Старинные женские сумочки – Россия, бисер и золотое шитье

Старинные женские сумочки – Россия, бисер и золотое шитье

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Memories

Дамские сумочки наших пра. бабушек

Большая история маленькой сумки

Женская сумка – загадка не меньшая, чем Бермудский треугольник. И хотя первые сумки появились так же давно, как и деньги, которые в них носили, – свой сегодняшний образ женская сумка обрела только в конце XIX века: как раз в то время, когда женщина начала осознавать свою свободу от мужчины. Современная сумка – дитя французской революции XVIII века и эпохи женской эмансипации конца XIX века.

В средние века женщины носили широкие юбки, в уютных складках которых легко скрывались ранние сумки-карманы. Эти карманы не были соединены с одеждой, казались андрогенами (ибо их носили и мужчины, и женщины) и отличались только рисунком и материалом. Позднее сумки в виде изящных мешочков, стягивающихся в устье, носили на поясе.

1790 год считается годом рождения сумки, которую нужно носить в руке. Связано это с французской революцией и с новой женской модой. Нововведение имело успех, и уже через несколько лет, с 1804 года, правила хорошего тона приписывают мужчинам держать руки в карманах, а женщинам – карманы (то есть сумки) в руках. Так была утрачена андрогенность кармана, поясного мешочка и монетницы – и женщина приучилась выходить из дома, держа в руках маленькую сумочку. Первые сумки назывались «reticules». В русский язык это слово пришло в иронической французской версии (как и многие другие слова, связанные с модой) – «ридикюль».

«Несессером» называлась сумка для шитья. Чем меньше была сумка, тем обеспеченнее считалась женщина, потому что рядом с ней был мужчина или слуга (или как у Грибоедова: «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей»), которые носили необходимые предметы. Однако по мере эмансипации женская сумка начала постепенно увеличиваться в размерах. И если раньше светские дамы прятали там свои веера, духи, зеркальца, изящные кружевные платочки и карне-де-баль (книжечку для записи партнеров по танцам), то постепенно возникла необходимость носить в ней и косметику, и книги, а в начале XX века – даже сигареты. А когда во второй половине XIX века был изобретен поезд, появились железные дороги и стало возможно быстрее перемещаться в пространстве – тогда для удобства был изобретен саквояж, то есть сумка для путешествий.

В те времена, когда женщина утвердила за собой право считаться «приличной дамой», даже если она путешествует самостоятельно, без мужского сопровождения, – именно сумка стала ее незаменимым партнером и предметом первой необходимости. Если в начале позапрошлого века сумка носилась в руке или на пальце, то в конце века она постепенно поднималась и оказалась на плече. Суфражистки носили сумки с особым шиком – как солдаты свои ранцы. Однако для большинства представительниц прекрасного пола такая «возвышенная» позиция окончательно укрепилась только в 1950-х годах.

Функционально и эстетически сумки и сумочки прошли период разделения труда: сумки для работы и моциона, коктейльные и вечерние сумочки, сумка для похорон. Каждая эпоха старалась создавать свой собственный стиль для этого предмета. Один из самых ярких периодов «сумочной» истории – 1920-е годы, когда flapper-girls экспериментировали с сумочкой для чарльстона. В иные времена сумки должны были гармонировать с туфлями, в другие – воспринимались, как украшения туалета. Замки у сумок появились в XIX веке, а молния была изобретена в 1923 году.

В викторианскую эпоху зародилось массовое, промышленное производство сумок. Появились первые компании, такие как Hermès и Louis Vuitton. Однако самодельные сумки и, так сказать, штучные экземпляры долгое время оставались более популярными, потому что средний класс не всегда мог позволить себе парчовую или кожаную сумку из английской или испанской кожи. Самодельные сумки тесно связаны с историей: в годы Второй мировой женщины придумывали дизайн сумок, способных поместить в своих недрах газовые маски; а в 1960-е годы хиппи, которые сопротивлялись всеобщему консюмеризму, сами шили разнообразные сумки-мешки.

В процессе самодеятельного и промышленного производства в ход шли различные материалы: атлас и шелк, гобелены и кожа, дерево и стекло, железо и пластик (такой как бакелит или люсид), соломка и старые журналы. Сумки украшались венецианским или богемским бисером, стеклярусом, полудрагоценными камнями, металлами, кружевами, вышивкой, аппликацией, лиможским фарфором и камеями.

Все больше и больше интерес к сумкам проявляли известные дизайнеры и художники. Их смелые фантазии делали похожим модный аксессуар на миниатюрные скульптуры. Дамская шляпа – не свободна: она должна украшать женское лицо.

Туфли должны быть прежде всего удобными. И только сумки предоставляли художникам неограниченную свободу. В 1920-е годы их делали в виде самолетов, пароходов и автомобилей. В 1940-е появляются Walborg Poodle bags – сумки в виде черных и белых пуделей. Барочная модернистка Элза Скьяпарелли создавала свои сумки вместе с Сальвадором Дали. Anne Marie deFrance умудрялась сочинять сумки в виде музыкальных инструментов. А король изделий из люсида Will Hardy экспериментировал с пластичностью материала. В 1920-х годах знаменитая художница Соня Делоне, а после нее, в 1960-е годы, Эмилио Пуччи увлекались геометрическим дизайном.

Читайте также:
Бренд Blumarine и биография Анны Молинари

Сумка – это продолжение тела, культовый предмет и интимное пространство женщины. Некоторые психологи находят в этой вещи эротический подтекст: она ведь и вправду, как и ее хозяйка, закрывается на замок и прячет тайну. Возможно, это одна из разгадок притягательности столь скромного предмета обихода.

Как правильно вязать с бисером – много советов и ссылок + мастер-класс сумочек

Вязание, как и бисероплетение, является неиссякаемым источником творчества и создания эксклюзивной, неповторимой одежды. Одним словом – все, что сможет придумать Ваша фантазия и воплотить Ваш профессионализм. Не стоит приступать к сложным изделиям, если вы никогда не занимались подобной работой – начните с малого, чтобы понять более сложное.

Приступая к работе над созданием вещи, требуется обязательно изучить все нюансы и особенности, чтобы правильно подобрать материалы и инструменты, удачно выбрать модель и способ вязания, провязать пробный образец. Нитки подбирайте прочные и гладкие; инструменты для вязания – подбираются к ниткам. Прежде чем приступить к работе, нужно определить для себя месторасположение бисера в изделии. Это может быть произвольное расположение бусин, независимо от размеров и цвета бусин в вязаном полотне, а можно задать некий ритм, создать с их помощью узор или орнамент.

Предлагаемые в ряде журналов модели, узоры и схемы могут выступать в отправной точке для воображения, в любом случае выбор останется за вами. Если Вы стремитесь расположить бисер в определенном порядке, то обязательно необходимо провязать образец, предварительно нарисовав, узор на бумаге (желательно миллиметровке).

Как нанизывать бисер на нитку

Пряжа с бисером очень популярна в последнее время, однако готовая пряжа с бисером зачастую остается за пределами бюджета обычной рукодельницы. Это не проблема, такую пряжу несложно создать самим. Прежде всего определитесь с размером бусин, они должны соответствовать вашей пряже. Более мелкие подходят тонкой пряже, более крупные – объемной.

Итак, давайте пробовать. Вам понадобятся: пряжа, бисер (всегда находятся бусины со слишком маленькой дырочкой или другими дефектами, поэтому обязательно купите немного больше, чем нужно), игла для бисера, нитки для шитья (около 50 см).
Проденьте нить в иголку для бисера и завяжите, чтобы образовать петлю, в которую, как в игольное ушко, мы проденем пряжу. Нанизывайте бусины на иголку, сдвигая их на швейную нитку, а затем на пряжу. Продолжайте, пока не получите желаемое количество бусин. После некоторой тренировки у вас получится нанизывать несколько бусин за один прием.
Теперь можно вязать, сдвигая бусины в работу и формируя желаемый узор. Источник >>

Вязание с бисером, пайетками и другой фурнитурой


Есть несколько способов вязания с бисером:

1. Вязание с бисером, нанизанным на рабочую нить.
– нанизываем бисер, пробуем различные способы ввязывания бисера в полотно;
– вяжем с бисером по схеме;
– вяжем с бисером разных цветов;
2. Вязание с бисером, нанизанным на петли.
3. Вязание с бисером, нанизанным на вспомогательную нить.

Еще один интересный способ вязания с бисером

Бисерные сумочки

Материалы:
1. чешский бисер №10 50-70грамм в зависимости от желаемых размеров сумочки.
2. нитки, около 20гр. Я брала мерсиризованный хлопок-Кировский “Ирис”. Нитку надо подбирать по толщине из расчета 100грамм-600м.
3. игла бисерная №12
4. крючок у меня 1,25.

Вечерняя сумочка крючком с бисером

Вот такую нарядную сумочку связала моя доча. Пока ее терпения хватает только на сумочки. Ну а подклад и сборка мои.
Пряжа тулип, та что осталась от выпускного платья. Бисер тоже оттуда. Крючок №1.

Старинная сумочка, ну почти старинная

“Блестит в руках иголочка,
Стоит в окне зима.
Стареющая Золушка
Шьет туфельку сама. “

стихи Давида Самойлова

Теперь я счастливый обладатель “настоящей старинной” сумочки. Она хоть и мной связанна, но по образцу настоящей антикварной. За картинку-прототип отдельное большое спасибо
размер бисера около 2 мм (это №12по чешским меркам), нитки х/б №20 для вязания крючком, крючок 0,60

Вязать сумочки крючком с бисером удобно по кругу столбиками.
Сперва часть бисера по задуманному рисунку набирают на вязальную нитку. Для набора бисера я пользуюсь тонкой бисерной иглой с петелькой из тонкой капроновой нитки. Отрезок нитки заправляется в иглу концами навстречу друг другу. В образовавшуюся петельку заправляется вязальная нитка. Бисер набирается иголкой, сдвигается на тонкую нитку, а с неё на вязальную

Чтоб не ошибиться при наборе рисунка, я подклеиваю под набираемый ряд стикеры для записок. Они легко отлипают и переклеиваются под следующий ряд.

Читайте также:
История прически в Испании XVI-XVII веков

После каждого набранного ряда я нанизываю кусочки тонкой бумаги. Они мне очень помогают проверять правильность набора и правильность вязания потом. Если набор бисера повторяется два раза (или больше), прикладываю набранные участки к первому, так удобней вылавливать ошибки.

Весь бисер для сумки набирать не обязательно. На мотке ниток может оказаться случайно узел и тогда бисер прийдётся перенабирать. Я обычно набираю от 5 до 10 рядов (зависит от ширины сумки и настроения), провязываю их, отрезаю нитку, набираю новую порцию бисера, привязываю нитку к работе и продолжаю вязать и т.д.

Существуют два варианта провязывания бисера столбиком, хотя казалось бы столбик он и в Африке столбик. Разница заключается в том, на каком этапе провязывания столбика включать в работу бисер.

Рассмотрим сперва способ, который встречается часто в русскоязычном интернете и в русской бисерной литературе, например в книге “БИСЕР” Т.А.Канурской и Л.А.Маркман.
Бисерину придвигаем вплотную к крючковой петле, а затем провязываем столбик – крючок вводим под обе дольки петли, захватываем нитку за бисериной и вытаскиваем петлю на крючок, на крючке получилось две петли, захватываем опять нитку и провязываем в две петли на крючке.

описан другой способ, бисер включается в полотно меджу петлями столбика – крючок вводим под обе дольки петли, захватываем нитку и вытаскиваем петлю на крючок, на крючке получилось две петли, потом только придвигается бисерина, захватывается нитка за бисериной и провязывается в две петли на крючке.

Когда я вязала образцы этими двумя способами, мне показалось, что полотно выглядит абсолютно одинаково, только бусины развёрнуты в разные стороны. Мне было удобней вязать по английскому описанию, все свои предыдущие сумочки я вязала по нему (с бисером между петлями столбика).

Казалось бы, зачем тогда я так долго рассказываю о двух способах, можно было бы обойтись описанием моего любимого “английского”. но как показывает опыт, иногда нам в одной и той же работе очень нужны оба способа, например при вязании так называемого открытого или плоского полотна (т.е. когда вяжем не по кругу, а в обе стороны).

В литературе и в интернете я читала, что плоское полотно можно вязать, набирая бисер для каждого ряда отдельно – провязать ряд, обрезать нитку, привязать новую нитку с бисером к началу работы справа, опять провязать ряд, обрезать нитку и так для каждого ряда.
Но можно нитку после каждого ряда и не отрезать. В одну сторону вязать как обычно (вводя крючок от себя), в другую сторону полотно развернуть бисером к себе и вязать, вводя крючок на себя.
У меня в альбоме на “семье” есть пошаговое описание с картинками

Этот способ иногда называют “рачьим шагом”, хоть мне такое название кажется не совсем удачным. В вязании на спицах “рачьим шагом” называют вязание слева направо, когда закрывают край полотна. В нашем же случае вязание идёт справа налево (как и обычное вязание крючком от себя), только полотно развёрнуто к нам стороной с бисером. Если проводить аналогию с вязанием на спицах – это как лицевая и изнаночная сторона.
Я бы предложина сторону с бисером называть лицевой, а сторону без бисера изнаночной. Тогда обычное вязание крючком по кругу с бисером – это будет вязание с изнаночной стороны или изнаночные ряды (к нам обращена сторона без бисера). Вязание же крючком на себя – это вязание с лицевой стороны или лицевые ряды.
Если вязать лицевые и изнаночные ряды одним и тем же способом, то вертикальная линия рисунка будет волнистой, так как в одном ряду бисер наклонён вправо, в следующем влево. Бороться с этой “бедой” во всех известных мне источниках советовали только отрезанием нитки после провязывания каждого ряда, так удаётся вязать в одну и ту же сторону.

Однажды мне пришла в голову простая мысль! вязать изнаночные ряды (крючок от себя) “русским” способом, а лицевые ряды “английским”. Если вы помните, я говорила, что в моих образцах эти способы внешне отличались только наклоном бисера. Этот то наклон нам и надо было изменить через ряд.

Для проверки гипотезы я связала начало “старинной” сумочки из двух плоских деталей. Всё получилось замечательно. В изнаночных рядах я вводила бисер перед провязыванием столбика, а в лицевых – между петлями столбика. Мне так показалось удобней. Хотя теперь я бы вязала наоборот, потом раскажу почему. Вот как выглядит результат на картинке.

Бисер в каждом ряду развёрнут в одну и ту же сторону, на фото изнанки видно, что всё без обмана, нитка после каждого ряда не отрезалась 🙂

Важное дополнение – вязать дно из двух плоских половинок вовсе не обязательно, более того, гораздо удобней вязать дно сразу по кругу, эти две плоские детальки я связала только для проверки техники вязания плоского полотна

Читайте также:
Румяна для лица в истории и современные компактные румяна

Затем я продолжила вязать сумочку уже по кругу, сшив две части донышка.

Если вязать с бисером по кругу по спирали (как толстый жгут), рисунок в каждом следующем ряду будет смещаться на пол шага. Для вязания без узора или с узором идущим сплошной полосой по кругу это смещение не мешает. Если мы хотим получить картинку, где бисерины в рядах расположены точно одна над другой, вязание каждого ряда надо заканчивать соединительным столбиком (его ещё называют полустолбиком)

потом вязать воздушную петлю для подъёма

и только потом начинать вязать новый ряд. Первый столбик нового ряда провязывается в точно ту же петлю, в которую мы провязывали соединительный столбик для окончания ряда

Поскольку я вязала изнаночные ряды в начале “старинной” сумочки по русскому описанию (с бисером перед столбиком), то так и продолжила вязать по кругу. и тут ряду на 10-м замечаю, что узор “заваливается” тихо в сторону. Чем больше рядов я провязывала, тем сильней этот “завал” просматривался, хоть делала вроде всё правильно – заканчивала ряд соединительным столбиком и провязывала возд. петлю для подъёма. я немного расстоилась, жаль было многочасовой работы. Если б узор в сумке был равномерно по кругу, то может я бы так и оставила всё, наклон тогда в глаза не бросался бы сильно. Но у меня цветочки планировались по середине сумки. Долго не могда понять, что я делаю не так, вроде вяжу как всегда, а потом дошло. обычно я вязала “английским” способом, а сейчас “русским”. Тогда я попробовала верхние ряды в сумке вязать с бисером между петлями столбика и рядочки выстроились ровненько, как на параде, без всякого наклона. Для меня это был сюрприз. Вот как это безобразие выглядело с лица и с изнанки

Кроме завала рисунка в середине сумки, ещё и переход от ряда к ряду виден был сильней, чем обычно, пришлось «задекорировать» шов – вышить по нему ряд бисера. Потом я увлажнила вязание и попыталась вытянуть косую часть сумки немного «веритикальней», закрепила в таком положении булавками на корковой доске и высушила.

На следующем фото вид сумочки сбоку – исправленный вариант

Век живи, век учись. Оказывается по образцам всего в несколько рядов высотой не всё можно заметить или я невнимательно смотрела 🙁

В следующей сумке, если прийдётся вязать плоский участок, попытаюсь изнаночные ряды вязать по англ. описанию, а лицевые по русскому. Если уж совсем неудобно будет, можно в плоской части развернуть бисер в другую сторону, думаю тоже может быть “приемлемо”.

Кто осилил эту «Войну и Мир», поздравляю! Будут вопросы (может я что забыла или пропустила), спрашивайте

По вопросу как такие сумочки носились в старину, есть чудное фото на одном голландском сайте www.kralenwerk.nl/ там женщины в станинных платьях с бисерными сумочками на поясах (примерно на середине страницы)
Я тоже на себе сфоткала, муж правда прокоментировал, что надо было уж и платье старинное одеть, но мне было лень, старинный костюм на мне дорисуйте сами в воображении 🙂

Смехотворные и кольчужные. Какие сумки носили женщины в XIX–XX веках

В художественном музее Белгорода открылась выставка дамских сумочек и кошельков

Дамская сумочка – загадка не только для мужчин, но и порой для самих женщин: чего только не скрывается в недрах этого аксессуара! Корреспондент «БелПрессы» на примере коллекции Ярославского художественного музея решила разобраться не в содержимом сумок, а в их истории с начала XIX по 20-е годы XX века.

«Кого люблю того дарю»

Самый старый экспонат в коллекции – кошелёк из бисера с изображением дамы и кавалера. На его оборотной стороне вышиты инициалы «А М С» и надпись: «Вотъ залогъ любви моей. Не забудь же другъ меня. Клянуся вечно быть твоей. Щитай вечно я твоя. Кого люблю того дарю».

«Этот кошелёк вышивался девушкой для своего любимого, а не был сделан мастерицей на заказ. Он был не для денег, это подарок, знак любви. Фраза «Кого люблю того дарю» часто присутствовала на таких вещах», – рассказывает завотделом развития и выставочной работы художественного музея Алла Селютина.

Можно предположить, что девушка – дочь купца или мелкопоместного дворянина, потому что бисер изготавливали из стекла и привозили в Российскую империю из‑за границы, например из Венеции или Чехии. А значит, такое рукоделие финансово было недоступно обычной крестьянке.

«В XIX веке девушки были ориентированы на поиск супруга. Весь смысл их жизни состоял в том, чтобы в девичестве думать о замужестве, а замужем думать о муже и о детях. И этот кошелёчек отражает именно эту сторону жизни», – подчёркивает Алла Александровна.

Внимательные мужчины

Два века назад бисер делали меньшего размера, чем сейчас: на одном квадратном сантиметре помещалось от 20 до 50 бусинок. И иголка не проходила в узкую дырочку бисера, поэтому девушки либо окунали в воск кончик нитки, чтобы он затвердел, либо закладывали нитку в расщеплённую щетинку и продевали её. Для рукоделия использовали шёлковые нити, а особо сентиментальные барышни для подарка любимому нанизывали бусины на свои волосы.

Читайте также:
Винтажные вязаные вещи – свитера и платья фото 1960 годов

Сумочку из бисера можно было и просто купить в мастерских или мануфактурах. Девушек и женщин, которые занимались нанизыванием бисера на нитку, называли низальщицами. На некоторые сумки уходило около 5 тыс. бусин. Нужно было следить, чтобы их цвета и количество соответствовали эскизу, иначе приходилось разрезать нить, убирать или добавлять бисеринки.

В Германии считали, что мужчины более внимательные, поэтому эту работу доверяли им, а женщины укладывали нитку с бисером на основу и пришивали:

«Многие из сумочек сделаны техникой «вприкреп»: на нитку набираются бусины, прикладываются к ткани, и между каждой бусинкой делается шов, который её закрепляет. Получается ковёр из бисерного рисунка. Бисер могли обшивать крючком или спицами», – объясняет Алла Селютина.

На рубеже веков стиль модерн, характерный для архитектуры и изобразительного искусства, отражается и на женских аксессуарах: традиционные рисунки цветов сменяются геометрическими узорами. С развитием джазовой культуры на сумках появляется бахрома из стеклярусов – длинных стеклянных бисеринок.

«Поцелуйчик» на сумке

На фабриках изготавливались и детали для самостоятельного пошива сумочек: металлические ручки и застёжки – фермуары. На них иногда оставляли место, где девушка могла вырезать свои инициалы.

«Наиболее была распространена английская застёжка, которую мы называем «поцелуйчик», – рассказывает Алла Александровна.

В XIX–XX веках были популярны вышитые сумочки. Гобеленовая вышивка выполнялась тончайшим полукрестом. Мастерицы украшали сумки вышивкой крестиком или гладью, для создания объёмного рисунка подкладывали кусочки картона. Такая техника называется шитьём по карте.

В коллекции есть сумочки начала прошлого века, на которых белый, имитирующий жемчуг бисер сочетается с вышивкой, – такие делали и у нас, и в Западной Европе.

«Может показаться, что в России делали сумочки попроще, но это не так. Это говорит о разных вкусах, разных сословиях. Наши дамы часто ездили в Европу, фирменные европейские магазины были представлены на нашем рынке, поэтому дамская сумочка активно передвигалась, и наши барышни не были лишены этой прелести», – говорит Алла Александровна.

Как правильно вязать с бисером – много советов и ссылок + мастер-класс сумочек

Вязание, как и бисероплетение, является неиссякаемым источником творчества и создания эксклюзивной, неповторимой одежды. Одним словом – все, что сможет придумать Ваша фантазия и воплотить Ваш профессионализм. Не стоит приступать к сложным изделиям, если вы никогда не занимались подобной работой – начните с малого, чтобы понять более сложное.

Приступая к работе над созданием вещи, требуется обязательно изучить все нюансы и особенности, чтобы правильно подобрать материалы и инструменты, удачно выбрать модель и способ вязания, провязать пробный образец. Нитки подбирайте прочные и гладкие; инструменты для вязания – подбираются к ниткам. Прежде чем приступить к работе, нужно определить для себя месторасположение бисера в изделии. Это может быть произвольное расположение бусин, независимо от размеров и цвета бусин в вязаном полотне, а можно задать некий ритм, создать с их помощью узор или орнамент.

Предлагаемые в ряде журналов модели, узоры и схемы могут выступать в отправной точке для воображения, в любом случае выбор останется за вами. Если Вы стремитесь расположить бисер в определенном порядке, то обязательно необходимо провязать образец, предварительно нарисовав, узор на бумаге (желательно миллиметровке).

Как нанизывать бисер на нитку

Пряжа с бисером очень популярна в последнее время, однако готовая пряжа с бисером зачастую остается за пределами бюджета обычной рукодельницы. Это не проблема, такую пряжу несложно создать самим. Прежде всего определитесь с размером бусин, они должны соответствовать вашей пряже. Более мелкие подходят тонкой пряже, более крупные – объемной.

Итак, давайте пробовать. Вам понадобятся: пряжа, бисер (всегда находятся бусины со слишком маленькой дырочкой или другими дефектами, поэтому обязательно купите немного больше, чем нужно), игла для бисера, нитки для шитья (около 50 см).
Проденьте нить в иголку для бисера и завяжите, чтобы образовать петлю, в которую, как в игольное ушко, мы проденем пряжу. Нанизывайте бусины на иголку, сдвигая их на швейную нитку, а затем на пряжу. Продолжайте, пока не получите желаемое количество бусин. После некоторой тренировки у вас получится нанизывать несколько бусин за один прием.
Теперь можно вязать, сдвигая бусины в работу и формируя желаемый узор. Источник >>

Вязание с бисером, пайетками и другой фурнитурой


Есть несколько способов вязания с бисером:

Читайте также:
Слиперы – с чем носить и как выбрать

1. Вязание с бисером, нанизанным на рабочую нить.
– нанизываем бисер, пробуем различные способы ввязывания бисера в полотно;
– вяжем с бисером по схеме;
– вяжем с бисером разных цветов;
2. Вязание с бисером, нанизанным на петли.
3. Вязание с бисером, нанизанным на вспомогательную нить.

Еще один интересный способ вязания с бисером

Бисерные сумочки

Материалы:
1. чешский бисер №10 50-70грамм в зависимости от желаемых размеров сумочки.
2. нитки, около 20гр. Я брала мерсиризованный хлопок-Кировский “Ирис”. Нитку надо подбирать по толщине из расчета 100грамм-600м.
3. игла бисерная №12
4. крючок у меня 1,25.

Вечерняя сумочка крючком с бисером

Вот такую нарядную сумочку связала моя доча. Пока ее терпения хватает только на сумочки. Ну а подклад и сборка мои.
Пряжа тулип, та что осталась от выпускного платья. Бисер тоже оттуда. Крючок №1.

Старинная сумочка, ну почти старинная

“Блестит в руках иголочка,
Стоит в окне зима.
Стареющая Золушка
Шьет туфельку сама. “

стихи Давида Самойлова

Теперь я счастливый обладатель “настоящей старинной” сумочки. Она хоть и мной связанна, но по образцу настоящей антикварной. За картинку-прототип отдельное большое спасибо
размер бисера около 2 мм (это №12по чешским меркам), нитки х/б №20 для вязания крючком, крючок 0,60

Вязать сумочки крючком с бисером удобно по кругу столбиками.
Сперва часть бисера по задуманному рисунку набирают на вязальную нитку. Для набора бисера я пользуюсь тонкой бисерной иглой с петелькой из тонкой капроновой нитки. Отрезок нитки заправляется в иглу концами навстречу друг другу. В образовавшуюся петельку заправляется вязальная нитка. Бисер набирается иголкой, сдвигается на тонкую нитку, а с неё на вязальную

Чтоб не ошибиться при наборе рисунка, я подклеиваю под набираемый ряд стикеры для записок. Они легко отлипают и переклеиваются под следующий ряд.

После каждого набранного ряда я нанизываю кусочки тонкой бумаги. Они мне очень помогают проверять правильность набора и правильность вязания потом. Если набор бисера повторяется два раза (или больше), прикладываю набранные участки к первому, так удобней вылавливать ошибки.

Весь бисер для сумки набирать не обязательно. На мотке ниток может оказаться случайно узел и тогда бисер прийдётся перенабирать. Я обычно набираю от 5 до 10 рядов (зависит от ширины сумки и настроения), провязываю их, отрезаю нитку, набираю новую порцию бисера, привязываю нитку к работе и продолжаю вязать и т.д.

Существуют два варианта провязывания бисера столбиком, хотя казалось бы столбик он и в Африке столбик. Разница заключается в том, на каком этапе провязывания столбика включать в работу бисер.

Рассмотрим сперва способ, который встречается часто в русскоязычном интернете и в русской бисерной литературе, например в книге “БИСЕР” Т.А.Канурской и Л.А.Маркман.
Бисерину придвигаем вплотную к крючковой петле, а затем провязываем столбик – крючок вводим под обе дольки петли, захватываем нитку за бисериной и вытаскиваем петлю на крючок, на крючке получилось две петли, захватываем опять нитку и провязываем в две петли на крючке.

описан другой способ, бисер включается в полотно меджу петлями столбика – крючок вводим под обе дольки петли, захватываем нитку и вытаскиваем петлю на крючок, на крючке получилось две петли, потом только придвигается бисерина, захватывается нитка за бисериной и провязывается в две петли на крючке.

Когда я вязала образцы этими двумя способами, мне показалось, что полотно выглядит абсолютно одинаково, только бусины развёрнуты в разные стороны. Мне было удобней вязать по английскому описанию, все свои предыдущие сумочки я вязала по нему (с бисером между петлями столбика).

Казалось бы, зачем тогда я так долго рассказываю о двух способах, можно было бы обойтись описанием моего любимого “английского”. но как показывает опыт, иногда нам в одной и той же работе очень нужны оба способа, например при вязании так называемого открытого или плоского полотна (т.е. когда вяжем не по кругу, а в обе стороны).

В литературе и в интернете я читала, что плоское полотно можно вязать, набирая бисер для каждого ряда отдельно – провязать ряд, обрезать нитку, привязать новую нитку с бисером к началу работы справа, опять провязать ряд, обрезать нитку и так для каждого ряда.
Но можно нитку после каждого ряда и не отрезать. В одну сторону вязать как обычно (вводя крючок от себя), в другую сторону полотно развернуть бисером к себе и вязать, вводя крючок на себя.
У меня в альбоме на “семье” есть пошаговое описание с картинками

Этот способ иногда называют “рачьим шагом”, хоть мне такое название кажется не совсем удачным. В вязании на спицах “рачьим шагом” называют вязание слева направо, когда закрывают край полотна. В нашем же случае вязание идёт справа налево (как и обычное вязание крючком от себя), только полотно развёрнуто к нам стороной с бисером. Если проводить аналогию с вязанием на спицах – это как лицевая и изнаночная сторона.
Я бы предложина сторону с бисером называть лицевой, а сторону без бисера изнаночной. Тогда обычное вязание крючком по кругу с бисером – это будет вязание с изнаночной стороны или изнаночные ряды (к нам обращена сторона без бисера). Вязание же крючком на себя – это вязание с лицевой стороны или лицевые ряды.
Если вязать лицевые и изнаночные ряды одним и тем же способом, то вертикальная линия рисунка будет волнистой, так как в одном ряду бисер наклонён вправо, в следующем влево. Бороться с этой “бедой” во всех известных мне источниках советовали только отрезанием нитки после провязывания каждого ряда, так удаётся вязать в одну и ту же сторону.

Читайте также:
Лев Бакст – картины, биография и костюмы

Однажды мне пришла в голову простая мысль! вязать изнаночные ряды (крючок от себя) “русским” способом, а лицевые ряды “английским”. Если вы помните, я говорила, что в моих образцах эти способы внешне отличались только наклоном бисера. Этот то наклон нам и надо было изменить через ряд.

Для проверки гипотезы я связала начало “старинной” сумочки из двух плоских деталей. Всё получилось замечательно. В изнаночных рядах я вводила бисер перед провязыванием столбика, а в лицевых – между петлями столбика. Мне так показалось удобней. Хотя теперь я бы вязала наоборот, потом раскажу почему. Вот как выглядит результат на картинке.

Бисер в каждом ряду развёрнут в одну и ту же сторону, на фото изнанки видно, что всё без обмана, нитка после каждого ряда не отрезалась 🙂

Важное дополнение – вязать дно из двух плоских половинок вовсе не обязательно, более того, гораздо удобней вязать дно сразу по кругу, эти две плоские детальки я связала только для проверки техники вязания плоского полотна

Затем я продолжила вязать сумочку уже по кругу, сшив две части донышка.

Если вязать с бисером по кругу по спирали (как толстый жгут), рисунок в каждом следующем ряду будет смещаться на пол шага. Для вязания без узора или с узором идущим сплошной полосой по кругу это смещение не мешает. Если мы хотим получить картинку, где бисерины в рядах расположены точно одна над другой, вязание каждого ряда надо заканчивать соединительным столбиком (его ещё называют полустолбиком)

потом вязать воздушную петлю для подъёма

и только потом начинать вязать новый ряд. Первый столбик нового ряда провязывается в точно ту же петлю, в которую мы провязывали соединительный столбик для окончания ряда

Поскольку я вязала изнаночные ряды в начале “старинной” сумочки по русскому описанию (с бисером перед столбиком), то так и продолжила вязать по кругу. и тут ряду на 10-м замечаю, что узор “заваливается” тихо в сторону. Чем больше рядов я провязывала, тем сильней этот “завал” просматривался, хоть делала вроде всё правильно – заканчивала ряд соединительным столбиком и провязывала возд. петлю для подъёма. я немного расстоилась, жаль было многочасовой работы. Если б узор в сумке был равномерно по кругу, то может я бы так и оставила всё, наклон тогда в глаза не бросался бы сильно. Но у меня цветочки планировались по середине сумки. Долго не могда понять, что я делаю не так, вроде вяжу как всегда, а потом дошло. обычно я вязала “английским” способом, а сейчас “русским”. Тогда я попробовала верхние ряды в сумке вязать с бисером между петлями столбика и рядочки выстроились ровненько, как на параде, без всякого наклона. Для меня это был сюрприз. Вот как это безобразие выглядело с лица и с изнанки

Кроме завала рисунка в середине сумки, ещё и переход от ряда к ряду виден был сильней, чем обычно, пришлось «задекорировать» шов – вышить по нему ряд бисера. Потом я увлажнила вязание и попыталась вытянуть косую часть сумки немного «веритикальней», закрепила в таком положении булавками на корковой доске и высушила.

На следующем фото вид сумочки сбоку – исправленный вариант

Век живи, век учись. Оказывается по образцам всего в несколько рядов высотой не всё можно заметить или я невнимательно смотрела 🙁

В следующей сумке, если прийдётся вязать плоский участок, попытаюсь изнаночные ряды вязать по англ. описанию, а лицевые по русскому. Если уж совсем неудобно будет, можно в плоской части развернуть бисер в другую сторону, думаю тоже может быть “приемлемо”.

Кто осилил эту «Войну и Мир», поздравляю! Будут вопросы (может я что забыла или пропустила), спрашивайте

По вопросу как такие сумочки носились в старину, есть чудное фото на одном голландском сайте www.kralenwerk.nl/ там женщины в станинных платьях с бисерными сумочками на поясах (примерно на середине страницы)
Я тоже на себе сфоткала, муж правда прокоментировал, что надо было уж и платье старинное одеть, но мне было лень, старинный костюм на мне дорисуйте сами в воображении 🙂

Читайте также:
История о теплом домашнем халате и роскошных халатах с Востока

Такая вот канитель: Как появилась старинная драгоценная вышивка и что ею украшали

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Изначально канитель была связана с одним из самых древних и необычных видов вышивки, которое называют также « золотным шитьем », а мастериц-вышивальщиц – золотошвейками. Само слово канитель появилось в России в XVI веке, придя к нам из французского языка (фр. cannetile).

Так называли тонкую скрученную в спираль металлическую нить (золотую, серебряную или медную), используемую для вышивания. Часто узор создавался на очень дорогих тканях – бархате, сафьяне, и работа эта требовала особого мастерства.

Процесс изготовления канители также очень долгий, кропотливый и сложный. Металлическую заготовку, раскаленную добела, специальными клещами протаскивали через мелкие отверстия в волочильной доске. Протащив проволоку, ее сначала остужали, а затем раскаляли снова, чтобы она становилась мягкой и легче проходила уже через другие, более мелкие отверстия. Снова остужали и вытягивали дальше, пока не получали нить необходимой толщины. В конце эту тонкую нить аккуратно навивали на стержень для придания ей спиральной формы. Все это делалось вручную. Долгое это было дело, кропотливое и оттого нудное. На такую однообразную работу уходило много часов. Отсюда впоследствии, в середине XIX века, и произошло выражение «тянуть канитель», используемое в переносном смысле.

Та самая канитель, которой в дальнейшем мастерицы вышивали свои шедевры.

Заморское золото из Византии

Незадолго до крещения Руси расширились торговые отношения с Византией. Считается, что тогда, в X веке, в Древней Руси и узнали о золотном шитье. Очень красивые ткани и наряды, сияющие на солнце, никого не могли оставить равнодушным и раскупались моментально, хотя стоили недешево. И уже вскоре в России наладили собственное производство канители, а мастерицы освоили золотное шитье.

Великолепные работы российских мастериц

Поначалу золотошвейки просто копировали византийские орнаменты, но вскоре стали более свободными в выборе узоров, проявляя собственную фантазию. Во множестве появились невероятной красоты цветочные орнаменты, ветви деревьев, звери,птицы…

Эта потрясающая вышивка в основном использовалась для украшения национальных костюмов, парадной, церковной одежды и военных мундиров.

А как красиво смотрелись расшитые канителью кокошники!

После принятия христианства на Руси блеск и сияние золотного шитья по достоинству оценили священнослужители. Их богатые одежды, расшитые золотой канителью, придавали особую торжественность службе. Именно из-за обилия золота как в интерьере церкви, так и в облачении священнослужителей, православную церковь часто называют « пышной, восточной, византийской ».

Золотой канителью стали также вышивать и иконы.

Появилось так называемое «лицевое» шитье – вышивка ликов святых.

С XVIII века канитель стали широко использовать для украшения воинского обмундирования – военных мундиров, офицерских эполетов, погон.

В царских палатах также вовсю сияла драгоценная канитель. Почти вся царская одежда была расшита ею, несмотря на то, что платья с нитями из драгоценных металлов получались очень тяжелыми.

Особенно это касалось коронационных нарядов со шлейфом и мантией, носить которые было очень даже непросто.

Со временем вышивка канителью стала еще более сложной и красивой, научились делать нити самой разной толщины и фактуры и стали использовать их в сочетании с другими материалами – драгоценными камнями, жемчугом, блестками, золотыми шнурами…
Временем расцвета канительной «богатой» вышивки одежды стала светская эпоха XVII-XVIII века.
Но, к сожалению, в конце XIX века наступил закат этого прекрасного искусства, а после Октябрьской революции о нем забыли окончательно.

Возрождение канительного шитья

Однако, во второй половине ХХ века о золотом шитье все же вспомнили, им стали украшать шевроны (нашивки) для военной формы, а также покрывала, занавеси.

Потихоньку возвращается к отделке канителью и современная мода.

Весьма оригинально смотрится такая вышивка на джинсовых куртках.

Интересно, что к производству канители самое непосредственное отношение имел знаменитый театральный режиссер и педагог Константин Сергеевич Станиславский.

Настоящая его фамилия – Алексеев, был он выходцем из семьи купцов Алексеевых, которые в XIX веке в Москве владели канительной фабрикой. Продукция этой фабрики была очень востребована в России, также она экспортировалась и во многие европейские страны. В 1893 году, после смерти отца и старшего брата, Константину пришлось возглавить семейное дело, став директором фабрики.

Надо отметить, что он был очень успешным предпринимателем, под его руководством фабрика вышла на передовые позиции в России, обойдя в конкуренции также многие известные европейские фирмы.
Но любовь к театру оказалась сильнее, и Станиславский с не меньшим успехом занялся совершенно другим делом.

До чего все-таки красива вышивка канителью!

Читайте также:
Туфли броги для мужчин и женщин

И напоследок – стихотворение Андрея Деменьева:

Смотрела крепостная мастерица на вышитую родину свою.
То ль серебро, то ль золото искрится, то ли струятся слезы по шитью.

И лишь ночами вспоминала грустно, как бьется лебедь в лапах у орла.
Откуда же пришло твое искусство? Чьим колдовством помечена игла?

А было так: проснувшись на печи, крестьянка вдруг почувствовала солнце,
Когда сквозь потемневшее оконце пробились к ней весенние лучи.

Как нити золотые, всю избу они прошили радостным узором.
Она смотрела воскрешенным взором и утро принимала за судьбу.

Все в ней дрожало, волновалось, млело. И белый свет — как россыпи огней.
Она к оконцу оглушенно села. И вот тогда пришло искусство к ней.

Пришло от солнца, от надежд,— оттуда, где ничего нет ближе красоты.
Она в иголку вдела это чудо, ниспосланное небом с высоты.

И не было прекраснее товара на ярмарках заморских, чем ее.
Она надежду людям вышивала, и горе, и отчаянье свое.

Что видела — на шелк переносила. И много лет еще пройдет, пока
Свободной птицей спустится Россия на синие счастливые шелка.

“Тянуть канитель” стало сегодня устойчивым словосочетанием. Но не менее интересна и история появления других известных фразеологизмов , которые сегодня прочно вошли в нашу речь.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Золотное шитьё

Автор(ы) Постникова Светлана Владимировна
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение Московская область ,Подольский р-он,п. Львовский
Материалы бумага,золотой патинирующий воск

Как то вечером я искала на просторах интернета очередное вдохновение для творчества ,и наткнулась на необыкновенной красоты шитье-ЗОЛОТНОЕ шитье. Оно настолько поразило меня своей самобытностью и богатством,что мне непременно захотелось воплотить небольшую работу в квиллинге.
Вот что у меня получилось. Волшебный цветок.

Распечатала изображение на принтере,сверху постелила полиэтиленовый пакет,и начала работу с изготовления завитков из полосок корейской бумаги 2 мм.

Здесь идет работа над изготовлением стебля и листьев.

Готовый цветок я покрыла золотой патиной с помощью губки. К сожалению, на фото совершенно не видно блеска золота.

А это тот самый цветок,который вдохновил меня на работу.

Шитье золотом – одно из старинных женских рукоделий. Считается что на Руси золотное шитье появилось около1000 лет назад и пришло из Византии. Золотые нитки делались из тонко расплющенного золота, которое нарезалось узкими полосками. Зародилась вышивка золотом на Востоке, первые находки расшитых, а точнее вытканных из золота вещей относятся к 6-5 вв. до н.э. Постепенно это мастерство распространилось в Сибирь, Поволжье, на Кавказ, в Азию, Европу. В погребениях 1-4 вв. н.э. ученые находят работы из пряденых золотых нитей.

Золотное шитье применялось как в предметах религиозного культа (в одежде служителей, оформлении икон и иконостасов, покровов, хоругвей), так и в обычной жизни для украшения одежды, предметов быть, интерьеров.

Своего расцвета вышивка золотом достигла в средние века, к этому же периоду относится большинство сохранившихся работ.

В 15 веке в художественных мастерских работали специально обученные мастерицы, в основном они занимались лицевым шитьем – вышивали лики святых и библейские мотивы цветным шелком, шитье золотом было не очень распространено, в основном им подчеркивались лица в религиозных композициях.

В 16 веке стали придавать большее внимание декоративности изделия, в ход пошли золотые и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни. Декоративность и богатый вид, богатое орнаментальное обрамление достигались в ущерб живописности и натуралистичности работы. В дальнейшем эта тенденция ещё усилилась, стиль стал более графичным, а в шитье помимо обилия драгоценных камней стали использоваться «дробницы» – прямоугольные или фигурные пластинки из драгоценного металла с резным, эмалевым, чеканным изображением святого.

В вышивках 17 века чаще всего используется вышивка вприкреп, которая доведена почти до совершенства, вышивка волоченой нитью (закрепление на поверхности золотых тонких проволочек) и вышивка золотной нитью (льняными или шелковыми нитями обвитыми волоченой нитью). Шелк отходит на задний план, его используют лишь для шитья ликов и для прикрепа золотой нити. В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов 18-19 веков, вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

Золото-серебряное кружево пришло на Русь из Западной Европы в конце 16 века. Кружевницы использовали в основном зарубежные нити, которые в 17-18 веках наряду с готовыми кружевами ввозились в Россию. Золотые и серебряные кружева хорошо гармонировали с традиционно русскими парчовыми тканями, расшитыми жемчугами и золотным шитьем, поэтому они быстро получили широкое распространение. Кружевами богато украшалась церковная одежда и принадлежности, царские и боярские одежды, придворные платья.

Постепенно нити из чистого золота и серебра в целях экономии стали заменять на позолоченную нить, а затем и вовсе на искусственные материалы различного цвета, толщины, сечения.

Способы золотного шитья

Для вышивки золотыми нитями лучше всего подходит атлас или шелк. Ткань туго натягивают и заправляют в раму или пяльцы, большие чем сама вышивка, иначе края пялец могут повредить золотые нити. Для шитья нужны две иглы – толстая с широким ушком для вывода золотой нитки и иголка с узким ушком и острым кончиком для прикрепа (шелковой нити).

Читайте также:
Шорты бермуды и история бермудских шорт

Эта техника позволяет использовать различные металлизированные нити, тонкую проволоку (канитель), трунцал (металлизированная полая трубочка с витой поверхностью), галун (полая трубочка), шнур, люрекс, пайетки, бисер и т.д.

В старину мастерицы вышивали золотом ткань «на прокол», т.е. пропуская нить сквозь ткань как при обычной вышивке. Позднее общепринятым стал способ работы «в прикреп», когда нити выкладываются параллельными рядами на ткани и прикрепляются шелковой нитью поперечными стежками. Шелковая нить может быть в тон золотой, тогда она становится почти невидимой на готовом изделии, либо быть контрастного цвета, тогда ложась на золотую нить она дает отсвет и нижняя нить принимает оттенок прикрепляющей. Фон, выполненный золочеными нитями уложенными в разных направлениях дает и разнообразное восприятие поверхности.

Эффектно смотрятся работы выполненные «шитьем по карте». Таким способом обычно шьют растительные и геометрические узоры, буквы и орнаменты. Из плотного материала – картона, кожи – вырезаются элементы узора, наклеиваются в соответствии с рисунком на ткань и обшиваются нитью «в прикреп». Узор «прикрепы» (прикрепляющей шелковой нитки) заранее размечается на подложке, затем по нему шилом протыкают отверстия.

Вышивку с золотыми нитями и картонными вставками стирать нельзя, можно лишь медленно и осторожно очищать мягкой щеткой.

В золотном шитье часто используется мягкая и жесткая канитель. Мягкая легко режется ножницами, в получившуюся трубочку вставляют игла с ниткой и вышивают узор. Жесткая канитель свита в спираль, она эластична и выкладывается по форме рисунка, надо лишь следить чтобы края были отрезаны гладко. Шов золотом и серебром часто встречается в восточных вышивках – арабских, индийских, японских, китайских.

В небольшом поселке Биорки Коломенского района Московской области живет скромная
большеглазая молодая женщина с золотыми руками. Это Мария Назаркина. Она человек
очень редкой профессии – золотошвейка.

Редкая умелица – она вышивает
Рождественские и Пасхальные яйца, оклады на Библию, Молитвословы и Евангелия,
дамские сумочки и кошельки, записные книжки и косметички. Все её работы
выполнены на бархате, парче, тафте с применением золотных нитей, канители,
бисера, и украшены различными камнями (янтарь, гранат, бирюза, натуральный
жемчуг и пр.)

При оформлении часто используются миниатюрные иконы ручной
работы, написанные в стиле Палех, традиционные русские мотивы.

У нее
высшее образование – сельскохозяйственная академия им. Тимирязева. Затем два
года она обучалась шитью в Ново-Спасском монастыре. Оттуда помимо знаний и
навыков золотошвейного ремесла Мария вынесла и сохранила послушническую
скромность. А еще в ней живет огромная любовь к этому делу и, конечно,
дарованный свыше талант.
Кроме того , она работала в мастерской Валентина
Юдашкина и до сих пор выполняет заказы для ведущих модельеров.

Но самое
удивительное, на мой взгляд, что при всей своей занятости Мария, знаменитая
своим мастерством далеко за пределами Коломны, организовала кружок золотного
шитья в детской школе искусств «Березка» в родном поселке.
Темы для рисунков
Мария черпает в книгах и собирает, где возможно. Материалы, которые использует,
– бархат, нити, блестки, жемчуг, бусы и камни – сначала покупала на свою
учительскую зарплату. Сейчас ей финансово помогает областное Министерство
культуры

Работы Марии Назаркиной выглядят как раритеты дворцовой
роскоши, достойные серьезных культурных фондов и личных собраний
коллекционеров.

В канун Светлой Пасхи предлагаю вам посмотреть на её
чудесные пасхальные яйца.

“СПАСИТЕЛЬ”

16 сентября, 2013 – 11:47

Очень интересная работа. Всегда хотела заняться золотым шитьем, только думаю до этого нужно духовно дорасти. Поэтому, только любуюсь такой красотой.

История платка и шали

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда мелькнёт в пыли дорожной
Мгновенный взор из под платка. (А. Блок)

Платок – головной убор, который не перестаёт удивлять. Обыкновенное полотно ткани позволяет нам создавать разные образы с помощью оригинальных способов завязывания платка.

Первое упоминание о платке как о головном уборе восходит во времена египетских фараонов – в 2000 год, только до нашей эры.

И в Египте, и в Ассирии платок демонстрировал общественное положение владельца. Головной убор фараонов назывался нем?с. Это был платок, который являлся знаком власти и подчёркивал богоподобие властителя. Платок закручивался сзади в узел, по бокам спускался до плеч длинными фалдами. Чаще всего платок был в яркую синюю-золотую полоску. Спереди на голове крепился урей – символ богини-кобры Уаджит, покровительницы Нижнего Египта.

Покровительницей Верхнего Египта была богиня-коршун. Вместе эти два изображения символизировали единство Египта. В древности знаки и символы имели огромное значение, подчёркивая не только статус владельца, но и особые достоинства. Сфинкс в Гизе с телом льва и лицом человека (с чертами лица фараона Хефрена) также покрыт немесом.

Читайте также:
Японские девушки и женщины – фото 1920 годов

Покрывали голову платком с древних времён и в Европе. Среди многих народов покрывать голову платком являлось правилом благопристойности. Чаще всего платок был обязателен женщине, незамужней девушке разрешалось быть с непокрытой головой. Кроме того, платок на голове женщины также подчёркивал её статус и в то же время защищал от непогоды. В Германии женщины стали носить и длинные вуали, которые свободно развевались на плечах, а под подбородком были закреплены брошью.

В 800–ых годах император Карл Великий сумел найти общий язык с багдадским халифом, завязав тесные дипломатические отношения, результатом которых стали торговля между странами. Среди товаров, ввозимых с Востока, оказались шёлковые яркие ткани и прозрачные невесомые вуали. Дамы стали носить их, покрывая голову, на манер накидок так, как сейчас покрывают голову фатой невесты.


Вуаль надолго вошла в гардероб женщины. В XI веке в Европе в качестве головного убора стали носить гебенде – две полоски ткани, одна из которых повязывалась вокруг головы, а вторая обрамляла лицо. Первая полоска украшалась рюшами или вышивкой, к гебенде повязывали иногда вуаль.

В XIII – XV веках в дополнение к вуали возникает весьма оригинальный головной убор – высокий конус (эннен) с вуалью или даже шлейфом. Кстати, чем знатнее дама, тем выше конус, у принцесс доходивший до метра.



В XVI веке голову, а вернее волосы, стала украшать сетка, которая сохраняла причёску под чепцом или беретом, носили и шапки, отороченные мехом.

В XVII – XVIII веках платкам пришлось уступить место новым головным уборам – капюшонам, а затем и шляпкам.

К началу XIX века появилась мода на шали. Предполагают, что возникла она после египетского похода Наполеона, возвратившись из которого, он привёз своей Жозефине кашмирские шали. Французские аристократки не замедлили повторить опыт первой красавицы Франции, а за ними и все дамы Европы.


Шали пришлись по вкусу не только как красивый аксессуар к нарядам в стиле ампир, но и как защита от холода. Шали были и широкие, и узкие длинные, и квадратные. В те времена ценилось искусство драпировки шали. Они были настолько популярны, что даже появился танец «па де шаль». Шали стали производить в Англии, Шотландии, Бельгии, Франции. Дамы были в восторге от знаменитых лионских шёлковых шалей и ярких русских. К слову сказать, история платка в России – это совсем отдельная тема, о которой мы не раз ещё вспомним.

Ведь «чем глуше деревня, тем ярче платок» – так говорится в русской пословице. Закутанная «в плат узорный» русская женщина – это и есть образ нашей Родины – России. Зимние праздники с катанием на санках русские красавицы встречали в цветастых шалях или в оренбургских платках, тех самых, которые легко проходили сквозь обручальное кольцо, а согревали в самые трескучие морозы. Всю эту красоту создавали руки русских мастериц с давних пор, а о шалях в Европе заговорили, как уже было сказано, с начала XIX века.

С тех пор шаль навсегда вошла в гардероб женщины. Оставалась она востребованным аксессуаром до 1920-х годов, затем она не исчезла, просто потеснилась, чтобы уступить место шляпкам. Во второй половине ХХ–го века шаль снова заняла своё место в аксессуарах женского гардероба. В конце 60-х годов стали модны платки в индийском фольклорном стиле.

Шёлковые платки стали необычайно популярны. Их носили все, и звёзды в том числе – Брижит Бардо, Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди и многие другие. Именно звёзды принесли славу некоторым из них, ставших фирменными знаками знаменитых брендов. Например, платок «каре» Herm?s стал знаменит благодаря княгине Монако Грейс Келли.

Затем платки и шали снова немного отошли в сторону, чтобы уступить место беретам, капюшонам, вязаным шапочкам, спортивным кепкам, элегантным мужским шляпам.


Сейчас снова платки и шали вернулись, чтобы не только украсить женскую голову, но и создать оригинальные модели одежды. Их используют в разных интерпретациях. Сегодня это снова стильный и модный аксессуар. Широкую шаль можно перекинуть по диагонали по телу и на поясе стянуть ремешком. Вы будете похожи на греческую богиню. Шаль можно завязать вокруг талии или на бёдрах, главное, подберите правильно цвет шали к своему наряду, лучше в контрастном тоне.

знаменитый плакат, где клепальщица Рози, представляющая женщин-рабочих, демонстрировала всем свои мускулы, прекрасно смотрится в платочке, повязанном вокруг головы с бантиком на макушке. Этот вариант весьма подходит в тех случаях, если с причёской не всё в порядке или вам просто лень ею заняться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *