Модные показы и оскорбление чувств верующих

Товары особого возмущения: оскорбившие верующих рекламные кампании

Компания Nike в очередной раз вызвала негативную реакцию мусульман в январе 2019 года. Логотип на новых кроссовках Air Max напомнил верующим написание имени Аллаха на арабском языке. Особенно возмутительным они сочли нанесение этой надписи на подошву. На портале Change.org была создана петиция с требованием отозвать из продажи партию обуви. В Nike сообщили, что приняли проблему всерьез, так как с уважением относятся ко всем религиям.

В аналогичной ситуации компания уже оказывалась в 1995 и 1997 годах

Осенью 2018 года в центре скандала оказалась израильская модель Бар Рафаэли, снявшаяся в рекламе бренда Hoodies. Девушка появляется в ролике в традиционном женском мусульманском головном уборе — никабе. После надписи на экране «Здесь Иран?» она снимает никаб и остается в одежде от Hoodies. Девизом ролика была фраза «Главное — это свобода». Многие пользователи соцсетей восприняли такое видео как оскорбление мусульман. Рафаэли вскоре удалила ролик из своего аккаунта в Instagram

Зимой 2018 года в индийском городе Хайдарабад на площадях было организовано сожжение памперсов Baby Dry Pants от Procter & Gamble. Инициатором акции стали местная группировка «Центр ислама и мученичества», разглядевшая в изображении мордочки котенка имя пророка Мухаммеда на арабском языке. В компании ответили, что рот и усы кошки нарисованы на памперсах так, как их обычно рисуют дети по всему миру

В январе 2018 года в Швеции произошел скандал, связанный с носками от сети H&M, на которых был изображен Lego-человечек с отбойным молотком. Местные мусульмане заявили, что вверх ногами этот рисунок напоминает слово «Аллах». Компании пришлось отозвать носки из продажи, там заявили, что подобное сходство стало результатом совпадения

В 2011 году в России несколько человек подали иск к ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» из-за старой рекламной кампании. В 2007 году в Нижнем Новгороде появились холодильники с изображением главных городских достопримечательностей в узнаваемом силуэте бутылки Coca-Cola. Слоганом кампании была фраза «Ценность традиций». Использование в таком ключе изображений памятника Минину и Пожарскому, Рождественской церкви и других достопримечательностей было расценено авторами иска как надругательство над святынями. Суд отказал активистам в компенсации морального вреда

В 2003 году в Дании в сети супермаркетов Kvickly появились сандалии, на внутренней стороне подошвы которых были изображения Иисуса и девы Марии. Буквально в течение нескольких часов после начала продаж несколько пар обуви были уничтожены недовольными покупателями. После того как количество возмущенных отзывов перевалило за 200, продажи прекратились. К этому времени было куплено уже более 4 тыс. пар

В 2012 году в американском штате Айдахо запретили продажу водки «Пять жен». Власти заявили, что подобное название оскорбляет мормонов, проживающих в штате, так как намекает на наличие в их традициях многоженства

В 2010 году суд Джакарты решил закрыть индонезийский филиал международной сети Buddha Bar из-за неуместного использования религиозной символики. Кроме того, владельцы бара и городские туристические власти подверглись штрафу.

Аналогичная ситуация с рестораном этой сети произошла в Красноярске: в ноябре 2016 года прокуратура обязала владельцев сменить название заведения и выплатить 30 тыс. руб. штрафа в связи с оскорблением чувств верующих. В конечном итоге штраф вырос до 100 тыс. руб., а бар закрылся. Жена владельца пояснила, что иначе им предстояли бы значительные расходы на смену названия и перепечатывание меню

В 2007 году Англиканская церковь потребовала удалить одну из сцен игры Resistance — Fall of Man для PlayStation 3. В ней было использовано изображение Кафедрального собора Манчестера, что верующие сочли оскорбительным. Компания — производитель игры Sony Corp. принесла публичные извинения

Рекламная кампания производителя одежды Benetton с целующимися политиками разных стран была, по утверждению представителей компании, направлена на борьбу с ненавистью во всех ее проявлениях. Тем не менее в ноябре 2011 года компании пришлось отказаться от одного из плакатов, на которым были изображены целующимися папа римский Бенедикт XVI и имам мечети Аль-Ажар в Каире Ахмед эль-Тайиб, из-за угроз Ватикана подать на Benetton в суд, так как реклама оскорбляла не только чувства верующих, но и «образ Его Святейшества»

В октябре 2012 года представители мусульманской общины Швейцарии увидели в новом слогане авиакомпании Swiss Air «Крест — это козырь» (Kreuz ist Trumpf) оскорбление своей религии. В компании заявили, что не хотели никого оскорбить, а в слогане заложено несколько значений: он ассоциируется с флагом Швейцарии (белый крест на красном фоне) и должен напомнить жителям страны о популярной карточной игре Jass (Kreuz ist Trumpf можно перевести и как «Козыри — крести»). Это значение слогана, понятное лишь коренным швейцарцам, должно было привнести в рекламную кампанию особый аромат дома, посчитали в Swiss Air

“Проснувшаяся” статья. В России резко выросло число дел об оскорблении чувств верующих

Автор фото, Sergei Karpov/TASS

В последние годы в России стабильно сокращалось количество уголовных дел об оскорблении чувств верующих, следует из судебной статистики. Однако в этом году дел по этой статье вдруг стало значительно больше, причем сразу в нескольких случаях судят даже не за высказывания, а за фотографии.

Только за осень под следствием оказались Лолита Богданова, оголившая грудь на фоне храма Василия Блаженного, и Ирина Волкова, снявшаяся в стрингах с Исаакиевским собором в кадре. Уже много лет оба собора – музеи, а не действующие храмы.

Читайте также:
Одежда из Италии для жизни в России

Более того, за фото, на котором пара имитировала оральный секс на фоне того же собора Василия Блаженного, обоих участников съемки и вовсе отправили в колонию на 10 месяцев. Это первый случай реального срока по 148-й статье УК.

  • Участникам съемки на фоне храма Василия Блаженного дали по 10 месяцев колонии
  • Суд арестовал блогера из Таджикистана на 10 суток и решил выдворить его из России
  • Дело о фото в стрингах перед Исаакиевским собором: суд отказал следствию

По подсчетам аналитического центра “Сова” (признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента), в 2021 году за оскорбление чувств верующих возбудили уже 13 дел, некоторые из которых уже дошли до суда – и это в разы больше, чем в предыдущие годы.

Для сравнения, в 2020 году по этой статье вынесли всего два приговора, а в 2019 году – три. Глава центра Александр Верховский заметил, что после 2017 года статья “заснула”, и он даже предполагал, что о ней и вовсе забудут. Но сейчас она неожиданно “проснулась”.

Оскорбления чувств повсюду

Статья об оскорблении чувств верующих появилась в уголовном кодексе в 2013 году, после дела Pussy Riot. Активисток, станцевавших в храме, приговорили к двум годам колонии по статье о хулиганстве, но именно после истории с “панк-молебном” появился специальный закон против таких действий.

Верховский объяснил Би-би-си, что когда появляется новый закон, силовики не спешат его применять, опасаясь проблем: по возможности все они ждут, пока кто-нибудь из коллег освоится с новой статьей, чтобы дальше пойти по его стопам.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше. Никаких ненужных подробностей и передергиваний – только факты и взвешенная аналитика.

Конец истории Подкаст

Поэтому пик дел по 148-й статье пришелся на 2016-2017 годы: тогда в год появлялось примерно по 10 дел. Их заводили за мемы про Иисуса и нелестные комментарии про верующих в соцсетях.

Неоязычница Наталья Телегина попала на скамью подсудимых за картинку, где скандинавский бог Тор замахивается молотом на православную церковь, и шесть антихристианских мемов, высмеивающих православных и патриарха Кирилла.

Художник Виктор Ночевнов получил судимость и штраф 50 тысяч рублей за карикатуры на Христа: на картинках нарисованный Иисус то висел на турнике, то танцевал, то был одет в нацистскую форму. Тогда же судили блогера Руслана Соколовского, поигравшего в мобильную игру Pokemon Go в екатеринбургском Храме на Крови.

Были и случаи, где фигуранту вменялись несколько статей, из которых 148-я была побочной. На Дальнем Востоке судили “хабаровских живодерок”: две девушки убивали собак и кошек и снимали это на видео. Оскорбление чувств верующих им добавили к другим статьям, и это обвинение отнюдь не было самым тяжелым.

На этом фоне жалобы на оскорбление чувств верующих стали в те годы обычным делом. От православных активистов досталось режиссеру Алексею Учителю, выпустившему тогда фильм “Матильда” про любовницу будущего царя Николая II – но в этом случае никаких юридических последствий у жалоб не было.

Тогда же, в 2017 году, УФАС признала оскорбляющей чувства верующих рекламу челябинской организации по выдаче займов: те выпустили карманный календарь с молитвой “Отче наш” и иконой. А постпредство Калмыкии потребовало извинений за оскорбление чувств верующих от телеканала ТНТ.

Было ли высказывание

Прежняя волна уголовных дел отличалась от нынешней: тогда вокруг религии шла общественная дискуссия, подчеркнул Верховский. Картинки и посты подсудимых были сознательными высказываниями о вере. Тот же блогер Соколовский ловил покемонов в храме не по незнанию: он шел туда специально, стремясь доказать, что ничего незаконного в этом быть не может.

Нынешние подсудимые, снявшиеся полуголыми на фоне храмов, про религию высказаться не пытались.

Осознанное высказывание, замечает Верховский, в снимок вложили только Руслан Бобиев и Анастасия Чистова: девушка, на фото присевшая к промежности мужчины, одета в куртку с надписью “Полиция”. Но это высказывание совсем не про церковь: просто закон об оскорблении чувств полиции пока не приняли, заметил эксперт. Он полагает, что именно за свой посыл оба и получили реальные сроки – в отличие от обвиняемых по двум другим схожим делам.

Верховский считает, что 148-ю статью государство стало использовать для утверждения идеологии – так же, как статью о реабилитации нацизма, по которой в последний год тоже участились дела за непочтительные высказывания о действиях россиян во время Великой Отечественной войны.

“Государство таким образом подтверждает, что оно защищает правильные ценности, а не только своих противников гоняет”, – полагает эксперт.

«Власти бьют рекорды маразма»: люди комментируют репрессии против «не так» фотографирующихся на фоне храмов

Если серьезно, ничего более разрушительного для власти и РПЦ, чем такие уголовные дела, трудно придумать.

Стоило уйти на выходные, как власти опять повели наступление на религиозном фронте на здравый смысл. И вновь дискредитировали и законность, и веру.

29 октября 2021 года Тверской суд Москвы приговорил к десяти месяцам колонии общего режима блогера из Таджикистана Руслани Талабджона (Руслана Бобиева) и модель Анастасию Чистову (Асю Акимову). Эти люди, как и большинство блогеров не самого выдающегося ума, решили сымитировать что-то напоминающее оральный секс на Красной площади на фоне храма Василия Блаженного. Им вменили «действия, выразившие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

Читайте также:
Почему одежда Prada многим кажется уродливой?

© Стоп-кадр видео телеканала “Россия 24”

Это вряд ли соответствует реальности, наверняка, обиделись полицейские. Но это не столь важно, как собственно прецедент реального срока за фотографию по статье об оскорблении чувств верующих. Штраф, общественные работы — это-то еще надо было обосновать с точки зрения закона, но возможно… Но колония общего режима почти на год? Понятно, что решение суда показательное, но оно явно неадекватное.

В этот же день стало известно, что на живущую в Санкт-Петербурге Ирину Волкову заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих).

Поводом стал снимок, сделанный летом прошлого года и размещенный в Instagram, на котором Волкова сидит на корточках на фоне Исаакиевского собора с задранной юбкой. На ней видны стринги (это важно).

На девушку донесли в полицию какие-то «активисты», разыскав фото более чем годичной давности. Как сказали в суде заявители, Волкова «оскорбила их, власть, церковь, государство и общество своими голыми ягодицами».

© Стоп-кадр видео телеканала “360”. Попа замазана от греха подальше.

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе поддержал возбуждение уголовного дела, заявив РБК, что таких дел возбуждаются единицы, и это говорит о действенности нормы как превентивной меры, устанавливающей уважение к религии в России.

Представитель РПЦ добавил, что статья 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») касается не только православия и его духовных символов. Она защищает разные религии, что, по его мнению, соответствует европейскому правовому опыту и практике.

История уголовного наказания за богохульство в России началась в 2013 году. Ранее в УК РФ было (и есть) уголовное наказание за хулиганство, под которое подходили вызывающие противоправные поступки, в том числе, связанные с религией и неуважением к обществу.

Что касается каких-то неподобающих действий, был (и есть) Административный кодекс. До 2013 года там была (и есть до сих пор) статья 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», под которую попадало всякое там «кощунство».

Но после 2013 года власти РФ решили выделить отдельную категорию граждан — верующих, юридически более нежных, чем все остальные. Это вообще-то противоречит самому понятию права и нарушает даже переписанную Конституцию. Оскорблением чувств, а тем более какой-то одной категории граждан, — это за гранью классической законности. Это оценочная категория (кого-то оскорбляет, кого-то нет), именно поэтому этих «оскорбленных» вечно приходится искать. То в каких-то малоизвестных общественных организациях или вообще среди «профессионально обижающихся» граждан.

Разберем конкретный случай. На каком расстоянии от религиозного сооружения ягодицы в стрингах оскорбляют верующих, а на каком их мерзопакостное воздействие уменьшается до приемлемых размеров? На сколько процентов должна быть прикрыта попа, чтобы верующие не оскорбились? Являются ли татуировки отягчающим обстоятельством? (Хотя, дурацкий вопрос… Конечно же, являются).

Тяжесть преступления больше, если ягодицы мужские? Или меньше? Почему? Что более оскорбительно — попа красивая или отталкивающая своим внешним видом? Чисто с юридической точки зрения. А в правовом аспекте — чем попа (часть тела) хуже спины? Или ноги? Еще: сколько должно оскорбиться верующих для возбуждения уголовного дела? А если конкретные ягодицы верующим понравились, а другим верующим нет, чья возьмет? С юридической точки зрения.

Наконец: почему все эти параметры не прописаны законодательно? Какие-то подзаконные акты, решения Верховного суда по этим животрепещущим вопросам, где это все?

И важно: почему деньги налогоплательщиков правоохранительная система РФ решила потратить именно на попу? Где дела по грудям? Чрезмерно оголенным ногам? Пупкам, наконец! По пупкам вообще можно полбюджета на силовиков освоить, там работы — непочатый край! И пупки, если не прикрываться ложными ценностями, гораздо оскорбительнее, чем ягодицы молодых девушек. Даже для неверующих.

И это не вопросы автора этих строк, это глас народа и письма трудящихся. Они их пишут в соцсетях прямо сейчас и писали все выходные.

Модные показы и оскорбление чувств верующих

Тимур Булатов. Фото: из личного архива

В стране за последний месяц прогремело уже третье по счету уголовное дело по статье об оскорблении чувств верующих. Фигурантов стремительно задерживают, торопливо судят и приговаривают к реальным срокам за фото в инстаграме. «Медиазона» поговорила с активистом Тимуром Булатовым — именно после его заявления в полицию в Петербурге задержали модель Ирину Волкову, снявшуюся у Исаакиевского собора с задранной юбкой. Булатов рассказал об успешно выстроенной им системе доносов и о том, почему считает своих «жертв» достойными наказания.

Воины-патриоты

«Счастливый муж, отец двоих детей, патриот России, ювелир», — написано в статусе «ВКонтакте» у 45-летнего Тимура Булатова из Петербурга. На аватаре в соцсети невысокий мужчина в белых брюках и тельняшке смотрит куда-то вдаль. Булатов радуется звонку журналистки «Медиазоны» и охотно подтверждает, что именно он заявил на 31-летнюю модель Ирину Волкову, снявшуюся у Исаакиевского собора с задранной юбкой, в полицию.

Читайте также:
Упадок в Британской модной индустрии и закрытие магазинов

В конце октября Волкову обвинили в оскорблении чувств верующих (часть 1 статьи 148 УК). Поводом стал снимок, на котором она сидит на корточках на фоне Исаакиевского собора с оголенными ягодицами.

«Люди идут в храм — неважно, в какой — идут с какими-то мыслями, — рассуждает Булатов о том, что именно его оскорбило в снимке Волковой. — И тут возникает вот это грязное существо, оголяя свое грязное тело — которое ей дал бог вообще-то для того, чтобы оно хранило его в чистоте! Позирует с вызовом!».

Булатов рассказывает, что фото Волковой ему прислали «волонтеры» — так он называет участников паблика «Родители России», администратором которого он является. «ВКонтакте» у сообщества всего 32 подписчика, но Булатов утверждает, что у него больше тысячи единомышленников, которые находят для него «опасные для общества» публикации в интернете. «Защита традиционных семейных ценностей, безопасности детства и детской нравственности» — это, по словам мужчины, цели еще не зарегистрированного им движения «Родители России».

«Волонтеров дохера, — говорит Булатов. — Около полутора тысячи человек. Они собирают информацию, приходят с работы: смотрят новости, социальные сети, видят что-то — и присылают мне. Не видят — значит, продолжают варить картошку и гладить своих детей по голове. Ну прислал [фото Волковой] кто-то мне, сказал: “Тимур, это оскорбляет чувства верующих”. И я принял решение, что нужно [ее] наказать».

По словам Булатова, он подал заявление в полицию об оскорблении Волковой чувств верующих 29 октября, а уже на следующий день девушку задержали. 30 октября его вызвали дать показания в Следственный комитет Петербурга, куда он поехал вместе со своим знакомым — тот согласился стать свидетелем.

Тимур Булатов в 2016 году. Фото: Dmitri Lovetsky / AP

«Я там крикнул на весь интернет: “Ребята православные, где вы, я сейчас в СК еду и мне нужен человек, которого эти фотографии задевают”. Все! Откликнулся человек, мы поехали. Аркаша — верующий христианин, изъявил желание. Он негодует как православный человек».

В Объединенной пресс-службе судов Петербурга «Медиазоне» сказали, что свидетелей по делу Волковой пятеро — все они увидели фото модели в интернете и попросили полицию проверить, есть ли в поступке девушки состав преступления. Булатов говорит, что с другими свидетелями по делу не знаком.

В день подачи заявления Булатов опубликовал у себя «ВКонтакте» пост, где сообщил о визите в Следственный комитет и с обилием физиологических подробностей пообещал «вдуть» Волковой «после законного суда и обвинительного приговора».

Вопрос, не считает ли он подобные заявления оскорбительными, Булатова нисколько не смущает. Он говорит, что его супруга видела пост и полностью согласна с ним.

«Мы все — воины информационной войны, все патриоты, — говорит он. — На мой взгляд, [Волкову] надо наказать. А многие мужчины ее наказали бы именно так. Потому что она заслуживает этого своим поведением. Разве нормальная женщина будет показывать то, что должно быть скрыто, публично? Нет. Значит, она заслуживает низкого отношения. И я согласен с теми, кто таких забивает камнями».

Булатов считает, что Ирина Волкова фотографировалась у Исаакиевского собора намеренно и добавляет, что в мусульманских странах девушку ожидало бы гораздо более суровое наказание за такой снимок. Рассуждая об этом, Булатов смакует подробности:

«Сделала бы она это в мусульманской стране напротив мечети, она бы уже к вечеру даже бы уже не стонала. Ее труп бы собаки доедали, отковыривая ее из-под кучи камней. Понятно?».

С тем, что суд не стал назначать Волковой меру пресечения, Булатов согласен — из новостей он узнал, что у девушки есть ребенок. Он считает, что подходящим наказанием для Волковой стал бы существенный штраф, ведь заработать деньги на его выплату девушке будет непросто: «У нее жопа рабочая, пускай идет на панель зарабатывает».

Булатов хвалится, что у него есть «связь с отделами МВД по всей России», и «по его заявлениям регулярно заводят уголовные дела». На этом моменте Булатов делает паузу и неожиданно признается: однажды он даже ощутил, что у него начинается мания величия. Но в 2017 году попал в аварию на мотоцикле и избавился от нее: «У меня был открытый перелом голени, разрыв артерии в двух местах, перелом бедра, четырех ребер, легкого левого, перелом ключицы, трещина в черепе и обширное кровоизлияние в мозг, я девять суток был в коме. Эта авария мне от Всевышнего и прилетела, потому что я возомнил себя рукой бога».

Себя Булатов называет борцом с ЛГБТ-сообществом и не без гордости рассказывает, что это он написал заявление на ЛГБТ-активистку из Комсомольска-на-Амуре Юлию Цветкову в 2019 году. Кроме того, в апреле Булатов также обращался в полицию с заявлением на бывшую главу петербургского штаба Алексея Навального Ирину Фатьянову, планировавшую выдвигаться на выборы в Заксобрание. Он сообщил, что у активистов ее штаба есть запрещенные листовки. В итоге полиция изъяла из штаба Фатьяновой всю агитпродукцию.

Читайте также:
Плюшевые шубы и жакеты 2021

Художницу и ЛГБТ-активистку Цветкову обвиняют в распространении порнографии из-за картинок в паблике «Монологи вагины». Цветкова находилась под домашним арестом с ноября 2019 года, весной 2020 года ее перевели под подписку о невыезде. В марте 2021 года дело передали в суд, но заседания по нему проходят в закрытом режиме.

Цветкова объясняла, что ведет группу, в которой публикуются рисунки вульвы, сделанные другими художниками и самой активисткой, чтобы снять табу с женской физиологии.

После возбуждения дела Цветкову дважды штрафовали за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (часть 2 статьи 6.21 КоАП) из-за пабликов о феминизме и ЛГБТ, а также рисунка в поддержку ЛГБТ-семей. В марте 2020 года Булатов написал заявление о «гей-пропаганде» (статья 6.21 КоАП) на мать Юлии Цветковой Анну Ходыреву.

Тем временем в трубке слышится детский голос. Мужчина меняет тему и рассказывает, что прямо сейчас играет со своей двухлетней дочкой: «Я ей с утра заплел косички, “колоски”: справа, слева, — изменившимся голосом тихо говорит он. — И вот она сейчас катается на машинке. Ждет, когда я ей мультики включу, “Три кота”».

По его словам, доносы не приносят ему дохода и «патриотизм для него — не бизнес». По образованию он художник по металлу и работает на себя, делая женские украшения. Супруга, по его словам, работает врачом-терапевтом. «Жена говорит: “Если бы тебе платили [за доносы] деньги, мы бы были миллионерами”», — смеется он. У Булатова двое детей, сыну 15 лет. Мужчина называет ЛГБТ-сообщество «петушней» и подчеркивает, что у его старшего ребенка традиционная ориентация, ведь «он влюблен в нескольких девочек одновременно»: «Мне все говорили: “Вот, твой сын станет гомосеком”. Да не может такого быть: в здоровой семье дети всегда здоровые! Я воспитываю [детей] с четким пониманием, что есть белое, а что есть черное. Что можно, а что нельзя. Что есть грех, а что является благом».

На одной волне

По словам Булатова, он собирался подать заявление в полицию и на блогера Руслана Бобиева (Руслани Муроджонзод), после того, как увидел в соцсетях их совместное с моделью Анастасией Чистовой фото на фоне храма Василия Блаженного в Москве. Обоих задержали после публикации в инстаграме Бобиева снимка, на котором девушка в куртке с надписью «полиция» на спине сидит перед блогером на корточках, пока он держит ее за волосы.

«Но со мной связались представители правоохранительных структур Москвы и сказали, что уголовное дело завели, и там есть свидетели, заявители — все нормально», — довольно говорит Булатов.

Первым о публикации Бобиева в своем телеграм-канале сообщил основатель «Мужского государства» Владислав Поздняков.

Основатель «Мужского государства» Владислав Поздняков. Фото: из личного аккаунта в Instagram

«Кстати, за такое бабу и его самого менты вполне могут притянуть, — прокомментировал снимок Бобиева он. — Скорее всего, после этого поста так и будет».

Телеканал «Царьград» в своем телеграме тогда сравнил задержанного Бобиева с «побитым псом», а модель Анастасию Чистову называл проституткой.

«Бобиев и раньше делал подобные провокации. Нападал на прохожих со спины в общественных местах, устраивал драки в метро, так он набрал 100к подписчиков в инстаграме, который уже удалил. В этот раз не повезло, слишком большой общественный резонанс и “решить вопрос”, как раньше, уже не получится», — говорилось в одной из публикаций.

29 октября обоим участникам съемки на фоне собора назначили по 10 месяцев колонии за оскорбление чувств верующих.

«Счастливый муж и ювелир» Тимур Булатов говорит, что «более чем доволен» наказанием, которое назначили блогерам. Он добавляет, что не знаком с Поздняковым и его сторонниками, но «на одной волне» с ними.

Приговор Бобиеву и Чистовой стал первым реальным сроком за оскорбление чувств верующих в России. Адвокат блогера Надежда Федосеева по телефону сказала «Медиазоне», что устала от звонков журналистов и не хочет комментировать наказание, назначенное ее доверителю. Она добавила, что свидетелей по делу было двое, но кто они и какие давали показания — рассказывать не стала.

По данным источника ТАСС, по той же статье 23 октября завели дело на 22-летнюю Лолиту Богданову, оголившую грудь на фоне храма Василия Блаженного. Издание Daily Storm со ссылкой на пресс-службу ведомства сообщило, что модель у себя в инстаграме извинилась за «оскорбление чувств верующих» и добавила, что видео было снято «два или три года назад», но опубликовано без ее разрешения. Накануне телеграм-канал основателя «Мужского государства» Владислава Позднякова опубликовал ссылку на инстаграм Богдановой, после чего девушка пожаловалась на поступающие ей угрозы в соцсетях.

Кого еще обвиняли в оскорблении чувств верующих

Госдума приняла поправки в статью о «Нарушении права на свободу совести и вероисповеданий» в 2013 году, спустя девять месяцев после акции Pussy Riot «Богородица, Путина прогони!» в храме Христа Спасителя в феврале 2012 года.

В июне 2021 года в Москве возбудили уголовное дело об оскорблении чувств верующих из-за съемки тиктока с иконами. На видео блогеры изображали на улице застолье, во время которого девушка стояла на четвереньках рядом с иконой. В какой-то момент к компании подошел недовольный мужчина: началась перепалка, во время которой молодые люди кричали ему, что «не верят в бога», что они «атеисты и нигилисты», а икона для них «просто картинка». «Москва 24» тогда выпустила сюжет о конфликте.

Читайте также:
Легкий способ добавить в образ модную тенденцию

Дела по аналогичной статье возбудили против читинского подростка, покурившего в храме для видео в TikTok, а также против охранника из Орловской области, опубликовавшего в соцсетях, по версии следствия, оскорбительный комментарий о Деве Марии.

В 2017 году блогера из Петербурга Руслана Соколовского, игравшего в Pokemon Go в екатеринбургском Храме-на-Крови, приговорили к двум годам и трем месяцам лишения свободы условно по обвинениям в возбуждении ненависти (часть 1 статьи 282 УК), оскорблении религиозных чувств верующих и незаконном обороте технических средств негласного получения информации (статья 138.1 УК). Следствие считало, что в своих видео блогер оскорбил православных христиан, мусульман и феминисток. «Медиазона» публиковала текст приговора.

С недавних пор срок можно получить не только за обнаженные фото у храмов, но и у отделений полиции: силовики оскорбляются не меньше, чем верующие. Так, в августе 2021 года Пресненский районный суд Москвы арестовал на пять суток активистку Алину Иванову за фотографию с оголенными ягодицами возле ОВД «Арбат». Девушка сфотографировалась у отдела полиции 7 августа, решив таким образом поддержать жительниц Екатеринбурга — модель Елену Никифоровскую и фотографа Айсель Ахмедову, которых арестовали на трое и двое суток за аналогичные фотографии. На Иванову составили протокол о мелком хулиганстве (часть 1 статьи 20.1 КоАП).

«За плакаты сажают, за лайки сажают, за мнение сажают, теперь и за фотографии сажать будем? Мы живем в светской стране, законы шариата тут не действуют. Так какого черта девушек арестовали?» — говорила тогда Иванова Sota.Vision.

Редактор: Мария Климова

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Кто есть верующие, и как действует оскорбление чувств верующих в светской России.

На волне массового выражения своего мнения в обществе решил поделиться сугубо личным мнением, хотя считаю , что каждый думающий человек сам приходит к этому.

Кто верующие, и действительно-ли нужно в светской стране наказывать за оскорбление их чувств?

Начнем с того, что вера бога есть понятие сугубо личное, каждый вправе верить или не верить в бога. Ну а если человек все же верит в бога, почему кто-то(церковь) должен диктовать ему, как он должен это делать? Я действительно часто задаюсь вопросом, откуда взялись современные нормы, которые дает нам церковь ? Бог дал Моисею 10 заповедей. Тогда кто придумал все остальные ? Основные 10 заповедей хорошо отождествляются с давно(очень) устоявшимися моральными устоями, на которых держится общество, и то что церковь является одним из тех институтов, чьи последователи исполняют эти нормы, очень полезно для стабильного общества. Но встает резонный вопрос, почему эти же люди должны следовать тому, что было дано им отнюдь не богом, а таким же человеком как они.? Даже не важно почему он это сделал, потому что что-то в обществе не понравилось лично ему, или он действительно преследовал благие цели и, хорошо все просчитав, хотел лишь той же стабильности, или, что мне часто видится в некоторых церковных нормах, ему было сказано написать эти правила, потому что кому-то, кто выше его было выгодно трансляция этих правил через церковь, ведь с церковными правилами не спорят, не так-ли? Получается, что популяризация некоторых норм через церковь может быть так же грамотной политикой, тех кто руководит этим обществом, и церковь в данном случае является лишь институтом общественного контроля. Вера в бога выигрывала войны, но не церковь. Хотя тут можно и оговориться, что церковь является тем, что в этого бога помогает поверить и эту функцию церкви я отнюдь не подвергаю критике, хотя она практически не дает человеку выбора.

На сегодняшний день в России, христианская церковь начала развиваться практически семимильными шагами. Мне видится, что именно на данном этапе развития российского, постсоветского, общества, вся та «маркетинговая политика», которую церковь развивала многие столетия, приносит плоды. По христианским канонам ребенка надо крестить на 40 день после рождения. Спустя время ребенок начинает подрастать и все больше осознавать себя в обществе, но его развитие и первые этапы жизни проходят уже под церковным влиянием и еще не окрепший ум ребенка воспринимает это как должное, ведь родители, бабушки, дедушки и вся семья, на поведение которой он равняется, так делает. И в итоге, в момент достижения ребенком полностью осознанного возраста он, конечно же, будет истинным «верующим», который будет свято верить и слушаться того, о чем говорят ему священнослужители. Таким образом, социализация помогает церкви создавать новых последователей похлеще чем гипнопедия у Хаксли. Очень редко люди из низов задумываются о том, о чем пишу я, из-за чего процесс создания все новых «верующих» протекает просто отлично из года в год, через века, стоило однажды его запустить. А ведь этот процесс был именно запущен, причем насильно, когда Владимир(Святославович) крестил Русь в конце X века.

Очень важно отметить, что больше 50% всех денег и благ(полезных ресурсов) на планете находятся у 1% людей, и все оставшиеся 99% зачастую находят какой-то смысл своего существования в религии(не в вере). Она диктует им, что бедная жизнь наполнена смыслом из-за чего вам отнюдь не стоит развиваться, пытаться добиться большего в этой жизни. Ведь добившись большего, у вас будет больше удовольствий в жизни, а по мнению церкви, попадет в рай именно тот, кто больше страдает, а не придается удовольствиям. А этому 1% такое мышление других людей очень полезно, ведь в итоге большинство не будет посягать на их богатство. Встает вопрос, не этот-ли процент людей(возможно раньше был необязательно один процент, главное, что это были те, кто владел большей частью ресурсов) в свое время осознал всю ту пользу института церкви и начал использовать его в своих целях.

Читайте также:
Какой будет женская и мужская мода ближайшего будущего?

Самое интересное, что в России, где Москва является 3 городом мира, по числу проживающих в ней числу долларовых миллиардеров(Forbes), стране, которая по конституции является светским государством, церковь, во-первых, абсолютно не облагается налогом, во вторых, существует статья УК РФ 148 «Нарушение права на свободу совести и вероисповедания», а конкретно первая её часть (к другим частям вопросов нет). Она говорит что оскорблением чувств верующих являются «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Только опять возникает вопрос, кто определяет что чувства верующих были оскорблены? Фактически если я, к примеру, опубликую все что сейчас пишу, это будет публичным действием, а кто-то из них посчитает, что их чувства были оскорблены, то он смело сможет подать заявление в полицию. Но вот в чем дело, я не зря выделил свободу совести в указании статьи, ведь такое право у Россиян тоже есть и если, кто-то начнет пытаться привлечь меня, это уже будет нарушением моего права на свободу совести, ведь я пытаюсь всего лишь высказать свою точку зрения. Именно эта грань определяет светское государство. Ведь если государство не будет давать мне выразить свою точку зрения по этому вопросу, это государство не является светским, даже больше, оно не является свободным. Я не буду приводить примеры, ведь все легко можно найти воспользовавшись интернетом, но их много. Много случаев, когда человек выражая свою точку зрения, в отношении церкви, привлекался за это. Ничего удивительного в этом нет, пока есть те, кому выгодна церковная «пропаганда» и есть те, кто не задумывается и слепо ей верит, существование тех, кто может случайно или специально заставить людей задуматься, о том, что точку зрения церкви можно оспорить будет опасно.

Я ранее сделал, очень емкое замечание «постсоветской», когда говорил о современной России. Ведь в СССР, спустя какое-то время, заметьте не сразу, власть отказалась сотрудничать с церковью, потому что были созданы иные общественные институты, когда страна вошла в тоталитарную эпоху Сталинизма. Эти общественные институты, такие как Октябрята, Пионеры, Комсомольцы. неплохо справлялись с социализацией (институты указаны в порядке взросления человека), прививая человеку нужные, в данном случае партии, нормы на всех этапах взросления.

Современное искусство и уголовная ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих

По многочисленным сообщениям СМИ проект «Закона об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств» будет внесен в Думу на следующей неделе. Вряд ли можно сомневаться, что проект будет одобрен и принят, видимо, почти единогласно. Очень вероятно и то, что вступление нового закона в силу даст МП РПЦ, прокуратуре, и разного рода национал-православным организациям и их активистам действенное «правовое» оружие против современного искусства и значительно увеличит степень самоцензуры у руководства художественных институций и художников. Можно ожидать, что показывать критические по отношению к религии и церкви художественные произведения визуального искусства, например, карикатуры на патриарха Кирилла, нелицеприятные по отношению к религии киноленты или спектакли или опубликовать развенчивающие религиозную веру книги и научные исследования будут только совсем отчаянные головы либо лица и институции с очень высокой степенью социальной защиты.

Такова логика культурного и политического процессов, старт которым был дан приговором Таганского суда г.Москвы, признавшим летом 2005 г. организаторов выставки «Осторожно, религия!» (состоявшейся в январе 2003 г. в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова) виновными в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни (ст.282 УК). Хотя против уголовного преследования ее организаторов выступило тогда довольно много людей саму выставку и экспонировавшиеся на ней работы общественное мнение сразу и единодушно объявило «плохой» и «плохим искусством» несмотря на то, что почти никто из писавших и осудивших судебный процесс ее не видел. Видимо, современное искусство, действительно мало кому нравится, да и многим защитникам подсудимых представлялось правильным и было проще, что вызвавшая скандал выставка должна быть «плохой».

В последующие 7 лет власти, однажды встав «на рельсы» защиты чувств верующих от ментального и эмоционального оскорбления, точнее от их самооскорбленности современным искусством, свернуть с этого пути уже не смогли и не захотели.

За уголовным приговором организаторам выставки «Осторожно, религия!» в 2010 г. последовал аналогичный приговор вынесенный Таганским судом за проведение выставки «Запретное искусство – 2006» (выставка прошла в марте-феврале 2007 г. также в Музее и центре имени Сахарова). Затем в феврале 2012 г. вступило в силу решение суда г. Тарусы о признании по требованию прокураторы экстремистским материалом двух работ Александра Савко из серии «Путешествие Микки-Мауса по истории искусства» (обе демонстрировались на выставке «Запретное искусство»). Данное решение означало, что показ этих работ запрещен судом даже в Интернете (хотя их там легко найти и сейчас). Во всех предыдущих случаях никто из организаторов выставок не был посажен, а был приговорен к штрафам в размере от 100 до 200 тысяч рублей.

Читайте также:
Секрет успеха Ким Кардашьян в продвижении брендов

Наконец, в августе 2012 наступил «перелом». Хамовнический суд г. Москвы приговорил к двум годам заключения трех женщин, членов панк— группы Pussy Riot за оскорбление ими религиозных чувств верующих — выступление в ХХС с панк-молебном «Богородица Дево, Путина прогони!».

С 2003 г. (после выставки «Осторожно, религия!») РПЦ понадобился немалый срок, чтобы убедить администрацию президента Путина, служившую все же неким тормозом, разрешить Госдуме принять закон, которым любые действия и акции в т.ч. художественные выставки, спектакли, театральные постановки, плакаты на митингах и т.п. ментально и эмоционально негативно воспринимаемые кем-либо из верующих и представителей РПЦ, видимо, могут быть объявлены оскорбляющими религиозные чувства верующих и признаны уголовно наказуемым преступлением (например, произведения и постановки, плакаты, использующие религиозные символы и образы в сниженном, профаном контексте, высмеивающие веру в Бога и т.д.) , даже если эти выставки, представления и акции проходят вдали от мест религиозного почитания. Речь пойдет об акциях не связанных с вандализмом в храмах, не препятствующих с отправлению религиозных обрядов, не посягающих на физическую неприкосновенность верующих и унижение их личности.

Как будет применяться новый Федеральный закон об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих и к чему это приведет станет видно в недалеком будущем.

Администрация президента и РПЦ имели возможность выбрать альтернативный путь решения вопроса взаимоотношения свободы совести и современного искусства с религией и церковью. Этот путь, отнюдь не универсальный, но для России приемлемый, я предлагал в своих показаниях Таганскому суду на процессах по делу о выставках «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство – 2006». Позволю себе о нем напомнить:

. Конституцией РФ — ст. 13, пп.1, 2; ст. 14, п.1; ст. 28, ст. 29, пп. 1,3,4,5; ст. 44 пп.1,2, а также Федеральным законом о свободе совести и религиозных объединениях – ст.6 гарантируется право . светских учреждений культуры, публично демонстрировать в России в специально отведенных для этого местах произведения современного искусства независимо от того, как эти произведения могут оцениваться и восприниматься с религиозной, в т.ч. с православной точек зрения любыми внешними наблюдателями: верующими мирянами, служителями церкви, официальными представителями РПЦ, экспертами-религиоведами, общественными организациями, позиционирующими себя в качестве православных, и т.п., а также независимо от того, как эти произведения могут оцениваться представителями исполнительных, законодательных и судебных органов власти.

Вышеуказанными статьями Конституции и ФЗ гарантируется право художников и светских учреждений культуры на публичную демонстрацию в России в специально отведенных для этого местах художественных произведений, в которых иконографические религиозные символы, образы, знаки или их фрагменты берутся и изображаются авторами произведений не в их исходном сакральном значении и контексте, а помещаются в профанный контекст и совмещаются с чуждыми им изображениями для выражения любых интересующих и волнующих авторов произведений художественных задач, идей и явлений, при условии, что данные произведения с нерелигиозной, светской точки зрения выражают — по мнению их авторов, а также специалистов по современному искусству и руководителей учреждений культуры, где эти произведения демонстрируются — определенные идеи, мысли, чувства, в т.ч. атеистического характера, не направленные на оскорбление личности и личного достоинства верующих, в т.ч. православных.

Что касается заявлений руководителей РПЦ и Патриаршего совета по культуре, что ряд произведений современного искусства, в частности представленных на выставках «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2006», являются «богохульством и кощунством с точки зрения христианства», т.е. с точки зрения религиозного сознания, Русская православная церковь имеет возможность, не поступаясь своими духовными и религиозными традициями и принципами и уважая Конституцию РФ и нормы Федерального закона о свободе совести и религиозных организациях, открыто и публично рекомендовать всем своим прихожанам не посещать и не смотреть – по религиозным мотивам – определенного рода выставки, спектакли и, возможно, отказаться от сотрудничества с авторами соответствующих произведений и институциями, которые такие произведения демонстрируют.

Оскорбление чувств верующих и экстремизм

Могут ли в России осудить только лишь за репост в социальной сети сообщения или изображения, которые, по мнению властей, призывают к экстремизму или оскорбляют чувства верующих людей?

Разберемся, при каких условиях можно оказаться на скамье подсудимых по обвинению в экстремистской деятельности, и что нужно делать, чтобы не нарушить закон и защитить свои интересы.

Что такое экстремизм по закону?

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» за номером 114 экстремистской называется такая деятельность, при которой делаются попытки публично оправдать терроризм, менять основы конституционного строя, возбуждать на публике рознь – социальную, религиозную, расовую; пропагандировать исключительность или неполноценность людей, основываясь на их принадлежности к каким-то национальности, религии, языку.

Экстремистскими также называются действия, когда создаются препятствия работе госорганов, избиркомов, объединений – общественных и религиозных; когда совершаются преступления, обозначенные в статье 63-ей УК, в пункте «е» ее первой части; демонстрируется нацистская символика.

Экстремизмом также считаются ложные обвинения государственных служащих в экстремистской деятельности во время их работы на государственной должности.

Читайте также:
Носить ли изделия из кожи, если не можете отказаться от мяса

Если гражданин финансирует перечисленные действия или помогает их осуществлять в какой-то другой форме, он также может быть обвинен в экстремизме.

Как закон определяет оскорбление чувств верующих?

Под оскорблением чувств верующих статья 148 УК РФ обозначает действия, которые сделаны публично и направлены на то, чтобы оскорбить чувства верующих людей, а также на выражение открытого неуважения к другим людям.

Московская патриархия объясняет понятие «религиозные чувства» как благоговейное отношение к святыням, текстам, личностям святых, местам паломничества, предметам и образам. Если такие чувства оскорбляются, на картинках или в словах передаются

  • негативные установки;
  • оскорбительные характеристики;
  • отрицательные эмоции.

Это может быть отзыв, высказанный с неуважением к святыням, текстам и другим важным для верующего человека вещам. Оскорблением также считается издевательство над религиозной символикой, например, в форме карикатуры. Если кто-то намеренно портит религиозные книги и предметы – это тоже оскорбление.

Интересно, что закон не приводит списка религий и критериев, по которым можно определить, к какой вере принадлежит тот или иной человек. То есть верующим может себя назвать любой человек, который объявляет, что он привержен к какому-то религиозному течению.

При этом необходимо доказать, что оскорбляющие чувства верующего человека слова и действия были сказаны или сделаны именно для того, чтобы его оскорбить, то есть не случайно.

Как видим, определения довольно размытые. Закон, как говорят сами законодатели, нуждается в доработке. А пока он дает множество вариантов толкования, соответственно, и оказаться в роли обвиняемого по делу об экстремизме или оскорблении чувств верующих, рискует каждый, кто допускает любые публичные высказывания и действия, которые могут быть расценены именно так.

Зачем закон запрещает экстремизм?

Задача закона в данной ситуации – обеспечить равенство людей всех рас, религий, национальностей. Законодательные акты, которые ставят по запрет распространение экстремистской информации и совершение подобных действий, есть не только в России, но и в других государствах.

Это необходимо, чтобы не возникало вражды между представителями разных национальностей и социальных групп, чтобы кто-то не решил, что он лучше или выше другого – и на этом основании не начал притеснять людей, отличающихся от него цветом кожи или религиозными предпочтениями. Это вопрос безопасности общества.

Что запрещает закон в России?

Если обратиться к закону, в нашей стране запрещается

  • высказывать на публике или распространять в интернете, а также СМИ призывы свергнуть власть или изменить конституционный строй;
  • мешать другим гражданам голосовать;
  • говорить о необходимости ненавидеть кого-то по причине его вероисповедания, занятий или места рождения, а также призывать причинить им вред;
  • в любых вариантах публично показывать нацистские символы;
  • высказываться в защиту терроризма публично и помогать террористам;
  • публично высказывать насмешки по поводу религиозных чувств других людей, символов, святынь, образов, относящихся к какой-то религии; картинки, где присутствуют такие насмешки, нельзя распространять в интернете, в том числе – делать их репосты.

Это лишь краткое изложение того, что суд может отнести к экстремистским действиям и оскорблению чувств верующих людей. Заметим, что общим моментом во всей этой информации является то, что все действия совершаются публично. То есть именно за публичное проявление можно оказаться на скамье подсудимых.

Интернет – публичное место

А поскольку интернет – место публичное, то все, что публикуется во всемирной сети, может считаться публичными выступлениями. Соответственно, попадает под действие закона.

Если вы просто написали в своей группе, которую делите с друзьями, небольшой пост, – это публичное выступление. Ведь ваше сообщение могут видеть другие люди.

Даже если существует вероятность, что его увидит всего один человек – вы рискуете. Согласно закону, возбуждение ненависти и экстремизма может рассматриваться даже в отношении одной личности. И этой личностью может стать, например, следователь.

Причем закону все равно, кто является автором поста – вы сами или кто-то другой. С точки зрения законодательства, репост записи, видео, картинки – тоже распространение материалов, пропагандирующих экстремизм или оскорбление чувств верующих.

Кто решает, относятся ли сообщение, видео или картинка к экстремистским?

Для этого проводится экспертиза, приглашаются компетентные специалисты. Они используют специальные методики, которые были утверждены Министерством юстиции. Но поскольку точного списка критериев, по которым оценивается информация, не существует, в процесс вмешивается субъективный фактор – и результат экспертизы предугадать невозможно. Например, экспертиза по делу Марии Мотузной, которую обвинили в оскорблении религиозных чувств, установила, что из 13 картинок только три оскорбляют чувства верующих.

Чтобы понять, какие именно картинки, видео и сообщения во всемирной сети российские правоохранительные органы могут расценить как экстремистские, стоит познакомиться с официальным перечнем экстремистских материалов, которые публикуются на сайте Минюста. Сейчас в нем несколько тысяч позиций. Можно посмотреть листовки, фильмы, песни, картинки, комментарии, книги и брошюры. Некоторые примеры кажутся безобидными, например, «гнать их таких-сяких, потому что они во всем виноваты». При этом автор ссылается на местную власть. Такое высказывание было расценено как экстремистское.

А как же свобода слова?

Свобода слова тоже имеет свои ограничения – в виде рамок закона. Если чьи-то действия или слова нарушают закон, это уже не свобода слова, а нарушение прав других людей. Вряд ли кому-то придет в голову приходить и селиться в любом доме только потому, что он ему понравился, хотя право на жилье гарантировано всем гражданам нашей страны.

Читайте также:
Обувь на флатформе – как выбрать и с чем носить

То же самое и со свободой слова, прописанной в Конституции. Никто не запрещает писать о своем мнении, например, о том, что получил мир в результате Второй Мировой Войны, основываясь на фактах и не оскорбляя никого. Но публиковать символику Третьего Рейха на своей страничке – это закон запрещает, это уже не свобода слова.

Кстати, критиковать власть, политиков и религиозные организации в разумных пределах и без оскорблений в России можно. И это подтверждается Постановлением Пленума Верховного суда (пунктами седьмым и восьмым) от 03.11.2016 N 41 “О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 “О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности” и от 28 июня 2011 года N 11 “О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности”. Главное, что отличает такую критику от экстремизма, – отсутствие попыток кого-то убеждать в необходимости ненависти к людям, которые относятся к какой-либо религии или национальности, либо к политической партии. Можно высказывать личное мнение публично, но при этом в нем должна отсутствовать опасная пропаганда и призывы.

Кто может выступить обвинителем?

Чтобы было возбуждено уголовное дело об экстремизме или оскорблении чувств верующих в интернете, не обязательно должны быть потерпевшие. Согласно закону, в этих случаях ответственность влечет за собой сам факт, что информация была опубликована – вынесена на публику. Раз текст или картинку могут увидеть другие люди в интернете, она уже способна нанести им оскорбление или способствовать совершению ими экстремистских действий.

За что могут привлечь?

Поводов для привлечения к ответственности за распространение в интернете информации, призывающей к экстремизму или оскорблению чувств верующих людей, достаточно много. Их можно разделить на две основные группы.

  • Любые публикации, в которых содержатся экстремистские высказывания и изображения: комментарии, видеозаписи, репосты, фотография, которую пользователь сохранил на своей странице и доступная для просмотра другим людям.
  • Участие в сообществе, которое публикует такие материалы, в том числе даже если оно еще ничего не опубликовало и не сделало, а только обсуждает свои планы по совершению таких действий.

Детальный анализ

В 2015 году, согласно статистике, за распространение материалов, в которых содержались экстремистские призывы и оскорблялись чувства верующих, в сети Интернет, в России было привлечено к ответственности более 700 человек.

В ноябре 2016-го Пленумом Верховного Суда РФ было принято Постановление номер 41, где содержится требование к судам детально разбираться в ситуациях, прежде чем выносить приговоры. Теперь, когда суд решает, были ли действия обвиняемого направлены на то, чтобы возбудить ненависть или вражду, унизить достоинство лица или группы людей, он должен опираться на совокупность обстоятельств и учитывать множество факторов, в том числе контекст и форму.

По словам опытных юристов, это означает, что привлечь пользователя интернета к ответственности за распространение экстремисткой информации, суд, согласно закону, теперь может, только детально проверив и проанализировав массу информации, в том числе из переписки и комментариев.

Какое наказание может последовать за экстремизм и оскорбление чувств верующих в интернете?

Согласно закону, за экстремизм в России предусмотрено три типа ответственности.

  • Административная, то есть штраф. Например, пропаганда нацистских символов или их публикация может привести к штрафу в сумме 2 тысячи рублей или к аресту на 15 суток. Если экстремистские материалы, которые внесены в перечень Министерства юстиции, распространялись в массовом масштабе, штрафуют на 3 тысячи рублей или сажают под административный арест. Это означает, что и за репост подобных материалов можно получить штраф.
  • Уголовная ответственность за экстремизм предусмотрена, в основном, статьями 282 УК (прим.2), а также статьей 63 УК (пунктом «е» части 1). Есть и другие статьи, по которым сажают за репост: 205.2 (о публичной пропаганде или оправдании террористических действий), 280 УК (о публичных призывах совершать экстремистские действия, где содержатся слова «делай», «давно пора делать» и подобные высказывания); 280.1 УК (о призывах выйти из состава России – публичных). Уголовный срок, который можно получить по этим статьям – до семи лет лишения свободы. Уголовная ответственность предусмотрена и за оскорбление чувств верующих: статья 148 УК была введена в 2013 году после истории в одном из храмов Москвы. Теперь привлечение к ответственности возможно даже без разжигания вражды и без публичных призывов к неправомерным действиям, и без унижения достоинства какой-либо социальной группы.
  • Гражданско-правовая, когда возмещается моральный или материальный ущерб. Например, кто-то сделал репост картинки, которая вызвала моральные страдания другого лица: это повод для обращения в суд. Подать за оскорбление в суд можно и за комментарий о работе какого-то специалиста, где он обвиняется в чем-то необоснованно.

Примеры из практики

Приведем несколько примеров наказаний, вынесенных судом пользователям интернета по делам об оскорблении чувств верующих и об экстремистской деятельности.

  • В декабре 2013 года житель Москвы был приговорен к 3 годам и 4 месяцам лишения свободы за то, что опубликовал видеоролики и тексты, которые были направлены на возбуждение вражды в отношении немусульман и включали призывы к террористическим действиям.
  • В августе 2012 года активистке татарского отделения одной из националистических партий был присужден штраф в сумме 1 тысяча рублей за то, что она поставила лайк под скриншотом, на котором был изображен кадр фильма «Американская история X».
  • В сентябре 2013 года житель Самары был помещен на принудительное лечение в психиатрическую клинику , потому что на своей странице в соцсети разместил карикатуру, где был изображен хоккеист из мультфильма «Шайбу, шайбу». Вместо клюшки у него в руках был топор, а под картинкой была подпись с предложением использовать его в ожидании «гостей с гор».
  • Националист из Москвы получил в августе 2014 года наказание в виде пяти лет лишения свободы за то, что в соцсети разместил два видеоролика экстремистского содержания и сделал репост еще одного подобного.
  • В 2015 году штраф в 15 тысяч рублей был присужден жителю Новосибирска: она добавил в свои аудиозаписи на странице «Вконтакте» запись «Киборг – Наш Враг. », которая внесена Министерством юстиции в список запрещенных материалов.
Читайте также:
Одежда из сетки – модная тенденция 2021

Что еще грозит тем, кто был наказан за экстремизм?

Кроме административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности нарушители закона о противодействии экстремизму оказываются

  • ограниченными в выборе работы: они не могут работать в госструктурах, не могут служить в армии по контракту, им нельзя работать в правоохранительной системе, занимать должность охранника и быть педагогом;
  • без счетов в банке: как только человеку предъявлены обвинения в экстремизме, его счет в банке может быть заблокирован, а открыть новый будет невозможно; закон разрешает только получать со счетов не более десяти тысяч рублей ежемесячно на каждого члена семьи обвиняемого или осужденного за экстремизм;
  • без своего сайта: судебные приставы могут заблокировать ресурсы, на которых были замечены экстремистские материалы и оскорбление чувств верующих людей.

Как не оказаться на скамье подсудимых за репост?

Стоит внимательно следить, в какие сообщества в соцсетях вступать и где оставлять комментарии. Лучше подстраховаться и вообще не заходить на страницы, где может быть малейший намек на экстремизм и оскорбление чувств верующих. Также стоит проверить свои аккаунты и убрать из них все, что хоть как-то может подпадать под эти определения. Проверить и удалить все свои подозрительные комментарии на форумах.

Лучше воздержаться от любых публичных саркастических высказываний в адрес любой религии. Неизвестно, как поймет это эксперт: как шутку или как оскорбление.

Как показывает практика, больше всего рискуют оказаться на скамье подсудимых за репосты в сети подростки, которым уже исполнилось 16 лет. Малый жизненный опыт часто не позволяет им самостоятельно разобраться, что к чему, а ответственность за свои действия по закону они нести уже могут. Поэтому родителям стоит внимательно отнестись к тому, что смотрит в интернете ребенок. Также рекомендуется объяснить сыну или дочери, за что могут последовать обвинения, и показать примеры комментариев и публикаций, за которые другие люди уже оказались в тюрьме.

Можно и нельзя

Для сравнения можно привести несколько формулировок, между которыми, на первый взгляд, не такая большая разница, однако первые относятся к экстремистским высказываниям, а вторые – нет.

Не допускается Допускается
Люди, которые верят в то-то и то-то, недостойные, их нужно ненавидеть. Я недоволен таким-то человеком, потому что он совершил такое-то действие.
Представители такой-то национальности правильно сделали, что избили людей другой национальности. Как сообщает такое-то СМИ, произошел инцидент: представители такой-то национальности применили насилие к людям такой-то нации.
Все люди, которые работают в такой-то профессии или занимают такие-то должности, – негодяи. Надо их бить! Мне неприятен конкретный человек, потому что…
Власть такой-то страны неправильно управляет государством и ее нужно поменять. Критика власти, которая сопровождается фактами, оценивается работа конкретных лиц.
Изображения нацисткой символики. Нельзя никак.

Только через адвоката!

Поскольку в России, как гласит поговорка, «от сумы и тюрьмы» зарекаться не стоит, риск быть обвиненным в экстремизме или оскорблении чувств верующих полностью исключить не получится.

Если это произошло, специалисты настоятельно рекомендуют ничего не подписывать и не отвечать ни на какие вопросы следователя, пока не прибудет адвокат.

Поскольку экспертизу проводят люди, в процессе ее проведения возможны нарушения. И здесь обвиняемому понадобится помощь опытного адвоката, чтобы доказать этот факт. Это сделать непросто, поскольку требуется не только хорошо знать закон, разбираться в основных понятиях, но и иметь представление о религиозной атрибутике.

Юристы, которые уже вели подобные дела, рекомендуют не соглашаться на помощь следствию или на особый порядок рассмотрения дела. Такая тактика, как показывает практика, нередко приводит к принятию судом решения о назначении срока отбывания наказания в колонии.

Дела об экстремизме и оскорблении чувств верующих в юридической практике относятся к довольно сложным. Поэтому рекомендуется обращаться к опытным профессионалам, чтобы эффективно защитить свои интересы и не пострадать из-за того, чего вы не намерены были совершать.

На нашем сервисе, Вы всегда можете обратиться за индивидуальной консультацией к адвокату или задать вопрос в соответствующем разделе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *