Костюм эпохи Позднего Средневековья – готическая мода

Мода и история костюма Позднего Средневековья

Стиль готика в европейском искусстве и костюме появляется в XIII-XV вв. Именно в этот период возникает и само понятие моды в одежде.

Медея вручает Ясону златую статую. Миниатюра XV в.
На женщине платье-роб и головной убор эннен, одежда мужчины – жакет и штаны-шоссы

До XIII века европейский костюм еще походил на одежды Древнего Рима и Древней Греции. Это были платья-рубашки, достаточно однотипные, как в мужском гардеробе, так и в женском. Однако в период готики мода резко меняется. Во-первых, одежду начинают кроить. Считается, что все виды кроя одежды появились именно в XIII-XV вв. Во-вторых, появляются и определенные тенденции в моде, которым стремятся следовать люди высших сословий по всей Европе.

Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год

Так, мода XIV-XV веков распространяется по всей Европе из Бургундии. Именно Бургундский двор считается первым центром формирования моды в одежде. Особенностями бургундской моды были:

• облегающие и сковывающие движение одежды,
• очень длинные рукава,
• длинные носки туфель,
• причудливые по своей форме разнообразные головные уборы.

Также именно в XIII-XV веках костюм начинает явно разделяться на мужской и женский. При этом законодательно служителями церкви запрещается мужчинам и женщинам под страхом смерти наряжаться в костюмы противоположного пола. Когда Жанну д’Арк осудили быть сожженной на костре, одним из пунктов обвинения также значилось то, что она носила мужской костюм.

Жанна д’Арк в мужских доспехах.
Прическа по моде Средних веков – волосы на лбу выбриты (высокий лоб)

Существовали и строгие правила, предписывающие, как следует носить одежду. Церковь в Средние века в Европе была сильна и влиятельна. За отсутствие головного убора у горожанки или же за выбившуюся из-под головного убора прядь волос, ее могли обвинить в колдовстве и отправить на костер.

Все женщины Средневековья обязаны были прятать свои волосы. Единственное, в XIII-XV веках уже можно было оставлять небольшую прядь волос, которая в виде колечка была уложена надо лбом. Также в это время послабления коснулись и аристократии, для них головной убор уже не всегда был обязательным.

Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. Не позднее 1483 года
Костер инквизиции

Головные уборы были высокие, сложные и самой разнообразной и странной формы. В основном это были чепцы. Женщины носили эннен (эннин) – вытянутый длинный заостренный на конце головной убор. Эннен обычно носили с платьем роб и покрывали сверху длинным прозрачным покрывалом кувр-шеф.

Еще один головной убор – двурогий чепец – головной убор с двумя рожками по бокам, сверху на него также надевали покрывало. В Германии был популярен головной убор крузелер – полотняный чепец с частыми рядами складок-рюшей, обрамляющих лицо, плотно облегающий затылок.

Колечко волос, которое могло быть показано из-под головного убора

Помимо чепцов носили и платки. К примеру, барбетт – платок из белого полотка, плотно окутывающий лицо, подбородок, шею и грудь и создающий большое белоснежное пространство вокруг лица.

Ян ван Эйк. Портрет Маргареты Ван Эйк. 1439
Головной убор – двурогий чепец

Мужчины носили такие головные уборы, как шляпы из соломы и фетра с различной шириной полей и высотой тульи, береты, фески, бургундскую новинку шляпу шаперон (головной убор из дорогой ткани сложной драпировки в форме шляпы с длинными спускающимися концами), чалмы и тюрбаны, позаимствованные из восточной моды. Также на головы при выходе на улицу накидывали капюшон плаща.

Кадр из фильма «Проклятые короли», 1972 год
Головной убор шаперон

Женская мода Позднего Средневековья

В женской моде готического стиля идеальным считался s-образный силуэт костюма. Верхняя часть платья зрительно укорачивалась за счет завышенной линии талии и низкого декольте.

При этом оставлять декольте открытым было непозволительно. И, к примеру, в самом модном в XIV-XV вв. платье роб декольте прикрывалось вставкой из дорогой ткани, очень часто прозрачной. Такую вставку церковники называли «дьявольское окошко». Нижняя же часть платья наоборот удлинялась за счет многометрового шлейфа – чем длиннее шлейф платья, тем знатнее дама, надевшая его.

В период готики женщины носили киртл с длинной шнуровкой лифа и пристегивающимися рукавами. И также платье роб – платье с декольте, поясом сразу под грудью (завышенная линия талии) и широкой юбкой со шлейфом.

Рукава платьев могли быть как узкими, прикрывающими большой палец руки, так и широкими, подшитыми парчой, украшенными ажурной вырезкой в виде различных рисунков или мехом. Рукава не пришивались к платью на постоянной основе. Сначала надевали платья, затем крепились рукава к нему. Таким образом, рукава к платью и их цвет могли меняться в зависимости от настроения дамы.

Фреска из церкви Санта-Мария-Новелла. Флоренция, Италия. XV в.

К слову, вся одежда Средневековья шилась из ярких тканей – красных, синих, зеленых, желтых цветов. Очень часто в одежде сочетались противоположные цвета, к примеру, цвет плаща синий, а его подкладки – красный.

Сверху на платье женщины надевали сюрко, пришедшее еще из раннего средневековья, либо упелянд – новинку готики. Сюрко – это верхняя одежда без рукавов с широкой проймой и расширенной за счет вставных клиньев нижней частью.

Упелянд – верхняя одежда для торжественных случаев, обшитая мехом. С упеляндом носили пояса, подчеркивающие высокую линию талии. Женский упелянд был двух вариантов – широким с длинными широкими рукавами либо отрезным по талии с юбкой, состоящей из нескольких клиньев.

В период готики появляются и первые корсеты. Корсеты были с металлическими конструкциями и их целью было придать женской фигуре s-образный силуэт с животом, словно у беременной женщины. В те времена существовала мода на беременность. Также, следуя данной моде, под платье на живот женщины могли подкладывать и небольшие подушечки, чтобы придать животу более округлую форму.

Гравюра. Франция, XV в.
Существовало поверье, что на шлейфах женских платьев черти катаются

Читайте также:
Прически Древнего Рима – фото и история

Мужчины позднего средневековья носили штаны-шоссы – узкие и плотно обтягивающие ноги. Шоссы – это своеобразные штаны-чулки, состоящие из двух половинок, которые привязываются к поясу. Спереди к ним крепили с помощью булавок или же тесемок кусок ткани, который назывался гульфик или же браггет.

В качестве верхней одежды мужчины носили упелянд – длиной до пола или же до колен. Упелянд надевался через голову, при этом на спине, груди и рукавах образовывалось множество складок, которые затем нашивались по фигуре и стягивались в поясе.

Помимо упелянда мужчины могли носить и пурпуэн (пурпуан) – одежда, плотно обтягивающая тело с выпуклым изгибом на груди. Зрительно пурпуэн делает плечи широкими, а талию тонкой. Рукава пурпуэна узкие. До готики пурпуэн носили в качестве нижней одежды под доспехи, да и по своей форме он напоминает именно доспехи рыцаря времен крестовых походов.

Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е гг.

В позднее средневековье появляется такой вид мужской одежды, как жакет – короткая распашная одежда, полы которой расходятся пышной юбкой от узкой талии, стянутой поясом. Также особенностями жакета являются стоячий воротник и рукава жиго. Рукава жиго – это рукава в виде пышного буфа с разрезом для рук и длинными свисающими концами.

Одежду в Средние века в основном шили из таких тканей, как парча, бархат, шелк, шерсть, и только нижние рубахи были изо льна.

Готика и готический стиль в одежде. История и современность

Готика, как понятие, затронуло многие виды искусств. Это и архитектура, и живопись, и скульптура, а также стиль в одежде.

Преимущественно готический стиль в одежде является предпочтением как девушек, так и юношей, увлечённых субкультурой готов.

Красота готики – неоспорима, но она отличается своеобразной мрачной величественностью, строгостью и завораживающей холодностью. Это связанно с тем, что истоки стиля лежат в глубоком Средневековье – времени, когда рыцари совершали подвиги, посвящая их дамам сердца, ведьм жгли на кострах, а неоспоримым господством обладала католическая церковь.

Готика: история и особенности

Впервые данный стиль зародился во Франции, далее он нашел свое место в Италии, Англии и спустя короткое время распространился практически по всей Европе.

Самым ярким проявлением готики считается архитектура. Основным примером является собор Нотр Дам де Пари, а также соборы в Шартре, Амьене, Реймсе.

Средневековью свойственно изображение устрашающих мифических персонажей, таких как горгульи, химеры. Многие соборы данного времени украшают скульптуры чудовищ, которые призваны отпугивать злых духов и охранять покой верующих.

Готический стиль в средневековой одежде

В средневековой Европе готика царила в самой атмосфере и, как следствие, она проявилась и в одежде.

Готический стиль в одежде Средневековья отличается заострёнными формами, тонкой, туго зашнурованной, талией, зубцами на краях одежды и длинными шлейфами.

Современные направления готического стиля одежды

В наши дни существует несколько направлений готического стиля, главными символами которого являются чёрный цвет и тематические серебряные украшения. Наиболее популярными материалами для изготовления одежды являются кожа, сетка, винил, шёлк и бархат.

Отличительными чертами стиля считаются строгость, мрачность и броскость. Основами стиля являются холодные депрессивные цветовые комбинации: чёрное с красным, чёрное с белым, что также наблюдается в контрастном сочетании бледной кожи и тотального чёрного макияжа и волос.

Наиболее традиционным готическим направлением в одежде является антикварный стиль. Этот вариант включает в себя стилизацию под основные тенденции моды 18-19 веков. Основной чертой направления считаются кружева, перчатки, достигающие локтей, длинные платья в пол, корсеты, вуали, соответствующие стилю, а у мужчин – цилиндры и фраки. Данное направление включает в себя элементы романтизма и неоготики.

Достаточно широко используется вампирский стиль. Он обусловлен подражанию популярным кино-«вампирам», таким, как Лестат де Лионкур, Дракула. Девушки в готическом стиле, соответствующем этому направлению, как правило, стремятся подчеркнуть свою сексуальность и придать образу роковое звучание, что достигается при помощи ярко-красных оттенков в помаде, маникюре и некоторых деталях одежды.

Нередко готический стиль пересекается с тематикой металл-музыки. Кожаная одежда, цепи, садомазохистская атрибутика, такая как ошейники, одежда из латекса, не противоречат эстетике готов.

Особое место занимает кибер-направление. Данное стилевое решение обусловлено гармоничным соединением в одежде готических и индустриальных элементов. Для выполнения выбираются искусственные ткани, предпочтительными являются яркие кислотные цвета, экстремально высокая платформа ботинок, детали киберпанковской культуры.

В Японии зародилось направление под названием лолита. Как правило, девушки надевают платья в готическом стиле, длиной до колен, с оборками и кринолинами. Аксессуарами являются декоративные зонты, шляпы, обувь на платформе с закругленными носами.

Представители субкультуры, работающие в офисах и учреждениях с дресс-кодом, не могут позволить себе носить тематическую одежду. В связи с этим возникло направление корпоративный гот. Данный стиль сводится к минимальному количеству макияжа и аксессуаров.

Готический стиль на подиумах

Впервые появление готического стиля на подиуме состоялось в 1990-е – 2000-е года. Александр Маккуин в своих коллекциях «Сияние», «Голод» и «Птицы» воплотил готическую эстетику и смысл. В 2009 году в силу вступает викторианский и неоромантический стили. Женский образ приобретает неоспоримую женственность и величие благодаря чёрным рюшам и кружевам на блузах, и пышным юбкам. Givenchy и Жан-Поль Готье представили миру своё прочтение готики в модных показах. Gilles и AndrewGn наделили свои модели женственностью и очарованием при помощи прозрачных блуз и приталенных платьев в готическом стиле.

Готические свадебные платья

Желающие бросить вызов традициям могут с лёгкостью предпочесть свадьбу в готическом стиле, которая навсегда останется в памяти, как у молодожёнов, так и у гостей. В данном варианте ослепительно белое плате заменяется на чёрное, при этом возможно добавление таких цветов, как алый, лиловый, бордо или белый. К примеру, это может быть черное платье с чулками или лентой на шее контрастного цвета.

Особое внимание стоит уделить тканям для готического свадебного платья. Они должны иметь блестящую гладкую поверхность: кожа, шёлк, шифон, атлас, латекс, лакированная ткань.

Читайте также:
Крем для кожи в истории косметики и красоты

Очень тщательно стоит подбирать украшения к подобному наряду. Ни при каких условиях не стоит надевать золото, кроме обручального кольца. Это считается признаком безвкусия и может испортить впечатление от образа. Отлично будет смотреться серебро или же любой другой металл. Хорошо дополнят образ ошейник с шипами, цепи.

Основной чертой готического свадебного наряда является наличие сетки. Это может быть болеро, перчатки, чулки.

Также следует уделить внимание макияжу, который в данном образе несёт большую нагрузку. Лицо должно быть очень бледным, что подчеркнут чёрная подводка для глаз, густо накрашенные ресницы и алая или чёрная помада. Чёрный цвет предпочтителен и в причёске. Волосы могут быть распущенными, но обязательно прямыми, или же собраны в пышную высокую причёску.

Отдельным вариантом готического платья на свадьбу являются наряды кроваво-красного цвета. Бесспорно, эффектно будет выглядеть такая модель в обрамлении чёрного кружева и в сочетании с длинными лаковыми перчатками. Стоит отметить, что такой образ эпатирует гостей и затмит невест в традиционных нарядах.

Готический стиль в одежде: фетиш смерти или очарование средневековья

Одежда в готическом стиле вызывает неоднозначную реакцию, от полного неприятия до неподдельного интереса и восхищения. Темные личности с непроницаемым выражением мертвенно-бледного лица, словно пришельцы из потустороннего или параллельного мира, притягивают взгляд, заставляют оборачиваться вслед с опаской или с мыслью «чертовски красиво, но мне не подойдет». Это готы. Обязательно ли принадлежать к их субкультуре, чтобы одеваться в подобном стиле – вопрос спорный. Сейчас попробуем, не меняя своего мировоззрения, приобщиться к эпатажной готической моде и внести экстравагантную нотку в образ повседневный или для особых случаев.

Кратенько пробежимся по истории от средневековья до наших дней и приступим к изучению фото, подбору одежды и созданию образа очаровательной готессы или изменим отношение к этой культуре на более лояльное. Ведь ее представители – обычные люди, выражающие таким образом свою индивидуальность.

История возникновения готической моды

Мрачные нравы царили в Европе XII-XV веков. Это было жуткое и одновременно романтическое время с точки зрения современного человека. Всевластие католической церкви, беспощадные костры инквизиции, сжигающие ведьм, благородные рыцари, готовые жертвовать жизнью ради прекрасных дам.

Именно в эту эпоху зародился величественный, завораживающий холодной неприступностью стиль, названный готическим, то есть варварским, отрицающим классические каноны красоты, пропорций и гармонии. Вначале направление архитектуры, а затем и одежды, ярко выраженными острыми углами, символизировало стремление ввысь, к Богу, отрицание земной важности бытия.

Наибольшее распространение новый стиль получил во Франции. Одежда парижских модниц была вычурной и своеобразной:

  • остроконечные головные уборы и остроносые туфли;
  • затянутые корсетами тонкие силуэты;
  • шлейфы бесконечной длины;
  • зубчатые, неровные края рукавов и подолов;
  • обилие ярких орнаментов и цветочных мотивов.

Портняжное дело из простого ремесла превратилось в искусство, были придуманы все известные доныне методики кроя.

А потом мир шагнул в эпоху Возрождения, и готика канула в Лету. Попытка выйти из забвения в конце XVIII-начале XIX веков была кратковременной и неудачной. В 70-х годах XX века готика вновь ожила, придя на смену угасающей панк-культуре, не сумевшей утвердиться в своем лозунге «Жить быстро – умереть молодым».

С жизнью было более-менее все понятно, и мог справиться практически каждый. А вот тема смерти, загробного мира, вечного траура пришлась по вкусу мрачным романтикам. Их излюбленным цветом стал черный, а местами для прогулок и сборов – кладбища. Новый готический стиль окончательно оформился к 80-м годам, а в 2000-х он вышел на подиумы.

Современный стиль готов в одежде: характерные черты, отличительные особенности

Средневековье наложило отпечаток на внешний облик меланхоличных фаталистов. Но они взяли на вооружение лишь узкую, зашнурованную талию, в остальном же модные тенденции того времени имеют мало общего с обликом современных готов.

Эти гротескные личности скорее приняли роль жертвы инквизиции, явившейся в наш мир с напоминанием о вечной скорби, трауре, бренности бытия. Но поверьте, в глубине души никто из них не собирается умирать, а изысканная красота смерти – способ преподнести себя миру и быть замеченными.

Хотите безошибочно определять представителей этой субкультуры в толпе или примерить на себя одежду в готическом стиле, запоминайте основные особенности:

  • преобладание черного цвета с контрастными акцентами – белый, красный;

  • допускаются темные насыщенные тона – фиолетовый, бордовый, зеленый, синий;

  • четкие силуэты, прямые летящие линии;

  • откровенная экстравагантность с подтекстом для взрослых;

  • винтажные или суперсовременные платья сложного кроя;

  • объемные юбки, длина мини или макси;

  • жабо, кружева, сетка, шнуровка;

  • корсеты и портупеи, преимущественно поверх одежды;

  • свободные черные блузы, футболки, рубашки, водолазки;

  • обилие кожи – брюки, юбки, куртки-косухи;

  • грубая обувь на платформе или высоком каблуке (гриндерсы, камелоты, берцы);

  • эксцентричные зонтики, шляпки с вуалью, длинные перчатки;

  • массивные украшения из белого металла;

  • выразительный контраст темных волос и абсолютно белого лица;

  • нарочито небрежный агрессивный макияж в черной и кроваво-красной гамме.


Из тканей предпочтительнее:

  • бархат;
  • атлас;
  • шелк;
  • кожа;
  • винил;
  • парча;
  • тафта;
  • кружево;
  • органза.

Изрядная доля аристократизма присутствует у готов как в женском стиле, так и в мужской одежде. Длинные черные пальто и плащи, шляпа-цилиндр, в торжественных случаях – фрак, ну чем не лондонский денди. Но все же образ современной готессы заслуживает большего внимания.

Варианты самовыражения в одежде от готов

Интересным открытием для девушек может стать образ готической Лолиты. Этот стиль – один из видов японской уличной моды. Он не содержит никаких намеков на пошлость и вульгарность, а наоборот выглядит довольно изысканно и непринужденно. Характерные черты:

  • черный цвет активно разбавленный голубыми, синими, красными деталями;

  • довольно много белого – чулки, перчатки, подъюбники;

  • строгие платья с корсажами и пышными юбками;

  • кокетливо выглядывающие воротнички рубашек и кружевные панталоны;

  • элегантная длина до колена;

  • принты в готической тематике;

  • изящные шляпки с лентами, сумочки-гробики;

  • обувь на массивном каблуке или очень высокой (до 20 см) платформе;
Читайте также:
Лев Бакст – картины, биография и костюмы

  • мрачный макияж можно заменить макияжем с акцентом на глаза;

  • волосы – черные локоны или прямые темно-рыжие, возможны фиолетовые или красные пряди в черных волосах.

В итоге получается вполне очаровательный, женственный образ. Но готический стиль одежды весьма разнообразен. Существуют и другие направления.

  • Кибер – мрачная гамма щедро дополнена кислотными оттенками, прически – ирокезы, дреды, макияж в неоновых тонах.

  • Джей – подражание героям японского аниме, но с неукоснительным соблюдением готических правил – темной одежды и контрастного макияжа.

  • Средневековый – самая романтическая ветвь субкультуры готов: непременные корсеты, платья в викторианском стиле, длинные перчатки, кружева, шляпки.

  • Вампирский – наиболее популярный стиль. Акцент делается на обязательное присутствие насыщенно-красного цвета, символизирующего кровь и безупречную белизну кожи.

  • Корпоративный – позволяет соблюдать дресс-код в рабочей обстановке. Обычно – это строгий черный костюм с белоснежной сорочкой и немного украшений в соответствующей стилистике.



Как видите, собрать комплект одежды в современном готическим стиле, подходящий для любой обстановки, не сложно. Но это не все. Важно выдержать гармонию образа в целом, то есть превратиться гота или готессу с ног до головы.

Обувь и аксессуары

Ножки готессы будут соответствовать всем требованиям, если надеть:

  • высокие армейские ботинки;
  • сапоги на массивной платформе;
  • туфли или босоножки на широком и довольно высоком каблуке;
  • для торжественных случаев – агрессивная шпилька.

Вместо сумок – большие рюкзаки черного цвета или изящные саквояжики. Головной убор – шляпка, желательно с вуалью или лентами. Очки – чаще круглые, могут быть украшены шипами. Оригинальный аксессуар – ошейник из латекса, кожи или металла. Шипы на нем также приветствуются. Еще одна фишка – кружевной или бархатный зонтик для защиты от солнца.


Украшения – только из серебра, допускается белое золото или платина, но желтый металл абсолютно неприемлем. Это кольца, браслеты, кулоны, серьги в форме кельтских крестов, фигурок драконов, летучих мышей, кошек. Из драгоценных камней приветствуются бриллиант, сапфир, жемчуг, из полудрагоценных – все с холодным и черным окрасом.

Прически и макияж в готическом стиле

Классическая прическа стиля готов – прямые черные волосы. Неплохо придать им вид слегка грязных. Для романтического образа допустимы локоны и пышные прически. Многие готессы предпочитают окрашивать волосы в густой рыжий или пепельный цвет.

Готический макияж – это плотный слой белого грима на лице, полное отсутствие румян, черная подводка, карандаш или тени для глаз, темная или кроваво-красная матовая помада. Ногти красятся черным лаком. Высший класс, если маникюр и макияж сделаны чуть небрежно.

Кому подойдет экстравагантный образ

Готический стиль одежды на самом деле довольно универсален. Можно даже устроить нетрадиционную свадьбу. Невеста-готесса поразит гостей и надолго останется в памяти. В обычной жизни это подойдет:

  • эпатажным и молодым девушкам;
  • для оригинальной фотосессии;
  • для дружеской вечеринки или Хэллоуина;
  • любительницам черного цвета, начавшим считать его скучным;
  • желающим кардинально сменить имидж, но теряющимся в раздумьях.

Не обязательно сразу менять весь гардероб. Начните с малого и постепенно сотворите свой образ или ограничьтесь одним-двумя комплектами.

Яркие представители стиля

Самая эпатажная из известных готесс – Леди Гага. Затмить и превзойти ее практически невозможно. Но достойной соперницей может выступить американка Тейлор Момсен. Эта певица даже на красную дорожку выходит в готическом образе. Что уж говорить про сценические костюмы и обычную жизнь. Сестры Олсен также в некоторой степени тяготеют к такому направлению моды.

Если вы в восторге от этих личностей, то есть на кого равняться. Образы не вызывают симпатий – что мешает создать свой уникальный гардероб с готической изюминкой? Дерзайте!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

История костюма эпохи средневековья

РОМАНСКИЙ ПЕРИОД (IX—XII вв.)

В V в. после падения Римской империи началась новая эпоха в истории Европы. На протяжении многих веков велись непрерывные войны, возникали и исчезали новые государства. Первым относительно устойчивым государством к концу IX в. стало государство франков.
Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и крепостных крестьян. Городская культура пришла в упадок, основной ценностью стала земля, и права на землю определяли сословную иерархию.
На вершине иерархической лестницы стоял король, затем — герцоги, графы, рыцари. Каждый из них был вассалом (подчиненным) своего сюзерена (непосредственного господина).
В XI в., с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла, появились новые города и стала формироваться городская культура.
Народы, заселившие Европу, были разными, но их одежда имела общие черты. В период средневековья европейская культура развивалась в одном направлении, которое определялось христианской церковью. В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты, костюм обрисовывал фигуру.
Феодализм делился на два основных периода: раннее средневековье (IX-XII вв.) и позднее средневековье (XIII-XV вв.).
В период раннего средневековья в результате слияния двух культур — античной и варварской — в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романскии стиль, характерной особенностью которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот стиль отразился также и в костюме того времени.
В этот же период складывается и рыцарское сословие с его понятиями долга и чести, возникает этикет.
В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.
Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность. Одежду красного цвета («цвета крови») носили палачи.
Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой.
Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства). Женщины носили длинные закрытые платья, мужчины — как длинные, так и более короткие одежды.
В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры.

Читайте также:
Детский морской костюм для мальчиков и девочек в истории
Мужской костюм

Мужчины раннего средневековья носили две туники, которые надевались одна поверх другой. Нижняя, «камиза», была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя, «котт» — из более дорогой ткани, с короткими широкими рукавами или вообще без рукавов. Тунику всегда подпоясывали, иногда с напуском. Первоначально туники были короткими, но с середины IX в. у феодальной знати они удлинились. Туника короля доходила до самого пола. Короткие туники носили крестьяне и молодые люди.
Верхней мужской одеждой был также плащ, застегивавшийся на правом плече, — вначале короткий полукруглый, а позже, с XI в., — длинный. В эпоху Карла Великого и Каролингов (VIII-IX вв.) плащ стал называться «манто».
Для средневекового мужского костюма характерно то, что мужчины, в отличие от древних греков и римлян, обязательно носили штаны, которые могли быть длинными, относительно узкими, или плотно облегали ногу наподобие трико.
В XII в. мужчины по-прежнему носят камизу и котт. Котт становится очень узким в плечах и расширенным книзу за счет вшитых в боковые швы клиньев. В это время господствует культ «прекрасной дамы», и котт благородных рыцарей становится более длинным, придавая фигуре женоподобный силуэт. У ворота котт появляется небольшой разрез и завязки.
В конце XII в. на доспехах рыцарей стали изображать феодальные гербы. Постепенно они становились фамильными с постоянным изображением и цветом. Иногда герб делился на две или четыре разные по цвету части. В соответствии с цветами герба одежда рыцарей часто также разделялась по вертикали на две половины разного цвета. Такой костюм назывался «ми-парти». В ми-парти даже обувь по цвету соответствовала правой или левой стороне одежды. Такой костюм носили молодые люди, и чаще всего пажи.

Женский костюм

В самый ранний период средневековья женщины носили одежды, скрывающие фигуру (покрывала, далматику) — еще сказывалось влияние церкви. Позже, с X в., они стали подчеркивать фигуру.
Женский костюм состоял из двух туник — нижней («котт») и верхней («сюрко»), которые были длинными, до щиколотки, и надевались одна на другую. Под нижнюю тунику женщины надевали рубашку из полотна — камизу.
У котт были длинные узкие рукава, у сюрко — короткие и широкие, или их вообще не было. Верхняя туника подпоясывалась.
Туники имели трапециевидную форму, сильно расширенную книзу. Линия талии была завышена. С XI в. появились драпировки на животе. На эту моду повлияло особо почтительное отношение к беременным женщинам.
В качестве верхней одежды женщины носили длинные полукруглые плащи.
В XII в. платье-котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у этого платья были узкими и очень длинными, почти до самой земли, а пояс стал чисто декоративной деталью и сместился с талии на бедра. Плащи, которые служили женщинам верхней одеждой, зимой подбивались мехом.
В XII в. еще не делали вытачки, при помощи которых можно было придавать костюму разную форму, но одежда уже начала делиться на части. В европейском женском костюме широко распространяется разделение лифа на две части: верхняя закрывала плечи и грудь, а нижняя собиралась мелкими поперечными складками: таким образом на лифе не образовывались заломы.

Обувь

В эпоху Каролингов (IX в.) франки носили чулки кожаные или полотняные, которые сверху перетягивались ремнями. Пальцы ног при этом оставались открытыми: закрытую обувь имели право носить только король и члены королевской семьи.
В раннем средневековье горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — «ботт». Их шили из ткани или цветной кожи. В XII в. во Франции начинают носить обувь с длинными острыми носками — «пигаш» (их возникновение связывают с именем графа Анжуйского), которые распространяются во всей Западной Европе.
Крестьянской обувью были более мелкие башмаки, которые подвязывались к ноге шнурками.
Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без каблуков.

Прически и головные уборы

Мужские прически романского периода были примитивными. Волосы подстригались вокруг головы до мочек ушей, а спереди была челка. В XI в. мужчины стали носить длинные, до плечей, волосы.
На голову надевали конусообразные шапки и капюшоны. Самым распространенным был капюшон «куаф» с удлиненным мысом сзади. В холодное время года согревал капюшон с пелериной из шерстяной ткани — «кугель».
Средневековые девушки носили длинные косы, которые могли перевивать парчовыми лентами, или распущенные волосы. На голову надевали обручи, ленты, венки из цветов. Замужние женщины волосы скрывали — чаще под круглым белым платком с отверстием для лица. Концы платка падали на плечи, скрывая их. Иногда эти концы заправлялись в вырез платья. Поверх платка надевали различные повязки, обручи. Знатные дамы носили также парчовые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями.

Украшения

Костюм раннего средневековья украшался различными переплетающимися лентами, золотыми или бронзовыми узорами геометрической формы с изображениями животных («звериный стиль»). Золотые и серебряные застежки с подвесками часто были украшены крупными яркими гранатами.
Женский костюм раннего средневековья украшался драгоценными камнями, меховой отделкой, нашитым сверху бордюром.
Женскими украшениями были головные обручи, венцы, кольца, пояса из чеканных пластинок, фибулы.

КОСТЮМ ГОТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (XIII-XV вв.)

В XIII-XV вв. феодализм в Европе вступил в следующую стадию развития. После крестовых походов европейцы познакомились с Востоком; появились новые торговые пути; оживилась жизнь городов и стали бурно развиваться ремесла. В этот период не только произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей, — европейцы овладели умением строить чертежи, что зародило основу кроя одежды. Одежда разделилась на части, и появилась возможность создавать любые ее формы.
Ремесленники объединились по профессиям, и возникли ремесленные цеха. В профессиональные цеха объединяются и портные, одежда теперь изготовляется по индивидуальным заказам знатных людей.
В архитектуре и прикладном искусстве сложился новый художественный стиль — готический. Он сильно отличается от романского, хотя и возник на его основе. Архитектурным сооружениям и мебели характерны легкие, устремленные вверх, изящные формы. Готические сооружения — это конструкции из стрельчатых арок, и опор — столбов и витражей.
Вытянутые пропорции, устремленность вверх, сложность и изящество формы приобретал и силуэт костюма этого периода. Особенностью средневекового костюма стало подражание рыцарским латам.
В XIII в. были заложены основы кроя, что повлияло на изменение форм женского костюма. Теперь уже фасон не зависел от ширины полотнища, которое, в свою очередь, зависело от ширины ткацкого станка.
В костюме впервые появились вшивные рукава. Поначалу они пришивались временно, только на день, а вечером отпарывались (иначе снять узкую одежду, у которой не было застежки, было невозможно). Рукава также могли привязывать шнурками. Только, когда у платья появилась застежка, рукава пришили насовсем.
К XIV в. европейский костюм приобрел столько видов покроя, что, в сущности, до настоящего времени не появилось ничего нового.
В XIV в. появились распашные одежды. Костюмы стали более разнообразными по форме и цвету. Самой модной и дорогой тканью был бархат, а излюбленным орнаментом — растительный. На европейский костюм позднего средневековья повлиял также культ Прекрасной Дамы и возникновение такого социального явления, как «мода».
В этот период все больше заметно различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.
Самые лучшие ткани изготовлялись в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе — парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка (особенно был популярен шелк с цветочным орнаментом в турецком стиле), бархат, в том числе тканый золотом и серебром.

Читайте также:
Вышивка шнуром на модной одежде и создание исторического костюма
Мужской костюм

В XIII в. мужчины всех сословий в качестве нижней одежды носили, как и прежде, камизу. Поверх нее надевали длинный котт, доходивший порой до щиколотки, у которого были длинные рукава и декоративный пояс. К середине XIV в. котт сменил «пурпуэн» — короткая куртка с узкими рукавами, к которой прикрепляли штаны-чулки. У простолюдинов пурпуэн был верхней одеждой. Богатые щеголи носили пурпуэн с декоративными рукавами, свисающими до самого пола.
Вначале пурпуэн носили рыцари под латами, но затем он стал верхней одеждой и просуществовал до начала XVII в.
В этот же период у знати стали модными верхние кафтаны — «котарди» и «блио». Котарди был узким, доходившим до середины бедер, с самыми разными рукавами — и узкими, и широкими. Вокруг бедер застегивался декоративный пояс. Впереди могла быть застежка. Блио — отрезной кафтан с узким лифом и «юбочкой» — пышными полами, несшитыми на боках. Сзади у блио была шнуровка.
И знать, и простой народ носили «нарамники» . Эти длинные или короткие плащи делались из сложенного пополам куска ткани, в котором на месте сгиба было отверстие для головы. По бокам нарамник не сшивался.
Когда у нарамника сшили бока, он превратился в «сюрко» — одежду с декоративными рукавами или без рукавов. Существовало четыре основных вида сюрко: с длинными рукавами, с полудлинными, с откидными и безрукавное. Сюрко с капюшоном носили монахи.
Обязательной частью костюма герольда или пажа был короткий плащ «табар». У него были рукава колоколообразной формы, несшитые по бокам.
В XIII в. окончательно сформировывается «гербовая одежда» — ми-парти. Ее носили феодалы, их вассалы и слуги. Чаще всего она состояла, как и поле герба, из четырех цветов. Гораздо позже из гербовой одежды вассалов произошла ливрея слуг дворянства.
К середине XIV в. появился «жакет». Он был без рукавов или с откидными рукавами, узкий, подчеркивающий талию.
В XIV в. возникает верхняя одежда — «упленд» — с сильно расширенными книзу и отделанными мехом рукавами. Молодые люди носили короткий упленд (от середины бедра до колен). У знатных феодалов, особенно зрелого возраста, упленд был длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.
Мужские костюмы шили из шерстяных тканей красного, коричневого, синего цветов, а также полосатых. Но самыми распространенными цветами были черный и зеленый.

Женский костюм

Женский костюм позднего средневековья подчеркивал женственность. Культ Прекрасной Дамы противостоял влиянию церкви, учению о греховности плоти. Женская одежда стала менее закрытой, не скрывала формы фигуры, выявляла физическую привлекательность женщины.
По-прежнему в гардеробе женщин оставались котт и камиза. Нижнюю рубашку женщины украшали вышивкой, окрашивали в кремовый цвет настоем шафрана.
Узкий лиф котт имел сбоку или впереди разрезы и шнуровку, сквозь которую виднелась рубашка. Юбка котта расширялась за счет боковых клиньев. Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой.
С XIII в. у женских платьев удлинилась талия, а у юбки появился шлейф. Особенно разнообразной становится форма рукавов: они могли быть широкими, колоколообразными или длинными и узкими, которые завязывались внизу узлом. К коротким рукавам иногда пришивалась длинная декоративная полоса ткани. Декольте увеличилось, расширяясь к плечам.
В XIV в. юбка отделилась от лифа и появилась возможность создать клёш. Возникли новые формы женского костюма.
Очень модной становится драпировка ткани на юбке. Женщины приобрели особую осанку: откинутая назад спина и характерное положение сложенных перед животом рук.
К XIV в. у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошло в моду знаменитое «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами, обшитыми мехом. Вырезы пройм получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта.
В XIV-XV вв. сюрко стало парадной королевской одеждой. Постепенно сюрко укорачивалось и приобрело форму душегреи.
Верхней одеждой как знатных дам, так и простолюдинок был нарамник — длинный или доходивший до середины икр. Иногда его подпоясывали. Простым женщинам как нижней, так и верхней одеждой служила рубашка-камиза. А знатные дамы носили пенулу со шлейфом, прорезями для рук и меховым оплечьем в виде круглого воротника.
В XIV в. у знатных дам в качестве одежды для торжественных случаев появился женский упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние — из фландрского сукна на меху.

Читайте также:
Слиперы – с чем носить и как выбрать
Обувь

Во времена позднего средневековья мужчины носили кожаные или бархатные туфли и полусапоги без каблуков. Носки были заостренными — вначале слегка, а с середины XIV в. они удлинились настолько, что достигали нескольких десятков сантиметров. Первыми удлинили носки своей обуви рыцари, затем этому стали подражать и богатые бюргеры. Феодальная знать украшала свою обувь вышивкой и драгоценными камнями.
Женщины носили такую же обувь, что и мужчины. Ее делали из плотной дорогой ткани, мягкой цветной кожи, бархата, и у нее также были заостренные носки. Длинные носки набивали конским волосом и каждый соединяли цепочкой с браслетом на ноге.
В средние века были изобретены деревянные подставки с каблуками, которые назывались «галош». Они подвязывались ремнями и предохраняли обувь от грязи.

Прически и головные уборы

У мужчин, особенно молодых, стали модными пышные кудри. Такая прическа придавала костюму еще большую женственность. Длинную бороду носили только пожилые люди и крестьяне. Простолюдины носили челки и коротко остриженные волосы.
Мужские головные уборы очень разнообразны: цветные береты с меховой оторочкой, остроконечные или с широкой тульей шляпы с плоскими полями, высокие шапки без полей. Популярным становится капюшон, пришитый к куртке или плащу.
В XIII в. у мужчин входит в моду головной убор, напоминающий женский чепец, — «бегуин». Его шили из белой ткани и надевали под верхний головной убор. Люди победнее носили этот чепец как самостоятельный головной убор.
Не чурались мужчины и головных повязок из парчи («трессуар»), металлических обручей с цветами.
Но чаще всего мужчины носили «шаперон». Этот сложный драпированный убор возник из капюшона раннего средневековья, постепенно увеличиваясь в размерах. В XIII в. к нему приделали «хвост» («кэ»), в котором хранили мелкие ценные предметы. Концы шаперона — «консты», украшенные зубцами, спускались на плечи. В следующем веке у шаперона появился жесткий борт, а хвост стали драпировать, как тюрбан, и украшать перьями, укладывая на голове наподобие петушиного гребня.
Женская прическа в позднее средневековье несколько изменилась. Девушки стали укладывать косы над ушами в так называемый «бараний рог». Уши при этом были закрыты, а шея открыта. Иногда девушки носили и распущенные волосы.
Замужние женщины покрывали голову платком «барбетт» из белого полотна, который закрывал подбородок, шею, часть груди, а его концы завязывались на голове. Выходя на улицу, поверх барбетта женщины накидывали покрывало. Позже барбетт стал частью костюма монахини.
В XIII-XIV вв. в моду у горожанок вошел женский головной убор из полотна — «омюсс». Это своеобразный капюшон с разрезом впереди, концы которого завязывались вокруг шеи. Позже омюсс превратился в чепец.
Женщины всех сословий носили «горж» — головной убор в виде трубы, расширенной книзу, с разрезом сзади. Модницы щеголяли в высокой шляпе «туре», которую изготовляли из фетра.

Украшения

В средние века были популярны кольца с большими драгоценными камнями, колье с подвесками, ожерелья, браслеты, броши, дорогие застежки, пряжки для поясов, сетки для волос, украшенные драгоценными камнями, головные обручи. Ожерелья могли быть сплетенными из круглого золотого прута, с золотыми розетками и драгоценными подвесками.
Модными украшениями, которые женщины носили поверх платков, стали обручи с круглыми щитками над ушами — «темплетами». Дамы украшали свои головные уборы вышивкой золотом и жемчужными нитями, окружавшими виски.

Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян

Одежда Средневековья: что носили мужчины и женщины? Мода Средневековья

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков. В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия.

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.
Читайте также:
Модные рисунки художника иллюстратора Рене Грюо

Отличия костюмов бедных и богатых

Из-за огромного влияния церкви все излишества и шик были под запретом. Они считались одновременно и грехом, и преступлением, поэтому о дорогих нарядах люди, не имеющие отношения к аристократическим семьям, могли только мечтать.

Бедняки носили одежду черного, серого или коричневого цветов, в то время как представители высших сословий могли себе позволить все цвета радуги.

Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • высокий лоб;
  • большие глаза.

Девушки старались всячески придать себе черты мужской фигуры, поэтому всеми изощренными способами скрывали грудь. Для этого очень туго шнуровали корсет, а самые отчаянные и смелые носили свинцовые накладки, препятствующие росту груди.

В моде было отсутствие ресниц и волос на лбу, поэтому их удаляли при помощи известных народных методов. Веснушки и родинки считались метками дьявола, из-за чего девушкам приходилось «выводить» их аметистом.

Девушка должна была олицетворять кротость и покорность, на которые указывали зеленые или голубые глаза и длинные светлые волосы.

Женский наряд раннего Средневековья

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Плащи стали подшивать мехом.

Мужская одежда раннего Средневековья

Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.

В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.

Изменения в женском костюме в романский период

В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.

Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.

Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.

Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.

Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.

Костюм рыцаря

Доспехи состояли из мягкой тканевой рубахи и гнущейся плетеной кольчуги. Кольчугу плели из небольших металлических колец, так что в итоге она напоминала кованую сеть. Она могла иметь вид удлиненной рубахи или обтягивающей туники.

Руки защищали кольчужные рукава и перчатки или рукавицы. На ногах были кольчужные штаны — шоссы.

Ремесленники научились ковать шлемы из металла. Сверху на шлем рыцари надевали капюшон кальчуги, благодаря чему воин оказывался защищен от макушки до пят.

Мода Средневековья: готический период

Особенности одежды в готический период:

  • узкие обтягивающие фасоны, которые препятствовали свободному передвижению и сильно сковывали движения;
  • очень длинные рукава;
  • удлиненные носки туфель;
  • необычные головные уборы, которые женщины носили в обязательном порядке;
  • четкое разделение одежды на мужскую и женскую.

Женский готический костюм

Зона декольте должна была быть полностью закрытой. Иногда в качестве декора использовалась специальная вставка из дорогой, часто прозрачной ткани, которую священники называли «дьявольским окошком».

Юбка платья была длинной и имела огромный шлейф, длина которого часто достигала нескольких метров. Считалось, что длина шлейфа напрямую зависит от знатности дамы, и наоборот.

Рукава платьев могли быть узкими и длинными, прикрывающими большой палец руки, и широкими. Широкие рукава часто подшивались парчой, украшались ажурными вставками, мехом. Причем, рукава не пришивались к платью, а пристегивались, так что женщина могла менять их хоть каждый день.

Цветовая палитра состояла из ярких оттенков — красного, синего, желтого, зеленого. Их часто комбинировали между собой, не задумываясь о сочетании.

Сверху на платья женщины стали надевать упелянд — верхнюю одежду, обшитую мехом. Он мог быть широким с длинными рукавами или отрезным по талии с юбкой.

Разновидности платьев готического периода

  • киртл;
  • роб.

Головные уборы

Мужской костюм в период готики

Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.

Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.

Читайте также:
Старинные женские сумочки – Россия, бисер и золотое шитье

В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.

Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.

Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.

maroona_art

  • Add to friends
  • RSS

maroona_art

Западноевропейский костюм готического стиля. (XIII- первая пол. XV в.)

В эпоху господства готического стиля главная роль в общественной жизни принадлежит не монастырю или замку, а городу. Развивается архитектура, строятся ратуши, соборы, жилые дома, открываются университеты. Готический стиль, сложившийся изначально как стиль церковных сооружений, проникает в гражданскую архитектуру.

В XIII веке издаются первые законы против роскоши, ограничивающие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзеренами. Появляются законы о рангах в одежде, предписывающие строгие ограничения при выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры, в отличие от дворян, не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д. «.. Ни одна женщина, ни одна девушка, не имеющие дворянского звания, не имеют права делать больше пары платьев в год. Дворянки имеют право на четыре платья в год…» – говорится в указах XIII века.

В костюмах XIII века впервые появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой и снять ее иначе было невозможно.

Идеал женской красоты – хрупкий облик едва сформировавшейся девушки: гибкое тонкое тело, длинная шея, головка с высоким лбом, слегка наклоненная вперед, несколько прогнутая в области поясницы спина и выступающий вперед живот, затянутый в корсет лиф с завышенной талией. Что бы шея казалась длиннее, над ней сбривали волосы, иногда до середины затылка, а чтобы увеличить высоту лба, сбривали волосы от линии роста к темени. Модными были лицо бледное, почти без косметики, морщины – признак мудрости, выщипанные брови и ресницы. Женщина казалась хрупким, изогнутым, чахлым растением.

Текстиль был очень разнообразным: фламандское и итальянское сукно ярких цветов. Знать носила одежды модного красного, зеленого, синего и белого цветов. Простолюдины ходили в одежде серого, землистого оттенка, окрашенной растительными красителями, например соком орешника. Появляется ткань «шан-жан», т.е. меняющая цвет на свету. Очень моден был желтый цвет, считавшийся мужским.
Повседневные платья шили обычно из ткани серого, черного, фиолетового цветов.
В эпоху готики в Европе узорные ткани изготовлять еще не умели. Поэтому сукно и шерсть расшивали серебряными и золотыми нитями. Из орнаментов был очень моден узор «павлинье око».

С XV века стал модным черный бархат.

Женские одеяния состояли из длинных многослойных одежд из ярких контрастных тканей с роскошной узорчатой вышивкой: нижняя рубашка, платье котт, сюрко, плащ или упелянд. На животе под котт прикрепляли стеганые подушечки-босы, что бы имитировать выступающий вперед живот; сзади на юбке был шлейф. Шлейф на платьях XV века достигал нескольких метров длины, а конусообразный головной убор – эннен делали 70 см высоты. Церковь все время боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами». А высокие головные уборы считала карикатурой на готические соборы и неоднократно подвергала публичному проклятию и сожжению на кострах.

Котт – туникообразная верхняя одежда с узкими рукавами.

Сюрко — длинный и просторный плащ-нарамник, похожий по покрою на пончо и часто украшавшийся гербом владельца.

Упелянд (упленд, гоун) – верхнее платье свободного, трапециевидного кроя, мог подбиваться мехом.

Женское котт (котарди)

Рукава котты были узкими и длинными, часто заканчивались манжетом в виде раструба:

Сюрко с прилегающим лифом, узкими рукавами, широкой юбкой и низко расположенным поясом

Королевское сюрко: лиф с большими вырезамив боковых частях, через которые был виден котт с низко расположенным поясом из чеканных металлических пластинок и драгоценных камней и мантии, подбитой горностаем. По центру переда сюрко расположены металлические пластинки, имитирующие пуговицы.

Ян ван Эйк. Бракосочетание Арнольфини, 1434 г.
Женский упелянд с завышенной талией и широкими длинными рукавами, прорези для рук с богатой меховой отделкой. Двурогий головной убор, покрывало. Характерная поза периода культа беременности.

Наклоненная вперед головка в высоком колпаке, длинная гибкая шея, постепенно переходящая в изогнутую линию лифа, прогнутая в пояснице спина и выступающий вперед живот создавали четко выраженный профильный S-образный силуэт, так называемую готическую кривую. Для того что бы фигура постоянно сохраняла подобный изгиб, женщины носили под платьем специальное приспособление типа корсета, состоявшее из подвижных деревянных планок, соединенных внизу и вверху шнуром.

Парадные костюмы второй пол. XVв. На невесте – котт и сюрко с длинным шлейфом, эннен с вуалем. Фрагмент миниатюры, 1465 г.

В эпоху готики получили распространение сумки и перчатки. Замок, оправа и цепочка сумки были ювелирной работы.

Женские головные уборы поражали вычурностью и роскошью. Это рогатые чепцы, высокие конусообразные колпаки генины, «сахарная голова», эннены и др. Эти головные уборы выполнялись из парчи и бархата на каркасе и дополнялись вуалью. Высота головного убора зависела от степени знатности. В таком головном уборе женщина при входе в помещение приседала.

Чепец в виде «двойной сахарной головы»



Чепец в виде «паруса»



Петрус Кристус. Портрет молодой девушки, ок. 1490.
Высокий головной убор из черного бархата с петелькой внутреннего каркаса, золотой отделкой и тонким полотном, окутывающим подбородок.

Рогир ван дер Вейден. Женский портрет. 1430 г.
Крой упелянд с открытым спереди лифом. Двурогий чепец на жестком основании с драпировкой из тонкого белого полотна, плотно обтягивающей лоб и подбородок.


Рогир ван дер Вейден. Мария Магдалина, вторая треть XV в.
Сложный головной убор из тонкой вуали на каркасе.

Читайте также:
Женская мода 1900-1910 годов в цветных фотографиях

Ханс Мемлинг. Портрет пожилой женщины, 1470.
Головной убор, закрывающий волосы, придает строгость и возвышенность облику дамы.


Ханс Мемлинг. Портрет Марии Магдалены, 1470-1480.
Остроконечный чепец-энин, покрытый длинной ниспадающей вуалью кувр-шеф.



Ханс Мемлинг. Портрет дамы, 1480 г.
Чепец-эннин.

Ян ван Эйк. Портрет жены художника, Маргариты ван Эйк, 1439 г.
Двурогий чепец и покрывало с объемный отделкой фанфрелюш.

Замужние женщины по-прежнему покрывали голову платками. Самый простой из них – барбетт. Их делали из белого полотна, они покрывали часть груди, шею, уши, подбородок, окружая лицо чистой белизной ткани и соединяясь с убором. При выходе на улицу поверх барбетта обычно накидывали покрывало.

Группа слева – женская одежда: котт, сюрко, головной убор эскофьон, надетый поверх барбетт. Группа справа – женская одежда: котт и сюрко и верхняя одежда сок. «Сад любви», ок. 1415. Фрагмент.

Робер Кампен. Портрет женщины, 1430-1435.
Многослойный барбетт, имеющий двурогие очертания благодаря специальным вставкам. Головной убор называется апостольник. Его носили монахини и вдовы.

Форма барбетт держалась пластинками китового уса, пришитыми в боковых частях. Барбетт сохранились до XV века.

«Рыцарские косы» исчезли и остались «улитки», «баранки», вложенные в темплеты – чехольчики, сеточки, которые частично выглядывали из-под покрывала.

Покрывало и под ним темплеты.



Косы, уложенные над ушами в «бораний рог». При этой прическе уши закрывались, а шея была открыта.

Украшения в основном использовали на головных уборах. Это были пряжки, брошки, подвески из золота и серебра, павлиньи перья, дорогая вышивка. Бубенчики так же являлись «звучащим» украшением на одежде.

Косметикой пользовались мало.

Женская обувь была сходна с мужской: имела заостренные носки и изготовлялась из цветной мягкой кожи.

Бургундская мода.
В конце XIV века роскошный и богатый бургундский двор превосходил блеском и пышностью все королевские дворы Европы. Именно здесь впервые появилось понятие «мода», здесь развитие средневекового костюма достигло своей кульминации. Характерными чертами модного силуэта были вычурность, изысканность линий и удлиненность пропорций.
Это была мода феодалов и знати. Для Бургундии более всего характерны тесные узкие одежды, высокие шляпы и конусообразные генины, а также отделка краев одежды зубчиками, фестонами.

В Бургундии появились такие одежды и их элементы, которые, казалось, невозможно было носить, но носили все,- узкие штаны, тесные жакеты, обувь с длинными носками. В бургундском костюме более позднего периода появляется мода на темные, черные, монохромные одежды из бархата.
Бургундия стала очагом зарождения европейской моды. С этого момента в истории костюма появляется понятие «мода» как частая смена силуэта, формы, кроя и цвета в одежде в пределах одного художественного стиля.



Петрус Кристус. Коленнопреклоненная основательница монастыря, 1450-1460. Фрагмент
Характерное сочетание бургундской моды – платье роб с завышенной линией талии, декольте с треугольной вставкой, высокий головной убор с тонкой вуалью.

Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы. Вторая треть XV в.
Открытый высокий лоб создавал одухотворенный образ женщины. Энин, вуаль, тонкое белое полотно. Верхнее платье роб с широким декольте и треугольной вставкой.

Сложившийся еще в эпоху раннего средневековья обычай одновременно носить несколько одежд так, чтобы каждая из них была видна в костюме, сохранился вплоть до конца XVIII века.

К очень интересным обычаям всей эпохи средневековья относится венчальный наряд – платье невесты было только красного цвета. По сообщению Кишера, первой невестой во Франции, венчавшейся в белом платье, была Мария Стюарт.



Швабский художник, «Жених и невеста, 1470 г.
Невеста в платье с узкими рукавами и лифом. Длинные локоны украшены венцом и живыми цветами.

Связь костюма с архитектурой.

Кельнский собор

Женский костюм: головные уборы стремятся вверх, длинные шлейфы достигают пятиметровой длины, благодаря короткому лифу и длинной широкой юбке создается искусственно вытянутый силуэт. Такой силуэт был созвучен силуэтам и формам готических храмов. Пышный декор костюма перекликается с таким же пышным декором архитектурных сооружений.

Литература:
1. Э.Б. Плаксина-Фрелинская, Л.А. Михайловская, В.П. Попов «История костюма. Стили и направления», 2010 г.
2. Р. В. Захаржевская «История костюма», 2009 г.
3. Е.В. Киреева «История костюма», 1976 г.
4. М.Н. Мерцалова « История костюма», 1972 г.
5. И.В. Блохина «Всемирная история костюма, моды и стиля», 2007 г.

Мода 70-х: основные тренды и особенности

Мода 1970-х: Pexels

Стиль 1970-х — это удивительная страница в истории моды. В нем уживалась элегантность Брижит Бардо и Бьянки Джаггер, дерзкие сочетания и показная сексуальность. К традициям стиля обращаются все культовые дома современности, в том числе Gucci, Chloé и Dolce & Gabbana. Чем уникальна мода 1970-х и что стоит из нее почерпнуть?

Какой была мода 1970-х

Эпоха 1970-х в СССР — время брежневского застоя, когда дорогие покупки и качественная одежда были непозволительной роскошью. Однако людям удавалось одеваться стильно. Что-то привозили из ближнего зарубежья, покупали у фарцовщиков, что-то создавали сами из подручных средств.

Так сформировался уникальный стиль 1970-х, который бросал вызов серым реалиям.

Унисекс

Эпохе 1970-х практически удалось стереть границы между женским и мужским стилями. Тренды были одними для всех, поэтому независимо от пола модники обязательно носили:

  • батники — приталенные рубашки пестрых расцветок;
  • трикотажные пуловеры;
  • водолазки;
  • расклешенные от колена брюки и джинсы;
  • вязаные кардиганы и жилеты.

Брючный костюм в мужском стиле плотно обосновался в женском гардеробе, чему поспособствовала икона стиля того времени — актриса Бьянка Джаггер. Самой универсальной вещью стали джинсы: они окончательно лишились клейма рабочей униформы американских фермеров и просочились в гардеробы советских граждан и в дизайнерские коллекции мировых модельеров.

Впрочем, в СССР достать фирменные джинсы мог далеко не каждый. Если это и удавалось, то использовали их до полного износа. Старым брюкам из денима, которые протерлись или порвались, давали новую жизнь — преображали их в бриджи или шорты.

Читайте также:
Женские комбинезоны 1970 годов – винтажные фото

Тем временем в моду вошел феминный мужской образ. Модники старались всячески подчеркнуть свою сексуальность, позволяли себе носить каблуки и платформы, разноцветную одежду с милыми узорами, цветные облегающие брюки и длинные плащи. Мужчины отращивали волосы до плеч, а девушки, наоборот, ходили с короткими стрижками.

Разнообразие силуэтов

Первая половина 1970-х следовала тренду предыдущего десятилетия: одежда была приталенной, максимально подчеркивающей фигуру. Девушки носили мини-юбки и платья-футляры, самой модной обувью считались сапоги-чулки.

Но вскоре лаконичные силуэты уступили место свободным, линии стали более плавными и мягкими. Юбки устремились в пол, а свободный сарафан и платье-рубашка стали самыми модными фасонами платья.

Особую популярность обрели изделия из вязаного трикотажа:

  • кардиганы на пуговицах;
  • жилеты, свитеры и джемперы;
  • платья и костюмы;
  • шарфы и шапочки.

Образ становился многослойным: под свитер или жилет надевали рубашку, блузу или платье.

Эклектика и стиль диско

Новшеством моды 1970-х стали необычные сочетания — комбинировать можно было что угодно и как угодно:

  • В образах эпохи подружились все цвета радуги и несочетаемые ранее принты (например, мелкий цветочный узор с клеткой или полоской).
  • Можно было совмещать любые фасоны — рубашки с шортами, туники с брюками.

За рубежом 1970-е ознаменовались культом диско-стиля. Мужчины носили пестрые пиджаки, водолазки, брюки-клеш или комбинезоны. Девушки любили ультракороткие шорты, лосины, яркие сарафаны, облегающие футболки и кричащую бижутерию. В моде был китч и нарочитая сексуальность.

Тренд был настолько ярким, что не мог не просочиться в СССР. Так в советскую моду и вошли джинсы-клеш, ставшие символом десятилетия.

Модные тренды 1970-х в современной моде

Стиль 1970-х успел стать винтажным. Это значит, что можно добавлять в образ любые его элементы, чтобы стать стильным и нетривиальным. Дизайнеры «растаскивают» тренды 1970-х в свои коллекции. Поэтому в новых сезонах смело надевайте:

  • яркие футболки с надписями;
  • высокие сапоги;
  • широкополые шляпы;
  • цветастые рубашки и пр.

Некоторые стильные приемы из 1970-х уже никогда не выйдут из моды. Пользуйтесь ими, чтобы создавать актуальные образы и всегда оставаться в тренде.

Деним

Как когда-то в 1970-х джинсы заслужили любовь всего мира, так и сейчас они обретают новую жизнь. Изделия из денима могут присутствовать в любом стиле одежды, если правильно интегрировать их в свой наряд:

  • Наденьте однотонные джинсы прямого кроя с удлиненным пиджаком и ботильонами и получите идеальный образ для офиса.
  • Рубашка из денима с юбкой миди — беспроигрышное решение для свидания или прогулки.
  • Джинсовый сарафан или комбинезон придаст образу игривости и романтизма.

Рациональным вложением в гардероб, по мнению немецкого модельера Доротеи Шумахер, станут джинсы-клеш или кюлоты из темного денима. Еще одно стильное решение в духе эпохи — в меру рваные свободные джинсы, как в коллекции Dsquared2: разрезов на коленях будет достаточно.

Брюки-клеш

Используйте расклешенные брюки не только в джинсовом исполнении. Горячий тренд 2020-х, вдохновленный стилем диско, — клеш в деловом костюме.

Британский дизайнер Стелла Маккартни не смогла обойти эту тенденцию. Она как никто умеет адаптировать стиль 1970-х к современности: почти вся коллекция модельера вдохновлена ярким десятилетием.

Мужчинам стоит присмотреться к расклешенным брюкам, но не впадать в крайности. Идеальную модель в сочном оранжевом цвете предложили стилисты модного дома Casablanca. Похожие мотивы наблюдаем и в коллекции Gucci: художественный руководитель бренда Алессандро Микеле рекомендует костюм с плечистым жакетом и свободными брюками.

Разноцветные шубы

Универсальный способ разбавить серость зимних будней — приобрести яркий пуховик. Такой есть практически в каждой модной коллекции. Но можно пойти дальше и обзавестись пестрой шубой из искусственного меха — такой, какая была в тренде в 1970-х. Такой маневр понравится даже тем, кто не готов к смелым экспериментам с цветом:

  • Обыграйте образ в оттенке шубы, как это сделали в Dolce & Gabbana.
  • Сделайте верхнюю одежду ярким акцентом в сдержанном образе, последовав примеру Angel Chen.

Если любите анималистические принты, решитесь на леопардовую шубу в духе Брижит Бардо.

Необычные узоры и цветовые сочетания

В новых сезонах придется полюбить принты 1970-х. Даже если не собираетесь их носить, то их точно будут использовать другие. В моду возвращается вся палитра «безумных» узоров из прошлого. Как показывает пример Celine, их можно успешно внедрить в повседневный гардероб.

Не бойтесь смелых цветовых решений. Сейчас на пике популярности стиль color block — сочетание ярких оттенков в одном образе. Можете выбрать любимую гамму и экспериментировать с ней, как это сделала Каролина Эррера. Дизайнер создала образцовый наряд 1970-х: яркая водолазка, длинная юбка, высокие сапоги и широкополая шляпа.

Яркая палитра постепенно захватывает и мужскую моду. Даже в коллекциях, в которых доминирует черный, не обошлось без насыщенных красок. Так, стилисты Dior Men советуют начать с малого и надеть веселый свитер или цветной пиджак.

Вязаные платья и костюмы

Современная мода стремится к уютности и комфорту. Поэтому дизайнеры не могли игнорировать тренд на вязаную одежду. Если он импонирует и вам, обязательно пополните гардероб трикотажным костюмом или платьем. Не ограничивайте себя в расцветке — она может быть любой:

  • пестрой, как в новой коллекции Chloé;
  • спокойной и нежной, как у Acne Studios.

Мужчинам, помимо привычных свитеров и жилетов, стоит обратить внимание на вязаные кардиганы. Идею стильного образа предложили в Dolce & Gabbana.

Цитируя стиль 1970-х в современных образах, ошибиться довольно сложно. Мода той эпохи стала своеобразным эталоном, а многие тренды — классикой. Изучите их и определите, какие вам близки. Они выделят вас из толпы и скажут о хорошем вкусе.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *