Картины Константина Маковского и биография художника

Константин Маковский — художник, влюбленный в российскую историю

Константин Егорович Маковский (Konstantin Yegorovich Makovsky; родился 2 июля 1839 г. — умер 17 сентября 1915 г.) был одним из наиболее востребованных российских живописцев, популярность которого пришлась на конец XIX века. Маковский — мастер портрета и жанровых сцен, который входил в «Товарищество передвижников». Журналисты и искусствоведы восхищались его работами. Картины Константина Маковского с удовольствием приобретали в свои коллекции не только петербургские аристократы, но и царская семья.

Биография Константина Маковского

Константин Маковский появился на свет 2 июля 1839 г. Родители принадлежали к творческой московской элите. Мама профессионально занималась музыкой, обучала вокалу в консерватории. Отцом был Егор Маковский, — известный знаток искусства и культуры, страстный коллекционер.

Константин Маковский с большим трепетом говорил о своем отце, ценил его мнение. Как-то сказал в одном из интервью, что известным художником стал только благодаря батюшке. Все дети с раннего детства обучались рисованию. Дом Маковских всегда был открыт для известных художников XIX века: Василия Тропинина, Карла Брюллова.

В возрасте 12 лет Костя успешно сдает экзамены в Московское училище живописи.

В 1858 г. состоялся переезд в столицу Российской империи. Молодой человек принимает решение продолжить образование в Академии художеств. Сразу же начинает активно участвовать в студенческих вернисажах. В то время его увлекали исторические сюжеты.

В 1863 г. примкнул к группе студентов, которые протестовали против новых правил (руководство решило изменить правила защиты диплома). В результате 14 молодых людей, включая Константина Маковского, в знак протеста прервали обучение. В последствии студенческая акция станет известна под громким названием «Бунт четырнадцати».

В том же 1863 г. молодого талантливого живописца принимают в «Артель художников». Духовным лидером творческой компании становится Иван Крамской. Маковский в это время специализируется на написании жанровых картин. Герои его работ — петербуржцы. Среди них маленькие беспризорники, мастеровые, купчихи, торговки. В произведениях чувствовалось влияние Василия Тропинина: выбор натурщиков с идеальными пропорциями лица, преобладание темных тонов.

В 1870 живописец вступает в «Товарищество передвижных художественных выставок». Принимает участие в разработке устава, презентует свои картины в салонах вместе с друзьями-передвижниками.

Много странствует по Европе и Африке, особое влияние на его творчество оказало посещение Египта. Он пишет такие произведения как «Дервиши в Каире», «Перенесение священного ковра».

В 1879 на 7-й выставке работ художников-передвижников представляет новую работу по мотивам народных сказаний. Она войдет в историю искусства под названием «Русалки». На шедевр обращает внимание российский император Александр Второй, приобретает картину для коллекции в Эрмитаже.

Маковский получает заказы на написание портретов членов царской семьи. У него появляется неофициальный статус придворного живописца. Иметь портрет кисти Константина Маковского в среде аристократов стало считаться хорошим тоном.

В 1880-х годах художник часто организует персональные выставки. У Маковского возникает интерес к истории России, поэтому многие картины стилизуются под старину. Сюжеты для своих произведений ищет в прошлом, особо его привлекают события, произошедшие в XV—XVII веках.

В 1901 году состоялось открытие второй выставки Петербургского общества художников. На ней Константин Маковский представляет публике свою работу, которая впоследствии принесет известность, — «Минин на Нижегородской площади».

Умер Константин Маковский 30 сентября 1915 года в Санкт-Петербурге, погребен на территории Александро-Невской лавры.

Самые известные картины Константина Маковского

Картины Константина Маковского с удовольствием приобретают коллекционеры. В перечень самых популярных произведений невозможно вместить все творческое наследие мастера. Предлагаем познакомиться с несколькими его работами:

  • «Маленькие шарманщики» (1868). Пример жанровой сцены. Картина рассказывает о тяжелой жизни детей в царской России. Один из первых холстов, принесших мастеру славу.
  • «Народное гуляние во время Масленицы» (1869). За это произведение живописец получил профессорское звание.
  • «Египетский воин» (1871). Один из романтических портретов, написанный во время путешествия по Африке.
  • Портрет Александра Второго (1881). Холст, созданный на заказ для царской семьи. Император запечатлен в офицерском мундире. Рядом с ним — любимая собака.
  • «Боярыня у окна» (1885). Произведение на обожаемую живописцем историческую тему.
  • «Минин на Нижегородской площади» (1896). Монументальная картина на патриотическую тематику.
  • «Красавица, готовящаяся к купанию» (1900 –е). Одна из немногих работ Маковского в стиле ню.
  • Портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1900-е). Признанную красавицу-аристократку художник изобразил одетой в старинный русский костюм.

На торговом сайте искусства Very Important Lot любители живописи могут недорого купить картины современных художников, принять участие в аукционах.

Художник Константин Егорович Маковский.

Любимые русские художники

Читайте также:
Эдит Хэд – эскизы костюмов и биография

Константин Егорович Маковский

” Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству”.

К.Е. Маковский

Автопортрет. 1860

Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. “Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу”, – писал на склоне лет К.Маковский.

Фотография известного русского художника Константина Егоровича Маковского и его жены (1839 — 1915)

В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы.

Маленькие шарманщики. 1868

Следующая картина молодого художника – «В приемной у доктора» (1870) – привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал «Нынешняя его «Приемная у доктора» – я надеюсь, все со мной согласятся – одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии – претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.

В 1872-1873 годах художник пишет картину «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика.

Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883

Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в “маэстро” с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста. Портреты его работы, особенно женские и детские (“Портрет С.Л.Строгановой”, 1864, ГТГ; “Портрет жены художника”, 1881, ГРМ; “Семейный портрет”, 1882, ГРМ; “Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой”, ГТГ). Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.

Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра 3

Портрет Александра 2 на смертном ложе. 1881

Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: “Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей”. Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать “феноменом Константина Маковского”, сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину “Боярский свадебный пир в XVII столетии”, которая была вскоре куплена в Америку. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

Русалки. 1879

За ней последовали “Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем” (1886), “Смерть Ивана Грозного” (1888), “Одевание невесты к венцу” (1890), “Поцелуйный обряд” (1895, ГРМ). Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, “благородным” цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины “Смерть Ивана Грозного”, “Суд Париса” и “Демон и Тамара” был удостоен золотой медали. Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические “боярские жанры”, поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.

Под венец. 1884

«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме». 1900-е гг.

Несомненно, можно сказать, что восьмидесятые – начало девяностых годов – период расцвета творчества художника. В эти годы появляются на свет великолепные произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).

«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, – отмечает Т. Горина. – В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности, легкости воздуха. Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова. »

Читайте также:
Красота или уродство – кто победит в нашем мире?

Боярыня у окна. 1885

В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).

В 1918 году Маковский, получив пенсию, покидает Академию художеств.

21 февраля 1920 года Константин Маковский скончался.

Легкий успех К.Маковского, его поверхностность, красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.

Дети, бегущие от грозы. 1872

Большой парадный портрет императрицы Александры Фёдоровны

Портрет великой княжны Марии Николаевны

Портрет А.А. Худяковой 1890

Портрет детей художника

Портрет Александра II.

Дети господина Балашова

Maria Alekseevna Makovskaya (née Matavtina) (1869-1919)

Портрет сына в мастерской. 1882

Портрет графини Екатерины Павловны Шереметевой

Портрет графини С.Л. Строгановой 1864

Portrait of Russian opera singer Sandra Panaeva (E.V. Panaeva-Kartseva; 1853-1942)

Портрет В.А. Морозовой 1884

Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой 1877

Портрет жены художника Юлии ПавловныМаковской 1881

Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова.

Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862.

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

У околицы. 1890-ые

Боярышня у окна

«Чарка мёду». Начало 1880-х годов.

Портрет Марии Михайловны Волконской (1863-1943)

На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х

Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879

– Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири.

«Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

Крестьянский обед в поле.

“Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям”

: Смерть Петрония

Цветы. 1884

The Muse of Poesie

Харон перевозит души умерших через реку Стикс

Красавица, готовящаяся к купанию

Satyr and Nymph

Болгарские мученицы. 1877

Араб в чалме. 1882

Египтянка с ребенком. 1875

Дервиши в Каире. 1875

Обнаженная в черных чулках. 1890-ые

В Каирской кофейне. 1872

Перенесение священного ковра в Каире. 1876

Разгрузка лодки на Босфоре

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Константин
Егорович Маковский

Русский художник Константин Маковский ( 8 (20) июня 1839, Москва — 17 (30) сентября 1915, Петроград ) – один из участников «Бунта 14», некоторое время сотрудничал с передвижниками. Писал также в рамках академизма, модерна, во многих работах заметны элементы барокко. Обучался в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, потом – в Академии художеств, которую не окончил. Его картины ценились очень дорого. Широко известен «боярскими» работами и портретами, в том числе детскими портретами.

Особенности творчества художника Константина Маковского: работы в «боярском стиле», изображающие богатую, красочную, идеалистическую жизнь прошлых веков. Идеализация присуща и его портретам, в особенности детским и даже картинам передвижнического периода, о чем подробнее можно прочесть в дальнейшей биографии художника.

Судьба художника Константина Маковского

Маковский был самым дорогим живописцем своего времени в России. А еще – баловнем фортуны и любимцем женщин. Кисть его легко скользила по холсту, и многие портреты к концу первого сеанса оказывались готовы. А чтобы заказчику не казалось, что он за какие-то пару часов расстается с серьезной суммой, Маковский нередко заявлял, что позирование окончено, но ему теперь придется тщательно поработать над портретом. После чего выпроваживал позировавшего, убирал готовый портрет в дальний угол, более не прикасался к нему, а через месяц отдавал заказчику, убежденному, что над его обликом художник денно и нощно трудился, не покладая рук.

Кажется, что биография Маковского представляет собой череду успехов. Детство – очень счастливое. Дом Егора и Любови Маковских был тем, что называют культурным центром. Позже Константин скажет: «Всем, что я умею, я обязан отцу» . Мама же считалась одной из самых красивых женщин Петербурга. Она обладала великолепным сопрано, выступала и преподавала в академии Рубинштейна. Отец, бухгалтер по профессии, по призванию был человеком искусства. Он славился своими миниатюрами на кости, а поскольку состоял в комиссии по строительству Храма Христа-Спасителя, то был хорошо знаком и с дворцовой живописью, и с иконописью. Отец художника стал одним из учредителей Натурного класса, на базе которого было создано Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там старший сын собрал полный комплект наград. Впрочем, правильнее говорить «отец художников». В семье было пятеро детей. Константин – старший. Владимир и Николай тоже стали художниками, увлеклась этой стезей и одна из двух дочерей, вторая стала певицей. Одним словом, идеальное детство художника – это о Константине Маковском.

Читайте также:
Оттенки оранжевого цвета в одежде и психологии

Любимец фортуны

Путь в Академию художеств был естественным следующим шагом, и Маковский его сделал. Успешная учеба и очередные награды тоже вполне закономерны. А вот участие Константина Маковского в беспрецедентном выступлении учащихся против академических ограничений, получившем название «Бунт 14», выбивается из гладкой колеи его успешной судьбы. Не миновало Маковского и знаменитое Товарищеское общество передвижных выставок. Для него были написаны прекрасные «Дети, бегущие от грозы», «Селедочница» и другие картины, изображающие быт крестьян и рабочей бедноты. То есть призыв повернуться к народу он услышал. И до чего же хорош народ в его изображении! «Во-первых, это красиво»…

Но вот ведь какое дело: идеи коммуны и общего дела (а также бюджета) совершенно не казались привлекательными Константину Маковскому, у которого его собственное дело шло отлично. Да и народнические мотивы явно не были его любимой темой. Он начал выставляться отдельно, все чаще писал портреты светских особ, за которые они готовы были очень щедро платить. Путешествие на Восток окончательно прояснило для Маковского сферу его интересов. Писать народ – да, сирых и убогих – нет. Дело это достойное, но за за этим к кому-то другому. И в самом деле, «Селедочницу» легко представить в нарядном платье в аристократическом салоне. Кстати, за нее он получил звание академика.

Павел Третьяков, чье благосклонное внимание тогда чрезвычайно ценилось, крайне редко приобретал картины Константина Маковского, считая цены на них завышенными. Курьезный случай: когда Пороховщиков заказал картину «Славянские композиторы», Константин Маковский согласился ее исполнить за 25 тысяч рублей, а Илья Репин в итоге написал за 1,5 тысячи…

За границей весьма прохладно относились к народническим мотивам русской живописи, а вот Русь Маковского – нарядная, богатая, боярская, идиллическая, в кокошниках да богатых парчовых нарядах – очень ценилась. Маковского покупали нарасхват в Европе и Америке. Он был особо приближенным художником Александра II (тот называл Маковского «мой живописец» ). Его работы сравнивали с портретами Ренуара (Константин – Огюст, и еще пара для сравнения – 1, 2). Его самого называли то русским Рубенсом, то русским Макартом, провозглашали предвестником русского импрессионизма.

Он очень любил жизнь и пользовался всеми ее благами. В его доме царила роскошь, которая и не снилась русским художникам. Маковский увлекся коллекционированием антиквариата. Специалисты говорят, что далеко не всегда при этом он демонстрировал вкус, чаще у него просто загорались глаза, и он мог спустить огромные деньги, чтобы «купить всё». Впрочем, упреки во всеядности он заслужил и как художник. Брался за любые сюжеты, которые готовы были щедро оплатить, и, что удивительно, вкладывался в них с полной отдачей – блеск, легкость, сияние его кисти заметны во всех работах, к которым он приложил руку. Ну и, конечно, легко достигающие успеха, обласканные и богатые не были любимцами русской публики – не тот менталитет, не та эпоха. Так что блеск его жизни не давал покоя современникам, упрекавшим Маковского в поверхности и идеализации. Впрочем, признаемся, зачастую эти упреки справедливы.

«Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей. » , – писал Константин Маковский о себе. Правда, в конце жизни, по воспоминаниям некоторых современников, Маковский разочаровался в радостях этого мира, отсыпанных ему щедрой рукой. Как будто всё утратило смысл и стало подобно бракованным елочным игрушкам, которые «не радуют»: и богатство, и вдохновение, и дети, и деньги, и любившие его прекрасные женщины. Кстати, о женщинах.

Читайте также:
Лучшие Украшения из нефрита обладают свойствами

Любимые женщины Константина Маковского

За плечами три брака, и все счастливые – это о нем. По поводу третьего мнения расходятся, но начнем с первого.

В 27 лет Константин Маковский женился на артистке театра Елене Бурковой. Помимо взаимной любви их объединяли общие интересы. Елена тоже хорошо рисовала и обожала музыку. В их доме часто бывали музыканты, особенно молодая пара благоволила участникам «Могучей кучки». Счастье оказалось недолгим: вскоре родился и почти сразу же умер сын, еще через пару лет туберкулез отнял и жену. Утешение художник обрел быстро: уже в следующем, 1874 году он встретил свою главную музу – юную Юлию Леткову. Едва дождавшись, когда ей стукнет 16, 36-летний Константин Маковский женился на красавице Юлии. С нее написаны самые известные портреты Маковского (1, 2). Юлия в течение полутора десятка лет была его главной вдохновительницей и моделью. Первая их дочь умерла от скарлатины. Позже молодая жена родила художнику еще двух сыновей и дочь: Сергей Маковский – в будущем известный искусствовед, редактор и издатель альманаха «Аполлон», Елена – художница, младшим был Владимир (крестник великого князя Алексея Александровича). Дети фигурируют на многих портретах Маковского.

Идиллию нарушила Всемирная выставка 1889 года в Париже. Там Константин Маковский познакомился с красивой 20-летней девушкой. Через два года Мария Матавтина родила сына. Художник вынужден был признаться во всем жене, и Юлия подала на развод. До официального развода Мария родила еще двоих детей, а в 1900-м году, уже в официальном браке – четвертого. Дальше сведения биографов расходятся. К примеру, сын художника и его второй жены, Сергей, равно как и близкий друг семьи артистка Ольга Пыжова вспоминают, что Маковский очень опустился в третьем браке, был несчастен, жаловался на то, что супруга его изводит и дурно воспитывает детей. В других источниках читаем, что это как раз Юлия проявила себя слишком меркантильной, и якобы из-за нее он даже не хотел возвращаться из Парижа в Россию. Пожалуй, до истины не докопаться. Точно известно лишь то, что Маковскому было 76 лет, когда экипаж, в котором он ехал, врезался в трамвай. Художника выбросило на мостовую, и от полученных травм он скончался. Так в 1915 году закончилась жизнь баловня судьбы, любимца женщин, очень дорого художника Константина Маковского. Всё его имущество было завещано третьей жене, которая вскоре объявила аукцион, и распродала собранную им в течение всей жизни коллекцию русской старины. Мария приобрела поместье, в котором планировала устроить фамильный склеп и перевезти прах мужа. Но в игру вступили другие силы, грянула революция, и этим планам было не суждено осуществиться.

Константин Маковский

Биография

Русский художник Константин Маковский поначалу принадлежал к академической школе, но со временем обогатил свой стиль чертами импрессионизма, барокко и модерна. Живописец оставил после себя богатое наследие, состоящее преимущественно из жанровых портретов и исторических полотен. Его картины выставлены в лучших российских собраниях, включая Третьяковскую галерею, Русский музей и Эрмитаж.

Детство и юность

Константин Егорович Маковский (ударение на второй слог фамилии) родился в Москве 20 июня 1839 года по старому стилю. Казалось, ему предначертана была биография художника. Недаром его отец хоть и относился к любителям, но посвятил искусству жизнь. Мужчина работал с финансами, но душой предавался возвышенным наслаждениям. Он изучал и коллекционировал живопись, занимался изготовлением миниатюр из кости, брал на себя попечительскую работу в сфере искусства.

Например, входил в число основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества и числился в комиссии по строительству храма Христа-Спасителя. Его дом, расположенный в центре Москвы, был местом встречи композиторов, писателей и живописцев, которые часто посещали проводимые там литературные и музыкальные вечера. Двери особняка всегда были распахнуты для друзей — художников Карла Брюллова и Василия Тропинина.

Сегодня День рождения художника-передвижника Константина Маковского (1839—1915). («Автопортрет». 1860 г. Х.,м. ГТГ.) #художник #искусство #живопись

На творческих домашних собраниях неизменно блистала супруга Егора Ивановича Любовь Корнилиевна, которая отличалась красотой, умом и добрым нравом, за что стала любимицей в обществе. А еще женщина великолепно пела, демонстрируя мастерство перед гостями и делясь им с учениками в Московской консерватории. Неудивительно, что все пятеро детей Маковских связали жизнь с искусством. При этом только младшая Маша выбрала актерское призвание, а Саша, Коля, Костя и Володя стали художниками.

Читайте также:
Красивые девушки и стандарты красоты в XV веке

Благодаря матери Константин с детства пел и играл на фортепиано, но главную страсть заложил в нем отец. В 12 лет мальчик стал учиться у мастеров Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где скоро стал лучшим студентом. Похвала наставников, участие в выставках и победы в конкурсах только утвердили Маковского в избранном пути. В 1858 году живописец переехал в Санкт-Петербург, чтобы продолжить образование в Императорской академии художеств, которую окончил в числе первых учеников.

Личная жизнь

Маковский был личностью обаятельной и жизнелюбивой. Талантливый, веселый и благодушный, он был любимцем женщин и баловнем судьбы, а потому личная жизнь его складывалась бурно. Интересен факт, что первую дочь Наталью художник нажил еще до брака. Несмотря на то, что жила и воспитывалась девочка в семье отца, дворянского звания она не получила. Первый брак Константина оказался недолгим: он женился на актрисе Елене Бурковой в 1866 году, а 6 лет спустя супруга умерла от чахотки. Не прожил и года родившийся в браке сын Владимир.

Год спустя 35-летний вдовец встретил на балу 15-летнюю красавицу Юлию Леткову и едва дождался ее совершеннолетия, чтобы жениться на обворожительной брюнетке, которая стала героиней множества его работ. Счастливый брак продлился 20 лет, и в нем родились трое детей, Сергей, Елена и Владимир. В творчестве Маковского их портреты также занимают значительное место.

МАКОВСКИЙ Константин. Дети, бегущие от грозы

Несмотря на то, что дом художника был полной чашей, где присутствовала атмосфера любви, радости и искусства, в 1898 году состоялся развод. Причиной стала новая любовь Константина Егоровича, встреченная им в Париже в 1891-м. Мария Матавтина была моложе художника на 30 лет, что не помешало их страстному роману, плодом которого стал внебрачный сын Константин. Юлия Павловна не простила мужу измену, и тот ушел жить к новой возлюбленной, ставшей после развода официальной женой. К тому моменту у пары родились уже трое детей, а после заключения союза в семье появился сын Николай.

С прежней семьей Маковский оборвал связи, поскольку бывшая супруга была против его общения с детьми, к тому же требовала у живописца солидную сумму на их содержание. Страсти и романы поглощали много внимания и сил художника, который признавался:

«Я слишком любил жизнь и женщин, это мешало мне всецело отдаться искусству».

Творчество

Казалось, что Маковскому все дается слишком легко. Ему не приходилось трудом и потом зарабатывать на хлеб, но по иронии он стал самым высокооплачиваемым художником своего времени. Успехом и спросом пользовались картины живописца, который с одинаковым успехом создавал монументальные исторические полотна и камерные лирические портреты. Попадаются в наследии Константина Егоровича и редкие натюрморты, которые демонстрируют универсальность его дарования.

Однако наибольшей известностью пользуются изображения «Боярышень» — идеализированный взгляд на народных красавиц, изображенных в традиционном русском убранстве. К этому циклу относятся работы «За чаем», «У околицы», «Молодая боярыня», «Чарка меду».

Константин Маковский «За чаем», 1914 год

Маковский любил создавать портреты в историческом антураже, а также писал полотна по мотивам известных событий и сюжетов: «Смерть Ивана Грозного», «Воззвание Кузьмы Минина» («Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»), «Убийство Федора Годунова в 1605 году», «Иван Сусанин».

Он входил в сообщество художников-передвижников, однако критики рассматривали его творчество как предательство демократических идей товарищей. Полотна живописца были пышными, колоритными, но при этом в них усматривали поверхностность. А тот оказался необычайно плодовитым, обойдя по количеству работ такого рекордсмена, как маринист Иван Айвазовский. И все же имя Маковского в первую очередь всплывает при воспоминании о трогательной картине «Дети, бегущие от грозы», созданной им в 1872 году.

Смерть

Художник, создавший сотни полотен, прожил 76 лет. Маковский обладал работоспособностью, любовью к жизни и кипучей энергией, а причиной его смерти стало дорожное происшествие.

🎨 Константин Егорович Маковский ( 1839 — 1915) “Смерть Ивана Грозного”

17 (30) сентября 1915 года он ехал по улицам Петрограда в собственном экипаже, когда испуганная звоном лошадь врезалась в проходящий трамвай. Константин Егорович вылетел на мостовую, в результате чего получил травмы, несовместимые с жизнью. Похоронили живописца на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Биография художника Константина Маковского

Константин Маковский – талантливый русский живописец XIX – ХХ века, в творчестве которого есть работы с элементами разных направлений: академизма, барокко, модерна. Блестяще учился, некоторое время работал с передвижниками, писал легко и плодотворно. Широкую известность получил благодаря работам в «боярском» стиле и жанровым портретам, главная особенность которых идеализация жизни.

Читайте также:
120 лет со дня рождения Сергея Есенина

Счастливое детство

Родился 2 июля 1839 года в Москве. Константин был старшим из сыновей (первой была дочь). Всего в интеллигентной, творчески разносторонней, счастливой семье воспитывалось пять детей. Отец, Егор Иванович, по профессии был бухгалтером, но по призванию однозначно художником: с увлечением изучал дворцовую живопись, своими руками создавал чудесные миниатюры из кости, с удовольствием выполнял административную и организационную работу в той же сфере. Так, он был членом комиссии по возведению Храма Христа-Спасителя, одним из учредителей этюдного (натурного) класса, расположившегося в центре Москвы и положившего начало городскому Училищу живописи и ваяния. Мать, Любовь Корнилиевна, умница и красавица, была душой семьи и любимицей общества: обладая дивным сопрано, она успешно выступала и давала уроки.

Дети в семье с рождения попадали в атмосферу красоты и искусства. К этому располагали частые литературные, художественные и музыкальные вечера в квартире с видом на Кремль, гости, именитые композиторы, писатели и живописцы, но, в первую очередь, талантливые и любящие родители. Благодатная атмосфера способствовала творческому развитию всех детей: младшие братья Константина Николай и Владимир, а также старшая сестра Александра выбрали художественную стезю, младшая Мария стала певицей. Сам Константин много позднее подчёркивал исключительную роль отца в становлении себя как художника.

Художественное образование в Москве

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи и ваяния, что далось ему очень легко, как и последующая учёба. Преподаватели, когда-то получившие знания от Карла Брюллова художники Скотти, Зарянко, Мокрицкий, были довольны даровитым учеником, который выигрывал все конкурсы. Здесь, в юные годы, сформировалось стремление Маковского-художника к декоративности, романтизму и красочно-нарядным эффектам в работах.

В Санкт-Петербурге. Поиски себя

В 1858 году – следующая ступень – Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге. Всё идёт как по накатанной: Маковский на хорошем счету, с 1860 года участвует в выставках и становится одним из лучших студентов. Но получить диплом было не суждено. Примкнув к группе выпускников, громко и демонстративно воспротивившихся экзаменационному заданию (не понравилась тема мифологии Скандинавии), бросил академию. Бунт по количеству участников получил название «Бунт четырнадцати». Вообще это событие, не характерное для Маковского, можно списать на молодость. Дальше – больше: по примеру товарищей Константин пробует влиться в артель художников, новое профессиональное объединение под началом Ивана Крамского. Но жить в коммуне и, что важно, делить гонорары Маковскому совсем не понравилось, он вполне самостоятелен и успешен. В 1870 году присоединяется к передвижникам, пишет картины на житейские темы, выставляется. Но народнические и бытовые мотивы и вообще социальная живопись не очень привлекают художника.

Собственный выбор

Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.

Признание

Народнические мотивы произведений русских художников прохладно принимались за границей. У Маковского в основном Русь иная: в богатых кокошниках и парчовых нарядах. Идиллические картины в Европе и Америке раскупались нарасхват. Император Александр II приблизил художника ко двору и называл его «мой живописец». Сравнение работ с портретами Ренуара, а его самого с Рубенсом и Макартом чрезвычайно льстили честолюбивому художнику.

Образ жизни

Константин Егорович Маковский жизнь любил. Он окружил себя роскошью, о которой русские художники и не мечтали. При этом характерно, что не всегда проявлял вкус, приобретая антиквариат, которым увлекался. Бывало, легко загорался при виде красивых вещей и мог в азарте спустить кучу денег, в погоне за которыми затем брался за любые заказы, лишь бы они щедро оплачивались. Также характерно, что к работе художник относился очень ответственно, не допускал никакой халтуры – все картины мастера написаны с полной отдачей. Лёгкость, сияние, живой блеск и красноречие деталей во всех произведениях Маковского. Но всё же современники находили, за что его упрекать, работы часто критиковались, назывались поверхностными и слишком идеализированными – лёгкость достижения успеха, громадное богатство и царственная роскошь жизни художника были костью в горле у русской публики.

Читайте также:
Жемчужное низание и вышивка жемчугом

Личная жизнь. Первый брак

Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.

Второй семейный союз

Встреча на балу с молоденькой красавицей Юлией Летковой в следующем, 1874 году утешит художника. Он, страстный и настойчивый мужчина, добился согласия и едва смог дождаться её 16-летия, чтобы жениться (ему было 36). Константин Егорович обожал свою Музу, написал уйму её портретов, обязательно вставлял личико супруги и в многолюдные полотна. Первая дочь Маковских умерла, заболев скарлатиной. Ей не было и года. Оправившись от горя, Юлия Павловна родила сына Сергея, позже дочь Елену и сына Владимира. Идиллическая обстановка в семье, щебетанье детей, бесконечные разговоры об искусстве были отрадой «Блистательного Константина» (так его называли в обществе), счастливого баловня судьбы. Но гром в образе новой влюблённости прогремел внезапно.

Третья любовь. Последние годы жизни

На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.

Художник-виртуоз

Самому дорогому в России художнику своего времени Константину Маковскому удивительно легко давалась работа: кисть, казалось, сама порхает над полотном, оставляя мазки в единственно нужных местах. Часто портреты были готовы через два часа позирования заказчика, и Маковскому приходилось хитрить, отдавая работу через месяц. Заказчик был доволен, что мастер усердно потрудился, и баснословная цена за работу не так пугала. При таком редком даровании стоит ли удивляться обширной галерее художника?

В конце жизни Маковский признавался и сожалел, что слишком много в жизни обращал внимания на роскошь, и, если бы не излишнее пристрастие к комфорту и богатству, картин могло бы быть гораздо больше.

Наиболее известные произведения К.Е. Маковского:

  • «Убийство Фёдора Годунова в 1605 году» (1862);
  • «Дети, бегущие от грозы» (1872);
  • «Дети художника» (1882);
  • «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883);
  • «Под венец» (1884);
  • «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» (1886);
  • «Минин на площади Нижнего Новгорода» (1896);
  • «Иван Сусанин» (1914);
  • «Гадание» (1915) и другие.

«Любуйся и запоминай!» – твердил отец Константину Маковскому с детских лет, говоря об окружающем его мире. Обращаясь к сегодняшнему зрителю, хочется сказать то же самое, добавив «и изучай», ведь полотна Маковского – отражение ушедшей эпохи и воссоздание жизни предков, простых людей и царственных особ, мифических и реальных – история, одним словом.

Читайте также:
История моды в Испании XVI - XVII века

Константин Маковский

Константин Маковский

Константин Маковский

  • Дата рождения: 20 июня 1839 г. ; Moscow , Russian Federation
  • Дата смерти: 17 сентября 1915 г. ; Saint Petersburg, Russian Federation
  • Национальность:русский
  • Направление:Академизм , Романтизм , Реализм
  • Школа/группа:Передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок)
  • Жанр:историческая живопись , портрет
  • Сфера:живопись
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Маковский,_Константин_Егорович

Заказать
репродукцию

Константи́н Его́рович Мако́вский (20 июня (2 июля) 1839 — 17 (30) сентября 1915) — русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников.

Родился в Москве. Сын деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской, ставшего впоследствии Училищем живописи и ваяния, а после 1865 года Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Брат живописцев Александры, Николая и Владимира Маковских. Младшая сестра художника, Мария Егоровна Маковская была актрисой. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Позднее Константин Маковский писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

В 1851 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где, став первым студентом, легко получил все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул академию, не получив диплома.

Чуть позже он присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины из повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.), а в 1870 году — к «Товариществу передвижных художественных выставок». Константин Маковский выставляет свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

В 1880-х Константин Маковский приобретает известность как модный автор портретов и исторических картин и становится одним из самых высокооплачиваемых российских художников того времени. На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получает Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Некоторые критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создававшего, подобно Генриху Семирадскому, поразительные на вид, но поверхностные по смыслу работы.

В 1915 году, наряду со многими другими художниками своего времени, участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси. В июне этого года Константин Маковский, став жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай), скончался в Петрограде. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась).

Живописной манере художника присущи черты нескольких стилей. Выйдя из школы и являясь представителем академизма, он в то же время демонстрирует некоторые качества, которые наиболее ярко проявятся в творчестве русских импрессионистов. Помимо этого, некоторые из его исторических картин, например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России предыдущих эпох.

Внебрачная дочь — Наталья Константиновна Маковская (Лебедева) — (1860—1939).

Жена, с 11 ноября 1866 года — Елена Тимофеевна Буркова (сценическая фамилия Черкасова). Артистка драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге, внебрачная дочь графа В. А. Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I. Сын Владимир (1871—1871) . В марте 1873 года художник овдовел.

Второй брак, с 22 января 1875 г., Юлией Павловной Летковой (1859 — 23.11.1954). Её сестра — Леткова, Екатерина Павловна. Сёстры Летковы, известные в своё время красавицы, неоднократно служили Маковскому моделями для его работ.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

История в женских портретах от художника Гау

Владимир Иванович Гау родился 4 февраля 1816 года в Ревеле. Художник-акварелист Владимир Гау оставил нам прекрасную галерею портретов своей эпохи. Его работы находятся во многих музеях и являются предметом гордости коллекционеров. Художник портретного жанра, Гау написал множество портретов царской семьи – императора Николая I, великого князя Михаила Павловича и сотни портретов русской знати.

Владимир Иванович Гау родился в семье художника. Иоганн Гау не получил художественного образования, он стал художником-самоучкой и прославился в своё время как ландшафтный художник и декоратор. Этому учил он и сыновей.

Старший брат Владимира Эдуард Гау известен как художник-перспективист. Его картины – это многочисленные изображения дворцов Петербурга и его пригородов, Большого Кремлевского дворца и его залов. В 1854 году Эдуард Гау стал академиком «за искусство и познания в живописном перспективном акварельном художестве».

И маленький Вольдемар с детства тоже рисовал. Но в отличие от отца и брата его привлекало изображение лица человека. Не сразу отец согласился с этой склонностью будущего придворного живописца. Ведь быть художником-портретистом – это означало выслушивать чужие замечания, находить в себе силы рисовать так, как требует капризный заказчик, а также и уметь польстить ему.

Поэтому сначала отец отдаёт сына учиться к академику Карлу фон Кюгельхену. Старый художник жил неподалёку под Ревелем, в усадьбе Фридхейм. С терпением и рвением проводил за работой юный художник, и Кюгельхен увидел и оценил в нём дар портретиста, а потому сумел убедить Иоганна не сопротивляться желаниям сына.

Вскоре при содействии Кюгельхена Вольдемар Гау уже в конце 1820-х годов стал получать заказы на портреты, которых оказалось так много, что молодой художник едва успевал исполнять.

Быть художником-портретистом не просто, но весьма почётно. Ведь в те далёкие времена сохранить своё изображение в юности или в зрелом возрасте, для себя или на память близким, хотелось многим. Поэтому все с большим уважением относились к художникам, умевшим писать портреты.

Тогда, да и сейчас, о больших художниках говорят, что он пишет портрет, именно пишет, а не рисует. Отсюда и слово – живописец. Вот таким живописцем, который умел бы передать образ и душу человека, хотел стать Вольдемар Гау.

В 1832 году на морские купания в Ревель прибыла царская семья. К этому моменту о молодом художнике здесь уже многие знали. Поэтому неудивительно, что слух о нём дошёл и до императорской фамилии. Сама императрица Александра Фёдоровна пожелала, чтобы художник написал портреты её детей. Когда же портреты были готовы, императрица сразу поняла, что перед ней настоящий художник.

Александра Фёдоровна взяла его под своё покровительство, и в 1832 году Гау был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, причём «на счёт высокой покровительницы». В 1835 году В. Гау пригласили в Царское Село, где им были написаны портреты великих князей Александра, Константина, Николая, Михаила и великих княжон Марии, Ольги и Александры.

В 1836 году Гау пишет портрет Александры Федоровны, который становится одним из известных и лучших портретов императрицы. Александра Фёдоровна изображена в гостиной «Коттеджа» в Александрии. Спокойное, немного уставшее лицо, императрицы – она будто задумалась, глядя перед собой. Гордая прямая осанка, благородный облик.

В 1836 году Владимир Гау закончил Академию художеств с большой серебряной медалью. Вскоре он отправился за границу для дальнейшего совершенствования своего мастерства. В России были уже в то время известные художники, которыми восхищалась русская знать, но научиться в Европе было чему.

Гау побывал в Италии, в Германии. Здесь он познакомился с работами итальянских и немецких живописцев. Акварельный портретный жанр в Европе был более распространён, причём небольшого размера. Таковы были потребности общества. При каждом европейском дворе работали художники-акварелисты. Написанные портреты часто тиражировались литографическим способом.

Вернувшись в Россию, Владимир Гау стал Придворным Живописцем. В 1849 году ему присвоили почетное звание Академика акварельной живописи. Получить портрет кисти Владимира Гау, мечтали многие светские красавицы. Среди его моделей были почти все члены Императорского дома.

Он писал портреты царской семьи и русской знати, исполненные в интерьере или в пейзаже, портреты актрис Императорского театра: «певицы и истой красавицы» А.М. Степановой, драматической актрисы В.Н. Асенковой, танцовщицы В.П. Волковой, актрисы М.И. Ширяевой. К сожалению не все портреты мы можем сегодня увидеть, о некоторых можно иметь лишь представления по уцелевшим литографиям.

Большинство портретов В. Гау – русская аристократия XIX века, а потому в каждом из изображённых присутствуют элементы аристократизма во внешнем его проявлении. Это ясное спокойное лицо, прямая осанка, поворот головы, одежда – всё это переходит из портрета в портрет.

Особенно прекрасны женские портреты, поэтичные, проникновенные и выразительные. В них чувствуется виртуозное владение техникой, способность улавливать характерные особенности модели. Портреты петербургских красавиц обеспечили художнику успех в свете.

Посмотрите на любой портрет В. Гау – нежные миловидные лица женщин, окружённые волшебным сиянием акварели, благородство и достоинство, задумчивый или мечтательный взгляд, томное выражение…

Образы графини Эмилии Мусиной-Пушкиной, княгини А.А. Голицыной, Н.Н. Пушкиной, М.В. Столыпиной, одной из «модных женщин сороковых годов», портрет О.Н. Скобелевой, матери выдающего русского военачальника генерала М.Д. Скобелева, портрет Анны Алексеевны Олениной, которой А.С. Пушкин посвятил свои стихи-объяснения в любви. «Я вас любил…» или

В 1842 году Гау женился на Луизе-Матильде-Теодоре Занфтлебен, дочери петербургского портного. В семье художника были три сына и шесть дочерей. В собрании Русского музея небольшие карандашные наброски и акварели, переданные его внуком Магнусом Викторовичем Гинце, рассказывают нам о событиях его семейной жизни.

Часть семейных портретов Гау находятся в России, а часть за рубежом. В собрании Ярославского художественного музея находятся портреты его старшего сына Гаральда в младенчестве и трех дочерей — Марии, Ольги и Евгении.

Владимир Гау – художник эпохи 1840 – 1860-х годов. В его портретах отражение атмосферы тех лет. Уже не одно десятилетие кисть художника Владимира Гау рассказывает нам истории жизни людей, живших много лет назад, Благодаря ему, мы можем соприкоснуться с прошлым не только известных людей, но и с историей страны. Ярким примером могут быть портреты великой княгини Елены Павловны.

Великая княгиня Елена Павловна, одарённая тонким художественным вкусом, сама позировала художнику и ценила его талант. Елена Павловна, известная активной деятельностью на благо России, поражала всех своим умом, сильным характером.

Поэт В.Ф.Одоевский написал о ней: «Всё её интересовало, она всех знала, всё понимала, всему сочувствовала. Она вечно училась чему-нибудь». Елена Павловна, находясь в браке с великим князем Михаилом Павловичем, умела быть полезной в государственных делах и самому императору.

Когда умерла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, согласно её завещанию к Елене Павловне перешло управление Мариинским и Повивальным институтами. Мария Фёдоровна знала, что передаёт их в надёжные руки. И действительно, с этого времени все проблемы медицины были всегда в поле зрения Елены Павловны.

У этой женщины, казалось, всё было, что нужно для счастья. Но это лишь казалось. Великий князь Михаил Павлович был совершенно другим человеком, а красота и грация жены, которыми восхищались поэты, его не волновала. Дочерей она похоронила – одних в младенчестве, а две другие – Мария и Елизавета умерли в юном возрасте.

После этого Елена Павловна полностью посвятила себя общественной и благотворительной деятельности. Именно она создала первую в России военную общину сестёр милосердия во время Крымской войны. Великую княгиню за её деятельность и заслуги в деле освобождения крестьян от крепостного права в обществе называли «Princesse la Liberte – Княгиня-Свобода», а император Александр II наградил Елену Павловну золотой медалью «Деятелю реформ».

Среди сотен портретов, написанных кистью В.Гау, как и у каждого художника, есть прекрасные работы, а есть и менее удачные. Во многих его портретах нет той душевной теплоты, сердечности и доверия, которое ощущается очень часто между художником и его моделью.

В его портретах чувствуется некоторая сдержанность, а где-то и холодность, но ведь это и объяснимо. Круг его моделей, а вернее портретируемых, – это императорская семья, придворные, русская знать.

Разве со всеми он мог чувствовать то созидательное настроение, безмолвное общение и понимание, которое может быть между художником и моделью, так необходимое для выполнения трудной задачи творчества. К тому же придворный художник должен быть готов к безоговорочному выполнению любого пожелания заказчика, о чём и предупреждал его отец.

В портретах, изображающих людей, близких художнику, интерес к человеку, к его внутреннему миру совсем иной. В период 1860-1890-х годов произведения В.И.Гау становятся единичными. В это время акварельный портрет вытеснялся развивающейся фотографией.

Владимир Гау – придворный художник императорского дома скончался 11 марта 1895 года, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга. Здесь же покоится и его жена Луиза Гау.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *