Мода и стиль в 1908-1914 – Поль Пуаре и Жанна Пакен

Первая среди равных: Как французская портниха Жанна Пакен изменила модную индустрию

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Музыка во время дефиле, открытость для пожеланий клиентов, коллаборации с художниками, филиалы по всему миру и черное платье на выход – все это привнесла в модную индустрию Жанна Пакен, чье имя теперь померкло рядом с громкими именами Поля Пуаре и Гарбриель Шанель. Кем же была та женщина, сделавшая моду именно такой, какой мы ее знаем сейчас?

Жанна Пакен – в девичестве Жанна Мари-Шарлотт Беккерс – родилась в 1869 году в северном пригороде Парижа, ее отец занимался медициной.

Совсем юной Жанна устроилась на работу в ателье и так преуспела в швейном деле, что за несколько лет прошла путь от подмастерья до главной портнихи модного дома «Руфф».

В 1891 году она вышла замуж за Исидора Рене Жакоба Пакена – этот союз стал для них и прочным деловым партнерством. Вместе они открыли дом моды Paquin – в каком-то смысле это был свадебный подарок Жанне от Исидора, бывшего банкира и бизнесмена – от родителей он унаследовал магазин мужской одежды, который не без успеха продвигал. Он взял на себя обязанности управляющего, а Жанна получила возможность реализовать все свои творческие стремления.

Их ждал ошеломительный успех. Платья Paquin неслись к своим будущим владелицам – аристократкам, дочерям и женам миллионеров, знаменитым актрисам – через моря и океаны.

В первое десятилетие существования дома Paquin его филиалы были открыты в Мадриде, Лондоне, Нью-Йорке…

Такого раньше не делал ни один модный дом. И ни один модный дом не предоставлял свои творения для продажи в универмаги – но Paquin это не смущало.

В 1900-м году Жанну избрали президентом секции моды на Всемирной выставке в Париже. Она отвечала за все – организацию показов, оформление выставочных павильонов – и созданное ей выставочное пространство называли впоследствии «храмом моды».

Жанна часто устремляла взор в прошлое или к экзотическим культурам – создавала коллекции в стиле ампир или перенимала крой традиционного японского костюма.

Жанна говорила: «Мода должна постоянно обновляться, не проявляя слабости или страха, и делать это с дерзостью».

Впрочем, Жанна, активная и деятельная, понимала – жизнь женщин меняется кардинально. Она предложила клиенткам носить плиссированные юбки из прочной ткани, устойчивые к износу и удобные для поездок в общественном транспорте, платье с драпировкой, которое можно было надеть и днем, и вечером, поменяв лишь аксессуары.

Жанна обратила внимание на то, как увлечены клиентки «хромыми юбками» Пуаре – такими узкими, что в них можно было передвигаться лишь мелкими шажками. Но она сочла их совершенно неподходящими для современных женщин – и переработала придуманную коллегой-соперником модель, снабдив ее скрытыми складками – так силуэт оставался актуальным, не сковывая женщину.

Сама она отдавала предпочтение длинным саржевым костюмам – в них было удобно работать.
За пару десятилетий до того, как женщины начали массово осваивать езду на автомобиле, Жанна создала платья для элегантных автомобилисток – практичные и удобные. Она разрабатывала многофункциональную одежду для спорта, охоты и путешествий, в которой «не стыдно было показаться и в ресторане».

«Она самый коммерчески успешный художник из ныне живущих» – писали о ней модные обозреватели.

Жанна создавала платья из шифона и бархата, отделывала их мехом и вышивкой, но никогда не была эскаписткой и мечтательницей, ее вещи предназначались женщине, не играющей роли интерьерной куклы, а ежедневно добивающейся успеха.

Пакен умела позаботиться о своих интересах – история знает множество исков дома Paquin к укравшим их модели конкурентам.

Она во всем была первой – в том числе и первой женщиной, открывшей модный дом и занявшей место главного дизайнера.

Первой из женщин-модельеров удостоилась ордена Почетного легиона.

«Я просто хочу справедливости, хочу, чтобы в какой области женщина бы ни работала, её заслуги были бы признаны» – сказала она тогда в своей ответной речи.

Пакен придумала то, что сейчас называют «коллаборациями» – начала сотрудничать с художниками и архитекторами для создания своих коллекций, например, создала ряд костюмов по эскизам Льва Бакста.

Она стояла в авангарде стиля «модерн», изменившего представление Европы и Америки о дизайне.
Первой же Жанна отправила манекенщиц «в люди». Девушки в платьях от Жанны Пакен прогуливались по ипподрому Longchamp Racecourse в Булонском лесу среди роскошной публики.

Модные показы Пакен проходили в Королевском театре в Лондоне – тогда одним из новшеств стало использование музыки во время дефиле.

Именно Пакен, а не Шанель, вывела на модную сцену черный цвет – в то время он считался траурным.
В то же самое время Пакен не была хладнокровной капиталисткой. Однажды вместе с мужем она приобрела роскошную виллу за городом… куда отправляла отдыхать сотрудниц модного дома. Когда в 1917 году работницы модной индустрии устроили в Париже забастовку, Жанна присоединилась к бастующим – чем навлекла на себя недовольство коллег-модельеров.

Читайте также:
Тени для макияжа глаз и бровей от Древнего Египта до наших дней

В 1907 году Исидор внезапно скончался. Ему было всего сорок два года. Убитую горем Жанну (с тех пор она одевалась лишь в черное и белое, отказавшись от цвета в знак траура) поддержал сводный брат и его супруга – вместе им удалось удержать бизнес на плаву. Жанна возглавляла модный дом Paquin до 1920 года – но и после ее ухода «на пенсию» работа не останавливалась – на смену Жанне пришла Мадлен Уоллес и другие творческие женщины, вдохновленные ее примером. Именно в доме Paquin в Лондоне набиралась опыта еще одна будущая революционерка модной индустрии – Мадлен Вионне.

Впрочем, Жанна, отойдя от дел, не скучала – она решилась вновь выйти замуж и последние годы жизни провела с французским дипломатом Жаном-Батистом Нулансом.
Цепкая, сильная, когда дело касалось работы и творчества, Жанна была очень скромной в жизни, не устраивала шумных вечеринок, редко появлялась в свете, не кричала на весь мир о своем таланте. Кажется, это – одна из причин, по которой об огромной роли Жанны Пакен для модной индустрии забыли на многие годы.

Ее модный дом пережил ее на двадцать лет. Ее достижения остались в мире моды навсегда – и стали столь привычными, что нам трудно представить моду до Жанны Пакен.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Жанна Пакен: наряды и секреты успеха от кутюр

Жанна Пакен — французский модельер и первая женщина-кутюрье. Икона стиля 1910-х годов. Одна из основоположников стиля модерн в одежде и пионер современного фэшн-бизнеса. Известна смелыми решениями и нововведениями в сфере моды.

Родилась в Сент-Дени в Париже. Годы жизни: 1869-1936.

Как все начиналось

Карьера урожденной Жанны Мари Шарлотты Беккерс началась в подростковом возрасте. Она работала портнихой в парижском доме высокой моды Maison Rouff.

В 1891 году девушка заимела свой дом мод Maison Paquin. Ей подарил его муж — предприимчивый бизнесмен Исидор Яков. Это был свадебный подарок. Сам же супруг владел ателье мужской одежды Paquin Lalanne et Cie.

В итоге бизнес вырос до мировых масштабов:

  1. В 1896 году Дом Пакен обзавелся английскими партнерами и открыл филиал в Лондоне.
  2. В 1900 Жанну избрали президентом Парижской Международной Выставки Мод. Там она продемонстрировала потрясшие всех вечерние платья. Наряды были в пастельных тонах и украшены кружевными и меховыми вставками. Именно этак коллекция принесла ей известность.
  3. Пакен стала сотрудничать с именитыми художниками того времени. Включая Леона Бакста, Жоржа Барбье и Поля Ириба.
  4. Позже открылись филиалы в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе и Мадриде.

По факту домом управлял муж, а Жанна была дизайнером.

О важности маркетинга

Жанна одна из первых поняла важность продвижения бренда. Поэтому ее творчество оказывало сильное влияние на общественное мнение.

Главным талантом Пакен было умение преподнести:

  • Она посещала все модные события Парижа и демонстрировала там свою одежду.
  • Она договаривалась с женами высокопоставленных лиц, чтобы те надевали ее наряды на мероприятия. Таким образом самые богатые и утонченные женщины видели ее творения.
  • Жанна Пакен любила организовывать показы мод.

Также она старалась завести личные отношения с клиентами. И учитывала их индивидуальные потребности.

Ее платья носили королевы Бельгии, Португалии и Испании, известные актрисы, а также жены американских магнатов, таких как Рокфеллеры, Асторы и Вандербильты.

Витрина с вечерними платьями от дома Paquin, 1900 год:

Павильон греческого стиля от Paquin на выставке в Тунисе, 1911:

Особенности стиля

Жанна Пакен черпала вдохновение в древнегреческих нарядах и из азиатской культуры.

Основные черты ее работ:

  • пастельные тона;
  • плавные обтекаемые силуэты;
  • драпировка;
  • блестки, золото и серебро;
  • вышивка;
  • шелк, мех и кружево.

Она одной из первых ввела в моду платье-кимоно. Однако это нововведение несправедливо присвоили Полю Пуаре, который использовал его в своих эскизах лишь спустя год после Жанны. Кстати, Поль сделал себе имя благодаря этому фасону.

Помимо вечерних платьев Жанна Пакен выпускала танцевальные наряды, изделия из меха, шляпки и женское нижнее белье. Она одна из первых стала популяризировать дамские шляпы с большим пером.

Ода роскоши

Госпожа Пакен прославилась своими ослепительными, мерцающими и сверкающими платьями.

Самое известное платье — Chimère, 1925. Оно выполнено из тонкого шифона и французского шелка, покрыто объемными драгоценными стразами и жемчугом. На платье можно посмотреть в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Вечернее платье с кружевом, примерно 1897 год. Выставлено в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

Читайте также:
Девичьи и женские головные уборы древней Руси

Вечернее кимоно, 1920-1930. Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке.

Антикварное черное кружево 1907 года. Этот и подобные образцы использовались домом Paquin в поздних коллекциях одежды.

Духи от Paquin. Выпускали в период 1920-30 годов.

Бирочка для одежды от Дома Моды.

Дизайнеры дома и закат бренда

Жанна ушла в отставку в 1920 году, передав ответственность своей помощнице Мадлен Валлис.

В период с 1936 по 1941 главным дизайнером была испанка Ана де Помбо. С 1941 года — ее помощник Антонио дель Кастильо. Однако в 1945 году он перешел в дом Ланвен. Последними дизайнерами были американцы.

В послевоенные годы бренд уступил арену потеснил крайне популярному тогда Кристиану Диору. А 1 июля 1956 года дом Пакен и вовсе прекратил свое существование.

Еще парочка фото напоследок.

Одно из платьев и знаменитая широкополая шляпка с большим пером:

Музы прошлого: первая женщина-модельер

  • Описание
  • Комментарии 2

Даже если вы искренне любите моду , имя Жанны Пакен вам может быть совершенно незнакомо. Спешим восполнить пробел! Ведь без нее мода не была бы такой , какой мы ее знаем сегодня.

Несмотря на то, что в историю моды вписано много знаменитых женских имен, о Жанне Пакен слышали далеко не все. Она на годы опередила таких выдающихся женщин-модельеров двадцатого столетия как Эльза Скиапарелли и Коко Шанель, став первой женщиной, открывшей собственный дом моды.

Как и когда появился первый журнал о моде?

Брак, заключенный на небесах

Жанна Пакен, урожденная Жанна Мари-Шарлотт Беккерс, родилась в 1869 году в северном пригороде Парижа, в семье врача. Швейное дело она начала изучать еще в подростковом возрасте в маленьком ателье, и уже через несколько лет смогла получить место в доме моды «Руфф», знаменитом своими изысканными дневными нарядами. Талантливая мастерица быстро прошла путь от простой швеи до руководителя ателье.

А в 1891 году она вышла замуж за Исидора Рене Жакоба Пакена, между прочим, весьма успешного бизнесмена, который также владел доставшимся от родителей магазином мужской одежды. В тот же год Жанна переименовала семейный бизнес в модный дом Paquin, где стала главным дизайнером, доверив супругу ведение финансов.

Эволюция платья: из истории вещей

Мадам Пакен и ее платья

Жанна Пакен обожала платья и создавала их для любого случая и в самых разнообразных стилях: роскошные вечерние платья в пастельных тонах в духе восемнадцатого столетия, яркие платья в восточной стилистике, экстравагантные платья-халаты, изысканные дневные наряды, и многие, многие другие. Особое внимание она уделяла игре света и цветов, виртуозно комбинируя ленты, вышивку, аппликации, пайетки и бисер. С увлечением настоящего художника она наслаивала ткани: меха поверх пастельного атласа, шифон поверх костюмной ткани.

Очень быстро ее сияющие и блистающие наряды завоевали сердца модной публики — в роскошном салоне модного дома Paquin никогда не умолкали голоса посетительниц, ожидающих примерки. Причем среди них встречались не только богатые светские дамы, но и аристократки и представительницы монархических династий!

Уже в первое десятилетие своего существования модный дом под руководством супругов Пакен открыл зарубежные филиал в мировых столицах, от Лондона до Мадрида. И это был настоящий прорыв, ведь до этого ни одному модному дому Парижа не удавалось ничего подобного!

Более того, прежде ни один модный дом не предоставлял свои наряды для продажи в универмагах, но Жанна Пакен была уверена в том, что высокая мода должна быть не только искусством в широком смысле этого слова (она активно сотрудничала с художниками, архитекторами и декораторами), но и искусством, доступным всем желающим.

8 вещей, которые Шанель ввела в моду

В ногу со временем

С не меньшей уверенностью, чем у знаменитой Коко Шанель, Жанна Пакен двигалась в сторону комфортной и современной моды для женщин. Несмотря на то, что в ее дизайнах очень явственно ощущалось влияние моды прошлого, она стремилась к переменам. Например, именно она начала предлагать клиенткам юбки и платья, удобные для поездок в общественном транспорте, которые стали чрезвычайно популярны у работающих женщин, а также придумала платье с драпировкой, которое прекрасно подходило и для дневного выхода, и для вечернего.

Особенно знаменитой стала коллекция 1914-го года под названием «Танго», совершившая переворот в высокой моде. Как подсказывает само название, идея фасона возникла благодаря всеобщему увлечению аргентинским танго, царившему в то время: по бокам платья шли разрезы, скрытые под складками, которые давали особую свободу движениям во время танца, сохраняя при этом изящный узкий силуэт. Этот фасон стал меткой и своевременной альтернативой так называемым «хромыми юбками» Поля Пуаре — таким узким, что в них можно было передвигаться лишь мелкими шажками.

Опережая свое время, Жанна придумала удобные наряды для автомобилисток, хотя до массовой популярности вождения среди дам были еще долгие годы. Также она разрабатывала наряды для спорта и охоты, привнося и в них присущее только ей изящество и стиль.

Читайте также:
Редингот для конного спорта и модные пальто модели редингот

Тест: как хорошо вы знаете творчество Кристиана Диора?

Первая среди первых

Жанне Пакен удалось стать первой в столь многих аспектах, что не удивиться невозможно: она не только стала первой женщиной, открывшей свой модный дом, но еще и первой из женщин-модельеров удостоилась ордена Почетного легиона. Она первой придумала коллаборации, создавая наряды по эскизам художников, первой стала отправлять в свет девушек-амбассадоров — манекенщицы появлялись на различных мероприятиях в ее нарядах, вживую демонстрируя великолепие модного дома богатой публике. И первой Жанна Пакен стала использовать музыкальное сопровождение во время своих модных показов!

Согласитесь, такое новаторство не может не удивлять — и это при том, что сама Жанна отличалась скромностью, щедростью и справедливостью: к примеру, вместе с супругом они приобрели шикарную виллу специально для того, чтобы сотрудницы ее модного дома могли ездить туда на отдых.

После внезапной и слишком ранней смерти мужа Жанна Пакен возглавляла свой модный дом вплоть до 1920-го года, вдохновляя не только своих клиенток, но и новое поколение женщин-модельеров — например, знаменитая Мадлен Вионне проходила практику в лондоском отделении Paquin!

В 1953 году компания объединилась с модным домом Worth, а в 1956 году была закрыта, на двадцать лет пережив свою основательницу. Так закончилась история дома и великого таланта, который навсегда изменил модную индустрию.

Король стиля: как Поль Пуаре придумал «хромые юбки», освободил женщин от корсетов и заново изобрел моду

Он освободил женщин от тугих корсетов, заковал их ноги в «хромые юбки», которые имели невероятный успех, и доказал, что популярности тренда не помешают даже жалобы на неудобства. Рассказываем историю Поля Пуаре — одного из самых парадоксальных кутюрье XX века.

Если сегодня набрать в поисковике имя парижского модельера Поля Пуаре, то в первых же источниках будет упоминаться «хромая юбка», которая впоследствии станет прототипом актуальной на все времена юбки-карандаша. Тогда, в XIX веке, знаменитое творение представляло собой длинную и узкую к щиколоткам (иногда в области икр) модель, расширяющуюся к низу. Фасон настолько сильно облегал ноги, что женщинам приходилось буквально семенить во время ходьбы.

«Хромая юбка» имела колоссальный успех среди модниц начала XX века. А имя создателя Поля Пуаре звучало на весь мир. Что примечательно, мастер также изобрел бюстгальтеры и легкий пояс для чулок, избавив современниц от тесных корсетов. Но эта новость не имела столь ошеломительного успеха, как «хромая юбка», ограничивающая шаг.

Торговец зонтиками модном салоне

Поль Пуаре родился в семье парижского торговца тканями. Родители видели в нем как минимум продолжателя фамильного дела или как максимум зонтичного мастера. И сын радовал их своими способностями, поскольку с детства проявлял интерес к шитью одежды и аксессуаров, которые охотно сооружал для куклы, подаренной ему сестрами.

К слову, любовь к одежде, очевидно, передалась юному Полю генетически. Как и двум его сестрам Николь Пуаре-Грульт и Мадлен Пансон, тоже впоследствии сделавшим карьеру в мире моды. Правда, во взрослой жизни отношения между родственниками не отличались близостью. И не исключено, что причиной тому были зависть и конкуренция.

Уже в 17 лет знающему толк в кройке и шитье юному торговцу зонтиками улыбнулась большая удача получить работу в лучшем на тот момент столичном салоне популярного модельера Жака Дусе.

Тонко чувствующий стиль юноша, бесстрашно комбинирующий ткани и разные фурнитуры, быстро завоевал доверие хозяина. Вскоре Полю доверили обшивать самых знаменитых модниц Парижа, в числе которых были актрисы Сара Бернар, Габриэль Режан и Мистангет (Жанна-Флорентина Буржуа).

Первый фурор

Стремительный успех юного Пуаре стал результатом его невероятной самоотдачи в Доме Жака Дусе, основатель которого, к слову, сам был выходцем из старинной семьи потомственных портных.

Но не только наставничество опытного хозяина салона и окружение его прекрасных заказчиц в восхитительных нарядах вдохновляли Поля. Его талант формировала также и высокая культурная среда, которую составляли богатые коллекции живописи и мебели XVIII века, собранные в доме Дусе.

Юный модельер продумывал для именитых дам сценические костюмы, а модницы блистали в них на подмостках Парижа. Как, например, театральная звезда Габриэль Режан, которая покорила зрителей во время спектакля по Бальзаку «Заза». Актриса запомнилась публике не только реалистичной манерой исполнения, но и черным манто из тафты и тюля — первой авторской работы Пуаре.

Как потом вспоминал модельер: «Весь трагизм романтической развязки, вся горечь четвертого акта были в этой чрезвычайно выразительной накидке, и когда она предстала глазам зрителей, им стал ясен конец пьесы… С этого момента я утвердился у Дусе и во всем Париже…»

Читайте также:
История костюма в период барокко и рококо

Манто действительно произвело фурор, и весть о новом гении моды быстро разлетелась по узким парижским улочкам.

Слава от-кутюр

Спустя несколько лет творческие разногласия положили конец сотрудничеству Поля Пуаре с Домом Дусе. В этот период уже признанное молодое дарование вдруг отправляется служить в армию. Отдав долг родине и вернувшись через год, Поль получает приглашение от старейшего из всех модных домов в Париже — Дома Ворта, основанного в 1857 году еще при Наполеоне III.

Точнее, предложение по работе сделали сыновья основателя Дома Ворта: Жан Филипп и Гастон Люсьен. Поскольку их отца Чарльза Ворта — родоначальника всей индустрии от кутюр, придумавшего манекен и создавшего «Синдикат высокой моды» — в живых к тому времени уже не было. А возглавившие наследие отпрыски дизайнерскими талантами не отличались. Зато сообразили, что молодая кровь в лице набирающего популярность модельера быстро вдохнет новую жизнь в дело отца.

В период союза с Домом Ворта начинающий кутюрье укрепил позиции на модном пьедестале, представив свои оригинальные решения дневных платьев и дизайнерские манто, а также ставшие хитами «тайеры» — классические дамские костюмы из прямой юбки с жакетом на подкладке, с лацканами и воротником.

Любопытным фактом того времени из жизни Пуаре для русского читателя будет его встреча с княгиней Барятинской, постоянной заказчицей Ворта. Княгиня славилась снобизмом и взыскательным вкусом. Благодаря работе с ней молодой дизайнер приобрел полезные навыки общения с высокомерным высшим обществом.

Воодушевленный удачей у Ворта, которая неизменно улыбалась Полю, он всего через два года оставляет знаменитый Дом, чтобы открыть собственный. Деньги окрыленный модельер занял у матери. И уже осенью 1903 года в Париже, недалеко от Гранд-Опера, распахнул двери новый модный салон, обстановка в котором была революционной для того времени: роскошная стильная мебель, сверкающие зеркала в пол, украшенные китайскими и флористическими орнаментами витрины. Именно здесь Поль Пуаре встречал гостей вместе со своей статной женой Дениз.

Жена и муза

Взяв в жены высокую и худенькую провинциалку Дениз Буле, 19-летнюю дочь нормандского ткача, которая заметно выбивалась из принятых канонов красоты тех лет, модельер провозгласил ее своей Галатеей. Он шил наряды, которые хорошо сидели именно на ладной фигуре Дениз, подчеркивая элегантность ее силуэта (читайте также: Дизайнеры и их музы: главные тандемы модной индустрии).

Поль был старше супруги на шесть лет, у них родилось пятеро детей. Брак продлился чуть больше 20 лет, пока финансовые вопросы не развели мужа с женой. Но на протяжении тех десятилетий Дениз Пуаре была не только художественным директором модного дома Поля, но и лучшей его рекламой. Однажды Пуаре признается журналу Vogue: «Моя жена — это вдохновение для всех моих творений, она выражение всех моих идеалов».

Супруга была для творца идеальной моделью. Благодаря ей модельер создал платья-футляры. Тогда его волею были заменены S-силуэты на фасоны с завышенной талией. К тому же Пуаре отошел при конструировании моделей от пышных нижних юбок и отказался от жесткого и тугого корсета (читайте также: Осиная талия: 6 интересных фактов из истории корсетов).

Знаменательный переход от объемного наряда к струящемуся был провозглашен в 1905 году: кутюрье представил ценителям свою первую коллекцию Nouvelle Vague. В нее вошли бескорсетные платья с юбками, ниспадающими прямыми линиями вниз. При этом Поль укоротил длину женского костюма до щиколоток.

Реформатор дизайна Пуаре поразил высокую публику и цветовыми решениями нарядов. Мало того, что он вывел на подиум яркие палитры, так еще и смело экспериментировал с сочетаниями, комбинируя красный с розовым, голубой с оранжевым, а синий с золотым.

Не забывал модельер и про фурнитуру, украшая даже простые костюмы цветочными принтами, бисером, жемчугом, а также кружевом и полюбившимся в отделке тюлем.

Парижанки подхватили модный тренд, быстро заменив в своем гардеробе вещи привычных еще с XIX века пастельных оттенков на яркие наряды с выразительным декором.

Дружба с Полем Ирибом

Широкую популярность парижский модельер снискал и благодаря творческому подходу к демонстрации своих работ. Он устраивал настоящие шоу во время показов и издавал целые каталоги со своими моделями, привлекая ведущих художников того времени. В их числе были такие имена, как Эрте, Рауль Дюфи и Поль Ириб.

С талантливым Полем Ирибом, который был одним из самых востребованных в модной прессе иллюстратором и карикатуристом, Пуаре связывала крепкая дружба. Обладая особым даром создавать изумительные рисунки методом трафарета, Ириб достиг значительных успехов в графике, был задействован в оформлении театральных и кинопостановках.

Художник буквально стал сподвижником модного кутюрье. Пуаре, в свою очередь, вдохновлялся его одаренными произведениями. Нет ничего удивительного, что именно этого художника модельер привлек к созданию рисунков для своего первого каталога.

Читайте также:
Девушки с косами и русская коса в истории

Беспрецедентный альбом увидел свет в 1908 году в Париже малым тиражом — только 250 экземпляров. Часть его тогда поступила в свободную продажу по цене в 40 франков, а другая была разослана дамам высшего общества, включая влиятельных персон того времени.

В каталог вошли авторские работы с изображением платьев от великого Пуаре, виртуозно выполненные тушью и пером. Элегантные виньетки вызвали бурный восторг у всех. За исключением одной высокой особы — британской королевы. Ее Высочеству рисунки показались легкомысленными. Королевский двор сделал возврат презентованного каталога, сопроводив указанием больше не направлять «трудов такого рода».

Сам Пуаре вспоминал так историю создания каталога: «Я рассказал Полю Ирибе о своем намерении создать красивое издание, предназначенное для элитных слоев общества. Это альбом его рисунков моей одежды, напечатанный на дорогой голландской бумаге. Этот альбом — беспрецедентный документ эпохи. Каждому государю Европы был послан экземпляр с персональным предисловием, помещенным в конец издания и написанным изящным почерком. Все экземпляры были хорошо приняты и оценены, за исключением копии для королевы Англии. Этот экземпляр мне выслали обратно с письмом, в котором меня просили впредь воздержаться от подобных рассылок. Я никогда не понимал причины этого недоразумения».

Помимо каталога Поль Ириб разработал для друга логотип его модного Дома — стилизованную розу, подписанную именем кутюрье. Кстати, также с легкой руки художника в 1922 году родилась эмблема для другого модного бренда — Дома Lanvin.

Признание таланта

Пуаре неизменно удивлял модный свет реформистскими решениями в одежде и модернистскими подходами к организации показов, с которыми успешно гастролировал по миру. Его шедевры блистали на подиумах Лондона, Берлина, Нью-Йорка, Брюсселя, Вены, Москвы и Санкт-Петербурга.

Мастер синтезировал в моду разные виды искусства — живопись, танцы, кино. Он находил вдохновение в восточных мотивах, авангарде, даже в русских кокошниках! Так, в апреле 1909 года, впечатленный восточной тематикой в балетной антрепризе «Русские сезоны» Сергея Дягилева, главный модельер десятилетия тут же одел парижан в шаровары, тюрбаны и халаты с ориентальными и персидскими вышивками. В своей работе Пуаре прибегал к эскизам Леона Бакста, который был одним из художников по костюмам дягилевской труппы.

Первая великая женщина-кутюрье: биография Жанны Пакен

Жанна Пакен – первая всемирно признанная женщина-модельер, оригинальные методы продвижения своего бренда которой повлияли на всю индустрию моды.

Список кратких сведений

Жанна Мари Шарлотта Пакен, в девичестве Беккерс, родилась в Сен-Дени 23 июня 1869 года и умерла в Париже в 1936 г. С юных лет она работала в индустрии моды и стала первой женщиной, добившейся мировой славы в этой сфере. Дважды была замужем, но детей не родила.

Родители и ближайшие родственники

Семья будущей кутюрье не была связана с модной индустрией – её отец работал доктором, а мать следила за домом и ещё четырьмя детьми, не считая самой Жанны.

Образование и начало карьеры

Мадам Пакен начала строить карьеру ещё подростком, работая подмастерьем портного в маленькой швейной мастерской, впоследствии устроившись в парижский «Maison-Rouff». Она быстро училась и вскоре сама заняла пост руководителя ателье.

В феврале 1891 года она вступила в законные отношения с Исидором Рене Якобом Дит-Пакеном, бывшим банкиром и бизнесменом. Исидору принадлежало ателье, которое раньше было обычным магазином одежды для мужчин. Молодожёны дали предприятию новое название — по своей фамилии, и начали процесс организации общего проекта.

Вехи карьеры

В 1891 году Жанна и Исидор основали дом высокой моды в Париже, на одной улице с успешным и известным Домом Уорта. Мадам Жанна была дизайнером, а её муж руководил финансами. Пара построила бизнес от кутюр, чей мировой масштаб и стилистическое влияние не имели себе равных в первые годы двадцатого века. Их новаторские подходы к маркетингу и дизайн привлекли модных женщин со всего мира, готовых к новому имиджу в конце викторианской эпохи.

Число работников одного заведения моды в те времена редко достигало 500, а в расцвет бренда «Pacuin» в доме работали больше двух тысяч человек.

Клиентами были известные актрисы и куртизанки, настоящие особы королевских кровей, жены американских бизнес-магнатов, таких как Рокфеллер, Астор, Вандербильт, Баллантайн и Ваннамейкер.

В 1907 году Исидор внезапно скончался, оставив жену в одиночестве возглавлять империю моды. В 1911 году её сводный брат Анри Жуар вместе со своей супругой присоединились к успешной кутюрье в качестве партнёров по модному бизнесу.

В том же году мадам Пакен выпустила коллекцию аксессуаров, вееров и одежды по эскизам модных художников Джорджа Барбье и Поля Ирибе. Она отличалась от модельеров своего времени желанием сотрудничать с разными представителями искусства: художниками, архитекторами, режиссёрами. Таким образом, она одна из первых создавала модные коллаборации.

Читайте также:
Женская мода 1940 годов в США – фото высокого качества

В 1912 году Жанна с братом Анри открыли салон меха на Пятой авеню в американском Большом Яблоке — Нью-Йорке.

Год спустя кутюрье взяла курс на США, посетив Штаты с показом последних работ своего модного дома. Несмотря на цену в 5 долларов за один билет, что для тех времён было весьма недёшево, тур распродали.

Мадам Пакен покинула пост главы модного дома в 1920 году, назначив на это место свою ученицу мадемуазель Мадлен Уоллис, которая позже проявит себя неординарным дизайнером. М. Уоллис руководила брендом вплоть до смерти его основательницы.

Влияние на моду

Проницательная и изобретательная в подходах ведения бизнеса, Пакен разработала методы, которые впоследствии стали стандартными рабочими процедурами в мире моды. Наиболее радикальной была концепция международной экспансии через открытие зарубежных филиалов.

В 1896 году дом открыл первый в своем роде полномасштабный филиал в Лондоне, где проекты парижского дома создавались в местных мастерских. Отделение в Буэнос-Айресе и меховой завод в Нью-Йорке последовали в 1912 году, а последний филиал открылся в Мадриде в 1914 году.

Пакен предпринимала смелые инициативы в области маркетинга и отношений с клиентами. С самого начала, в отличие от отстраненного подхода современников, модельер развивала личные отношения с клиентами, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. Каждого посетителя встречали у дверей модного дома и сопровождали, помогая в поисках уникального стиля и подходящего наряда.

Жанна делала из своих показов настоящее шоу, так как начала использовать для них музыку. Также она демонстрировала наряды на манекенах с париками немыслимых цветов – от лилового до красного. Она первая из модельеров стала отправлять известных женщин в своей одежде на такие светские мероприятия того времени, как оперы и скачки, для рекламы бренда.

Она носила платья собственного производства для увеличения популярности, за что получила статус первой иконы стиля и законодательницы моды.

Всегда стремясь к новизне и индивидуализму в проектах, Пакен часто включала элементы из других эпох и культур в свои современные модели, например, в оперном пальто 1912 года, сделанном из ткани восемнадцатого века и драпированном, как римская тога.

Её фирменным акцентным цветом был ярко-розовый, и она была известна драматическим использованием чёрного, как в качестве акцента, так и в качестве основного цвета. Жанна использовала в коллекциях яркие, насыщенные цвета, в отличие от своих современников, предпочитавших мягкие пастельные оттенки.

Несмотря на артистизм в визуальных эффектах и композиции, дизайнер стремилась к функциональности и комфорту. Развивая эти принципы, она сыграла важную роль в продвижении моды к современному стилю, который утвердился в 1920-х годах.

В период с 1912 по 1920 год она выпускала коллекции удобной и функциональной одежды, например, платье, в котором крой был совмещен с драпировкой, так что оно становилось уместно для мероприятий и днём, и вечером, а также вариант актуальной в те времена узкой юбки, в которой было удобно передвигаться благодаря изобретению скрытых складок.

Коллекции

  • коллекция в стиле Восточной Азии с японскими мотивами в крое и отделке 1907 года;
  • «Ампир» 1908 года;
  • линейка одежды для занятия спортом и активного отдыха 1912 года;
  • коллаборация с художником Леоном Бакстом 1912 года;
  • коллекция «Танго» — платья для набирающего популярность танца среди высшего света в 1913 году.

Личная жизнь

Жанна Пакен прожила в браке с первым мужем Исидором 16 лет до его безвременной смерти в 1907 г. В 1921 году она скрепила себя узами брака с французским атташе Жаном-Батистом Нулансом. Детей у мадам Пакен не было.

Когда и как умерла

Знаменитая кутюрье умерла в начале 1936 года в столице Франции по естественным причинам, где и похоронена.

Завещание

Неизвестно, оставила ли модельер завещание своим родственникам — братьям и сёстрам с их семьями. Так как у Пакенов не было детей, на её имущество могла претендовать семья Жанны.

Основные заслуги и достижения

  • В 1900 году была выбрана организатором модного сегмента Всемирной выставки в Париже и представителем отдела моды;
  • в 1913 году получила орден Почётного легиона в сфере торговли;
  • в 1917 году была избрана президентом Chambre Syndicale de la Couture, официальной организации парижских кутюрье.

Список интересных фактов

Наиболее интересные из них:

  • стала первой иконой стиля, создав прецедент для Габриэль Шанель;
  • была первой женщиной, занявшей пост главы объединения работодателей во Франции;
  • первой из женщин-модельеров получила орден Почётного легиона;
  • сделала чёрный цвет модным, а не исключительно траурным;
  • считала моду искусством и сотрудничала с художниками и архитекторами, также одна из первых в сфере моды.

Бренд модельера сегодня

После ухода Жанны на пенсию в 1920 году модный дом «Paquin» просуществовал до середины двадцатого века, постепенно теряя былую славу. С 1936 года, когда умерла создательница бренда, на посту директора сменилось много дизайнеров из разных стран, пока в 1956 году «Paquin» не объединили с домом Уорт.

Бренд Пакен окончательно пришёл в упадок и закрылся.

Вклад Жанны Пакен в области бизнеса, общественной жизни, искусства и дизайна прочно закрепил за ней место в истории моды как первой великой женщины-кутюрье.

Читайте также:
Костюм женщины-кошки – история и фото лучших образов

Поль Пуаре и его бессмертные шедевры

и 11 мая 2005 года в Париже (аукционный дом Piasa , отделение Drouot-Richelieu ), состоялся аукцион, на котором к продаже была выставлена уникальная коллекция одежды, аксессуаров, декоративно-прикладного, созданная великим модельером начала ХХ века – Полем Пуаре. Частные коллекционеры, музеи, специалисты в области высокой моды и просто ее почитатели рассматривали эти торги как экстраординарное событие, которое, с одной стороны, давало возможность познакомиться с многочисленными оригинальными произведениями выдающегося кутюрье, а с другой стороны – предоставляло редкий шанс пополнить свои коллекции ценными предметами.

После решения внучки Поля и Дениз Пуаре — Софи продать семейную коллекцию три года продолжалась напряженная работа представителя аукционного дома Piasa Пьера-Эммануэля Оды и эксперта моды Франсуаз Огю, которые по архивным документам и фотографиям, буквально «по кусочкам» восстановили историю вещей. Был издан каталог в двух томах с хорошо проиллюстрированными и прекрасно документированными лотами.

Выставка всей коллекции, состоявшаяся перед аукционом 21—24 апреля 2005 года в мастерской французского дизайнера Аззедина Аллайи, придала предстоящим торгам широкий резонанс и привлекла большое количество участников, которые в течение двух дней яростно сражались за право обладать шедеврами кутюрье. За считанные секунды этой ожесточенной борьбы, проходившей в зале и по телефону, скромные цены аукционного каталога выросли в 10 раз от первоначальной стоимости. 532 лота (более 600 предметов) были проданы на сумму свыше €1 800 000 ($2 400 000), что ознаменовало два мировых рекорда.

Исключительная по своему значению художественная и историческая ценность коллекции, дошедшей до наших дней благодаря супруге Поля Пуаре — Дениз, а также сам факт ее беспрецедентной продажи с молотка, заставляет нас внимательнее посмотреть на это событие и поближе познакомиться с создателем этой коллекции и представленными в ней выдающимися произведениями.

Поль Пуаре — великий модельер начала XX века

Поль Пуаре родился 8 апреля 1879 года в Париже, в семье торговца тканями. Он рано обнаружил свое призвание, поэтому в 19 лет уже стал ассистентом известного французского модельера Жака Дусе, который высоко оценил художественный вкус и талант молодого Пуаре. У своего знаменитого учителя он научился не только портновскому мастерству, но и умению общаться со звездами театра. После кратковременного прохождения военной службы в 1901 году Пуаре устроился работать в другой известный модный дом, принадлежавший сыновьям Чарльза Ворта — Жану-Филиппу и Гастону. Приобретенный к тому времени опыт, а также горячее желание самому стать законодателем моды постоянно заставляли Поля Пуаре стремиться к открытию собственного дома моды. Эта мечта сбылась, когда мать Пуаре, беззаветно любившая сына и безгранично верившая в его талант, в 1903 году дала ему 50 000 франков на заведение собственного дела. Через три года напряженной работы Пуаре добился успеха: его стали узнавать на улицах, в ресторанах, на праздники к нему съезжались многочисленные представители знати, бизнеса и богемы.

В 1905 году модельер женился на очаровательной Дениз Буле, которая впоследствии стала одной из самых элегантных женщин Парижа. Мать пятерых детей, Дениз Пуаре была настоящей музой для своего мужа, вдохновляя его на создание самых удивительных и роскошных нарядов. Поль Пуаре ввел в моду стиль империи начала XIX века, освободив женщин от корсета и заменив его бюстгальтером и легким поясом для чулок. Находясь под сильным впечатлением «Русских балетов Дягилева», модельер привнес в одежду восточные мотивы, которые сказались и в крое одежды, и в аксессуарах, и в использовании роскошных тканей и изысканной орнаментики. Огромное значение для распространения этой модной тенденции имел один из самых грандиозных костюмированных праздников в Париже, названный «1002 ночь». Пуаре осознанно творил моду и ту особую, едва уловимую атмосферу, которая проникала во все сферы повседневной жизни.

Модельер очень любил современное искусство и сознательно окружал себя такими талантливыми художниками, как Поль Ириб, Жорж Лепап, Эрте, Рауль Дюфи, Дунайе де Сегонзак и другие, которые впоследствии внесли ценный вклад в развитие искусства XX века. С каждым из них он находил те особые точки соприкосновения для совместного творчества, которые способствовали рождению многих выдающихся произведений кутюрье.

В 1911 году Пуаре открыл детскую художественную школу «Ателье Мартин» и организовал собственное предприятие по производству духов «Розин». Много разъезжая с группой манекенщиц, он устраивал показы своих коллекций в разных городах мира: Лондоне, Берлине, Вене, Брюсселе, Санкт-Петербурге, Москве, Нью-Йорке. Из заграничных поездок модельер привозил разнообразную народную одежду, которая потом становилась для него источником вдохновения. Вплоть до Первой мировой войны продолжалось поистине триумфальное шествие Пуаре в качестве законодателя моды по многим странам и континентам. После войны тон в одежде начали задавать Коко Шанель и другие модельеры, предложившие современникам значительно более демократичные модели. Роскошные же наряды Пуаре в условиях изменившейся жизни перестали пользоваться спросом. Последней попыткой Кутюрье вернуть свою былую славу стала международная выставка, проходившая в Париже в 1925 году. Однако публика очень прохладно отнеслась к его моделям, поэтому через несколько лет он был вынужден закрыть свой дом и объявить себя банкротом. Осознание того факта, что он больше не властен над временем и модой, Пуаре переживал очень тяжело. Его отношения с женой, его музой, стали невыносимыми, и в 1928 году они развелись. Дениз, уходя от Пуаре, забрала изумительные наряды, созданные великим модельером специально для нее. Она хотела сохранить их в память о большой любви и том особом творческом союзе, благодаря которому родились эти настоящие шедевры высокой моды. Кроме этого, Дениз взяла с собой фотографии, некоторые личные вещи самого Пуаре, детскую одежду и другие предметы, напоминавшие ей о двадцати трех годах счастливой семейной жизни. До самой смерти она вдыхала в эти предметы жизнь, чтобы сохранить их для потомков. Именно они и составили ту коллекцию, которая была выставлена на аукцион 10 — 11 мая 2005 года в Париже под названием «Свобода в творчестве: Вселенная Поля и Дениз Пуаре (1905 — 1928)».

Читайте также:
Женский смокинг вместо вечернего платья

«Свобода в творчестве: Вселенная Поля и Дениз Пуаре

Большая часть коллекции — разнообразные наряды Дениз Пуаре, которые были созданы ее мужем в 1905 — 1928 годах. Это нижнее белье, повседневные и выходные ансамбли одежды — платья, юбки, блузки, а также пальто, головные уборы и обувь. Помимо этого в коллекции были представлены головные украшения, парики, шляпки и другие аксессуары.

Основные направления деятельности и стилистические тенденции в творчестве Поля Пуаре. Шедевры коллекции

Мода Директории

В 1906 году Пуаре, вдохновленный модой конца XVIII века, создал простое узкое платье, юбка которого начиналась непосредственно от груди и ниспадала до пола. Предложенный модельером новый фасон отвергал корсет и требовал замены его бюстгальтером и поясом для чулок. Силуэт, плавно повторяющий изгибы тела, получил название «Lа Vague» («Волна») и принес модельеру славу освободителя женского тела. Летнее платье «Gavarni» («Гаварни») из коллекции Дениз Пуаре — один из самых первых примеров новой моды, введенной модельером. Платье с длинными рукавами сшито из голубого льна без рисунка, его главный декоративный элемент — крупные пуговицы, обтянутые той же тканью и подчеркивающие вытянутую линию плавного силуэта. Изображение этой модели, но с другим вариантом кроя горловины, можно увидеть в альбоме Поля Ириба (1908 г.), представлявшем коллекцию Пуаре.

Среди других изысканных нарядов этого модного направления можно выделить летнее пальто для прогулок (1907 г.). Длинное, с запахом и широкими рукавами, зауженными на локте, из льняной ткани цвета охры, оно отличается простотой и особым изыском. Главный акцент сделан на пуговицах и декоративных петлях из белого шнура, перехваченных розовыми ленточками. Расположенные сбоку на поясе и манжетах, в дополнение со скромной отделкой другой тканью по борту и горловине, они стали основным украшением этого пальто. В стиле Директории были сшиты некоторые другие платья из коллекции Дениз Пуаре, в которых, как правило, использовались гладкие ткани, украшенные вышивкой или аппликацией.

Краткая шпаргалка по истории моды от 1910-х до 1990-х – ФОТО

1910-Е: ПАРИЖ ДИКТУЕТ НОВЫЙ СТИЛЬ – АР-ДЕКО



На смену Belle Epoque (в переводе с французского – “прекрасная эпоха”) с характерным силуэтом “песочные часы” приходит ар-деко. Новый канон красоты – естественные, ничем не стесненные формы женского тела. Европа переодевается в экзотические наряды, вдохновившись балетом “Шехерезада”, представленным Дягилевым в рамках “Русских сезонов” в Париже.

Модельер: Поль Пуаре – реформатор моды, именно он освободил женщин от корсетов и турнюров, предложив свободные платья-туники в древнегреческом стиле, а также накидки, монто и шаровары, навеянные Востоком. Пуаре ввел в моду экзотику и ориентализм, культивируя роскошь и изобилие в одежде: дорогие ткани и масса декора – признаки его творений.

Фасоны: платье с завышенной талией, зауженная к низу юбка, юбка-брюки, шаровары, накидка-кимоно, платье-сари, тюрбан, сумочка-кисет.

Ткани и декор: парча, шелк, бархат, тафта, восточные орнаменты, вышивка золотыми нитями, драгоценные камни, батик.

Иконы стиля: Айседора Дункан сделала свободное платье-тунику Пуаре известным на весь мир, появившись в полупрозрачном наряде на сцене – неслыханная дерзость. Другая модная икона эпохи – Ида Рубинштейн, звезда балета “Шехерезада” – не выходила из образа восточной красавицы и вне сцены, выбирая на каждый день шелковые кимоно.

Читайте также:
Национальный костюм Японии – женский и мужской

1920-Е: ЭМАНСИПАЦИЯ И ДЖАЗ


Эмансипированная женщина и водит автомобиль, и пишет романы, и курит, и лихо танцует чарльстон в удобном прямом платье с заниженной талией – символе эпохи. Скромная элегантность Коко Шанель соседствует с излишествами “эпохи джаза”: перьями, боа и бахромой. Стиль garcon (в переводе с французского – “мальчик”) уживался с ар-деко, по-прежнему популярным.

Модельер: Коко Шанель переодела женщин в мужские вещи и доказала, что маленькое черное платье, дополненное ниткой жемчуга, – вечерний вариант не хуже расшитого бисером наряда. За более женственное направление моды отвечала Жанна Ланвен.

Фасоны: платье цилиндрической формы, меховое монто, жакет, кардиган, свободные парусиновые брюки, костюм-пижама для пляжа, шляпка-клош, ободки и ленты для волос с обильным декором.

Ткани и декор: кружево, шелк, бархат, шерсть, букле, джерси; базовые цвета – черный, белый, серый, кремовый, бежевый; украшения из жемчуга, минимум декора – у Шанель, максимум – у остальных (вышивка, перья, банты, стеклярус).

Иконы стиля: Актриса немого кино и танцовщица Луиза Брукс прославилась не только свободой нравов, но и любовью к шляпкам-клош. Теннисистка Сюзанна Ленгле ввела моду на спортивную женскую одежду.

1930-Е: ХОЛОДНАЯ ЧУВСТВЕННОСТЬ ГОЛЛИВУДА



Новая эпоха решительно отказывается от андрогинного фасона платья, скрывающего чувственные изгибы. Модельеры провозглашают другой силуэт – подчеркнутая талия, от которой идет струящаяся длинная юбка. Вслед за спортсменками девушки начинают носить трикотаж. Роскошный декор былого десятилетия забыт – Великая депрессия и ощущение близкой войны задают совсем другие настроения.


Модельер:
Эльза Скиапарелли придумывает платье-свитер, джемпер с принтом, впервые использует вискозу и застежку-молнию. Она – первый провокатор и сюрреалист от моды. Чего стоит хотя бы платье с омаром и петрушкой или шляпка в виде туфли!


Фасоны:
платье в пол с подчеркнутой линией талии, платье-свитер, джемпер, теннисные плиссированные юбки, платья-поло, спортивные брюки, шелковые перчатки до локтя, шлейфы, первые купальные костюмы.


Ткани и декор:
тюль, шелк, бархат, шерсть, трикотаж; благородные насыщенные и пастельные тона – темно-синий, бордовый, жемчужный; отделка кружевом.


Иконы стиля:
Женщины холодной красоты, звезды Голливуда – Марлен Дитрих и Грета Гарбо, манящие с экранов совершенством и утонченностью.

1940-е: Военное время диктует свои порядки

Начинается война, и девушки вынуждены отказаться от роскошных сложносочиненных нарядов. Появляется одежда в стиле милитари – женские вещи, сшитые из тех же тканей, что и форма военных. Пока в Европе мода скована ограничениями Второй мировой, США создают собственный “от кутюр”.


Модельер:
Главный “трендсеттер” десятилетия – дефицит: тканей, пуговиц, декоративных элементов. Именно он определяет нововведения в женском гардеробе: укорачивает длину юбки, запрещает пышные оборки из-за большого расхода ткани, лишает чулок и шпилек, и девушкам приходится носить шляпы и платки, чтобы скрыть неприбранные волосы.


Фасоны:
приталенный жакет с накладными плечами, двубортное пальто, юбка-карандаш, блузка с рукавами-фонариками, платье рубашечного кроя с акцентом на талии, платье в морском стиле, шляпка с вуалью, ремень, броши, бусы.


Ткани:
темно-зеленый, хаки, коричневый, серый, темно-серый, черный, голубой, белый, светло-желтый, красный; шерсть, хлопок, фланель; клетка, принт-горошек.


Иконы стиля:
Секс-символ Америки, голливудская актриса Рита Хейворт и модели pin-up Бетти Грейбл и Бетти Пейдж. Изображения красоток так полюбились американским солдатам, что они повторяли их даже на самолетах.


1950-е: Расцвет парижской моды и новой женственности


Париж возвращает звание модной столицы. New look – новый облик женщины, предложенный Кристианом Диором, завоевывает популярность. За годы войны все слишком устали от лишений! Девушки стремятся выглядеть максимально женственными и тратят массу времени и средств на туалеты.

Модельеры: Кристиан Диор щедро тратит метры ткани на одну пышную юбку с высокой талией (возмутительная и восхитительная роскошь!) и вновь затягивает женщин в корсеты. Кристобаль Баленсиага идет другим путем и предпочитает прямой силуэт и архитектурные эксперименты с ним диоровским “бутонам” и “песочным часам”. Коко Шанель возвращается в мир моды и презентует твидовый жакет с юбкой, а Юбер Живанши создает изящные, аристократичные наряды для своей музы Одри Хепберн.

Фасоны: платье-бюстье в пол, расклешенная юбка в складку, короткий узкий в талии жакет, пальто А-силуэта с рукавами три четверти, перчатки, маленькая шляпка, сумочка-клатч, туфли с острыми носами, жемчуг, ожерелья.

Ткани и декор: велюр, фланель, шерсть, шелк, атлас, замша; вышитые цветы, кружево, мелкий узор в цветочек, горизонтальная полоска.

Иконы стиля: С экранов моду диктуют Мэрилин Монро, Грейс Келли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор и Одри Хепберн, демонстрируя последние модели самых популярных дизайнеров.

1960-е: Бунт в моде и искусстве и сексуальная революция

Читайте также:
История костюма в период барокко и рококо

Свобода нравов – модный гимн эпохи! В женском гардеробе появляются мини-юбка, джинсы, брючный костюм, платья-трапеции и пальто А-силуэта. Модельеры вслед за современными художниками вовсю экспериментируют и создают одежду из винила и синтетических материалов.


Модельеры:
Английский дизайнер Мэри Куант подарила миру мини-юбку. Андре Курреж и Ив Сен-Лоран почти одновременно представили короткое платье-трапецию, ставшее абсолютным хитом. В дополнение к Высокой моде кутюрье начинают создавать коллекции pret-a-porter.


Фасоны:
мини-юбка, брюки с высокой талией, джинсы, платье-трапеция, пальто с круглым воротом, рубашка в крестьянском стиле, сарафан, сапоги до колена, сумка на длинном ремешке, широкополые шляпы.


Ткани и декор:
хлопок, деним, трикотаж, шерсть, вискоза, полоска, клетка, горошек, мелкие узоры; завязочки, бантики, воротнички, кружевная отделка.


Иконы стиля:
Брижит Бардо сделала чувственный образ ультрамодным: ее растрепанную укладку с начесом и яркие черные стрелки копировали повсеместно. Жаклин Кеннеди мирила тренды и вечную классику в своих стильных образах и послужила образцом элегантность для тысяч женщин со всего мира.

1970-е: Молодежные субкультуры выбирают своих героев

Джинсовый бум охватывает мир: голубой и синий, рваный и потертый деним – на пике популярности. Вслед за набирающим обороты движением хиппи кутюрье обращаются к фольклору и этнике. Стиль унисекс завоевывает позиции – мужчины и женщины одеваются в одинаковые, простые и комфортные вещи. Актуальная музыка диктует свой дресс-код – так возникает стиль диско. Эпатажный панк – стиль бунтующей молодежи – взяла на вооружение Вивьен Вествуд. Появляются новые центры моды – так, в первой миланской Неделе моды представили свои коллекции Джорджо Армани, Джанни Версаче и семья Миссони.


Модельер:
Ив Сен-Лоран подарил моде женский смокинг, прозрачную блузу, стиль сафари, абстрактные принты, африканские мотивы и многое другое. “Японец в Париже” Кензо Такада выступил апологетом азиатской чувственности и уличного стиля. Соня Рикель сделала платье-свитер из тонкого трикотажа своей визитной карточкой, а Оскар де ла Рента открыл именной бренд в Нью-Йорке.


Фасоны:
водолазки, рубашки, джинсы, брюки-клеш, сарафаны, вязаные свитера, кардиганы, шапки, пончо, холщовые сумки, фенечки, комбинезоны.


Ткани и декор:
лён, хлопок, шерсть, шелк, деним, яркие цвета, красочные орнаменты, вышивка, восточные и цветочные узоры, отделка бисером.


Иконы стиля:
Джейн Биркин эпатировала публику откровенными нарядами, например, платьем-сеткой, надетым на голое тело. Модель Лорен Хаттон демонстрировала, как одеться в стиле сафари в повседневной жизни, а Джерри Холл была фанаткой стиля диско и советовала добавлять гламура в любой образ.


1980-е: Эпоха сильных женщин

Бизнес-леди – новый идеал эпохи. Дизайнеры придумывают целый гардероб независимой и успешной женщины. А затем идут дальше, представляя вызывающе сексуальные наряды, доказывающие, какую власть так называемый слабый пол имеет над мужчинами.


Модельер:
Карл Лагерфельд становится креативным директором Chanel в 1983 году и запускает первую линию готовой одежды Дома. Японские дизайнеры Йоджи Ямамото и Реи Кавакубо заявляют о себе совершенно новым направлением в моде – деконструктивизмом, который трансформирует и ломает привычные силуэты одежды.


Фасоны:
классические брюки со стрелками, пиджаки и смокинги с накладными плечами, платья-футляры, платья и кофты с рукавами “летучая мышь”, кожаные куртки и плащи, леггинсы, топы-бюстье, мини и миди из кожи, обувь на платформе, ботфорты.


Ткани и декор:
кожа, мохер, велюр, вельвет, замша, шелк, атлас, вискоза; насыщенные и неоновые оттенки, анималистичные принты, вертикальная полоска.


Иконы стиля:
Грейс Джонс, не изменявшая мальчишеской короткой стрижке и кожаным нарядам. Мадонна и ее агрессивно-сексуальный образ.


1990-е: Минимализм, театральность и уличный стиль

Модный мир делится на два лагеря. Первый отстаивает принципы минимализма, вошедшего в индустрию с коллекцией Jil Sander. Второй – с упоением следит за сумасшедшими экспериментами Александра МакКуина и Жана-Поля Готье и поддерживает их кутюрное неистовство. Масс-маркет распространяется по всему миру, проникая даже в СССР – уже распавшийся, но все еще закрытый. Спортивный стиль, гранж и панк актуальны для молодежи по всему миру.


Модельеры:
Марк Джейкобс демонстрирует коллекцию в стиле гранж на Неделе моды от имени бренда Perry Ellis. Джон Гальяно эпатирует критиков своими театральными шоу. Кельвин Кляйн возвращает в моду андрогинность.


Фасоны:
футболки, пуловеры, куртки из денима, джинсы с низкой талией, юбки из денима, сарафаны на тонких бретелях, худи и толстовки, кроссовки и кеды, грубые ботинки.

Ткани и декор: хлопок, деним, кожа, фланель, вискоза, шифон, все цвета, принты с логотипами и названиями известных компаний.

Иконы стиля: Супермодели Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон, Клаудия Шиффер и Кейт Мосс, ставшие не просто лицами эпохи, но ролевыми моделями для миллионов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *