Флаконы для духов и хрусталь баккара – фото и история

Флаконы для духов. История 2. Фабрика стекла Baccarat.

История компании Baccarat берет свое начало в далеком 1764 году. Именно тогда Король Франции Людовик XV разрешил епископу Меца, монсеньору де Монморенси-Лаваль, основать стекольный завод в деревне Баккара, на востоке Франции в Лотарингии. Сначала об этом городе узнала вся Франция. Поскольку вазы, статуэтки, которые выпускались на фабрике, пользовались огромной популярностью у французской знати. Хотя справедливости ради надо отметить, что это было дорогое. но все же стекло, а еще не хрусталь!

Но когда в 1816 году Эмме-Грабриэль Д’Атриг купил стекольный завод, то переоборудовав специальной плавильной печью, превратил его в фабрику по изготовлению хрусталя. В этом же году, после свержения Наполеона и возвращения династии Бурбонов, на фабрике впервые изготавливают настоящий хрусталь. И вскоре слава Baccarat как ведущего производителя хрусталя гремит не только во Франции, но и по всему миру. Тут же поступил заказ от Короля Франции Людовика XVII(le Roi de France Louis XVII), но об этом случае компания постаралась забыть и больше не вспоминать, т.к. “первый блин оказался комом”. Но потом Baccarat преследовал лишь успех и всеобщее признание.

И уже в 1823 году мастера фабрики получили еще один королевский заказ. Теперь речь идет о стеклянном сервизе и обслуживании стеклянной посудой для Короля Франции Людовика XVIIІ (le Roi de France Louis XVIII). Потом, Баккара осуществила сервис для королей Карла X, Луи-Филиппа, императора Наполеона III затем для Президентов Республики ( les Rois Charles X, Louis-Philippe, l’Empereur Napoléon III , les Présidents de la République).

Спустя некоторе время последовали заказы от королевских домов со всего мира. Троны, аксессуары и столовые приборы соревновались между собой в роскоши. Baccarat была первой фабрикой, которая освоила производство хрустальных люстр и изделий из цветного хрусталя.

А уже в 1855 году на Первой Парижской всемирной выставке Баккара получает золотую медаль.

Следует отметить, что история компании Baccarat неразрывно связана с историей династии Романовых. В XIX веке, когда в России распостранилась мода на все французкое, постоянными клиентами компании стал Императорский Дом. Первым обратил внимание на изысканную продукцию Baccarat Император Александр І. А уже во времена правления Императора Александра ІІ, в 1860 году компания открыла в России свое представительство. Примечательно, что на самой фабрике одна из печей носила название “русская”, существовали и специализованные цеха обработки хрусталя: “русский зал”, “русская гравюра”, “русское гранение”.

В 1896 году Император Николай II обратился к Baccarat с просьбой изготовить для него коллекцию самых разных предметов. Среди прочего Николай II заказал фужеры из цветного хрусталя на высокой ножке с орнаментом из драгоценных металлов. Кроме того, для российского императора был изготовлен «Царский сервиз». Он был выполненный из цветного хрусталя с двойными стенками, с очень высокой и тонко отделанной основой. «Царский сервиз» и один из канделябров, изготовленных для Николая ІІ занимаю центральное место в музее хрусталя Baccarat.

На заметку: Парижский Музей Хрусталя Баккара основан в 1988 году, расположен в старинном особняке, который пренадлежал Мари-Лор де Нуай. Основу музейных фондов созтавляют изделия, выготовленные в XIX веке для различных ярмарок и выставок, а также изделия, заказанные знаменитостями.

Постоянными клиентами компании были и множественные родственники монарших семей России. К сожалению, до наших дней дошло очень мало предметов, принадлежавших императорской семье – практически все было разграблено во время революции и гражданской войны.

А уже в 1907 году компания Baccarat стает лидером по производству парфюмерных флаконов для духов. Производство флаконов духов достигает 4000 штук произведенных в день (против 150 в 1897 году!). Все известные парфюмеры и модельеры обращаются к Baccarat для осуществления своих замыслов и производства специальных парфюмерных флаконов. Одним из первых флаконов от Baccarat стал сосуд для духов Champe Elysees (Guerlain) в форме черепашки.

Читайте также:
Духи для деловой женщины – отзывы и советы

Для духов Miss Dior компания Baccarat выпустила несколько видов флаконов: первая версия была произведена всего в 200 экземплярах, затем последовала модель из многослойного хрусталя, цвет которого неоднократно изменялся. Вызывает интерес флакон Diorissimo – перевернутая амфора с букетом цветов из позолоченной бронзы.

Образцом стиля 60-х годов можно считать флакон духов Madame Rochas (1960 г.) – подражание вазе XVIII века, которую Элен Роша отыскала в антикварном магазине (дизайнер флакона Пьер Динан).

Baccarat разрабатывала дизайн флакона и для духов Joy (Jean Patou).

Сегодня же компания признанный законодатель мод в мире флаконов. И производит свои хрустальные шедевры с нарастающей мощностью, сотрудничая с новыми именами в парфюмерии. Например, такими как британский дизайнер Клайв Кристиан, который возможно сам об этом не мечтая, попал в Книгу рекордов Гиннеса, создав самые дорогие духи за всю историю мира.

1. Clive Christian Imperial Majesty. Этот уникальный аромат создан из 200 редких компонентов, которые поместили в самые дорогие в мире флаконы. Бутылку украшает большой цельный кристалл Baccarat. Флакон, достойный самой королевы, украшен изысканным золотым ободком (18 карат), а также невиданной красоты бриллиантом (5 карат). Ни одни элитные духи не могут соперничать с Clive Christian’s Imperial Majesty за звание самых дорогих в мире. Кстати, их стоимость также включает доставку на Бентли.

2. Флакон духов Clive Christian’s No.1 не такой роскошный и зрелищный, как его предшественник, но он также представлен не просто во флаконе дизайнерской разработки, а во флаконе из хрусталя Baccarat с белым бриллиантом в 3 карата. Ежегодно производится всего около 1000 флаконов женского и 1000 – мужского аромата No.1 высочайшего качества и сильнейшей концентрации.

Сегодня Baccarat – это столовая посуда, вазы, подсвечники, декоративная скульптура, сувениры, флаконы, аксессуары. Все предметы Baccarat, по-прежнему, выполняются вручную. Самые изысканные образцы продаются и покупаются с мировых аукционов!

Антикварный хрусталь от Baccarat — непревзойденное очарование Франции

История хрусталя Баккара (Baccarat) берет начало с подписания в 1764 году указа об основании стеклодувного производства в коммуне Баккара региона Лотарингия. Знаменитая фабрика первоначально принадлежала епископу города Мец и именовалась «Святая Анна». На крупном предприятии с рабочим штатом порядка 3 тыс. человек был налажен серийный выпуск продукции из стекла, зеркал.

В 1816 году фабрика перешла в собственность коммерсанта Эме-Габриэля д’Артига, владельца хрустальной мануфактуры в Бельгии. Производство хрусталя именитого бренда, ставшего в последствии символом французского стиля, началось с технологических инноваций — лучшие стеклодувы Баккара в короткие сроки осваивают искусство создания элитарных изделий, воплощаются в жизнь совместные проекты с бронзолитейщиками.

Уже в 1823 году мастерами завода был выполнен крупный заказ на изысканную хрустальную продукцию для парадной сервировки королевского стола Людовика XVIII, позднее — монархов Карла X, Луи-Филиппа I, первого президента и впоследствии императора Наполеона III Бонапарта. Стремительный успех Baccarat упрочил сенсационным новшеством — в 1827 году впервые на территории Франции была изготовлена хрустальная люстра.

Первое масштабное отправление в Турцию датировано 1830 годом. Помимо традиционных фужеров, графинов и ваз, поставка была укомплектована предметами украшения интерьера — огромными люстрами, изящными канделябрами и хрустальными балясинами для уникальной лестницы дворца османских султанов Долмабахче.

Цветной хрусталь в оттенках янтаря, аметиста и завораживающем черном, очередное новшество производства, парижане смогли увидеть в 1839 году. А 1841 стал знаковым годом в истории предприятия — появилась первая серия бокалов-бестселлеров Harcourt с характерным оформлением. Именно мастера Баккара создали бокал с плоскими расположенными строго геометрически гранями. Среди поклонников коллекции декорированной серебром и позолотой были монархи и аристократия стран Европы и Востока, в том числе — члены семьи Романовых.

Читайте также:
Правила ухода за джинсами, правильная стирка, химчистка

Эмиссары фабрики представляли уникальное «французское стекло» по всему миру, искушая знатных особ хрустальными шедеврами. Для исполнения заказов Российского Императорского Двора была запущена особая русская печь. Созданный для сервировки парадного стола Зимнего дворца царский сервиз являет собой непревзойденный образец стиля ар-нуво.

В 1855 году в рамках Всемирной выставки изящных искусств в Париже продукция Баккара была отмечена золотой медалью. Вторую золотую медаль французский бренд получит в 1867 году. Японизм, направление сложившееся под влиянием цветной ксилографии в конце XIX века, меняет декоративно прикладное искусство в мировом масштабе и приносит именитому производителю изделий из хрусталя третью золотую медаль в 1878 году. Наряду с гравировкой по стеклу мастера осваивают технику многоцветной эмали.

Начиная с 1885 года магазины торговой марки Baccarat открываются в Мексике, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Китае, Камбодже, США и на Филиппинах.

В начале XX века французский парфюмер Француа Коти предложил эволюционную концепцию оформления композиций — создание уникального флакона для каждого аромата. Фабрика Баккара уже в 1907 году производит ежедневно порядка 4 тыс. единиц товара для именитых домов мод Coty, Elizabeth Arden, Dior, Versace, Lancome, Guerlain, Patou.

Сегодня ассортимент элитарной продукции Дома Баккара охватывает изысканные столовые сервизы, светильники, сувенирную продукцию, ювелирные украшения — утонченные золотые и серебряные изделия с хрусталем авторства всемирно известных ювелиров. Бренд продолжает вековые традиции и искусно воплощает новые идеи.

Галерея «BersoAntik» предлагает вашему вниманию элитный антикварный хрусталь изФранции Баккара (Baccarat). У вас есть уникальная возможность стать обладателем изысканных шедевров французских мастеров. Все предметы коллекции салона оригинальны и находятся в идеальном состоянии. Обращайтесь, мы с радостью поможем сделать выбор или подыщем для вас хрустальное изделие от Баккара в индивидуальном порядке.

Флакон от Баккара

Среди известных стекольных заводов Франции, которые успешно проявили себя на поприще изготовления парфюмерного флакона, наиболее мощное производство, профессионально отвечающее требованиям своего времени, — старейший стекольный завод Баккара. Основанный в Лотарингии, известном «стекольном крае» Франции, в 1764 году, он на протяжении всей своей истории сохранял и поныне сохраняет лидирующую роль в стекольной индустрии Европы. Марки «Baccarat» как в прошлом, так и в настоящем по праву считается символом роскошного стекла.

В 1816 году на Баккара начинается производство свинцового хрусталя (рецепт этого вида стекла был разработан в Англии еще в конце XVII века, в Европе освоен в начале XIX столетия), а в 1820 году появляются знаменитые французские опалины — цветные полупрозрачные стекла. Из этой разнообразной стеклянной материи на протяжении всего XIX века на Баккара создают замечательные туалетные наборы для парфюма, состоящие из пудрениц, коробочек для крема, флаконов для душистых вод.

С конца XIX века на Баккара в серийном варианте изготавливают небольшие хрустальные призматические флакончики с круглыми гранеными пробками, заказанные известными парфюмерными фирмами Victor Vaissier, D’Orsay и др. Наполненные фирменными духами, они впервые в истории парфюмерного производства получили право на независимое существование рядом с флаконом из туалетного набора. В этот период их формы еще были достаточно просты и лишены индивидуальности. Знаком фирмы становится этикетка. Тем не менее эти бутылочки уже решительно отличаются от крупных емкостей для душистых вод, распространенных на протяжении XIX века, содержимое которых переливали в красивые туалетные флаконы (илл. 1).

Первые серийные парфюмерные бутылочки, изготовленные на Баккара, определили дальнейшее направление в упаковке духов. Их появление ознаменовало начало нового этапа в парфюмерной индустрии: емкость для духов превращается в уникальный туалетный флакон.

С 1907 года фирма активно разрабатывает серийные проекты стеклянных флаконов по заказам многочисленных французских парфюмеров, среди которых одним из первых стал Коти. (В дальнейшем Коти заказывал флаконы у Лалика.) Длительное сотрудничество связывает Баккара с одной из старейших парфюмерных фирм Герлен. В 1912 году для знаменитого Герлена был создан хрустальный флакон в форме призмы, с необычной «покатостью плеч» и пробкой в форме «шапки жандарма», в котором содержался несравненный аромат «Mitsouko» (илл. 2).

Читайте также:
Ткань муслин – описание, свойства и уход

В дальнейшем для дизайнеров Баккара неизменным импульсом в работе со стеклом становится индивидуальный характер парфюма, который они выражают образной формой флакона. Неповторимость аромата подчеркивается цветом стекла, графическим или живописным декором, скульптурной пробкой («Ье Porte-Bonheur» от D’Orsay, 1913 г. — илл. 3).

Например, для духов от Убигап фирма создает стекло, формой напоминающее маленькие столовые бутылочки времен Людовика XVI, расписанные золотыми силуэтами в духе пасторалей XVIII века («Parfum d’Argeville», 1913 г.; «Quelques Fleurs», 1925 г.— илл. 4,5).

Вечная французская египтомания породила оригинальные флаконы в образах пирамид, сфинксов, обелисков, рождающих иллю зии роскошных пряных ароматов эпохи Клеопатры («Chypre», «Yavahna» от Bichara, 1913 г; «Sybmee» от Cottan, 1917 г.; «Le secret du Sphinx» от Ramses, 1917 r.). Своеобразие художественных решений этих флаконов состояло также в контрастном сочетании прозрачного и матового стекла гладкого корпуса и скульптурной пробки (илл. 6, 7, 8).

Навсегда пленившая европейца магия Востока вызвала к жизни скульптурные флаконы в виде сидящих фигурок «китайского мудреца» («Subtilite» от Убиган, 1919 г.) и гейши («Ming Гоу» от Forest, 1923 г.), платье которой украшено эмалью с золотом. Забавные «стеклянные куклы» хранили секрет экзотических восточных ароматов с привкусом ванили и мускуса и пользовались успехом у парижской публики первого послевоенного десятилетия. Неиссякаемая энергетика «шинуазри» продолжала вдохновлять новое поколение французских художников, творчество которых принадлежало эпохе ар деко (илл. 9,10).

Широкий диапазон художественных исканий «Стиля 25» вдохновлял на поиски разнообразных творческих решений в проектировании стекла для парфюма. В моду входят строгие хрустальные формы, геометризироваиный абрис которых подчеркнут золотом, создающим неуловимое ощущение шика. Наряду с множеством бесцветных хрустальных флаконов встречаются и густо окрашенные смальтовые стекла с «атласной» поверхностью — синие, пурпурные, изумрудно-зеленые, лиловые, созданные в форме драгоценных ларцов с «золотыми» крышками («Cceur de Femme», «1000 joies» для Муоп, 1928 г.). Наделенные весомостью стеклянной массы, они, как цветные камни, контрастируют с сияющей прозрачностью флаконов бесцветного хрусталя (илл. И, 12, 13).

Художественное своеобразие флаконов от Баккара определяется эксклюзивным характером ароматов и стилем времени. Невероятная популярность графики и плаката, модных иллюстрированных журналов с портретами киподив нашли отражение в дизайне парфюмерного стекла 1920—1930-х годов. Флакон для духов «Макс» («1’arhtm Мах», 1927 г.), на котором виртуозной стилизованной линией очерчены силуэты дамы в меховом манто и стоящей рядом грациозной фигурки антилопы, предназначался деловой и элегантной женщине «стремительной эпохи». Он олицетворял собой моду на шик и вкус к роскоши, присущие эпохе ар деко (илл. 14).

Постоянное стремление к яркой оригинальности парфюмерного стекла становится отличительным признаком дизайнерских проектов от Баккара. Творческая дерзость находит воплощение в ряде эксклюзивных форм: в феерически прекрасном флаконе в виде банта из хрусталя цвета морской волны, поверхность которого окрашена золотом («Coque d’Or», Герлен, 1937 г.), в удивительном флаконе в виде перламутрового веера с золотой окантовкой, увенчанного хрустальным конусом-пробкой и украшенного съемной бутоньеркой («Cyclamen», Элизабет Ардан, 1938 г.), в необычном флаконе в виде белоснежной дамской ручки, сжимающей позолоченный флакон с крышкой-цветком («It s You», Элизабет Ардан, 1939 г.). Эта тенденция не прекращается и поныне (илл. 15,16,17).

Безграничной фантазией художника флаконы превращены в своеобразную стеклянную пластику во вкусе 1930-х годов. Предчувствие долгих бед военного времени вернуло моде щемящую женственность, которая нуждалась в изысканно прекрасных вещах и тонких цветочных ароматах.

Именно на Баккара были воплощены дерзновенные идеи создания флаконов для парфюма от ведущих Домов моды Парижа. Мода «от кутюр» (haute couture) остро почувствовала необходимость в ароматах «от кутюр», погруженных во флаконы «от кутюр». Вдохновителем этих новаций можно назвать Поля Пуаре, знаменитого модельера эпохи модерна, который еще в 1911 году предложил сочетать модную линию одежды с модной линией эксклюзивного парфюма. Первыми в этом ряду стали «Духи Розины», названные имнем его дочери. Широко реализовать смелый замысел удалось только после Первой мировой войны. В 1920—1930 годах на сцену выходят именитые модельеры: Коко Шанель (1883—1971), Жанна Ланвен (1867—1946), Эдвард Молино (1891 — 1974), Эльза Скиапарелли (1890—1973), которые разрабатывали не только индивидуальные коллекции одежды, но и подвигли парфюмеров на производство собственных композиций духов. Создается своего рода «душистая индустрия» эксклюзивных ароматов.

Читайте также:
Макияж Барби фото

В 1924 году на Баккара был изготовлен хрустальный флакон для чувственно фруктовых духов от Жана Пату (1880—1936) «Amoure amoure», предназначенных брюнеткам, шикарным и непредсказуемым. Его элегантная форма, изысканная в своей простоте, увенчана пробкой в виде золотой шишечки. Духи от Пату были презентованы на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году и имели успех (илл. 18).

В 1929 году осуществляется мечта известного кутюрье: появляется флакон невероятной формы, выполненный на Баккара по эскизу известного художника эпохи ар деко Луи Сю (Luis Sue, 1875—1968). Он представлял собой стеклянный корабль, наполненный духами «Normandie», — в честь первого рейса этого роскошного трансатлантического лайнера.

В 1937 году артистичная Эльза Скиапарелли предлагает обществу духи «Shoking» в оригинальном флаконе в форме обнаженного женского торса (1937 г.). На этом опа не останавливается. В 1938 году Скиап, как тепло называли ее друзья, заказывает па Баккара флакон для своих новых духов «Sleeping» в виде горящей свечи. Склонная к театрализации is своем моделировании, Э.Скиапарелли обнаружила это качество и в собственной линии парфюма (духи от Скиап всегда назывались с буквы S). Ее творчество тех лет вдохновляли невероятные идеи сюрреализма, поэтому в своих модных коллекциях она нередко перевоплощает живописные образы Сальвадора Дали (1904—1989) в ошеломляющие формы головных уборов, детали платья, аксессуаров, украшений. В конце Второй мировой войны Скиап обращается к мэтру Дали с просьбой создать особенный эскиз флакона для ее новых духов «Ее Roy Soleil» («Король-Солнце»), Так в пластике стекла рождается знаменитый флакон-образ в виде солнечного диска, восходящего над голубой рябью тронутых золотом прозрачных вод в ореоле сияющих лучей, вырезанных из цельной хрустальной массы. На диске изображены темные силуэты летящих птиц, распластанные крылья которых образуют черты лица, создавая ироничный облик грустного или слегка удивленного «короля». Этот шедевр двух художников был воплощен на Баккара в 1945 году (илл. 19).

В послевоенные годы содружество Баккара с выдающимися дизайнерами одежды продолжается, и довольно успешно выстраивается «стеклянная» линия парфюма от Кристиана Диора (1905—1957). Первыми были духи «Miss Dior» и «Diorama» (1949 г.), заключенные в бутылочки из двухслойного, прозрачного в основе и цветного сверху (синего, белого или красного) стекла. Их форма и шлифованный декоре вкраплением росписи золотом воссоздают в памяти давно забытый облик элегантного туалетного флакона середины XIX века, что созвучно элегантным современным моделям от Дома Диор (илл.20). В последующие годы флаконы для парфюма с маркой Диор отражают стремление к уникальности художественных решений: в 1954 году появляется флакон в виде хрустального обелиска («Miss Dior»), в 1955 году — роскошный хрустальный флакон в форме вазы с золотыми цветами (пробка) к духам «Diorissimo», в 1957 году — антикизированный флакончик с рельефными маскаронами («Diorling»), в году — неоклассического типа бутылочка с золочением, имитирующим металлическую опра ву («Diorling»). Изысканные и деликатные, наделенные очарованием стиля Людовика XVI, флаконы с ароматами от Диор впечатляют истинно французским шармом (илл. 21,22,23, 24).

Эстетические концепции последних десятилетий XX века, допускающие креативность художественных решений, нашли отражение в эксклюзивных флаконах для таких Домов, как Версаче, Пако Рабан, а также в собственной линии парфюма от Баккара, которая рождается в 1997 году. Духи с длинным названием «V’e Versace, cree par Thierry Lecoule» (1989 г.) из коллекции для молодежи заключены в хрустальную форму в виде инициала «V», а парфюм от Пако Рабана «Calandre», «Metal» (1980) разлит в неброский хрустальный флакон, отражающий универсальный характер современных ароматов (илл. 25, 26).

Читайте также:
Ароматы от Дома Шанель, духи Шанель 19

В 1996 году Клод Монтана заказал для своих духов малую серию эксклюзивных флаконов в виде пластической композиции из кобальтового и бесцветного хрусталя («Parfum de peau» — илл. 27). Его, так же, как и оригинальпую форму в духе кубизма от Версаче, можно назвать новым этапом в истории парфюмерного эксклюзивного флакона, когда произошло превращение бутылочки для духов в своего рода самостоятельный объект, ценность которого уже не зависит от содержимого. Новаторская идея нашла воплощение и в формах для ароматов от Баккара: флаконы, созданные с использованием традиционной техники — выдувания, литья, гравировки, шлифовки, сочетания контрастной окраски хрусталя (синей, бесцветной, янтарной, золотистой), — бесконечно оригинальны. Не менее оригинальны и названия духов — «Звездная ночь в Бенгалии», погруженная в стеклянное сердце пронзительно синего цвета («line Nuit Etoilee au Bengale», 1997), «Тайные слезы» («Les Lannes Sacrees de Thebes», 1998), «Короткое лето в Ливадии» («Un certain Ete a Livadia», 1999), заключенное в сосуде, меньше всего напоминающем флакон. Эти экзальтированные объекты — плод раскованной авторской фантазии дизайнеров Баккара, которые в своем творчестве возродили отношение к красоте великого художника стекла из Нанси, мэт pa Галле, заявлявшего, что «красота всегда бывает причудливой» (илл. 28).

Эта «причудливая красота», своего рода каприз ювелиров от стекла, адресована миру роскоши. По словам мадам Теттанжер, президента фирмы Баккара, «в роскоши всегда были и есть уважение к культуре. плюс дерзость, смелый шаг вперед», «. именно предметы роскоши содержат в себе элемент. настоящего и надежного». В стекле Баккара роскошь ароматов навсегда обрела роскошную оболочку.

В среде европейских коллекционеров давно появился интерес к парфюмерному флакону, который стал предметом увлеченного собирательства. В России эта тема пока не получила развития, поэтому стоимость флаконов не стала высокой. В свете того, что последние десять лет предметом собирательства является преимущественно русское искусство, флаконы для духов европейского происхождения редко обращают на себя внимание. Конечно, эта ситуация негативна, так как мы оставляем вне сферы изучения целый пласт культуры, связанный с художественной промышленностью XX века. Остается надеяться, что в будущем в сознании отечественного коллекционера проснется интерес к этой теме, тем более что московская публика смогла ознакомиться с прекрасной выставкой французского парфюмерного флакона конца XIX — первой половины XX века, представленного на нынешнем осеннем международном Антикварном Салоне.

Иллюстрации предоставлены автором.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 32 (ноябрь 2005), стр.4

5 известных флаконов Baccarat: от Champs-Elysées до Diorissimo

В этом году Baccarat, производитель знаменитого хрусталя, отметил 256-летие. Новые владельцы компании переориентировались на миллениалов, расширяют уже существующие коллекции и создают новую «вселенную Baccarat». Впрочем, фабрика известна не только люстрами, винными бокалами и предметами декора, но и уникальными флаконами для ароматов, созданных люксовыми брендами — мы вспомнили пять наиболее ярких примеров.

Коллекционное издание Baccarat Rouge 540 (2014). Фото: GQ Taiwan

История фабрики Baccarat: от бокала Harcourt до люстры от Филиппа Старка

Мастера фабрики первыми во Франции изготовили люстру из хрусталя (1827), а также цветной хрусталь (1839). Освоив производство посуды из стекла, компания решила выйти на большой рынок и выставила свою продукцию на Всемирной выставке 1855 года, получив в результате золотую медаль. Через пять лет, в 1860 году, была официально зарегистрирована торговая марка Baccarat. Её изделия снискали особую популярность во второй половине XIX века — их отличали высокий технический уровень исполнения, сложное гранение и эстетичный декор. Хрусталь Baccarat полюбили Наполеон III, семья Романовых, а также султаны Оттоманской империи — к слову, самая большая люстра и балюстрада во дворце Долмабахче в Стамбуле созданы мастерами фабрики.

Читайте также:
Усталость у женщин – что делать?

Символом Baccarat во Франции стал бокал Harcourt с плоскими широкими гранями. Он вышел из мастерских Baccarat в 1841 году при короле Луи-Филиппе, и со временем всё чаще появлялся на столах аристократов и буржуа, официальных приемах в Елисейском дворце, светских раутах и балах. К нему вскоре добавились декантеры, рюмки, фужеры и вазы для фруктов с тем же декором.

Стекольная фабрика старалась максимально охватить сферы применения своих изделий. Уже в 1907 году ежедневно выпускали по 4 000 флаконов для парфюмерных домов Coty, Guerlain, Houbigant и Bourjois. В XX веке Baccarat придали форму разным духам — от Le Roy Soleil для Эльзы Скиапарелли до классической версии Miss Dior.

В 1916 году на фабрику пришёл Жорж Шевалье, первый креативный директор Baccarat и один из выдающихся представителей ар нуво. Он убедил руководство отказаться от идеи придерживаться только старинных, классических образцов. В послевоенное время с фабрикой также сотрудничал другой известный дизайнер — Рене Лалик. В 1948 году Baccarat открыли американский филиал в Нью-Йорке и два магазина: один для продажи крупными партиями, другой — розничный, а в 1964 году бренд отметил 200-летний юбилей. В честь этого события в парижском Музее декоративного искусства была организована ретроспективная выставка.

В начале 1990-х Baccarat запустил линию бижутерии, в которой отметились модные ювелиры с собственными коллекциями: Катрин Ноль, Филипп Эро, Стефано Полети и Пеги Гуинь Кинь. Тогда же бренд снова начал сотрудничать с известными дизайнерами — так, Андре Путман создала коллекцию светильников Pampilles, Арик Леви разработал линию настольных ламп и бра Torch, а также коллекцию ваз и подсвечников с абстрактными рельефами и гравировками Intangible. Одним из бестселлеров марки стала хрустальная фигурка Будды из коллекции Lumière d’Asie Кензо Такады. А французский промышленный дизайнер Филипп Старк первым в мире создал люстру из чёрного хрусталя.

Современная мануфактура Baccarat — это более 3 тысяч наименований изделий из хрусталя, линейки известных дизайнеров и ювелиров (среди них — Мари-Элен де Тайак, Патрисия Уркиола, Марсель Вандерс и Хайме Айон), музеи, рестораны и отели. Художники Baccarat получили множество премий Meilleurs Ouvriers de Franc и международное признание.

К 250-летнему юбилею марка сделала самой себе подарок, и заказала композицию Rouge 540 Франсису Кюркджяну. «Мне хотелось создать аромат, напоминающий блеск хрусталя, — рассказывал парфюмер. — Нотки апельсина и цедры цитрусов, сосновой смолы, лаванды и шалфея. Духи светящиеся и концентрированные, прозрачные и интенсивные». Флакон для коллекционного издания (выпустили всего 250 штук) оформили в торжественном ар-деко по архивному эскизу Жоржа Шевалье. Название аромат получил от красного стекла, по интенсивности цвета не уступающего рубину. Его рецепт хранили с 1874 года, а состоит он в добавлении в расплавленное стекло размолотого в порошок 24-каратного золота.

Мы вспомнили пять других известных флаконов, выполненных мастерами фабрики Baccarat для парфюмерных брендов Coty, Guerlain, Elizabeth Arden, Dior и Clive Christian.

Champs-Elysées, Guerlain (1904)

Новая версия PetiteTortue вышла спустя сотню лет ограниченным тиражом — в 2015 году было выпущено всего 47 пронумерованных экземпляров. Над созданием аромата работал главный парфюмер дома Тьерри Вассер: он объединил в композиции ноты мандарина, розового перца, османтуса, бессмертника, ладана, ванили и бобов тонка.

La Rose Jacqueminot, Coty (1906)

La Rose Jacqueminot — первые духи парфюмерного бренда, которые Франсуа Коти создал в 1906 году. Аромат назвали в честь сорта столепестковой розы, впервые выращенного во Франции в 1853 году и посвящённого участнику наполеоновских войн, генералу-лейтенанту Жану-Франсуа Жакмино. «Général Jacqueminot» был одним из самых популярных сортов роз в частных садах Серебряного века. Этому сорту посвящено известное стихотворение Фёдора Сологуба «Мерцает запах розы Жакмино», написанное в 1913 году.

Читайте также:
Идеальные супермодели и актрисы из будущего

Для дебютного аромата Coty мастера фабрики Baccarat разработали строгий минималистичный флакон прямоугольной формы, увенчанный шарообразной пробкой со множеством граней.

It’s You, Elizabeth Arden (1939)

Центр Помпиду завершает официальную летопись сюрреалистического движения 1939-м годом, и по мнению историков искусства причиной его роспуска стало начало Второй мировой войны. Сюрреализм оказал существенное влияние и на оформление флаконов духов: для аромата It’s You от Elizabeth Arden в Baccarat создали флакон в виде руки, держащей вазу с цветком розы.

Diorissimo, Dior (1956)

Для Dior компания Baccarat выпустила множество флаконов разнообразного дизайна — от амфор из цветного хрусталя по эскизу Фернана Гериколя до «обелиска» Diorama и строгого Miss Dior, украшенного рельефным принтом «пепита». Вершиной этого сотрудничества стал флакон Diorissimo, украшенный позолоченными цветами.

250 лет дому Baccarat — самому знаменитому производителю хрусталя

250 лет назад Людовик XV подписал указ об основании стеклодувной фабрики в деревне Баккара. Так началась история бренда, ставшего символом Франции и французского стиля

Сначала знаменитая фабрика, чье имя со временем стало едва ли не синонимом слова «хрусталь», называлась «Святая Анна» (первым владельцем был местный епископ), и делали здесь исключительно стекло. Производство хрусталя началось лишь в 1816 году, когда фабрику купил негоциант Эме-Габриэль Д’Артиг, у которого уже была хрустальная мануфактура в Бельгии. Успех был молниеносным: уже в 1823 году хрустальные бокалы от Baccarat появились на столе короля Франции Людовика XVIII. Тем временем мастера фабрики готовили сенсацию: в 1827 году они первыми во Франции изготовили хрустальную люстру. В 1839-м парижане ходили в магазин Baccarat любоваться на еще одно новшество — цветной хрусталь. А вскоре компания выпустила свой бестселлер — бокалы, ныне известные под названием Harcourt. К ним сразу же добавились декантеры, рюмки, фужеры и вазы для фруктов с тем же декором. Сервиз понравился самому Наполеону III. Среди поклонников коллекции в разное время были понтифики, арабские шейхи, короли и президенты. У Harcourt появилось множество вариаций: в цвете, с серебром и позолотой, черная версия Darkside от Филиппа Старка.

С 1851 года в столицах Европы начинают проходить Всемирные выставки. Руководство фабрики сразу поняло, что это лучший способ заявить о себе. Уже на второй выставке в Париже Baccarat экспонирует пятиметровые канделябры и люстру на 140 свечей. Эмиссары фабрики колесили по всему свету, от Мексики до Японии, соблазняя местную знать хрустальными «чудесами света». Во дворце турецкого султана Абдул-Меджида I — Долмабахче — появилась лестница с самой длинной в мире хрустальной балюстрадой, а для выполнения заказов Российского Императорского Дома фабрике пришлось даже запустить особую «русскую» печь. «Царский» сервиз, выполненный для Зимнего дворца, стал ярким образцом стиля ар-нуво.

В начале ХХ века парфюмер Франсуа Коти придумал новую концепцию продажи духов: создавать для каждого аромата свой флакон. Baccarat сразу включается в работу и уже в 1907 году ежедневно выпускает по 4 тысячи различных флаконов для парфюмерных Домов Coty, Guerlain, Houbigant, Bourgeois. В 1916 году на фабрику пришел знаменитый дизайнер Жорж Шевалье. Он убедил руководство отказаться от идеи придерживаться только старинных, классических образцов. Благодаря Шевалье Baccarat выпустила множество великолепных образцов хрусталя в стиле ар-деко.

В начале 1990-х Baccarat снова обращается к принципам Жоржа Шевалье и начинает сотрудничать с именитыми современными дизайнерами. В 1994 году Андре Путман создает коллекцию светильников Pampilles. Тогда же Baccarat запускает линию бижутерии, в которой с собственными коллекциями отметились модные ювелиры. Арик Леви разработал для фабрики линию Torch — авторские импровизации на тему классических настольных ламп и бра, а также коллекцию Intangible — вазы и подсвечники с абстрактными рельефами и гравировками. Кензо Такада сделал минималистскую коллекцию Lumière d’Asie (бестселлером стала хрустальная фигурка Будды). Но самым сенсационным оказалось сотрудничество с Филиппом Старком — ведь благодаря ему о Baccarat заговорили все, и не только поклонники дорогого хрусталя, а в Париже по адресу площадь Соединенных Штатов, 11, появилась новая достопримечательность, сразу вошедшая в путеводители: Maison Baccarat. В особняке, некогда принадлежавшем легендарной парижской меценатке виконтессе Мари-Лор де Ноайль, теперь открылись бутик, музей и ресторан «Хрустальная комната», интерьеры которых Старк оформил в свойственной ему необарочной манере. В основе — идея «бриллианта, найденного в пепле» и предметы, позже вошедшие в авторскую коллекцию Старка Darkside. Мегапопулярной стала черная хрустальная люстра Zénith. В 2008 году Старк оформил для марки подобный интерьер в Москве — российский Maison Baccarat разместился в здании старинной аптеки Феррейна на Никольской. Этой осенью, в год своего юбилея, Baccarat устраивает большую ретроспективную выставку, где будут собраны все культовые объекты, созданные за 250 лет существования бренда. Она пройдет в парижском Пти-Пале* с 15 октября по 4 января. Не пропустите — зрелище будет незабываемое! Адреса и телефоны на страницах 246–248.

Читайте также:
Духи Christian Dior Poison

Baccarat: история подлинности

Каждая эпоха имеет свои особенности, а любая продукция наделена чертами того исторического периода, в котором использовалась. Нет лучшего образца, чтобы посмотреть, как видоизменялось, совершенствовалось и укреплялось мощнейшее сегодня предприятие Baccarat. Более двухсот лет творчества и титанического труда. Поистине это заслуживает внимания и уважения!

Начиналось все в небольшой деревушке Баккарат (Франция), где по милости короля Людовика XV приказано было открыть завод для выпуска стеклянных изделий. В 1816 году, спустя 52 года после основания стекольного заводика, промышленник Эмме-Габриэль Д’Артиг приобрел мануфактуру и ввел в работу первую печь для изготовления тяжелого высокопреломляющегося стекла – хрусталя.

Несколько веков назад только околокоронованные особы могли позволить себе хрустальную роскошь, поэтому основными заказчиками завода стали высокородные семьи Франции. Имея поддержку монарха, завод стабильно наращивает производство и выходит за территорию страны. Начиная с 1830 года, он с завидной регулярностью поставляет в Константинополь люстры, канделябры, светильники, сервизы и кальяны.

В 1832 году хрустальные заводы Baccarat, Saint-Louis и Choisy-Le-Roy сливаются в торговое сообщество Launay, Hautin & Cie, которое начинает издавать иллюстрированный каталог продукции. В 1841 году разрабатывается первая коллекция “Харкорт” (Harcourt), существующая и сегодня.

С 1855 по 1978 года бренд Baccarat трижды завоевывал золото на всемирных выставках. В 1857 году происходит очередное расформирование компании и остается лишь Baccarat, которая в 1860 году регистрирует фирменную метку в Коммерческом суде Парижа и неизменно использует ее до 1936 года.

Начиная с середины 80-х годов 19 в. Baccarat открывает отделения в Азии и Америке, а с 1896 года начинает принимать заказы из России.

В 1900 году одна из трех печей и почти тысяча рабочих компании Baccarat занимались выполнением хрустальных заказов, поступающих из Российской Империи. Любителем французского стекла была династия Романовых. Впервые увидев хрустальные люстры, бокалы, вазы в Париже в 1896 году, Император Николай II был навсегда покорен талантом мастеров Baccarat. Для него был создан величественный «Канделябр Царя» на 79 ламп, высота которого составляла 3,25 м. (сегодня экспонируется в парижском музее Baccarat).

К царскому двору поставлялась разнообразная хрустальная посуда, вазы, подсвечники, канделябры. Следуя за императором, придворные заказывали себе аналогичные изделия, приобретая сервизы с алмазными наконечниками или с растительным орнаментом в виде пальмового листа. Изделия из Франции шли в Россию караванами по суше, морю, и были очень популярны. К сожалению, большая часть изделий была разбита и утеряна во время революции.

Читайте также:
Покупки в интернет – магазинах и на аукционе, где выгоднее?

После становления Советской власти, красивые вещи перестали быть частью жизни людей, рынок был полностью свернут. Лишь в 2001 году в Москве компания открывает бутик, в гигантских витринах которого позируют бокалы, вазы, светильники, ювелирные украшения и духи.

Галерея изделий Baccarat

Компания Баккара более двух сотен лет устанавливает высочайшие стандарты, развивая сильные стороны декоративного искусства. Стекольные мастера в своем стремлении создавать прекрасное превращали в произведения высокого искусства предметы заурядные, сугубо утилитарные: стаканы, вазы, графины, фужеры.

В 1839 году мануфактура впервые выставила изделия из цветного хрусталя. С тех времен красочная палитра сияет мягким аквамарином и розовым танго, аметистовым и янтарным цветом, магическим цветом «оникс» – черный хрусталь. Его составляющие находятся под строгим секретом.

Резные фужеры отличались высокой ножкой с декоративным оформлением, богато украшенные эмалью и позолотой.

За многолетнюю историю стили фабрики менялись в соответствии с духом времени, модными тенденциями, совершенствованием технологий. В 1841 году рождается первая творческая манера – Harcourt. Отличительной особенностью изделий стал архитектурный стиль с характерным оформлением обрезанных плоских краев. Классическая форма имеет необходимую Харкорт конфигурацию – правильный многоугольник с шестью сторонами – и изысканные скошенные сокращения. Коллекция Харкорт состоит из графинов, кувшинов, штофов, стаканов и фужеров. Стиль не изменился и сегодня.

В 19 веке европейскую территорию покоряет уникальное искусство Японии и Китая. Фабрика Баккарат не осталась в стороне, а логично вписала нетрадиционные образы в свои причудливые изделия. Плавающие карпы, падающая листва, замершее мгновение жизни – все это нашло воплощение в коллекциях japanese style. Одновременно появляются многоцветные эмали, совершенствуется гравировка по стеклу.

Стекольная фабрика старается максимально охватить сферы применения своих изделий. Приняв решение выпускать флаконы для духов, был сделан шаг в будущее. Уже в 1907 году ежедневное их количество доходит до 4 тыс. штук. Для разработки дизайна приглашаются лучшие художники, могущие удовлетворить запросы известных парфюмеров, готовые одеть аромат в шикарные хрустальные наряды. С фабрикой Баккара работал известный дизайнер Рене Лаллик, чья фантазия, легкая рука, оригинальный вкус смогли воплотиться в изящных хрустальных флакончиках.

Виртуозная по технике декоративная обработка, достигавшая во многих изделиях уровня подлинных шедевров, позволила фабрике выполнять заказы для Guerlain, Coty, Houbigant, Bourgeois.

Изящество и утонченность хрусталя нашли воплощение в знаменитых ювелирных украшениях Baccarat. Золотые и серебряные ожерелья, серьги, кольца, колье в сочетание с хрусталем принесли фабрике известность и позволили уверенно удерживаться на плаву среди лучших. Секрет успеха в разнообразии и гибкой политике руководства, в умении креативно мыслить, не бояться экспериментировать. Дом Баккара для юных дам выпустил необычную линию украшений в готическом стиле, акцентируя внимание на серебро и черный хрусталь. Но для искушенных дам классика остается неизменной, поэтому жемчуг в сочетании с хрусталем в золоченой отделке будет радовать во все времена.

Сегодня ассортимент продукции Дома Баккара столь широк, что трудно перечислить все позиции. Наряду со столовыми приборами успешно продаются лампы, конфетчицы, пробки для штофа, икорницы, ведра для шампанского, сувениры.

К новогодним праздникам можно побаловать близких елочными игрушками, выполненных в стиле “Noel” или хрустальными фигурками.

Светильники, настольные лампы, люстры, подсвечники продолжают пользоваться популярностью, отличаясь совершенством формы и прелестным дизайном.

Клейма Баккара

Несмотря на почтенный возраст, компания Баккара отличается прогрессивностью и концептуальной новизной, что дает ей право не одну сотню лет уверенно отмечать свои изделия фирменным знаком. В 1860 году впервые запатентовывается клеймо Baccarat. Оно оставалось неизменным до 1936 года.

С 1936 года фигурирует новая подпись Баккара – травленая кислотой или шлифовка, полное название компании заглавными буквами, либо строчными.

Читайте также:
Уход за волосами и домашнее лечение волос

Шипровые ароматы

Есть запахи, которые зачастую в природе не существуют, их иногда трудно описать. Тогда говорят о фантазийной парфюмерии. В 1917 году Франсуа Коти впервые соединил натуральные запахи и запахи, созданные искусственно. Была разработана композиция, которую он назвал «Шипр». Этот одеколон явился прародителем фантазийной парфюмерии. Успех «Шипра» был настолько потрясающим, что в дальнейшем в парфюмерии он стал главой семейства, в которое входили запахи дубового мха, пачули, ладанника, бергамота, лабданума. Запах «Шипра» оригинальный и не встречающийся в природе. Сначала его запах относили к мужским ароматам, а затем, добавляя цветочно-травянистые ароматы (масло розы, жасмина, петигрена, гвоздики т.д.), получили и женские ароматы.

Шипровые ароматы Франсуа Коти

Самое удачное сочетание эфирных масел с синтетическими компонентами, которое ярко характеризует общепризнанный шипровый ансамбль – это сочетание, содержащее лемонграссовое, бергамотное, гераниевое, апельсиновое, пачулиевое масла, масло элеми, жасмин (композиция), резиноид дубового мха, ветиверол, метилнонилэлат, геранилацетат, линалоол, кумарин, гелиотропин, альдегид С11, мускус амбровый.

Семейство шипровых ароматов можно классифицировать на:

непосредственно шипровые,
древесно-шипровый,
цветочно-шипровые,
шипровые цветочно-альдегидные,
шипровые фруктовые,
шипровые с ароматом зелени,
кожано-шипровые.

Богатая гамма шипровых аккордов проникнута лесными, земными и осенними благоуханностями, но в них есть и иное звучание, иная атмосфера. В шипровую ноту духов входят и экзотические ароматы: пачули, ветивер, сантал, иланг – иланг, перец, гвоздика, мирра, мускус, цибет, и многие, многие другие.

Русский парфюмер Константин Веригин, изучая шипровые ноты, открыл в них всю ароматическую гамму рождественской ёлки. Этот аромат, знакомый с детства, особенно ярко выражен в одних из самых знаменитых ароматов: в «Chypre» от Коти, «Mitsouko» от Герлена, «Fruit Vert» от Флореля, «Cr?pe de Chine» от Мийо, в «Rumeur» от Ланвена. В этих духах чувствуется шипровая тёплая душистость, тонкая и светлая благоуханность. Но в каждом из них свой характер, своё звучание. В гениальном «Chypre» от Коти слышатся аккорды благоухающего жасмина на цибетово-амбровой базе, знаменитые «Mitsouko» от Герлена обволакивают фруктовой свежестью и пряностью, «Cr?pe de Chine» от Мийо благоухают букетом роз и гвоздик на фоне запаха деревьев ценных пород, звонкая прелесть волшебника-ландыша в дыхании лесных ароматов чувствуется в «Fruit Vert» от Флореля, яркое фруктовое звучание слышится в «Rumeur» oт Ланвена на душисто-зверином фоне.

В истории успеха каждого аромата есть свои причины и конечно тайны. Вот, как например, в «Mitsouko» от Герлена. «Mitsouko» в переводе на русский – «Тайна». В чём заключена здесь тайна? Может быть в прелести благоухания аромата? Или в тайне той прекрасной японки, образ которой скрывает аромат?

Первая мировая война закончена – всеобщая радость, радость продолжающейся жизни, радость новой жизни. В Гранд-опера блистает русская опера «Мадам Баттерфляй», Париж зачитывается романом Клода Фаррера «Битва», в которой описывается история любви прекрасной японки Мицуко, супруги японского адмирала, и молодого британского офицера. Их любовь была пылкой и самозабвенной, но короткой. В морском сражении и муж, и красавец любовник погибают. Мицуко до конца своих дней носит белые траурные одежды. Но никто так и не узнал, по кому она носила траур. Это была её тайна.

Эта тайна, облачённая в шипровый аромат, в котором сочетание жасмина, розы, персика, дубового мха, ветивера, кедра, серой амбры и пряностей, уже 80 лет покоряет женские сердца своими волнующими и таинственными нотами.

«Mitsouko» не только покорила своей тайной, но и стала своеобразной эмблемой Дома Герлен, его гордостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *