История и изготовление лучших манекенов

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Современный магазин одежды сложно представить без манекенов. Эти немые стражи моды сегодня очень разнообразны, но при этом редко удивляют утонченностью и реалистичностью. Так было не всегда — манекены можно считать отличным примером того, как дизайн изменяется от точного копирования, к откровенному примитиву. Давайте посмотрим, как менялись манекены со временем и как они докатились до нынешнего удручающего вида.

Первые манекены появились еще в Древнем Египте. Их задачей было лишь сохранение формы одежды, поэтому выглядели они как деревянный чурбан, отдаленно напоминающий фигуру человека или проволочный каркас с вешалкой в верхней части. Равнодушие к внешнему виду манекенов сохранялось до второй половины 19 столетия, пока все вдруг не решили, что они должны быть максимально похожи на живых людей.

Манекены 19 и 20 века

До начала 20 века изготовление манекенов было процессом творческим. Изготавливали копии людей из гипса, дерева и даже фарфора. Определенного стандарта или моды на манекены не было и каждая мастерская творила как умела.

Но в 20‑е годы все изменилось — производство манекенов превратилось в целую индустрию, у которой были свои направления и определенные каноны.

В 20–30 годы манекены изготавливали максимально похожими на людей, при этом строго придерживались модных в то время типажей фигур и лиц.

Некоторые фигуры из дерева или папье-маше были настолько реалистичны, что люди приходили в магазины поглазеть на них, а не на модные новинки сезона.

В 50–60‑х годах сохранилась тенденция начала века, разве что несколько изменились прически и мейкап. Кроме этого, легко заметить, что послевоенные манекены не так однотипны. Производители старались разнообразить свои изделия разными сериями, а кроме этого, придавали манекенам разные позы, часто довольно непринужденные.

Тогда же стали пользоваться спросом фигуры с шарнирами, которые могли изменять положению рук, ног и даже головы. Кстати, именно часть такого манекена помогла байкеру из Англии снова вернуться в строй после травмы.

Самые дорогие манекены середины 20 века выглядели очень похоже на живых людей. У них были волосы, нередко натуральные, очень выразительные глаза и чувственные губы. Хорошие манекены стоили немало, но магазины не скупились на приобретение такого инвентаря — фигуры могли служить десятилетиями, если их не били и не роняли.

Манекены СССР

В СССР также производили реалистичные манекены, но страна несколько отставала в этом направлении от Запада, как, впрочем, и во многих других.

Советские фигуры мужчин и женщин производились из гипса и не отличались разнообразием телосложений и типов лиц.

Выпускались несколько видов брюнетов и блондинов обоего пола, пугающе топорные детишки разного возраста, младенцы в ассортименте и какие-то благообразные подтянутые старички.

Настоящий ренессанс «манекенного дела» произошел в стране с падением железного занавеса. Фабрики и артели, выпускающие манекены, быстро перестроились на западный лад и начали предлагать потребителям очень достойные модели.

На 90‑е годы в странах СНГ пришелся расцвет этого производства и манекены тех лет легко узнать по разнообразию причесок и макияжей, типов лиц и комплекций.

Современные манекены

Но в 2000‑х годах красивые, «человечные» манекены вышли из моды. Была принята новая концепция, которая гласила, что фигура, на которой демонстрируется одежда, вторична и не должна отвлекать потребителя. Так появились сначала манекены с едва обозначенными чертами лица, а затем вовсе без них.

В последние годы в моду вошли манекены, которые и внешне мало похожи на людей — наиболее в этом направлении продвинулись фирмы, производящие оборудование для демонстрации нижнего белья.

Фигуры с непропорционально длинными конечностями и неправдоподобными формами стали трендами у продавцов брендовых вещей.

Манекен-легенда Синтия

Есть в мире манекенов и свои легенды. Пожалуй, наиболее известна история Синтии — детища американского скульптора Лестера Габа, творившего в 20–30‑х годах прошлого века. Мастер создал Синтию в 1932 году для фотосессии в одном из фешенебельных магазинов, но манекен получился таким прекрасным, что автор не смог с ним расстаться.

Габа был неразлучен с Синтией и колесил с ней по всему миру. Скульптор менял ей прически и макияж, делал маникюр и заказывал дорогие платья и шубы. К манекену начали относиться как к живой девушке и другие — Синтия получала тысячи писем от поклонников со всего мира, ей посвящали стихи и целые коллекции одежды.

Читайте также:
5 способов увеличить губы без инъекций и операций

С появлением телевидения у Синтии появилось даже собственное телешоу, которое существовало до 1953 года. Позже, в 60‑х, Лестер Габа малодушно предал свое детище, заявив в интервью New York Times: «Синтия никогда не имела для меня никакого смысла». Тем не менее, благодаря этой копии девушки он вошел в историю мирового искусства, хоть и как фигура весьма спорная.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Как российские производители манекенов превзошли иностранных конкурентов

О том, как с помощью 3D-технологий создаются современные качественные портновские манекены, о проблемах и перспективах развития данного сегмента легкой промышленности в связи с цифровизацией бизнеса рассказала РБК Светлана Творогова, генеральный директор компании «РДФ Групп».

Расскажите об инновациях и технологиях, которые применяются в вашей индустрии.

О том, что производство портновских манекенов — это отдельная сфера бизнеса, большинство людей не знает. И когда я рассказываю новым знакомым о нашем семейном предприятии, то обычно слышу в ответ: «А, это те манекены, которые в магазинах на витринах?» А когда добавляю подробностей, все очень удивляются тому, что и такая индустрия существует. На мой взгляд, до появления нашей компании никто в России не задумывался, что манекен как инструмент для текстильного производства или индивидуального пошива одежды может быть технологичным, качественным, инновационным. И не только может, а должен быть именно таким.

Уникальность наших манекенов складывается из двух составляющих.

Первая — это современные формы манекенов, к которым мы пришли, обработав данные масштабного 3D-сканирования современных мужчин и женщин. Фигуры наших манекенов похожи на реальных людей, а не на представления модельеров о том, какими должны быть люди, как это часто бывает в модной индустрии. Второй компонент успеха нашей продукции — это использование эластичного материала. Технологию литья манекенов из пенополиуретана придумали мои родители много лет назад. Просто им в голову пришла мысль: а почему манекен, в отличие от реального человека, должен быть твердым на ощупь? В 2014 году мы с сестрой преобразовали эту идею в работающую бизнес-модель. Благодаря применению этого материала, который также используется при производстве автомобильных сидений и ортопедических матрасов, на наших манекенах можно отпаривать одежду, втыкать в них иголки, ронять. Они сжимаемые и мягкие. Исторически манекены всегда производились из дешевых материалов, пластика или папье-маше, поэтому многие из них не выдерживали и одного падения. Торс же нашего манекена практически «неубиваемый». В этом году мы по-настоящему проверили его на прочность: проехали по манекену бронетранспортером более двадцати раз. Ткань на манекене, конечно, немного порвалась, но сама конструкция оказалась совершенно целой. Даже просмотр видео этого «краш-теста» приводит наших клиентов и партнеров в восторг, а в реальности, на полигоне я сама была очень приятно удивлена успехом этого эксперимента.

Материал материалом, но мы очень трепетно относимся также ко всем комплектующим наших манекенов, будь то обтяжка, подставка или фиксатор высоты манекена. К примеру, обтяжка: мы используем только плотный хлопок с тефлоновой пропиткой, обладающей грязе- и водоотталкивающими свойствами. На чехол мы наносим прострочкой все основные конструктивные линии, необходимые для работы портных. Каждый чехол для манекена — это произведение искусства, и, похоже, во всём мире никто так не заморачивается с этим, как мы. Ситуация не меняется и со всеми остальными приспособлениями, относящимся к манекенам. Мы очень быстро реагируем на запросы покупателей, так, мы начали производство рук и голов к манекенам, разрабатываем специальные накладки для увеличения размера манекена в нужных местах. Это нужно, например, для пошива одежды для беременных. Не останавливаемся и на этом — производим всё, что придет нам или нашему клиенту в голову и что нам под силу: из новинок — удобный фартук для портного с множеством кармашков для ножниц, булавок, карандашей и всего необходимого подручного инструмента.

Помимо серийного производства мягких портновских манекенов, мы также изготавливаем индивидуальные манекены. Это вообще наша уникальная разработка. Сначала мы сканируем фигуру заказчика 3D-сканером, обрабатываем данные с инженером-конструктором, согласовываем полученную 3D-модель и на высокоточном фрезерном станке вытачиваем манекен. Получается стопроцентная копия фигуры заказчика, практически клон, который затем можно отправить, например, в миланское ателье. И заказчику более не нужно приезжать на пять примерок, чтобы сшить костюм или платье, потому что у портного есть его фигура для работы.

Читайте также:
Тестирование косметики на животных

Насколько важен ваш рынок для легпрома в целом? Какую роль играет?

До 2014 года я занималась исследованием рынка портновских манекенов и пришла к выводу, что в России этот сегмент легкой промышленности совершенно не развит. Сейчас в России отсутствуют какие-либо производственные стандарты, поэтому все производители копируют друг у друга старые советские фигуры манекенов, разработанные в 1980-х годах ЦНИИШПом (Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности), которые давно не актуальны, сутулы, несимметричны и т. д. И до сих пор никто серьезно не занимался ни исследованием типологии фигур населения России, ни тем более разработкой новых форм манекенов. Результат — невысокое качество посадки готовой одежды российских производителей. Вывод, к которому я пришла три года назад: чтобы выйти на конкурентоспособный уровень, российские производители одежды нуждаются в новых манекенах. Мы сами разрабатывали фигуры наших манекенов, проводя исследования, и это позволило нам сделать действительно актуальные формы, а не копировать чужие ошибки, уходящие корнями в прошлый век. Да, фигура среднестатистического человека меняется каждые пятнадцать лет, ведь идет непрерывный процесс акселерации населения, поэтому формы манекенов, разработанные до 2000 года, а, поверьте, это 99% манекенов в мире, уже устарели и не актуальны на данный момент. Получив достойный инструмент для работы — качественные манекены, — производители одежды смогут создавать качественные товары для продажи внутри страны и на экспорт.

Нам удалось создать манекен, который по форме и качеству подходит и мэтрам российской моды, и студентам профильных вузов, и швейным фабрикам, и тем, для кого шитье — это просто хобби. Сотрудничество с ведущими российскими домами моды позволяет нам совершенствовать продукцию и удовлетворять потребности самых взыскательных потребителей.

Мы верим, что делаем хорошее дело для всей легкой промышленности нашей страны. И хотим подготовить всю необходимую производственную базу для российских швейных предприятий: от производства профессионального оборудования для шитья до воплощения научно-исследовательских проектов и разработки межгосударственных стандартов. Через какое-то время, лет через пять, хотелось бы заняться еще более инновационной деятельностью. Нам снится днем и ночью доступный по цене роботизированный раздвижной манекен, управляемый со смартфона. Всё это для того, чтобы любой клиент, будь то швейное производство или частная швея-надомница, смогли позволить себе манекен для шитья необходимого им размера, подстраивающийся под конкретные характеристики пользователя.

Расскажите о вашей импортно-экспортной деятельности на рынке.

Все привозят манекены из-за рубежа, а мы, наоборот, стремимся на внешние рынки. Отлично идут продажи в странах СНГ. Что же касается дальнего зарубежья, то мы постепенно приобретаем опыт на различных международных электронных площадках. Сейчас мы представлены на трех онлайн площадках: Amazon, eBay, Etsy. У каждой из них есть свои особенности, мы только учимся там работать. Но каждая из этих площадок уже принесла нам большое количество довольных клиентов со всех уголков мира, и это, конечно, очень вдохновляет, когда клиент из Австралии пишет: «Почему ваших манекенов нет у нас в магазинах? Они же просто потрясающие!»

Наш самый востребованный за рубежом проект — это индивидуальные манекены. Мы выезжаем в разные страны проводить 3D-сканирование и создавать манекены для занятых деловых людей: бизнесменов, высокопоставленных политиков и даже первых лиц государства. Буквально пару недель назад мы сканировали короля одной страны. Помимо того, что это очень интересная работа, безумно интересно общаться с такими людьми.

Как реализуется в отрасли импортозамещение?

В нашей микроотрасли мы совершили настоящий прорыв: до нас были только Китай, Польша, Турция, Великобритания и совсем немного российских производителей со своим кустарным производством. Мы не соревновались с конкурентами по ценам, а решили взять качеством, и эта стратегия оказалась выигрышной. Время, когда с полок магазинов сметали всё подряд, невзирая на качество и страну-производителя, давно прошло. Сейчас наступила эпоха персонификации: клиенты ценят индивидуальный подход, качественные консультации, сервисное сопровождение после совершения покупки. Ценятся клиентом и сильные российские бренды, поэтому значительная часть наших инвестиций ушла на продвижение Royal Dress Forms. Мы регулярно принимаем участие в Московской неделе моды и образовательных проектах, ведем блог, в котором много полезной информации о нашей продукции и пошиве одежды в целом. Royal Dress Forms, наверное, первый и единственный бренд на российском рынке портновских манекенов, с продукцией которого счастливые обладатели постят селфи в «Инстаграм». У нас получился своего рода айфон среди манекенов. Поэтому, безусловно, в премиальном и просто дорогом сегменте мы считаем наш проект отличным «кейсовым» вариантом, ничуть не уступающим импортным аналогам.

Читайте также:
Модные женские колготки 2021

Как изменились тенденции в отрасли сегодня, если сравнивать с тем, что было два-три года назад?

Когда мы запускали свое производство, текстильная промышленность находилась в печальном состоянии, поэтому строить планы и делать какие-либо прогнозы относительно будущих продаж было не то что невозможно, а просто страшно. Однако мы решили, что качественная продукция — вне кризисов и рецессий, взяли кредит в Сбербанке, приобрели свой 3D-сканер, вложили боюсь озвучить сколько миллионов рублей личных средств и начали работать. Мы начинали с двадцати метров площади офиса и четырех метров склада, поначалу сами принимали и развозили заказы. Сейчас, три года спустя, мы занимаем более четырехсот метров, на нас работает команда сотрудников и фрилансеров, отгрузки уже измеряются не в штуках, а в сотнях и тысячах единиц товара. Сегодня мы понимаем, что негативные экономические и политические процессы только помогли нам: рост цен на зарубежные манекены из-за скачков курса валют переориентировал даже обеспеченных российских покупателей на продукцию отечественного производства. Благодаря политическим настроениям импортозамещение стало актуальным, а российский продукт — модным. Помимо этого, из-за инфляции растут цены на готовую одежду, и самостоятельный пошив дома, рукоделие становятся популярными трендами. Соответственно, растут и объемы продаж нашей продукции.

Еще одна тенденция, которую мы отметили в этом году, — поддержка со стороны государственных органов. Это и субсидии для малого бизнеса, и консультационная поддержка, и обучение. Мы, к примеру, активно работаем с Российским экспортным центром, получили информационную помощь от Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, отправляем сотрудников на обучение в ГБУ «Малый бизнес Москвы». Наступило то время, когда можно прийти с хорошим продуктом в кабинет к чиновнику и рассказать о нем простым человеческим языком, без бюрократии и многомесячных переписок по почте. И мы тоже стараемся не оставаться в долгу. Мы постоянно участвуем в качестве спонсоров в различных конкурсах молодых дизайнеров, поддерживаем молодые таланты, обеспечивая их профессиональным оборудованием для шитья. Спонсируем также благотворительные фонды и специализированные детские учреждения, чтобы дать шанс каждому ребенку найти себе занятие по душе: дети, оказывается, очень увлекаются творческим процессом муляжного метода (метод наколки) на манекенах.

Если говорить о тенденциях именно в отрасли пошива одежды, то мне кажется, она начинает наконец возрождаться. К примеру, мы сейчас арендуем помещения в технопарке «Кунцево», специализирующемся на швейной промышленности, и наши соседи — успешно работающие бизнес-проекты с очень интересными продуктами. Однако, если дела с готовой одеждой всё лучше и лучше, то на сырьевом рынке по-прежнему беда. Увы, большая часть сырья продолжает оставаться импортной, и это то, над чем нам всем надо работать.

История манекена: от деревянного истукана до арт-объекта

Манекен изобретали , похоже , не один раз. Хотя бы потому , что так сегодня называют два разных приспособления: одно — для демонстрации одежды , другое — для её создания. Но разберёмся по порядку…

Начало: Египет и Рим

Впервые манекен был упомянут в древнеегипетских письменных источниках. Воочию мир увидел его благодаря археологам, раскопавшим гробницу Тутанхамона, последнего фараона 18-й династии, правившей Египтом до 1314 года до н. э. Выполненный из дерева и раскрашенный, этот прообраз нынешнего манекена по форме довольно сильно похож на своего современного собрата. Историки объясняют: в Древнем Египте мастера, ответственные за изготовление нарядов для высокой династии, не имели права прикасаться к считавшемуся священным телу фараона. Вместе с тем, готовая одежда должна была прийтись ему впору. Поэтому египетские портные использовали манекен.

Манекен из египетской гробницы

Свой прообраз нынешнего манекена существовал и у древних римлян. Притом, если египетский вариант использовался как приспособление для создания одежды, то древнеримский был демонстрационным. Фигурки в форме тела человека размером от 8 до 25 см делались из глины и раскрашивались. Эти «микроманекены» носили название «фигурины» и использовались в качестве «объёмной картинки», в миниатюре демонстрирующей тот или иной фасон и расцветку одежды. Считается, что именно фигурины столетия спустя навели Чарльза Фредерика Уорта на мысль об использовании манекенов для выигрышного представления моделей одежды во время показов мод.

Манекены в ателье Чарльза Фредерика Уорта

История дефиле и Недель мод: от частных показов — до грандиозных шоу

Читайте также:
Хипстеры – стиль, одежда и фото

Манекены набирают популярность

Уорт, французский кутюрье английского происхождения, творивший в конце XIX века, безусловно, добавил манекенам популярности — с его подачи стало шире развиваться использование именно демонстрационных манекенов. Однако первые современные упоминания о манекенах, используемых портными для изготовления одежды, историки находят во Франции в XVIII веке. В те времена манекен изготавливался из дерева или с помощью техники папье-маше, делался строго по индивидуальным меркам заказчика или заказчицы и стоил довольно дорого. Слово «манекен» возникло в одно время вместе с предметом. В переводе с французского оно означает «истуканчик, человечек» (mannequin).

Винтажные манекены для изготовления одежды

В витринах магазинов для демонстрации мод манекены стали выставлять в середине XIX века. Для большего сходства их стали даже делать из воска — правда, он солнечных лучей и света ламп такие фигуры могли и подтаять, не только утратив форму, но и испачкав одежду… Также были варианты манекенов из дерева, ткани, даже металлической сетки. С развитием химической промышленности манекены для демонстрации одежды стали делать из синтетических материалов — из пластмассы, специальной смолы и стекловолокна и так далее.

Винтажные манекены в витрине

Пропорции и «типы фигуры» манекенов менялись в соответствии с веяниями моды, однако чаще всего они оставались «безликими статистами», фоном для предметов одежды. Человеком, «вдохнувшим в манекен душу», считается Ральф Пуччи. История творческого бизнеса этого дизайнера и скульптора берет начало в 1970-х — карьера Пуччи насчитывает более тридцати лет сотрудничества с известными магазинами и лучшими модельерами мира. В «мире манекенов» он произвёл настоящую революцию, начав делать эти фигуры интересными и запоминающимися, придавать им необычные позы, добавлять удивительные детали.

Манекены Ральфа Пуччи; сам дизайнер за работой

От вешалки до арт-объекта. История манекенов

«Вешалка» и «Кресло» Аллена Джонса , 1969 (Фото: Vida Press)

Когда-то манекены выполняли роль обычной вешалки. Потом они стали демонстраторами модных трендов, атрибутами рекламы, арт-объектами. Сегодня, в эпоху ковида и социального дистанцирования, манекены все чаще заменяют собой живых людей.

В 1932 году американский скульптор Лестер Габа, создававший манекены для крупнейших нью-йоркских люксовых универмагов, решил сделать манекен для себя. Зачем? Ну, видимо, в целях самопиара: хотя его творения пользовались успехом, Лестеру этого было мало. Ему хотелось славы – настоящей, громкой, скандальной, с преследованием папарацци и громкими заголовками в желтой прессе. И он ее получил. Точнее, не он, а его детище – кукла Синтия, которая выглядела не просто антропоморфной, а буквально живой, со всеми анатомическими подробностями вроде веснушек на лице и ногтей на пальцах ног. Едва создав это чудо, внешне напоминавшее Марлен Дитрих и Грету Гарбо одновременно, скульптор начал выводить куклу в свет – в самые лучшие нью-йоркские клубы и рестораны, музеи и театры. А п осле того как снимок Синтии оказался в 1937 году на обложке журнала Life , манекен стал настоящей суперзвездой.

Поклонники писали Синтии письма, устроители мероприятий зазывали ее на балы, ювелиры Cartier и Tiffany слали ей драгоценности, а лучшие модные дома – роскошные туалеты. Светские обозреватели писали о кукле, как о живом человеке, взахлеб рассказывая о том, какие мероприятия она посетила, как выглядела и с кем общалась. Дошло до того, что Синтия была приглашена на свадьбу Эдуарда VIII и Уоллис Симпсон и оказалась помолвлена с одним популярным радиоведущим. Впрочем, продлилось все это недолго. Публика быстро пресытилась новинкой. К тому же началась Вторая мировая война, автора куклы призвали на фронт, и Синтия осталась не у дел. После войны скульптор пытался вернуть ей былую популярность, но безрезультатно – о Синтии все забыли. Чего не скажешь о ее создателе: Лестер Габа стал главным американским специалистом по визуальному маркетингу.

История с Синтией была не первым в истории случаем «оживления» манекена. Еще в самом начале XX века, в эпоху модерна, в отношениях с куклой состоял австрийский художник-экспрессионист Оскар Кокошка . Правда, он, в отличие от Лестера Габы, руководствовался не коммерческими, а сугубо творческими соображениями – для него это был такой арт-проект с мощным фрейдистским подтекстом. Все началось с того, что Кокошку покинула его возлюбленная, известная венская красавица Альма Малер (вдова композитора Густава Малера ). Обезумевший от горя художник заказал себе куклу в натуральную величину, как две капли воды похожую на Альму . Он жил с ней в одной квартире, одевал ее, возил в Оперу, изображал на своих полотнах. И, наконец, устроил вечеринку , где в присутствии гостей отрубил своей искусственной возлюбленной голову, тем самым символически положив конец их мучительным (по крайней мере с его стороны) отношениям. Все это художник впоследствии описал в автобиографическом очерке «Фетиш».

Читайте также:
Международный конкурс для молодых дизайнеров одежды

История Оскара Кокошки обычно приводится в пример, когда говорят о феномене пигмалионизма (разновидность фетишизма, при которой человек испытывает влечение к изображению или муляжу тела другого человека). Сам же античный миф о Пигмалионе – художнике, который влюбился в созданную им статую, – живет в западной культуре уже не одно столетие. Примерно столько же, сколько существует манекен.

Красотки из дерева и воска

Самый древний манекен был обнаружен археологами в гробнице Тутанхамона, в сундуке с одеждой фараона. В Древнем Риме в качестве образчиков моделей одежды использовались небольшие 25-сантиметровые раскрашенные фигурки из обожженной глины. В древнем Китае деревянные манекены использовались шаолиньскими монахами в качестве тренажеров для оттачивания навыков кунг-фу… Позже, в Средние века, о манекенах на долгое время забыли, пока они не всплыли уже в эпоху Ренессанса.

Официальным европейским изобретателем манекена (1573) считается итальянский монах Баччио из монастыря Сан-Марко. Он был художником и, задумав написать картину, на которой должна была фигурировать святая, стал думать о прототипе. Женщин в монастыре, естественно, не водилось, о том, чтобы пригласить натурщицу, не было и речи. И Баччио нашел выход из положения – сконструировал женскую фигуру из дерева и глины, нарядив ее в собственноручно сшитое платье. Получилось довольно топорно, но лучше такая натурщица, чем никакой. Свое творение монах назвал «маничино» – позже это слово превратилось в «манекен» (в переводе с фламандского manekin – «человек», с французского mannequin – «истуканчик», «человечек»).

Но еще задолго до этого в европейских королевских домах появляются пандоры – куклы для демонстрации модной одежды, сродни тем, что существовали когда-то в Древнем Риме. Едва ли не самое раннее упоминание о такой кукле относится к 1391 году, когда супруга английского короля Ричарда II приобрела французскую пандору, чтобы ознакомиться с модными новинками. Наряды кукол воспроизводили фасоны и мельчайшие детали актуальных дамских туалетов и служили модными ориентирами задолго до того, как появились журналы мод. О важности и ценности пандор говорит тот факт, что ради их беспрепятственного передвижения по миру даже останавливали войны. Так, в 1704 году, в самый разгар противостояния между Англией и Францией , судну, везшему по морю кукол-манекенщиц из одной страны в другую, был предоставлен «зеленый коридор», и пушки на время стихли.

Сначала пандоры были небольшими и делались из дерева, но в 1640-х годах были придуманы большие восковые куклы в человеческий рост. Французские дома мод рассылали таких кукол по всей Европе, прилагая к каждой целый гардероб с одеждой и аксессуарами и сундучки с косметикой и парфюмерией. Часто такие восковые куклы выставлялись на всеобщее обозрение – например, во время ежегодной ярмарки на площади Сан-Марко в Венеции . Авторских прав тогда еще не существовало, и местные портные копировали увиденные наряды, а потом тщательно их воспроизводили.

Само название «пандора» весьма символично. Сегодня мы помним античный миф о Пандоре как историю о женщине, которую погубило любопытство. Но упускается важная деталь: Пандора была создана по приказу Зевса в виде куклы, которую Гефест оживил, а Афродита снабдила не только эффектным золотым платьем, но и лживой душой. Таким образом, для людей XVII-XVIII веков Пандора (а вслед за ней и мода как таковая) считалась символом соблазна и несчастья, сулившего пагубные страсти и разорение.

Богини портновского искусства

Портновские манекены, представлявшие собой торс на подставке, известны с XVIII века. Они изготавливались из дерева или папье-маше и делались строго по меркам заказчиков. У Людовика XIV, который считался главным трендсеттером своей эпохи, было несколько таких персонифицированных манекенов – из ценных пород дерева, инкрустированных перламутром и драгоценными камнями.

К концу XVIII века манекены стали выставлять в витринах магазинов. Прорывом в этой области стало создание манекенов из воска. Они привлекали к себе повышенное внимание, но и доставляли немало хлопот. Одно дело, когда восковой манекен находится в темном прохладном помещении, где обычно расположены швейные мастерские, и совсем другое – когда он стоит на залитой солнцем витрине. В лучах солнца манекены начинали плавиться, макияж с их лиц стекал и пачкал одежду. В холодную же погоду воск, напротив, трескался. К 30-м годам XX века от восковых манекенов стали повсеместно избавляться, но окончательно они исчезли только после Второй мировой войны. А вот портновские манекены – те самые торсы на подставке – живы и по сей день.

Читайте также:
Тлетворное влияние знаменитостей на моду

В 1920-е годы лидерами на рынке витринных манекенов были две французские компании – Pierre Imans и Siegel (позднее Siegel & Stockman, существующая и поныне). Манекены Пьера Иманса отличались невероятным жизнеподобием – у них даже были натуральные зубы и волосы. Каждый обладал своим характером, имел свою изюминку. Делались они из воска, позволявшего очень точно имитировать человеческую плоть. Иманс тщательно изучал творчество Людовика Дюрана , главного художника открывшегося в 1880 году в Париже Музея восковых скульптур, но творения, выставленные в музее, он считал слишком гротескными. Сам он хотел добиться более утонченного результата. И ему это удалось: манекены авторства Иманса до сих пор считаются непревзойденными.

В свою очередь, манекены Виктора-Наполеона Сьежеля выглядели более абстрактно и были изготовлены из новомодных, более прочных материалов, таких как cérolaque и carnasine (предшественники современного пластика). Именно благодаря продукции Siegel манекен утвердился как самостоятельная форма прикладного искусства.

В начале XX века в манекенной области прославился немецкий скульптор Рудольф Беллинг. В 1923 году он создал куклу, получившую прозвище «Алюминиевая богиня». Это была не обычная «болванка» для демонстрации одежды, а абстрактная фантастическая скульптура серебристого цвета в плавных линиях модернизма. Позже эта скульптура стала прообразом механической девушки Марии в фильме Фрица Ланга «Метрополис» (1927).

От идеала к реальной женщине

Раньше манекены выглядели солидно и «взросло», и лишь к 1960-м годам, когда появилась молодежная мода, они резко помолодели. Произошло это благодаря британке Адель Рутштейн , ранее занимавшейся изготовлением чучел животных. Именно она предложила делать манекены по образу и подобию живых людей – чаще всего популярных манекенщиц и актрис. Такие куклы копировали не только внешность, но даже осанку и позы – так, например, манекен Твигги был слегка сутулым. Благодаря Адель Рутштейн на свет появился и первый темнокожий манекен, слепленный с актрисы и модели Дониель Луны и поначалу вызвавший у обывателей бурю возмущения.

Сегодня манекены выпускаются из самых разных материалов. Основными являются стеклопластик и полистирол. Есть манекены на шарнирах, у которых можно изменять положение рук. А есть полностью гибкие, способные трансформировать все тело. Пропорции манекенов меняются вслед за стандартами красоты. Еще недавно манекены в модных магазинах имели мало общего с фигурами реальных женщин – у них были слишком длинные ноги, слишком тонкая талия, слишком высокая грудь. Опубликованное в 2017 году в журнале Journal of Eating Disorders исследование показало: подавляющее большинство представленных в английских магазинах манекенов имеет такие пропорции тела, при которых реальная женщина страдала бы от истощения и, как следствие, имела бы целый букет заболеваний.

Современный тренд на инклюзивность и политкорректность привел к тому, что манекены стали более правдоподобными. Одним из первопроходцев в этой области стала британская сеть магазинов Debenhams, которая еще в 2013 году стала использовать манекены 16-го размера. В 2018 году манекены XXL появились в магазинах Nike. А Рианна , презентовавшая первую коллекцию своего модного дома Fenty, позаботилась о том, чтобы ее вещи были представлены на манекенах всех типов фигур – в том числе с широкими бедрами и выпирающим животиком.

Тренд на бодипозитивизм отразился не только на комплекции манекенов, но и на их анатомических подробностях. Так, американская марка American Apparel выставила в витринах нью-йоркского магазина манекены с четко обозначенными сосками и с виднеющимися под нижним бельем волосами (по заверению дирекции магазина, благодаря этому нововведению модный трафик увеличился на 30%). А та же компания Nike выставила в витрине манекены, вдохновленные известными параолимпийцами, приравняв инвалидов ко всем остальным группам покупателей.

Манекен к искусстве

Сегодня манекены востребованы не только в модной индустрии. Студенты-медики изучают на них внутреннее строение тела, пожарные и спасатели отрабатывают на них различные тренировочные задания, а в автопромышленности их используют в крэш-тестах.

Читайте также:
Индийское сари – история и мода

Вот уже много веков манекен присутствует в мастерской художника. Хорошие манекены ценились на вес золота и передавались из поколения в поколение. В 1772 году лондонская Королевская академия за манекен работы знаменитого мастера заплатила внушительную для того времени сумму в 90 фунтов (Георг III лишь ненамного больше пожертвовал на библиотеку).

До поры до времени художники использовали манекены в сугубо практических целях – например, когда надо было изобразить складки одеяла, которым укрыт ребенок, или рискованную позу, на которую согласилась бы не каждая натурщица. Но с конца XIX века манекен из утилитарного предмета превращается в полноценного героя картин.

Для итальянского художника Джорджо де Кирико, увлеченного футуризмом, манекен воплощал идею «механического человека». Началось все с картины «Гектор и Андромаха» (1912), где в образах главных героев отчетливо проступают фигуры кукол-марионеток. Впоследствии манекены заполнили весь мир де Кирико и стали его главными героями, чаще всего бесполыми.

А вот для сюрреалистов манекен имел ярко выраженный сексуальный характер, они в нем видели воплощение идеализированной, доступной женщины. Причем неживой – сюрреалистов всегда привлекало соседство эротики и смерти. В 1938 году в Париже открылась выставка 16 авторов, от Дали до Мана Рэя, которые создавали витринные манекены. Все куклы были выполнены в сюрреалистичном ключе: одна облеплена ложками, другая с огромным жуком на губах, третья с воткнутым в череп кинжалом… Благодаря подобным арт-проектам манекены перестали восприниматься как обычный атрибут рекламы и вышли за пределы магазинных витрин.

У немецкого сюрреалиста Ханса Беллмера есть целая серия снимков «Кукла» (1934), где женские манекены с четко обозначенными сосками, губами и вагинами, часто расчлененные и деформированные, позируют в самых непристойных позах. И это была не какая-то там банальная порнография. Беллмер глубоко копал – своих уродцев он противопоставлял культу идеального «арийского» тела в гитлеровской Германии .

В 1969 году британский поп-художник Аллен Джонс создал три предмета мебели – вешалку для одежды, кресло и журнальный столик – с женскими фигурами в провокационных позах. Неудивительно, что эта мебель была встречена гневными протестами со стороны феминисток, видевших в ней объективацию женского тела.

Подвергалась критике и серия снимков Синди Шерман , на которых присутствовали уродливые, пугающие манекены. Часто они были представлены в кричаще сексуальных, даже порнографических позах, но при этом выглядели отталкивающе несексуально. Таким образом Шерман пыталась порассуждать о том, что же такое вообще человечность.

Но, пожалуй, самыми шокирующими произведениями с участием манекенов можно считать работы британских художников братьев Чепмен. В 90-х годах они создали целую серию человекообразных гибридов, представляющих собой детские манекены, соединенные друг с другом самым причудливым образом и украшенные фантасмагорическими деталями (например, пенис вместо носа). По заверениям авторов, в этих работах они протестовали против сексуальной эксплуатации детей в СМИ, но публике подобный черный юмор показался запредельно циничным.

. В наше ковидное время значимость манекенов неожиданно возросла. Это популярный способ заполнить в ресторанах пространство между столиками с реальными гостями: манекены оживляют обстановку и не дают заскучать в полупустом зале. В Вильнюсе муляжам в ресторанах нашли еще одно применение: они демонстрируют коллекции местных дизайнеров. Манекены стали рассаживать в театрах – чтобы зрители и артисты не ощущали пустоту. А во время чемпионата Германии по футболу манекены сидели на трибунах, имитируя фанов. Клуб «Боруссия» даже сделал на этом бизнес, предложив болельщикам разместить на стадионе их персональные манекены всего за 19 евро. И эта услуга пользовалась спросом: было продано почти 8 тысяч таких манекенов. Если так пойдет и дальше, то история с Синтией вполне может найти свое продолжение. И, вероятно, у нас появятся новые кумиры – столь же прекрасные, сколь и безмолвные.

Манекен. История манекена. Виды манекенов

Манекенами сейчас никого не удивишь, они стали нашими постоянными спутниками во время походов по магазинам. Люди и манекены так похожи, что мы замираем около витрин, чтобы полюбоваться и получше разглядеть наряд, который привлек наше внимание, как будто видим живого человека. Наверняка, многие из Вас замечали, что манекены не похожи друг на друга внешне. Они бывают разного цвета и сделаны из разных материалов. Манекен в наше время это предмет, без которого не может обойтись ни одно ателье, торговая сеть или даже маленький магазинчик одежды. История манекена очень интересна и в наши дни существуют разнообразные виды манекенов, каждый из которые используется в определенных целях.

Читайте также:
Парфюмерная вода La Vie Est Belle – Жизнь прекрасна

В переводе с нидерландского «manneken»- это человечек или с французского «mannequin»- модель, чучело. Историки говорят о том, что маленьких кукол делали еще в Древнем Риме. С их помощью демонстрировали одежду, но были они маленькими, не больше 25 см.

В средние века жил монах по имени Бачио. Во время работы над иконой, а дело происходило в 1573 году, ему понадобилась фигура женщины в полный рост. Он самостоятельно смастерил ее из дерева и глины и одел на неё платье. Так, по словам историков, появился первый манекен.

В первой половине 17 — го века во Франции были придуманы куклы, которым дали название Пандора Большая и Пандора Маленькая . Они также служили для демонстрации одежды и перевозились из страны в страну, как модные образцы.

В 18 — м веке началось массовое использование манекенов в торговле. Их изготавливали из дерева и папье-маше. Через 100 лет во Франции начали производить восковые манекены, но, они к сожалению были недолговечны и совершенно не практичны, они плавились от жары, а от мороза трескались. Модные новинки выставляли в витрины магазинов, но, как ни странно эту идею подхватили далеко не все торговцы, чем и поплатились в последствие. Торговля в магазинах, где были использованы манекены, шла гораздо лучше.

Изобретение пластика произвело революцию не только в мировой промышленности, но и в производстве манекенов. Они стали легкими и получили широкое признание среди торговых людей.

Манекены, которых мы постоянно видим в магазинах знают все. Они предназначены для демонстрации одежды, как наглядное пособие. Они бывают женские, детские и мужские. Порой они так похожи на людей, что увидев их неожиданно, можно испугаться. Несомненно, манекены привлекают покупателей и повышают покупательский спрос. Так что их внешний вид имеет большое значение для владельца магазина. Пропорции манекенов со временем меняются, в зависимости от популярности той или иной фигуры среди населения. Кстати, среднестатистические пропорции людей также изменяются, что отражается в массовом производстве одежды. Демонстрационные манекены производятся из различных материалов.

Но, для тех людей, которые занимаются пошивом одежды, манекены нужны, как важная составляющая производственного процесса. Портновские манекены бывают разных видов. Мягкие используют для муляжного способа пошива (метода наколки). Манекен в этом случае нужно прокалывать иголками, поэтому он должен быть мягким. Делают их из пенополиуретана, который был придуман в середине 20 — го века. Этот материал отличается легкостью, прочностью, стойкостью к мех. повреждениям и высоким температурам. Манекен из такого материала имеет эластичную поверхность и мягкость. Сверху одевается трикотажный чехол. Но, такие манекены бывают только определенного размера и не являются универсальными. Размеры соответствуют ГОСТу, и к сожалению не очень подходят к параметрам наших реальных женщин. У большинства из них размеры как раз не стандартные. Манекены с фиксированными размерами используют на производстве, где шьют одежду определенного размера.

Твердые портновские манекены также полезны при пошиве одежды. Они изготавливаются из стеклопластика и обтягиваются трикотажной тканью. Как правило, они бывают светлого и черного цветов и также имеют стандартные размеры. При выборе манекена надо определиться с самым ходовым размером, на который Вы шьете одежду и приобрести манекен именно этого размера. Но, при необходимости, возможно, придется покупать несколько.

Сегодня в продаже есть раздвижные портновские манекены, которые применяются для разных фигур (от 42 до 52 размера). Они стоят дороже обычных, но их можно менять в размерах, а следовательно сэкономить и деньги и место в мастерской. Изготавливают их из пластика, нейлона и металлических элементов. На штативе присутствует сантиметровая разметка, с помощью которой можно выставить манекен по росту заказчицы. Но, надо заметить, что повторить в точности параметры человека не сможет ни один манекен, кроме того, что сделан по индивидуальным размерам.

Абсолютно все манекены обтянуты тканью, это позволяет смело рисовать на них нужные линии при моделировании изделия. Я делаю такие линии мылом, которое потом очень легко стирается. При пошиве одежды манекен просто необходим. Многие вещи после пошива нужно гладить, но для некоторых гладильная доска является не лучшим вариантом. Например, головку рукава лучше отпарить на манекене. Да и длинную юбку у Вас вряд ли получится качественно выгладить на твердой поверхности.

Читайте также:
Косметика Макс Фактор – история бренда

Производство манекенов в наше время достигло большого мастерства и высокой точности. На самом деле это довольно сложный и кропотливый технологический процесс. Для того чтобы манекен приобрел свой окончательный вид ему предстоит пройти много испытаний.

Делитесь информацией с друзьями и подписывайтесь на новости, чтобы узнавать еще больше интересного!

История манекенов

История манекенов

История манекена

Первые манекены, в полном смысле этого слова, появились в XVIII столетии. “Манекен” в переводе с французского языка (mannequin) или фламандского наречия (manekin) означает “человечек, истуканчик”. Обычно они изготавливались из дерева или папье-маше и им придавалась форма натурального человеческого туловища, в то время манекен применялся только в портновском деле. Они представляли собой торс на подставке, на него шили одежду по последней моде и выставляли для демонстрации клиентам. В Париже в 1894 году появились манекены из воска. С новинкой было очень много хлопот, фигуры были очень тяжелыми, летом манекены плавились от солнца, макияж портился, он стекал буро-фиолетовой массой. При низких температурах зимой, манекены растрескивались. Из-за острой нехватки материалов во время второй мировой девушкам-манекенам почти вдвое укорачивали ноги. В настоящее время эта часть тела является неоспоримым козырем манекенов. Согласно мнению дизайнеров и создателей одежды, одежда более привлекательно смотрится на нечеловеческих фигурах с длинными ногами, тонкой талией и идеальным бюстом.

Виды современных манекенов

Манекены подразделяются на следующие группы: натуральные, стилизованные, детские, спортивные, торсы и демонстрационные формы. В основу деления заложен принцип, имитации моделями человеческого тела или соответствия ему. Также манекены подразделяются по половозрастным характеристикам: на мужские, женские и детские фигуры. Женские манекены, которые представлены на рынке, отвечают европейским стандартам, 90-60-90. но среди широко представленных моделей нельзя найти точного соответствия формам, они могут немного отличаться в зависимости от производителя. Это же относится и к показателям роста. 1,75-1,81 метра стандарт для женской модели, для мужской, немного выше, до 1,85 м. Вес манекена составляет 15-18 кг, учитывая разные составляющие исходных материалов: стеклопластик, полистирол и другие.

Проектирование и производство манекенов в наше время

Воплощение манекена из эскизного проекта в жизнь сложный и достаточно дорогостоящий процесс. Работу начинают дизайнеры, создавая образ (лицо) манекена. Главное внимание уделяется красивым лицам, которые фигурируют в журналах мод. После выбора и одобрения удачной концепции, начинается работа скульптора по созданию прототипа манекена в глиняной форме. Из глиняного прототипа создается пластиковая форма. Литейные формы создаются с применением современных технологий, особое внимание уделяется безопасности материалов. Для этого требуется дорогостоящее оборудование, станки для отливки форм, при помощи которого модель запускается в производство. Количество заказов на индивидуальные манекены невелико – достаточно дорого. На зарубежном рынке разработка индивидуального манекена по заказу стоит около 130 тысяч долларов. Российские производители могут предложить услугу за 15 тысяч долларов. Такие заказы распространяются на портновский манекен, изготовление которого проще. Среди запросов российских клиентов наблюдается определенность. Образ русской женщины отличен от мирового, она должна быть слегка полноватой, хотя рынок по большей части заполнен манекенами, отвечающими европейским представлениям красоты.

Цены на манекены- от 50 долларов до нескольких тысяч в зависимости от производителя. Основным материалом для производства манекенов является стеклопластик и полистирол. Некоторые манекены изготавливаются из мягкой ткани, с вмонтированным металлическим стержнем, который можно изгибать, тем самым изменять положение фигуры. Наиболее подвижным, изменяющим при желании статичное положение фигуры, является манекен на шарнирах. В местах сгиба плечевых и локтевых суставов, а иногда и в коленях манекена монтируется шарнир, имитирующий сустав. Отличие от манекенов со стандартной позой, где возможно открутить руку или кисть, а изменить изгиб невозможно, шарниры изменяют положение рук, сгибают или полусгибают. Многие европейские компании в качестве исходного материала применяют высокопрочный полистерин. Манекены представлены широким спектром цветов покрытия, возможны любые виды, включая глянцевые и матовые. Модели отличаются и по своему креплению. Стандартная комплектация – это металлическая база или опора в стопу. Дополнительными возможностями установки являются крепление с опорой на икру и стеклянная база. Положение ноги очень важно для дорогих обувных магазинов. Когда ботинок надевается с креплением на пятке, обувь будет испорчена, во втором случае порча невозможна.

Сроки эксплуатации манекенов тоже разные. Желательно обновлять комплектацию, как минимум, раз в год. Хотя немногие могут себе позволить себе такую роскошь. Для лучшего представления коллекции, манекены переодевают, разбирают и собирают. Это расшатывает стыковочные узлы, краска слетает, и они теряют свою внешнюю привлекательность. Компании-производители дорогих манекенов могут предоставлять на свою продукцию не менее года гарантии. После окончания срока гарантии в случае повреждения есть возможность обратиться в сервис по восстановлению или замене поврежденных мест и деталей. Манекен – один из важнейших элементов создания индивидуальности витрины и торгового помещения. Каждая известная торговая марка модельного ряда создает эксклюзивный вариант стиля, который соответствует концепции дизайна фирмы. Многие известные компании организуют собственное производство манекенов. Демонстрационная модель вещи, одетой на манекен, увеличивает продажи в 4 раза.

Читайте также:
Идеальные супермодели и актрисы из будущего

Вечерние платья на свадьбу

За последние сутки платья выбирали 27 человек

Вас пригласили на торжество по случаю бракосочетания родственников или друзей? В этом случае необходимо купить вечернее платье на свадьбу. На портале Свадьба.РФ Вы найдете лучшие предложения от салонов вечерних и свадебных платьев Москвы. Сегодня модные дизайнеры предлагают множество моделей платьев самого разного фасона, среди которых подходящий наряд сможет выбрать девушка с любой фигурой.


  • Пышные

  • Греческие

  • Беременным

  • Русалочка

  • Короткие

  • А-силуэт

  • Прямые

ТОП Популярные вечерние платья


  • 17 600 руб. Эдем / вечернее платье А-силуэтаИзбранноеБыстрый просмотр

  • 24 500 руб. ВЕГА / вечернее платье А-силуэтаИзбранноеБыстрый просмотр

  • 18 700 руб. Эдем / вечернее платье с прямой юбкойИзбранноеБыстрый просмотр

  • 4 500 руб. 13 000 руб.
    Очарование / вечернее платье в греческом стилеИзбранноеБыстрый просмотр

  • 22 100 руб. ВЕГА / вечернее платье с пышной юбкойИзбранноеБыстрый просмотр

  • 37 000 руб. Эдем / вечернее платье А-силуэтаИзбранноеБыстрый просмотр

  • 19 900 руб. 55 000 руб.
    Белый Авантаж / вечернее платье с пышной юбкойИзбранноеБыстрый просмотр

  • 5 000 руб. 12 500 руб.
    Очарование / вечернее платье с прямой юбкойИзбранноеБыстрый просмотр

  • 26 600 руб. ВЕГА / вечернее платье с пышной юбкойИзбранноеБыстрый просмотр

  • 8 500 руб. 18 500 руб.
    Очарование / вечернее платье А-силуэтаИзбранноеБыстрый просмотр

  • 8 500 руб. 14 800 руб.
    Очарование / вечернее платье с пышной юбкойИзбранноеБыстрый просмотр

  • 9 500 руб. Очарование / вечернее платье в греческом стилеИзбранноеБыстрый просмотр

  • 32 100 руб. ВЕГА / вечернее платье с пышной юбкойИзбранноеБыстрый просмотр

  • 18 200 руб. Эдем / вечернее платье в греческом стилеИзбранноеБыстрый просмотр

  • 23 300 руб. ВЕГА / вечернее платье с пышной юбкойИзбранноеБыстрый просмотр

  • 5 000 руб. 28 000 руб.
    Dress-Code и Счастливое платье / вечернее платье с прямой юбкойИзбранноеБыстрый просмотр

  • 23 300 руб. ВЕГА / вечернее платье с пышной юбкойИзбранноеБыстрый просмотр

  • 30 000 руб. МОЯ СВАДЬБА / вечернее платье А-силуэтаИзбранноеБыстрый просмотр

  • 8 500 руб. 18 500 руб.
    Очарование / вечернее платье с пышной юбкойИзбранноеБыстрый просмотр

  • 15 000 руб. 39 000 руб.
    Белый Авантаж / вечернее платье А-силуэтаИзбранноеБыстрый просмотр
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 14
    • Вперёд
    • Dress-Code и Счастливое платье
    • Белый Авантаж
    • ВЕГА
    • Дом Весты
    • МОЯ СВАДЬБА
    • Очарование
    • ТК Дубровка
    • Эдем

    Платья для подружек невесты и для гостей — широкий выбор!

    Салоны вечерних и свадебных платьев теперь собраны в одном месте. Для того чтобы выбрать платья для подружек невесты теперь не нужно ездить по магазинам. Широкий ассортимент нарядов в салонах, представленных на нашем портале, станет гарантией того, что мы будем полезны. Определившись с моделью, остается только посетить салон для примерки и покупки.

    В нашем каталоге — коллекции самых стильных и оригинальных вечерних платьев на свадьбу. Среди представленных нарядов российских, а также зарубежных брендов можно подобрать подходящий для любого торжества любой ценовой категории. Начиная с эконом-класса и заканчивая эксклюзивными моделями. Купить вечернее платье на свадьбу стоит хотя бы потому, что его можно будет надеть потом и на другие праздники: юбилеи, дни рождения, корпоративные вечеринки, поводов найдет ещё много!

    Свадебные и вечерние платья, представленные в каталоге, подчеркнут торжественность события и позволят быть в центре внимания. Стильные и недорогие, удобные и практичные наряды для невесты, подруг и родственников помогут провести торжество на высшем уровне. Выбор наряда и аксессуаров, создание стильного образа — дело очень ответственное и тонкое. Так доверьте же его профессионалам. В салонах помогут подобрать все, что необходимо: вечерние и свадебные платья, идеально подходящие любому типу фигуры и отвечающие всем требованиям. Качественные и удобные наряды, в которых вы неотразимы, захочется надевать снова и снова!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *