Страсть к путешествиям и вред путешествий

Откуда у нас возникает склонность к путешествиям

С древнейших времен люди мигрируют в разные концы планеты – пешим ходом, конными караванами, на верблюдах, ослах и кораблях… Именно в Пути открывается новое пространство и время, поиск которых запечатлен в большинстве легенд человечества. Архетипическими целями любого паломничества является Поиск Бога, Поиск Клада или Возвращение Домой. Эпоха неуемного потребления на фоне «пикового» информационного развития «переодели» эти цели в некоторые «фантики». Несмотря на это, тяга к путешествиям сохраняет те же 3 предназначения. Мы их просто не «помним».

Склонность к путешествиям как «бег от себя» или «к себе»

У некоторых психологов и психиатров тяга к путешествиям расценивается как болезненное состояние – попытка компенсировать неудачи в карьере, личной жизни, потерю личностных ориентиров, отвлечься от проблемы со здоровьем. Английский профессор Зигмунд Бауман уверен, что некоторые люди пускаются в странствия в погоне за новой идентичностью. Все плохое у них – «ошибочная реальность», а все хорошее – Возвращение Домой (туда, где все уже наверняка будет хорошо…). Но так ли это?

Гипотеза означает, что, наделав ошибок в одном городе, человек-неудачник или человек-виновник хотят быстрее забыть о своем прошлом (в случае с миграцией) или хотя бы временно выбросить его из головы (в ситуации с туристической поездкой). В далеких краях никто не знает о «герое». Он выдает себя за человека с набором качеств, которых ему на самом деле не хватает. Кроме этого, адаптируясь к новой обстановке, он медленно «гасит» стресс, «заработанный» у себя на родине. Поиск нового напрочь «убивает» старое.

Тяга к путешествиям возникает также у тех, кто вообще не имел идентичности. На свете много индивидуумов, которые так и не нашли что-то «свое» в разнообразии поведенческих стилей. Возможно, это связано с особенностями детства, но чаще – с переизбытком информации. Подросток «меняет реальность», переключаясь от «крутого клипа» к виртуальной игре и к очередному сериалу. Себя ему «видеть» просто некогда.

Насмотревшись кино про состоятельных людей, в зрелом возрасте он подастся на Мальдивы, даже не зная, зачем они ему нужны. Многие лезут на Гималаи или летят на Северный Полюс, будучи уверенными: там-то они найдут ответ на все свои вопросы.

Возможно, в отношении некоторых единиц социума эта противоречивая теория работает. Однако как объяснить то, что странствовать любят вполне успешные люди. К таким сложившимся личностям относятся: богатые бизнесмены, актеры, певцы-музыканты, писатели, политики. Да и среди людей, никогда не «страдающих» знаниями о личности, путешествия стоят на 1-м месте! Вспомните обязательный «медовый месяц» у пар.

Склонность к путешествиям как потребление товаров и услуг

Тяга к путешествиям для некоторых имеет вполне логическое объяснение. За ним даже не надо ходить к психоаналитику. В некоторых местах есть то, чего нет в других. Жители «банановых республик» мечтают хоть несколько дней пожить в стране, где на тебя не смотрит дуло пистолета. Это – туризм, переходящий в миграцию. Граждане большинства стран Азии и Африки мечтают о квалифицированной медицинской помощи. Вот вам повод для оздоровительного туризма. Население крохотных стран, расположенных в «земном раю» много зарабатывает на туризме, но ничего не может купить (их родина ничего не производит). Так появляются шоп-туры. В большинстве мусульманских стран нет никаких развлечений. Так образовывается спрос на пакетные туры, включающие поездки во всякие Диснейленды, сафари-парки, этнические деревни, развлекательные комплексы, культурные заведения и ночные шоу. В Финляндии запрещен крепкий алкоголь. Вот почему «горячие финские парни» так любят паром на Санкт-Петербург.

Внутри каждого государства население урбанизированных агломераций ежегодно совершает паломничество на ландшафты с красивыми пейзажами, свежим воздухом и сельскими достопримечательностями. Это – рекреационный туризм. Есть еще туризм культурно-познавательный, но о нем уместнее рассказать в одной из следующих глав.

Все, о чем велась речь в этой главе, является тем самым первобытным Поиском Клада.

Склонность к путешествиям как полезная смена обстановки

Желание путешествовать имеет еще одно (не менее убедительное) объяснение. За год человек устает от одного и того же пейзажа за окном и однотипного алгоритма действий. Доказано, что опостылеть в равной мере могут как работа на заводе в застроенном серыми высотками городе, так и купание в чистейшей лагуне – на одном из Багамских островов.

Именно этим оправдывается побег привыкших к комфорту предпринимателей в тайгу, на Тибет или в дикий тропический лес (туда, где нет цивилизации с ее «комнатными» условиями»). Они сражаются за свое выживание, охотясь на зверя и добывая огонь… Говоря о групповых поездках, заметим: деловые партнеры проверяют друг друга, а руководители – корпоративный дух в команде. Трудные дороги не каждому по плечу: в маршруте выясняется, кто оказался «и не друг, и не враг, а так».

При этом многие из лидеров, испробовав все что можно, и, насладившись всеми земными благами, даже экстрима не хотят. Они пытаются отыскать в своей жизни более грандиозный смысл, что вводит их в архаическое психологическое состояние – в Поиск Бога…

Склонность к путешествиям как расширение кругозора

Древнейший поведенческий комплекс «Возвращение Домой» имеет еще одно современное последствие. Желание путешествовать также сильно касается людей, связанных с наукой и искусством. Многие из них, неосознанно выбирают именно те цели, которые неизбежно приводят их к прародине своей нации. В мирные времена большинство восточнославянских интеллигентов считало долгом изучить достопримечательности Киева. Европейцев тянет в Афины и Рим – 2 центра античной цивилизации. Всех мусульман, по понятной причине, влечет в сердце аравийского полуострова – в Мекку. Граждане Китая десятками тысяч наполняют Пекин, а также 2 бывшие столицы Поднебесной. Ни один представитель финно-угорских народностей не выдержит долго без дремучего леса, а индеец – без места, где стоял главный тотем его племени.

Читайте также:
Дизайн и концепция сайтов о моде и красоте

Желание путешествовать – иногда плод еще детских фантазий, связанных с прочитанными книгами (художественными или научно-популярными). При возможности человек начитанный обязательно приедет в места, ставшие фоном для полюбившихся сюжетов. То есть иногда Возвращение Домой – это перемещение в детство (с его яркими безмятежными образами). Как правило, именно такие личности (те, у кого есть мужество и упорство сохранить Мечту) становятся не просто участниками культурно-познавательных туров, но и их организаторами.

У любителей дорог, которые не бегут от себя, а «бегут к себе» вырабатываются полезные для продолжения профессионального роста качества. Это – хладнокровие, некоторая склонность риску (исключительно оправданному), психологическая устойчивость, быстрота переключения внимания, скорость и точность двигательных реакций. К слову, развивается еще и память, поэтому люди рассеянные в поездках решают свою проблему.

Страсть к путешествиям – увлечение или болезнь?

С незапамятных времен были известны люди, которые вдруг исчезали из своего дома, а затем неведомым образом оказывались далеко от него, в другом городе или даже стране. Сегодня их называют дромоманами

Первый раз Игорь пропал из дома в возрасте семи лет.

Через три дня его обнаружили на одном из вокзалов небольшого городка, расположенного примерно в двух сотнях километров от столицы.

Родители были в шоке. Семья вполне благополучная, дружная, никаких склок, скандалов, – в общем, ничего такого, что могло бы толкнуть ребенка на такой отчаянный шаг, как побег.

Впрочем, и сам виновник переполоха толком объяснить, зачем он подался в бега, не мог. Лишь сказал, что внезапно почувствовал потребность куда-то ехать. О своем путешествии Игорь мало что помнил. Непонятно почему, но к врачам Игоря родители не повели: возможно, побоялись, что медики найдут какое-либо психическое отклонение и ребенка поставят на учет в психоневрологический диспансер. А может, просто понадеялись, что подобное больше не повторится.

Действительно, несколько лет все шло хорошо: Игорь нормально учился, дружил со сверстниками, посещал какие-то кружки… То есть был, как все. Однако, когда ему исполнилось пятнадцать лет, он опять внезапно исчез. Пошел в школу и… оказался в Сочи.

Там его и задержали милиционеры, так как Игоря объявили во всесоюзный розыск. Можно себе только представить, что пережили его родители за те дни, когда о судьбе их сына ничего не было известно. Игорь опять не мог вразумительно объяснить причину своего поступка: мол, вышел из дома, а потом его куда-то “потянуло”. Оказался на вокзале, сел в поезд. Дальнейшее помнит смутно.

В этот раз родители все-таки повели подростка к врачам. После тщательного обследования Игорю поставили диагноз – дромомания (от греческого dromos – бег, путь и мания), то есть непреодолимое влечение к скитаниям, перемене мест.

Несмотря на то, что болезнь эта не слишком распространенная, однако с незапамятных времен были известны люди, которые вдруг по необъяснимым причинам исчезали из своего дома, а затем неведомым для себя образом оказывались далеко от него, в другом городе или даже стране. Причем из их сознания зачастую выпадал временной период от нескольких дней до нескольких месяцев, как раз когда они находились в пути.

Эти происшествия раньше было принято считать кознями дьявола, а самих “одержимых” преследовала инквизиция. Позже на дромоманов обратили внимание психиатры, однако далеко вперед в познании механизмов возникновения болезни и ее течения особенно не продвинулись.

Впрочем, большинство специалистов считает, что это расстройство развивается в сочетании с другими нарушениями, как последствие ушибов головы, сотрясений и заболеваний головного мозга.

Чаще всего дромомания выступает как отражение шизофрении, эпилепсии, истерии и других расстройств. Причем расположены к этому заболеванию в основном мужчины Устранить недуг (наряду с прочими симптомами) возможно лишь при специальном лечении.

Сами больные обычно говорят, что на них внезапно “накатывает” и они срываются с места и едут или идут, сами не зная, куда и зачем. Бороться с болезнью самостоятельно практически невозможно.

Профессор А.В. Снежневский пишет: “Первоначально, как при всяком влечении, больной пытается подавить это возникающее стремление, но оно становится все более и более доминирующим, непреодолимым, и, наконец, достигает такой степени, что больной, страдающий им, не думая о борьбе, стремится к реализации влечения, часто, даже во время работы он бросает ее и отправляется на ближайший вокзал, пристань, нередко без копейки денег, никого не предупредив, садится на поезд, пароход и едет, куда глаза глядят.

Эта поездка продолжается обычно несколько дней. Больной в это время плохо питается, бедствует, но, тем не менее, едет, меняет места. А затем все это проходит, наступает состояние облегчения, душевного расслабления.

Читайте также:
Красота на фотографиях и Фотошоп

Такого рода больные полуголодные, грязные, измученные возвращаются по месту жительства милицией или сами с трудом добираются обратно. Наступает, иногда очень недолгий, светлый промежуток, а затем, через некоторое время, все повторяется”.

Игорь, о котором говорилось выше, несмотря на то, что подолгу лечился, не утратил эту болезненную страсть к перемене мест и с возрастом. Уже будучи взрослым женатым человеком, он раза три в год ни с того ни с сего срывался с места и пропадал.

Возвращается примерно недели через две-три грязным и оборванным. Супруга его, понятно, очень страдала, но сделать ничего не могла, так же как не могли ничего сделать и врачи. И еще обидно то, что человек во время своего приступа может объехать полстраны, но при этом ничего не увидеть и не запомнить.

Кстати, нередко дромоманию приписывают детям-бродягам и бомжам.

Действительно среди несовершеннолетних “путешественников” есть дети, одержимые болезненной тягой к бродяжничеству. Однако в большинстве случаев причины здесь не медицинские, а социальные.

Ребенок бежит от своих собственных проблем или проблем семейных. Многих привлекает то, что за порогом дома им легко доступны наркотики и алкоголь. Что же касается взрослых бродяг, навсегда покинувших свои дома, то, по мнению психиатров, дромомания имеет место быть лишь в 3-4% случаев (вне зависимости от страны, региона, национальности и пр.).

Это мнение полностью подтверждается данными Санкт-Петербургского отделения Международной гуманитарной организации “Врачи без границ”.

По данным их исследования 3,8% бездомных оставили свое жилье по личному выбору, и лишь 0,2% утратили жилье в связи с психическими проблемами.

А можно ли назвать дромоманами профессиональных путешественников? Они ведь тоже не могут подолгу находиться на одном месте, их тоже влечет ветер странствий.

Однако, в отличие от больных людей, они пускаются в путь вполне осознанно, не спонтанно, заранее продумывают маршрут и т.п. И главное – все путешествия они прекрасно помнят. И все-таки, вполне вероятно, что легкая форма этого психического расстройства у них есть.

Трудно представить, чтобы человек, добровольно отказавшись от всех благ цивилизации, пустился в опасное и непредсказуемое, порой, путешествие.

Тяга к путешествиям когда-то считалась болезнью: что такое дромомания и почему ее перестали диагностировать

В конце XIX века Францию охватила странная эпидемия. С 1886 по 1909 год десятки человек уходили из дома в состоянии диссоциативной фуги и без конкретного плана пересекали целые страны и даже континенты. В конце концов они оказывались либо в тюрьмах, либо в психиатрических лечебницах. Врачи назвали необычную болезнь дромоманией, или «жаждой странствий» и «патологическим туризмом». Atlas Obscura разобрался в истории этого расстройства и причинах его внезапного исчезновения.

С распространением дромомании ее все чаще использовали как удобный диагноз для тех, кто не вписывался в общепринятые нормы поведения. Дромоманами могли объявлять тех, кто покидал свои семьи, дезертировал или испытывал приступы амнезии. Эпидемия длилась всего 23 года. Закончилась она во многом благодаря ужесточению пограничных режимов европейских государств и уточнению формулировок в психиатрии. Сейчас «жажда странствий» — это скорее романтическое, чем медицинское понятие. Однако, так или иначе, эпидемия действительно имела место. И началась она с единственного человека.

Жан-Альбер Дада родился в 1860 году в семье работников газовой компании. Его мать умерла, когда ему было 17 лет, а отец был страдающим сифилисом ипохондриком, который тратил деньги, как только получал их. В возрасте восьми лет Дада упал с дерева и получил сотрясение мозга, которое сопровождалось мигренью и рвотой. Как пишет автор книги «Mad Travelers: Reflections on the Reality of Transient Mental Illnesses» («Безумные путешественники: размышления о природе временных психических заболеваний») Иен Хэкинг, именно эта травма могла вызвать у него неожиданную тягу к путешествиям.

В возрасте 12 лет Дада пошел в подмастерья в газовую компанию. Однажды он исчез; его обнаружили в соседнем городе, где он помогал торговцу зонтами носить товар. Хэкинг пишет, что когда его брат узнал его и заговорил с ним, то подросток заморгал, будто просыпаясь от глубокого сна. Он не понимал, где находится и как устроился носильщиком зонтов.

Этот случай стал первым в череде аналогичных эпизодов в жизни Дада. В молодости он регулярно испытывал провалы в памяти и спонтанно переезжал. Он просыпался на уличных скамейках, в полицейских участках и поездах, которые ехали в города, где он никогда не бывал. Часто он оказывался так далеко от дома, что ему приходилось браться за временную работу, чтобы заработать на обратную дорогу. Дада плавал в Алжир, а затем работал посудомойщиком на корабле, который двигался назад во Францию. В конце концов его арестовали в городе Экс-ан-Прованс, где он нелегально работал у местного фермера.

В моменты прояснения Дада возвращался домой и продолжал работать в газовой компании. «Для меня стало загадкой, как ему удавалось сохранить свое место, хотя он постоянно уезжал», — писала Мод Кейси в биографии Дада под названием «The Man Who Walked Away» («Человек, который ушел»). Имя Дада стало нарицательным для случайных, иногда безумных путешественников.

Читайте также:
Белорусский трикотаж из города Пинска

Самое большое путешествие Дада началось в 1881 году, когда он присоединился к французской армии, а затем дезертировал недалеко от города Монс и направился на восток. Пешком он прошел через Прагу, Берлин, Позен (сейчас Познань) и в конце концов добрался до Москвы. В России его укусила собака, и он оказался в госпитале, где в нем узнали знаменитого путешественника. К сожалению, он прибыл в страну в неподходящее время: только что был убит царь Александр II, и Дада, которого считали нигилистом, арестовали. Спустя три месяца его и еще нескольких арестованных отправили в Константинополь, где французский консул передал им деньги на билеты на поезд. Дада снова вернулся на работу в газовую компанию.

В конце концов в 1886 году Дада оказался в госпитале Сент-Андре в Бордо, где на него обратил внимание молодой психоневролог Филипп Огюст Тиссье. Тиссье очень заинтересовался странным пациентом, у которого он диагностировал дромоманию, или неконтролируемое стремление к путешествиям. Вскоре врач обнаружил, что Дада вспоминал свои перемещения только под гипнозом. Из записей своих опытов Тиссье собрал целый том, хотя, по словам Хэкинга, лучше не воспринимать его слишком серьезно. Однако Дада стал лишь «нулевым пациентом» — эпидемия дромомании только начиналась.

После того как Тисье обследовал Дада, начался «вал подобных диагнозов», пишет Кейси. Пациенты (всегда мужчины) не были склонны к бродяжничеству, которое во Франции считали растущей угрозой обществу. Они не испытывали тяги к алкоголю, были опрятны и скромны — не средний класс, но работающие бедняки. «Всем этим людям удавалось сохранить работу, однако в какой-то момент они снова срывались в путь», — добавляет она.

В то время пересечь Европу было достаточно просто. Где бы Дада ни оказывался, даже в состоянии помутнения, он находил французского консула и просил деньги на дорогу домой, но тратил их на билет до другого города, пишет Хэкинг. Это было мошенничеством, но совершенно бесцельным. В отличие от современных путешествий, дромомания Дада не была направлена на самопознание. По словам Хэкинга, его путешествия были «систематическими и бессмысленными попытками избавиться от собственной личности». Однако действия других подобных пациентов нельзя было объяснить таким образом.

В 1890-х во Франции нередко диагностировали как дромоманию то, что на самом деле было тягой к бродяжничеству или просто попытками сбежать от проблем дома, пишет Хэкинг. «В то время бродяжничество во Франции было довольно популярной идеей, потому что от каждого мужчины ждали, что он будет примерным семьянином», — пишет Кейси. Военные врачи по всей Европе, встревоженные жестокими наказаниями дезертиров, давали возможность их избежать: дромоманию диагностировали у мужчин, которые в ином случае столкнулись бы с тюремным сроком или даже казнью, пишет Марк Микал в книге «The Mind of Modernism: Medicine, Psychology, and the Cultural Arts in Europe» («Мысль модернизма: медицина, психология и искусство в Европе»). Как оказалось, дромомания — подходящий диагноз для всех, кто не вписывается в социальные нормы.

Согласно статье в «Британском медицинском журнале» (British Medical Journal, или The BMJ) от 1902 года, врачи определяли дромоманию как расстройство контроля над импульсами, аналогичное клептомании (тяге к воровству), пиромании (поджогам) или запоям (дипсомании — навязчивому влечению к спиртному). В США врач и известный расист Сэмюэл Картрайт придумал расстройство под названием драпетомания, которое якобы заставляло рабов совершать побеги. Он считал, что единственным лечением этой болезни была сильнейшая порка.

Дромомания исчезла также внезапно, как и появилась. В 1909 году на конференции в Нанте ведущие психиатры того времени дали новое определение состоянию диссоциативной фуги, пишет Питер Тухи в книге «Melancholy, Love, and Time: Boundaries of the Self in Ancient Literature» («Меланхолия, любовь и время: границы личности в древней литературе»). Вместо самостоятельного расстройства ее стали считать симптомом более серьезных заболеваний, например шизофрении. Кроме того, политические конфронтации, которые позже привели к Первой мировой войне, заставляли европейские государства укреплять свои границы; их больше нельзя было свободно пересекать на поезде, что во многом способствовало путешествиям Дада. После 23 лет эпидемии дромоманию перестали диагностировать.

Сегодня дромомания иногда упоминается при обсуждении проблемы бездомных или дезориентации, сопутствующей деменции. Тяга к путешествиям перестала считаться патологией и стала, напротив, чем-то желанным и привлекательным, пишет профессор английского языка и гендерных исследований в Университете штата Луизиана и автор книги «The Book of Minor Perverts» («Книга малых расстройств») Бенджамин Кахан.

Супруга Жан-Альбера Дада (он сумел сохранить брак после всех приступов своей болезни) умерла от туберкулеза. Его дочь, Маргерит-Габриэль, приютила местная семья садовников. Дада приезжал к ней между приступами болезни, пока, согласно его рассказам доктора Тиссье, кто-то ее не похитил. Вскоре после этого путешественника нашли мертвым в колодце, пишет Кейси.

При изучении биографии Дада Кейси ездила в Бордо, чтобы найти следы знаменитого дромомана и увидеть Францию его глазами. Когда она посетила церковь недалеко от госпиталя Сент-Андре, где проходили беседы Дада с Тиссье, она испытала потрясение. «Я не религиозна, но захотела отдать должное этому странному человеку, закончившему свою жизнь в колодце, — говорит писательница, — а также его любопытству к путешествиям и способности постоянно быть потерянным в этом мире — не важно, к лучшему это или к худшему».

Читайте также:
Как женщине бросить пить или лечение алкоголизма в домашних условиях

О страсти к путешествиям

«Думаешь ты один переживал подобное? Ты как будто удивлен, что после столь долгого путешествия и стольких перемен мест ты не смог избавиться от уныния и тяжести ума? Тебе нужна смена души, а не смена климата!» — Сенека

Ах, мечта о путешествии! Вечная тяга — отправиться в путь и увидеть мир. На самом деле, она старше, чем вы думаете. Еще во времена стоика Сенеки и философа Сократа, древние люди разделяли нашу страсть к тому, чтобы видеть красивые места и дальние страны.

Стоики весьма скептически относились к этой тенденции. Они знали, что слишком часто в путешествия отправляются не из-за благородных причин — образования, самопознания, или для того, чтобы бросить вызов себе. Даже 2000 лет назад люди путешествовали потому что просто могли позволить себе такую роскошь и зачастую это был лишь побег от наскучившей жизни. Даже 200 лет назад такие путешественники, как четко подметил Эмерсон, — «приносили руины к руинам». Развалины своей жизни — к развалинам ушедших цивилизаций…

Чтобы разобраться со страстью к путешествиям, как и во многих других случаях, стоики начинают с простого вопроса: «Почему?»

Зачем вы путешествуете?

В путешествиях нет ничего ценного самого по себе, как бы ни старались убедить нас в обратном адепты этого увлечения, а также сотрудники турфирм и авиакомпаний. Никто не вручит вам в конце жизни ценный приз за то, что побывали в большинстве стран или посетили все континенты.

У Сенеки есть прекрасная мысль о беспокойстве тех, кто, как кажется, вынужден путешествовать. Они сменяют курорт на курорт и переходят от одного климата к другому, говорит он.

«Они совершают одно путешествие за другим и меняют одно зрелище на другое. Как говорит Лукреций: «Таким образом, каждый человек пытается сбежать от себя самого». Но для чего, если он все равно не может сбежать от себя? Он словно преследует и выслеживает самого себя с энергией достойной лучшего применения. И поэтому мы должны понимать, что наша неудовлетворенность — не вина мест, которые мы посещаем, а нас самих»

Он также пишет другу в письме под названием «О путешествии как лекарстве от недовольства», что и Сократ говорил о том же самом:

«Сократ сделал то же самое замечание другу, который жаловался; он сказал: «Почему ты удивляешься, что странствия не помогают тебе, видя, что ты всегда берешь себя с собой? Причина, из-за которой вы бродите по Земле, всегда у вас за спиной». Какое удовольствие в том чтобы видеть новые земли? Или в обследовании городов и достопримечательностей? Вся ваша суета бесполезна. Вы спрашиваете, почему такое путешествие вам не помогает? Это потому, что вы бежите туда вместе с самим собой. Вы должны оставить бремя ума; пока ты не сделаешь это, ни одно место не удовлетворит тебя»

Для стоика сложно найти что-то, чему можно позавидовать у большинства людей, которые путешествуют. Потому что в глубине души они просто убегают от себя и созданных ими жизней. Или, что еще хуже, они говорят себе, что нуждаются в самопознании, исследовании или новой перспективе, когда на самом деле они стремятся просто отвлечься и потворствовать своим слабостям.

Может поэтому ты собираешь вещи и отправляешься в путь? Помните, ничто так не помогает тратить впустую нашу драгоценную жизнь, как культ «путешествия-ради-путешествия». Так что, такой-то был в Африке? И что? Значит они провели месяц в хостелах в Таиланде? Да? И чему они там действительно научились, чего не могли получить из какого-то другого источника? Что они на самом деле сделали? Какова была цель всего этого? Мудрость не приходит от посещения разных мест.

Цель путешествия, как и любого важного события, — улучшить себя и свою жизнь. Вполне вероятно — а в некоторых случаях, даже более вероятно — что вы достигнете этого ближе к дому, а не дальше от него.

Итак, задумайтесь над своим желанием путешествий — «Почему?». Это форма побега или есть более благородные причины, такие как, например, образование?

Знай свое «почему». Путешествуй с целью — или оставайся на месте с целью. Как писал Эмерсон:

«Те, кто сделал Англию, Италию или Грецию столь почитаемыми, сделали это, оставаясь на месте, как ось земли»

Его точка зрения заключается в том, что культ «путешествий-ради-путешествий» — абсурдная и несостоятельная идея. Города, которые вы посещаете и которыми так восхищаетесь, были построены людьми, которые сидели и работали, вместо того, чтобы слоняться по свету в поисках непонятно чего.

Поэтому, когда вы испытываете желание отправиться в путешествие, вспомните о совете Сенеки, что способность жить хорошей жизнью можно найти где угодно:

«… вы не путешествуете; вы дрейфуете и вас погоняют, вы только меняете одно место на другое, хотя то, что вы ищете — жить хорошо — встречается повсюду»

Прислушайся к мудрым. Не приноси руины к руинам. Построй жизнь, которую стоит посетить — ту, от которой ты не захочешь бежать.

Читайте также:
Модная выставка в Москве CPM - Collection Première Moscow

Страсть к путешествиям – увлечение или болезнь?

“Мой сын постоянно убегает из дому. Каждый раз мы не можем найти себе места, ищем с милицией, обзваниваем больницы. А через несколько недель нашего ребёнка возвращают домой. Семья у нас благополучная: не пьём, не ругаемся, поэтому причин для ухода я не нахожу. Пыталась с ним поговорить, выяснить, отчего это происходит, но так ничего и не добилась. ” А. К., Ростов

Вот такое письмо пришло к нам в редакцию. Действительно ежегодно сотни детей Ростовской области отправляются в самостоятельные путешествия. Что их толкает на поиски приключений? Неблагополучная обстановка в семье, попытка бросить вызов обществу или болезнь? Об этом мы решили поговорить с доцентом кафедры психиатрии и наркологии РГМУ врачом-психиатром высшей категории Алексеем Переховым.

Дромомания у взрослых – явление редкое

– Алексей Яковлевич, существует мнение, что причиной страсти к путешествиям у подростков зачастую становится болезнь дромомания. Так ли это? – Это заблуждение. Только в одном случае из сотен причиной побега подростка из дому может служить дромомания (от греческого dromos – “бег”, “путь” и мания) – непреодолимая тяга к бродяжничеству. Это болезненное состояние, при котором у детей и подростков внезапно возникает острое желание уехать, убежать из дому без каких-либо видимых причин. Причём желание это возникает не экстренно, а накапливается день за днём. Человек мучается, пытается гнать от себя эти мысли, из-за этого у него возникает тоскливо-злобное настроение, и в конце концов, чтоб убежать от этого состояния, он срывается и едет. Без подготовки, без цели, зачастую даже сам не помнит, где он был и что видел. Причём во время путешествия дромоман почти ничего не ест, часто употребляет алкоголь и находится в потерянном состоянии. Таких людей легко отличить в толпе по отсутствующему, растерянному взгляду и повышенной нервозности. Приступ длится от нескольких дней до нескольких недель и обычно заканчивается острым желанием вернуться домой. – Вы говорите о детях-дромоманах. А взрослые? – Их значительно меньше. Дромомания в чистом виде (как бесцельное бродяжничество) у взрослых крайне редкое явление. Но очень часто бывают похожие состояния, когда человек, склонный к дромомании, выбирает более социализированные пути: постоянные переезды с места на место, путешествия и пр.

Скоростное путешествие

– Так отчего возникает эта болезнь? – Чаще всего это расстройство развивается в сочетании с другими нарушениями, как последствие ушибов головы, сотрясений мозга. Нередко дромомания выступает как отражение шизофрении, эпилепсии, истерии и других расстройств. Причём расположены к этому заболеванию в основном мужчины. Устранить недуг (наряду с прочими симптомами) возможно лишь при специальном лечении. В практике доктора Перехова был случай, когда к нему обратились родители дромомана. Мальчик появился на свет с родовой травмой. Страдал снохождением (лунатизм) и сноговорением. А в 12 лет начал уходить из дому. По возвращении плакал, просил прощения, но через нескоторое время снова исчезал. К доктору Перехову подросток попал только в возрасте 14 лет. После назначенного курса медикаментозного и психологиче.ского лечения пациент вы.здоровел. – Четыре года спустя, перед призывом в армию, он снова появился у нас. За всё это время он ни разу не сбегал из дому, научился контролировать себя, но в армию мы его всё-таки не пустили. – А были случаи, когда пациенты обращались сами? – Это большая редкость, но всё-таки несколько таких случаев было. Один из пациентов в разговоре признался, что иногда его “накрывает”, он не может собой руководить, собирается и уходит куда глаза глядят. Однажды таким образом он очутился в Москве. Осознал, что с ним происходит что-то странное. Тогда он и попал к нам. Наряду со случаями истинной дромомании психиатры сталкиваются с заболеваниями, которые ничего общего с этим синдромом не имеют, хотя симптомы те же. Несколько лет назад в Ростове был уникальный случай – во всём мире подобных насчитывают около двадцати. Ростовчанин К. собирался купить бытовую технику. Взял крупную сумму денег, паспорт, сел в такси и. исчез. Милиция его разыскивала трое суток: разрабатывалось множество версий. Но вдруг “пропавший” позвонил: “Я в Новосибирске. Вышлите денег на обратный билет. ” В аэропорту навстречу жене шёл худой, грязный, оборванный супруг. На лице щетина, в глазах испуг. На все вопросы “путешественник” отвечал одно и то же: “Помню, что сел в такси. Дальше пустота. Спустя время очнулся и понял, что стою в незнакомом городе, около витрины булочной. На улице очень холодно. Все в пальто, а я в костюме. Хочется есть и спать. ” Позже в кармане у мужа жена нашла авиабилеты: Ростов – Москва, Москва -Таллин, Таллин – Екатеринбург, Екатеринбург – Астрахань, Астрахань -Чита, Чита – Новосибирск. Перерывы между рейсами несколько часов. За три дня он облетел почти весь бывший Советский Союз. Через некоторое время приступ повторился. Родные отвели К. к психиатру. Обследование выявило, что в мозгу пациента растёт злокачественная опухоль, результатом которой и стала псевдодромомания. К сожалению, оперировать К. было уже поздно.

Читайте также:
Интересные факты и прочие бесполезные новости

А если бродяжничать просто нравится.

– Но как же отличить истинную дромоманию от мнимой? – Случаи мнимой дромомании встречаются в сотни раз чаще. И если мы говорим о сбегающих из дому подрост.ках, то это обычное бродяжничество. И всегда можно выявить его причины: это либо протест на чрезмерные требования в семье или в школе, побеги как реакция на страх наказания, на насилие в семье, бродяжничество как результат фантазий (после прочитанных приключенческих книг, просмотров фильмов) или как способ манипуляции родными. К примеру, в семье, где над подростком постоянно издеваются, ребёнок зачастую видит только два выхода – либо самоубийство, либо побег. И хорошо, когда выбор сделан в пользу второго. К тому же бродяжничество характерно для подростков с определёнными особенностями строения нервной системы. Неустойчивые, тревожно-мнительные, замкнутые, с истерической формой поведения – в каждом конкретном случае решить проблему можно только с помощью индивидуального подхода. Сложнее с асоциальными детьми, беспризорниками, для которых бродяжничество – образ жизни, в которой они не обременены обязательствами. Им гораздо удобнее жить на вокзалах, употреблять наркотики, алкоголь, нюхать клей. Поэтому никакими социальными благами их уже не заманишь. – Так что делать родителям, если они не могут удержать ребёнка в семье? – Если ребёнок хоть раз ушёл из дому, это прямой сигнал к тому, чтобы обратиться к клиническому психологу. Если психолог определит, что это не форма протеста и есть гораздо более серьёзные причины для тревоги, то тогда уже нужно обращаться к психиатрам. И ни в коем разе вам не поможет милиция, как об этом думают родители. Да, подростка разыщут, приведут домой, но разобраться в причинах, вы.брать нужную линию поведения и избавиться от проблемы вам помогут только доктора души.

Светлана Ломакина

Кстати

Известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин, причём женщину не останавливает наличие маленьких детей, здоровье которых во время бродяжничества подвергается опасности.. А можно ли назвать дромоманами профессиональных путешественников? Они ведь тоже не могут подолгу находиться на одном месте, их тоже влечет ветер странствий. Однако, в отличие от больных людей, они пускаются в путь вполне осознанно, не спонтанно, заранее продумывают маршрут и т.п. И главное – все путешествия они прекрасно помнят. И все-таки, вполне вероятно, что легкая форма этого психического расстройства у них есть. К примеру, интернет-энциклопедия Википедия относит к дромоманам знаменитого путешественника Фёдора Конюхова (на фото), беспрестанно уходящего из дому в мореходные странствия.

О пользе и вреде путешествий

Во второй части этого выпуска: Уходящая культура двора.

«Мои любимые пластинки» с журналисткой Йованой Георгиевски (Белград).

В разделе «Путешествия» – британский писатель Виталий Витальев. Он родился и вырос в Харькове, до 1990 года жил и работал в Москве. С 1990 года живёт в Лондоне. С тех пор пишет и издаётся по-английски. Несколько его книг посвящены путешествиям в разные страны и части света. Наш сегодняшний разговор – о пользе и вреде путешествий.

Игорь Померанцев: Виталий, у вас есть статья о странах, которые лечат, исцеляют и о токсичных странах или токсичных местах. Почему вы написали эту статью? Это ваш личный опыт?

Виталий Витальев: Во-первых, это очень индивидуально. Одно и то же место для одного человека может быть целебным, а для другого наоборот, закономерности проводить здесь трудно. Но я глубоко убежден, что и книги, и литература имеют целительное или разрушительное воздействие, определенные произведения. И точно так же некоторые места, страны, острова, города могут исцелять и могут наоборот уничтожать, убивать. Целительные места, мне кажется, нужно прописывать как лекарства некоторым больным, результаты могут быть потрясающими. Это не новая идея, кстати. Вы, наверное, знаете, что в викторианские времена в Великобритании на курорты типа Фокстона, Истборна врачи отправляли людей, чтобы просто дышать. Были курорты, Баден-Баден, например, с целебными водами.

Я буду говорить сейчас о Фокстоне в графстве Кембриджшир, с которым я очень хорошо знаком, к сожалению. Это был популярный викторианский курорт, туда направлялись люди с больными легкими и с другими болезнями. Им не нужно было плавать в море — это слишком трудно да и холодно, прописывали гулять и дышать. Это имело целебный эффект, многим людям помогало. Диккенс там жил, он вообще всюду жил, и Фокстон очень ему нравился как город, но у него там был писательский кризис, он не мог там писать, вот такое действие он производил на Диккенса. Я же оказался в этом городе чисто случайно и застрял там на несколько лет после тяжелого развода и тяжелой ситуации в личной жизни. Для меня это была как тюрьма. Весь этот целебный воздух на меня не производил никакого действия. Этот душераздирающий крик чаек просто доводил меня до белого каления. Вот эти улочки с односторонним движением, ты возвращался непременно в то же место, откуда ты начал прогулку, хотел ты этого или нет, это все меня чуть не свело с ума, я этот город возненавидел. Он не только не излечил меня, а наоборот чем-то заразил, какой-то психической болезнью.

Читайте также:
Как похудеть в домашних условиях и не навредить здоровью

Хотя есть другие места, если говорить о городах. Взять два американских города, которые я неплохо знаю, Лас-Вегас и Нью-Орлеан. Они не так далеко друг от друга. Лас-Вегас — это просто невроз, он этого даже не скрывает, там всюду объявления о том, что можно получить бесплатную таблетку аспирина. То есть там нужно принимать лекарства, чтобы это все вынести. Город этим даже гордится. Эти огни, эта шизофрения такая, попытка найти самого себя в этих огнях, которые чего-то ищут и никак не могут найти. Там всюду чувствуется постоянный стресс.

И тут же Новый Орлеан.
Я побывал в этих городах с интервалом в месяц-другой во время моих поездок по Соединенным Штатам. Нью-Орлеан – это совершенно противоположное, это такое расслабление, медитация под звуки джаза за моим окном. За окном моего отеля всю ночь играл саксофонист одинокий, в полной тишине. Это просто музыкальная терапия. Не только музыкальная: там чрезвычайно дружелюбные люди, улыбающиеся люди. Мне очень понравились тамошние аптеки, где предлагают пиявок, то есть они используют старинные методы лечения. Что-то было там замечательно консервативное, поэтичное. Во многих американских городах нельзя идти с бокалом вина по улице, выпивать, а в Новом Орлеане это разрешается. На кладбище на похоронах играют джаз. То есть два города, Новый Орлеан как «Прозак», может быть, а Лос-Вегас — это как невроз.

Есть еще, конечно, острова, в том числе вокруг британского побережья, Гебридские острова. Они чрезвычайно терапевтические. Такой есть островок Тайри, где нет машин, я там с местным единственным полицейским путешествовал. Там на велосипедах все ездят. Ветер как бы вентилирует твою душу, а не только голову, непритязательная природа, какие-то холмики. Все успокаивает, весь ландшафт очень спокойный, как и должно быть на острове. Но не все острова такие. Скажем, есть острова, на которых, несмотря на их небольшой размер, трудно находиться. У побережья Тасмании есть такой Остров трех гамаков, на котором я провел неделю с друзьями, там жила всего одна английская супружеская пара, которые были разлучены во время войны. Трогательная история. Он был, по-моему, в военно-морском флоте, она его ждала. Потом они решили, что никто им больше не нужен и удалились на этот остров жить. Но на этом острове было столько змей, что его надо назвать не Остров трех гамаков, а Остров трех миллионов змей.

Змеи были всюду. Мы там жили в каком-то небольшом домике, в бараке, надо было ночью быть очень осторожным, когда ты выходил по нужде, чтобы не наступить на змею. Еще там были большие птицы, которые не летали, а ходили. Большие кенгуру. Почту сбрасывали с самолета раз в неделю. Я себя чувствовал там некомфортно, в основном из-за змей, конечно.

Некоторые острова Большого Барьерного рифа тоже неуютные, там есть очень роскошные курорты. Но мне там неуютно, потому что, во-первых, жарко, во-вторых, я был там зимой, просто хоть глаз выколи, темнеет рано, не видно, не слышно ничего, какие-то шорохи вокруг. Я умудрился заблудиться на одном из таких островов, всего 50 квадратных метров, но не мог найти свою палатку. Так что остров — это необязательно что-то целебное.

– Есть ли такие страны, где преобладают депрессивные места, и страны, где преобладают, наоборот, воодушевляющие места, целебные?

– Возьмем город Эдинбург, я там тоже жил. Довольно тяжелый период был у меня в жизни, я работал в газете, разъезжал по Шотландии. Эдинбург достаточно мрачный город. Многие считают его очень красивым, он действительно красивый, но там красота какая-то мрачная. Я все время вспоминал Стивенсона.

У них есть там Ройял Мэйл, главная улица старого города, я все время вспоминал, как Сэмуэл Джонсон шел с Джемйсом Босуэллом в темноте и сказал Босуэллу: «Я могу вас обонять в темноте». Потому что Эдинбург был очень негигиеничным городом в старые времена, это была такая большая свалка, что-то от этого осталось до сих пор, от этих привидений, от этого мрака, от этой бедности. Многие не видят этого. У меня там был трудный период жизни, я больше ничего другого не замечал, вся эта красота Эдинбурга от меня ускользала. Когда все устоялось, я оттуда уехал, потом вернулся, еще раз вернулся, и вдруг я стал замечать, что мне город стал нравиться. Мы очеловечиваем места, где живем, места, которые мы посещаем. Многие писатели, и не только так называемые писатели-путешественники, а вообще писатели, они придавали городам, местам, островам человеческие качества. Они, наверное, все-таки есть у этих мест и городов.

О странах говорить может быть труднее, потому что страна сама по себе — это категория. Не будем брать африканские страны или азиатские бедные страны, потому что их легко критиковать. Что касается городов, островов, каких-то менее значимых географических единиц, то они очень разные, в большинстве случаев у них есть свое лицо. Самое страшное, когда у города нет своего лица, таких городов тоже много. Я говорю не только о бывшем Советском Союзе. К сожалению, в Великобритании очень много таких городов, обезличенных архитектурным сумасшествием 60-70-х годов, когда разрушалась чудесная архитектура и строились парковки, супермаркеты, многоэтажные коробки. Просто эти города были уничтожены и остаются таковыми. Кстати, в Лондоне были такие же планы, слава богу, что они не получили развития. Но кусочки, в которых это было задействовано, в некоторых районах, они до сих пор, мне кажется, выглядят ужасно. В Глазго есть пригороды невероятно безликие. По-моему, это выражение приписывается и Черчиллю, и Корбюзье, и кому угодно, по-моему, все-таки Черчилль сказал, что сначала мы лепим дома, а потом дома лепят нас. В этих городах, архитектурно неинтересных и безликих, как правило, высокий уровень преступности, высокий уровень бедности и так далее.

Читайте также:
Поздравление с Пасхой от Mylitta.ru

– Виталий, вы автор книги о так называемых карликовых государствах Европы. Я позволю себе перечислить, их не так много — Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино, город Ватикан. Вы написали целую книгу об этих государствах. Но само определение «карликовое государство», вызывает сомнение. Все-таки карлик — это отклонение. Вас притягивают отклонения?

– Нет, вы знаете, просто не очень удачный перевод вам попался. Потому что государства имеют совершенно официальное название – «мини-государства». Карликовыми, конечно, можно их назвать, потому что они небольшие. Тут я немножко порезвился в этой книжке, потому что это была моя первая книга, написанная после возвращения из Австралии, тоже огромной страны. Меня, выросшего в еще одной огромной стране, в Советском Союзе, всегда притягивают противоположности, мне было очень интересно посмотреть, как работают крошечные государства. В совдепии нам все время внушали, что мы такие великие, потому что мы большие, а большие, потому что великие и так далее. То есть, казалось бы, крошечные государства не имеют вообще никакого права на существование, никакой возможности существовать. Я когда начал ездить по Европе, просто интересно было посмотреть именно с такой позиции — маленький размер или карликовость, если хотите, и гигантомания: что все-таки побеждает? Я проехался по этим государствам, я их сам выбрал. Я поставил себе предел в то время: полмиллиона жителей максимум, то есть это мне позволило включить Люксембург, в котором сейчас уже больше, чем полмиллиона. Сейчас я бы, наверное, поставил предел сто тысяч, потому что чем меньше, тем интересней. К тому же в книгу я включил государства, которые являются наполовину независимыми, то есть не полностью суверенными, как остров Мэн, Афон, Фарерские острова. То есть это все государства со своим парламентом, но компетенция которого ограничена, они в принципе делают все, кроме внешней политики и обороны.

В Фарерах это оставлено Дании, на острове Мэн – это Великобритания и так далее, а так они независимые, там свои законы. На острове Мэн до сих пор разрешены березовые розги, которые всюду в Великобритании запрещены, гомосексуализм только недавно там узаконили и так далее. Есть некоторая свобода в законотворчестве. Что меня больше всего поразило, когда я проехал по многим этим маленьким странам, оказывается у них есть национальная гордость, чувство собственного достоинства, не прямо пропорциональная размеру государства. Я нашел совершенно удивительные примеры национального достоинства в маленьких странах. Больше всего из них мне понравился Лихтенштейн, тогда там было 25 тысяч населения, сейчас, по-моему, под 40, но это индустриальный гигант непропорциональный. Страна является крупнейшим в мире производителем искусственных зубов, там потрясающая фабрика. Там даже есть аэропорт для модельных самолетов. Да, там запускают модели, есть вертолетные площадки. Страной управляет феодальная монархия, действительно вся власть в руках у принца, с которым я провел какое-то время в его замке, сидящем на вершине горы. Он очень доступный скромный человек, бегает трусцой, князь Ханс-Адам II. Ему помогают человек двадцать, весь его аппарат. Страна очень гордая. Вот, кстати, факт не очень известный. Лихтенштейн явился единственной страной, которая оказалась выдать русских военнопленных, которые воевали на стороне Германии. Франция согласилась, Англия согласилась, отправили людей на смерть. В Лихтенштейн незадолго до конца войны вошло примерно 350 солдат одной из группировок, они никогда и не воевали на стороне Гитлера, но они были против большевиков, Гитлер не доверял им, все эти имена там есть, и попросили политического убежища. Принц, отец нынешнего князя, согласился, дал им политическое убежище. Потом приехали через какое-то время эмиссары Сталина и сказали: они предатели, отдайте их нам. Принц сказал: нет, мы их вам не отдадим. Посланцы Сталина вынуждены были уехать ни с чем. Опять же, о чем это говорит? О том, что для того, чтобы быть гордым государством или гордым человеком, необязательно быть большим и сильным. Сейчас там есть очень трогательный маленький мемориал этим солдатам. Они там остались, многие из них, получили подданство, что практически невозможно в Лихтенштейне. Там, чтобы получить подданство, нужно проводить референдум в каждом индивидуальном случае. Это один из лучших в мире паспортов, не знаю, почему. Вот он спас эти 350 жизней. Многие из них женились на местных девушках, женщинах. Там проживает много потомков русских солдат. Это такая история, я пытался об этом говорить и в Великобритании, и в других местах, но эта история не популяризируется. Стыдно, что ничего не могли сделать большие державы, а маленький Лихтенштейн нашел в себе силы противостоять этому давлению.

Читайте также:
Модные порталы или блоги и сайты о моде?

– Виталий, мы начали с того, что есть места токсичные и места, которые лечат, исцеляют. Представьте себе, что вы – социальный психолог и рекомендуете нашим слушателям, нашим читателям страны, где больше всего мест, которые лечат. Какой рецепт вы выписали бы?

– Невероятно целебное место — это Аляска. Я нигде не видел такого потрясающего неба, такого огромного неба. Всегда там какая-то драма, что-то происходит. Художники обожают Аляску, они там повсюду. Тоже очень интересно видеть старые русские церкви. Коренное население имеет русские имена и фамилии, до сих пор они являются потомками людей, которые приняли православие. Потрясающие леса. Я провел три дня в деревне русских староверов , которые там живут с XVIII века. Меня там даже заставили носить какую-то рубашку и кушак, что было смешно. Там и батюшка был. Прекрасная школа у них. Их трудно найти, они обособленно живут. У многих есть личные небольшие самолеты, там есть парковки для самолетов. Кстати, тем слушателям, которых это может заинтересовать, там есть некоторая нехватка женщин до сих пор. Если посмотреть объявления о знакомствах в газетах, там есть просто какие-то мужские крики о помощи: любая женщина, отзовись. Да, так сложилось исторически.

Одно из моих самых любимых мест в мире — это Тасмания, замечательный остров в Австралии, который незаслуженно, по-моему, игнорируют, даже какие-то насмешки есть из континентальной Австралии. Столица Хобарт очень терапевтически на меня действовала, когда я жил в Австралии. Я просто спасался там от жары. Это такая Англия 50-х годов, остров прекрасных озер, гор великолепных, рек. Самое зеленое место в мире, первая партия «зеленых» появилась в Тасмании, то есть по части окружающей среды невероятно интересное место, где легко дышится. Фолклендские острова. Мне посчастливилось там побывать и провести там довольно долгое время. Терапевтическое, самое спокойное, самое красивое, самое удивительное место в мире с непуганными птицами, зверями, птицы садятся тебе просто на ботинок. Замечательная природа. Не чувствуешь отдаления, хотя они действительно точки в океане. Очень интересный там народ, гордые люди. Я с одним фермером ездил по его ферме, по-моему, 40 тысяч гектар. Рыба бросается на крючок сама без всякой наживки. Это просто какая-то успокаивающая терапия с медитацией. Столица – маленький городок Стэнли, две тысячи человек. Похожие немного на Фареры. Ещё мне очень нравятся острова в Шотландии, которые я уже упомянул, в том числе Шетланд, острова Шетландского архипелага. Ещё есть острова у побережья Ирландии, они малоизвестные. Острова целительной какой-то силой, для меня, по крайней мере, с одной стороны, ты хочешь вырваться, вырваться из клетки — и это нормальное человеческое стремление, преодолеть какие-то барьеры, – но с другой стороны, тебя тянет на какое-то время оказаться в ограниченном пространстве, где ты знаешь, что никаких сюрпризов ни от кого и ни от чего ожидать не приходится. Это временная терапия опять же. Я, наверное, не смог бы там жить.

Далее в программе:

Уходящая культура двора (Самара).

«Мои любимые пластинки» с сербской журналисткой Йованой Георгиевски.

Калькулятор расходов к Новому году. Да, уже пора!

В 2020 году на празднование Нового года россияне в среднем потратили по 19 300 рублей — это на 2400 рублей больше, чем в 2019 году. Расходы распределяются так:

  • 43% — на праздничный стол;
  • 46% — на подарки;
  • 11% — на развлечения.

Каждый пятый человек тратит на новогодние праздники больше денег, чем планировал. В исследовании превышение бюджета связывают с нежеланием думать об экономической ситуации в праздничные дни. При этом 52% покупают подарки в последний момент — с 16 по 31 декабря, а раньше ноября новогодние подарки покупают 3% россиян.

Мы считаем, что пора задуматься о новогодних расходах и откладывать понемногу уже с сентября, чтобы на всё хватило, а в январе не пришлось сидеть без денег. В статье рассказываем, как считать расходы по каждой категории, а в конце будет калькулятор.

Расходы на еду в Новый год зависят от того, как семья будет отмечать: дома или в ресторане, позовет гостей к себе или пойдет в гости, будет готовить на праздничный ужин или на неделю вперед.

Дома. Нужно придумать меню на одного человека, посчитать его стоимость и умножить на количество гостей. Например, в меню будет салат оливье, стейк из лосося с картофелем, торт и напитки — минеральная вода, лимонад и чай. Значит, на одного человека бюджет будет таким:

Блюдо Ингредиенты Стоимость порции
Оливье Картофель, яйца, соленые огурцы, морковь, горошек, майонез 82 рубля
Стейк лосося и картофель Стейк лосося 250 граммов, картофель 250 граммов, масло, соус по вкусу 560 рублей
514,5 рубля — стейк;
14,9 рубля — картофель;
14,5 рубля — масло сливочное;
16,9 рубля — соус тартар.
Торт Торт «Три шоколада», 200 граммов 137 рублей
Напитки Минеральная вода, лимонад, чай 171 рубль
60 рублей — вода;
105 рублей — лимонад;
5,52 рубля — чай.
Итого 950 рублей
Читайте также:
О пользе какао

Расходы на оливье считали на основе индекса Росстата, а остальное — по ценам интернет-магазина «Метро»

Примерно 950 рублей будет стоить меню на одного человека. Сумму нужно умножить на количество гостей, например, стол на десять человек обойдется в 9 500 рублей.

В гостях. Расходы на празднование в гостях зависят от формата встречи: всё приготовят хозяева или каждый приносит блюдо с собой, будет домашняя еда или готовая из службы доставки. Чтобы посчитать, нужно обсудить вопрос с теми, к кому семья пойдет в гости.

В ресторане. В Новый год у ресторанов есть два формата: готовое меню по фиксированной цене за человека или обычные заказы, как в остальные дни, но с бронированием столиков. С фиксом всё понятно — ресторан заранее озвучивает стоимость празднования, во втором случае можно ориентироваться на средний чек. Например, средний чек можно посмотреть в Дубльгисе или Трипадвизоре:

Нужно найти ресторан в Дубльгисе, перейти во вкладку «Инфо» и посмотреть средний чек

Средний чек в ресторане из примера — 1200 рублей, про запас добавим еще 300 рублей и получится по 1500 рублей на человека. Значит, семья из четырех человек потратит на еду 6 000 рублей.

Подарки

45% россиян в подарок получают шоколад, а 44% — косметику, при этом среди желанных подарков эти вещи не на первых местах. На Новый год люди мечтают получить в подарок:

  • деньги;
  • путешествия;
  • смартфоны;
  • парфюмерию;
  • ноутбуки;
  • конфеты или шоколад;
  • умные часы или браслеты;
  • ювелирные украшения, часы;
  • подарочные сертификаты;
  • уходовую косметику, массажи, походы в спа.

Чтобы понять, сколько денег уйдет на подарки, нужно составить список с тремя графами: кто, что будете дарить и сколько это стоит. Например:

Кому Что Сколько стоит
Муж Беспроводные наушники 11 200 рублей
Дочь Умные часы 3500 рублей
Сын Игра для плейстейшена 2500 рублей
Родители жены Сертификат на массаж 3000 рублей
Родители мужа Банный набор 3000 рублей
Подруга Те самые духи 4000 рублей
Коллеги по работе, 5 человек Наборы шоколада 2500 рублей, по 500 рублей на человека
Итого 29 700 рублей

Выделить почти 30 000 рублей на подарки с одной зарплаты — непросто, но если начать откладывать с сентября, нужно будет выделять на новогодние подарки каждый месяц по 7500 рублей. При этом будет время сравнить цены в разных магазинах, найти распродажу или скидку и купить дешевле, чем в середине декабря.

Наряды

Если в семье принято встречать Новый год во всем новом и со свежей стрижкой, в расходы нужно будет включить траты на наряды, парикмахерскую и маникюр. Наряды тоже можно купить заранее и просто пока их не носить.

Здесь список расходов будет выглядеть примерно так:

Кто На что Сколько
Муж Новый свитер и джинсы
Парикмахерская
5000 рублей
1000 рублей
Жена Новое платье
Парикмахерская
Маникюр
4000 рублей
1500 рублей
1200 рублей
Дочь Новое платье
Парикмахерская
3000 рублей
1200 рублей
Сын Новый костюм
Парикмахерская
3000 рублей
800 рублей
Итого 20 700 рублей

Нужно учесть, что перед Новым годом, стрижки и маникюр обычно дорожают. Например, можно узнать у своего мастера, сколько будут стоить его услуги 29 декабря, и записаться уже сейчас.

Декор

Для праздничной атмосферы на Новый год обычно покупают:

  • елку;
  • игрушки на елку;
  • гирлянду;
  • салфетки и свечи на стол.

Живые елки стоят по-разному. То, что мы обычно называем елкой, на самом деле — хвойное дерево. Это может быть русская сосна за 2200 рублей или датская пихта за 8500. Стоимость игрушек, гирлянд, салфеток и свечей можно посмотреть в интернет-магазинах. Например, если сейчас заказывать набор игрушек, гирлянду, свечи и салфетки на Алиэкспрессе, цены будут такими:

Декор с Алиэкспресса: гирлянда за 731 рубль, набор шаров за 1001 рубль, свечи за 159 рублей и салфетки за 46 рублей

Итого на декор вместе с сосной уйдет 4 443 рубля.

Фейерверки

В категорию фейерверков считаем бенгальские огни, например, четыре упаковки по 60 рублей, и салют, чтобы взрывать во дворе — две упаковки по 812 рублей:

Бенгальские огни, 60 рублей, и салют среднего размера за 812 рублей

Итого на фейерверки 1864 рубля.

Получается, если семья из четырех человек будет праздновать Новый год дома, при этом планирует наряжаться, дарить подарки, украшать дом и запускать фейерверки, ей нужно к концу декабря отложить 60 507 рублей. Если с сентября откладывать по 15 126 рублей в месяц, как раз накопится нужная сумма.

Калькулятор расходов на Новый год

В ячейки нужно вписать предполагаемые расходы, калькулятор рассчитает общую сумму и покажет, сколько в месяц нужно откладывать, чтобы накопить на всё к концу декабря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *