Контурный карандаш для глаз: история и современность
Кайал или мягкий контурный карандаш для глаз является одним из самых древних косметических средств. Мода на подведение глаз и покраску бровей появилась еще в Древнем Египте. Возможно, если бы не древние египтяне, мы бы до сих пор не подводили бы глаза.
Макияж глаз в Древнем Египте
Подводкой для глаз в Древнем Египте пользовались как женщины, так и мужчины, как простые люди, так и фараоны. Чаще всего глаза подводили черным цветом. Но можно было встретить также синюю или зеленую краску.
На баночке из-под краски времен Древнего Египта была обнаружена надпись, которая гласила: «Подходит на каждый день, с первого до четвертого месяца сезона ливней, с первого до четвертого месяца зимы, а также с первого до четвертого месяца лета». Данная баночка из гробницы писца из Древнего Египта сегодня хранится в Британском музее.
В Древнем Египте кайал изготавливали из смеси жженого миндаля, золы, свинца, оксида меди, сурьмы (металлоподобного вещества серо-серебристого цвета), малахита (пигмент зеленого цвета, получаемый из оксида серы) и хризоколлы (медной руды зелено-синего цвета).
Зеленый краситель в Древнем Египте называли «уджу». Его изготавливали из зеленого малахита, добываемого в Синае. В то время полагали, что Синаю покровительствует древнеегипетская богиня любви и красоты Хатхор, которую также называли «хозяйкой малахита».
Темно-серую краску для глаз называли «медсмет» и изготавливали из сульфита сурьмы – стибнита или их ядовитого сульфида свинца – галенита, добываемого на побережье Красного моря.
В древнеегипетском макияже периода Древнего царства (2686 – 2181 гг. до н.э.) чаще встречалась зеленая краска для глаз. А в период Нового царства (1550-1070 гг. до н.э.) в основном глаза подводили черной краской.
В 1922 году была раскопана не разграбленная и нетронутая гробница фараона Тутанхомона, в которой обнаружили изображения фараона с подведенными темным цветом глазами. В Европе двадцатых годов в моде был макияж глаз в стиле Древнего Египта.
Именно с раскопкой гробницы Тутанхомона и с тем, что широкой публике был продемонстрирован бюст Нефертити в Европе возрос интерес наследию Древнего Египта. В двадцатые годы в моду вошел кайал, т.е. контурный карандаш, используемый для подведения глаз.
Следующий всплеск интереса к Древнеегипетскому макияжу в Европе произошел в шестидесятых годах после того, как вышел фильм «Клеопатра», главную роль в котором исполнила Элизабет Тейлор.
На самом деле мода на подводку глаз в Древнем Египте была довольно практичной. Глаза в Древнем Египте красили для защиты от злых духов, мошкары и инфекций.
Французские ученые вместе с лабораторией Loreal Recherche et Innovation в 2010 году исследовали косметику Древнего Египта, которая хранилась в Лувре. Они сделали вывод, что в этой косметике есть четыре средства на основе свинца, которые способствовали увеличению в клетках кожи оксида свинца. А это, в свою очередь, приводит к тому, что организм становится устойчивым к глазным инфекциям.
Еще одной функцией древнеегипетского макияжа глаз являлась религиозная функция. Они верили, что в тело человека через его глаза могут проникать злые духи, которые завладеют им. Поэтому они с помощью подводки защищали свои глаза от злых духов.
К примеру, талисман в виде глаза бога Гора был также по контуру очерчен той же подводкой для глаз.
А красить брови и глаза просто для красоты в Древнем Египте еще не додумались.
Канопа – это был в Древнем Египте сосуд, часто в форме головы определенного бога, в котором хранили человеческие внутренности, которые были извлечены во время обряда мумификации.
Макияж глаз в Древней Греции и в Древнем Риме
Косметика для красоты появилась только в Древней Греции, после чего она перекочевала в Древний Рим. Там было принято красить глаза и брови. Жительницы древних Афин свои брови красили одной сплошной линией, соединив обе брови вместе. В то время среди знатных древних римлянок популярным был макияж в древнеегипетском стиле. А наносили этот макияж рабыни-египтянки.
Однако, ярко накрашенные глаза в Древнем Риме и Древней Греции осуждались. Они были признаком легкого поведения. Красителями тут служили жженая пробка, золя, и сурьма, т.е. минерал антимонит.
В Европе после распада Римской империи глаза не красили. В эпоху Средневековья вообще вся косметика была под запретом, ее называли «красками дьявола». От ресниц и бровей и вовсе избавлялись, выщипывая их. Прекрасным в то время считался высокий гладкий лоб, поэтому волосы над ним также сбривали. В эпоху Возрождения считались красивыми также не накрашенные ресницы, глаза и брови.
В XVII-XVIII веках в макияже снова появилась черная краска, но теперь ею красили только брови. Ведь черные брови, алая помада и румяна на покрытом свинцовыми белилами лице должны были выделяться, подчеркивая неестественную его бледность.
В XIX веке в Европе снова наступило время бледности, поэтому косметикой пользуются исключительно певицы и актрисы. А в ХХ веке снова возникла мода на подводку глаз, которая была связана с наследием Древнего Египта. В классическом макияже стали делать акцент на глаза или на губы.
Макияж на Востоке
Однако, существуют страны, в которых никогда из моды не выходила подводка глаз. Это Индия и страны Ближнего Востока.
Родиной кайала, кроме Древнего Египта, также считают Персию. Эту территорию сейчас называют Ираном.
Кайал в Персии считался одним из самых древних косметических средств. Его, как и в Древнем Египте, изначально использовали исключительно в ритуальных и лечебных целях. Но спустя некоторое время он стал неотъемлемой частью восточного макияжа.
В качестве подводки для глаз в Древней Персии использовали сурьму или железную руду, стертую в порошок.
Персидский макияж вошел в моду также и у арабов. Сегодня сложно представить себе невесту с Ближнего Востока, у которой бы на глазах не было сурьмы. Сурьма на арабском языке называется kuhl (кохль). В настоящее время этот порошок также можно приобрести на Востоке или в интернет-магазинах.
В Индии кохль называется каджал. Такая краска натуральная, и в ней отсутствует срок годности. Это значит, что данное средство может храниться вечно. Кроме того, кохль укрепляет брови и ресницы, а также защищает глаза. Иногда кохль смешивали с амфорой, которая также является лекарственным средством растительного происхождения, а также обладает антисептическими свойствами.
В настоящее время кохль также выпускается в виде карандаша. А также она, как и в древние времена, может храниться в баночках и наноситься с помощью специальной палочки.
Однако, произведеный на Востоке кохль может быть опасен, так как иногда он содержит свинец.
Контурный карандаш в Европе
Контурные карандаши для глаз, которые стали производить в Европе и Америке в двадцатом веке, в своем составе содержат сажу, древесный уголь, масла семян и растительные масла.
Контурные карандаши, маркируемые как kohl, а также мягкие контурные карандаши и кайал в своем составе содержат сажу, а также минеральные компоненты и растительные масла. В них не содержится свинец. Но по своим свойствам они похожи на кайалы
В состав карандашей для глаз сегодня входят такие компоненты, как:
• Воск, используемый в качестве основы многих контурных карандашей для глаз и бровей.
• Касторовое масло, обладающее антисептическими свойствами.
• Силикон циклопентаксилоксан, который кожу делает более шелковистой и мягкой, а также убирает липкость от нанесения подводки.
• Полибутен, который препятствует растеканию красителя, а также образует прозрачную пленку, защищающую кожу от вредного воздействия окружающей среды.
• Полиэтилен, удерживающий в составе контурного карандаша все ингредиенты.
• Консерванты, такие как бутилпарабен, исключающий появление с косметике вредных микроорганизмов.
• Красители, натуральные и синтетические.
Кроме мягкого карандаша для глаз (кайала) и более твердых карандашей, используются также карандаши-тени, которые отличаются мягкой текстурой и ярким красителем, а также лайнеры, то есть жидкие подводки, которые наносятся аппликатором или кисточкой.
А древнеегипетский кайал стал прообразом современных карандашей для глаз и теней, и предвестником появления туши для ресниц.
Увидели ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Контурный карандаш для глаз в истории косметики
Couture Kajal, 01, YSL Beauté
Карандаш оснащен весьма толстым грифелем, который дает жирную стрелку. Благодаря такому карандашу легко создать смоки-айс, либо дымчатый вариант макияжа. Стойкость — 12 часов. Текстура карандаша не течет и не осыпается в течение дня, независимо от ширины создаваемой стрелки. Карандаш достаточно экономичный, в зависимости от величины создаваемых стрелочек.
- Высокая стойкость — 12 часов;
- Удобное нанесение;
- Подходит для создания жирных стрелок;
- Экономичный расход;
- 4 цвета в продаже;
- Насыщенный и пигментированный цвет.
- Не подойдет для создания тонких и графичных стрелок.
Как выбрать карандаш для глаз?
- Карандаш может иметь корпус из дерева или пластика. Лучше, если корпус деревянного карандаша изготовлен из цельного кусочка древесины, а не из клееных опилок – тогда меньше риск поломки, да и пользоваться точилкой будет легче. Корпус пластикового карандаша должен быть жестким и не прогибаться при надавливании.
- Колпачок карандаша должен плотно прилегать к корпусу – не соскакивать, но и не съезжать слишком низко, раздавливая грифель.
- Тестировать карандаш можно на коже руки. След должен быть ровным, непрерывным, без комочков. Если есть возможность, желательно понаблюдать за стойкостью линии в течение нескольких часов.
- Грифель карандаша должен быть достаточно мягким, чтобы провести линию без усилий. В то же время чрезмерно мягкий карандаш ложится неаккуратно и отличается меньшей стойкостью.
- Для поездки к морю лучше выбрать водостойкий карандаш для глаз. Пригодится он и в дождливую погоду, и во время снегопада, и в сильную жару, когда другие средства буквально «уплывают» с кожи. Следует знать, что такой карандаш для глаз стойкий, но для его снятия потребуется специальное средство.
- Карандаш для глаз наносится на крайне деликатную область, склонную к раздражениям. Поэтому, только выбирая продукт проверенного производителя, можно быть уверенным, что средство прошло офтальмологический контроль.
Как выбрать цвет карандаша для глаз?
1. Классикой считается черный карандаш для глаз, но его использование требует осторожности. К примеру, обильная черная подводка сделает вульгарным лицо обладательницы светлых волос. Однако, именно черный карандаш незаменим для создания макияжа «smoky eyes».
2. Светлокожие брюнетки зимнего цветотипа могут позволить себе черный, темно-серый и темно-коричневый карандаш, а также цветные оттенки в зависимости от цвета глаз и оттенков макияжа.
3. Смуглым брюнеткам пойдет фиолетовый, сливовый, черный, оливковый, коричневый карандаш для глаз.
4. Светлокожие блондинки хороши с карандашом светло-серого, серебристого, голубого оттенка. В зависимости от цвета глаз можно использовать и коричневый карандаш.
5. Блондинкам со смуглой кожей желательно использовать светлые оттенки, избегая черной подводки.
6. Обладательницы рыжих волос могут выбрать коричневый, бронзовый, терракотовый, серый карандаш для глаз. Оригинально будет смотреться сочетание осеннего цветотипа и изумрудной подводки.
Сегодня в моде синий карандаш для глаз, однако, для голубых глаз лучше выбирать либо светло-голубой, либо темный серо-синий оттенки.
Молодые девушки особенно в летнее время года могут позволить себе еще один модный тренд в макияже – карандаш для глаз желтого, зеленого и даже розового цветов.
Выбирая оттенок карандаша, можно ориентироваться и на цвет глаз.
Подходящий карандаш для зеленых глаз либо подчеркивает цвет радужной оболочки, либо относится к противоположной части спектрального округа – это оттенки сиреневого, лилового, розового и терракотового цветов.
Карандаш для карих глаз может быть практически любого оттенка. Очень красиво подчеркнут ореховый оттенок синие и бирюзовые тона.
Выбирая карандаш для голубых глаз, стоит предпочесть оттенки коричневого, а также темно-серый.
Карандаш для серых глаз может быть любым кроме того оттенка, который полностью совпадает с радужной оболочкой.
Проверка карандашей для глаз на устойчивость (экспериментальная часть тест-драйва)
А теперь — главное испытание моего карандашного отзыва — покажу на практике насколько перечисленные мною карандаши действительно устойчивы. Лучший способ это сделать — «столкнуть их лбами» со средствами для снятия макияжа, заодно покажу насколько те эффективны в своем деле.
Так что мой отзыв будет вдвойне полезен.
Аргановое масло для снятия макияжа:
Само по себе масло для снятия макияжа не предназначено, но «снимать косметику маслом» — один из частых советов, который можно получить в форме лайфхака из разряда, «когда под рукой ничего лучшего не оказалось».
Заодно мне хотелось показать устойчивость моих карандашей к жиру, обладательницы жирных век поймут зачем я это делаю.
Итак, капля арганового масла превратила весь мой «штрих-код» в кашу и я уже подумала, что на этом весь мой эксперимент закончился.
Точки для обозначения линий я поставила подводкой High Precision Liquid Liner от Artdeco, она настолько хорошо держится, что смыть ее не так просто. Сама по себе она точно у вас не сотрется. (почему бы лишний раз не похвалить любимую косметику?)
Масло смыла и вот, что у меня осталось. О 100% ликвидации макияжа с помощью масла даже высокого качества, говорить не приходится. Следы остались ото всех карандашей в большей или меньшей мере.
Особую стойкость проявил карандаш MUFE Aqua XL. За что получает еще один «плюс» в карму.
Пенка для умывания Natura Siberica:
Т.к. масло до конца с моей косметикой не справилось, я решила завершить начатое любимой бюджетной пенкой для умывания от Natura Siberica (мой тест-драйв бюджетных пенок для умывания).
Но, что мы видим? Одного подхода с пенкой для умывания тоже не хватило, чтобы удалить ВСЕ остатки косметики. Особенную устойчивость проявил все тот же MUFE Aqua XL за что получает еще один «балл»в общем зачете.
Мицеллярная вода «Чёрный жемчуг»:
И снова в ход идет моя любимая косметика, которая не подводит.
Наконец, мицеллярная вода от «Черного жемчуга» полностью справилась даже с карандашом Make Up For Ever. Легко, быстро, без каких-либо усилий. Исчезли даже «несмываемые» точки подводки Artdeco, которые не берет ни вода, ни мыло, ни масло. Чудо же! 8)
На самом деле, я могла бы начать экспериментальную часть тест-драйва именно с этой мицеллярки, но я же заранее знала, что на этом она бы она у меня и закончилась.
А так вы действительно сможете убедиться, что не просто так я хвалю этот мицеллярный раствор, действительно же работает.
Принципы выбора лучшего карандаша для глаз
Собственно, если перечислять базовые мейкап средства — то черный карандаш обязательно окажется в списке маст-хэвов. Их выпускают все без исключения бренды — производители декоративной косметики — и люксовые, и профессиональные, и бюджетные. Любые! Если вдруг знаете бренд, где нет черного карандаша — напишите в комментариях, будем удивляться этому факту вместе)))
Черный карандаш можно использовать для подводки глаз, рисования стрелок, подчеркивания ресничного контура, создания смоки-айз и для выполнения карандашной контурной техники в макияже глаз. Вот так много всего умеет простой черный карандаш, а может даже больше.
Предоставлено SendPulse РЕКЛАМА
Поэтому выбрать самый лучший карандаш — совсем, совсем не просто.
В черном карандаше важно все — и оттенок (да-да 50 оттенков есть не только у серого цвета, черный может быть с разным подтоном, разной насыщенности и глубины и даже с добавлением в него блесток), и мягкость грифеля, чтобы можно было нанести четкую ровную линию с первого раза и лишний раз не растягивать нежную кожу век и не царапать её, и водо-жиро-устойчивость, чтобы карандаш держался до конца дня, не уплывал, не размазывался и не отпечатывался на верхнем веке, гипоаллергенность — все-таки глаза это место чувствительное и склонное к раздражению и аллергическим реакциям (ни один карандаш из обзора раздражения у меня не вызвал), ну и просто — удобство эксплуатации, чтобы карандаш к примеру, не обламывался при затачивании.
Вот по этим пяти параметрам я и сравню восемь черных карандашей для глаз.
В этом моем обзоре представлены исключительно люксовые марки потому что они у меня есть, накопились, так сказать.
Если вам захочется добавить свой отзыв о каком-то любимом черном карандаше, дорогом или дешёвом — не стесняйтесь, делитесь полезной информацией в комментариях.
Контурный карандаш для глаз в истории косметики
Кайал (мягкий контурный карандаш для подводки глаз) – одно из древнейших косметических средств. Мода подводить глаза и красить брови появилась еще во времена Древнего Египта. И, возможно, если бы не древние египтяне и их любовь к подводке глаз, сегодня мы бы и вовсе не красили глаза.
Макияж глаз в Древнем Египте
В Древнем Египте подводкой пользовались все – и женщины, и мужчины, и фараоны, и простые люди. Цвет подводки и краски для бровей чаще всего был черным. Однако встречались и зеленая и синяя краски.
«Подходит для каждого дня, с первого по четвертый месяц сезона ливней, с первого по четвертый месяц зимы и с первого по четвертый месяц лета» – гласит надпись на баночке из-под краски времен Древнего Египта. Эта банка из гробницы древнеегипетского писца сегодня хранится в Британском музее.
Кайал в Древнем Египте делался из смесей свинца, жженого миндаля, оксида меди, золы, сурьмы (металлоподобный материал серебристо-серого цвета), хризоколлы (медная руда сине-зеленого цвета), малахита (зеленый пигмент из оксида серы).
Краска для глаз зеленого цвета в Древнем Египте называлась «уджу». В ее основе был зеленый малахит, который добывался на Синае. Считалось, что Синаю покровительствовала древнеегипетская богиня Хатхор – богиня красоты и любви. Богиню Хатхор также называли «хозяйкой малахита».
называлась «медсмет». Ее делали из сульфита сурьмы – стибнита или же из сульфида свинца – ядовитого галенита, который добывали на побережье Красного моря.
В период Древнего царства (около 2686 – 2181 гг. до н.э.) в древнеегипетском макияже преобладала зеленая краска для глаз. В Новое царство (около 1550-1070 гг. до н.э.) глаза в Древнем Египте в основном подводили черной краской.
В 1922 году, когда была раскопана не тронутая и не разграбленная гробница фараона Тутанхамона, были обнаружены изображения фараона с темной подводкой глаз.
Именно в 1920-е годы и в связи с раскопками гробницы Тутанхамона, и в связи с демонстрацией в 1924 году широкой публике бюста Нефертити начинается период огромного интереса среди европейцев к наследию Древнего Египта. И именно в 1920-е годы в Европе зарождается мода на кайал – контурный карандаш, который используется для подводки глаз.
Второй всплеск моды на макияж в древнеегипетском стиле в Европе произойдет в 1960-е годы, после выхода на экраны фильма «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли.
В самом же Древнем Египте мода на подводку глаз зародилась в связи с вполне практическими целями. Краска, которую наносили по контуру глаз, защищала глаза от мошкары и инфекций.
В 2010 году французские ученые совместно с лабораторией L’Or?al-Recherche провели ряд исследований древнеегипетской косметики из хранилищ Лувра. И в итоге пришли к выводу о том, что в косметике из Древнего Египта есть четыре вещества на основе свинца, которые способствуют увеличению в три раза производства оксида азота в клетках кожи. Что, в свою очередь, приводит к устойчивости организма против глазных инфекций.
Еще одна функция макияжа глаз в Древнем Египте – религиозная. Египтяне верили, что через глаза в тело человека могут проникнуть злые духи и завладеть им. Подводка глаз должна была защитить человека от злых духов.
К слову, древнеегипетский защитный талисман глаз Гора был жирно очерчен по контуру, то есть все та же подводка для глаз.
А вот представления о том, что красить глаза и брови можно просто для красоты, в Древнем Египте еще не существовало.
Древняя Греция и мода на сросшиеся брови
Косметика для красоты появится лишь во времена Древней Греции. И в Древней Греции, и в Древнем Риме использовали подводку для глаз, а также красили брови. Причем брови жительницами древних Афин красились в одну линию, то есть соединялись вместе. А в Древнем Риме среди знатных дам был популярен макияж глаз в египетском стиле. Для его нанесения даже покупались рабыни-египтянки.
Впрочем, и в Древней Греции, и в Древнем Риме яркий макияж глаз осуждался. Ярко окрашенные глаза во времена Античности считались признаком женщин легкого поведения.
В качестве красителей в Древней Греции и в Древнем Риме использовали золу, жженую пробку, минерал антимонит (он же сурьма).
После распада Римской Империи в Европе глаза и брови не красили. В Средние века косметика вообще была признана «красками дьявола». А от бровей и ресниц даже и вовсе пытались избавиться, выбривая и выщипывая их. В те времена гладкий лоб считался прекрасным. В период Возрождения (XV-XVI вв.) красивыми также считались практически незаметные, не накрашенные ресницы, брови и глаза.
И только в макияже XVII-XVIII веков вновь появляется черная краска – пока только для бровей. Черные брови, как и яркие алые румяна и алая помада на полностью покрытом белилами лице, в макияже стиля рококо (XVIII в.) должны были выделить и подчеркнуть неестественную бледность лица.
В XIX веке в Европе вновь время бледности – косметику не жалуют и пользуются ей только актрисы и певицы. А вот в ХХ веке с интересом к древнеегипетскому наследию мода на подводку глаз возникает вновь. Теперь в классическом макияже акцент делается либо на губы, либо на глаза.
Макияж глаз на Востоке
Но были и страны, где подводка глаз никогда не выходила из моды. Это страны Ближнего Востока, а также Индия.
Помимо Древнего Египта, родиной кайала также можно считать и Персию. Сегодня данную территорию называют Ираном.
В Персии кайал считался одним из древнейших косметических средств. Как и в Древнем Египте, изначально он использовался для целебных и ритуальных целей. Однако затем стал незаменимой частью макияжа в восточном стиле.
В древней Персии в качестве красителя для подводки глаз использовали стертую в порошок железную руду или все ту же сурьму. Сурьму получали из минерала антимонита, который истирался в порошок на подобии золы.
Персидский макияж позаимствовали арабы. И даже сегодня трудно представить ближневосточную невесту без насурьмленных глаз. На арабском языке сурьма называется kuhl (кохль). Порошок кохль и сегодня можно купить на Востоке, а также в интернет-магазинах.
В Индии кохль называют каджал. Преимущество такой краски для глаз в ее натуральности и отсутствии срока годности. Кохль можно хранить вечно, не боясь того, что он испортится. Также кохль укрепляет ресницы и брови, защищает глаза. Как и в Древнем Египте, от глазных инфекций.
Кохль могут смешивать с камфорой, которая также является лекарственным средством растительного происхождения и обладает антисептическими свойствами.
Сегодня кохль может быть как в виде карандашей, так и, как во времена древности, хранится в баночках и наноситься с помощью специальной палочки.
Но стоит учитывать и то, что кохль, который производят и продают на Востоке, может быть не безопасен, так как он по-прежнему чаще всего в своем составе будет содержать свинец.
Контурный карандаш для глаз в Европе
В состав контурных карандашей для глаз, которые в ХХ веке производились в Европе и Америке, входили древесный уголь, сажа (аморфный углерод), растительные масла, масла семян, смолы, которые служили в качестве связующего элемента.
Сегодня в Европе и Америке при производстве контурных карандашей, которые маркируются как kohl, и также кайала, мягких контурных карандашей для глаз, в качестве красителя используют сажу, а в их состав входят растительные масла и минеральные компоненты, но при этом никакого свинца. Однако такие кайалы по своим свойства сходны с восточными.
В состав современных контурных твердых карандашей для глаз могут входить такие вещества, как:
Воск – его используют в качестве основы для многих контурных карандашей для глаз, а также карандашей для бровей
Касторовое масло – обладает антисептическими свойствами
Силикон циклопентаксилоксан – он делает кожу более мягкой и шелковистой, убирает ощущение липкости от нанесения подводки
Полибутен – исключает растекание красителя, а также образует прозрачную пленку, которая защищает кожу от неблагоприятных воздействий внешней среды
Полиэтилен – компонент, который удерживает ингредиенты в составе контурного карандаша вместе
Консерванты, к примеру, бутилпарабен, который исключает появление вредных микроорганизмов в косметике
Красители, как натуральные, чаще всего, минеральные, так и синтетические
Растительные масла
Ароматизаторы
Помимо кайала (мягкого контурного карандаша для глаз) и более твердых контурных карандашей, сегодня также существуют карандаши-тени (их отличие мягкая текстура и яркий краситель), лайнеры (жидкая подводка, которая может наноситься кисточкой или же аппликатором).
А древнеегипетский кайал стал прообразом не только современных контурных карандашей для глаз, но и теней, а также предвестником появления в макияже глаз туши.
Карандаш для глаз: история и современность
Первая подводка для глаз появилась еще в Древнем Египте. Считается, что такой макияж был в моде за 10 000 лет до н.э. Разумеется, карандаша для глаз в те времена не было, использовалась сурьма, и макияж наносился специальными палочками, причем не только в эстетических целях, но и как защита от «дурного глаза».
Из Египта составы для подведения глаз разошлись по всему античному миру. Сегодня схожую «косметику» используют на Ближнем Востоке. Интересно, что в Азии считается, что сурьма (основной компонент подводки для глаз) способен отгонять злых духов. Кстати, в современных арабских странах распространено мнение, что такая подводка для глаз может защитить их от конъюнктивита и других аналогичных заболеваний. В Европе же вопрос о вреде сурьмы обсуждается долгие годы, постоянно проводятся исследования, однако пока к единому мнению ученые не пришли.
Как бы то ни было, на Востоке подводка, а затем и карандаш для глаз были популярны на протяжении столетий – причем пользовались ими и мужчины, и женщинами. А вот в Европе карандаш для глаз вошел в моду благодаря археологическому открытию. В 1920-е годы ученые нашли гробницу Тутанхамона. Среди предметов, помещенных туда для того, чтобы обеспечить комфортную загробную жизнь правителю, был прообраз современного карандаша для глаз. В 1920-е годы женская мода становилась все более свободной и раскрепощенной, самым привлекательным считался образ la femme fatale – а для образа роковой красотки черный карандаш для глаз, придающий взгляду глубину, был просто необходим.
В начале 20 века появился карандаш, который назывался дерматограф – им пользовались хирурги, размечая зоны предстоящей операции. Его состав был разработан специально для того, чтобы вступать в длительный контакт с кожей, не причиняя ей вреда. Вскоре этот инструмент стали использовать самые смелые модницы, и этот факт заинтересовал ведущие косметические компании.
Первый карандаш для бровей был создан для знаменитого голливудского гримера Max Factor – он работал с самыми известными актрисами, и с его легкой руки их образы сходили с экранов на улицы. Через несколько лет появился карандаш для глаз, а затем и для французского маникюра.
Классический карандаш для глаз – это два деревянных бруска (ведущие косметические фирмы используют калифорнийский кедр) с грифелем посредине. Эти бруски склеены специальным составом, безопасным для вашего здоровья. В состав такого грифеля входят пигменты, масла и воски (чаще всего бразильский карнаубский, добываемый из листьев пальмового дерева). Такие карандаши для глаз хорошо сочетаются с темными матовыми тенями.
Сегодня выпускают также карандаши для глаз в пластиковой упаковке. Они могут иметь разный состав – есть гелевые продукты, есть восковые. Они отличаются более мягкой текстурой (есть также водостойкие и термостойкие варианты), а для их растушевки придется использовать аппликатор.
К пигментам современных карандашей для глаз предъявляются достаточно высокие требования, поскольку они контактируют со слизистой оболочкой. Как правило, в качестве пигментов используются оксид марганца или оксид железа.
В их состав также могут входить полезные масла – например, карите или жожоба, и кроме того в них часто добавляют витамин Е.
Однако с такими карандашами следует быть очень осторожными. Как правило, даже в ассортиментной линейке респектабельных брендов могут быть карандаши для глаз, содержащие парабен. Считается, что в концентрации до 25 % парабен не вызывает побочных эффектов (исследования проводились в США, государственной организацией FDA – Food and Drug Administration). В косметических средствах парабен может содержаться в концентрации 0,01-0,3 %. Однако пока исследования продолжаются, и окончательных выводов ученые не публикуют.
Поэтому перед тем, как купить тот или иной продукт, обязательно прочитайте его состав. Лучше использовать те карандаши, на которых написано «для чувствительных глаз» – как правило, они не содержат ни парабенов, ни ароматизаторов.
Кстати, на косметическом рынке можно найти также карандаши для глаз, которые называются Кайал (Kajal). Считается, что поскольку в их состав входят антисептические вещества и голландская сажа, то такие карандаши можно использовать для подводки века по линии роста ресниц – они не раздражают слизистую. Но, повторим еще раз, будьте внимательны и тщательно изучайте состав каждого косметического продукта, который собираетесь приобрести!
Контурный карандаш в макияже глаз. История в одно столетие
Контурный карандаш можно считать одним из самых старых средств для нанесения макияжа. С его помощью можно подчеркнуть форму глаз, сделать их более выразительными, привлекательными и даже изменить очертания и форму.
На протяжении последнего столетия применение контурного карандаша в макияже претерпело незначительные, но все же ощутимые изменения. Просмотрите представленную подборку образов знаменитых женщин каждого десятилетия последнего столетия и обратите внимание на то, как в их макияже применяется контурный карандаш для глаз. Удивительная и увлекательная история обычного карандаша на протяжении столетия.
20-е
20-е годы было первое время, когда в западном мире начали широко использовать контурный карандаш для глаз. Его использовали в больших количествах, чтобы сделать глаза максимально выразительными. После повторного открытия гробницы фараона Тутанхамона в Египте, женщины обильно использовали контурный карандаш в макияже глаз, чтобы воплотить трендовый образ египетских красавиц. Слегка размытый дымчатый макияж глаз, как у актрисы Луизы Брукс был самым типичным макияжем с контурным карандашом в то время.
30-е
В отличие от густой плотной линии контурного карандаша в макияже глаз 20-х годов, макияж 30-х был выдержан в тонких, едва заметных линиях. Стрелки макияжа были проведены максимально близко к линии роста ресниц, чтобы подчеркнуть форму глаз. Жидкая подводка также использовалась, чтобы закрасить участки между ресницами, но линия была едва заметной. В качестве образца макияжа 30-х посмотрите на образ и макияж Марлен Дитрих.
40-е
Контурный карандаш для глаз был ключевым элементом макияжа в 40-х годах. В военное время линия карандаша была почти незаметной, чтобы не привлекать внимание, а лишь слегка оттенять форму глаз. Подобно макияжу 30-х, контурный карандаш использовали, чтобы провести тонкую, едва заметную линию вдоль верхних ресниц, как в макияже Ланы Тернер.
50-е
50-е стали эрой возрождения женственности на послевоенных подиумах. Такие знаменитости как Бриджит Бардо популяризовали образ с темными глазами и светлым макияжем губ. Это легендарный макияж той эпохи. Контурный карандаш использовался для того, чтобы очертить форму глаз и по линии внутреннего нижнего века.
60-е
Это самое выдающееся время для макияжа с применением контурного карандаша. 60-е провозгласили моду на контурный карандаш, нанесённый на сгиб верхнего века. Выразительные глаза, густо подчеркнутые черным контурным карандашом – такой образ был у Эди Сэджвик. Это был трендовый и очень популярный стиль макияжа глаз.
70-е
После выразительных линий контурного карандаша в макияже 60-х наблюдается появление более мягких и сдержанных тенденций. Теплые коричневые оттенки заменяют черные линии контура, и в моду входит более естественный и натуральный образ при нанесении макияжа глаз.
80-е
80-е – это годы яркого избыточного макияжа. В то время он считался нормой. Яркая помада, бледно-голубые глаза сочетались с тяжелым макияжем, сделанным контурным карандашом. Характерные образы Мадонны 80-х годов привлекали к ней толпы поклонников. Жидкая подводка стала успешной деталью этого образа.
90-е
90-е славятся целым поколением икон стиля. При этом макияж глаз был почти незаметным, и контурный карандаш использовался по минимуму. От гранж исполнителей ранних 90-х до шикарной Синди Кроуфорд , контурный карандаш использовали в макияже, чтобы едва очертить глаза, а не сделать акцент на тяжелый густой макияж.
2000-е
2000-е годы стали началом новой эры в использовании контурного карандаша для макияжа глаз. Многие женщины отдали предпочтение жидкой подводке. В моде макияж «кошачьи глазки», популяризованный Анджелиной Джоли, ставший ее отличительной чертой. Независимо от того, используйте ли вы контурный карандаш для прорисовки густых линий или легких штрихов, это новая тенденция, которая снова и снова возвращается в моду от сезона к сезону.
Все, что нужно знать о карандашах для глаз: очень подробный гид
Лена Игради, визажист, автор блога My Face But Better — о том, как не заблудиться в этой вселенной и разобраться в видах карандашей для макияжа глаз.
Мы часто недооцениваем потенциал косметики, похожей на канцелярию, и больше интересуемся новыми запусками — желе, глиттерами и дуохромными хайлайтерами (часто — просто одноразовыми игрушками). Легкие и компактные карандаши для глаз могут запросто заменить львиную долю других видов косметики, стоит их только распробовать. Особенно это актуально для путешественников: маленький пенал размером не больше школьного может вместить в себя тревел-версию румян, скульптора, теней, подводки, помады и хайлайтера. Главное — не забыть взять с собой точилку.
Фактически есть три категории карандашей для глаз: мягкие, устойчивые и водостойкие (чаще всего — гелевые). И у каждого — свои сильные стороны и особенности использования, а также свои чемпионы и лидеры продаж.
Мягкие карандаши или кайалы
Как распознать: всегда деревянный корпус, редко идут в комплекте с резиночкой для растушевки (она для них слишком жесткая). Не фиксируются полностью даже за 10–15 минут — всегда можно растушевать или стереть. Проявляют чудеса живучести, не высыхая годами.
Не стоит путать их с индийским кайалом, который хорош только для прокрашивания слизистой глаза. Мягкие карандаши — одни из самых универсальных косметических средств и точно самые первые многофункциональные продукты на рынке. Они отлично заменяют собой кремовые тени и работают в качестве подложки под пигменты и глиттеры. Достаточно наштриховать карандаш на подушечку пальца или набрать на кисть — и тени любого желаемого оттенка готовы.
Самый большой недостаток мягких карандашей — нестойкость — оборачивается настоящим подарком для новичка. Для того чтобы исправить ошибки нанесения, у вас есть все время мира
А для большей устойчивости карандаш достаточно слегка закрепить любыми сухими тенями.
Помните, как в 2012 году все были одержимы поиском идеального скульптора для лица без рыжины и розовинки? Еще тогда самые изобретательные находили его на полках с карандашами для глаз, где никогда не было проблем с оттенками бежевого. Сейчас можно купить и отдельный продукт, а можно поэкспериментировать с любимым мягким карандашом и плотно набитой пушистой кистью для тона. Пара размашистых штрихов в подскуловой впадине, несколько движений кистью с остатками тона — и можно не покупать специальное средство ради пары экспериментов с контурингом. То же самое можно проделать и с румянами, разве что карандаш нужного оттенка проще найти среди средств для контура губ.
Кстати, ими можно еще и брови подкрасить. Чтобы излишняя мягкость не создавала проблем, наносите карандаш, как помадку для бровей — с помощью скошенной кисти, тонким полупрозрачным слоем. Хороший карандаш для бровей сейчас не такая уж и редкость, но приятно иметь в косметичке крепкого дублера.
Рекомендую:
• Eva Mosaic Make Up Eyes . Если вам нужен простой и универсальный темно-коричневый оттенок — в вашем распоряжении огромное количество бюджетных, но качественных карандашей. Визажисты-поклонники карандашной техники скупают Eva make up eyes в промышленных масштабах.
• Artist colour pencil, MAKE UP FOR EVER — самый универсальный солдат на рынке косметики. В формате тонкого и легкого карандаша можно купить и румяна, и тени, и средства для губ и бровей. Особенно удачной покупкой можно считать оттенок 506 endless cacao — это и кремовые тени, и прекрасный скульптор для лица. Вдоль ресниц наносить тоже можно — получится скромно и нежно.
• Soft kajal liner, Artdeco . Любителям сложных цветов можно скупить хоть всю линейку кайалов от Artdeco. Но самый красивый оттенок — это № 30 into the jungle. Он вполне мог бы украсить лимитированную коллекцию Yves Saint Laurent или Chanel, но ждет самых наблюдательных и экономных в магазинах шаговой доступности в каждом районе.
Стойкие карандаши
Как распознать: корпус — деревянный, реже пластиковый. Практически всегда укомплектован резинкой для растушевки. На упаковке обычно указано «long lasting, everlasting, 24/7», но ни слова о водостойкости. Пишет мягко, практически тает на коже — но схватывается за минуту. Довольно быстро высыхает прямо в корпусе при малейшей небрежности с колпачком: чем больше блесток в средстве, тем быстрее это случается.
Идеальный вариант для тех, кто любит яркий и плотный цвет и сходит с ума по стрелкам. Другое дело, что не у каждого получается сделать их самим карандашом. Проблема совсем не в нашей ловкости, а в нежной коже век. Для того чтобы грифель хорошо рисовал, на него нужно ощутимо нажать, а при нажатии на веке образуются мелкие складочки. Результат — не линия, а скорее кардиограмма.
Но как только вы объедините карандаш и скошенную кисть для подводки, ваши руки магическим образом переместятся назад, к плечам. Ею можно растушевать карандаш или нарисовать идеально прямую стрелку, выровняв все неровности линии вдоль века. Тянуть хвостик стрелки тоже можно практически до виска. А вот на резиночку в комплекте надежды немного: для мягкой растушевки и точной дорисовки все-таки нужен ворс, а не палочка с округлым концом.
Стойкие карандаши не очень хорошо подходят для прорисовки внутреннего ресничного контура и довольно быстро убегают со слизистой. Сложно использовать их и в качестве теней: слишком быстро придется растушевывать. Но неожиданные способы применения для них все равно находятся — например, в качестве стойких помад самых рискованных цветов
Часто помады синего, зеленого, фиолетового, серебряного цветов очень нас разочаровывают. Особенно, если они покупаются не на каждый день, а ради пары выходов в образе. Такие оттенки могут неравномерно наноситься, быстро сходить и требовать контура (и лежать месяцами в дальнем углу ящика в ожидании следующей вечеринки). Стойкий синий или зеленый карандаш запросто заменит отдельную помаду в важный день, будет держаться до победного и сам нарисует четкий контур. А во все остальные дни он без проблем будет работать по специальности — в макияже глаз. Чтобы избежать всех возможных тревог и проблем, используйте праймер для стойких помад и обязательно нанесите бальзам для губ на ночь, смыв макияж.
Рекомендую:
• Легендарные карандаши Urban Decay не считаются водостойкими, но все равно бьют рекорды стойкости. Оттенки так и тянет выбирать по одному названию, не глядя: Love drug, Whiskey или Demolition? Заверните все.
• Pro Longwear Eye Liner, MAC : Идеальная линейка карандашей для любителей темных, насыщенных и небанальных оттенков. Один из самых интересных — глубокий грязно-фиолетовый Strong willed.
• Карандаши Pupa Multiplay — ожившая мечта кинестетика. С тех пор, как тающие гелевые текстуры появились и у недорогих марок, жить стало намного интереснее. Приятно, что у марки довольно много рискованных для «бюджетки» цветов — бордовый, белый и даже серебряный. Мы не устояли перед багрянцевым #7.
Водостойкие карандаши
Как распознать: как правило, выходят только в пластиковом/композитном корпусе, чаще всего автоматические. Обязательно ищите пометку waterproof — производитель обязан это указать.
Смываются только средствами для снятия водостойкой косметики, так что запасаемся двухфазной жидкостью и гидрофильным маслом.
Если вы купили именно автоматический карандаш, но хотите рисовать тонкие линии — проверьте, нет ли в вашем экземпляре точилки. С высокой вероятностью она прячется с обратной стороны — достаточно потянуть на себя вездесущую резиночку для растушевки. Если в вашей коллекции нашлась хотя бы одна, можно без проблем заточить все имеющиеся (вне зависимости от ширины грифелей).
Именно эти карандаши продержатся на слизистой, как прибитые, и помогут прорисовать внутренний ресничный контур. Отпечататься на нижнем веке они все-таки могут, так что глаза лучше не закрывать плотно первые пару минут. А если уж закрыли, то красьте и нижнюю слизистую — сгорел сарай, гори и хата!
Кажется, что водостойкие карандаши просто созданы для стрелок. Это так, но рисовать их лучше сразу кистью — по крайней мере, хвостики. Линия схватывается на веке моментально, ее будет сложно растушевать или подправить. Гораздо проще относиться к средству, как к подводке — тем более, что многие карандаши такого типа имеют именно гелевую, мягкую текстуру. Если вы все-таки сделали ошибку и она застыла на веке намертво, не спешите хвататься за ватный диск. Любую помарку можно буквально «срезать» с помощью капли тонального крема, жидкого консилера или даже прозрачной базы под макияж. Эти средства без проблем растворяют водостойкую косметику, но не растекаются — так что остальной макияж останется невредимым.
Рекомендую:
• AQUA XL, MAKE UP FOR EVER . Настоящая классика водостойкого макияжа — эти карандаши любят даже в сборных по синхронному плаванию. В последний год марка сильно сократила количество цветов, но классический черный для межресничной стрелки и редкий нынче грязно-фиолетовый оттенок (идеальный для зеленых и карих глаз) все еще можно купить и влюбиться навсегда.
• Бюджетная находка на миллион: карандаши Kiko не уступают более дорогим аналогам в стойкости и при этом не проигрывают по разнообразию палитры. Один из самых красивых и универсальных оттенков — сложный и глубокий #14 Shimmering dark taupe.
• Водостойкость тоже может быть разной. Чтобы растушевать Sexy smokey eye pencil от бренда Romanovamakeup, маховик времени не требуется. Но если вы не любите спешить, работайте поэтапно — разделите линию вдоль ресниц на 2–3 части, а не прокрашивайте ее целиком. Оттенок Amber Dust идеален для серо-голубых глаз: радужка с ним станет особенно яркой.
• Highliner Gel Eye Crayon, Marc Jacobs . Успеть за 15 секунд — девиз любителя этих гелевых карандашей. При нанесении этот карандаш кажется обманчиво-мягким, но после застывания его не сдвинет даже самая жесткая кисть. У марки много небанальных оттенков, но самый интересный, пожалуй, лавандовый Th (Ink).
Прически эпохи Возрождения – Флоренция и Венеция
Глава первая. Итальянские прически XV-XVI веков
Общая характеристика
В XIII-XV веках выдвигается Италия: ее удобное географическое положение способствовало развитию торговли, расцвету городов. В Италии создавались благоприятные условия для возникновения капиталистических отношений. Мелкие ремесленники, кустари-одиночки уже не могли обеспечить возросший спрос населения на различные товары. Этим объясняется появление капиталистических предприятий – мануфактур, использовавших наемный труд рабочих. Италия становится своеобразным центром развития ткацкой промышленности: в Неаполе, Флоренции, Венеции, Генуе, Милане, Риме появляются цеха сукноделов, прядильщиков, красильщиков, вышивальщиков. Патриархальная феодальная аристократия постепенно вытесняется новым классом – буржуазией, которая умело управляет производством, стремится захватить политическую власть.
Рис. 40
В эпоху Возрождения Италия испытывала влияние мод соседних стран. Северные земли придерживались французских мод; южные сохраняли свою индивидуальность; город-государство Венеция, поддерживающая торговые отношения с Востоком, находилась под влиянием восточных мод. Законодательницей итальянских мод в конце XIV – начале XV века становится Флоренция. В начале XV века приоритет переходит к Венеции, а с 1530 года и до конца XVI века итальянцы следуют испанской моде. Предпочтение отдается сочетанию ярких красок, сочных цветов. Освобожденные от церковных запретов, горожане изощрялись в костюмах и прическах, которые богато украшались драгоценностями. Жизнерадостная мода Возрождения заставила итальянцев забыть о тяжелых головных уборах oсредневековья. Женские волосы, считавшиеся прежде греховным соблазном, сделались предметом воспевания и поклонения художников и поэтов.
Рис. 40а
Выдвижение Флоренции как законодательницы моды в XV веке объясняется тем, что в области суконной промышленности она не имела конкурентов, а по производству шелков занимала одно из первых мест в мире. В годы, когда во Флоренции жил Леонардо да Винчи, она сделалась центром гуманистической культуры. Слава о ней гремела на весь мир, ее называли Новыми Афинами. С Флоренцией связаны имена титанов Возрождения, таких, как Андреа Вероккьо, который одновременно был ювелиром, резчиком, ученым- математиком, живописцем и музыкантом. Вероккьо считается учителем великого Леонардо да Винчи. Здесь и жили и творили Сандро Боттичелли, Лоренцо ди Креди, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, Пьеро ди Козимо, Леонардо Гирландайо. Все они в своих произведениях реалистично передавали окружающую их жизнь.
Во второй половине XV – начале XVI века законодательницей мод становится Венеция. Новые моды сложились в богатых купеческих семьях и распространились среди высшей знати. Венеция сохранила традиции ренессансной культуры, свободомыслия, антифеодальные настроения. В Академии искусств и Дворце дожей были собраны редкие коллекции произведений искусства.
С Венецией связано творчество Веронезе и Тициана, Джорджоне и Тинторетто, Гварди и Тьеполо. Здесь сложилась своя школа живописи, произведения ее художников стали известны всему миру.
Рис. 41
Основные виды и формы причесок. Мужские флорентийские прически всех сословий были одинаковы по силуэту. Они делались из длинных, пышно завитых волос. Самым распространенным силуэтом прически стал шарообразный. Молодые люди завивали волосы в локоны и носили их распущенными или пышно взбитыми (рис. 40, 40а). Длина локонов достигала плеч. На лбу выстригалась ровная челка. Иногда волосы разделялись прямым пробором или зачесывались назад. Завивка была различной – волнообразной или мелкой, крутой. Волосы укладывались в широкий валик концами внутрь. Такой валик иногда обрамлял все лицо, а иногда шел от виска к виску через затылок. При этом макушка головы была гладкой.
В этих прическах значительную роль играла стрижка. Иногда волосы подстригались “лестницей” и круто завивались на папильотки. Другой разновидностью стрижки были ровные волосы, подстриженные эллипсообразно. Концы их подвертывались внутрь. Носили: и прямые, незавитые волосы. По-прежнему можно было увидеть “пейзанскую” стрижку, как в средние века. Все эти прически прочно укрепились в быту и не менялись на протяжении многих лет. Оставались они и после того, как законодательницей мод стала Венеция.
В это время самой распространенной стала эллипсообразная прическа, получившая название “колба” (рис. 41). В это же время носят и более короткие прически, украшают голову цепочками, драгоценными камнями. С появлением высокого воротника прически значительно укорачиваются.
Лица чисто выбривались, и только по достижении зрелых лет мужчины отпускали бороды и усы. Уходу за бородой и усами придавалось особое значение. Главным условием красоты бороды являлся ее равномерный цвет. Поэтому волосы на лице постоянно подкрашивали. Так, с появлением первой седины бороду полностью обесцвечивали, придавая ей белизну, зачастую с голубым оттенком. Единой формы бороды не было. Каждый исходил из индивидуальных вкусов. Некоторые носили одни лишь усы. Но с 70-х годов XV века стали носить бакенбарды, которым придавали округлую форму и завивали. Молодые люди носили одни усы или только одни бакенбарды, достигавшие середины уха.
Флорентийские женские прически поражали замысловатостью. Возвратились прически, забытые во времена средневековья. Прически в разных областях Италии были различны, но всех их объединяло одно – длинные распущенные волосы. Их перестали скрывать под головными уборами. Прически всех сословий отличались легкими, изящными линиями. Подражая античным образцам, дамы свертывали волосы наподобие греческих узлов. Но со временем простота линий была утеряна. На смену ей пришли затейливость и витиеватость, изысканность и декоративность. Прически стали индивидуальны, в них отражался вкус и фантазия исполнителя. Эти прически, состоящие из кос, локонов, требовали уже высокого мастерства. Сложные комбинации из волос обильно украшали лентами и нитями жемчуга. В начале XV века во Флоренции появляются легкие, изящные прически. Самая популярная из них – “флорентийская коса” (рис. 42), типичная только для флорентиек. Для нее все волосы разделялись прямым пробором, зачесывались полукругами на щеки, на затылке заплеталась коса, ровная по толщине. Ее перевязывали лентами, шнурами, бусами. Косу часто вкладывали в своеобразный кожаный футляр или сетку, которая заканчивалась кисточкой. Важным элементом прически были длинные локоны, свисающие по обеим сторонам лица. Иногда волосы собирали на затылке в пучок, перевязывали крестообразно и распускали по спине широкой, слегка волнистой прядью. В таких прическах делали прямой пробор, височные пряди коротко подстригались и, слегка подвитые, напускались на щеки. Все эти прически требовали очень густых волос, и дамы прибегали к искусственным косам, локонам.
Рис. 42
Девушки причесывались просто, заплетая на затылке одну косу и укладывая ее венчиком вокруг головы, или заплетали две косы, распускали завитые волосы по плечам. Прически украшали шелковыми лентами, цветами, нитками жемчуга, серебряными блестками. Иногда носили волосы в изящных серебряных сеточках, расшитых жемчужинами, подвязывали лентами, жгутами на затылке. Волосы завивали крупными волнами.
Рис. 43
Замужние женщины также заплетали волосы в косы, укладывая их в виде ракушек спиралями над ушами. Часто волосы покрывали бархатными шапочками, вуалями, сетками из лент, бархатных нитей, плетений. Иногда на прически сверху сетки надевали шелковый толстый валик в форме кольца. Объемные валики крепили на высокие шапки закругленной формы. На некоторых портретах можно увидеть прическу с футляром для косы из белого шелка, обмотанным черной лентой крест-накрест. Футляр был ровным на протяжении всей длины, поэтому можно предположить, что волосяные пряди, пропущенные в него, не всегда были такой же длины, а образовавшуюся пустоту заполняли каким-либо материалом, например шелковыми лентами.
Рис. 43а
Прически итальянок менялись под действием испанских мод. Современник писал, что гладкая прическа очень подходила к умным, прекрасным лицам флорентийских патрицианок, придавала им вид превосходства и уверенности в себе. Часто распущенную длинную прядь, перевитую лентами, также называли косой, так как волос из-под ленты видно было мало.
Прически венецианских дам были различны, но их можно было объединить в два основных типа: завитые локоны, закрепленные шпильками, перевитые украшениями; прически с косами, уложенные по-разному.
В конце XIV века в Венеции получила широкое распространение прическа с завитыми в виде полумесяца прядями, расположенными надо лбом. Иногда прическа напоминала небольшие рожки наподобие серпа Венеры.
Рис. 43б
Жительницы Неаполя придумали себе особую прическу -из волнистых волос, которые короткими прядями зачесывались на щеки, на затылке пряди подвязывались лентами и каскадом ниспадали на спину.
Увлечение светлыми волосами привело к тому, что в Венеции на крышах стали строить маленькие, легкие будочки из дощечек без крыши. В этих необычных сооружениях женщины, защищенные от глаз любопытных, сидели часами, выжигая на солнце смоченные различными составами волосы. Для более равномерного обесцвечивания волосы раскладывали на большие, широкие поля соломенных шляп, которые для большего удобства были без донышка. Рецепты окрашивания волос хранились в глубокой тайне. Ими обладали цирюльники, которые за большие деньги охотно окрашивали волосы.
Венецианские прически, так же как и прически флорентиек, изящны и замысловаты (рис. 43, 43а, 43б и 43в). Многие носили прическу наподобие “колбы”, только пряди были значительно длиннее. Концы завитых волос подвертывали внутрь валиком или двумя. Часто волосы забирались в сетку, которая спускалась с темени. Делались прически типа тюрбана, при этом на темени укладывали высокие пучки из жгутов кос.
Прически куртизанок отличались от причесок знати и горожанок (рис. 44). Они состояли из двух толстых жгутов, уложенных надо лбом в виде баранок. На лоб спускалась густая сильно завитая челка из мелких кудряшек или спиралевидных локонов. Волосы с затылка гладко зачесаны.
Разберем некоторые, наиболее интересные итальянские прически, воспроизведенные на картинах мастеров того времени.
“Портрет Симонетты Веспуччи” Пьеро ди Козимо. Раннее Возрождение. На голове молодой, красивой девушки – массивная нарядная прическа. Все волосы зачесаны с высоко подбритого лба назад и заплетены в косы всевозможного плетения. Косы и пряди завитых волос продернуты крестообразно и уложены петлями на затылке. Вся прическа перевита нитями бус, украшена шпильками с жемчужными навершиями и подвесами.
Рис. 43в
“Портрет Симонетты Веспуччи” Сандро Боттичелли. Изображена все та же красавица, но прическа отличается от предыдущей мастерством исполнения. Волосы завиты и уложены красивыми легкими прядями, а кроме того, заплетены в многопрядные косы. На спине – толстая прядь, перевитая крестообразно. На затылке уложен массивный, “простеганный” лентами пучок с “колосовидной косичкой”, унизанный жемчугом, на лбу – три большие бусины.
Головные уборы, украшения, косметика
В период господства флорентийских мод мужской костюм XV века приобретает приземистый силуэт, увеличивается в объеме.
Известные художники, скульпторы принимают участие в разработке эскизов костюмов, причесок, украшений. Костюмы поражали красочностью, богатством, великолепием. Шили их из тонких итальянских шелков, парчи, бархата, а также тканей, привозимых из других стран Европы. Художники делали картоны, рисунки для мануфактурного производства, вышивок, так как вошла в моду вышивка серебряными и золотыми нитями, драгоценными камнями. Костюм из-за этого сильно утяжелялся – иногда он весил до сорока килограммов. Много внимания уделялось также подбору тканей по цвету.
Рис. 44
Мужской костюм состоял из рубашки тонкого полотна, плотно облегающей торс, жилета со стоячим низким воротником и верхних штанов-чулок. Верхней одеждой служили догалине (широкая укороченная одежда из тяжелых тканей, отделанная мехом, с широкими длинными рукавами) или короткий плащ. На длину костюма влиял не только индивидуальный вкус, но и возраст его обладателя. Так, например, мужчины зрелого возраста для придания своему облику величия носили длинные тяжелые одежды.
Во второй половине XVI века в мужском костюме начинают делать прорези, сквозь них просвечивает ткань нижнего одеяния. Яркие цвета, богатство украшений, пышность форм, богатая декорировка придают костюму неповторимый вид.
Рис. 45
Одежда флорентийских женщин XV века отличалась мягкостью и плавностью линий, которые эффектно подчеркивали фигуру. Итальянки носили верхнее и нижнее платье. В XVI веке, когда центр мод переместился в Венецию, в женском костюме появились черты, отличающиеся от флорентийского костюма. Не стало строгости и ясности композиционного решения, которые мы можем заметить во флорентийском костюме. Во всем чувствуется тяготение к роскоши, стремление подчеркнуть материальное положение и достаток. Женский костюм получает округлость форм за счет рукавов, широкой юбки, широкого выреза. Верхняя одежда, так же как и мужская, допускала разрезы, сквозь которые просвечивала ткань нижнего платья.
Сочные, яркие цвета костюмов – синие, зеленые, красные – гармонировали с шумной, веселой жизнью города.
С изменением причесок в эпоху Возрождения значительно изменились и головные уборы. Если в средние века их назначением было скрывать волосы, то теперь, наоборот, они дополняли и украшали прическу, делая ее более сложной и оригинальной.
Наиболее распространенным мужским головным убором по флорентийской моде были шляпы, напоминающие по форме береты, из бархата, велюра, парчи, фетра, а также войлока. Юноши носили разноцветные невысокие шапочки типа турецких фесок, круглые по форме, с плоским донышком. Сбоку свисала небольшая кисть или вверх торчало небольшое перо. Носили плоские береты, шаперон буреле с длинными кё и корнетом. Возможно, оживленная торговля с Востоком привела к тому, что во Флоренции и Венеции распространились головные уборы типа тюрбанов, чалмы, украшенные драгоценными брошами, перьями. Богатые горожане продолжали носить средневековые головные уборы – капюшоны, колпаки из сукна и шерсти, повязки, шляпы. Знатные люди на торжества надевали венцы, сплетенные из золотых нитей. Городские правители, дожи носили чепцы в форме рога. Были по-прежнему распространены плоские шляпы в виде тарелок из плюша, фетра, замши.
Женские головные уборы также изменились: шляпы значительно уменьшились в размерах, формы стали проще. Распространена была маленькая шапочка, расшитая жемчугом или драгоценными камнями. Ее надевали на самую макушку. Знатные женщины носили сетки эскафьон из шелковых, золотых, серебряных нитей, расшитые жемчугом, прикрепляли к ним прозрачные вуали, покрывала (рис. 45). Летом надевали соломенные шляпы с большими полями из рисовых стеблей. Девушки носили фески, тюрбанообразные шляпы, бареты. В Венеции были распространены высокие “подушкообразные” шляпы, размер которых в несколько раз превышал размер головы.
Встречались чепцы и береты, которые надевались на тонкие головные платки одновременно с повязкой.
Флорентийские женщины носили шляпы с пестрой высокой тульей, отогнутыми полями, из-под них виднелась головная повязка из шелка.
Украшения в эпоху Возрождения делались по рисункам известных мастеров – художников, скульпторов. Особенно разнообразны были изящные головные украшения – шпильки, гребни, веточки, нити жемчуга, блестки, налобные цепочки с камнями – фероньерки.
Косметика. Во второй половине XVI века косметикой сильно увлекались все. Венецианки в своих домах оборудовали специальную туалетную комнату, где стояли маленькие столики, заставленные флаконами и баночками. Знатные дамы сильно красили лица, куртизанкам было запрещено это делать. Много внимания уделяли окрашиванию волос в золотой цвет – этот цвет увековечен на полотнах художника Тициана, в последующие века он так и назывался – “тицианов”.