцева. С 1994 года проводится конкурс профессиональных художников-модельеров её имени, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России. Лауреатами конкурса в разные годы становились такие известные сегодня модельеры, как Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и другие. Каждый год Вячеслав Михайлович Зайцев задает единую тему конкурса. В юбилейный для Ламановой 2016 г. ею стала “Надежда”. Согласно заданной темы и своего видения ее конкурсанты делают коллекцию из 6-9 луков, которую и представляют на подиуме Дома Моды Slava Zaitsev. Конкурс отличает демократизм и поощрение в конкурсантах стремления к свободному художественному поиску. Участие в конкурсе бесплатное. Гран При конкурса – показ на Неделе моды MBFWR присуждается при поддержке компании “Артефакт”. Конкурс имени незаслуженно забытой русской художницы является проводником понимания моды как высокого искусства, а не ремесла, напоминанием о великом модельере, талант которого по своему масштабу не уступает таланту кутюрье с мировой известностью и легендарными именами.

Звезда эпохи: как Надежда Ламанова стала любимым модельером императрицы и советских женщин

Ее биография — яркий пример успешной женской карьеры: в 16 лет девушка из простой семьи переезжает из Нижнего Новгорода в Москву, в 24 года открывает свой собственный Дом моды, а через 10 лет ее платья заказывает императрица. Рассказываем о невероятном взлете Надежды Ламановой — пожалуй, самого известного модельера Российской империи и СССР.

Будущая легенда российской моды родилась в Нижнем Новгороде в семье обедневшего дворянина — военнослужащего со скромным достатком. Окончив местную гимназию, в возрасте 16 лет девушка решает переехать в Москву. Правда, решение о переезде было подкреплено не только амбициями девушки. Семья была на грани разорения: мать умерла от чахотки, а вскоре погиб и отец, оставив огромные долги. Девушке нужно было заботиться о четырех младших сестрах, и надеяться она могла только на себя.

Надежда решила выбрать швейное дело, отправилась в школу кройки и шитья, а после устроилась работать в одну из московских мастерских. Уже в 24 года она пошла на самый решительный шаг — девушка открыла собственный Дом Мод в Москве. Здесь же она встретила любовь всей своей жизни, с которой прожила 45 лет. Однажды к ней в ателье заглянул молодой юрист и актер-любитель Андрей Каютов. Правда, к Ламановой он привел и свою возлюбленную, приму Малого театра Гликерию Федотову. Перед чарами Ламановой Каютов не устоял, и спустя время пара сыграла свадьбу (бывшие возлюбленные, к слову, остались хорошими друзьями). Тогда же Каютов познакомил Ламанову с театральной элитой — в том числе и с начинающим актером Константином Алексеевым, которого мир будет знать под псевдонимом Станиславский.

Ближе к 30 годам Ламанова стала владелицей одного из самых известных московских ателье и одевала творческую и светскую элиту Москвы. Среди ее клиентов значились Шереметевы и Долгорукие, а с 34 лет у нее заказывала платья сама императрица Александра Федоровна Романова. За особые заслуги Ламанову наградили престижным титулом «Поставщик двора Ее Императорского Величества», что говорило об особой близости к императорскому двору (читайте также: История свадебного платья Александры Федоровны — последней российской императрицы). Правда, на этом предприимчивая Ламанова ограничиваться не стала и решила плотнее сотрудничать не с представителями двора, а с московской богемой и творческой элитой. В начале XX века ее друг Станиславский предлагает поработать с ним и создать костюмы для спектаклей Московского Художественного театра. С выбором модельера великий режиссер постановок не ошибся: талантливая Ламанова мастерски создавала фантастические наряды, по которым зрители безошибочно могли бы сказать о статусе и положении героев на сцене. А вскоре по эскизам Бакста она начинает создавать наряды для знаменитых балетов Дягилева в Париже — нашумевших «Русских сезонов», которые произвели настоящий фурор во французской столице.

Читайте также:
Синие платья осень-зима 2021, фото

Если в личной жизни Надежда Ламанова была исключительно гостеприимна и доброжелательна, то в работе она оказывалась суровой и требовательной, абсолютно уверенной в правильности своей точки зрения. Она редко учитывала пожелания клиентов и всегда твердо стояла на собственном видении дизайна. Примерка была для нее по-настоящему творческим делом: она долго размышляла над стилем наряда и кроем, продумывала распределение складок ткани на фигуре, учитывая все особенности фигуры клиентов. Причем обращала внимание не только на внешний вид платья в статическом положении, но и всегда следила за тем, как наряд меняется в движении.

Как вспоминали актеры, знавшие Надежду Ламанову, работать с ней было одновременно сложно и легко. Она выбирала дизайн костюма, абсолютно игнорируя пожелания заказчиков. Ламанова проводила долгие и изнурительные примерки, утомляя клиента, пока не убеждалась окончательно, что все идеально. С другой стороны, все проходило легко, потому что решение модельера было абсолютно надежным: результатом работы всегда было безукоризненное платье. Она обладала безупречным вкусом и мастерским знанием пропорций — упрямство, упертость и нежелание слушать клиентов легко сходило с рук, ведь все были уверены в ее мастерстве.

Наряды Надежды отличались сложным кроем и трудоемким исполнением. Дар Надежды Ламановой ничем не отличался от таланта скульптора — она ​​могла представить, как каждая ткань будет смотреться на человеке и какая форма подходит его фигуре. Одежду она не шила, а только «пришивала» материал к фигуре человека, очерчивая контуры кроя и украшения. Ее метод дизайна часто называли «лепкой по ткани».

Ламанова нередко говорила своим ученикам, что самым важным аспектом их работы является поиск формы костюма, соответствующей человеку, а не придумывание «стиля» или модных атрибутов. Желание многих клиентов «сшить так же, как на парижских иллюстрациях» она наотрез отказывалась выполнять, предпочитая создавать наряды, которые подходили бы именно клиенту. Она считала, что костюм неотделим от человека. Ламанова не делала эскизов своих рисунков, потому что не умела рисовать и предпочитала драпировать ткань прямо на клиенте, создавая свои шедевры. «Я создаю дизайны женской одежды, определяю форму и декор, но техническую часть работы не выполняю. Я не могу заниматься этой работой, как архитектор не может построить дом, или как кузнец не может работать без молотобойца», — поясняла модельер.

После первой русской революции в карьере Ламановой, которой уже исполнилось 50 лет, начались трудности. Эмигрировать она отказалась. В 1919 году Надежда была арестована большевистским правительством (тот факт, что она была официально назначенным дизайнером Императорского двора, вполне мог бы стать для нее смертным приговором). В Бутырской тюрьме Ламанова провела около 2,5 месяцев и была освобождена благодаря вмешательству писателя Максима Горького, на тот момент главы государственного издательства. Она без сожаления рассталась со своей фирмой и привилегиями прежнего высокого положения. К началу 1920-х Ламанова, потеряв связь с элитой, начала разрабатывать одежду для широких масс, опираясь на традиционную русскую одежду. Отдушиной для Ламановой вновь стал театр — она создавала наряды для спектаклей «Принцесса Турандот» Вахтангова, «Зойкина квартира» Булгакова и «Егор Булычев и другие» Горького. В то же время начался ее «роман» с кино. Ламанова работала над картинами «Аэлита» режиссера Якова Протазанова, «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, «Цирк» Григория Александрова, «Поколение победителей» Веры Строевой, а также принимала участие в разработке костюмов для фильма «Иван Грозный» Эйзенштейна. Правда, заслуги Ламановой не всегда были оценены по достоинству. В 1930-х годах Надежда была лишена избирательных прав, и ей и ее близким приходилось неустанно (к сожалению, бессмысленно) доказывать, как много она сделала для советской системы.

Первый русский модельер Надежда Ламанова

Надежду Петровну Ламанову по праву можно назвать первой среди плеяды русских и советских модельеров. До 1917 года она одевала императрицу и привилегированных клиенток, а после революции стала у истоков советской моды.

Валентин Серов. Портрет Н.П. Ламановой. 1911

Ее вклад в развитие дизайна и портновского искусства в России и Советском Союзе был огромный, если не самый значительный.

Надежда Петровна первая разделила понятия «портной» и «модельер», она чуть ли не единственная из всех художников-модельеров не покинула Россию после 1917 года. Ее талант дал возможность ей в 56 лет не сдаться и начать новую жизнь в послереволюционной стране, перейти от создания произведений портновского искусства к простой одежде для широких масс.

Платье вечернее из розового шифона на атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х.

Платье вечернее (два лифа и юбка) из черного тюля на белом атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Москва, мастерская Н. Ламановой. Петербург, мастерская А. Бризак (второй лиф). Начало XX в.

Родилась Надежда Петровна в 1861 году в семье обедневших дворян в Нижегородской губернии. Переехав в Москву в начале 1880-х, Надежда оканчивает курсы кройки и шитья у Суворовой Ольги, а позже становится закройщицей в модном доме мадам Войткевич в Петербурге. Клиентки ателье быстро оценили вкус молодой мастерицы. Накопив достаточно средств, Надежда Петровна в 1885 году возвращается в Москву и становится хозяйкой собственного ателье, расположенного на Дмитровке.

Читайте также:
Умная одежда для спорта и жизни – мода будущего

Платье визитное из сукна бежевого цвета. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х

Платье вечернее (лиф и юбка) из жёлтого бархата и шифона. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.

Талантливый художник-модельер, находчивый предприниматель и очень смелый человек благодаря своему высокому профессионализму за короткое время завоевывает признание заказчиков, приобретает большую популярность как среди российской аристократии и прогрессивной интеллигенции, так и в театральных кругах. В конце 90-х годов Надежда Петровна знакомится с Андреем Каютовым, своим будущим мужем, начинающим юристом. Они оба вскоре станут успешными и состоятельными. Детей в браке у них не было, но для многочисленных своих учениц и родных сестер она станет “мамой Надей».

Платье вечернее (лиф и юбка) из белого тюля и шифона на атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.

Платье вечернее (лиф и юбка) из бархата цвета морской волны. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.

«Поставщик Двора Ея Императорского Величества» – такой титул гордо носит Надежда Ламанова с 1904 года. Удивительные по красоте и сложности наряды сейчас можно увидеть в Государственном Эрмитаже.

Платье парадное придворное из розового муара. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Рубеж ХIХ-ХХ вв.

Надежда Ламанова практически не делала эскизов, так как не умела рисовать. «Эскизы» она создавала прямо по фигуре клиентки, руководствуясь вдохновением и используя метод «наколки» – муляжный прием конструирования. Аристократки и состоятельные клиентки были готовы не только заплатить баснословные деньги за наряд, но и терпеть длительные многочасовые примерки у настоящего «диктатора». Ламанова не обращала внимания на жалобы клиенток, не разрешала им вмешиваться в творческий процесс, за что снискала славу диктатора. Это никак не уменьшало желание модниц заполучить «то самое платье» от Ламановой.

Визитная карточка Н.П.Ламановой. Конец 1890-х гг. ГА РФ. Ф.625. Оп. 1. Д. 439.

Фирменный знак-афтограф Надежды Ламановой

«По Москве шла неудобная для портнихи слава:

– Ходить к Ламановой на примерки – сущее наказание…

Это правда! Надежда Петровна работала над платьем, как живописец работает над портретом. Иной раз создавалось впечатление, что она, подобно Валентину Серову, брала «сеансы» у заказчиц. Подолгу и пристально Ламанова изучала свою «натуру», прежде чем соглашалась облечь ее в одежды своего покроя. При этом – никакой иглы, никакого наперстка и никакого утюга с тлеющими углями. Между губ Ламановой зажаты несколько булавок, и она, придирчиво осматривая фигуру, вдохновенно обволакивала ее тканью, драпируя в торжественные складки, и все это закалывала булавками.

– Теперь снимайте, – говорила заказчице. – Только осторожнее, чтобы булавки не рассыпались… Эскиз готов!

Иногда ее просили:

– Только, пожалуйста, сшейте вы сами.

Надежда Петровна отвечала:

– Я вообще не умею шить.

– Да, – продолжала Ламанова, – я только оформляю модель, какой она мне видится! Шить – это не мое дело. Ведь архитектор, создавая здание, не станет носить на своем горбу кирпичи, его не заставишь вставлять стекла в оконные рамы – для этого существуют подмастерья…»

В начале 1900-х гг. Ламанова благодаря мужу знакомится с богемой, и ее клиентами становятся актрисы и театральные режиссеры-постановщики. Эти связи впоследствии спасли Надежде жизнь.

В 1901 году по приглашению К.С. Станиславского Ламанова начинает работать с Московским Художественным Театром. Так началась новая веха в творчестве Надежды. До конца своей жизни Ламанова будет сотрудничать с мастерскими МХТ. В дореволюционное время работа с артистами театра для Поставщика Двора считалась «ступенькой вниз», и необходимо было разрешение от членов императорской семьи. Надежда рисковала очень многим: и репутацией, и расположением клиентов, и положением в обществе. Но и тут художница проявила талант и мастерство: костюмы для спектакля «Вишневый Сад» в МХТ понравились публике. Ей было позволено сотрудничать с богемой.

Валентин Серов. Портрет артистки М.Н.Ермоловой.1905 (Платье мастерской Н.Ламановой)

Размах работы был столь велик, что дело Надежды Петровны сильно разрасталось. Со временем у нее стало работать около 300 мастериц. Огромен был и доход: мастерская давала до 300 тысяч рублей в год, то есть по 1000 руб. в день. В начале века средняя зарплата была 37,5 руб. в месяц.

Платье вечернее (лиф и юбка) из зелёного атласа и чёрного шифона. Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е

Платье вечернее из плотного белого шёлка и шифона. Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е

Среди друзей Надежды Ламановой было много интересных и известных людей. Например, ее очень близкий и хороший друг Пол Пуаре, французский художник-модельер, устраивал в ее доме показы и читал лекции о моде. Воспоминания о ней сохранились у Игоря Грабаря, Татьяны Аксаковой-Сиверс, Валентина Серова, а Валентин Пикуль даже посвятил ей миниатюру – «Закройных дел мастерица».

Ламанова создает серию платьев по эскизам известного театрального художника Леона Бакста, который тайно от своей жены попросил сшить для нее платья. Ламанова также создает по эскизам Бакста целую коллекцию костюмов к балетным постановкам, которым позже будет рукоплескать Париж. Также она создаст коллекцию платьев для жены Михаила Врубеля. Так родилась целая серия платьев по эскизам великих русских художников. Ее авторские платья в кратчайшие сроки раскупаются столичными модницами.

Платье вечернее (лиф и юбка) из белого атласа и тюля. Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е

Платье вечернее чёрного машинного кружева с мелким растительным узором. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Конец 1910-х

Читайте также:
Короткие платья лето 2021

Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и чёрного машинного кружева. Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1912-1913

1917 год становится переломным для семьи Надежды Ламановой. Национализируют дом, в котором располагалась мастерская, лишают имущества, но, несмотря на возможность выехать из страны, они с мужем принимают решение не покидать Россию. Позже она напишет:

«…Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь».

В 1919 году был арестован ее муж: он провел в тюрьме несколько лет. Есть также сведения, что он был расстрелян в 1931 г. Надежда не оплакивала свое блестящее прошлое, у нее всегда хватало сил смотреть в будущее, ее упорство и любовь к работе не давали пасть духом. Дальше последовал ее арест за «дворянское происхождение». Она находилась в тюрьме 2 месяца. Надежду отпустили благодаря заступничеству её клиентки – актрисы и жены Максима Горького Марии Андреевой. Существует другая версия, что в обмен на свободу ей предложили создание нового костюма для советского народа. За что бы ни бралась Надежда Петровна, она всегда блестяще справлялась с поставленной задачей. В 1922 году страна начинает разрабатывать программу советского моделирования. В 1925 г. в Париже на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств Советский павильон производит фурор. Все увидели “новую Страну”, а Советский павильон получил высокую оценку Ле Корбюзье. Ламанова вместе с Верой Мухиной, Надеждой Макаровой, Александрой Экстер принимает участие в этой выставке. Ее модели, выполненные в стиле «A-La Russe» из домотканого полотна, украшенные народными вышивками, получают «Гран-при» выставки.

Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже; модели, разработанные Ламановой, Мухиной, Прибыльской, Макаровой для выставки (личный архив Н.П. Ламановой).

В 20-30-е гг. Ламанова продолжает свою работу с МХТ, пробует свои силы в кино. Во МХАТе в её творениях идут «Женитьба Фигаро», «Анна Каренина», «Мёртвые души» и многие другие спектакли. Ламанову приглашают в Студию Евгения Вахтангова, где модельер создаёт костюмы к «Принцессе Турандот», «Егору Булычову», «Гамлету», «Коварству и любви».

Сергей Эйзенштейн доверил Ламановой создание костюмов к своим фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный».

Портрет героини фильма «Александр Невский». Источник: Музей Кино.

«Иван Грозный». Персонажи Иван Грозный и Анастасия Романова. Эпизод не вошедший в фильм. Источник: Музей Кино.

Любовь Орлова в платье от Ламановой фильме «Цирк». 1936 год.

Ламанова отдала театру почти 30 лет своей жизни. Она умерла в возрасте 80 лет в 1941 году на лавочке возле ставшего ей родным МХАТа. Говорят, Надежда Петровна не выходила из дому без шляпки и перчаток, которые всегда идеально были подобраны к платью. Ее любимыми духами были французские духи «Coty». Существует легенда, согласно которой она как-то призналась своей близкой подруге Кате Мухиной, что знает о своей скорой смерти, так как в ее флаконе духов осталось только 2 капли. Она верила, что умрет, когда эти духи закончатся.

В настоящее время большое количество работ Надежды Ламановой представлено в Государственном Эрмитаже, в коллекции Александра Васильева, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, музее МХАТ и частных коллекциях.

Платья, принадлежавшие Налбандовой-Самсоновой. 1913 год. Из коллекции А.Васильева.

Подвенечное платье. 1910 г. Музей Метрополитен.

К сожалению, сейчас имя этого талантливого человека и видного деятеля, внёсшего такой огромный вклад в культурное наследие страны, практически забыто и известно лишь историкам и искусствоведам, знатокам моды и музейным работникам.

Эскизы шляп Веры Мухиной для “Ателье мод Надежды Ламановой”. 1926 год. Частная коллекция.

Фотографии из личного архива Н.П. Ламановой.

Один из образов коллекции Ламановой по мотивам народов Севера (личный архив Н.П.Ламановой).

В 1927 году на юбилейной выставке искусства народов СССР Ламанова представляет ещё одну коллекцию, навеянную мотивами народов севера, за которую художнице присуждают почётный диплом.

Дизайнер Надежда Ламанова – фото платьев и биография

Кутюрье № 1 в России начала ХХ века — это высокое звание принадлежит несравненной Надежде Ламановой, женщине удивительной судьбы, модельеру редкого дарования, которая единственная в то время выдерживала конкуренцию с европейскими домами мод. Словосочетание «платье от Ламановой» было синонимом изысканности и безупречного вкуса. Одеваться у Ламановой хотели все — от простых работниц до императрицы Марии Фёдоровны, которая, вместе с остальными особами царской семьи, тоже была клиенткой известного модельера.

Её рождение звездного будущего не предвещало. Надежда Ламанова родилась в очень небогатой дворянской семье в Нижегородской губернии. Отец, полковник Петр Михайлович, и мать Надежда Александровна были рады появлению на свет 14 декабря 1861 года своей первой дочери. Впоследствии родители Нади подарили ей четырех младших сестер, которым она стала мамой и папой после смерти родителей. Это произошло, когда Надя только закончила 8-ми летний гимназический курс. Наследства родители не оставили, поэтому сразу пришлось решать, на какие средства существовать. После недолгих колебаний Надежда сделала ставку на свои природные наклонности: она любила искусство и моделирование одежды.

Надежда Ламанова, портрет работы В.А. Серова

Чтобы развить талант, поехала вместе с сестрами (надо отметить, что их глубокая привязанность друг к другу сохранялась на протяжении всей жизни) в Москву и поступила в школу кройки и шитья Ольги Сабуровой. Первую работу получила в мастерской госпожи Войткевич. Через непродолжительное время, благодаря трудолюбию и мастерству, стала ведущей закройщицей. Слух о её волшебных руках и безупречном вкусе быстро распространился по Москве, и количество клиенток мастерской Войткевич увеличилось. Модницы делились своим мнением друг с другом: «Шить теперь нужно именно там. Новенькая закройщица Ламанова сделает платье, как из Парижа».

Читайте также:
Серебристые платья на праздники и вечеринки

Платья мастерской Надежды Ламановой

Скопив в мастерской средства, в 1885 24-х – летняя Ламанова решается открыть собственную мастерскую в престижном районе Москвы — на Большой Димитровке. Именно это место стало вскоре настоящей «меккой» модниц. Там создавались шедевры портновского искусства. Качество кроя, многообразие фактур и богатство отделок – «конек» мадам Ламановой. В её руках любая ткань превращалась в потрясающий наряд, который носили гранд-дамы России «серебряного века»: Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова, Лиля Брик, Вера Холодная. А в 90-годы ХIХ века Надежда Петровна получает статус Поставщика двора Его Императорского Величества. У Ламановой был дар красиво одевать женщин, несмотря на изъяны фигуры. Часть её коллекции (14 платьев) хранится в настоящее время в Эрмитаже.

Отличавшаяся тактом и простотой в общении, в своей мастерской интеллигентная Надежда Петровна превращалась в настоящую тираншу. Заказчицы часами простаивали на примерках. Жалобы об усталости, недомогание не производили на модельера никакого действия. Более того, не принимала она в расчет и пожелания клиенток по поводу отделки и фасона: эти вопросы позволено было решать только ей. Но счастливицы, обслуживающиеся у Ламановой, выдерживали всё. Знали, что в итоге этих «пыток» они получат безупречное по крою и красоте платье.

Примечательно, что Ламанова никогда не шила сама. Для этого у неё работали высококлассные портнихи. Свои шедевры кутюрье создавала методом наколки — закрепляя ткань на модели булавками.


Несмотря на достигнутое мастерство, Надежда Петровна не прекращала обучение. Для этого в Париже посещала профессиональных модельеров. Познакомилась с известным Полем Пуарье, с которым впоследствии их связывала тесная дружба, и который приезжал со своими показами в Россию. Дефиле, собравшее весь бомонд, проходило в доме Ламановой.


С начала XX века у Надежды Петровны начался «роман» с театром, который длился до конца её жизни. В 1901 году друг семьи Константин Станиславский (здесь следует упомянуть, что, благодаря мужу Надежды Петровны, Андрею Каютову, вхожему в театральные круги, в их доме часто собирались известные люди того времени) предложил Ламановой создать костюмы для Московского художественного театра. Предложение было принято, и с тех пор она разрабатывала для мхатовских постановок изумительные театральные костюмы.

Актерам легендарных спектаклей «Анна Каренина», «Женитьба Фигаро», «Вишневый сад», «Мертвые души» зрители рукоплескали не только за блестящую игру, но и потрясающие костюмы.
Привычную жизнь Надежды Петровны оборвала Великая Октябрьская революция. К 1917 году Ламанова была владелицей была Дома моды и Школы портняжного искусства, имела солидное состояние, но лишилась всего этого, так как была дворянского происхождения. А в 1919 году представители новой власти посадили её в Бутырку (за что — так и не выяснилось, потому что обвинения не были предъявлены), откуда её вызволил Максим Горький, чья жена была клиенткой Ламановой.


Тяготы, с которыми столкнулась Ламанова после большевистского переворота, не смогли отбить у нее любви к своему делу. Поэтому, несмотря на 60-летний возраст, Надежда Петровна начинает вновь творить в родной, но чуждой по духу стране. Она создает вещи, ориентированные на потребности молодой страны: простые, функциональные, но одновременно красивые. Времена были нищими и голодными, хороших тканей не было, поэтому Ламанова теперь работала с грубыми тканями — бязью, холстиной, сукном.

Лиля Брик и Эльза Триоле в платьях работы Ламановой


Параллельно продолжала сотрудничать с театром, создавая для него костюмы, одевала актеров первых советских фильмов.
В 1925 году на мировой выставке в Париже Ламанова получила Гран-при. Стиль «а-ля рюс», в котором были выдержаны её модели, произвел настоящий фурор. Этот успех окрылил, и Надежда Петровна попыталась создать Студию художественного производственного костюма. Уже в солидном возрасте Ламанова продолжала экспериментировать, участвовать в выставках, воспитывать новое поколение модельеров.


. Ушла из жизни Надежда Петровна так же красиво и трагично, как жила. 14 октября 1941 года, хлопоча об эвакуации, пришла к МХАТУ, а он оказался закрыт: театр эвакуировался. Расстроенная, присела на скамью возле Большого театра. Тут её и настиг смертельный сердечный приступ. Символично, что позади скамьи, на которой кончилась её земная жизнь, возвышалась квадрига Аполлона, бога покровителя искусств, которому она служила всю свою яркую жизнь.

Автор текста Абраменко Юлия
Редакция текста crossfashion
Подбор фото: crossfashion

Первая дама моды. «Судьба толкнула меня на дорогу портнихи»

Имя нашей землячки Надежды Ламановой незаслуженно забыто. Между тем именно эта уроженка села Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии была законодательницей моды дореволюционной России и стояла у истоков модной индустрии советской страны.

«Что за попугай?»

Родилась Надежда Ламанова в небогатой дворянской семье. Кроме Наденьки, у подполковника Белорусского гусарского полка Петра Михайловича Ламанова и его жены Надежды Александровны было ещё четыре дочери. Весной 2016 года в архивах музея МХАТ была найдена написанная рукой Ламановой автобиография. Там есть такие строки:

«…Как я уже говорила, мать наша была превосходной рукодельницей, кроме того, светской женщиной. Чувство линии, красок, стремление к декоративности было разбужено во мне очень сильно. Помню эпизод: я в розовом платьице и голубых перчатках кажусь себе необыкновенно шикарной. И вдруг негромкий смех, и восклицание: «Что это за попугай?» Козловский! Втайне обожаемый, изящный и недоступный молодой человек насмешливо смотрит на мой изысканный туалет. Впервые тогда в 11 лет я критически осмотрела себя в зеркало и отделила одежду от своего я…».

Окончив в Нижнем Новгороде гимназический курс, Надежда отправляется в Москву, чтобы начать работать и помочь родителям поставить на ноги сестёр. В столице она проходит обучение в школе кройки Ольги Суворовой, а затем устраивается в портновское заведение «мадам Татьяны Войткевич», которая, по воспоминаниям современников, тоже «начала свою карьеру с того, что босенькой девчонкой в Нижнем булавки у портнишки подбирала, а потом гремела на всю Москву…».

Читайте также:
Платья Ulyana Sergeenko весна-лето 2021

«…Итак, судьба толкнула меня на дорогу портнихи, – вспоминает в автобиографии Надежда Ламанова. – Но общественное положение отца, знакомства, связи и наследственная склонность к украшению жизни помогли мне практически сразу, минуя черновую работу швеи, войти в круг мастериц и художниц».

Красота на булавках

Уже в 24 года Надежда Ламанова открывает собственное дело. Её мастерская вскоре начинает пользоваться огромной популярностью у дам высшего света. Новая законодательница моды действительно умеет создать одежду для любой фигуры. Знатные и богатые особы ради нового платья готовы выдержать многочасовые примерки, которые им устраивала Ламанова, и деспотичный запрет Надежды Петровны на творческий полёт фантазии заказчиц. Фасон, цвета и отделки платья – только на её усмотрение! Первая дама моды России создавала образы для императрицы Александры Фёдоровны и великой княгини Елизаветы Фёдоровны, для актрис Марии Ермоловой и Веры Холодной.

Сегодня Ламанову на современный манер принято называть «модельером-конструктором». Но она практически никогда не рисовала эскизы будущих платьев и тем более не отшивала их. Ламанова как истинный художник прямо на модели булавками подкалывала ткань, создавая неповторимый образ будущего шедевра. В жизнь её задумки в лучшие годы претворяли 38 мастериц.

Несмотря на частые выезды за границу и хорошие связи в зарубежных модных кругах, после Октябрьской революции Ламанова не покинула Россию. В 56 лет она фактически начинает карьеру заново. Более того, сама жизнь доказывает, насколько разносторонен её талант. В царской России Надежда Петровна создавала изысканные туалеты из дорогих тканей для светских дам, а в новых условиях ей удаются модели простой одежды для всех из солдатского сукна и бумазеи.

В 1925 году на Всемирной выставке в Париже костюмы Ламановой из русских полотенец произвели настоящий фурор. Высокое жюри присудило ей Гран-при.

Любовь к прекрасному

Конечно, такая талантливая и яркая женщина не могла остаться без внимания мужчин. В первый раз Надежда Петровна вышла замуж достаточно рано. Но её супруг, отставной поручик Павел Андруцкий, скоропостижно скончался на руках у молодой жены.

Настоящее женское счастье Ламанова обрела лишь в 38 лет в союзе с ярким красавцем, актёром-любителем, а затем успешным юристом Андреем Каютовым. Познакомились они на базаре, устроенном меценатами для нужд детей-сирот. Известно, что оба принимали активное участие в различных благотворительных мероприятиях.

После революции Каютов был арестован как чуждый новой стране элемент. В 1919 году пришли и за Ламановой. В камере Бутырки 57-летняя дворянка, эталон вкуса и изысканности, провела месяцы.

Выйти на волю помог Алексей Максимович Горький. Похлопотать за Ламанову пролетарского писателя просила его гражданская жена, многолетняя клиентка модельера актриса Мария Андреева.

Андрей Каютов был осуждён в 1922 году, но уже через год обвинение с него было снято постановлением ВЦИК. До конца дней он продолжал заниматься страхованием, служа старшим инспектором огневого отдела в Госстрахе. Умер в 1931 году. Детей у супругов не было.

Надюша не нужна

В ноябре 2016-го, в год 155-летия Ламановой, в Нижнем открылась выставка «Модельер, которому верил Станиславский». Она рассказала о сотрудничестве Ламановой со МХАТ.

– В 1901 году МХАТ ставил спектакль по пьесе Немировича-Данченко «В мечтах», – рассказала Марфа БУБНОВА, директор музея МХАТ. – Главную роль играла Мария Андреева. Меценат Савва Морозов заказал для неё костюм в мастерской Ламановой. Чтобы не обидеть также игравшую в спектакле Ольгу Книппер-Чехову, сценический наряд пошили и для неё. Ламанова создала такие костюмы, что зрители ходили смотреть скорее на их красоту, чем на пьесу. Всего Надежда Ламанова создала сценические костюмы для 37 спектаклей МХАТ.

Начав в 1932 году работу над «Женитьбой Фигаро», Константин Станиславский обращается к художнику и сценографу Александру Головину с просьбой создать эскизы для костюмов. Но в ателье МХАТ, по мнению Станиславского, не смогли воплотить их в жизнь. Режиссёр решает, что передать в ткани творческий полёт Головина сможет только Ламанова. «Когда я передал эскизы Надежде Петровне, её глаза загорелись так, будто я предоставил ей главную роль в спектакле», – писал Станиславский.

К сожалению, в тяжёлые времена МХАТ забыл о преданной ему Ламановой. В 1941 году, когда фашисты стояли под Москвой, 79-летняя Надежда Петровна не смогла эвакуироваться с театром. В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится письмо Марии Терейковской (младшей сестры Ламановой), где описаны обстоятельства смерти первой дамы русской моды:

«…Утром мы поехали в театр, а со двора выезжали последние грузовики с актёрами и багажом! Главные уже уехали точно. Надюша осталась не нужна. …В среду 15-ого утром пошли в театр за деньгами. Она внешне была бодра и спокойна… Пошла с ней на Дмитровское метро, чтобы уехать на дачу. И как раз против амбулатории Большого театра она просит у меня нашатырь, я даю пузырёк, а она поднесла его, понюхала и упала мне в ноги. Я старалась поднять, повернула на спину, зову её, а она уже не отвечает… Галина Валериановна (очевидно, кто-то из близких подруг Ламановой. – Ред.) приехала тогда, когда Надюша такая спокойная, хорошая лежала в амбулатории театра, и сказала: «Умница какая, умно жила, умно и умерла». Может, она и права, сейчас жить и страшно и сложно…».

О моде

Надежда Ламанова: Путь к славе извилист, в легенду двойне…

Путь к славе извилист, в легенду двойне…

Читайте также:
Платья Chloé – много фото

/Надежда Петровна Ламанова/

О, мода, мода! Что это? Страстное желание новизны или желание подражать окружающим? Ощутить себя неотразимой или тщеславно сказать: “А мы не хуже!”. Где грань вкуса и безвкусицы? Ощущение сочетания цвета? Или чувство меры – последний дар богов человеку (как говорили древние греки)? Александр Васильев говорит “что вкус – качество врожденное”, следствием которого является стиль. А вот Надежда Петровна Ламанова (ударение на первом слоге) говорила: “Всякий человек имеет право быть гармоничным”. То есть скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. И тут искусство модельера становится очень актуальным.

Была ли мода в России? Я однозначно отвечу “Да!” Модные дома, ателье и мастерские – только в Северной столице их было более 120. Модный Дом Бризак – поставщик Двора. Происхождение этого Дома было из Франции, но Россия стала для хозяев Бризак второй Родиной. Второй известный модный дом был Дом Гиндус. Еще одна поставщица Двора, шила регламентированные придворные форменные платья, утвержденным специальным императорским Указом в 1830-е гг.

Надежда Петровна ЛАманова. (Ударение на первом слоге) Это имя так часто упоминалось в книгах у Александра Васильева, у искусствоведа Аллы Щипакиной, что я заинтересовалась ее творчеством. Да-да, именно творчеством. Надежда Петровна родилась в 1861 году в деревне Шутилово Нижегородской губернии. в обедневшей дворянской семье. Возможно, ее ждала бы другая судьба, если бы не семейные обстоятельства. Умирают родители, и 16-летней Надежде пришлось взять на себя материальное обеспечение четырех сестер, младшенькой было всего 6 лет. В Нижнем Новгороде получить работу молоденькой девушке было невозможно, да и пересудами замучили бы. Другое дело Москва, которая была открыта новым веяниям творчества и давала возможность заработать. В Москве Надежда поступает учиться на закройщицу, а затем идет работать в одну из мастерских Москвы – Войткевичей. У Надежды был природный вкус к ткани. И через некоторое время Ламанова становится известной. Это о ней судачили московские модницы “… есть одна новенькая закройщица мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа”. Через восемь лет 24-летняя Ламанова уже хозяйка собственного ателье на Большой Дмитровке. Затем она на свои сбережения строит и открывает свой собственный Дом Моды на Тверском бульваре (сейчас там находится здание ТАСС). Проектирует это здание ее друг, архитектор Н.Г. Лазарев, лидер русского “модерна”. В 1885 году открывает Школу прикладного искусства. Обучая других, Ламанова и сама постоянно обучается: ездит в Париж, знакомится с последними модными коллекциями, изучает книги по истории, живописи, этнографии. Многие почему-то называют Надежду Петровну “Русская Шанель”. Но Ламанова старше Мадемуазель на 22 года. Она стала творить, когда Коко еще не родилась. Безупречный врожденный вкус, огромный художественный талант, не лишена она была и организаторских способностей. О ней говорит вся Россия. Да что Россия! Ее знаю и в Париже. Вернемся к Дому Моды на Тверском бульваре. Огромные закроечные столы, зеркала в пол, большой штат ассистенток и портних-швей высшей квалификации. А на полках в мастерских аккуратно выстроились в огромном количестве пузырьки с нюхательной солью. Всякое бывало на примерках. Дамы после 2-3 часов примерки и в обмороки падали. Ткани и украшения доставлялись из Парижа. Просторный зал для дефиле, в котором свои модели показывал в 1911 году Поль Пуаре. С ним Надежда Петровна познакомилась в Париже, их знакомство быстро переросло в творческую дружбу, длившуюся много лет. Эскизов моделей Ламановой не сохранилось. Ведь модельер работала методом наколки без выкроек, драпируя ткань либо на манекене, или на человеке. Закалывая ткань булавками, она добивалась изумительных силуэтов. Кстати такой метод считается вершиной портновского искусства. Слово “couture” так и переводится “шитье”. При изготовлении одежды от кутюр платья шьют только таким методом. Из воспоминаний очевидцев, видевших работу Ламановой: “Ее руки были как руки хирурга или скульптора, скрипача или графика, они лепили из ткани складки, рисовали светотени, проводили графические линии, лепили объем…” Это были не платья, а уникальные произведения искусства. Помните портрет Серова М.Ермоловой в черном платье? Его шила Ламанова. Однажды М.Ермолова сказала ей: “Надежда Петровна! Вы – тиранка! Ходить к Вам на примерки сущее наказание!” Ламанова невозмутимо ответила ей: “Это правда. Я работаю над платьем как живописец над портретом.” Ермолова попросила шить ее платье лично, и удивилась ответу Надежды Петровны: “Мое дело придумать платье. Всю остальную работу сделают подмастерья.” И правда, зачем отрывать свое время от творчества. Иголку с нитками Ламанова всю жизнь ненавидела. Но шить она умела.

Ламанова хотела, чтобы все женщины были красивы независимо от их положения. И она искала “гармонию” для каждого. Полных и худых, высоких и невысокого роста. И находила. Она не только шила свои уникальные наряды, но и прививала именитым клиенткам высокий стиль! И дарила им красоту.

Совершенствуя свое мастерство в профессии, благодаря таланту, трудолюбию, полезным связям Ламанова Н.П. становится “Поставщиком двора Его Императорского Величества”. А вывеска об этом украшает ее мастерскую. Ее искусство широко известно в среде живописцев, актеров, режиссеров. Кроме Александры Федоровны, особ Двора Императорского Величества, ее клиентками, а иногда и моделями были почти все знаменитые модницы того времени: Вера Коралли, Мария Ермолова, Лиля Брик, Вера Холодная и др. Наряд могли заказать фактически все желающие. Женщины позировали художникам только в платье от Ламановой. Портреты Носовой, Ермоловой, Книппер-Чеховой как нельзя лучше показывают ее искусство. И не только. Благодаря этим портретам мы можем оценить его и любоваться работами русского кутюрье. Ведь некоторые модели просто растворились во времени…

Читайте также:
Платья Тайры Бэнкс

Когда правительство резко повысили ввозные пошлины на одежду для защиты собственного производителя, шить одежду стало выгоднее на заказ в Петербурге и Москве. Дом Моды Ламановой в то время был самый известный. Шифон и бархат, тюль и муар, атлас и шелковый креп – из таких тканей шились платья у Ламановой, и всегда только в единственном экземпляре. Она не любила повторяться.

В 23 года она познакомилась со своим будущим мужем Каютовым – начинающим юристом – и выходит за него замуж. Их брак был по любви. Через много лет оба становится успешными и богатыми. Детей у них не было. Ее сестры и многочисленные ученицы звали ее “мама Надя”. Каютов и познакомил Надежду со своими друзьями-актерами. Впоследствии это знакомство спасло ей жизнь.

Первая мировая война. Ее врожденная демократичность, воспитанная в ней семьей и свойственная лучшим представителям русской интеллигенции, чувство справедливости, служение интересам общества, необходимость делать людям добро побудила ее с легкостью отдать свое имение под госпиталь для раненых русских солдат.

Ламанова была единственной из модельеров, шивших “для Двора Императорского Величества”, и которая после революции осталась вместе с мужем в России. Все предложения работать за рубежом она отвергла. А ведь Революция лишила ее всего имущества.

В одной из своих записей Ламанова отмечала: “. Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь”. Любимого мужа арестовали в 1919 году и продержали в тюрьме несколько лет. (Затем в 1931 году его расстреляли.) Надежда Петровна тоже провела в одиночной камере два с половиной месяца. По ходатайству А.М. Горького и М.Ф. Андреевой ее освободили. Ламанова была волевой женщиной. Она не оплакивает свое блестящее прошлое, а смотрит в будущее. В 1922 году начинает разрабатывать программу советского моделирования. В 1924 г. восстанавливаются дипломатические отношения с Францией. В результате последовало приглашение принять участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств весной 1925 г. Замечу кстати, что выстроенный павильон в Париже был высоко оценен Ле Карбюзье: “единственный павильон, на который стоит смотреть”. Ламанова вместе с другими художниками, среди которых Вера Мухина, Надежда Макарова, Александра Экстер, участвует в международной выставке декоративного искусства в Париже. Модели выполнены из домотканого полотна, украшены вставками в виде народных вышивок. И получает Гран-при с формулировкой “за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением”. И никто не заметил, что в качестве аксессуара бусы были сделаны из хлебного мякиша. А вот саму Ламанову в Париж не отпустили.

В 1928 году состоялась выставка “Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме”. Основной идеей было упрощение и создание костюма на основе крестьянской одежды. “Назначение, образ, ткань” – так кратко характеризовала свое творчество Ламанова. Это стало своеобразной формулой моделирования. В сочетании народных традиций с современными западными тенденциями появился “русский стиль”, а модели (платья-рубашки прямого покроя, пальто из сукна, кафтаны) благодаря Ламановой стали очень популярны в Париже. Но помимо этого она работает над театральными костюмами в театрах МХАТ, Большом театре, театре Вахтангова, над костюмами для кинофильмов (“Аэлита”, “Поколение победителей”, “Цирк”, “Александр Невский”) с участием великих актрис и актеров того времени: Любовь Орлова, Юлия Солнцева, Варвара Массалитинова и др. Костюмы, платья, веера, шляпки, накидки – везде чувствуется рука Мастера. В своем творчестве она использует любой материал, платья из полотенец, пальто из одеял. На “толкучке” разыскивает остатки кружев, разорванные бусы, вышитое столовое белье, салфетки. И все это идет в дело.

Однажды Бакст показал Ламановой несколько рисунков туалетов, и попросил сшить их тайно для своей жены. Так родилась новая идея: шитье авторских платьев по эскизам русских художников. Затем Надежда Петровна тайно шьет по эскизам Врубеля для его жены. Разве могла Ламанова отказать Врубелю? Он нарисовал эскиз платья в русско-византийском стиле со сложным декором, камнями, жемчугом, кружевом и павлиньими перьями. Ламанова была увлечена этой работой. Она покупает рисунки костюмов у Натальи Гончаровой, Александра Головина, Михаила Дубеля, фон Мекка и создает их точные копии в ткани. Ее Авторские платья мгновенно раскупаются московскими модницами. Далее Ламанова создает целую серию костюмов к балетным постановкам по эскизам Бакста. Все постановки в костюмах были показаны в Париже.

В 67 лет Ламанова создает теорию моделирования, организует первый показ пролетарской моды в московском ЦУМе, выпуск швейных и модных журналов, Авторскую школу для всех, кто желает научиться шить. А ее лишили избирательных прав, за то, что она шила свои знаменитые наряды в своей квартирке, в которой проживали вместе с ней две сестры. Их-то и посчитали наемными работниками. После революции она никогда не покидала Россию. До конца своих дней (80 лет) она ходила в шелковых чулочках и туфлях на высоких каблуках, ее ухоженные руки всегда украшали кольца. Надежда Петровна за всю жизнь не выходила из дому без перчаток и шляпки, подобранной в цвет платью. И еще один факт: она не могла жить без французских духов Сoty.

Некоторые произведения искусства знаменитой кутюрье Ламановой можно найти в частных коллекциях, в Эрмитаже сохранилось 14 платьев и немного фотографий. Эскизов Надежда Петровна не рисовала. Благодаря Валентину Серову мы можем увидеть платья на написанных им портретах. Сохранился эскиз к портрету Ламановой, который художник не успел закончить. И воспоминания современников о великом художнике – авторе русского модерна в искусстве модельера – основоположницы советского дизайна и конструирования Надежды Петровны Ламановой…

Читайте также:
Платья для полных от Marina Rinaldi и Elena Miro

15 октября 1941 года Надежда Петровна Ламанова пришла к Большому театру, где она работала. Но двери оказались заперты. Театр эвакуировали. А ее забыли… Забыли, забыли… Она присела на скамеечку передохнуть, но сердце ее не выдержало и остановилось перед Храмом искусству, которому она служила всю жизнь. Через два месяца ей исполнилось бы 80 лет. По легенде у нее осталось все две капли Coty… Из дневника Ламановой: “Я верю, что талант не пропадает никогда, и душа, наработав что-то в очередной жизни, отправляется в свое новое приключение, в свою новую жизнь”. Что ж, возможно это правда, я ей верю. Это стихотворение посвящается Н.П. Ламановой:

Свадебные платья Дженни Пэкхэм

Разделы по алфавиту:
  • 101 совет на свадьбу (85)
  • Бонбоньерки на свадьбу (9)
  • Бракосочетание в ЗАГСе (10)
  • Брачная ночь (11)
  • Букет невесты (16)
  • Бутоньерка (5)
  • Бюджетная свадьба или как сэкономить на свадьбе (13)
  • Ведущий на свадьбу (10)
  • Венчание в православной церкви (9)
  • Верхняя одежда для невесты и жениха (4)
  • Весенняя свадьба (10)
  • Вечерние платья для свадьбы (1)
  • Второй день свадьбы (6)
  • Выездная регистрация брака (13)
  • Выкуп невесты (13)
  • Гадание и Гороскопы на свадьбу (9)
  • Годовщины и юбилеи свадьбы (24)
  • Девичник (35)
  • Девичник в стиле (29)
  • Декор на свадьбу (34)
  • Десертный стол на свадьбе (8)
  • Дети на свадьбе (11)
  • Для беременных невест (9)
  • Добро пожаловать или Welcome зона на свадьбе (5)
  • Звездные свадьбы (2)
  • Зимняя свадьба (33)
  • Идеи для девичника (20)
  • Как выбрать свадебное платье (26)
  • Как выбрать ткань для платья (1)
  • Как выйти замуж (18)
  • Как одеться жениху (6)
  • Карточки для рассадки гостей (22)
  • Кенди- бар на свадьбе (15)
  • Кино о свадьбах (1)
  • Коллекции свадебных платьев (47)
  • Конфетти на свадьбе (8)
  • Кэнди-бар (31)
  • Лимузин на свадьбу (6)
  • Мальчишник (11)
  • Мастер класс: декор для свадьбы своими руками (23)
  • Машина на свадьбу (7)
  • Медовый месяц (5)
  • Музыкальное сопровождение (13)
  • новости на свадебную тематику (19)
  • О компаниях (2)
  • Обручальные кольца и свадебная ювелирка (24)
  • Оранжевая свадьба (4)
  • Осенняя свадьба (18)
  • Оформление и украшение свадьбы шарами (16)
  • Оформление свадьбы цветами (17)
  • Очень Необычные идеи для свадьбы (2)
  • Перед свадьбой (25)
  • Персиковая свадьба (4)
  • Подарки гостям на свадьбу (30)
  • Подвязка для невесты (9)
  • Подготовка к свадьбе (83)
  • Подружки невесты (14)
  • Подушечка для колец (5)
  • Поздравления на свадьбу (7)
  • Полезные советы для молодоженов (14)
  • Популярные статьи (17)
  • Приглашения на свадьбу (23)
  • Развлечение для гостей на свадьбу (21)
  • Самое читаемое (13)
  • Свадебная мода (53)
  • Свадебная фата (6)
  • Свадебная фотосессия (33)
  • свадебное видео (4)
  • Свадебное меню (18)
  • Свадебное нижнее белье (7)
  • Свадебное путешествие (21)
  • Свадебное шампанское (9)
  • Свадебные агентства (10)
  • Свадебные аксессуары (12)
  • Свадебные бокалы (9)
  • Свадебные истории (4)
  • Свадебные капкейки (9)
  • Свадебные конкурсы (33)
  • Свадебные мастер классы (116)
    • мастер класс бутылки на свадьбу (8)
  • Свадебные монограммы (11)
  • Свадебные платья (88)
  • Свадебные платья для полных (4)
  • Свадебные платья от дизайнера (11)
  • Свадебные приметы (11)
  • Свадебные прически (31)
  • Свадебные салфетки (6)
  • Свадебные торты (60)
  • Свадебные традиции (37)
  • Свадебные туфли (15)
  • Свадебные угощения (12)
  • Свадебные фотографии (9)
  • Свадебные шляпки (5)
  • Свадебный Банкет (8)
  • Свадебный бизнес (1)
  • Свадебный букет (39)
  • Свадебный декор (15)
  • Свадебный Журнал (30)
  • Свадебный кортеж (8)
  • Свадебный макияж (9)
  • Свадебный маникюр (9)
  • Свадебный танец (6)
  • Свадебный этикет (8)
  • Свадьба в английском стиле (5)
  • Свадьба в белом цвете (6)
  • Свадьба в бирюзовом цвете (3)
  • Свадьба в винтажном стиле (24)
  • Свадьба в зеленом цвете (7)
  • Свадьба в золотом цвете (7)
  • Свадьба в красном цвете (10)
  • Свадьба в морском стиле (9)
  • Свадьба в ретро стиле (8)
  • Свадьба в розовом цвете (10)
  • Свадьба в сером цвете (3)
  • Свадьба в синем цвете (6)
  • Свадьба в сиреневом цвете (5)
  • Свадьба в сказочном стиле (17)
  • Свадьба в стиле (152)
  • Свадьба в стиле игр (8)
  • Свадьба в стиле комиксов (8)
  • Свадьба в стиле Рустик (12)
  • свадьба в стиле Тиффани (5)
  • Свадьба в стиле Хэллоуин (10)
  • Свадьба в цвете марсала (4)
  • Свадьба в Эко стиле (6)
  • Свадьба Летом (30)
  • Свадьба на пляже (12)
  • Свадьбы в национальных стилях (30)
  • Свадьбы в стиле кинофильмов (33)
  • Свидетели на Свадьбе (6)
  • Секреты красоты для невесты (2)
  • Советы для гостей на свадьбе (4)
  • Советы для жениха (36)
  • Советы для невесты (31)
  • Советы по организации свадьбы (36)
  • Советы по подготовке к фотосессии (9)
  • Тематические свадьбы (87)
  • Украшение бумажными цветами (4)
  • Украшение зала на свадьбу (6)
  • Украшение и сервировка свадебного стола (21)
  • Фотозона на свадьбе (11)
  • ФОТОЛИСТЫ (16)
  • Фотоподборка свадебных платьев (17)
  • Что подарить на свадьбу (23)
  • Яркие свадебные тематики (32)

Все что нужно знать при подготовке к свадьбе.Мы подобрали для Вас все материалы на тему свадьбы Создать свадебный сайт, Список подарков(Вишлист) ,Создать и заказать приглашения на свадьбу,Почитать о свадебной моде, поискать сценарий свадьбы в нашем свадебном журнале.Выбрать свадебные аксессуары в нашем интернет магазине. Подобрать отель для свадебного путешествия. Выбрать косметику для свадебного макияжа. Подобрать идею для букета из цветов. Выбрать прикольный подарок.Каталог постельного белья и штор.

Продавайте свадебные товары новые и б/у, узнайте больше о Торговле на Свадьбалисте
Уникальные Возможности для экспертов рынка свадебных услуг

Свадьба в стиле рустик, определение и советы по организации

Каталог свадебных адресов: рестораны, загсы и дворцы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *