Девушки с косами и русская коса в истории

Почему славянские девушки заплетали волосы в косы?

Как определить, свободна девушка или у нее уже есть жених? Просто посмотрите на ее прическу.

Увидеть на голове русской женщины короткую стрижку еще какое-то столетие назад было практически невозможно. С распущенными волосами ходить в обществе тоже было не принято – сегодня это можно сравнить с появлением в офисе в ночной рубашке. Женщины всех возрастов носили длинные волосы, заплетенные в косы.

Косы – это статус

Одна из самых простых на первый взгляд причесок – длинная коса – имела сакральное значение для женщин на Руси. Во-первых, так было понятно, свободна ли женщина или в отношениях. Незамужняя девушка носила одну косу, а когда у нее появлялся жених, вплетала в косу яркую ленту.

Вплетая в косы ленту, девушка показывала, что у нее уже есть жених – Альберт Дзен/TASS

Две ленты означали, что родители девушки уже дали согласие на брак.

А вот две косы могли носить только замужние женщины. На Руси существовал обряд расплетания косы накануне бракосочетания, который символизировал прощание с девичьей жизнью. В некоторых регионах в обряде участвовал брат невесты, в других – сам жених, в третьих – подружки.

Константин Маковский. Под венец. 1890 – Серпуховский историко-художественный музей

Так как семейный статус обязывал женщину всегда покрывать голову, то обе косы укладывались в хитрую прическу под головной убор. И никто кроме семьи не мог видеть ее волос. Если замуж женщина не выходила (такие случаи, разумеется, тоже были), то так до самой старости и носила одну косу.

Коса для женщины – как борода для мужчины

Коса для женщины считалась символом чести, как и борода для мужчины: дернуть за косу считалось большим оскорблением. На Руси насильственное обрезание косы у крестьянки было наказанием за серьезные проступки – прелюбодеяние, например. И наказание определял крестьянский суд.

При этом девушка могла сама обрезать косу в знак скорби, если у нее погибал жених. Так она выражала окружающим свое нежелание выходить замуж. В некоторых регионах существовал обычай дарения косы: девушка дарила ее будущему мужу, как бы отдавая свою жизнь в его руки. Если на деревню нападали враги, муж мог взять на бой косу жены как оберег.

Вся сила в волосах

У славян было довольно много поверий, связанных с волосами. Главным образом, они считали, что в них находится жизненная сила, а потому обращаться с волосами нужно бережно.

Маленьких детей не стригли до определенного возраста (где-то это было 3 года, где-то даже 5) и старались не расчесывать. А обряд первой стрижки был одним из главных событий в жизни молодого славянина.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848 – Национальный художественный музей Республики Беларусь

Девочки с ранних лет учились ухаживать за своими волосами и доверяли расчесывать себя и заплетать косы только близким людям. Чем толще коса (лучше до пояса и толщиною в руку), тем завиднее была невеста. Девушки старательно расчесывали волосы по вечерам, восстанавливая потраченную за день энергию. Заплетая косу, можно было читать заговоры на любовь или от сглаза.

Если одна коса наполняла жизненной силой только одну девушку, то две косы символизировали жизни как их владелицы, так и ее будущих детей. Еще с древних времен существуют поверья, что беременным женщинам нельзя стричь волосы. Но это не значит, что на Руси волосы не стригли совсем.

Чтобы волосы быстрее росли и были гуще, начиная с 16 лет, девушкам подравнивали кончики волос, причем делать это можно было только на растущую луну. Остриженные волосы нельзя было просто выкинуть, чтобы на человека не навели колдовство – их сжигали. Кстати, до сих пор в России девушки нередко сверяются с лунным календарем, выбирая день для стрижки.

Девушки во время праздника Ивана Купалы – Александр Полегенько/Sputnik

Распущенные волосы было носить не только неприлично, но еще и опасно – ведь девушка могла подвергнуться негативному воздействию злых сил. Правда, на языческий праздник Ивана Купалы девушки могли распускать волосы, и именно для “контакта” с миром духов.

Читайте также:
Костюм эпохи Позднего Средневековья – готическая мода

Ведьм славяне также представляли с распущенными волосами – от русалок до Бабы Яги.

Кадр из фильма “Вий” – Константин Ершов, Георгий Кропачев/Мосфильм, 1967

  • 1988 просмотров

Материалы по теме

А вот ещё:

Происхождение бранных слов в русском языке

Язык неизбежно меняется во времени, поэтому одни и те же корни слов неоднократно приобретают новые смыслы. Современная русская речь полна старейшей лексики, дошедшей до нас со времен дальних предков. Часть абсолютно нейтральных когда-то слов сегодня превратились в бранные.

А некоторые привычные нам оскорбления и вовсе раньше считались комплиментами. Кстати, и само слово «брань» произошло от «бороться» и не несло негативного смысла.

Шаромыжник, шваль и шантрапа – оскорбления с французскими корнями

Происхождению некоторых слов русский язык обязан отступающим наполеоновцам. /Фото: itd0.mycdn.me

Когда после разгрома в 1812-м некогда непобедимое наполеоновское войско отступало с русских земель, ситуацию усугубляли непривычные французам холода и настойчивые атаки партизан. Пресловутые «завоеватели Европы» стали походить на изголодавшихся и замерзших оборванцев.

Отсутствующие в сложившемся положении полномочия требовать вылились в смиренную мольбу. Иностранцы просили у русского крестьянина хотя бы краюху хлеба, уважительно обращаясь к людям «сher ami». Не знавшие их языка жители деревень прозвали наполеоновских попрошаек по слуховой аналогии «шаромыжниками». Предполагают лингвисты и то, что не последнюю роль в таких смысловых соединениях сыграли лексемы «шарить» и «мыкать».

Что касается современного ругательства «шваль», то и его появление связывают с французами. В тяжелые фронтовые времена оккупантам нередко приходилось употреблять в пищу конину, и павшую в том числе. «Лошадь» по-французски звучит как cheval. И русские, считавшие поедание лошадей не лучшим занятием, окрестили французов «швалью» в значении «отребье».

Не все отступавшие французы добирались до Франции. Угодившие в плен оказались на службе у русских дворян. Они становились гувернерами, учителями, организаторами крепостных театров. Когда претенденты на сценические роли не соответствовали уровню минимального таланта, французы исключали их из кастинга с фразой «Сhantra pas», что переводится как «к пению не годен».

Зараза – значит умница и красавица

Зарази на Руси выглядели примерно так.

Когда представительнице Руси говорили «вы зараза», женщина краснела от смущения и удовольствия. Давным-давно этой фразой подчеркивались красота и ум. В порыве пылких чувств любимую девушку также звали “моей заразой”. Комплимент, граничащий по смыслу с прелестным очарованием, сегодня известен как негативно окрашенный. Во-первых, заразой, в прямом значении, называют попадающую в организм инфекцию. Ну а в переносной трактовке «зараза» выступает оскорблением. Так принято обзывать чрезмерно назойливого человека с неприятным характером и вредными манерами.

Языковеды полагают, что смысловые трансформации случились в царствование Петра Великого. В ту эпоху реформ новые возможности появились даже у женщин. Слабая половина больше не просиживала жизнь за тремя замками и веретеном. Дамы теперь путешествовали по миру, променяв объемные мешковатые платья на открытые летящие наряды. Завязав с затворническим образом жизни, женщины указом царя посещали ассамблеи.

Такой поворот моральных ориентиров общественной жизни, мягко говоря, не поощрялся церковью. Модные тенденции, свободные танцы и открытые разговоры с посторонними мужчинами обрастали в глазах священников бесовской подоплекой. Священнослужители резко осуждали “заразы” в проявлениях красоты и очарования. Так и начали этим словом характеризовать всё нелицеприятное, докучающее и поражающее.

Сволочь и подонок – изначально о мусоре и напитках

Есть и такая версия. /Фото: cf.ppt-online.org

Древнерусское «сволочати» — примерно то же, что «сволакивать» или «сгребать». Поэтому изначально сволочью именовался мусор, который сгребался в кучи. Наряду с другими лингвистами такое значение зафиксировал и Даль: «Сволочь — все, что сволочено … в одно место: трава, коренья, сор…» Со временем словом «сволочь» определяли даже собравшуюся в одном месте толпу людей. И уже впоследствии лексема получила крайне негативный окрас, характеризуя презренный люд — алкоголиков, хулиганов, бродяг, воров и прочих представителей неблагонадежного элемента.

А вот современное ругательство «подонок» раньше имело только форму множественного числа. Все объясняется тем, что «подонками» назывались остатки жидкости на дне, как правило, с осадком. Скитавшиеся по забегаловкам и кабакам нищие высматривали недопитый алкоголь на дне стаканов других посетителей, довольствуясь мутными остатками. Так слово «подонки» и переросло в обозначение всякого сброда. В этом же ассоциативном ряду и «подонки общества» – опустившиеся на дно люди или довольствующиеся донными отходами.

Читайте также:
Ирландское кружево и современные модные тенденции

Болван и мымра: причем здесь соседи и языческие идолы

«Мымра» из «Служебного романа».

Слово «болван» недалеко отошло от своей исконной смысловой передачи. Так на Руси называли фигурки языческих идолов из камня или дерева. В другом значении этим словом обозначался и сам исходный материал – заготовка. Считается, что в славянские языки «болван» пришел из тюркского. В такой связи понятен сегодняшний смысл выражений «болван для шляп», «болванка снарядов» и «болванка» в смысле чистого компакт-диска для последующей записи информации.

Интересна и семантика ругательного существительного «мымра», воспринимаемого сегодня как синоним одинокой, непривлекательной, неряшливой и тщедушной женщины. Истоки современной экспрессии уходят корнями в 19 век, когда слово было усвоено разговорным русским из коми-пермяцкого говора («мыныра» т.е. “угрюмый”).

Звукоподражательно перекочевав в русскую речь, «мымра» прежде всего стала характеризовать малообщительного, замкнутого домоседа. Именно в таком разрезе производный глагол и трактуется в словаре Даля: мымрить – значит безвылазно сидеть дома. Со временем “мымрами” стали обзывать нелюдимих, скучных, бесцветных и неулыбчивых людей. Именно в такой интерпретации и адресовал «комплимент» своей начальнице Новосельцев в “Служебном романе”.

Русская коса и девушки с косами

Говорят, что если у женщины длинные волосы, она мечтает о короткой стрижке, а если короткая стрижка – мечтает о длинных волосах. О чём мечтает женщина – на эту тему можно много говорить. Но красивые волосы – мечта каждой женщины.

Волосы длинные и роскошные, с ними можно сделать любую причёску, одна из самых известных в истории – коса. Во многих странах коса – самый распространённый элемент причёски, особенно для невесты.

Женским волосам и на Руси придавалось огромное значение. В волосах, по мнению древних и средневековых русичей, была заложена магическая сила.

В древности многие народы верили, что голова и волосы на ней является местом сосредоточения жизненной силы, и её надо не просто оберегать, но и прикрывать от посторонних глаз. Поэтому распускать волосы было не принято, чтобы не разбрасываться энергией и силой.

Девушки заплетали волосы в косу, а женщины не должны были привлекать взгляды чужих мужчин, чтобы не соблазнять своей красотой, и не вызывать зависть. Наши предки соблюдали эти правила, так как они знали, что это защитит покой семьи и создаст благоденствие.

Именно коса была причёской девушек на Руси. Девушкам разрешалось не покрывать голову, а если и закрывали, то не полностью. До замужества девушка могла повязать на голову обруч из бересты или луба, обшитый парчой или кумачом, украшенным бисером либо вышивкой, или надеть венец. Верхняя часть головы оставалась непокрытой, волосы заплетались в одну косу.

Для девушки было большим позором, если кто-то с умыслом или из озорства отрезал ей косу, ведь коса была символом невинности. Это символика пришла из далёкой древности, когда были распространены похищения женщин. Утверждая своё право на добытую жену, похититель отрезал девушке косу.

По тому, как убрана голова женщины, можно было определить в девицах ли она или замужняя. Замужних сразу можно было отличить от незамужних девушек – по покрытой голове. При посещении церкви все надевали платки. По традиции девушки украшали косу накосниками или косниками. Это ленты с богатым орнаментом или с объёмными фигурными привесками, которые были в форме сердца или треугольника.

Косники расшивались золотым или серебряным шитьём, жемчугом, бахромой, а в качестве орнамента любимыми мотивами были растительные узоры и фигурки птиц. Узоры и орнаменты, которые вышивали мастерицы содержали в себе тайный смысл. Считалось, что какие-то из них приносят счастье и удачу, оберегают здоровье или приносят достаток в дом.

Во время венчания украшением для косы была повязка — лента в виде широкой полосы с бисерной или жемчужной сеткой, пришитой по низу. После венчания проводился обряд посвящения в женщины: подруги расплетали косу и плели уже две косы, укладывая их венцом.

Читайте также:
Толстовка – материалы, фото история

Этот обряд означал, что девушка нашла свою вторую половинку, с которой объединилась для дальнейшей жизни и продолжения рода, и в то же время это означало обрезание косы и потерю свободы. О том, что обрезание волос меняет жизнь, в старину хорошо знали. На уложенные косы надевалась однорогая кичка.

После рождения первого ребёнка надевалась кичка другого вида, с высоким рогом. Во всех местностях необъятной Руси, да даже в одной губернии было множество разных видов головных уборов, один краше другого, да и расплетание косы у кого было перед венчанием, а у кого после венчания.

Девушки заранее готовили себе приданое – ткали, вышивали, вязали, плели. Так как замужняя женщина не могла уже показать свои волосы, то головные уборы старались украсить как можно больше и лучше. Головной убор мог рассказать не только о семейном положении, но и о достатке.

Девушкам, засидевшимся в девицах, а проще, как их называли – старым девам, запрещалось носить одежду замужних женщин. До самой смерти они не расплетали своей косы, и кокошник нельзя было носить, только платок, да и рубашка и сарафан были самого простого шитья, почти без украшений.

Женщины на Руси дорожили своей честью и мнением о себе не только родственников, но и знакомых, поэтому не позволяли нарушать старинные обычаи и не переступали порог своего дома простоволосой, то есть, не покрыв головы. Согласно русским обычаям замужняя женщина после свадьбы уже не могла нигде появиться с непокрытой головой. Женские волосы обладают мощной притягательной силой, и чтобы не смущать взгляды посторонних мужчин, она должна закрывать свои волосы, и видеть их позволялось только мужу.

Если кто-то срывал с женщины платок или убрус и обнажал её волосы, это считалось большим оскорблением, равносильным физическому насилию. Поэтому такие преступления рассматривались даже в суде. Из сохранившихся документов известно, что чаще всего срывали головной убор с целью грабежа. Стоимость морального ущерба оценивала местная власть.

Коса, как говорили, толщиной в руку, считалась на Руси эталоном женской красоты. Ведь красивые волосы лучше всяких слов говорят о здоровье и красоте девушки. И сейчас, когда на улице встретишь девушку с роскошной длинной косой, невольно заглядываешься.

Сила в волосах, видимо, есть необыкновенная, и, наверное, поэтому, зная об этом гораздо больше, чем мы сейчас, наши предки трепетно относились к волосам. Менялась жизнь – менялась и причёска, и наоборот.

А потому ещё долгое время, даже в середине ХХ-ого века, в деревнях от старичков и старушек наши, тогда ещё молодые, бабушки слышали: во время беременности волосы стричь нельзя – силы потеряешь для себя и для будущего чада; хочешь, чтобы коса росла до пояса – подстригай кончики волос в дни новолуния; чадушке своему стрижку первых волосиков делай, когда исполнится годик, да храни эти волосёнки всю жизнь.

Вот такие поверья можно было узнать от бабушек, которые они пытались донести до нас. Ведь многое о быте русского народа потеряно и навсегда утрачено. И не только наше нерадение этому вина. Сколько войн прошло через многострадальную Россию…

Тайны русской косы

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд.
Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками.

Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси — коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами.

Ну а косы появились намного позже. Русские девочки заплетали только одну косу. И этим отличались от мам, которым полагались две. Девушки Беларуси и Восточной Украины одну косу заплетали лишь по праздникам. А в рабочие дни плели по две и укладывали на голове венцом. На западе Украины одна коса вовсе была неизвестна. Две, четыре и больше косичек украшали прически местных девушек. Называли их «мелкие косички» или «дрибушки».

Читайте также:
Художник Роман Тыртов – Эрте и модные Иллюстрации

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство. Считалось, что в женских волосах хранится сила, способная энергетически поддерживать ее семью. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться). Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж. Дернуть за косу означало оскорбить девушку.

Кстати, тех, кто осмеливался сорвать головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Но косу могли обрезать и насильственно — скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами — также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов — печенегов или половцев, например — муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Во время беременности волосы не стригли, так как энергию женщина брала не только для себя, но и для ребенка. Остричь волосы во время беременности значило лишить своего нерожденного ребенка поддержки. Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня. А новорожденного ребёнка до года не рекомендуется даже причёсывать, не только стричь.

Детям в малом возрасте волосы расчёсывали родители, потом они делали это самостоятельно. Доверить расчёсывать свои волосы могли только тому, кого хорошо знают и кого любят. Девушка могла позволить расчёсывать свои волосы только своему избраннику или мужу.

Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь, законы Рода и Мироздания, чтобы не лишить их жизненной силы, даруемой Природой и обереговой силы.

Подравнивание кончиков волос на длину не больше одного ногтя у молодых людей старше 16 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать только в дни новолуния.

Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые были символом объединения Яви, Нави и Прави (настоящего, прошлого и будущего). Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Длинная коса сохраняла женскую силу для будущего мужа. Плетение кос защищало женщин от сглаза, негатива и зла.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Читайте также:
Женская мода после Первой мировой войны 1919-1923

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Длинные волосы являются признаком хорошего здоровья, красоты и женской внутренней силы, а значит, подсознательно нравятся мужчинам. По статистике, мужчины, оценивая женщин, ставят женские волосы на третье место после фигуры и глаз.

Был проведен эксперимент: дети 5 лет, рисуя свою маму, в 95 % случаев рисовали ее с длинными волосами, несмотря на то, что у мам были короткие стрижки. Это говорит о том, что образ мамы – нежный, добрый и ласковый, подсознательно связывается у маленьких детей с длинными волосами. Та же статистика утверждает, что 80% мужчин соотносят короткие стрижки с мужественностью и агрессией.

Длинные волосы дают женщине силу, но что важно: их нельзя носить распущенными. Распустить длинные волосы было неприлично, это как обнажиться. «Распустила Маша косы, а за нею все матросы».

Распускание волос в присутствии мужчины означало приглашение к близости. Поэтому раньше женщине было нельзя распускать волосы при посторонних. Женщины, которые носили распущенные волосы были падшими, их называли «РАСПУТНИЦАМИ».

Распускать волосы было не принято также и потому, что считалось небезопасным разбрасываться энергией и силой, распуская волосы. Поэтому волосы забирали и заплетали в косы. Ведь женщина распуская волосы, могла привлечь чужие взгляды, могла вызвать зависть недоброжелателей. Женщины себя блюли в этом смысле, так как они знали, что в их руках энергетическая защита семьи и своего дома.

Женские волосы обладают очень мощной сексуальной притягательностью, наверное, поэтому замужние женщины могли показывать свои волосы только мужу, а в остальное время носили платок. Поэтому, женщина в храме должна надевать платок, чтобы не смущать мужчин и не отвлекать их от молитвы.

А также платок символизирует власть мужа и женскую покорность и смирение. Только незамужние женщины могли раньше не прикрывать голову платком в храмах.

Очень важно знать о том, какой силой обладают женские волосы и использовать эти знания себе во благо, а главное помнить что волосы – это наше достоинство и наша гордость.

Плетение кос на Руси — история и значение традиции

При упоминании русских красавиц перед взором сразу предстаёт стройная изящная девушка со здоровым румянцем на щеках и длинной толстой косой. На протяжении многих столетий именно таким образом женщины заплетали волосы. Тугая коса была главным украшением и гордостью девушки, её долго отращивали и очень берегли. Причёска и способ плетения могли многое рассказать о красавице.

  1. Коса — главный символ девичества
  2. Женская коса: ритуалы и символизм
  3. Приметы, связанные с волосами
  4. Символ девичьей чести
  5. Потеря косы: причины и следствия
  6. Волосы и здоровье
Читайте также:
Женская мода 1900-1910 годов в цветных фотографиях

Коса — главный символ девичества

Символика плетения кос была тесно связана с тогдашними верованиями и традициями. Маленькие девочки плели трехлучевую косу, которая должна была располагаться строго вдоль позвоночника. По мнению древних славян она дарила жизненную силу и здоровье маленькой хозяйке. Косу носили девушки до самого замужества, и это правило оставалось нерушимым даже для старых дев. Такие женщины до самой старости не покрывали голову и носили одну косу.

Количество и способ плетения кос также определял социальный статус женщины того времени. Традиционно молодые незамужние девушки украшали волосы цветами и лентами.

Внести какое-то разнообразие в причёску можно было только после свадьбы. Накануне этого важного дня в девич-вечер невеста с подружками собирались в отчем доме и проводили обряд расплетания косы. Девушки с жалобными песнями и слезами провожали подругу во взрослую замужнюю жизнь, меняя ей причёску и заплетая уже две косы. Здесь прослеживается чёткий символизм: одна коса — это жизненные силы женщины, вторая — символ её плодовитости. В день свадьбы волосы невесты укладывали в форме короны и надевали специальный головной убор.

После свадьбы увидеть и дотронуться до волос женщины мог только муж.

Женщины в браке носили специальную узнаваемую причёску — низкую однорогую кичку, а после рождения первого ребёнка кичка изменялась на высокую.

Женская коса: ритуалы и символизм

Славянские народности очень строго соблюдали все ритуалы, связанные с женскими волосами. В культуре расчёсывания и плетения косы выделяются несколько важных догм.

Строго регламентировалось, кто именно должен ухаживать за волосами. К примеру, пока девочка была маленькая, прикасаться к волосам могли только родители. При вхождении в девичество волосами занималась сама хозяйка, а в косу вплеталась одна лента, что символизировало ожидание сватовства и готовность к семейной жизни. Когда девушка находила суженого и готовилась к свадьбе, лент в волосах становилось больше.

Символы на лентах также носили различное значение. Расшитые ленты назывались косники и изготовлялись самостоятельно каждой мастерицей. Они были ярких цветов, расшивались золотом, серебром, жемчугом или бахромой, и часто украшались ещё и объёмными подвесками в виде треугольников, сердечек. Каждый узор имел своё значение, а весь рисунок давал цельный осмысленный рассказ-пожелание.

Во время венчания косу девушки украшала широкая лента, повязка с прикреплённой по нижнему краю сеткой из жемчуга или бисера. Она также создавалась индивидуально невестой и наглядно показывала статус и благосостояние семьи невесты.

Приметы, связанные с волосами

Некоторые поверья, касающиеся волос, были созданы в глубокой древности и дошли до нас без изменений. К примеру:

  • Женщины не стригутся во время беременности, чтобы не потерять свою красоту и здоровье будущего малыша;
  • Запрещается обрезать волосы ребёнку до годика, а после первой стрижки нужно хранить их всю жизнь;
  • Существует примета, что посещать парикмахера лучше в новолуние — так волосы растут быстрее и будут гуще;
  • Нельзя самостоятельно подстригать себе волосы — это может привести к длительной болезни.

Символ девичьей чести

Коса девушки обладала огромным символизмом во все времена. Прежде всего она олицетворяла женскую честь и непорочность. Считалось недопустимым дёргать девушек и девочек за волосы — это приравнивалось к сильному оскорблению, и наказывалось строгим публичным порицанием или даже поркой. Запрещалось срывать головные уборы с замужних женщин — такой поступок наказывался огромным штрафом.

Женщина, находящаяся в браке, могла снимать головной убор и расплетать косу исключительно в присутствии мужа, так как это служило своеобразным приглашением к интимной близости. Именно отсюда произошло слово «распутница», то есть буквально женщина, предложившая себя другому мужчине. Нельзя было появляться в обществе с непокрытой головой — это был позор как для жены, так и для мужа.

Читайте также:
Губная помада от простой до матовой и стойкой

Потеря косы: причины и следствия

Коса девушки выступала гарантом честности и женской непорочности. Выйти замуж без неё было практически невозможно. Поэтому потеря волос становилась в большинстве случаев трагедией. На Руси косы не стригли практически никогда, за исключением нескольких возможных жизненных ситуаций:

  • Волосы обрезались после смерти мужа как символ женского горя и тоски;
  • Перед свадьбой в некоторых регионах девушке отрезали косу и дарили супругу как знак верности и невинности. После замужества женщина снова отращивала волосы, но под головным убором, а когда появлялась достаточная длина, заплетала две косы;
  • Обрезать волосы могли насильно как наказание за блуд. Это было страшным позором для женщины. Её запирали в доме, и выходить на улицу запрещалось, пока волосы не отрастут;
  • Если девушка решила принять монашеский постриг.

Волосы и здоровье

Существовало поверье, что причёсывание напрямую связано со здоровьем и жизненной энергией человека. По традиции необходимо было делать от сорока до ста движений гребнем для духовного и телесного восстановления.

Внешний вид волос девушки как в древние времена, так и сейчас был отображением внутреннего состояния и здоровья женщины. Густые, блестящие, длинные волосы — главное украшение, деталь, привлекающая внимание. В древности жених оценивал избранницу по толщине косы: чем она грубее и туже, тем добрее и здоровее будет будущая жена.

Девушки, которым повезло меньше, чтобы сделать волосы краше шли на различные ухищрения. Для придания объёма дополнительно вплетались тонкие косички из конского волоса, тем самым делая косу более толстой и тугой.

Зачем заплетали волосы женщины палеолита и мужчины древнего Новгорода: Из истории русской косы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Коса в древности

Первые следы этой прически относятся ко временам палеолита, статуэтка «Венеры из Виллендорфа» возрастом в 30 тысяч лет изображает женщину, чьи волосы убраны в косы. Чуть младше ее Венера из Брассемпуи, фигурка, вырезанная из бивня мамонта – тоже с косами.

Свидетельства того, что длинные волосы заплетали в косы, обнаруживаются в наследии всех древних культур – Древнего Египта, у шумеров, аккадцев, ассирийцев, арамейцев, жителей Вавилона. Египтянки носили на голове много мелких косичек, как и женщины африканских племен.
В Древней Греции и Древнем Риме косы были очень распространены, правда, заплетали не одну, а несколько: невесты-римлянки выходили замуж с прической из шести кос, уложенных вокруг головы.

Длинные волосы представители многих цивилизаций связывали с крепким здоровьем и жизненной силой. Не случайно это представление нашло воплощение в ветхозаветной истории о Самсоне, который вместе с волосами, остриженными Далилой, потерял и свою силу. Согласно Библии, он заплетал волосы в семь кос. Число семь в предании появляется не случайно – в христианстве, как и во многих других поверьях, оно священно, как и число три, не потому ли в заплетание косы из трех прядей волом исстари вкладывали особое, ритуальное, даже магическое значение?

На Руси

На Руси коса считалась оберегом от сглаза, ее заплетали девочке с окончанием детства и переходом в состояние девичества – начиная примерно с тринадцати лет. По длине и толщине косы можно было судить о здоровье невесты – снова волосы выступают как символ жизненной силы.

Незамужним девушкам полагалось носить одну косу, которую в день свадьбы расплетали. После замужества обычной прической женщины были две косы, уложенные поверх головы наподобие короны, сверху надевали головной убор – повойник. Все манипуляции с прической и головным убором представляли собой особые праздничные обряды со свадебным плачем, приговорами, в которых участвовали подруги невесты, а иногда и жених. Старославянские верования переплетались с христианскими молитвами, “Отче наш” читали вместе с заговорами от сглаза.

После замужества ходить с неприкрытыми волосами было недопустимо. Не полагалось и находиться на людях с распущенными волосами – кроме особенных дней, например, ночи на Ивана Купалу. Гадали и ворожили тоже распустив косы. Обрезать же волосы женщина могла только в знак глубокой скорби, например, по умершему мужу. Остриженные волосы сразу же сжигали – чтобы избежать сглаза и колдовства.

Читайте также:
Прически в стиле ампир – фото и история причесок

Коса по-мужски

Коса – прическа не только женская, на протяжении тысячелетий она была популярна и у мужчин.
Американские индейцы, тоже видевшие в длинные волосах свидетельство силы, носили две косы, либо одну, либо заплетали косичкой волосы на лбу. Впрочем, эта прическа была обычной и для индианок.

Традиционным у кочевых народов евразийских степей было выстригать волосы на голове, оставляя чуб – на темени или на затылке, который часто заплетали в косу. Эта прическа, называемая айдаром, была распространена еще среди гуннов в 4 веке. В 17 веке маньчжуры, завоевавшие Китай, обязало носить такую косичку все население страны, как свидетельство покорности завоевателям.

Скандинавы эпохи викингов отращивали волосы и бороды, которые заплетали в косы – часто справа и слева от лица, чтобы не мешали в бою и на охоте. Это относилось только к свободному населению – рабы должны были оставаться коротко обстриженными.

Фламандский путешественник Гильберт де Ланнуа, посетивший русское государство в 1413 году, оставил ценные наблюдения относительно внешнего облика жителей Новгорода и Пскова. По его словам, мужчины-новгородцы носили длинные волосы собранными в одну косу, заплетали в косичку и бороду, в отличие от псковичей, которые носили волосы распущенными. Возможно, в прическах первых сказывалось влияние финно-угорских племен, так или иначе, свидетельства Ланнуа подтверждаются при изучении других источников, в том числе деталей отделки собора в Штральзунде, созданной немецкими мастерами после посещения русского государства.

Коса вернулась в Россию как модная составляющая мужского образа в XVIII веке, благодаря европейским веяниям. В Пруссии у высшего сословия стали популярными парики с буклями и тонкой косичкой – отчего прическа носила название «прусская коса». В 1731 году этот парик даже стал официальной частью военного обмундирования, продержавшись в российской армии вплоть до конца XVIII века.

Появление в истории человечества косы на разных континентах, у разных народов, независимо от степени их изоляции от мира, говорит об особенной значимости этой прически, как с практической точки зрения – ведь волосы в косе не мешают их обладателю, так и в качестве ритуального символа, оберега – ведь, помимо прочего, коса – это красиво и завораживающе.

А что касается викингов, помимо памяти о длинноволосых воинах они оставили миру и другие артефакты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Что коса значила для русской женщины

Многие века женщины на Руси носили только длинные волосы. Илишь в начале прошлого века, когда повеяло эмансипацией, некоторые из них стали носить короткие стрижки. С чем же это связано? Дело в том, что волосы для русских всегда имели особый, сакральный смысл.

Значение кос

Все русские женщины, независимо от возраста и сословия, носили косы, и по ним можно было определить их статус. Так, девочкам с семи лет заплетали косу из трех прядей, символизировавшую триединство. У славян это были три мира – Явь, Правь и Навь, а у христиан – Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Заплеталась коса строго по направлению позвоночника, так как наши предки считали, что именно через хребет человека наполняют жизненные силы.

Незамужние девушки носили одну косу, в которую вплетали ленты и другие украшения. Замужние женщины должны были носить две косы, которые иногда укладывали на голове короной. Одна коса символизировала, что женщина вверяет себя Богу, вторая – мужу. Существовала также примета, что если замужняя женщина будет носить одну косу, она может овдоветь.

Замужние должны были закрывать косы кокошником или повойником. Фольклористы считают, что это делалось в защитных целях, чтобы женщина, входя в чужой род, не могла повредить ему своей магической силой, сосредоточенной в волосах. Таким образом в браке она становилась собственностью мужа.

Коса символизировала женскую честь. Даже просто дернуть девушку за косу считалось оскорблением для нее. Оскорбительно для женщины было и сорвать с нее головной убор. А если кто-то отрезал у девушки или женщины волосы, то мог заплатить солидный штраф. Обрезать женщинам волосы разрешалось разве что при монашеском постриге, и то обычно ограничивались одной или несколькими прядями.

Читайте также:
Прически в стиле ампир – фото и история причесок

Иногда девушка или женщина самостоятельно обрезала себе волосы. Например, она могла сделать это в память о погибшем муже или женихе. Такой поступок указывал на глубокую скорбь и нежелание больше выходить замуж.

В каких случаях волосы девушке или женщине могли обрезать насильственно? Например, если она расставалась с невинностью до брака, если ее обвиняли в чем-то неблаговидном – скажем, в колдовстве. Обрезать косу могла и ревнивая соперница.

Кроме того, в отдельных регионах существовал обычай, когда девушке отрезали косу перед вступлением в брак, после чего она дарила ее суженому, а сама начинала отращивать новую. Это символизировало, что она отныне вручает свою жизнь мужу.

К тому же, девичья коса жены служила, по поверьям, оберегом от сглаза и несчастий. Воины часто брали ее с собой как талисман, отправляясь сражаться с половцами и печенегами. Зато враги, ворвавшись в поселение, нередко отрезали женщинам волосы – в знак покорения.

В XV—XVI столетиях новгородское духовенство пыталось бороться с языческим обычаем бритья головы замужними женщинами.

Сила волос

Почему же женским волосам на Руси придавали такое значение? Российский этнограф Нина Ивановна Гаген-Торн полагает, что славяне издавна связывали женские волосы с идеей плодородия и половой силы, и приписывали им магические свойства.

Распускать волосы дозволялось во время языческих празднеств, например, праздника Ивана Купалы, когда необходимо было проявление этой самой силы. При родах женщины также снимали головной убор и распускали волосы, чтобы облегчить процесс.

В Орловской губернии во время сложных родов женщины держали собственные волосы во рту. В Вятской губернии они глотали волосы, чтобы вышел послед. Хотя современные медики считают, что это действие просто вызывало рвоту, и таким образом удавалось добиться желаемого результата.

Также в Орловской губернии было принято перевязывать пуповину новорожденного прядью волос, срезанной с материнского виска – чтобы привязать ребенка к матери. В Сарапульском уезде Вятской губернии существовал еще и такой обычай: если у ребенка «зацветет» рот, мать должна обтереть его своими волосами.

Ритуал расчесывания

Расчесывание женских волос представляло собой целый ритуал. Считалось, что эта процедура поможет восстановить утраченные жизненные силы. Малышкам имели право расплетать косы и расчесывать волосы только родители.

Взрослые девушки или женщины либо расчесывались сами, либо позволяли это делать матери, сестре или другой близкой родственнице, в крайнем случае – своему мужу или избраннику. Необходимо было провести гребнем по волосам не менее сорока раз. Понятно, что при остриженных волосах ритуал не имел бы смысла.

«Проводники» жизненной энергии

Еще у древних славян существовало поверье, что остричь волосы означает забрать силу человека. Считалось, что такой человек ослабнет, будет болеть и может даже умереть, а также уязвим для злых сил. Так, остриженные волосы могли попасть в руки какому-нибудь колдуну, который мог навести порчу.

Волосы использовались в приворотах, а если птицы вили из них гнездо, то это могло повлиять на состояние бывшего владельца волос. Поэтому если волосы все же остригались, их рекомендовалось сжигать в печи. Это касалось и волос, которые оставались после расчесывания.

Суеверия современности

В наши дни сохранилось довольно много поверий и примет касательно волос. Так, нельзя остригать волосы самостоятельно, бросать состриженные или вычесанные волосы в воду, а также вообще их выбрасывать – нужно хранить их в надежном месте. Не рекомендуется стричь волосы беременным женщинам: в старину считалось, что тогда ребенок родится мертвым.

Девушки или женщины должны стричься только по «женским» дням – в среду и пятницу и делать это можно только на убывающей луне. Все эти суеверия унаследованы нами от предков.

Новые парижские моды. 1914 г.

Рассказ о модах 1914 года. До начала мировой войны оставалось совсем немного, но люди еще не знали о предстоящих невзгодах и мирно обсуждали, что одеть и как это носить. Посмотрим и мы, что советовали самые продвинутые модельеры носить женщинам, чтобы быть неотразимыми, руководствуясь при этом самыми последними парижскими модами.

Читайте также:
Ирландское кружево и современные модные тенденции

Французская мода отличается в этом сезоне некоторыми странными новостями, которыя, вероятно, только отчасти дойдут до нас, или через некоторое время проникнут к нам в более скромной форме.

К этим новостям относятся прежде всего новыя буффы и турнюры, которые расширяют бедра или располагаются сзади внизу талии. Кроме того обращают на себя внимание узкия талии, корсажи с составными передками и спинкой и узкие рукава, которые часто вшиваются тюлевой рюшкой, расположенной гребешком. Может быть эти фасоны заменят любимые фасоны кимоно и грациозные свободныя блузы.

Далее начинают вводить в моду тюники принцесса и даже платья принцесса, которыя в талии еще свободны, но сзади и на бюсте немного обтянуты. Эти новыя платья принцесса кроятся обыкновенно не во всю длину, а дополняются слегка драпированной или складчатой юбкой, верхний край которой прячется под низко спущенным шарфом. Т ю н и к и принцесса кроятся наверху в виде корселе или лифчика и доходят до колен, где они расширяются или же дополняются воланом серпантин. Но что касается юбок, то в общем оне все еще узки.

Турнюр, напоминающей моды 80-х годов, для стройных дам не дурен.

Буффы изображаются пышными драпировками, которыя располагаются сзади, где юбка подобрана буффами и украшена большой бабочкой или тюлевым бантом. Эти новыя подобранныя назади юбки можно сравнить с передником, потому что оно обыкновенно дополняются второй (плиссированной) юбкой, которая делается из одинаковой с корсажем материи, тогда как драпированная юбка изготовляется из полосатаго или набивнаго шарфа с воланом.

Рядом с этими юбками будут в моде юбки с воланами. Встречаются различныя модели этих юбок и самым типичным фасоном является юбка с двумя воланами, из которых верхний значительно шире нижняго. Если юбка делается из сукна, то воланы кроятся по форме, а воланы из других материй собираются головками. Кроме того для летних платьев делаются воланы из гладких или полосатых лент. Очень красива юбка с плиссированными воланами. В Париже в большой моде короткия кофточки со спинкой серпантин и болеро, которыя обыкновенно сопровождаются жилетом. Последней новинкой в этой области является жилет с маленьким вырезом и с золотыми или эмалевыми пуговицами; он расходится спереди двумя уголками и снабжается боковыми карманчиками, причем в правом из них помещается короткая мужская цепочка с медалью.

Вообще все нарядные костюмы портной и даже многия манто и пальто имеют вид мужской одежды. Последния модели пелерин уклонились от простой классической формы. Так напр. короткия и полудлинныя летния пелерины украшаются обильно воланами или рюшками. На некоторых моделях спереди сделаны разрезы для рук, а другия дополнены круглой кокеткой, которая вместо воротника снабжается рюшкой. Летом будут в большой моде зубчатыя тюлевыя рюшки, которыя заменят боа из перьев. Очень оригинальны свободныя кофточки и болеро без рукавов, которые будут носить с лёгкими летними платьями. Пелерины болеро со скошенными передками и с легкими шнуровками над рукавами носят с костюмными юбками.

Парижския летния платья из моющихся материй гарнируютсл также богато как шелковыя платья. Главную отделку составляют вышивки ручной работы, исполненныя непосредственно на материи, а розовыя и светлыя шелковыя платья украшаются шелковыми кружевными воланами.

Из новейших французских материй следует назвать релин, бумажная рубчатая ткань для легких летних костюмов, затем следует тонкая саржа эпэнгле, для нарядных костюмов. В продаже встречается очень много белых шелковых материй для летних платьев, между ними отличается тюссор цвета слоновой кости для костюмов портной и плиссированных юбок, креп-де-шин, моющаяся шелковая материя, фуляр, мессалин и, в особенности, тафта! Кроме того для платьев и костюмов очень красив набивной креп с атласной изнанкой. Возможно, что нынешняя шотландская мода к лету немного понизится. Уже теперь встречается много полосатых материй в румынском или римском вкусе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *