Кружевная мантилья и пейнета в истории моды

Про испанскую мантилью

Мантилья, мантилья – тебя воспевали в балладах и романсах. Ты, накинутая на голову и плечи красавицы, окутывала ее фигуру, ниспадала почти до пола, создавая ореол загадочности и неприступности. Ты придавала женскому образу неповторимость, осанке величавость, а взгляду тайну…. Пришедшая из глубины веков, ты и сегодня не вышла из моды, став атрибутом аристократичности и частью дипломатического этикета.

По одной версии история мантильи начинается в период завоевания Испании арабами, и праматерью мантильи считается восточная чадра. По другой версии, своим рождением мантилья обязана… дамам легкого поведения, коими изобиловала Испания XVI века. Король Филипп IV в 1621 году в попытке борьбы с “жрицами любви” издал указ , обязывающий последних покрывать голову черной кружевной накидкой, как знаком отличия от благородных и порядочных сеньор. История сыграла шутку с монаршей затеей – мантилья пришлась по вкусу именно благородным сеньорам, о чести которых так пекся король.

Манти́лья ( mantilla, от латинского mantellum — покрывало, покров — элемент национального испанского костюма, длинный шелковый или кружевной шарф- вуаль, который обычно надевается поверх высокого гребня (пейнеты), вколотого в прическу, и падает на спину и плечи.

Мантилья характерна для народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки, особенна была популярна в Андалусии. Первые примеры использования мантильи отмечаются среди простого народа Испании после окончания Реконкисты . Её не носили дамы из высшего социального класса или аристократки. Мантилью использовали, по большей части, исключительно в качестве покрывала, а не как элемент украшения. Гребень в первые века также не применялся — то есть мантилья просто накидывалась на голову.

В начале XVII века в женской одежде начинается превращение мантильи в декоративную деталь: полотно постепенно заменяется кружевами. Мало-помалу расширяется употребление этой детали одежды в качестве украшения, хотя придется дождаться начала XVIII века, чтобы увидеть, как мантилью начинают надевать представительницы высших социальных слоев.

Гойя «Королева Мария Луиза Пармская», 1800 год

Самый расцвет моды на мантилью начался во время правления королевы Изабеллы II (1833—1868), которая сделала мантилью любимым аксессуаром, а двор подхватил, поскольку королевы испокон веков были законодательницами моды для двора. Изабелла, большая любительница головных уборов и диадем, начала популяризовать мантилью, обычай, который быстро восприняли приближенные к ней женщины. Придворные дамы и представительницы высших социальных слоев начинают надевать этот предмет одежды в различных общественных мероприятиях, что в большой степени способствовало приданию мантилье той элегантности, которая и сохранилась до наших дней.

После свержения королевы, казалось, должна была быть свергнута и мантилья, но она стала символом протеста против власти новой династии – Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Это стало историческим событием, известным как “La Conspiración de las Mantillas” (Заговор мантилий). Испанки вместо шляп демонстративно носили гребни и мантильи. Через три года король Амадей не выдержал и отрекся. Нежные кружева победили.

Кружевные края на мантильях испанки красиво называли “зубцы кастаньет” – puntas de castanuelas . Мантильи и кружевные шали, а также пелерины стали модными не только в Испании, и не только мантильи, Козьма Прутков передразнивал моду на испанское в стихах :”Дайте мне мантилью, дайте мне гитару, дайте Инезилью, кастаньетов пару. “

В Святую Пасхальную Неделю есть традиция, по которой женщины носят черное, надевая самые лучшие свои вещи: голова украшается черепаховым гребнем и черной кружевной мантильей. Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь и сопровождения процессий. Мантилью одевают и по особым торжественным событиям – национальные праздники, коррида, свадьба, визит к папе Римскому.

На двух последних фотографиях герцогиня Альба и бывшая королева Испании с нынешним королем Фелиппе.

А вот и Анджелина Джоли в мантилье

Заглядывайте! С удовольствием отвечу на все вопрросы!

Мантилья – это испанское головное покрывало. История, фото, интересные факты

Мантилья – это женское головное покрывало, часть национального костюма Испании и некоторых стран Латинской Америки. Популярность этого аксессуара уже не раз достигала пика, а потом сходила на нет. Сегодня мантилью нельзя назвать ультрамодным трендом, но и полное забвение ей, похоже, не грозит: этот аксессуар является частью делового протокола для членов королевской семьи Испании и широко используется в свадебной моде в разных странах мира.

Читайте также:
Толстовка – материалы, фото история

История возникновения

Вам будет интересно: Стильные образы с длинной юбкой: идеи, советы, фото

Существуют две версии происхождения мантильи. Вполне возможно, что они обе верны.

Некоторые историки считают, что мантилья – это отголосок арабской чадры, которую жительницы Пиренеев впервые увидели во время мусульманского завоевания полуострова.

Согласно второй версии, на распространение моды повлиял указ короля Филиппа IV, который повелел прикрывать головы мантильями «жрицам любви». Публичные дома в то время в Испании были уже весьма распространены, и король считал, что такой шаг позволит уберечь приличных сеньор от косых взглядов и посягательств. Но у сеньорит было другое мнение: они решили, что не только проституткам нужны кружева. То ли назло королю, то ли просто из любви к красоте, испанские дамы, словно сговорившись, начали поголовно облачаться в мантильи.

Мантилья в современном мире

Сегодня этот аксессуар ни у кого не вызывает ассоциаций ни с женами арабских завоевателей, ни с публичными домами. В Испании к мантилье относятся с большим почтением. Нынешняя королева Летиция выбрала такой аксессуар, когда выходила замуж. Ее предшественница, мать короля Филиппа VI, королева-консорт София и во время правления, и после отречения от престола в пользу сына регулярно появляется на официальных мероприятиях в мантилье. Гречанка по происхождению, София всегда старалась подчеркнуть уважение к традициям новой родины.

Мантилья или пелерина как предмет одежды – обязательное условие, которое соблюдают дамы, отправляясь на прием к Папе Римскому.

И в Испании, и в Латинской Америке увидеть мантилью в повседневной жизни можно только на почтенных матронах. Молодые девушки надевают на головы кружевные покрывала только по праздникам. Карнавал, коррида, фестиваль народной музыки, выступления танцоров фламенко – отличный повод для аксессуара. Кстати, сами танцовщицы фламенко тоже нередко используют мантилью как часть костюма для танца. Как правило, предпочтение отдается красным покрывалам.

Что такое “пейнеты”?

Как можно увидеть на многих фото, мантилья крепится к голове с помощью хитрого приспособления. Это специальные гребни – пейнеты, которые в былые времена изготавливали из кости, черепаховых панцирей или из дерева. Установить гребень неровно, набекрень – это и в наше время считается дичайшим моветоном, ни одна уважающая себя женщина так никогда не сделает. Пейнеты всегда были предметом гордости модниц, их очень берегли, передавали по наследству невесткам и дочерям.

В последние годы популярен и способ ношения без гребней.

Этикет

Если вы решили обзавестись мантильей, запомните некоторые правила.

Она ни в коем случае не должна быть длиннее подола, оптимальной считается длина до середины бедра.

Испанки закрепляют мантилью на голове так, чтобы при повороте головы в одну сторону не обнажалось противоположное плечо.

Белая, бежевая, молочная, светло-голубая мантилья – это вариант для юных дев. Замужние дамы предпочитают черные покрывала. Красные, так любимые танцовщицами, могут стать украшением праздничного костюма.

Черная мантилья – это аксессуар, который надевают на поминки и похороны, но в этом случае недопустимы гребни. Покрывало просто набрасывают на волосы, стянутые в пучок.

Мантилья в свадебной моде

Королева Летиция – не единственная невеста, которая предстала перед любимым и гостями в роскошной мантилье. Этот вариант фаты популярен и далеко за пределами Испании. Можем упомянуть Гвен Стефани и Кейт Мосс в качестве примера. Великолепная кружевная мантилья украшала и голову Ники Хилтон во время ее венчания с Джеймсом Ротшильдом.

Мантилья как предмет одежды получила распространение и в вечерней моде, но говорить о пике популярности нельзя, поэтому аксессуар можно назвать еще более привлекательным для любительниц всего необычного. Если вы готовитесь к свадьбе или торжеству, мантилья станет отличным выбором.

Пейнета

Манти́лья (исп. mantilla , от лат. mantellum — покрывало, покров ) — элемент национального испанского женского костюма, длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль, который обычно надевается поверх высокого гребня (пейнеты), вколотого в прическу, и падает на спину и плечи.

Читайте также:
Лев Бакст – картины, биография и костюмы

Мантилья характерна для народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки, особенно была популярна в Андалузии. Период расцвета ношения мантильи — XVII-XIX века. В наши дни надевается современными испанками только по случаю праздников.

Содержание

История

Точная эволюция мантильи как предмета гардероба до конца не прослеживается. Считается, что она ведет происхождение от головных покрывал и накидок, которые использовались в Испании в качестве предмета верхней одежды в I тыс. н.э.

Корни мантильи, как предполагают, надо искать в культуре иберийских народов, женщины которых использовали вуали и накидки для прикрытия и украшения своих голов. Возможно, она имеет в числе своих предков головные покрывала, которые носили женщины во времена арабского завоевания Испании, т.е. является родственником чадры.

Позже, в течение Средних Веков испанские женщины продолжали использовать разнообразные покрывала, некоторые из которых носят отчетливый отпечаток арабского влияния.

Первые примеры использования мантильи отмечаются среди простого народа Испании после окончания реконкисты. Её не носили дамы из высшего социального класса или аристократки. Мантилью использовали, по большей части, исключительно в качестве покрывала, а не как элемент украшения. Гребень в первые века также не применялся — т.е. мантилья просто накидывалась на голову.

В течение XVI в. использование накидки, называемой тогда mantilla de aletas (крылатая мантилья) становится всеобщим в Испании, добавив еще один узнаваемый аксессуар в испанский национальный костюм.

Эволюция этого предмета одежды была отмечена влиянием социальных, религиозных, а также климатических факторов. Последние становятся явными при рассмотрении различных типов плетения, использующихся при изготовлении мантильи. Каждый регион придает ей свой специфический облик. Например, в более холодных районах мантилья служила в качестве верхней одежды, и поэтому ее изготавливали из шерстяных материй. Некоторые из мантилий украшались бисером, шелком и бархатом. Наоборот, в более тёплых регионах мантильи изготавливались из легких и мягких тканей, которые делали этот предмет одежды более роскошным и декоративным.

В северных областях Испании использовалось частое плетение ткани, цель которого очевидна — служить защитой в случае непогоды. В южных областях уже употребляются мантильи с исключительно декоративной целью, поэтому в ход идут такие материалы как шёлк. В обоих случаях мантильи могут быть тонко орнаментированными — праздничные (las de «fiesta»), которые выставляются напоказ по особенным поводам, или украшенные проще, для повседневного использования (las de «diario») [1] .

XVII-XVIII века

В начале XVII века в женском гардеробе начинается превращение мантильи в декоративную деталь: полотно постепенно заменяется кружевами. Мало-помалу расширяется употребление этой детали одежды в качестве украшения, хотя придется дождаться начала XVIII в. чтобы увидеть, как мантилью начинают надевать представительницы высших социальных слоев.

В XVII в. начали использовать кружевные мантильи-накидки (что мы можем видеть на некоторых портретах кисти Веласкеса), которые становятся важной частью гардероба некоторых элегантных женщин. Тем не менее, придворными дамами и представительницами высших социальных слоев она не использовалась до XVIII века. Это была эпоха, когда кружевные мантильи окончательно вытеснили шелковые и шерстяные.

Можно утверждать, что ношение мантильи в том виде, в котором мы знаем его сейчас, начало складываться в XVII в., обретя устойчивость в течение следующего века, в царствование Карлоса III и Карлоса IV.

Некоторые авторы утверждают, что теми, кто ввел использование мантильи среди мадридцев, распространив его и на другие города были мадридские модники из низших слоев — махи (см.).

В портретах XVIII века, изображающих женщин всех сословий, мы видим великолепные кружевные мантильи. Огромное количество таких полотен оставил Гойя, т.к. мода на национальный испанский костюм начала распространяться среди знати, которая в период наполеоновских завоевательных войн не желала одеваться «по-французски».

В XIX веке, когда развитие мантильи привело к тому, что ее начали изготавливать целиком из кружева, появилась мантилья белого цвета, по контрасту с традиционно чёрной.

XIX век

Королева Изабелла II (1833-1868), большая любительница сложных головных уборов и диадем, стала популяризовать мантилью. Этот обычай быстро восприняли приближенные к ней женщины.

Читайте также:
Ирландское кружево и современные модные тенденции

Придворные дамы и представительницы высших социальных слоев начинают носить этот предмет одежды в различных общественных мероприятиях, что в большой степени способствовало приданию мантилье той элегантности, которая и сохранилась до наших дней.

С 1868 году, со свержением Изабеллы, мода на мантилью начала спадать, хотя в Севилье и других андалузских городах она продолжала быть очень популярной. То же случилось и в Мадриде, где ношение мантилий было так сильно укоренено в традицию, что знатные женщины превратили ее в символ протеста против короля из новой династии — Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Возмущение против них и иностранных обычаев возглавляли женщины, которые демонстрировали свой протест, надевая вместо шляп классическую испанскую мантилью с гребнем. Это историческое событие носит название «La Conspiración de las Mantillas» — Заговор мантилий. (Спустя три года король, недовольный этим народом, отрекся и вернулся в Италию).

Ограниченное использование мантильи в эпоху, последующую за правлением Изабеллы II, вызваны, среди прочих причин, использованием других стилей в одежде, импонировавших новым монархам, хотя с возвращением на престол потомков Изабеллы испанский стиль становится чуть более популярным.

В конце XIX – начале ХХ вв. мантилья прекратила быть предметом ежедневного использования. Начался её упадок. В первой трети ХХ века в повседневном гардеробе сохранилась лишь маленькая мантилья, которую дамы должны надевать в церковь — «токилья» (платок, обычно треугольный, который женщины надевают на голову). Можем отметить, что здесь идет речь о рудиментарной версии мантильи, надеваемой без гребня. Таким путем ношение обычных, длинных, мантилий сократилось лишь до особых поводов — по преимуществу в течении Святой Недели (см. ниже).

Современность

Ношение мантильи в Испании сегодня является явным ретроградством, хотя некоторая стойкость этого обычая наблюдается в центре и на юге Пиренейского полуострова. На севере обычай сохранился еще меньше.

Испанки обычно покрывают голову мантильей в дни национальных и религиозных праздников, когда надевают народные костюмы (это коррида, Святая Неделя, свадьбы и т.п.). В настоящий момент сохранилась исключительно декоративная функция мантильи.

Существует традиция, по которой в Святую Неделю женщины носят черное, надевая самые лучшие свои вещи: голова украшается черепаховым гребнем и черной кружевной мантильей. Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь и сопровождения процессий. Эта традиция сохранялась до середины века и в настоящее время, после окончания правления Франко, восстановлена.

Знаменитая Feria de Abril в Севилье ранее также давала возможность надеть мантилью, в этом случае белую. Но тот обычай сохранялся лишь до первой трети XX века. В настоящее время на Феерию никто не отправляется в мантилье, поскольку деликатность кружева обязывает к особенной аккуратности, что мешает танцевать и веселиться.

Бой быков также всегда был поводом надеть белую кружевную мантилью. Сегодня это не так принято, как раньше, но все еще возможно увидеть направляющиеся на корриду конные экипажи, которые везут женщин в белых мантильях.

В наши дни королева София и её дочери инфанты иногда надевают мантильи по официальным случаям.

Мантилья как аксессуар дипломатического костюма

Возможно, благодаря популяризаторству мантилий королевой Изабеллой II, стало традицией, чтобы на аудиенцию с Папой Римским женщины надевали именно мантильи (хотя до сер. XIX века и порой позже превалировали другие виды головных уборов). Во 2-й половине ХХ века эти случаи отмечаются редко, хотя целиком из употребления обычай не вышел.

Так, ирландские президенты Мэри Робинсон и Мэри Макэлис, а также Раиса Горбачева и Ангела Меркель отправились на прием к Папе без мантильи. Тем не менее, королева София Испанская и королева Паола Бельгийская на интронизации Папы Бенедикта XVI и поминальной мессе по Иоанну Павлу II носили соответственно белую и черные мантильи (причем королева Испании надела белую согласно privilège du blanc — простым людям в присутствии Папы одеваться в белое нельзя). Во время визита Святого Престола в 2006 году мантилью надела Лаура Буш, ранее — Хиллари Клинтон, Жаклин Кеннеди, Нэнси Рейган, а также Грейс Келли — во время визита в качестве княгини Монако [2] .

Читайте также:
Платки и шали – история и фото

Этикет ношения мантильи

Выбор

Как отмечают современные испанские руководства по этикету, в случае торжественного события (свадьба, коррида, проч.) длина мантильи должна рассчитываться согласно персональным размерам своей обладательницы. В передней части она должна быть в длину руки, а в задней части чуть не доходить до конца бедра. Чтобы предотвратить «полёт» мантилий, целесообразно закрепить ее к одежде незаметным образом (обыкновенно на плечах) [1] .

Хитрость для создания хорошего крепления и достаточной свободы – наклонить голову влево и прикрепить мантилью на правом плече, а потом наоборот (наклонить вправо, закрепляя мантилью на левом плече).

Если свадьба проходит днем, мантилья одевается с коротким платьем. А если свадьба проходит вечером, та же самая мантилья надевается с длинным платьем. Мантилья надевается на религиозный обряд венчания (если свадьба гражданская, лучше будет о мантилье позабыть), а также на свадьбы с расписанным этикетом (когда жених надевает вечерний костюм или фрак).

Как предписывает традиция, мантилью белую или цвета слоновой кости носят только незамужние девушки, а черная мантилья оставляется замужним дамам, (хотя эта традиция, как и многие другие, в наши дни может не приниматься в расчет) [1] .

Типы кружева

Среди многочисленных разновидностей кружева, для мантилий использовалось чаще всего bolillo (кружево ручной работы), особенно варианты Блонда и Шантильи.

  • Блонда (Blonda) – этот тип шелкового кружева изготавливается из двух сортов шелка (плетеная основа и блестящая вышивка), и характеризуется крупными растительными мотивами, особенно по краю, называемому “puntas de castañuela”. Характеризуется использованием крупных мотивов, прежде всего растительных, которые выполняются в шелке, более глянцевитом, чем основная часть мантильи (которую делают матовой для большего контраста с вышивкой). Обладает весьма своеобразными характерными чертами, например – волнистые края, которые некоторыми авторами называются «зубцами кастаньет» (“puntas de castañuelas”) за свое сходство с ними.
  • Шантильи (Chantilly) – при изготовлении используется легкий и элегантный материал, происходящий из французского города. Принято, чтобы мантилья была обильно вышита различными узорами — украшается растительными мотивами – цветами, листьями и гирляндами. Это кружево более эфирное и считается более подходящим для черных мантилий.
  • Тюль (Tul) – это материал тонкий и прозрачный, из шелка, льна или хлопка. Этот материал – самый и заурядный и проходной для мантилий. Он используется как имитация мантилий из блонды и шантильи.

Техника изготовления

В настоящее время существуют несколько типов техники изготовления мантилий [3] :

  • Мантилья машинного изготовления (La mantilla mecánica) – вся изготавливается с помощью машины, и, несмотря на то, что она прекрасно имитирует мантилью блонду, разбирающийся в искусстве кружева человек с легкостью ее распознает.
  • Техника блонды (La técnica de la blonda) – используются два типа шелка: некрученая нить, для декоративных элементов; и нити тоньше и крученая, из шелка-гранадина, для изготовления основы и украшающих стежков. Это называется плетеным кружевом с помощью коклюшек.
  • Техника вышитой блонды или кружево-гранадин (La técnica blonda bordana o encaje granadino) – это кружево вышитое. Оно создается на основе машинного тюля с помощью вышивки поверх него, имитирующий текстуру блонды ручной работы.

Гребень

Гребень (la peineta) — это главное дополнение к мантилье, употребление которого стало привычным в XIX в. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и отдельно, без мантильи, как часть национального женского костюма.

Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно — в митрах и тиарах, чьи формы и узоры обычны и для гребня.

Первоначально, гребни пейнеты (или peinas, как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых темных. Форма их — закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые украшенными ажурными узорами.

Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что органический материал стал заменяться синтетическими с целью предотвращения тотального истребления вида. Предпочитается использование таких материалов, к примеру, пластмасса, которые имитируют в совершенстве текстуру настоящей черепахи и позволяют украшать гребень тонкими и изящными узорами.

Читайте также:
Национальный костюм Ирландии для женщин и мужчин

В настоящее время размер гребня, как в и древности, сильно зависит от личных предпочтений и моды, но самыми распространенными являются прямоугольные гребни с полукруглым завершением и загнутые. Края продолжают быть приподнятыми, но не задираются высоко.

Важным качеством гребня для мантильи является его высота. Если девушка маленького роста, она может его оптически увеличить с помощью высокого гребня, хотя носить подобные гребни тяжело. Если девушка высокая, с удлиненным лицом, ей советуют носить гребень более низкий (и гораздо более удобный в ношении). В любом случае, его надо хорошо укрепить с помощью узла, лент и правильно накинуть на него мантилью.

Кружевная мантилья и пейнета в истории моды

Извините, имхо, но с деловым костюмом и намотанным шарфиком гребень с мантильей смотрятся просто нелепо О_о

История мантильи и пейнеты до конца не прослеживается, но отмечается ее связь с чадрой: мантилья как отклик арабского завоевания Испании. Однако в каждом регионе есть отличительные черты этого покрывала, имеются различия и для каждого сословия.

В частности, на севере страны мантилья – защита от непогоды, она ткется из шерстяной ткани. А на юге, где климат не суров, покрывало гораздо более воздушно и несет более декоративную нагрузку, чем функциональную. В то же время оно служит и защитой от палящего солнца.
Есть версия, что на увлечение в Европе мантильями повлияла опальная испанская королева Изабелла II (1833—1868).

Это не Изабелла, это Мария Кристина де Бурбон

Так вот, различия в сословиях при ношении этого наряда, выражались, главным образом, в тонкости выделки ткани и гребня, в материалах и дополнительной отделке.

Как отмечают современные испанские руководства по этикету, в случае торжественного события (свадьба, коррида, проч.) длина мантильи должна рассчитываться согласно персональным размерам своей обладательницы. В передней части она должна быть в длину руки, а в задней части чуть не доходить до конца бедра. Чтобы предотвратить «полёт» мантилий, целесообразно закрепить ее к одежде незаметным образом (обыкновенно на плечах)

Если свадьба проходит днем, мантилья одевается с коротким платьем. А если свадьба проходит вечером, та же самая мантилья надевается с длинным платьем. Мантилья надевается на религиозный обряд венчания (если свадьба гражданская, лучше будет о мантилье позабыть), а также на свадьбы с расписанным этикетом (когда жених надевает вечерний костюм или фрак).

Теперь о гребне, так называемом «пейнета». Раньше он изготавливался из слоновой кости и черепахового панциря. Современные же изготавливаются из гораздо более дешевой пластмассы, а заодно и без причинения вреда популяциям черепах (когда-то это было действительно насущной проблемой, вследствие чего и произошел отказ от использования при изготовлении их панцирей).

Размеры исторической пейнеты – обязательная высота в 20 сантиметров. Форма – прямоугольная, часто скругленная по форме затылка, с 5-6 зубцами. Цвет – черный или коричневый (для замужних женщин), белый или кремовый (для незамужних), иногда красный (для танца фламенко).

Гребни украшались шикарной резьбой, но почти никогда не было инкрустаций камнями. Впрочем, все равно все это располагалось под вуалью.

Классическая ткань для мантильи – кружево ручной работы bolillo.

Но сейчас используют и современные технологии, хотя старинное кружево наверняка имеется в каждой уважающей себя испанской аристократической и не только семье

Также соблюдалось цветовое различие: замужние женщины носили не только черные пейнеты, но и черные мантильи (к слову, в сочетании с черными же платьями это, порой, выглядело как сборище черных вдов).

Вуаль должна была быть такой длины, чтобы при повороте головы вправо было закрыто левое плечо девушки, и наоборот. Хитрость для создания хорошего крепления и достаточной свободы — наклонить голову влево и прикрепить мантилью на правом плече, а потом наоборот (наклонить вправо, закрепляя мантилью на левом плече).

Важным качеством гребня для мантильи является его высота. Если девушка маленького роста, она может его оптически увеличить с помощью высокого гребня, хотя носить подобные гребни тяжело. Если девушка высокая, с удлиненным лицом, ей советуют носить гребень более низкий (и гораздо более удобный в ношении). В любом случае, его надо хорошо укрепить с помощью узла, лент и правильно накинуть на него мантилью.

Читайте также:
История макияжа от свинцовых белил до BB-крема

НУ и если вдруг вы решите, что вам срочно нужно украсить прическу гребнем и мантильей, то вот небольшой мастер-класс по укреплению гребня в волосах;)

А потом и самой мантильи. И вы -настоящая испанская красавица!

Ну и не удержусь от бонуса.
Вот что мне нравится в Испании так это верность традициям наперекор любым современным веяниям;)
бабушка сказала в церковь, значит в церковь.

grace_grimaldi

  • Add to friends
  • RSS

lizzy_darcy

Испанские красавицы прошлого.

Доброго времени суток!
Сегодня я хотела бы рассказать Вам о мантилье (испанское “la mantilla“, от латинского “mantellum” – “покрывало”) и пейнете (“la peineta” – “гребень”) – двух составляющих национальной испанской женской прически и одежды.

Сразу стоит сказать, что для современных испанок (а также для жительниц испаноязычных стран Латинской Америки, в первую очередь мексиканок) эта часть костюма канула в Лету еще в конце XIX-начале XX века. Такой прекрасный архаизм можно увидеть только изредка на национальных и религиозных праздниках, карнавалах, свадьбах и во время аудиенций с Папой Римским. Последнего, конечно, удостаиваются дипломатические персоны – но тогда покрывают головы даже не-испанки: традиция обязывает.

История мантильи и пейнеты до конца не прослеживается, но отмечается ее связь с чадрой: мантилья как отклик арабского завоевания Испании. Однако в каждом регионе есть отличительные черты этого покрывала, имеются различия и для каждого сословия.

В частности, на севере страны мантилья – защита от непогоды, она ткется из шерстяной ткани. А на юге, где климат не суров, покрывало гораздо более воздушно и несет более декоративную нагрузку, чем функциональную. В то же время оно служит и защитой от палящего солнца.

Так вот, различия в сословиях при ношении этого наряда, выражались, главным образом, в тонкости выделки ткани и гребня, в материалах и дополнительной отделке.

Теперь о гребне, так называемом «пейнета». Раньше он изготавливался из слоновой кости и черепахового панциря. Современные же изготавливаются из гораздо более дешевой пластмассы, а заодно и без причинения вреда популяциям черепах (когда-то это было действительно насущной проблемой, вследствие чего и произошел отказ от использования при изготовлении их панцирей).

Размеры исторической пейнеты – обязательная высота в 20 сантиметров. Форма – прямоугольная, часто скругленная по форме затылка, с 5-6 зубцами. Цвет – черный или коричневый (для замужних женщин), белый или кремовый (для незамужних), иногда красный (для танца фламенко).

Носили ее строго по средней линии – никаких “налево“, особенно для замужних, не допускалось даже в такой мелочи, как закалывание гребня! Впоследствии форма и размеры гребня изменились, особенно когда его стали носить отдельно от мантильи – сейчас можно встретить и совсем миниатюрные декоративные пейнеты.
Гребни украшались шикарной резьбой, но почти никогда не было инкрустаций камнями. Впрочем, все равно все это располагалось под вуалью.

Классическая ткань для мантильи – кружево ручной работы bolillo.

Также соблюдалось цветовое различие: замужние женщины носили не только черные пейнеты, но и черные мантильи (к слову, в сочетании с черными же платьями это, порой, выглядело как сборище черных вдов).

Соответственно, незамужним можно было надеть мантилью белого или кремового цвета.

Помимо цвета было еще одно правило при ношении мантильи, за которым особенно строго следили у молодых девушек – речь идет о длине.
Вуаль должна была быть такой длины, чтобы при повороте головы вправо было закрыто левое плечо девушки, и наоборот. Впрочем, предусматривалась незаметная фиксация покрывала к одежде.

Мантилья для торжественных случаев предусматривалась еще более длинной: спереди до кончиков пальцев руки, сзади до середины бедра – колен.

Читайте также:
Слиперы – с чем носить и как выбрать

София Греческая – королева Испании, чтит традиции своей страны и во время дипломатических встреч и парадов ее можно увидеть в мантилье, которую Ее Величество носит с истинно королевским величием.

Обратите внимание на длину – все как положено, как раз до кончиков пальцев руки!

А это национальный праздник, и женщины оделись, согласно традициям своей страны. Хотя согласна, напоминает какие-то суперторжественные похороны.

К сожалению, такой женственный и шикарный элемент одежды сейчас не пользуется популярностью. Но он оставил большой след в истории и искусстве!
Женщин в мантильях и пейнетах можно увидеть на картинах Гойи, Диего Велаксеса, Пикассо.

Диего Веласкес. Дама с веером

Франсиско Хосе де Гойя, Донна Изабелла Кобос де Порсель

Пикассо. Его русская жена Ольга Хохлова в мантилье

Но мода циклична! Кто знает – возможно, мантилья и пейнета когда-нибудь снова займут свое достойное место под солнцем. Ведь современные модельеры часто показывают модели, неотъемлемой частью которых является этот национальный красивейший атрибут.

Напоследок я предлагаю Вам еще немного полюбоваться фотографиями – ретро и современными.

seeing_art

Искусство видеть

Сообщество искусствоведов и сочувствующих

Кружева Шантийи. Мантильи

Не забудь потемнее накидку, кружева на головку надень.

Французские производители стали поставщиками кружева в другие страны, среди которых Испания была не на последнем месте из-за популярности мантильи, которая в праздничном варианте была кружевной. Более того, испанская мантилья стала популярной и в других странах, что еще больше способствовало развитию кружевных предприятий.
История мантильи теряется в веках, но её расцвет начался с 17 века и мода от простолюдинок быстро перешла к аристократкам. Оно и понятно, красавицы махи выглядели так соблазнительно, что королевам хотелось им подражать.
Королева Мария-Луиза на портрете Франсиско Гойи в костюме махи.

Махи на балконе кисти Гойи наглядно демонстрируют, что мантилья в его время была не только черной.

Будем считать, что портреты Гойи тоже многое сделали для продвижения моды на мантилью.

Постепенно сложилась традиция, что белую и слоновой кости мантилью носили незамужние девушки, а черную – замужние дамы. И все одевали черную мантилью в Святую неделю в Великий Четверг и Святую Пятницу, с черным платьем.

Длина мантильи должна быть рассчитана так, чтобы в передней части быть по длине руки, а сзади не доходить до конца бедра. Чтобы сеньора, носящая мантилью, выглядела всегда достойно, при повороте головы в одну строну, мантилья должна прикрывать плечо противоположное повороту. Для этого она крепится потайными застежками на плечах. Что касается свадебных мантилий, то если свадьба проходит днем мантилью допускается одеть с коротким платьем, а если вечером – с длинным.
Мантилья одевается на высокий черепаховый гребень – пейнету, который делался из слоновой кости или черепахового панциря.
В чем-то образ испанки в мантилье перекликается с русским праздничным костюмом некоторых губерний , когда на высокий кокошник одевали фату.
Слово мантилья ведет своё происхождение от латинского mantillum и является родственником “мантии”.
По одной версии история мантильи начинается в период завоевания Испании арабами, и праматерью мантильи считается восточная чадра. По другой версии, своим рождением мантилья обязана дамам легкого поведения, коими изобиловала Испания XVI века. Король Филипп IV в 1621 году в попытке борьбы с “жрицами любви” издал указ под названием “Орденанс де Мансебиас”, по которому девушки легкого поведения должны были покрывать голову черной кружевной накидкой, как знаком отличия от благородных и порядочных сеньор. История сыграла шутку с монаршей затеей – мантилья пришлась по вкусу именно благородным сеньорам, о чести которых так пекся король.
И этот интерес к мантилье у аристократок появился, когда мантилья стала кружевной. Кружева шантийи на мантильях смотрелись по-королевски.

Самый расцвет моды на мантилью начался во время правления королевы Изабеллы II (1833—1868), которая сделала мантилью любимым аксессуаром, а двор подхватил, поскольку королевы испокон веков были законодательницами моды для двора.

После свержения королевы, казалось, должна была быть свергнута и мантилья, но она стала символом протеста против власти новой династии – Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Это стало историческим событием, известным как “La Conspiración de las Mantillas” (Заговор мантилий). Испанки вместо шляп демонстративно носили гребни и мантильи. Через три года король Амадей не выдержал и отрекся. Нежные кружева победили.

Читайте также:
Крем для кожи в истории косметики и красоты

А как хороша Мария Луиза-Фернанда, инфанта, младшая сестра королевы. Портрет Винтерхальтера.

Выкройка у мантильи не простой конфигурации.

Кружевные края на мантильях испанки красиво называли “зубцы кастаньет” – puntas de castanuelas
Мантильи и кружевные шали, а также пелерины стали модными не только в Испании, и не только мантильи, Козьма Прутков передразнивал моду на испанское в стихах :”Дайте мне мантилью, дайте мне гитару, дайте Инезилью, кастаньетов пару. ” и в пьесе, где главной героиней была прекрасная донна Ослабелла.
Но в мантилье из сумрачных кружев кто-то вечно спускается в сад.

В других странах дамы носили мантильи скорее как накидки и шали.

Портрет Франца Винтерхальтера

Дамы в испанских костюмах и мантильях остались на полотнах у многих художников.

Английский художник Джон Багнольд Бургесс.

Любопытно, что рисунок каймы на некоторых портретах похож, рисунки передавались из поколение в поколение.

На некоторых портретах заметно, как черные кружева мантильи сочетаются с черными кружевами на платье,

Великая княгиня Мария Николаевна

Alejandro Christophersen Spagna 1866 “La mantilla blanca”

Хоакин Соролла. Портрет королевы Виктории Эухении. 1910 год.

Хулио Ромеро де Торрес

Русский театральный художник Александр Головин путешествовал по Испании, сделал несколько портретов испанок и создавал костюмы испанок.

Белые испанки Натальи Гончаровой.

Она писала неоднократно испанок.

Сохранились фотографии Жаклин Кеннеди в мантилье

И, конечно, испанка в мантилье не могда не привлекать модельеров.
Коллекция Кристиана Лакруа haute couture 2004

Выход невесты, которая у Лакруа похожа на статуи святых дев, которые стоят в соборах

Dior haute couture 2008

Cтелла Теннант в образе испанки.

Оскар де ла Рента

Наверняка женщина в мантилье еще вдохновит и художников и модельеров.

Мода 1970–1975 годов. Джинсы, водолазки, фарца

Годы прав­ле­ния Лео­ни­да Бреж­не­ва вошли в исто­рию как «эпо­ха застоя». В отно­ше­нии моды эта оцен­ка не совсем спра­вед­ли­ва: акту­аль­ные обра­зы стре­ми­тель­но меня­лись, раз­но­об­ра­зие моде­лей и вари­ан­ты оттен­ков так­же не сто­я­ли на месте. Узкие брю­ки-дудоч­ки быст­ро усту­пи­ли лидер­ство «кле­шам», а замет­но уко­ро­тив­шие мини уже нико­го не воз­му­ща­ли. С дру­гой сто­ро­ны, купить хоро­шую одеж­ду было невоз­мож­но — толь­ко «достать» у фар­цов­щи­ков или за границей.

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет цикл ста­тей о моде, и сего­дня мы завер­ша­ем наш рас­сказ вре­ме­нем пер­вой поло­ви­ны 1970‑х годов. В этой ста­тье мы отве­тим на вопро­сы, были ли корен­ные отли­чия в мод­ных тен­ден­ци­ях от преды­ду­ще­го деся­ти­ле­тия и какая одеж­да была настоль­ко попу­ляр­ной, что её вво­зи­ли в стра­ну тай­но, под угро­зой тюрем­но­го заключения.

Конец эпохи самопошива

В пер­вой поло­вине 1970‑х годов оста­ют­ся акту­аль­ны­ми боль­шин­ство клю­че­вых явле­ний 1960‑х — про­стые линии, А‑образные силу­эты и искус­ствен­ные тка­ни. Каче­ство тка­ней рас­тёт, их всё труд­нее отли­чить от нату­раль­ных. Жен­щи­ны про­дол­жа­ют при­об­щать­ся к брю­кам и мини-юбкам, такая одеж­да ста­но­вит­ся нор­мой и уже ред­ко вызы­ва­ет чьё-либо воз­му­ще­ние. Муж­чи­ны носят рубаш­ки при­та­лен­но­го силу­эта и длин­ные плащи.

Одна­ко одна новая и доволь­но стран­ная тен­ден­ция всё же появи­лась. Каса­лась она не вещей и обра­зов, а отно­ше­ния к ним. В 1970‑е годы само­по­шив пере­стал быть акту­аль­ным. Ранее он суще­ство­вал как вынуж­ден­ная мера для тех, кто не мог купить одеж­ду в усло­ви­ях дефи­ци­та. Поку­пать ткань и шить по выкрой­кам из жур­на­лов, а так­же под­го­нять вещи под свой раз­мер было абсо­лют­ной нор­мой. Носить такую одеж­ду не счи­та­лось «непре­стиж­ным», а тем более «стыд­ным».

Теперь ситу­а­ция кар­ди­наль­но меня­ет­ся. В моду вхо­дят загра­нич­ные вещи — джин­сы, крос­сов­ки — кото­рые невоз­мож­но про­из­ве­сти в домаш­них усло­ви­ях. Соци­аль­ный раз­рыв ста­но­вит­ся оче­вид­нее, его всё слож­нее скры­вать. Жен­щи­ны, чья моло­дость при­шлась на 50‑е и 60‑е, вспо­ми­на­ли, что оде­ва­лись «не хуже, а под­час и луч­ше дру­гих», толь­ко с помо­щью мам и бабу­шек, кото­рые их обши­ва­ли. С 1970‑х годов это ста­но­вит­ся невоз­мож­ным: что­бы выгля­деть «мод­но», нуж­но носить исклю­чи­тель­но дефи­цит­ные загра­нич­ные вещи. Шитьём на дому зани­ма­ют­ся толь­ко энту­зи­а­сты, для кото­рых это хоб­би, и необес­пе­чен­ные люди.

Читайте также:
Романский стиль в женской и мужской одежде – мода Средневековья

В лек­си­кон вхо­дит «фирма» (пре­иму­ще­ствен­но с уда­ре­ни­ем на послед­ний слог) — ёмкое поня­тие, кото­рым назы­ва­ли все вещи ино­стран­но­го про­из­вод­ства. По умол­ча­нию они счи­та­лись более кра­си­вы­ми и каче­ствен­ны­ми, чем оте­че­ствен­ные — даже если это не соот­вет­ство­ва­ло дей­стви­тель­но­сти. Состо­я­тель­ные граж­дане избе­га­ли совет­ских мага­зи­нов, кро­ме «Берёз­ки», и стре­ми­лись либо шить одеж­ду на заказ в ате­лье, либо поку­пать за гра­ни­цей. Ате­лье, впро­чем, цени­лись не обыч­ные, а ведом­ствен­ные. Рядо­вым граж­да­нам доступ туда был закрыт. В одной толь­ко Москве к 1980‑м годам чис­ло таких ате­лье достиг­нет 700.

Ате­лье на Куз­нец­ком. Фото­граф Миха­ил Дашев­ский. Москва. 1972 год На три­ко­таж­ной фаб­ри­ке «Крас­ная Заря». Фото­граф Вален­тин Хух­ла­ев. Москва. 1970 год

Само­сто­я­тель­но поши­тые вещи пре­зри­тель­но назы­ва­лись «само­па­лом» или «само­стро­ком». Даже если они были проч­ны­ми, кра­си­вы­ми, изго­тов­ле­ны из хоро­шей тка­ни и по акту­аль­ным фасо­нам, их было недо­ста­точ­но, что­бы заслу­жить ува­же­ние «мод­но­го сооб­ще­ства». Цени­лись исклю­чи­тель­но ино­стран­ные вещи. Обще­ство нача­ло рас­сла­и­вать­ся на тех, кто мог поз­во­лить себе доро­гие това­ры, и тех, кто не имел воз­мож­но­сти поку­пать заграничное.

Расцвет фарцовки

Фар­цов­ка — под­поль­ная тор­гов­ля ред­ки­ми това­ра­ми — заро­ди­лась в СССР в 1957 году, во вре­мя Все­мир­но­го фести­ва­ля моло­дё­жи и сту­ден­тов. В пер­вой поло­вине 1970‑х она ста­но­вит­ся мас­со­вым явле­ни­ем — мод­ную ино­стран­ную одеж­ду мож­но было «достать» толь­ко у фар­цов­щи­ков. Как пра­ви­ло, экс­клю­зив­ную одеж­ду и обувь, а ещё музы­каль­ные пла­стин­ки, тех­ни­ку и дру­гие отсут­ству­ю­щие в совет­ских мага­зи­нах това­ры, постав­ля­ли люди, име­ю­щие ста­биль­ные кон­так­ты с ино­стран­ца­ми, или научив­шие доста­вать экс­клю­зив само­сто­я­тель­но — напри­мер, поку­пать у тури­стов, вылав­ли­вая их у гостиниц.

У фар­цов­щи­ков в любое вре­мя мож­но было най­ти всё, что нуж­но — были бы день­ги. Мож­но вспом­нить сце­ну из леген­дар­ной коме­дии «Иван Васи­лье­вич меня­ет про­фес­сию» 1973 года, когда Шурик поку­па­ет тран­зи­сто­ры из-под полы у фар­цов­щи­ка, пото­му что мага­зи­ны закры­ты на обед.

По сути фар­цов­щи­ки были мел­ки­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, но тогда их про­фес­сия была сопря­же­на с боль­ши­ми рис­ка­ми. Напри­мер, ста­тья 88 УК РСФСР преду­смат­ри­ва­ла серьёз­ную ответ­ствен­ность за валют­ные опе­ра­ции (а фар­цов­щи­кам регу­ляр­но при­хо­ди­лось иметь дело с ино­стран­ны­ми день­га­ми) в виде лише­ния сво­бо­ды от 3 до 15 лет, кон­фис­ка­ции иму­ще­ства и даже смерт­ной каз­ни. Впро­чем, тор­гов­ля была настоль­ко выгод­ной, а спрос настоль­ко огром­ным, что даже суро­вое нака­за­ние не отпу­ги­ва­ло сот­ни пред­при­им­чи­вых людей. К нача­лу 1980‑х годов фар­цов­ка пре­вра­тит­ся в пол­но­цен­ную систе­му с раз­де­ле­ни­ем тру­да и обо­ро­том в десят­ки тысяч рублей.

Культ джинсов

Самым мод­ным пред­ме­том гар­де­роба и муж­чин, и жен­щин ста­но­вят­ся джин­сы. Труд­ность была в том, что совет­ские пред­при­я­тия их не про­из­во­ди­ли. Пер­вые под­поль­ные фаб­ри­ки зара­бо­та­ют в Одес­се — там будут шить джин­сы из кон­тра­банд­но­го дени­ма и загра­нич­ной фур­ни­ту­ры. Поку­па­те­ли цени­ли их мень­ше и поку­па­ли не так охот­но, как «насто­я­щие заграничные».


Обра­зы семи­де­ся­тых из филь­ма «Цен­тро­вой из под­не­бе­сья» (1975)

Цени­лись брен­ды Lee Riders, Levi Strauss, Wrangler и Montana. Самым мод­ным был фасон клёш. Фар­цов­щи­ки неред­ко обма­ны­ва­ли поку­па­те­лей, при­ши­вая фаль­ши­вые эти­кет­ки или выда­вая за джин­су кра­ше­ные бре­зен­то­вые шта­ны. Не най­дя нуж­ный раз­мер, люди поку­па­ли пару боль­ше нуж­но­го раз­ме­ра и отма­чи­ва­ли их в горя­чей воде, дожи­да­ясь, когда ткань «сядет».

Джин­сы были ред­ки­ми и поэто­му чрез­вы­чай­но доро­ги­ми. Сто­и­мость мог­ла состав­лять 200 руб­лей — при сред­ней зар­пла­те 125 руб­лей такая цена была про­сто заоб­лач­ной. В первую оче­редь джин­сы ока­за­лись доступ­ны моря­кам, спортс­ме­нам, актё­рам — тем, кто регу­ляр­но бывал за гра­ни­цей. Они же вво­зи­ли брю­ки из дени­ма в СССР. Джин­сы были люби­мой одеж­дой Вла­ди­ми­ра Высоц­ко­го — он почти не носил обыч­ные брю­ки, отда­вал пред­по­чте­ние рас­кле­шён­ным фасо­нам, соче­тал джин­сы с джин­со­вы­ми рубаш­ка­ми на пару тонов тем­нее или свет­лее брюк, что­бы не созда­ва­лось впе­чат­ле­ние, буд­то он одет в рабо­чий комбинезон.

Джин­сы ста­ли пред­ме­том куль­та и неред­ко появ­ля­лись в куль­ту­ре как важ­ный атри­бут поко­ле­ния. Напри­мер, Борис Гре­бен­щи­ков посвя­тил ей иро­нич­ную пье­су «В объ­я­ти­ях джинсни»:

О, незна­ко­мец! Стран­ный вид
име­ешь ты — как инвалид.
Ты без джин­сов, ты без шузни,
Без дис­ков ты и волосни…
Но смут­но мне твой фейс знаком.

Брючные костюмы, базовые комплекты и другие женские образы

В нача­ле 1970‑х годов в жен­ской моде нет одно­об­ра­зия, девуш­ки и жен­щи­ны под­би­ра­ют наря­ды на свой вкус и коше­лёк. Юбки-мини и брю­ки нико­го не сму­ща­ют, поэто­му ста­но­вят­ся неотъ­ем­ле­мой частью гар­де­роба боль­шин­ства мод­ниц. Впро­чем, миди и мак­си не менее попу­ляр­ны — дли­на юбок дости­га­ет мак­си­маль­ной вари­а­тив­но­сти. Осо­бен­но ценят­ся джин­со­вые моде­ли, но это боль­шая редкость.

Читайте также:
Романский стиль в женской и мужской одежде – мода Средневековья

Спро­сом поль­зу­ют­ся ком­плек­ты — набо­ры базо­вых вещей в общей цве­то­вой гам­ме. Напри­мер, сви­тер, юбка, брю­ки или шор­ты. Было доста­точ­но допол­нить их несколь­ки­ми блуз­ка­ми, что­бы создать несколь­ко обра­зов на каж­дый день.

В моду воз­вра­ща­ют­ся длин­ные воло­сы. Их укра­ша­ют лен­та­ми и запле­та­ют в комы. Во мно­гом это свя­за­но с появ­ле­ни­ем в кол­лек­ци­ях совет­ских моде­лье­ров пла­тьев «в рус­ском сти­ле» — напри­мер, пла­тья «Рос­сия», о кото­ром мы рас­ска­зы­ва­ли в про­шлый раз. Орна­мен­ты и вышив­ки «в цве­то­чек» с эле­мен­та­ми древ­не­рус­ских узо­ров и тра­ди­ци­он­ные фасо­ны отлич­но допол­ня­ют­ся длин­ны­ми волосами.

Самый остро­мод­ный образ — брюч­ный костюм. Их соче­та­ли с блуз­ка­ми, бат­ни­ка­ми и водо­лаз­ка­ми. Брю­ки носи­ли не толь­ко костюм­ные. Мод­ни­цы люби­ли вель­ве­то­вые брю­ки-клёш, укра­шен­ные вышив­кой и блёст­ка­ми. Укра­ша­ли зача­стую само­сто­я­тель­но. Обтя­ги­ва­ю­щие фасо­ны ещё не вос­тре­бо­ва­ны — они вый­дут на пик бли­же к кон­цу десятилетия.

Попу­ляр­ные тка­ни — габар­дин, зам­ша, кожа, вель­вет. Боль­ше дру­гих ценил­ся крим­плен — лег­ко­сти­ра­ю­ща­я­ся и немну­ща­я­ся ткань из син­те­ти­че­ско­го волок­на. Его фак­ту­ра напо­ми­на­ла шерсть. Одеж­да из крим­пле­на была тёп­лой, даже жар­кой. Доволь­но быст­ро он усту­пил попу­ляр­ность дру­гим син­те­ти­че­ским тка­ням, более похо­жим на натуральные.

Вос­тре­бо­ва­на обувь на дере­вян­ном каб­лу­ке или тан­кет­ке. Она кра­си­ва и дол­го­веч­на, слу­жи­ла без поте­ри фор­мы несколь­ко сезонов.

Мужская мода: бадлон, «лапша» и каблуки

1970‑е — эпо­ха муж­ских водо­ла­зок или бад­ло­нов. Муж­чи­ны носят тон­кие обле­га­ю­щие сви­те­ра с высо­ки­ми ворот­ни­ка­ми. Уже упо­мя­ну­тый Вла­ди­мир Высоц­кий тоже оце­нил их, регу­ляр­но появ­ля­ясь на кон­цер­тах и в обыч­ной жиз­ни в таких сви­те­рах. Их носи­ли как само­сто­я­тель­ный пред­мет гар­де­роба, так и соче­та­ли с рубаш­ка­ми и бат­ни­ка­ми. Послед­ние, кста­ти, тоже были на пике попу­ляр­но­сти: в осо­бен­но­сти при­та­лен­ные моде­ли ярких рас­цве­ток. Ещё один попу­ляр­ный сви­тер — «лап­ша». Их шили из три­ко­таж­ных и син­те­ти­че­ских тка­ней «в руб­чик». Чаще все­го у них тоже был высо­кий под­во­ра­чи­ва­ю­щий­ся воротник.

Попу­ляр­ные в про­шлом деся­ти­ле­тии брю­ки-дудоч­ки сме­ня­ют­ся фасо­ном «клёш» и джин­са­ми. В СССР чаще все­го встре­ча­лись брю­ки шири­ной под коле­ном 23 сан­ти­мет­ра и 25 сан­ти­мет­ров у щико­лот­ки — совсем не экс­тре­маль­ное рас­ши­ре­ние. Зна­чи­тель­но реже встре­ча­лись моде­ли в соот­но­ше­нии 27 на 32. Лёг­кая про­мыш­лен­ность клёш не шила, их пере­ши­ва­ли из стан­дарт­ных пря­мых моде­лей, вши­вая кли­нья в ниж­нюю часть брюк. Их укра­ша­ли бахромой.

На бере­гу. Фото­граф Все­во­лод Тара­се­вич. 1970‑е годы

За рубе­жом в это вре­мя наби­ра­ют попу­ляр­ность муж­ские туфли на каб­лу­ке — не на скром­ном квад­рат­ном двух­сан­ти­мет­ро­вом, а на насто­я­щем, «жен­ском», высо­той пять-семь сан­ти­мет­ров. В СССР такую обувь почти не носят, исклю­че­ние — арти­сты, в част­но­сти Вла­ди­мир Высоц­кий. Боль­шин­ство муж­чин пред­по­чи­та­ют более при­выч­ные и менее вызы­ва­ю­щие туфли.

Артист Рафик Ага­ев. Фото­граф Семён Мишин-Мор­ген­штерн. 1984 год

Отли­чи­тель­ная осо­бен­ность моды пер­вой поло­ви­ны 1970‑х годов — рас­сло­е­ние на тех, кто может поз­во­лить себе доро­гие загра­нич­ные вещи, и тех, кому «фир­му» не достать. Госу­дар­ствен­ная про­мыш­лен­ность не справ­ля­ет­ся с запро­са­ми и не успе­ва­ет за новы­ми фасо­на­ми — джин­сы, «клёш» и дру­гие новин­ки под­лав­ли­ва­ют у фар­цов­щи­ков. Жен­щи­ны полу­ча­ют пол­ную сво­бо­ду само­вы­ра­же­ния и сво­бод­но носят юбки любой дли­ны и брю­ки. Муж­чи­ны носят при­та­лен­ные цве­та­стые бат­ни­ки, брю­ки-клёш с бахро­мой соб­ствен­ной модер­ни­за­ции, а самые сме­лые про­бу­ют туфли на каблуке.

Читай­те дру­гие ста­тьи цик­ла «Исто­рия совет­ской моды Вик­то­рии Мок­и­ной»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *