Никаб – фото девушек мусульманок, история и значение

Никаб – история и фото девушек мусульманок в никабе

Никаб – головной убор женщин, исповедующих ислам. Головной убор, вызывающий наибольшие споры, как среди самих мусульман, так и в Европе. К примеру, во Франции и Бельгии действует законодательный запрет на ношение никаба.

Никаб как предмет законодательных и религиозных споров

На днях Европейский суд по правам человека признал бельгийский закон о запрете ношения никаба, принятый еще в 2011 году, не нарушающим прав человека. В Европейский суд по правам человека обратились две гражданки Бельгии, исповедующие ислам. По их мнению, закон о запрете ношения никаба нарушал их право свободы вероисповедания.

Запрещали никабы и в мусульманских странах. Так, в 2009 году в Египте администрации некоторых университетов запретили своим студенткам приходить на экзамены в никабе.

При этом спорным моментом является и необходимость носить никаб согласно толкованиям текста Корана. Как в Коране, так и в Сунне (священное предание, описывающее примеры жизни пророка Мухаммеда), отсутствуют явные указания относительно того, обязаны ли женщины, исповедующие ислам, носить никаб. Однако, жены пророка Мухаммеда никаб носили.

Если же почитать ветки исламских форумов относительно обязательности или же необязательности носить никаб, то можно, например, встретить информацию о том, что согласно Корану женщины могут оставлять открытым свое лицо. Да и для жен пророка были некоторые правила, которые не действовали для других женщин. Например, выйти вновь замуж после смерти пророка Мухаммеда его жены вновь не могли. Другим же женщинам это дозволяется. Возможно, то же самое верно и для никаба.

Женщина в никабе – открыты лишь глаза

Никаб – один из самых закрывающих лицо головных уборов мусульманок. Более строгий головной убор по сравнению с никабом только паранджа. Паранджа – это широкий халат с закрывающей лицо волосяной сеткой и длинными рукавами. Распространено ношение паранджи на протяжении истории было в основном среди женщин Афганистана и Средней Азии. Как и никаб, паранджу законодательно запрещено носить в Бельгии и Франции.

Более открытыми по сравнению с никабом головными уборами мусульманских женщин являются чадра и хиджаб. Чадра – это покрывало, которое прячет фигуру женщины с головы до пят, но при этом лицо остается открытым. Хиджаб – это платок, который прикрывает голову, шею и плечи.

То есть единственная открытая часть лица, при ношении никаба, это глаза. При этом иногда у никаба в области глаз пришивается вуаль из куска легкой прозрачной ткани. Таким образом, глаза тоже прячутся под ткань, однако сохраняется возможность обзора.

К слову, такая одежда, как никаб, может быть очень удобной в пустыни. Во-первых, такая одежда защищает от песка, особенно глаза, во-вторых, от жары.

История возникновения никаба

И мужской, и женский, ныне считающийся мусульманским, костюм исторически формировался как одежда людей, проживающих в условиях пустыни. И, соответственно, одежда подбиралась под погодные условия.

В том числе и никаб. Или же мужской головной убор куфия – платок, который служил защитой головы и лица от солнца и песка. С появлением же ислама у одежды жителей пустыни появилась и своя символическая составляющая.

Пошив никаба для мусульманских девушек

Чаще всего никаб состоял из повязки, завязывающейся на лбу при помощи тесемок сзади. Такая повязка делалась из плотной ткани.

К повязке пришивались два прямоугольных платка. Более широкий платок пришивался сзади. Его целью было прятать волосы. Платок поменьше и с прорезью для глаз пришивался к налобной повязке спереди. Иногда в прорезь для глаз вшивалась прозрачная полоска ткани.

Никаб традиционно шился из ткани черного цвета. Однако существуют и никабы других цветов – синего, белого и других цветов. В некоторых случаях никаб может декорироваться элементами из золота, драгоценными камнями и другим декором – все зависит от желаний и возможностей девушки и ее семьи.


Носят никаб не только в исламе

Но не только в исламе женщины носят никаб. Есть и женщины, исповедующие иудаизм, которые также носят полностью закрывающий их голову и лицо головной убор.

Это небольшая община ультра-ортодоксальных женщин, проживающих в Израиле. Встретить женщин, облаченных в никаб, можно в некоторых пригородах Иерусалима, которые заселены ортодоксальными иудеями.

При этом исторически женщины, исповедующие иудаизм, никаб не носили. Разве что только еврейки, которые когда-то проживали в государстве Йемен, основное население которого исповедует ислам. Появление никаба в данном случае связано с особо жесткой трактовкой существующего в иудаизме принципа «цниут» (скромность в одежде и в поведении). И многими, в том числе ортодоксальными, раввинами ношение никаба иудейками рассматривается крайне отрицательно.

Многие осуждают никаб и считают этот головной убор пережитками прошлого и дикостью. Но в реальности многим мусульманкам никаб никак не вредит, а даже помогает. В жарких восточных странах никаб и сегодня защищает лицо от испепеляющего солнца, песка и пыли.

Паранджа (никаб) в Исламе

В моем городе, как, может быть, и в других, я иногда вижу девушек с никабом на лице, с перчатками на руках и зимой и летом. Честно говоря, я испытываю к ним чувство неприязни. И наверное, другие испытывают то же самое. Я понимаю, что ношение никаба разрешено, но не лучше ли носить красивые платки с открытым лицом и тем самым показывать окружающим красоту женского одеяния по канонам Ислама? И может быть, с благословения Всевышнего, некоторые женщины (в том числе этнические мусульманки, не соблюдающие религиозные нормы) задумаются о покрытии себя. Никаб же здравомыслящего человека в Ислам не привлечет да и самих этнических мусульман оттолкнет. Быть может, в женщинах, которые носят никаб, вера намного сильнее моей, но я был бы рад видеть на улице стильно одетых женщин в платках и гордиться тем, что наша религия лишь украшает жизнь, а не превращает ее в траурную процессию. А., 25 лет. Казахстан.

Читайте также:
Французская мода – фото платьев 1911-1914 года

Вопрос об использовании никаба[1] не однозначен. Причиной разногласий среди ученых послужило отсутствие в Священном Коране и в Сунне ясных указаний относительно данного вопроса[2], что, в свою очередь, позволило богословам при научном анализе (иджтихаде) исходить из тех или иных намеков, косвенных аргументов, содержащихся в коранических аятах и хадисах. В каждом конкретном случае мусульманская экзегетика оставляет возможность для ограничительного или расширительного толкования канонического текста. В то же время необходимо помнить, что при изучении подобного рода второстепенных религиозно-правовых вопросов ученые — как высказывающие ошибочное суждение (менее верное), так и более верное мнение — будут вознаграждены за старания свои и искренность намерений пред Творцом, о чем свидетельствует одно из высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует)[3].

Очень важно отметить, что, согласно нормам шариата, ношение никаба не является обязательным (ваджиб), и для женщины-мусульманки допустимо (джаиз) открытие лица и кистей рук перед чужими мужчинами. Это общеизвестно в мусульманском богословии и таково заключение подавляющего большинства ученых со времен сподвижников Пророка[4].

Мнение 4-х мазхабов о никабе

Обратимся к мнениям авторитетных богословов-муджтахидов всех четырех мазхабов.

Ученые-ханафиты считают, что «запрещается смотреть на оголенные части тела чужой женщины, за исключением ее лица и кистей рук». Имам Абу Ханифа добавляет, что «исключением являются также ступни[5], ибо постоянно прикрывать их крайне затруднительно».

Также в книгах ученых ханафитского мазхаба оговаривается, что «если взгляд на лицо и кисти рук посторонней женщины приводит к сладостному наслаждению (шахва), то смотреть на них запрещено. Что касается того, можно ли дотрагиваться до кожи лица и рук посторонней женщины, то это непозволительно, даже если и не возникнет при этом ощущения сладостного наслаждения. Исключением из последнего являются пожилые люди[6] и маленькие дети»[7].

Теологи маликитского мазхаба пишут: «‘Ауратом (то есть частями тела, которые, согласно каноническим предписаниям, должны быть обязательно прикрыты) женщины перед взором чужого для нее мужчины (то есть человека, за которого она может выйти замуж по причине отсутствия кровного родства) является все ее тело, за исключением лица и кистей рук. Они (эти части тела) не являются ‘ауратом»[8]. С таким мнением согласны также ученые шафиитского мазхаба[9] и ханбалитского[10].

Известный богослов маликитского мазхаба ас-Сави комментирует: «На эти две части тела — лицо и кисти рук — разрешается смотреть при условии отсутствия сладостного наслаждения у смотрящего. В противном случае такой взгляд запретен (харам)»[11]. Обращу ваше внимание на то, что это касается как случая, когда мужчина смотрит на постороннюю женщину, так и когда женщина смотрит на постороннего мужчину.

А потому упомянутое богословское заключение («смотреть на женщину с вожделением и страстью запрещено») не говорит о необходимости закрытия женщиной лица от взоров посторонних мужчин, а указывает лишь на то, что мужчины обязаны не заглядываться на чужих женщин. В противном случае (если обязывать женщину закрывать лицо от взоров мужчин под предлогом того, что она красива и это их соблазняет) придется и мужчин обязать закрывать свое лицо, да и многие другие части тела, которые пробуждают в посторонних женщинах чувство сексуального желания. Канонически нет разницы между тем, когда мужчина с вожделением разглядывает постороннюю для него женщину, и тем, когда женщина любуется посторонним ей мужчиной.

А потому исходить из логики симпатии противоположных полов друг к другу в установлении того, что они должны прикрывать, а что нет, не представляется возможным (мужчине, тем более красивому и с хорошим атлетическим телосложением, также придется надеть паранджу), но требует прямого и однозначного аргумента из Корана или Сунны.

Возвращаясь к вышеупомянутым заключениям богословов-муджтахидов. Основанием для них является аят: «…и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно» (см. Св. Коран, 24:31). Подавляющее большинство сподвижников пророка Мухаммада (среди них Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, ‘Аиша), а также богословы первых веков утверждали, что в последних словах аята подразумеваются «лицо и кисти рук»[12], некоторые добавляли «одежда»[13], а также «то, что женщина вынуждена[14] оголить»[15]. Учитывая смысл аята, замечу: лицо, кисти рук и одежда относятся к красоте женщины, это говорит и о том, что она должна быть одета симпатично и со вкусом, а не в черный мешок, отпугивающий прохожих.

При описании совершения молитвы-намаза женщиной в достоверном хадисе сказано о покрытии головы, но ничего не сказано о покрытии лица[16]. А из достоверного хадиса от Ибн ‘Умара мы знаем, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) «запретил женщинам-мусульманкам, совершающим паломничество, надевать никаб и перчатки»[17]. Приведенные хадисы доказывают, что лицо и кисти рук не являются ‘ауратом. Да, в редких случаях некоторые женщины во времена Пророка практиковали прикрытие лица и кистей рук, но ни аяты, ни хадисы не указывают на каноническую необходимость этого. Наоборот, из аятов[18] и хадисов, а также из описаний отдельных событий времен Пророка мы видим, что женщины-мусульманки не прикрывали лица никабом[19].

Хадисы о никабе

В дополнение к изложенному приведу два хадиса, касающиеся данной темы.

Пророк Мухаммад сказал: «Если девушка достигает совершеннолетия (у нее появляется менструация) и она при этом верует в Аллаха (Бога, Господа) и Судный День [неотвратимость и истинность его наступления], тогда недопустимым для нее является выставление напоказ каких-либо частей тела, кроме лица и рук до сюда», — тут Пророк обхватил кистью свою другую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата»[20]. Известный ученый имам ан-Навави на основе данного хадиса заявил: «Не являются ‘ауратом кисти рук вместе с запястьем».

Читайте также:
Контурный карандаш для глаз – история и состав

«Асма’, дочь Абу Бакра, однажды зашла в жилище пророка Мухаммада. На ней была одежда из тонкой просвечивающейся ткани. Увидев ее, Пророк сразу отвернулся и сказал: «Асма’! Когда девушка достигает совершеннолетия, ей недопустимо выставлять напоказ какую-либо часть тела, кроме этого и этого», — тут он указал на лицо и кисти рук»[21].

Из всего вышесказанного следует, что канонической обязательности и необходимости в использовании никаба нет.

В условиях современных государств, особенно там, где мусульмане составляют конфессиональное меньшинство, крайне важно быть олицетворением ценностей и свобод своей религии; важно не подстраиваться под других, а наводить мосты взаимопонимания, участвовать в здоровом обмене мнениями, взглядами, причем не только теоретически, но и на деле показывая, как религия помогает тебе стать и оставаться быть счастливым в этой жизни, собранным, обретая при этом и вечное благополучие. Живя в таком ритме, более правильным для социально активных женщин-мусульманок, способных что-то делать не только для семьи, но и для общества, а также будущих поколений, будет ношение соответствующей канонам одежды без использования никаба. Однако замечу, что если женщина отдает предпочтение никабу и видит в этом форму проявления своей веры и скромности, то это ее личный выбор, который должен быть поддержан современными демократическими свободами и ценностями.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Никаб (араб.) — один из атрибутов мусульманской женской одежды, представляющий собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 486.

[2] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 482.

[3] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если ученый оказался прав [пред Господом], делая иджтихад (усердно и квалифицированно изучая вопрос, а после вынося решение, богословское заключение), он получает [за свои старания и верность богословского заключения] две степени вознаграждения; если же богослов выполнил все от него зависящее (в вопросе иджтихада и сделанного по его результату вывода), но ошибся, то он получает [пред Господом] одну степень вознаграждения [за свои старания]».

Хадис от ‘Амру ибн аль-‘Аса, Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2292, хадис № 7352; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 393, хадис № 7352; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 40, хадис № 565, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 257; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 418.

[4] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 482; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 2. С. 313.

[5] Такого же мнения были и другие ученые, например ас-Саури.

[6] Известно, что Абу Бакр иногда здоровался за руку с пожилыми женщинами.

[7] См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 5 т. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 4. С. 156, 157.

[8] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 747.

[9] См., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 353, 354; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 8. С. 74; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 749, 750.

[10] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 753.

[11] См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 314, 315.

[12] Учитывая нижеследующий достоверный хадис от ‘Аиши, многие относили к этому и запястье.

[13] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.

[14] Аяты и достоверные хадисы легли в основу следующих богословских правил:

(1) «затруднительность ситуации влечет за собой соответствующие послабления»;

(2) «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»;

(3) «вынужденность определяется сложностью обстоятельств».

См.: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 71–73 и 74, 75; ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.

[15] См., например: аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 152; Ибн аль-‘Араби (468–543 по хиджре). Ахкям аль-кур’ан. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, [б. г.]. Т. 3. С. 1368, 1369; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 355; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 744.

Читайте также:
Тафья – забытый головной убор и современная мода

[16] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 92, хадис № 641, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 612, хадис № 1711, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 68, хадис № 525 и пояснение к нему.

[17] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 545, хадис № 1838; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 64, хадис № 1838 и пояснение к нему; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 313.

[18] Например, Св. Коран, 24:30, 31.

[19] Ряд достоверных хадисов по этому поводу приведен в подробном исследовании имама Юсуфа аль-Кардави о никабе. См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 2. С. 312–336.

[20] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.

[21] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 448, хадис № 4104, «сахих»; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 152.

Одежда для мусульманок: какая бывает и в чем отличие

Женское тело – это драгоценная жемчужина, которую нужно скрывать и оберегать, и именно поэтому, согласно канонам исламской религии, женщина обязана покрывать свое тело. На это есть прямое указание из Священного Корана. Всевышний Аллах говорит:

«О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя покрывала. Так их будут легче отличать [от рабынь и блудниц] и не станут обижать. Аллах — Прощающий, Милосердный.» [Коран 33:59]

Существует несколько видов одежды для мусульманок: хиджаб, никаб, паранджа, чадра, джильбаб, абайя, химар и буркини. Рассмотрим каждую из них.

Хиджабом , как правило, считают платок, который носят многие мусульманские женщины, но хиджаб – это не только головной убор. Это также означает полное покрытие всего тела, кроме лица и кистей рук, в одежду свободного покроя из непрозрачной ткани.

Никаб – это женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Никаб сочетают с другими видами одежды, например с чадрой или абайей. Данный вид одеяния характерен для стран Персидского залива, Йемена и Пакистана.

Паранджа – это длинное покрывало, которое полностью закрывает тело и лицо, в том числе и глаза. Прорезь для глаз закрыта плотной сеткой – чачваном. Стоит отметить, что этот вид одежды характерен для стран Средней Азии и в Афганистане. Также, на сегодняшний день, паранджу считают самым радикальным видом мусульманской одежды.

Чадра – это длинное покрывало, закрывающее полностью все тело с головы до пят. Чадра не крепится к одежде и зачастую женщины сами придерживают ее руками. Лицо не закрывается, но при желании мусульманка может закрыть его краем своего покрывала. Очень часто чадру носят в сочетании с никабом, что значительно облегчает носку. Распространено преимущественно в Иране.

Джильбаб – это цельная женская одежда для мусульманок, покрывающая все тело, оставляя непокрытыми только кисти рук, стопы и глаза. В настоящее время понятие джильбаба немного трансформировалось и больше подходит под определение верхней одежды.

Абайя – длинное женское платье с рукавами, не подпоясывается. Зачастую абайи украшены различной вышивкой, бисером и кружевами.

Химар – это накидка, не закрывающая лицо, но покрывающая волосы, уши, плечи и доходящая до талии. Распространен на Ближнем Востоке и в Турции.

Буркини – это купальный костюм для мусульманок, который разработан ливанским дизайнером Ахедой Занетти. Производится из 100% полиэстера и соответствует всем требованиям шариата, т.к. покрывает голову и имеет не приталенный силуэт.

Несомненно, говоря об одеянии, нужно отметить, что хиджаб – это также проявление скромности, а это одно из качеств верующей женщины, которое помогает сохранить ее честь, достоинство и статус. Мусульманка скромна как в своем поведении, так и в своей одежде. Важно отметить также то, что ношение хиджаба имеет ряд достоинств:

  • Подчинение Аллаху и Его Посланнику ﷺ.

Аллах говорит в Коране:

«Нет верующему и верующей иного выбора после решения Аллаха, и Его Посланника, кроме как подчинение (этому решению), и тот, кто ослушался Аллаха и Его Посланника, поистине, впал в заблуждение…» Коран[33:36]

  • Хиджаб подчёркивает целомудрие и сохраняет честь женщины, т.к. защищает от похотливых взглядов.
  • Хиджаб – это чистота.

Ношение хиджаба очищает сердце от мерзких, греховных мыслей, как сказал Всевышний Аллах:

«…Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец…» Коран [33:53]

Всевышний Аллах Сам описывает хиджаб как чистоту для сердец.

В другом аяте сказано:

«…и не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом (мерзкими мыслями и слабостью веры) …» Коран [33:32]

Эти аяты обращены к жёнам Посланника Аллаха ﷺ, соответственно, это является примером и указанием к действию для всех мусульманок.

  • Хиджаб – это признак богобоязненности.
Читайте также:
Крем для кожи в истории косметики и красоты

Всевышний говорит в Коране:

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших тел и в качестве украшения. Однако одеяние из богобоязненности лучше…» Коран [7:26]

Женщина, надевающая хиджаб, проявляет подчинение Аллаху, а это есть признак набожности.

Один из самых известных хадисов, который доказывает обязательность хиджаба, звучит следующим образом:

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что Асма бинт Абу Бакр зашла к Посланнику Аллаха ﷺ, а на ней была тонкая одежда, и Посланник Аллаха ﷺ отвернулся от неё и сказал: «О Асма! Когда девушка становится совершеннолетней, у неё не должно быть видно ничего, кроме этого и этого» — и он указал на своё лицо и руки до запястий». (Абу Дауд)

УСЛОВИЯ ХИДЖАБА

Исходя из вышеизложенного, можно отметить основные условия ношения хиджаба:

  1. Одежда должна закрывать все тело, кроме лица и кистей рук;
  2. Не должна служить украшением и привлекать внимание мужчин, также стоит избегать ярких, светящихся цветов;
  3. Не дозволено носить одежду из прозрачной ткани;
  4. Также не дозволяется облегающая одежда;
  5. Не должна иметь запаха парфюмерии, дабы не привлечь к себе внимание противоположного пола;
  6. Также запрещена женская одежда, которая похожа на мужскую, т.к. не дозволительно женщине уподобляться мужчинам.

КАКОГО ЦВЕТА ДОЛЖЕН БЫТЬ ХИДЖАБ?

Сегодня, в нашем обществе, мусульманки сталкиваются с проблемой выбора цвета одеяния. Большинство девушек, женщин, особенно только принявших ислам, начинают носить одежду черного цвета, что вызывает негативное отношение к ним со стороны общества. Многие из них утверждают, что так установлено религией. На самом же деле, не существует хадисов, указывающих, что женщине полагается ходить только в черном или что черный цвет является сунной. Напротив, в хадисах имеются сообщения о том, что сподвижницы носили одежду различных цветов. Например, в хадисе приводимом в сборнике «Сахих» Бухари, хадис 5825, который передал Икрима, говорится, что некоторые сподвижницы носили хиджаб зеленого цвета. В другом повествовании говорится, что как-то раз видели, как жены пророка ﷺ были в красном.

Из вышесказанного можно понять, что женщинам разрешается носить любой цвет одежды, который им нравится , если при этом соблюдаются условия одеяния.

Также важно отметить, что одежда мусульманки должна соответствовать и тому, где она проживает. К примеру, в России и в странах Европы не приветствуется черный цвет одеяния, а также такой вид одежды как никаб или паранджа, поэтому, не следует мусульманке носить подобную одежду в нашем обществе, дабы не привлекать к себе внимание окружающих. Если же мусульманка проживает на территории арабских стран и там принято носить никаб или паранджу, то нет в этом проблем, т.к. наоборот их отсутствие будет привлекать внимание.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что женщина обязана всегда помнить о том, насколько ценно ее тело и ее красота и как важно их скрывать от посторонних глаз. Цель надевания хиджаба заключается в сокрытии и благопристойности, а не в том, чтобы этой одеждой показывать свою красоту.

Все мы знаем, что членам королевских семей нельзя красить ногти в яркие цвета, носить короткие платья, обнажать ноги и декольте, потому что это недостойно женщины высшего света. Таким путем королевские семьи защищают свою честь и репутацию. Поэтому, женщины должны понимать, на какое высокое положение поднял их сам Всевышний Аллах. Хиджаб и остальные «ограничения» — это не пытка шариата унизить и притеснять женщину, а проявление заботы, уважения и отношения к ней, как к королеве.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Паранджа, никаб, хиджаб и чадра – честь и достоинство женщины (фотосессия)

Европейские страны ведут бессовестную борьбу, чтобы запретить женщинам-мусульманкам носить паранджу. Оказывается, оголяться и носить мини-юбки, распространять нечестие – это хорошо, а блюсти свою честь и достоинство – это плохо.

Мусульманкам вне мусульманского мира живется трудно. Да-да, вот, к примеру, в западных странах, требуют разрешить им фотографироваться на паспорт с закрытым лицом. И что? Им запрещают! Говорят, надо обнажать лицо перед фотографом! А это же интимнейший момент. В мусульманской семье если и делают снимок, то в крайне редких случаях. И только для “внутреннего пользования”.
Те же проблемы существуют в восточных странах, выбравших светский путь развития. В Татарстане, к примеру, около полутора тысяч женщин-мусульманок живут вообще без удостоверения личности, поскольку они не готовы “обнажиться” перед фотографом.
В парламенте Турции депутатам официально запрещено демонстрировать свои религиозные убеждения, так что одной даме-депутату мусульманского вероисповедания пришлось за паранджу покинуть зал парламентских заседаний. А зато в демократичной Великобритании женщинам-мусульманкам, служащим в лондонской полиции, разрешили носить хиджаб, при этом дизайн этого покрова специально разработал профессиональный модельер, чтобы хоть чуть-чуть приспособить паранджу к полицейской форме.
Кстати, если с женщины снять паранджу принудительно – будет плохо. Принудительное обнажение женщины-мусульманки – грех не прощаемый.

Паранджа

Паранджа – женская верхняя одежда в мусульманских странах, в частности Центральной Азии и на Ближнем Востоке, представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой – чачван.

Термин паранджа происходит от персидского фараджи . Слово фараджи изначально означало мужскую широкую верхнюю одежду, обычно с длинными рукавами. В XVI веке халаты фараджи носили как мужчины, так и женщины. Расцвет культуры ношения паранджи у народов Средней Азии пришелся на конец XIX – начало XX века.

Если упрощенно посмотреть на виды женской одежды в исламе,то их можно разделить на две категории: закрывающие лицо в той или иной степени (никаб, паранджа, чадра) и открывающие лицо (хиджаб). Изначальный смысл сокрытия женского тела,а часто и лица – защита женщины, а не её унижение. Замужние женщины закрывали себя от чужих и дурного глаза, выходя на улицу в городах. В парандже женщина чувствовала себя защищенной.

Читайте также:
История причесок – египетские прически

Каждая мусульманка должна придерживаться определенных правил:

  1. Одежда должна скрывать все тело женщины за исключением кистей рук и лица (некоторыми учеными допускается возможность открыть также стопы ног).
  2. Одежда не должна плотно облегать тело (особенно грудь,талию и бедра).
  3. Одежда не должна быть пошита из прозрачных тканей, сквозь которые можно увидеть очертания фигуры и цвет кожи.
  4. Одежда женщины не должна походить на одежду мужчины.
  5. Одежда не должна быть пропитана духами,быть ярких расцветов, не должна иметь звенящих или блестящих декоративных элементов.

Тем не менее некоторые делают исключения.

Хиджаб

Это платок, покрывало. Согласно канонам ислама, мусульманская женщина может держать открытыми только лицо и кисти рук. В наши дни хиджабами называют любую женскую одежду, по которой видно, что она – мусульманка, будь это платок или паранджа, или длинный плащ.

Никаб

Никаб – мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Никаб,в отличие от хиджаба, не обязателен для мусульманки, хотя в мусульманских странах никаб широко распространен. В Судане и Саудовской Аравии полагается надевать и хиджаб, и никаб, какого бы вероисповедания вы ни были, причем за нарушение правил можно и в тюрьму угодить. В Иране хиджаб обязателен, хотя лицо в принципе можно оставлять открытым. Граждане Объединенных Арабских Эмиратов тоже соблюдают все нормы ислама, но за последние годы там уже почти привыкли к виду туристок в откровенных нарядах. А есть страны, где, наоборот, запрещено надевать хиджаб, например, сотрудницам государственных учреждений, школьницам и студенткам вузов. Именно так дело обстоит в современной Турции, хотя местные сторонницы исламской моды не сдаются и постоянно отстаивают свое право носить хиджаб.

Чадра

Чадра-лёгкое женское покрывало белого, синего или чёрного цвета. Надевается при выходе из дома и закрывает фигуру женщины с головы до ног. В отличие от обычных вуалей, головная часть чадры состоит из муслиновой ткани, закрывающей лицо, и ткани, закрывающей голову; это позволяет сильнее задрапироваться.

Мусульманки часто говорят, что чувствуют себя “защищенными”, “в безопасности”, “уважаемыми”, когда надевают хиджаб (обязательный по религии скромный наряд, который скрывает формы тела и включает в себя платок или вуаль). Теперь появились доказательства того, что их ощущения имеют научное объяснение.

Когда психолог Сюзан Фиске и команда исследователей Принстонского университета провели магнитно-резонансную томографию головного мозга у мужчин традиционной ориентации, которым предложили просмотреть серию фотографий полуобнаженных и полностью одетых мужчин и женщин, они обнаружили, что реакция мужчин на женщин, одетых в открытую одежду, совершенно ясна и недвусмысленна. Чем меньше на них было надето, тем сильнее активизировалась у мужчин премоторная кора головного мозга и задняя часть средней височной борозды. Эти зоны мозга отвечают за обращение с инструментами, движения рук и побуждение к действию (Сикара, Дель-Амор).

“Как будто они сразу же подумали о том, что бы хотели сделать с этими телами”, – объяснила Фиске во время ежегодной встречи Американской ассоциации развития науки в Чикаго 12-16 февраля. “Они реагируют на эти фотографии так, как люди реагируют на объекты”, – говорит она (Николсон).

Тесты на скорость усвоения на мужчинах показали, что они лучше всего запомнили фотографии женщин без головы, одетых в бикини, хотя смотрели на них лишь долю секунды (Ландау).

Фиске и ее команда также протестировала мужчин на враждебные женофобские настроения. Оказалось, что те, кому была приписана более высокая степень агрессии, имели довольно низкую активность в тех зонах мозга, которые отвечают за обдумывание мыслей и чувств других людей (феномен осмысления действий), во время просмотра фотографий женщин в бикини.

“Они не думают об их уме”, – говорит Фиске (Сикара, Дель-Аморе, Ландау).

Женщины, подчеркивающие свою сексуальность, воспринимаются, как менее “человечные”

По данным доклада Фиске, предоставленного “IslamOnline”, когда система осмысленная окружающей реальности мужчины закрывается, это означает, что он воспринимает женщин с выраженной сексуальностью как менее “человечных” (Сикара). Этот тип “обесчеловечивания” довольно редко наблюдается в лабораторных исследованиях – по словам Фиске, такое отмечалось лишь раз – в недавней статье “National Geographic” говорилось об исследовании, в котором люди демонстрировали признаки отвращения при виде фотографий бомжей и наркоманов (Дель-Аморе).

В случае с полуодетыми женщинами мужчины демонстрируют не такое чувство отвращения, как в случае с бездомными. Напротив, им хотелось бы “толкнуть”, “взять в руки”, “схватить” объекты в купальниках, изображенные на фотографиях (Дель-Аморе, Ландау).

Мина Сикара, выпускница Принстонского университета, участвовавшая в проведении исследования, добавляет, что мужчины не смотрят на своих жен или сестер так же, как на женщин в откровенной одежде. К тому же, мужчины ассоциировали изображения полностью одетых женщин с глаголами в третьем лице – “она толкает”, “она держит в руках”, “она хватает”, что, по мнению Фиске, означает, что мужчины воспринимают полностью одетых женщин более независимыми и в гораздо меньшей степени считают их объектами для манипуляции (Эшльман, Ландау).

Больше одежды – больше уважения

По Фиске, результаты исследования позволяют сделать важные выводы для женщин, особенно работающих – наблюдение за женщинами с выраженной сексуальностью может повлиять на то, как мужчины воспринимают женщин и общаются с ними впоследствии (Ландау, Сэмпл).

Читайте также:
Прически Древнего Рима – фото и история

Изучение женофобии, проведенное профессором университета в Лоуренсе, Питером Гликом, показало, что женщины-специалисты, надевающие более откровенную одежду на рабочем месте, воспринимаются менее компетентными и интеллигентными, особенно, когда им принадлежат высокие посты. По данным “DiversityJobs”, исследования Глика показали, что “женщинам на высоких уровнях иерархии и топ-менеджерам следует одеваться более скромно и консервативно, чтобы завоевать уважение коллег”.

Ряд исследований также показывает связь между просмотром порнографии и совершением актов насилия против женщин, включая сексуальное насилие. Во время войн в Боснии и Ираке солдаты, совершавшие зверства и преступления против человечности, оказывались постоянными потребителями порнографии, даже смотрели ее, чтобы “расслабиться” после убийств (Чу, Риджали).

Фиске сравнила результаты исследования с выводами других ученых, показавших, что просмотр телепрограмм может сократить эмоциональную чувствительность человека к насилию.

Достоинство и уверенность

Несмотря на очевидные доказательства преимуществ скромного и консервативного стиля одежды, характеристики хиджаба в СМИ часто изображают мусульманок угнетенными и забитыми. Карен Дэниэльсон, однако, убеждена, что ношение хиджаба придает женщине уверенность и достоинство.

Даниэльсон, американка, живущая в Иордании, впервые надела хиджаб более двух десятков лет назад, вскоре после принятия Ислама в 1983 г. “Когда я иду по улице, меня не могут оценивать по моей чувственности или ее недостатку, или по тому, насколько я привлекательна для мужчин, – объясняет она “IslamOnline”. – Я оцениваю себя, основываясь на добродетельности поведении и интеллигентности – чему и способствует мой хиджаб – и я выгляжу скромно в непритязательной одежде”.

“Я чувствую, что могу быть собой, уникальным индивидом с собственным голосом для самовыражения, – добавляет Сумайя Финнигэн. – Я не присоединяюсь к большинству в плане их речей и стиля одежды, и поэтому остаюсь собой – что делает меня абсолютно свободной”.

Балкис Мухаммад, американка, принявшая Ислам в 1979 г., придерживается аналогичных взглядов. По ее словам, хиджаб “способствует скромности для женщин и для всех, кто их окружает”. Мухаммад, живущая в Саудовской Аравии, закрывает не только свое тело, но и лицо, и говорит, что ее стиль одежды “заставляет остальных, в особенности мужчин, не быть слишком раскрепощенными и не заводить ненужных разговоров”.

Хиджаб и безопасность

“Я определенно чувствую себя в большей безопасности, нося хиджаб и одеваясь в целом скромно”, – говорит Кари Абудейи, еще одна американка, живущая в Иордании и соблюдающая Ислам с 12 лет, в интервью с “IslamOnline”.

“Я чувствую, что это мой барьер, закрывающий меня от мужчин, их взглядов и неуважения по отношению ко мне и моим границам. Это барьер, предотвращающий или меняющий первый инстинктивный оценивающий взгляд, который бросают мужчины, барьер для предотвращения сексуальных ощущений, которые тебе не нужны от мужчин, или мыслей в их головах, которые появляются от провоцирующей одежды”.

Она продолжает, говоря: “Это защита от мужчин, которые пристают к тебе в неподобающей манере, помогающая повлиять на их решение относительно того, чтобы встать рядом, заговорить, уставиться на тебя или тем более прикоснуться”.

Финнигэн, уроженка Лондона, противопоставляет ношение хиджаба, который она характеризует как “акт повиновения Создателю, сохраняющий женщину в большей безопасности как в буквальном, так и в духовном смысле”, с чувством уязвимости, которую она ощущала до принятия Ислама и хиджаба в 1999 г.

“Было время, когда я жалела о том, что не надела более закрытую одежду, чтобы просто-напросто добраться до дома, не беспокоясь о том, кто может идти за мной следом”, – говорит Финнигэн. “Каждый вечер я выходила из дома и возвращалась обратно, оборачиваясь через плечо, в страхе, что на меня нападут или изнасилуют”, – рассказывает она.

“Всегда найдутся такие, кто может напасть на женщину независимо от их поведения или манеры одеваться”, – признает Мухаммад. Но она считает, что мусульманский хиджаб – “дополнительная помощь в предотвращении ненужных физических контактов”.

“Одна из главных целей хиджаба – охранять женщин от взглядов людей со слабым моральным стержнем, и тех, кто любит пуститься в излишние устные комплименты”, – говорит шейх Рияд аль-Мусаймири, профессор университета Аль-Имам в Эр-Рияде.

По данным “IslamToday”, некоторые западные обозреватели считают, что покрытие головы у женщин означает их признание своего более низкого социального статуса. “Сильнее ошибиться невозможно. Коран недвусмысленно говорит, что причина такого стиля одежды заключается в стремлении к уважению со стороны окружающих. Послание женщины в хиджабе звучит примерно так: “Уважай меня за то, кто я есть. Я не сексуальный объект”, – отмечает издание.

Для Мухаммад выбор хиджаба был очевиден. “Для меня вопрос о безопасности не стоял. Я никогда не думала об этом с такой стороны”, – объясняет она.

“Это был вопрос следования установлениям Аллаха. Я не могла быть счастливой или довольной, став мусульманкой только наполовину. Или я становлюсь мусульманкой и следую велениям и установлениям наилучшим образом, или остаюсь прежней”, – говорит она.

“Моя одежда помогает мне напомнить самой себе о моем поведении и моей религии, и говорит о том же самом окружающим, – добавляет Дэниэльсон. – И эта безопасность высочайшего уровня; это мир ума и защищенное сердце. Слава Всевышнему Аллаху!

Никаб

Никаб или никяб – это мусульманская женская одежда, закрывающая полностью тело женщины включая лицо, за исключением глаз и кистей рук. Также никабом будет является полное сокрытие глаз за вуалью и сокрытие кистей рук перчатками.

Одежда девушки в никабе по исламу должна полностью соответствовать шариатским требованиям: быть закрытой, не облегающей женскую фигуру, не просвечивающейся, не привлекающей внимание посторонних мужчин узорами или какими-либо украшениями, от одежды не должен исходить запах благовоний или духов.

Читайте также:
Национальный костюм Индии – фото и история

Цвет никаба не обязательно должен быть черным, а может быть любых расцветок, не привлекающих внимания, не ярких и броских.

Элементы никаба

Никаб состоит из просторного широкого платья до пола и головного убора с прорезью для глаз, закрывающего полностью голову женщины до шеи или же более правильнее головной убор должен быть ниже груди. Лицо и кисти рук девушки в никябе должны быть закрыты. Головной убор должен быть широкого кроя, просторным и не обтягивающим формы женской головы.

Также прорезь для глаз головного убора может быть закрыта сеточкой.

Зачем носят никаб?

Никаб является традиционной мусульманской женской одеждой призванной сохранить целомудрие в обществе при пересечении посторонних мужчин и женщин вне дома. Никаб – это древняя культура мусульманских народов, а традиция покрытия головы восходит не только к мусульманскому, но и к христианскому укладу жизни. Во времена Пророка Мухаммада ﷺ жены сподвижников и сами жены Пророка ﷺ покрывали свое тело полностью.

Никаб для женщины является защитой от взглядов на ее тело и неким внутренним личным пространством, благодаря которому женщина сохраняет свою честь и целомудрие.

Никаб является очень важным фактором в сдерживании взглядов посторонних мужчин на незнакомую женщину, на девушек в парандже в мусульманском обществе не обратит внимание посторонний мужчина так, как если бы эти девушки были в обычном хиджабе или вообще без хиджаба в обтягивающей или нескромной одежде.

Где носят никаб?

Ношение никаба практикуется в арабских странах, странах Северной Африки, а также Центральной Азии и странах Юго-Восточной Азии. Фактически всегда девушек в никабе можно встретить в Саудовской Аравии, ОАЭ, Катаре, Бахрейне, Кувейте, Омане, Йемене, Ираке, Иране, Палестине, Сомали, Судане. Большинство мусульманок Афганистана одевают никаб, имеющий название паранаджа.

Часто женщин в никабах можно встретить в Сирии, Иордании, Египте, Ливане, Ливии, Марокко, Тунисе, Алжире, Мавритании, Пакистане, Малайзии и Индонезии и ряде других мусульманских стран.

Никаб не является редкостью в традиционно исламских странах, лишь на постсоветском пространстве никаб только недавно стал носиться некоторыми мусульманками.

В каких случаях допускается открытие лица мусульманке сняв никаб?

Существует ряд случаев и ситуаций, в которых мусульманкам разрешается Шариатом, по необходимости, лицо открывать.

Как отмечают правоведы Ислама, женщина может открыть свое лицо в особых ситуациях даже при посторонних мужчинах, если такая необходимость имеется. Мужчина же может посмотреть в лицо женщины, но при условии, что за рамки необходимости это выходить не будет, а излишества в ситуации необходимости не допускается.

Речь идет о ситуациях, подобных этим:

  • Если происходит сватовство, то женщина может открывать руки и лицо перед тем, кто к ней сватается, поскольку этот человек должен иметь возможность на нее посмотреть. Но прикасаться к ней и уединяться с ней он не имеет права. Уродство или красоту можно определить по лицу, а полноту или худобу – по открытым частям рук.
  • В ситуации деловых отношений женщина может открыть руки и лицо, если это необходимо, если совершается сделка продажи или покупки. При передачи проданного женщине, которая покупает, либо при сообщении цены, мужчина может посмотреть в лицо женщине, если его действия не способны привести к искушению. Если же такие действия приводят к искушению, то подобное запрещено.
  • В процессе лечения женщина может открыть на своем теле больное место, даже если оно находится на лице. В такой ситуации женщина может открыть лицо с целью лечения, но при этом должен обязательно присутствовать либо ее муж, либо человек, который является для нее махрамом. Но это допускается только в том случае, если женщина не может найти врача того же пола и специалиста, обращаться к мужчине врачу можно только в крайнем случае. При выборе мужчины врача безусловное предпочтение должно отдаваться доктору-мусульманину, к мужчине доктору немусульманину женщина-мусульманка должна обращаться только в крайнем случае, если нет другого выбора. При посещении такого врача женщине предписывается раскрывать только ту часть тела, которая поражена болезнью.
  • Еще одна ситуация, при которой женщине позволяется открыть свое лицо, это ситуация, когда необходимо свидетельство женщины в суде. В таком случае открыть лицо необходимо, поскольку судья должен увидеть его, чтобы знать точно, кем она является – в таких случаях это необходимо для того, чтобы были защищены права всех сторон, принимающих участие в судебном разбирательстве. Разрешение раскрыть свое лицо также относится к ситуации, когда сама женщина участвует в судебном процессе в качестве одной из сторон и по ее поводу принимается решение.
  • Позволяется женщине также открывать свое лицо перед различающим мальчиком, которые еще не имеет полового влечения. Этого мнения придерживаются не все, но часть мусульманских ученых считает, что такому мальчику, как и своему махраму, женщина может открыть свое лицо. То же самое касается мужчины, у которого полового влечения нет: перед таким мужчиной женщина свое лицо может открыть. Потребности к женщинам такой мужчина не испытывает, поэтому и не обращает внимания на них. Таким мужчинам смотреть на женщин разрешается.
  • Подобная же ситуация складывается относительно женщин преклонных лет, которые в силу своего возраста уже не вызывают у мужчины полового влечения. Такой женщине разрешается и открывать свое лицо, и другие части тела, который видно обычно, и делать это и при посторонних мужчинах, если потребуется, но лучше, если она все-таки будет прикрывать и тело, и лицо.
  • Еще одна ситуация, в которой женщине разрешается открывать лицо, это ситуация, когда женщину принуждают к этому. В ряде государств правящие режимы вводят такие законы и постановления, которые противоречат религии Ислама, тем самым противореча и заветам Аллаха. Этими законами предписывается мусульманкам хиджабы не носить, и в ряде государств местная власть доходит до того, что срывают с женщин хиджабы насильственно, всячески устрашают женщин и применяют против них насильственные меры. В ситуациях, когда женщине угрожает какая-то опасность в случае, если она не откроет свое лицо, она может его открыть, это разрешается.
Читайте также:
Женские брюки галифе – фото лучших образов

Относительно того, стоит ли открывать женщине лицо перед женщинами неверующими или перед теми, кто не является мусульманкой, ученые не пришли к единому мнению.

Запрет на никаб

Существует прямой запрет на то, чтобы женщина закрывала лицо и руки, надевая перчатки, когда она облачается в одежду для умры и хаджа. В этой связи вспоминают слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что женщине, если она надевает ихрам, надевать перчатки и закрывать свое лицо запрещено. Если же поблизости от такой женщины проходят мужчины, или же если женщина красива настолько, что невольно приковывает к себе мужские взгляды, то она должна спустить одеяние с головы на лицо. Об этом говорится в хадисе Аиши: «Мимо нас проходили всадники, когда мы были в ихраме вмести с посланником Аллаха, ﷺ, и когда они сравнялись с нами, каждая из нас опускали свой хиджаб на лицо. А когда они проходили, открывали лицо».

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Предельно откровенно о никабе

Откровенно о никабе

АльхамдулиЛлях, мусульманок сейчас много. Мы, сестры, все разные и носим разную одежду. Каждая из нас делает свой выбор. Мусульманка в никабе или джильбабе тоже становится уже не редкостью. Сестры-мусульманки или просто интересующиеся Исламом задают вопрос: легко ли ходить в такой одежде в стране, где большинство населения христиане либо несоблюдающие мусульмане? Поэтому сестры, которые носят такую одежду, решили поделиться своим опытом и ощущением. Инша Аллах, в этом будет польза для мусульманок. Сегодня о своем опыте пишет сестра Сафия, русская мусульманка, которая уже писала для нашего сайта о себе. И теперь ее рассказ о никабе.

Почему никаб?

В Казань я приехала из города, где даже на простой платок реагируют со злобой. Никаб там почти не носят. Если и носят – то, скорее всего, это будут мусульманки с неправильными убеждениями, и в итоге складывается общественное мнение, будто в черном никабе ходят только ваххабиты. Так вот: нет, не только ваххабиты носят никаб! И приписывать закрытие лица исключительно заблудшим – дело нехорошее. Если вы видите женщину в никабе, пусть даже в черном, думайте, что это Ахлю-с-Сунна, пока не доказано обратное. Ведь именно так одевались суннитки в исламском государстве.

АльхамдулиЛлях, я никогда не относилась к никабу плохо, мне хотелось его носить, но, тем не менее, долгое время в России я себя в нем совершенно не представляла. Мне казалось, что сунниток в никабе в России практически не бывает, и выделяться не хотелось. Однако со временем, после переезда в Татарстан, я стала смотреть на никаб иначе. В платке тут ходить легко, так что первое время я все удивлялась, почему на меня не обращают внимания. Ношение платка здесь воспринимается так, как и должно восприниматься, – не как подвиг, а как нормальная практика. И тогда я отметила, что здесь можно было бы носить даже никаб. Это стало первым шагом.
В моем окружении были сестры с правильной акыдой, которые при этом закрывали лицо. Они не выглядели страдающими мученицами, и их одежда в высшей степени соответствовала Шариату. В какой-то момент мысль покрыться полностью мне перестала казаться невыполнимой в России. И тогда я надела никаб. И стало хорошо.

В никабе как в домике. Тебя никто не видит, и от этого спокойно. Можно не волноваться о том, что мужчины на тебя смотрят. Ничего не смущает. Одежда струится так красиво, что захватывает дух. Перчатки берегут руки от невольных контактов с продавцами фруктов. Черный никаб напоминает арабские страны, светлый никаб напоминает классическую афганскую бурку. Понимаешь, что так и надо. Это поддерживает.

Детям очень интересно. Они смотрят во все глаза и спрашивают что-нибудь в духе: «А зачем вам маска?» Интересно и тем, кто знал тебя с открытым лицом. Продавщица-немусульманка спрашивает: «У вас праздник какой-то, что лицо закрыли?» Подруги расспрашивают, что и как. В целом очень похоже на первые дни в платке: тебе самой непривычно, а все вокруг задают вопросы. Недели через две-три этот этап проходит.

Негативная реакция? Да, есть, но не так часто, как ожидаешь. Причем здесь она, как правило, имеет необычный вид: «Это, наверное, радикалы. Татарские бабушки носили косынки – и ничего. А эти вообще лицо закрывают. Смотреть тошно». Иногда – о ужас – так думают несоблюдающие этнические мусульмане. Не знаю, кто насадил эту исламофобскую идею, что никаб – это обычай арабов, а не составляющая Ислама. Перед нами явный признак того, что многие принимают за весь Ислам лишь часть Ислама. Что будет, если Ислам потребует того, что этим людям покажется диким? Неизвестно.

Иногда крестятся, иногда предпочитают не общаться – ничего особенного, действительно. Опыт жизни в городе, где мусульман не любят, меня хорошо подготовил. И в любом случае реакция окружающих кажется куда менее выраженной, чем ты ждешь. Да, смотрят, да, иногда комментируют, но в целом живешь как жила. Сложности возникают из-за иного.

Читайте также:
Мода и стиль в 1908-1914 – Поль Пуаре и Жанна Пакен

«Зачем вы закрываете лицо? Неужели нельзя ходить, как все остальные мусульманки, просто в платке?» Непонятно, как отвечать. Если я скажу, что закрывать лицо обязательно (это законное мнение в Исламе, которому я следую), то мой собеседник либо мне не поверит и сочтет религиозным фанатиком, либо решит, что все остальные мусульманки одеваются не по Исламу, а это не так, ведь есть мнение, что лицо открывать можно. Я обычно отвечаю, что закрывать лицо желательно, но меня все равно не особо понимают, потому что в глазах людей, далеких от Шариата, желательно – это что-то непонятное, зачем же делать так, если можно не делать.

И как бороться с рия (показушничеством, совершением действий напоказ), игрой на публику? Когда я впервые надела никаб, мне показалось, что это духовное возвышение. Смотришь на других – и спрашиваешь себя, ну почему они так не ходят, это же так просто: раз, два, затягиваешь завязки, перекидываешь ткань на лицо, вот и вся сложность. Я мгновенно забыла, что еще вчера ходила с открытым лицом. Это все – игра на публику, гордыня, и она, к сожалению, в наше время часто сопутствует соблюдению Шариата во внешнем, в заметных делах. Но, как правильно рассказывал один хороший талибуль-ильм, постоянное, ежедневное соблюдение какой-то вещи помогает привыкнуть к ней – и рия уходит. Не могу сказать, что поборола нафс окончательно, но сейчас, спустя какое-то время, я гораздо меньше внимания обращаю на реакцию окружающих и на свой никаб в принципе. Вот вы помните, как привыкали к платку? То же самое происходит и с никабом: ты привыкаешь, причем быстрее, чем думаешь.

Стоит ли тогда закрывать лицо, если это сопряжено с таким самолюбованием? Нет ли в этом ошибки: соблюдая внешнее, не теряешь ли внутреннее? Я думаю, что такие вопросы суть наущения шайтана, ведь в соблюдении Шариата не может быть ничего плохого. Конечно, надо очищать сердце от показушничества. Эта болезнь лечится временем, таваккулем, осознанием того, что никакой твоей заслуги в том или ином решении нет и быть не может. И, конечно, необходимо получать шариатские знания.

В никабе не получается быть невежливой. С одной стороны, в какой-то момент понимаешь, что выглядишь, как жительница благословенного халифата, а внутри тебя – все те же пороки и невежество. И с этим надо что-то делать, ведь нельзя позорить одежду праведной мусульманки. С другой стороны, очевидно, что к женщине в никабе относятся в нашей стране настороженно, и, если мы будем вести себя неподобающим образом, в их глазах это сразу запишется нам в минус, усилит недоверие и настороженность – кому оно надо.

Лет пять-шесть назад мусульманки Казани только начинали покрываться, носить платок. И всем это казалось диким и непривычным, люди высмеивали покрытых женщин, не давали им жить спокойно. А потом привыкли. И сейчас известно, что в Казани носить платок легко. Теперь то же самое происходит с никабами. Мусульманок с закрытым лицом воспринимают как нечто странное, мол, арабская мода и радикализм. Но, иншаАллах, пройдет время, никабов на улицах станет больше, люди перестанут обращать на них внимания, и это станет нашей победой. И, иншаАллах, тем, кто был в числе первых, будет саваб, ведь тому, кто возродит забытую Сунну, положена награда за его собственное действие и награда тех, кто последует за ним. А ведь никаб, по одному из мнений, даже не Сунна, а ваджиб.

Художник Бакст Лев Самойлович: биография, творчество

Бакст Лев – белорус по происхождению, русский по духу, проживший много лет во Франции, в истории известный как выдающийся российский художник, театральный график, сценограф. Его творчество предвосхищает многие тенденции 20 века в искусстве, оно сочетает черты импрессионизма, модернизма и символизма. Бакст – один из самых стильных и утонченных художников России рубежа веков, оказавший мощное влияние не только на отечественную, но и на мировую культуру.

Семья и детство

Бакст Лев Самойлович родился в 1866 году в ортодоксальной еврейской семье, в белорусском городе Гродно. Семья была большой, с патриархальными устоями. Отец был ученым-талмудистом, также занимался торговлей, доход имел невысокий, поэтому сын часто гостил у деда в Петербурге. Тот был достаточно богат, он был модным портным, любил роскошь и светскую жизнь, вел парижский образ жизни, который очень нравился внуку. Он был большим театралом и привил эту страсть Льву. Именно в честь деда юноша берет фамилию Бакст, немного сократив ее, вместо своей настоящей – Розенберг, которая казалась ему совсем не поэтичной. Еще в детстве будущий художник любил разыгрывать перед сестрами сценки собственного сочинения, у мальчика были буйная фантазия и явные склонности к рисованию.

Призвание и учеба

В 12 лет он выиграл конкурс на лучший портрет А. Жуковского в гимназии. Бакст Лев мечтал учиться живописи, но отец не признавал такого несерьезного занятия в жизни, как рисование, и долгое время мальчику приходилось предаваться любимому занятию тайно, по ночам. В качестве последнего аргумента отец решил спросить совета у скульптора Марка Антокольского, ему в Париж были посланы рисунки будущего живописца. И когда был получен ответ, что в работах явно виден талант автора, отец сдался.

В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. Лев Бакст, биография которого теперь навсегда связана с искусством, учился у таких преподавателей, как Чистяков, Аскназия, Венига, показывал хорошие результаты в течение четырех лет. Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение. Его работа была вычеркнута из списка участников из-за того, что все персонажи на картине на библейскую тематику имели еврейские черты. Этого художник стерпеть не смог. Навыки академического рисунка, полученные в академии, пригодятся ему в будущем.

Читайте также:
Национальный костюм Индии – фото и история

Поиски пути в искусстве

Оставив учебу, Бакст Лев вынужден искать заработок, его отец умер, и ему нужно было помогать семье, которую в основном содержал дед. Ему помогло то, что еще во время учебы он завел связи в издательстве, где стал оформлять недорогие книги. Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. В 1890 году он сближается с братьями Бенуа, они вводят Бакста в кружок прогрессивной творческой молодежи. Под их влиянием художник увлекается акварелью. Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. В 1891 году Лев впервые едет за границу, он объехал Германию, Италию, Бельгию и Францию, осматривая музеи. С 1893 по 1896 год он занимается в студии французских художников в Париже. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист.

Бакст-портретист

Художник Лев Бакст был вынужден постоянно выполнять заказы, которые не доставляли ему удовольствия. Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными. В них проявилась изысканная манера художника, его мастерство рисовальщика и умение проникнуть в психологию персонажа. Начав писать портреты в 1896 году, он периодически обращался к этому жанру на протяжении всей жизни. Среди его лучших работ называют портреты А. Бенуа, И. Левитана, зрелые работы начала 20 века, портреты З. Гиппиус, И. Рубинштейн, С. Дягилева с няней, Ж. Кокто, В. Цукини. Большую часть творческого наследия художника составляют рисунки, он делал зарисовки привлекших его внимание лиц, набрасывал портреты знакомых и друзей.

Бакст-живописец

Лев Бакст, картины которого поражают разнообразием, много экспериментировал с живописной техникой. Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки. Он мало работал в жанре пейзажа, но имеющиеся работы показывают импрессионистское видение художника. В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора. Лев Бакст, выставка которого сегодня могла бы собрать большое количество поклонников его творчества в любом городе мира, не испытывал в себе уверенности как в живописце. Он слишком легко поддавался влиянию извне и не выработал четкой, собственной манеры письма. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас».

Бакст и театр

Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах. Он очень любил этот вид искусства. Лев Бакст, выставка театральных декораций и костюмов которого неизменно сопровождается аншлагом, много и с большим удовольствием работает для театра С. Дягилева. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица». Бакст стал настоящим соавтором зрелищ, органично воплощая замысел постановщика в декорациях, освещении, костюмах. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева. Именно в сотрудничестве с ним Бакст совершает настоящую революцию в сценографии и театральном оформлении.

Разнообразный талант

Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером. Он нередко придумывал костюмы, и не только для сцены. Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства». Он создавал дизайн интерьеров для изысканных дамских будуаров, для помещения дягилевской антрепризы. Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций. Работая над театральными костюмами, Лев обнаружил в себе талант стилиста, он рисовал эскизы дамских нарядов и стал настоящим законодателем моды в стиле модерн. Также он оказался хорошим педагогом. Елизавета Званцева пригласила в 1900 году Бакста в свою художественную школу, где он старался помочь юным дарованиям найти свой стиль в живописи. Именно он первым увидел талант в своем ученике – Марке Шагале.

Личная жизнь

Лев Бакст, картины которого пользовались таким успехом и принесли ему большую известность, был совсем неудачлив в личной жизни.

Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой. Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа.

В Петербурге он влюбляется в дочь П. Третьякова, которая к тому времени была вдовой с ребенком на руках. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной.

Л.С. Бакст с сыном Андреем. 1910-е

Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году. Но он продолжал дружить с бывшей женой и падчерицей, в 1921 году они по его приглашению смогли покинуть Советский Союз и поселиться в Париже.

В последние годы жизни Бакст очень много работал в Париже, Америке, Англии, это подорвало его здоровье, и 28 декабря 1924 года он скоропостижно скончался.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *