Прически средневековья – романский стиль в истории причесок

Прически Средневековья (мужские и женские). История причесок

  • 22 Июня, 2018
  • Прически
  • Екатерина Малышева

Развиваясь вместе с человеческим обществом, поддаваясь веяниям моды, прическа является отражением социального статуса, религиозных и эстетических взглядов человека. Прически не только составляют важную часть образа человека, но и отражают исторический путь развития людей.

Средние века пришли на смену античности, отличающейся пластичностью и конкретикой в искусстве. До сих пор четко не определены хронологические рамки Средневековья. Предположительно эта эпоха продолжалась с XII по XVI век или же с V по XV, начиная с крушения Западной Римской империи. В ту пору в Европе главенствовал романский стиль. Он выражался в суровости, непоколебимости, мрачности. Его сменила готика с ее вниманием к деталям, возвышенностью, ажурностью.

Проявление романского стиля в прическах

Те прически Средневековья, что носили люди высокого статуса, особо не отличались от причесок простолюдинов по своей форме и размерам. Если ранее прическа могла быть опознавательным знаком, выделяющим различных по статусу членов общества, то к IX веку и рабы, и свободное население могли носить, к примеру, удлиненные стрижки, которые чуть прикрывали челюсть. А вот заключенных нередко брили наголо. Отличительным сословным признаком были лишь аксессуары: шляпы, шапки, украшения. В целом прически Средневековья были достаточно однообразными.

Идеалом красоты считался высокий лоб, поэтому естественную линию роста волос часто подбривали. Брови и ресницы выщипывали, на месте бровей рисовали черные полукруглые линии. Особенно приветствовалась утонченность в облике женщин, в том числе и в прическах средневековых дам.

Особенности мужских причесок романской эпохи

В искусстве усилилось проникновение христианских мотивов. После многократных религиозных походов с целью обращения иноземных народов в христианство мужчины, принадлежащие высшим сословиям, начали носить удлиненные стрижки, подобно Иисусу Христу. Стала популярной «пизанская» высокая прическа: волосы равномерно подстригались под «горшок» так, чтобы длинная густая челка закрывала значительную часть лба. Пряди были завиты в крупные локоны.

В качестве головных уборов мужчины носили шапки, шлемы, капюшоны. Вождей можно было узнать по обручам или коронам на голове.

Идеалом мужской красоты были рыцари. Они обязательно должны были носить бороду. Иногда ее разделяли на несколько прядей, каждую их которых обвязывали дорогостоящей нитью.

Своеобразие мужских причесок Средних веков

Иногда средневековые мужские прически определялись родом деятельности. Отличительной чертой крестоносцев было то, что они не стриглись во время походов, поэтому их прически представляли собой длинные волосы, подобно женским. Служащие католической церкви выстригали в центре головы круг, называемый тонзурой, и носили небольшой округлый головной убор.

Эволюция причесок варварских племен

Племена варваров постоянно перенимали прически завоеванных народов. Они предпочитали прямые или волнистые волосы длиной по плечи. Германские племена вообще не стригли волосы, заплетая по бокам по две косички. Для них это был знак силы и вольной жизни. Некоторые мужчины из племен варваров носили высокую прическу – тугой хвост, затянутый на макушке. В VII веке типичная мужская стрижка представляла собой подбритый затылок и коротко стриженые волосы, а более молодые люди обладали длинными волосами.

В IX веке также получила широкое распространение прическа, при которой на макушке оставляли прядь волос, а остальные волосы сбривали.

Мотивы галльской культуры

Галлы избегали излишеств в аксессуарах, любили оставлять на лице густую растительность. Однако вскоре под влиянием моды Рима бороду, а потом и усы стали сбривать, оставляя только бакенбарды. Большинство населения было рыжеволосым, а те, кого природа этим не наградила, красили волосы раствором извести.

Женские прически Средневековья

С V по VIII век женские прически не отличались замысловатостью. Средневековая женская прическа представляла собой преимущественно длинные завитые волосы. На торжество волосы украшали цветочными обручами, венками, нитями из благородных металлов. Могли и прикрыть голову тканью, предварительно сделав небрежный «римский» пучок.

Только в VIII-IX веке получили широкое распространение различные косы. Они могли быть как из двух, так и из большего количества прядей.

Мужские головные уборы эпохи Средневековья

Несмотря на то что прически романской эпохи не отличались особым разнообразием, головные украшения были самыми разными. Они были достаточно детализированы и в то же время просты. Для их изготовления использовались практичные ткани: войлок, велюр, фетр. Основой мужских головных уборов был колпак, имевший множество вариаций: он мог быть и высоким с отогнутыми полями, и низкой шляпой, по форме напоминающей тарелку. Распространен был капюшон, объединенный с накидкой на плечи, и чепец, на который надевали шляпы. Люди знатных сословий могли носить и по паре шляп.

Женские головные уборы

По католическим традициям женщины всегда носили головные уборы, чтобы прикрыть голову. Совсем юным девушкам разрешалось носить распущенные волосы, которые символизировали невинность. Зрелые женщины знатного происхождения заплетали волосы в «рыцарские» косы, вплетая широкие ленты, с помощью которых достигался эффект сильного удлинения. Толщина косы объяснялась плетением из нескольких прядей. Косу нередко дополняли лентами из шелка. Женщины часто пользовались тканевыми лентами для украшения прически, повязывали платки из легких тканей и вуали. «Романская» повязка состояла из плотной ткани, обрамляющей голову, и более легкой, ниспадающей на щеки и подбородок и моделирующей овал лица. Дамы высшего сословия надевали поверх такой прически повязки, венец или корону.

Для невест предназначались эффектные, торжественные венки из листьев и цветов, напоминающие корону. Цветы и листья скреплялись нитями из благородных металлов, украшались драгоценными камнями, блестками, бусами и перьями.

Читайте также:
Гимнастика и упражнения для лица от морщин

Особенности готического стиля в прическах эпохи Средневековья

С приходом готики (XIII век) головные уборы приобрели более вытянутые очертания. В прическах 15 века недлинные волосы нередко обматывались вокруг обруча, надеваемого на голову. Появилось разнообразие вариаций ношения бороды: в форме круга, штопора, состоящие из двух разделенных прядей, крючкообразные. Крестьяне все так же ровно подстригали волосы вокруг всей головы.

В готическую эпоху ношение драгоценностей на головных уборах было в прямой зависимости от статуса. Только более богатые и знатные могли носить украшения в виде камней, перьев и вышивок

Проявления готики в женских прическах

Во время распространения готического стиля женские прически Средневековья отличались причудливостью форм и масштабностью. Альтернативой «рыцарских» кос стали два высоких пучка, сформированных из кос, украшенных камнями и покрытых сеткой. Сетки из тонкого золота придавала волосам различную форму: более острую или округлую. Пожилые женщины открывали шею и полностью скрывали волосы под головными уборами. Женские головные уборы, служащие своеобразным аксессуаром, тоже изменились под влиянием готики, однако все еще замещали прически.

Женщины начали надевать косынки, поверх которых носили что-то более теплое: шапки или платки. Получили распространение своеобразные косынки, подобные капюшону (омюз), с длинными концами, которые обычно завязывали на шее. В XII-XIV веке женщины стали носить цилиндрообразные шляпы с разрезом сзади.

Под влиянием готической архитектуры, имеющей тенденцию к стремлению вверх, возникли массивные колпаки – эннены. Они изготовлялись из проволочной основы и натянутой поверх плотной ткани. То, насколько высок был колпак, зависело от знатности хозяйки. Такого рода колпаки возмущали служащих католической церкви, поскольку походили на готические храмы. Однако их распространение не получалось пресечь: буквально на следующий день после повсеместного сжигания они появлялись на женщинах вновь.

Готические мужские прически и головные уборы

С уходом романского стиля мужские головные уборы усложнились. Они стали носить шляпы поверх первого «слоя»: платка или чепца. Даже знатные молодые мужчины начали все чаще отращивать длинные волосы, завивали их в крупные локоны.

В XIV-XV веке мужские головные уборы разграничили по сословной принадлежности. Монарх указывал, что, например, служащие церкви должны были носить четырехугольные береты и тиары. Бобровые шапки носили только судебные работники.

Нельзя не согласиться, что многие из представленных причесок универсальны и достаточно популярны и в наше время: не зря говорят, что мода циклична. Поэтому ознакомление с культурой и модными тенденциями наших предков может стать не только способом получения знаний, но и источником вдохновения.

Средневековые причёски: характерные черты женских и мужских укладок

Исторические эпохи влияли на моду ушедших столетий. Войны, походы, зарождение государственности — основные события формировали искусство, философию, архитектуру. Европа с V по XV века отличалась сочетанием двух крайностей. Мрачные идеи духовности и сказочный расцвет живописи, поэзии, контраст черного и белого, добра и зла, отражался и на сознании людей. Прически Средневековья связаны с крестовыми походами, влиянием духовенства. Время рыцарей и прекрасных принцесс овеяно духом романтики, благородства.

Характеристика эпохи

Охватывает период с V по XV век, делится на 2 этапа. Романский стиль длится с V по XIII век, период готики — с XIII по XV век. Считается промежуточным разрывом между Античностью и Возрождением, восхвалявшие внешнее совершенство, телесную красоту, господство пороков над добродетелями. В период Средневековья основное внимание уделялось духовному наполнению, телесные желания укрощались, возводились в ранг низменных. Власть была в руках духовенства, влияющего на устройство государственности, общественный лад.

Период романского стиля пришелся на междоусобные войны, длительные походы. Именно в это время строили оборонительные крепости, серые, мрачные замки отличались надежностью, простые формы исключали архитектурные изыски. Время галантных рыцарей и прекрасных дам, сказочных турниров, зарождения легенд. Лучшими качествами мужчины считалось сила, смелость, отвага, мужественность. Идеалом красоты среди дам была утонченность, хрупкость, изящество, черты, которые распространялись лишь на благородных девиц. Крестьянки, служанки отличались выносливостью, работоспособностью, плотным телосложением. Галантный кавалер мог подать руку даме, и тут же пнуть служанку, подобные поступки были свойственны всем благородным рыцарям.

Прически были достаточно простыми, не отличались особой затейливостью. Среди простолюдинов была популярна стрижка «Пейзанская». Пряди аккуратно состригали вокруг головы, завивали крупными волнами. Крестоносцы отпускали длинные локоны, в затяжных походах давали обет не стричься. Знатные мужчины, подражая Иисусу Христу, носили распущенные волосы средней длины. Монахи и священнослужители брили голову по центру, оставляя пряди лишь по краям, образующие своеобразный круг.

Кстати. Мужчины носили бороды самой различной формы. Могли ее завивать, разделять пробором. Рыцари перевивали бороды нитями из золота или шнурами.

Во времена готики мужские прически мало изменились. Появились новые головные уборы, отличавшиеся по сословной принадлежности. Знатные люди украшали длинные ниспадающие локоны золотыми обручами. Духовенство носило митры, тиары, судьи — бобровые шапки, врачи использовали шляпы с боковыми наушниками из фалд ткани.

Женщины обязательно должны были носить головные уборы, согласно церковным законам, нельзя было появляться с непокрытой головой. В период романского стиля шляпы имели достаточно простую, аккуратную форму. Также в гардеробе присутствовали платки, чепцы, особой популярностью пользовалась «романская» повязка. Она состояла из 2 частей, полностью закрывала волосы, а также часть щек, шеи, создавая правильную форму овала. Знатные дамы носили покрывала, которые сверху фиксировались венцом или короной.

Читайте также:
Толстые куклы и стандарты красоты

В основе всех причесок были плетения. Популярными были боковые косы, которые укладывались в области висков улиткой. Длинные толстые плетения, еще назывались «рыцарскими» косами, отличались шириной. Для их создания использовались отрезы ткани, которые вплетались в локоны.

В период готики женские прически также скрывали под головными уборами, которые становятся выше, приобретают более причудливую форму. Могли оставить несколько прядей у лба, заплетенные в косу. «Рыцарские» косы теряют популярность их заменяют «Улитками» — плетениями, уложенных кругом у висков. Для украшения волос использовались золотые сетки, объемные полушария. Носили разнообразные чепцы, косынки, но в отличие от романского стиля, аксессуары выглядят более изысканно за счет дорогих тканей и оригинальных форм.

На формирование моды влияла церковь, предписывающая простоту и аскетизм. Женщины носили длинные, закрытые платья прямого силуэта. Линия талии была завышена с помощью жакета, подол юбки собирался сбоку, драпировался на животе. Благодаря крестовым походам появились новые ткани, фасоны платьев. В период готики силуэт становится приталенным, придавая фигуре изящность, элегантность. Рукава имели форму колокола, значительно расширяясь книзу. Постепенно костюмы становятся настоящим произведением искусства, простота фасона подчеркивается дорогими, изысканными материалами.

Идеалом красоты считалась бледная кожа, высокий лоб, тонкая лебединая шея. Знатные дамы брили часть волос темени для увеличения лба. Выщипывали брови, использовали помаду для губ. От веснушек и родинок всячески избавлялись, считались знаками греховности. Смуглая кожа была признаком простого народа, знатные дамы тщательно оберегали кожу от солнца.

Характерные черты причесок этого времени

Волосы во времена Средневековья женщины старательно прятали за головными уборами. Церковь диктовала простоту, скромность, прически мужчин также не отличались разнообразием. Основное внимание уделялось аксессуарам, украшающим прическу. Использовали венцы, платки, золотые сетки, чепчики. Мужчины на притяжении столетий носили «Пейзанскую» стрижку, отличительными особенностями сословий были лишь головные уборы.

Характерные черты Средневековья:

  • «рыцарские» косы представляли собой длинные плетения шириной в ладонь, для которых использовались отрезы ткани;
  • боковые косы-улитки создавались из двух параллельных колосков, уложенных у висков;
  • мужчины носили короткие стрижки с челкой, обязательным элементом образа была борода;
  • простые прически принимали изысканные формы благодаря различным головным уборам и украшениям.

Актуальность в наши дни

Современные укладки отличаются от моделей Средневековья. Сегодня локоны завивают, собирают в изысканные формы, придают динамику, объем. Головные уборы не прячут красоту волос, актуальные окрашивания подчеркивают блеск и сияние. Прически времен рыцарей и благородных дам остались в прошлом. В парикмахерском искусстве используют лишь отделенные элементы плетений. Сложно сочетать укладки романского и готического стиля с современными направлениями.

Кому подходят:

  • юным, стройным барышням модельной внешности;
  • выполняются прически на средние, длинные локоны, прямой, вьющейся структуры;
  • собранные волосы станут украшением вытянутых, треугольных, правильных овалов, не подходят круглолицым девушкам;
  • современные интерпретации сочетаются с романтичным стилем, а также бохо, гранж;
  • можно использовать при создании торжественных образов, для тематических вечеринок, современный рыцарских турниров, у которых сегодня немало поклонников.

Общие рекомендации по выполнению

Простые прически в средневековом стиле легко сделать самостоятельно. Для выполнения потребуется стандартный набор инструментов, а также подходящие аксессуары. Передать особенности прошлого можно не только с помощью прически, украшений, уделить внимание стоит и наряду. Строгость и аскетизм форм укладок — основные черты причесок времен принцесс и рыцарей.

Инструменты для выполнения:

  • щетка с натуральным ворсом для расчесывания копны;
  • тонкий гребень для создания вертикального пробора;
  • пенка, мусс, воск для придания косам желаемой пышности или гладкости;
  • резинки, шпильки, невидимки для фиксации прически;
  • аксессуары для волос — ободки, обручи, ленты.

Как выполнить прическу:

  1. Локоны рекомендуется вымыть с шампунем и кондиционером.
  2. Обработать кремом, пенкой или воском для плетения кос.
  3. Разделить локоны пробором или зачесать назад.
  4. Заплести одну или две косы, аккуратно уложить, зафиксировав шпильками.
  5. Дополнить подходящими аксессуарами.

Современные варианты стрижек и укладок в средневековом стиле

Укладка с длинной косой не теряет популярности которое столетие. Универсальная прическа подходит различным типажам внешности, станет украшением правильного, продолговатого овала. Сочетается с современными стилистическими направлениями, можно использовать для особых, торжественных случаев. Подчеркивает длинные, роскошные локоны, в современной интерпретации рекомендуется придавать объем с помощью легкого начеса. Мы расскажем вам, как правильно сделать начес.

Прическа с двумя косами перенесет во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам. Создать простую, лаконичную модель можно на средних и длинных локонах. Небрежность плетения придаст современные нотки классической укладке. Оригинальные украшения станут изюминкой образа. Подобные варианты рекомендуются юным барышням, сочетаются с романтическим и стилем бохо.

Косички вокруг головы могут быть выполнены в классическом, а также оригинальном варианте. Аккуратно собранные локоны подчеркивают правильные черты лица, подходят продолговатому, правильному овалу. Выполнятся прически могут на разной длине, подобные модели легко скрывают дефицит объема редких прядей. Укладка подходит юным, стройным барышням в качестве ежедневной модели, можно использовать и для вечерних выходов.

Плюсы и минусы

Прически Средневековья редко используются сегодня. На смену строгим, скромным формам пришли более торжественные, оригинальные варианты, подбирающиеся по типажу внешности. Современные укладки включают лишь элементы рыцарских моделей, стоит знать об особенностях выполнения, преимуществах и недостатках.

Плюсы:

  • достаточно простые прически можно выполнить самостоятельно;
  • подходят на каждый день, можно использовать и для особых случаев;
  • выполняются на разной структуре волос — прямых, вьющихся, кудрявых;
  • сочетаются с различными современными стилистическими направлениями.
Читайте также:
Как выбрать лучшую расческу для волос

Минусы:

  • подходит только юным, стройным барышням;
  • выполняются прически на средних и длинных локонах;
  • не подходят для делового стиля;
  • укладки не соответствуют современным парикмахерским тенденциям;
  • средневековые прически не обладают корректирующим, омолаживающим эффектом.

Звездные примеры

Оливия Уайлд периодически появляется на публике со скромными косами, укладки соответствуют средневековому стилю.

Гвен Стефани предпочитает яркие образы, использует элементы причесок эпохи рыцарей.

Джессику Альбу украшают аккуратные косички, уложенные вокруг головы.

Шарлиз Терон выбирает строгие, лаконичные укладки для светских мероприятий.

Полезные видео

Причёска мотивы средневековья.


Как в кино: средневековые косы на длинные волосы

Практически во всех фильмах и сериалах жанра фэнтези прически главных героинь вдохновлены образами Средневековья. Редакторы ATH собрали для вас фото и мастер-классы по самым интересным средневековым косам, которые можно заплести самостоятельно. Правда, придется постараться!

Средневековые косы и прически: история

Средневековая мода менялась не так стремительно, как современная, но все же не стояла на месте. В 500-750 годах девушки франкских племен носили распущенные волосы. На торжественные мероприятия они украшали голову лентами, цветами или металлическими обручами. Чтобы добиться такого романтичного образа, достаточно сплести цветочный венок или использовать тонкий ободок .

В 5-8 веках женщины высших сословий носили «римскую» прическу: волосы на затылке собирались в тугой пучок, а поверх надевалось легкое покрывало или платок. В конце 8 и начале 9 века появилась мода на косы. Самыми популярными прическами были две косы, украшенные лентами или кожаными шнурками, а также косы из четырех или пяти прядей.

Колоски из 4 прядей.

В 10-12 веке женщины часто покрывали голову и шею. В 15 веке были модными различные головные уборы, в особенности чепцы. Красивым считалось открывать лоб и виски, волосы надо лбом специально подбривали, чтобы сделать его выше.

В Средневековье моду на прически диктовала церковь, и они были довольно скромными и простыми. Несмотря на это, для зрелищности кинематограф любит демонстрировать зрителю сложные и хитрые плетения, о которых мы и поговорим в этой статье.

Мальвинка c косами

Такая прическа лучше всего будет смотреться на длинных или средней длины волосах, немного подкрученных у концов. Для начала отделите одну прядь на макушке и две по бокам, у каждого виска. Верхнюю часть разделите еще на две пряди и заплетите их в косы. Красиво будут выглядеть французские косички.

Оригинальный вариант косы-короны.

Соберите косички в хвост на затылке. Из боковых прядей заплетите по одному простому колоску, соединяя их на затылке с верхними косами. Отдельно можно выпустить и накрутить пару прядей у лица.

Совет редактора: сохранить прическу в течение всего дня и придать прядям дополнительный блеск поможет легкий лак «Природный блеск» марки «Чистая Линия» с экстрактом клевера.

Прическа-мальвинка из всеми любимого сериала.

Научиться делать французскую косу вам поможет наша видеоинструкция:

Если распущенные локоны вам не по нраву, попробуйте заплести косичку-корону вокруг головы .

Плетение из колосков в виде сердца

Чтобы создать укладку из кос в форме сердца, сначала разделите волосы на ровный прямой пробор. Затем с двух сторон на теменной части головы заплетите два аккуратных тугих колоска.

Необычное плетение на средние волосы.

Соедините их в хвостик на затылке и заплетите в одну косу. Закрепите резинкой под цвет волос.

Сыворотка для гладкости и дисциплины локонов TIGI Bed Head Control Freak

Совет редактора: если у вас кудрявые или пористые волосы, воспользуйтесь сывороткой для гладкости прядей TIGI Bed Head Control Freak Serum , которая поможет избавиться от пушистости и защитит прическу от влаги.

Если вы торопитесь, колоски можно заменить на жгуты, как показано в нашем видео:

Мелкие косы на распущенные волосы

Если ниспадающие локоны вас не смущают, и вы не любите закалывать пряди у лица, ваш вариант — мелкие косички. Растрепанные и тугие косы в сочетании с распущенными волосами перекочевали в стиль бохо из деревенских средневековых причесок.

Мелкие косички роскошно смотрятся с прямыми волосами.

Пожалуй, это одна из самых простых укладок с косами. Расчешите волосы, по желанию сделайте небрежные пляжные локоны или подкрутите концы. Заплетите несколько тонких косичек, закрепите их незаметными резинками. По желанию украсьте укладку накладными прядями или перьями.

Спрей Для Придания Объема Волосам TIGI Bed Head Superstar Queen For A Day

Совет редактора: чтобы сделать волосы визуально более густыми и получить модный эффект текстурированных прядей, воспользуйтесь спреем для придания объема волосам TIGI Bed Head Superstar Queen For A Day , который подходит даже для тонких и поврежденных волос.

Удобная прическа с простыми косичками.

Средневековые косы в собранных прическах

Любительницам пучков понравится аристократичная коса-ободок, собранная в узел. Подобные прически носили придворные дамы. Научиться делать эту прическу вам поможет пошаговая инструкция .

Двойная коса вокруг головы и пучок.

Еще один интересный и простой вариант — коса-жгут. С такой прической очень удобно находиться в движении и заниматься повседневными делами.

–> –>Меню сайта –>

Каталог статей

«Не только замужние женщины, но и совсем юные девушки вынуждены были прятать волосы под головными уборами, чтобы не вызвать подозрений со стороны стражей морали. Женщинам в Средневековье в обязательном порядке предписывалось носить головные уборы, так как, согласно правилам христианской религии, выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным»

Читайте также:
Одинокая Шанель, Coco Chanel Легенда и жизнь

Такие утверждения мы слышим в последние годы все чаще и чаще. С удивительной назойливостью доказывается, что женщинам и девушкам в Средневековье в обязательном порядке предписывалось носить головные уборы, полностью скрывающие волосы и никак иначе.

Однако при взгляде на свидетельства той поры (миниатюры, манускрипты и скульптурные изображения) видно, что это не так. Можно даже сделать вывод, что до конца XII века общепринятой прической девиц знатного происхождения в Западной Европе были длинные, волнистые, распущенные по спине волосы. Судя по всему, они служили символом целомудрия и невинности. Конечно, средневековые прически на изобразительных источниках – это отражение развития моды главным образом среди представителей западноевропейской аристократии, и это следует помнить.

Волосам в древности во множестве культур придавалось огромное сакральное и символическое значение, и Европа не была тут исключением: вассал мог преподнести свои срезанные волосы сюзерену в подтверждение клятвы верности, символический постриг делали, становясь монахом. Пряди волос дарились на память возлюбленным (кстати, этот обычай просуществовал необычайно долго – вплоть до конца XIX века); из них плели кольца, цепочки, делали амулеты. Наказанием для неверных жен и заподозренных в колдовстве мужчин и женщин в ряду других служило насильственное обривание волос, осуществляемое по постановлению церковного суда.

У мужчин волосы символизировали силу и свободу, у женщин — плодовитость. Частое расчесывание и уход за волосами имело еще и гигиенические цели, так как считалось способом избавиться от вшей и блох.

Церковь в средние века вмешивалась во многие (если не все) области культуры и ревностно следила за тем, чтобы женщина, состоящая в браке, носила головной убор «в знак покорности, стыда и раскаяния в первородном грехе». Распущенные волосы церковниками рассматривались как «дьявольский хвост» и «сатанинское искушение». Тем не менее в эпоху крестовых походов возник культ “Прекрасной Дамы» (который однозначно во многом шел вразрез с церковной линией), подготовивший почву для создания более светского, изящно-привлекательного женского облика, далеко не такого строгого и замкнутого, как это диктовалось церковью.

Несмотря ни на какие строгие правила, дамы старались прихорашиваться, особенно они лелеяли свои волосы. Каждая мечтала, чтобы её волосы были как можно длинней (чему свидетельство сохранившиеся даже в музейных коллекциях накладные косы и «шиньоны»).

пример из Земельного музея Кемптена,Германия.

Можно проследить некоторые заметные моменты изменения моды на определенные прически у дам.

Девушки франкских племен (500-751 гг.) носили волосы свободными и открытыми. В торжественных случаях они украшали их узким золотым обручем, цветами и лентами.

В V-VIII вв. среди женщин была очень популярна прическа «по-римски» – волосы на затылке собирались в пучок, а сверху одевалось легкое покрывало или же платок.

В конце 8 – первой половине 9 века, во времена возвышения династии Каролингов, среди девушек и женщин появляется мода на косы. Плетение кос было различно: в три, четыре, пять прядей. Такую косу называли многопрядной. Косы заплетали от висков и макушки. Часто их удлиняли за счет вплетения лент, разноцветных шнуров.

В романский период девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем.

У женщин очень популярным был головной убор, который назывался «романская» повязка.

Данный головной убор придавал лицу форму правильного овала, которая в то время считалась очень красивой, однако при внимательном взгляде отчетливо видно, что типичные для той поры косы при этом никуда не делись (как на известном скульптурном изображении Утты фон Баленштедт).

Многие замужние женщины носили так называемые «рыцарские косы», не покрывавшиеся головным убором. Эта прическа как считается, появилась во Франции, «завоевала» Англию и в меньшей степени – Германию, и представляла собой одну или две туго заплетенные косы, в которые вплетались ленты из шелка, тонкой кожи или ткани. Известно несколько вариантов данной средневековой прически. Косы могли заплетаться по бокам либо на затылке. Спадающие по бокам, они дополнительно связывались между собой лентами.Порой в них вплетали искусственные пряди, удлиняя таким образом косы почти до пола. Существовала еще одна похожая прическа. В этом случае волосы не заплетали, а просто обвивали ленту вокруг прядей, спускавшихся вдоль тела с двух боков.

Кроме того, средневековые дамы укладывали косы вокруг головы или на затылке в виде валика.

Замужние женщины и вдовы чаще скрывали волосы под головным убором, и порой встречаются очень закрытые варианты,

но и из этого «правила» имелись исключения. Обычно таким убором служили различные покрывала и платки. Однако часто ткань их была полупрозрачной и тонкой, и в большинстве случаев покрывали они голову таким образом, что часть волос обязательно оставалась на виду.

В то же время распущенные волосы продолжали быть популярными (не только у девиц, но и у замужних дам!)

Рис 1. Элизабет Померанская, четвертая жена императора Карла IV. Рис 2. Жанна Баварская, жена Вацлава IV.

В 15 веке большое значение приобрели головные уборы, в частности, чепцы, а прическа – наоборот: отступила на второй план. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали. Был введен в моду головной убор «эннен». Считалось, что эннен африканского происхождения. Он имел форму конуса. Поверх каркаса натягивали ткань. Дополнением этого своеобразного головного убора служила длинная прозрачная вуаль.

Читайте также:
Защита животных – современные реалии

Церковь неоднократно высказывала свои протесты по поводу появления и быстрого распространения этих головных уборов – считая их своеобразной карикатурой на готические соборы. Однако никакого существенного влияния эти возмущения не имели. Вообще трудно найти область светской культуры, по поводу которой церковники не возмущались и не грозили бы адским огнем всем, кто сейчас же не пойдет в монастырь. Женщины стали заплетать и укладывать волосы множествам способов. Женская прическа во многом определялась местными традициями и модой. Появилась и новая прическа из кос, закрученных над ушами в виде улиток. Для этих “улиток” изготавливались специальные украшения (также сохранившиеся в музейных коллекциях).

Конец 15-го и 16-й век (эпоха Возрождения, или Ренессанс), были важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства.

В моду снова входят сложные и изысканные женские прически. Происходит своего рода возврат к наследию античности, особенно на юге Европы. Именно в этот период в моду вновь входят «греческие» прически с яркими украшениями и сложными укладками.

В то время у женщин Европы особенно красивыми считались золотые волосы и высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Судить об этом мы можем, например, по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей в его время была Симонетта Веспуччи, не раз его вдохновлявшая (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской «Венере»).

В Венеции на крыше многих домов имелась маленькая беседка, открытая сверху, где женщина, защищенная от нескромных взглядов, могла сидеть с распущенными волосами, смоченными специальной краской, в ожидании, когда под лучами солнца они приобретут модный золотистый цвет. Однако часто по-прежнему носили и распущенные волосы, либо, изящно скручивая волосы с нитями жемчуга, прикрывали их сетками, чепчиками и легкими шарфами (на манер восточных тюрбанов), убирая волосы с затылка и лба, так как длинная шея и высокий лоб по-прежнему считались признаками красоты.

Для этого сбривали волосы со лба, а иногда и брови, вырез платья на спине обнажал шею, делая ее более длинной. Пожилые женщины прикрывали головы платком, чепцом или накидкой.

Вывод, который можно сделать из всего сказанного: несмотря на запреты и безусловно большое количество существовавших головных уборов, одним из главных признаков женской красоты всегда считались сами волосы, заботам о которых женщины посвящали много времени.

Нероччо де Ланди «Женский портрет». Ок. 1485.

Парикмахерское искусство в эпоху европейского средневековья (V-XIV вв.) Прически Средневековья. Романский период

Со временем длина волос перестала служить знаком различия между свободными гражданами и рабами.

Мужчины племени галлов носили большие бороды. Но под влиянием римской культуры появился обычай брить бороду, оставляя, однако, большие усы. Часто оставляли на щеках небольшие клочки волос – подусники.

Женщины во время пиров и турниров на голову повязывали ленты, надевали венки из цветов и листьев, украшали тонкими металлическими обручами и витыми шнурами.

Иногда женщины делали из прядей на затылке свободный пучок – “по-римски”, при этом покрывали голову покрывалом или платком.

В конце 8 – первой половине 9 века , во времена возвышения династии Каролингов, среди девушек и женщин появляется мода на косы. Плетение кос было различно: в три, четыре, пять прядей.

Такую косу называли многопрядной. Косы заплетали от висков и макушки.

Часто их удлиняли за счет вплетения лент, разноцветных шнуров, образуя своего рода футляр.

Примитивность силуэтов причесок скрадывалась разнообразием головных уборов. Фантазия в изобретении новых уборов не знала предела. Но несмотря на излишество деталей все они были практичны. Делались из велюра. фетра, войлока, плотных тканей.

Исходным силуэтом в мужских уборах былл колпак, который все время видоизменялся, превращаясь то в трубу с отогнутыми вверх полями или удлиненным мысом, нависавшим надо лбом, то в низкую плоскую шляпу, напоминающую тарелку. Многие носили капюшон куаф, который переходил в пелерину, матерчатые чепцы – бегуины, поверх них надевали шляпы. Часто знатные люди носили одновременно две шляпы.

Женские головные уборы в большинстве своем состояли из легких повязок, платков. Одной из самых рапространенных была так называемая “романская” повязка. Она состояла из двух частей: одна плотно облегала голову, другая, из легкой ткани, спускалась на подбородок, закрывая часть щек. При помощи повязки можно было придать лицу правильный овал.Верхняя часть убора придерживалась обручем или широкой лентой.

Знатные дамы надевали поверх легких покрывал короны, венцы с зубцами, атур.

Модно было носить венки из листьев, цветов. Невесты надевали высокие, нарядные головные уборы, напоминавшие корону.

Основным материалом была серебряная проволока, цветные камни, стеклянные бусы разной формы, золотые блестки.

Наиболее богатые и знатные невесты могли украсить свадебную корону павлиньими перьями и драгоценными камнями.

Девушки из небогатых семей украшали голову металлическими обручами с цветными бусинами.

Красивым считался высокий лоб, который пересекали глубокие морщины. Поэтому волосы надо лбом подбривали. Практически полностью выщипывали брови и ресницы. Брови рисовали заново в виде тонких дугообразных линий. Волосы скрывались под головным убором.Женские головные уборы в большинстве своем состояли из легких повязок, платков. Одной из самых рапространенных была так называемая “романская” повязка. Она состояла из двух частей: одна плотно облегала голову, другая, из легкой ткани, спускалась на подбородок, закрывая часть щек. При помощи повязки можно было придать лицу правильный овал.Верхняя часть убора придерживалась обручем или широкой лентой. Знатные дамы надевали поверх легких покрывал короны, венцы с зубцами, атур.

Читайте также:
Куклы советских времен – фото кукол из СССР

Модно было носить венки из листьев, цветов. Невесты надевали высокие, нарядные головные уборы, напоминавшие корону. Основным материалом была серебрянвя проволока, цветные камни, стеклянные бусы разной формы, золотые блестки. Наиболее богатые и знатные невесты могли украситьсвадебную корону павлиньими перьями и драгоценными камнями.

Девушки из небогатых семей украшали голову металлическими обручами с цветными бусинами.

Красивым считался высокий лоб, который пересекали глубокие морщины. Поэтому волосы надо лбом подбривали. Практически полностью выщипывали брови и ресницы. Брови рисовали заново в виде тонких дугообразных линий. Волосы скрывались под головным убором. С распущенными волосами в то время изображались только ведьмы и русалки. Дамы должны были казаться хрупкими утонченными, бледными, с маленькими ухоженными руками. Женственность и нежность, изящество и утонченность становятся предметом культа и прославления. Косметику употребляли редко.

С распущенными волосами в то время изображались только ведьмы и русалки. Дамы должны были казаться хрупкими утонченными, бледными, с маленькими ухоженными руками. Женственность и нежность, изящество и утонченность становятся предметом культа и прославления. Косметику употребляли редко.

История костюма эпохи средневековья

РОМАНСКИЙ ПЕРИОД (IX—XII вв.)

В V в. после падения Римской империи началась новая эпоха в истории Европы. На протяжении многих веков велись непрерывные войны, возникали и исчезали новые государства. Первым относительно устойчивым государством к концу IX в. стало государство франков.
Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и крепостных крестьян. Городская культура пришла в упадок, основной ценностью стала земля, и права на землю определяли сословную иерархию.
На вершине иерархической лестницы стоял король, затем — герцоги, графы, рыцари. Каждый из них был вассалом (подчиненным) своего сюзерена (непосредственного господина).
В XI в., с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла, появились новые города и стала формироваться городская культура.
Народы, заселившие Европу, были разными, но их одежда имела общие черты. В период средневековья европейская культура развивалась в одном направлении, которое определялось христианской церковью. В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты, костюм обрисовывал фигуру.
Феодализм делился на два основных периода: раннее средневековье (IX-XII вв.) и позднее средневековье (XIII-XV вв.).
В период раннего средневековья в результате слияния двух культур — античной и варварской — в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романскии стиль, характерной особенностью которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот стиль отразился также и в костюме того времени.
В этот же период складывается и рыцарское сословие с его понятиями долга и чести, возникает этикет.
В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.
Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность. Одежду красного цвета («цвета крови») носили палачи.
Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой.
Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства). Женщины носили длинные закрытые платья, мужчины — как длинные, так и более короткие одежды.
В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры.

Мужской костюм

Мужчины раннего средневековья носили две туники, которые надевались одна поверх другой. Нижняя, «камиза», была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя, «котт» — из более дорогой ткани, с короткими широкими рукавами или вообще без рукавов. Тунику всегда подпоясывали, иногда с напуском. Первоначально туники были короткими, но с середины IX в. у феодальной знати они удлинились. Туника короля доходила до самого пола. Короткие туники носили крестьяне и молодые люди.
Верхней мужской одеждой был также плащ, застегивавшийся на правом плече, — вначале короткий полукруглый, а позже, с XI в., — длинный. В эпоху Карла Великого и Каролингов (VIII-IX вв.) плащ стал называться «манто».
Для средневекового мужского костюма характерно то, что мужчины, в отличие от древних греков и римлян, обязательно носили штаны, которые могли быть длинными, относительно узкими, или плотно облегали ногу наподобие трико.
В XII в. мужчины по-прежнему носят камизу и котт. Котт становится очень узким в плечах и расширенным книзу за счет вшитых в боковые швы клиньев. В это время господствует культ «прекрасной дамы», и котт благородных рыцарей становится более длинным, придавая фигуре женоподобный силуэт. У ворота котт появляется небольшой разрез и завязки.
В конце XII в. на доспехах рыцарей стали изображать феодальные гербы. Постепенно они становились фамильными с постоянным изображением и цветом. Иногда герб делился на две или четыре разные по цвету части. В соответствии с цветами герба одежда рыцарей часто также разделялась по вертикали на две половины разного цвета. Такой костюм назывался «ми-парти». В ми-парти даже обувь по цвету соответствовала правой или левой стороне одежды. Такой костюм носили молодые люди, и чаще всего пажи.

Читайте также:
Как правильно отрастить густые брови в домашних условиях
Женский костюм

В самый ранний период средневековья женщины носили одежды, скрывающие фигуру (покрывала, далматику) — еще сказывалось влияние церкви. Позже, с X в., они стали подчеркивать фигуру.
Женский костюм состоял из двух туник — нижней («котт») и верхней («сюрко»), которые были длинными, до щиколотки, и надевались одна на другую. Под нижнюю тунику женщины надевали рубашку из полотна — камизу.
У котт были длинные узкие рукава, у сюрко — короткие и широкие, или их вообще не было. Верхняя туника подпоясывалась.
Туники имели трапециевидную форму, сильно расширенную книзу. Линия талии была завышена. С XI в. появились драпировки на животе. На эту моду повлияло особо почтительное отношение к беременным женщинам.
В качестве верхней одежды женщины носили длинные полукруглые плащи.
В XII в. платье-котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у этого платья были узкими и очень длинными, почти до самой земли, а пояс стал чисто декоративной деталью и сместился с талии на бедра. Плащи, которые служили женщинам верхней одеждой, зимой подбивались мехом.
В XII в. еще не делали вытачки, при помощи которых можно было придавать костюму разную форму, но одежда уже начала делиться на части. В европейском женском костюме широко распространяется разделение лифа на две части: верхняя закрывала плечи и грудь, а нижняя собиралась мелкими поперечными складками: таким образом на лифе не образовывались заломы.

Обувь

В эпоху Каролингов (IX в.) франки носили чулки кожаные или полотняные, которые сверху перетягивались ремнями. Пальцы ног при этом оставались открытыми: закрытую обувь имели право носить только король и члены королевской семьи.
В раннем средневековье горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — «ботт». Их шили из ткани или цветной кожи. В XII в. во Франции начинают носить обувь с длинными острыми носками — «пигаш» (их возникновение связывают с именем графа Анжуйского), которые распространяются во всей Западной Европе.
Крестьянской обувью были более мелкие башмаки, которые подвязывались к ноге шнурками.
Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без каблуков.

Прически и головные уборы

Мужские прически романского периода были примитивными. Волосы подстригались вокруг головы до мочек ушей, а спереди была челка. В XI в. мужчины стали носить длинные, до плечей, волосы.
На голову надевали конусообразные шапки и капюшоны. Самым распространенным был капюшон «куаф» с удлиненным мысом сзади. В холодное время года согревал капюшон с пелериной из шерстяной ткани — «кугель».
Средневековые девушки носили длинные косы, которые могли перевивать парчовыми лентами, или распущенные волосы. На голову надевали обручи, ленты, венки из цветов. Замужние женщины волосы скрывали — чаще под круглым белым платком с отверстием для лица. Концы платка падали на плечи, скрывая их. Иногда эти концы заправлялись в вырез платья. Поверх платка надевали различные повязки, обручи. Знатные дамы носили также парчовые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями.

Украшения

Костюм раннего средневековья украшался различными переплетающимися лентами, золотыми или бронзовыми узорами геометрической формы с изображениями животных («звериный стиль»). Золотые и серебряные застежки с подвесками часто были украшены крупными яркими гранатами.
Женский костюм раннего средневековья украшался драгоценными камнями, меховой отделкой, нашитым сверху бордюром.
Женскими украшениями были головные обручи, венцы, кольца, пояса из чеканных пластинок, фибулы.

КОСТЮМ ГОТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (XIII-XV вв.)

В XIII-XV вв. феодализм в Европе вступил в следующую стадию развития. После крестовых походов европейцы познакомились с Востоком; появились новые торговые пути; оживилась жизнь городов и стали бурно развиваться ремесла. В этот период не только произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей, — европейцы овладели умением строить чертежи, что зародило основу кроя одежды. Одежда разделилась на части, и появилась возможность создавать любые ее формы.
Ремесленники объединились по профессиям, и возникли ремесленные цеха. В профессиональные цеха объединяются и портные, одежда теперь изготовляется по индивидуальным заказам знатных людей.
В архитектуре и прикладном искусстве сложился новый художественный стиль — готический. Он сильно отличается от романского, хотя и возник на его основе. Архитектурным сооружениям и мебели характерны легкие, устремленные вверх, изящные формы. Готические сооружения — это конструкции из стрельчатых арок, и опор — столбов и витражей.
Вытянутые пропорции, устремленность вверх, сложность и изящество формы приобретал и силуэт костюма этого периода. Особенностью средневекового костюма стало подражание рыцарским латам.
В XIII в. были заложены основы кроя, что повлияло на изменение форм женского костюма. Теперь уже фасон не зависел от ширины полотнища, которое, в свою очередь, зависело от ширины ткацкого станка.
В костюме впервые появились вшивные рукава. Поначалу они пришивались временно, только на день, а вечером отпарывались (иначе снять узкую одежду, у которой не было застежки, было невозможно). Рукава также могли привязывать шнурками. Только, когда у платья появилась застежка, рукава пришили насовсем.
К XIV в. европейский костюм приобрел столько видов покроя, что, в сущности, до настоящего времени не появилось ничего нового.
В XIV в. появились распашные одежды. Костюмы стали более разнообразными по форме и цвету. Самой модной и дорогой тканью был бархат, а излюбленным орнаментом — растительный. На европейский костюм позднего средневековья повлиял также культ Прекрасной Дамы и возникновение такого социального явления, как «мода».
В этот период все больше заметно различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.
Самые лучшие ткани изготовлялись в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе — парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка (особенно был популярен шелк с цветочным орнаментом в турецком стиле), бархат, в том числе тканый золотом и серебром.

Читайте также:
Фото и образы реальных анимешниц
Мужской костюм

В XIII в. мужчины всех сословий в качестве нижней одежды носили, как и прежде, камизу. Поверх нее надевали длинный котт, доходивший порой до щиколотки, у которого были длинные рукава и декоративный пояс. К середине XIV в. котт сменил «пурпуэн» — короткая куртка с узкими рукавами, к которой прикрепляли штаны-чулки. У простолюдинов пурпуэн был верхней одеждой. Богатые щеголи носили пурпуэн с декоративными рукавами, свисающими до самого пола.
Вначале пурпуэн носили рыцари под латами, но затем он стал верхней одеждой и просуществовал до начала XVII в.
В этот же период у знати стали модными верхние кафтаны — «котарди» и «блио». Котарди был узким, доходившим до середины бедер, с самыми разными рукавами — и узкими, и широкими. Вокруг бедер застегивался декоративный пояс. Впереди могла быть застежка. Блио — отрезной кафтан с узким лифом и «юбочкой» — пышными полами, несшитыми на боках. Сзади у блио была шнуровка.
И знать, и простой народ носили «нарамники» . Эти длинные или короткие плащи делались из сложенного пополам куска ткани, в котором на месте сгиба было отверстие для головы. По бокам нарамник не сшивался.
Когда у нарамника сшили бока, он превратился в «сюрко» — одежду с декоративными рукавами или без рукавов. Существовало четыре основных вида сюрко: с длинными рукавами, с полудлинными, с откидными и безрукавное. Сюрко с капюшоном носили монахи.
Обязательной частью костюма герольда или пажа был короткий плащ «табар». У него были рукава колоколообразной формы, несшитые по бокам.
В XIII в. окончательно сформировывается «гербовая одежда» — ми-парти. Ее носили феодалы, их вассалы и слуги. Чаще всего она состояла, как и поле герба, из четырех цветов. Гораздо позже из гербовой одежды вассалов произошла ливрея слуг дворянства.
К середине XIV в. появился «жакет». Он был без рукавов или с откидными рукавами, узкий, подчеркивающий талию.
В XIV в. возникает верхняя одежда — «упленд» — с сильно расширенными книзу и отделанными мехом рукавами. Молодые люди носили короткий упленд (от середины бедра до колен). У знатных феодалов, особенно зрелого возраста, упленд был длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.
Мужские костюмы шили из шерстяных тканей красного, коричневого, синего цветов, а также полосатых. Но самыми распространенными цветами были черный и зеленый.

Женский костюм

Женский костюм позднего средневековья подчеркивал женственность. Культ Прекрасной Дамы противостоял влиянию церкви, учению о греховности плоти. Женская одежда стала менее закрытой, не скрывала формы фигуры, выявляла физическую привлекательность женщины.
По-прежнему в гардеробе женщин оставались котт и камиза. Нижнюю рубашку женщины украшали вышивкой, окрашивали в кремовый цвет настоем шафрана.
Узкий лиф котт имел сбоку или впереди разрезы и шнуровку, сквозь которую виднелась рубашка. Юбка котта расширялась за счет боковых клиньев. Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой.
С XIII в. у женских платьев удлинилась талия, а у юбки появился шлейф. Особенно разнообразной становится форма рукавов: они могли быть широкими, колоколообразными или длинными и узкими, которые завязывались внизу узлом. К коротким рукавам иногда пришивалась длинная декоративная полоса ткани. Декольте увеличилось, расширяясь к плечам.
В XIV в. юбка отделилась от лифа и появилась возможность создать клёш. Возникли новые формы женского костюма.
Очень модной становится драпировка ткани на юбке. Женщины приобрели особую осанку: откинутая назад спина и характерное положение сложенных перед животом рук.
К XIV в. у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошло в моду знаменитое «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами, обшитыми мехом. Вырезы пройм получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта.
В XIV-XV вв. сюрко стало парадной королевской одеждой. Постепенно сюрко укорачивалось и приобрело форму душегреи.
Верхней одеждой как знатных дам, так и простолюдинок был нарамник — длинный или доходивший до середины икр. Иногда его подпоясывали. Простым женщинам как нижней, так и верхней одеждой служила рубашка-камиза. А знатные дамы носили пенулу со шлейфом, прорезями для рук и меховым оплечьем в виде круглого воротника.
В XIV в. у знатных дам в качестве одежды для торжественных случаев появился женский упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние — из фландрского сукна на меху.

Читайте также:
Маникюр ко Дню Святого Валентина, идеи и фото
Обувь

Во времена позднего средневековья мужчины носили кожаные или бархатные туфли и полусапоги без каблуков. Носки были заостренными — вначале слегка, а с середины XIV в. они удлинились настолько, что достигали нескольких десятков сантиметров. Первыми удлинили носки своей обуви рыцари, затем этому стали подражать и богатые бюргеры. Феодальная знать украшала свою обувь вышивкой и драгоценными камнями.
Женщины носили такую же обувь, что и мужчины. Ее делали из плотной дорогой ткани, мягкой цветной кожи, бархата, и у нее также были заостренные носки. Длинные носки набивали конским волосом и каждый соединяли цепочкой с браслетом на ноге.
В средние века были изобретены деревянные подставки с каблуками, которые назывались «галош». Они подвязывались ремнями и предохраняли обувь от грязи.

Прически и головные уборы

У мужчин, особенно молодых, стали модными пышные кудри. Такая прическа придавала костюму еще большую женственность. Длинную бороду носили только пожилые люди и крестьяне. Простолюдины носили челки и коротко остриженные волосы.
Мужские головные уборы очень разнообразны: цветные береты с меховой оторочкой, остроконечные или с широкой тульей шляпы с плоскими полями, высокие шапки без полей. Популярным становится капюшон, пришитый к куртке или плащу.
В XIII в. у мужчин входит в моду головной убор, напоминающий женский чепец, — «бегуин». Его шили из белой ткани и надевали под верхний головной убор. Люди победнее носили этот чепец как самостоятельный головной убор.
Не чурались мужчины и головных повязок из парчи («трессуар»), металлических обручей с цветами.
Но чаще всего мужчины носили «шаперон». Этот сложный драпированный убор возник из капюшона раннего средневековья, постепенно увеличиваясь в размерах. В XIII в. к нему приделали «хвост» («кэ»), в котором хранили мелкие ценные предметы. Концы шаперона — «консты», украшенные зубцами, спускались на плечи. В следующем веке у шаперона появился жесткий борт, а хвост стали драпировать, как тюрбан, и украшать перьями, укладывая на голове наподобие петушиного гребня.
Женская прическа в позднее средневековье несколько изменилась. Девушки стали укладывать косы над ушами в так называемый «бараний рог». Уши при этом были закрыты, а шея открыта. Иногда девушки носили и распущенные волосы.
Замужние женщины покрывали голову платком «барбетт» из белого полотна, который закрывал подбородок, шею, часть груди, а его концы завязывались на голове. Выходя на улицу, поверх барбетта женщины накидывали покрывало. Позже барбетт стал частью костюма монахини.
В XIII-XIV вв. в моду у горожанок вошел женский головной убор из полотна — «омюсс». Это своеобразный капюшон с разрезом впереди, концы которого завязывались вокруг шеи. Позже омюсс превратился в чепец.
Женщины всех сословий носили «горж» — головной убор в виде трубы, расширенной книзу, с разрезом сзади. Модницы щеголяли в высокой шляпе «туре», которую изготовляли из фетра.

Украшения

В средние века были популярны кольца с большими драгоценными камнями, колье с подвесками, ожерелья, браслеты, броши, дорогие застежки, пряжки для поясов, сетки для волос, украшенные драгоценными камнями, головные обручи. Ожерелья могли быть сплетенными из круглого золотого прута, с золотыми розетками и драгоценными подвесками.
Модными украшениями, которые женщины носили поверх платков, стали обручи с круглыми щитками над ушами — «темплетами». Дамы украшали свои головные уборы вышивкой золотом и жемчужными нитями, окружавшими виски.

Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян

Van Cleef and Arpels Collection Extraordinaire Muguet Blanc Парфюмерная вода 75мл

Ван Клиф энд Арпелс Коллекшн Экстраординер Мюгет Блан Парфюмерная вода 75мл

  • Описание
  • Дополнительно
  • Обзоры
  • Видео
  • Van Cleef and Arpels
  • Оригинальные товары
  • Доставка по всей России
  • Бесплатная доставка по Москве от 3 000 р.
Бренд: Van Cleef and Arpels
Коллекция: Collection Extraordinaire Muguet Blanc
Тип аромата: Цветочный
Верхняя нота:
Нота сердца:
Базовая нота:
Композиция: Ландыш, Кедр, Нероли, Пион, Трава
Пол: женский
Возраст: ДЕТИ
Категория: Парфюмерная вода
Объем: 75 мл
Применение: летний, день
Год выпуска: 2009
Последний релиз:
Страна производства: Франция
Гороскоп:
Дополнительно:
Парфюмер: Антуан Мэзондье
Штрихкод: 3386460018043

Общее описание

Самым нежным ароматом коллекции “Collection Extraordinaire”, созданной брендом Van Cleef and Arpels в 2009 году, стала парфюмерная вода Muguet Blanc . Парфюм адресован молодым женщинам, элегантность и чувствительность которых заметна с первого взгляда. Такие леди по достоинству оценят чарующую цветочную композицию, которую сплел Антуан Мэзондье.

Чтобы передать волшебную нежность и воздушность ландыша, в аромате Collection Extraordinaire Muguet Blanc парфюмер окружил его звонкими нотками зелени и белоснежными тонами пиона и нероли. В результате получился легкий аромат, который снимает напряжение, расслабляет и успокаивает. Его обладательницы всегда будет чувствовать себя на высоте и уверенно контролировать любую ситуацию.

Легкий аромат парфюмерной воды Muguet Blanc станет идеальным выбором для теплых весенних деньков, когда под ласковыми лучами солнца его композиция звучит звонко и освежающе. Если воспользоваться парфюмом с утра, он придаст сил и уверенности на весь рабочий день.

Читайте также:
Белые купальники 2021 – фото

Композиция

Воздушная цветочная композиция парфюмерной воды Collection Extraordinaire Muguet Blanc раскрывается звонкими нотками свежей зелени.

В “сердце” аромата выразительно звучит главная нота парфюма — белоснежный ландыш, который переливается разными оттенками на фоне тона белого пиона.

Замыкают композицию парфюмерной воды Collection Extraordinaire Muguet Blanc тона экзотического нероли и благородного белого кедра.

Описание упаковки

Как и все ароматы серии “Коллекшн Экстраординер”, парфюмерная вода Мюгет Блан заключена в массивную бутылочку из прозрачного стекла. Флакон простой геометрической формы украшен лишь черным колпачком и небольшой подвеской на тонком шнурке.

История создания

Заметки и примечания

Химический состав

Ничего хорошего от этой коллекции не ждала, пробовать её не ходила, ничего об ароматах не знаю и судить не возьмусь. Знакома только с одним — Muguet Blanc. Да и то — случайно, благодаря одной парфюмерной фее.

Ландыш — это для меня всегда некоторое напряжение в ожидании остро заточенных шпилек в висок. Особенно современные ландыши с их нотами стиральных порошков, зубных паст, кондиционеров для белья, роликовых дезодорантов. Я знаю и понимаю, что ландыш — это всякий раз пёстрая картина из цветных лоскутков. И что многое зависит от окружения (особенно невыносим для меня ландыш с гиацинтом и лилией). Но никогда не угадаешь заранее, как карта ляжет.

Muguet Blanc поразил меня своим спокойствием и расслабленностью. И не похоже, что бы он хоть когда-нибудь напрягался. Muguet Blanc как широкая равнинная река катит ленивые и тяжелые волны к какому-то далёкому морю. И никуда не торопится. Дышит белым туманом, отражает кучевые облака, пенится у песчаных берегов. Muguet Blanc — это не цветок в лесу и не цветок в бутоньерке. У него совсем другая природа. Неживая.

Muguet Blanc — аромат тридцати оттенков белого цвета. Холод без ментола, чистота без ёршика и вантуза, свежесть без озона. Muguet Blanc — абсолютно бесшовный и безвыходный как смирительная рубашка. Для него не обязательна человеческая кожа. Он может пахнуть в пустоте. Я понимаю, что это химия, но не понимаю, как это сделано.

В составе Muguet Blanc не упомянут жасмин, но мне почудилось его живое тепло. Аромат действительно белый, скорее, бело-розовый, бело-желтый, бело-зелёный. Он быстро заполняет пространство, особенно хорошо тянется в высоту — до самого потолка, не слишком меняется во времени, держится очень долго — почти сутки. Не уверена, что стала бы носить, но не отказалась бы, чтобы у меня так пахло дома.

В конце XIX века зародилась компания Van Cleef & Arpels — один из наиболее известных производителей предметов роскоши и украшений. В 1896 году семейный бизнес основали Шарль Арпель и брат его жены — Альфред ванн Клиф. Они выпускали высококачественные и дорогие часы, а также ювелирные украшения с драгоценными камнями. За несколько десятков лет безупречный имидж компании позволил ей расширить сферу влияния по всему миру и запустить производство новых продуктов, в том числе — парфюмерии.

Дебютный парфюм Ван Клиф и Арпелс — женская туалетная вода First, увидевшая свет в 1976 году. Ее название отражает не только статус парфюма в коллекции бренда, но и то, что в ореоле этого аромата каждая женщина почувствует себя “номером 1”. Изысканный цветочно-альдегидный аромат долго сохранял свою популярность и положил начало целой серии фланкеров. Среди них огромный успех приобрела восточно-цветочная туалетная вода First Love, сотканная из нот орхидеи и ванили.

Известнейшим мужским ароматом Van Cleef & Arpels стала туалетная вода Tsar. Выпущенный в 1989 году аромат покорил мужчин гармоничным сочетанием классического древесно-фужерного звучания с яркими динамичными акцентами. Благодаря стараниям Филиппа Буссетона стильные, успешные и уверенные в себе мужчины получили идеальный парфюм, способный передать их характер и настроение.

Самым значимым ароматом XXI века в коллекции Van Cleef & Arpels стала парфюмерная вода Feerie. Один вид ее флакона, украшенного изящной фигуркой феи и напоминающего по форме искусно ограненный сапфир, заставляет влюбиться в этот волшебный аромат. Цветочно-фруктовый парфюм вобрал самые нежные, женственные и чувственные нотки, чтобы усиливать очарование своей обладательницы. После успеха оригинального аромата, выпущенного в 2008 году, парфюмеры изготовили ряд фланкеров, в число которых вошли Feerie Gold, Feerie Eau de Toilette и Feerie Rose des Neiges.

В 2009 году компания выпустила одновременно шесть парфюмов серии “Collection Extraordinaire”. Каждый из этих ароматов создан при помощи известнейших парфюмеров мира и соткан вокруг единственной центральной ноты. В основу цветочной композиции парфюмерной воды Muguet Blanc легла нежная нотка жасмина, а главная роль в аромате Rose Velours досталась изысканной розе.

В Van Cleef & Arpels к созданию парфюмов относятся так же серьезно, как к сборке часов или инкрустации ювелирных украшений драгоценными камнями. Благодаря этому каждый аромат имеет яркий характер и выразительное звучание, которое не спутать ни с одним другим парфюмом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *