Национальный костюм Японии – женский и мужской

Японский национальный костюм

Впервые о костюме древних японцев упоминается в китайских летописях. В них рассказывается о японской царице Химико, которая в III в. стояла во главе племенного союза. У нее была тысяча прислужниц. Японцы уже умели ткать холсты и делать шелковые ткани на простейших ткацких станках. Из этих тканей не только шили одежду, но и использовали их для обмена.
С середины VII в. официальной японской религией стал буддизм. В то время на японский костюм большое влияние оказывает китайская одежда (особенно церемониальная). В 701 г. специальным кодексом было зафиксировано три типа костюма: церемониальное платье, придворное платье и платье для чиновников.

Мужской костюм

Древние японцы в качестве одежды использовали широкое, сшитое из нескольких кусков, полотнище.
Позже нижней одеждой стали рубашка и штаны, а верхней — «кину», наподобие сюртука, и «хакаса» — юбка-брюки.
Простые люди носили рубаху с длинными рукавами, подвязанную веревкой, и штаны.
Нижней поясной одеждой у японских мужчин была набедренная повязка — «фундоси», которая представляла собой прямоугольный кусок белой хлопчатобумажной ткани. Ее обертывали вокруг талии, завязывали узлом и пропускали один конец между ног, закрепляя его за поясом. Поверх фундоси японцы надевали еще одну нижнюю одежду — «косимаки», несшитую юбку, которая оборачивалась вокруг бедер и закреплялась лентой на талии.
Нижней плечевой одеждой японцев был «дзюбан» — прямой узкий халат длиной до середины бедра с короткими широкими рукавами. Стоячий воротник дзюбана спереди на полочках переходил в полоску ткани — «окуми». А сверху на воротник нашивался еще один белый воротничок — «ханэри».
Верхняя одежда японцев также состояла из плечевой и поясной. К плечевой относились «кимоно» и «хаори».
Кимоно появилось в VII-VIII вв. и вначале служило нижней одеждой, но затем превратилось в универсальную распашную одежду, похожую на туникообразный халат с длинными рукавами.

Кимоно делается из прямых полотнищ ткани, которые перекидывают через плечи и соединяют посередине на спине швом. По бокам полотнища сшиваются, а в широкие проймы вшиваются рукава. Рукава часто бывают гораздо шире проймы, и тогда вся их оставшаяся часть сшивается по срезам. Нижняя часть рукавов получается сшитой с трех сторон и представляет собой своеобразные висячие карманы, которые японцы используют для мелких вещей. У кимоно нет застежек, оно запахивается слева направо и подвязывается на бедрах поясом-«оби». Оби надевались во всех случаях — в повседневной жизни, в официальной обстановке, в праздники.
Хаори — еще один вид плечевой верхней одежды японцев. Это довольно короткая распашная прямая куртка с широкими прямоугольными рукавами и стоячим воротником. В отличие от кимоно, хаори не запахивается, а соединяется впереди с помощью тесемок, которые завязываются бантом.
Верхняя поясная одежда мужчин — хакама, широкая и длинная, до самых щиколоток, напоминающая юбку-брюки с жесткими складками спереди и сзади. У этих штанов были боковые разрезы от талии до бедер, и обе их части пришивались к двум поясам с длинными завязками.
Парадно-церемониальный мужской японский костюм («рэйфуку») сохранился почти в неизменном виде со времен феодализма до наших дней. Он состоит из кимоно, поверх которого надеваются хакама и хаори.
В традиционном японском костюме нет карманов, и мужчины прикрепляли к поясу шнурком кошелек, табакерку, трубку, а при помощи нэцкэ — разные мелкие вещи. Нэцкэ — это брелок, который вначале имел форму пуговицы или палочки, а затем превратился в миниатюрную скульптуру из дерева или кости, размером около трех сантиметров.

Женский костюм

Традиционный костюм японских женщин состоял из нижней и верхней одежд.
Нижней поясной одеждой были юбки «футано» и «косимаки». Футано — короткая несшиваемая юбка из отбеленной хлопчатобумажной ткани; косимаки — длинная несшиваемая юбка из более дорогой ткани (она видна, когда распахивается кимоно). Японки также носили нижнюю плечевую одежду — рубашки «хададзюбан» из светлой шелковой или хлопчатобумажной материи. В отличие от мужского дзюбана, у этой женской рубашки не зашивалась нижняя часть проймы и рукава в области подмышки.
Основными видами верхней женской одежды, сохранившимися почти без изменений, были кимоно и хаори. По форме и покрою они были такими же, как и мужские, отличаясь лишь незашитой проймой и рукавами в области подмышки.
Кимоно подпоясывалось очень широким поясом-оби, который оборачивали вокруг талии несколько раз. Вначале он завязывался красивым бантом спереди, но позже бант был перенесен назад (наподобие турнюра европейских дам). Оби — главное украшение женского платья делался из шелка или парчи с красивым сложным узором.
Женское хаори носили и на выход, и каждый день. Повседневное обычно было короче. Существовала разновидность хаори — «нэннэко», которое надевали женщины, когда носили за спиной ребенка. Рукава в нэннэко полностью вшивались в пройму.
С конца XII в. женский костюм упрощается.
С XVI в. японские женщины носят «косодэ» — длинное прямое платье с небольшим вырезом и короткими рукавами. Оно могло быть шелковым, стеганым или на вате, и его всегда носили с поясом-оби. Первоначально это была нижняя одежда, но потом косодэ стало нарядным верхним платьем. Его шили из дорогих тканей, украшенных золотом и вышивкой, с крупным орнаментом, который мог быть расположен по поверхности платья спирально, по диагонали или асимметрично.
Форма этой одежды сохранялась неизменной на протяжении столетий.

Читайте также:
Женская мода 1900-1910 годов в цветных фотографиях
Обувь

Традиционной японской обувью являются «гэта» и «дзори», которые популярны в Японии и сейчас.
Гэта были двух видов. Один из них представляет собой деревянные туфли, похожие на скамеечки с двумя ножками-каблуками высотой около 10 сантиметров. Когда японцы собирали водоросли в море или плоды с деревьев, они надевали гэта с самыми высокими каблуками. Другой вид — это деревянные колодки, у которых сверху подошва ровная, а снизу — с выемкой посередине; носок загнут под острым углом. Гэта прикреплялись к ноге двумя шнурами или ремешками.
Второй традиционный вид японской обуви дзори — плетеные сандалии. Их делали из тростника, бамбука, рисовой соломы. У дзори плоская подошва, нет каблуков и только один размер.
Вместе с гэта и дзори японцы носили своеобразные носки — «таби» с утолщенной подошвой и отдельно выкроенным большим пальцем. Их шили из белого полотна или шелка и застегивали на крючки вдоль щиколоток. Белые или цветные вязаные таби японцы носят и в настоящее время.

Прически и головные уборы

Мужские прически имели строгую социальную градацию. За ее нарушение провинившегося наказывали.
Головной убор не является обязательным элементом традиционного японского костюма. Но он дополняет церемониальные и ритуальные костюмы. У представителей японской знати церемониальный головной убор не столько защищал голову, сколько имел символическое значение.
Женщины в древней Японии носили длинные распущенные волосы, которые могли завязывать пучком.
В XIV-XVI вв. прическа японских женщин становится очень сложной, для нее требовалось множество гребней и шпилек. Для устойчивости в высокие прически подкладывали подушечки, бархатные валики, наматывали волосы на овальные гребни. Такая прическа укладывалась раз в неделю и покрывалась маслом или воском, чтобы волосы блестели.
Особую прическу носили японские гейши: волосы на затылке образовывали напуск, шея была обнажена, что подчеркивалось особым воротником. Гейши украшали прическу шпильками с крохотными веерами или бумажными цветами на конце.

Украшения и косметика

Японские женщины с древних времен украшали себя при помощи косметики. Они натирали тело красным порошком, наносили на лицо толстый слой белил, чернили зубы и брили брови. Замужние женщины высоко на лбу рисовали тушью две полоски. Все это придавало женским лицам таинственность и загадочность.
Женщины и мужчины украшали себя золотыми и бронзовыми браслетами, серьгами, ожерельями, кольцами, подвесками. Они носили бусы из нефрита, яшмы, горного хрусталя, жемчуга, агата.
Древние японцы пользовались зеркалами, носили бронзовые или позолоченные пояса и пряжки. Женщины украшали прически красивыми черепаховыми, деревянными, коралловыми, костяными гребнями и шпильками.
Украшало мужской костюм оружие, которое носили у пояса.
С древних времен традиционным дополнением японского костюма был веер. Существовало два типа вееров — складной и нескладной (в виде опахала).

Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян.

Национальный костюм Японии и история моды

Культура Японии интересна и необычна. Япония – восточная страна с богатыми тысячелетними традициями. Интересен и японский национальный костюм. И это не только всем известное кимоно.

В III веке в Японии, если верить китайским летописцам, жила царица Химико. Именно с описанием времен данной царицы в китайских летописях и связаны первые упоминания о женском и мужском костюме японцев. В те времена японцы уже умели ткать, в том числе, и шелковые ткани.

Форму одежды, как и некоторые другие элементы своей культуры, японцы изначально заимствовали у китайцев – к примеру, чайная церемония, иероглифы. Однако со временем все традиции видоизменялись и принимали свой неповторимый колорит. Так, традиционная китайская одежда халат в японской культуре трансформировалась в весьма оригинальный костюм – кимоно.

Мужской и женский национальный костюм Японии

Мужской национальный костюм в Японии состоял из штанов и чаще всего верхней распашной одежды.

Так, крестьяне носили штаны и рубаху с длинными рукавами, которая подвязывалась веревкой. Знаменитая традиционная японская обувь гэта также появляется среди простых людей – рыбаков. Гэта – это деревянные туфли с двумя ножками-каблуками. Такую обувь японцы носили, к примеру, собирая водоросли на мелководье. Гэта – как мужская, так и женская обувь.

Читайте также:
Прически эпохи Возрождения – Флоренция и Венеция

Еще один вид традиционной японской обуви – это плетеные сандалии дзори. Дзори безразмерны и на плоской подошве. Их чаще всего плели из бамбука, рисовой соломы или тростника.

Также японцы могли носить и таби – весьма оригинальную обувь, больше похожую на носки. Но при этом у таби, как и у варежек, был отдельный кармашек для большого пальца ноги. Таби японцы носят и по сегодняшний день, а также данная обувь считается весьма популярным сувениром у туристов.

Мужчины в Японии в качестве нижней одежды носили фундоси – одежда в виде прямоугольного куска ткани, которая оборачивалась вокруг талии и завязывалась узлом. При этом один из концов данной своеобразной набедренной повязки пропускался между ног и закреплялся на поясе. Фундоси, таким образом, выполняла роль нижнего белья.

Затем надевалась косимаки – несшитая юбка, которая крепилась лентой на талии.

На плечи надевался дзюбан, который также исполнял роль нижнего белья. Дзюбан – это верхняя плечевая одежда в виде прямого халата. Длина короткая, до середины бедра. У дзюбана были короткие широкие рукава.

Верхней мужской одеждой служили хаори либо кимоно и хакама.

Хакама – это штаны, внешне очень похожие на юбку. Такие традиционные японские штаны были длинными широкими и в жесткую складку. Хакама могли носить как с кимоно, так и с хаори.

Традиционная парадно-церемониальная одежда японцев рэйфук по сей день состоит из штанов хакама и курки хаори, надетых поверх кимоно.

Хаори – это верхняя одежда в виде куртки со стоячим воротником и широкими прямоугольными рукавами. Спереди у короткой куртки хаори была застежка в виде тесемок, которые завязывались бантом.

Что касается кимоно, то в традиционном японском костюме кимоно носили как женщины, так и мужчины. Считается, что первые кимоно появляются в VII-VIII веках. Внешне кимоно похоже на широкий халат с длинными широкими рукавами. Кимоно безразмерны. По фигуре они подгоняются при помощи пояса – оби. Также у кимоно отсутствует какая-либо застежка спереди. Запахивается кимоно слева направо.

Внизу рукава кимоно могут подшиваться и таким образом появляются небольшие карманы, в которых можно носить, к примеру, монеты или же другие небольшие по размеру вещи.

К поясу кимоно могли привязываться табакерки и кошельки. В качестве брелка использовались фигурки из кости или камня в виде животных или же божков – нэцкэ.

Женское кимоно отличалось от мужского наличием всегда очень широкого пояса оби, который сзади на спине укладывался в бант, чем-то напоминающий подушку. Пояс женского кимоно шился из дорогой ткани – парча либо шелк и всегда украшался богатым узором.

К слову, для того, чтобы надеть кимоно, а тем более уложить пояс оби женщинам всегда требовались помощницы. Ведь попытка облачиться в кимоно в одиночку может стать весьма сложной задачей.

Также женские кимоно отличались по своему цвету и узорам. К примеру, весной могли носить кимоно с узорами цветка сакуры, которая цветет именно в весенний период, а осенью кимоно с узорами осенних цветов. Кимоно, которые носили девушки, чаще всего были полностью покрыты небольшими узорами. Женщины в возрасте носили более однотонные кимоно с большим рисунком, который чаще всего размещался снизу.

Кимоно для официальных приемов (куротомесодэ) также были практически однотонными черного цвета, рисунок ниже талии. Такие кимоно могли украшать камоны – гербы семьи, которые располагались в единичном экземпляре на рукавах, груди и спине кимоно.

Еще один интересный вид кимоно – юката. Данное кимоно считается совершенно неофициальной и летней одеждой. Юката также отличается самым простым покроем из всех видов кимоно.

Помимо кимоно женщины также могли носить хаори. Куртка хаори практически ничем не отличалась от аналогичной мужской одежды. Очень часто хаори носили женщины, у которых были маленькие дети. Так как в японской культуре было принято носить детей за спиной, то и хаори в таком случае подходила гораздо больше на роль повседневной одежды в отличие от менее удобного кимоно.

Нижней одеждой женского национального костюма Японии служили несшитая по бокам юбка – косимаки и хададзюбан – нижняя рубашка из светлой ткани.

Японское кимоно

Традиции – важная часть жизни на японском архипелаге, где веками сохраняются церемонии и правила, нормы этикета и особенности быта. Не будет исключением одежда. Японское кимоно – традиционный наряд, присутствующий в гардеробе почти каждого жителя страны. Некоторые используют кимоно ежедневно, другие располагают только праздничным для фестивалей, крупных праздников.

Кимоно в японском языке – это слово, означающее одежду. Ранее его применяли ко всей одежде вообще, без разделения по типам. Постепенно термин сузился и сейчас используется применительно к напоминающим халатам нарядам. Кимоно (мужское, детское, женское) формой сходно с литерой Т, достаточно длинно, чтобы прикрывать лодыжки. По платью можно угадать статус хозяина – например, широкие длинные рукава говорят о том, что девушка ищет жениха. Традиционный наряд необходим для церемоний, в том числе прощания с почившим. «Халат» носят запахнутым на правую сторону, на умершего его надевают так, чтобы сверху была правая пола.

Читайте также:
Вышивка шнуром на модной одежде и создание исторического костюма

Сложно представить, что такое повседневное кимоно, не учитывая сопровождающие его аксессуары. Главный – оби. Так называется широкий мягкий пояс, завязанный узлом сзади. В компанию к традиционному наряду обувают гэта, дзори. Под верхнее обычно надевают нижнее платье (иногда несколько).

История японского кимоно

Японское платье сформировалось на основе китайского ханфу в 5 веке одновременно с упрочением культурных связей с материком. Современный вид одежда обрела в период Хейян (794-1192). Она имеет стандартный размер, подгоняется хозяйкой самостоятельно. Для производства используется цельный кусок ткани – для этого выпускается текстиль для кимоно наиболее удобной для кроя и пошива ширины, длины. Ранее вещь часто расшивали вручную, что сильно влияло на цену.

Традиционное кимоно распарывается перед стиркой, затем снова сшивается. Сейчас такая техника сохранилась в отдельных местностях. Чтобы избежать дефектов, наряд сшивают крупными стежками.

Еще одна идущая из истории традиция – использование материала повторно. Из старой одежды делали наряды для детей, короткие халаты хаори, заколки с цветами канзаши, сумки. Часто ткань использовали для починки другой одежды сходной расцветки. Иногда испорченную вещь распускали по нитям, чтобы затем заново сплести ткань.

Принято разделять традиционные наряды на женские, мужские. Сейчас редко используются классические исторические комплекты, особенно предназначенные для женщин, поскольку они включали более 12 деталей. Такой сложный наряд невозможно надеть самому, и даже подобрать все части так, чтобы они гармонировали, крайне сложно. Полные комплекты изредка надевают гейши, невесты, хостесс. По неофициальным случаям носят упрощенные комплекты – одежду из 1-2 слоев. Иногда второй слой наряда имитируют ложным воротничком.

Мужские

Мужское кимоно – комплект из 5 элементов, сопровождающийся таби, гэта. В таком наряде рукава неглубоки и полностью пришиты к основной части изделия (иногда допускаются промежутки прострочки до 7 см). Для пошива изделия используется матовый материал приглушенной окраски. Цвета-фавориты – синий, черный, коричневый, зеленый.

Для неофициальных случаев мужчина может выбрать ткань с узором. Наиболее формальная разновидность – черный комплект с 5 семейными гербами (на спине, рукавах, груди). Менее официальный – комплект с 3 гербами.

Женское

По конструкции женский комплект заметно сложнее мужского. Планируя выбрать, надеть такой костюм, стоит пригласить опытного костюмера, способного подобрать сочетающиеся элементы, правильно надеть и научить обращаться с предметом. Кимоно – дорогой товар, поэтому люди, обучающие искусству его ношения, проходят специальную подготовку, получают лицензию. Они подбирают наряд, учитывая возраст, социальный статус будущей хозяйки, нюансы события, сезон. Каждый наряд – не просто одежда, но и бессловесное послание окружающим.

Разновидности женской одежды:

  • Куротомесодэ – комплект для официального события, для замужней особы. Часто наряд выбирают матери на свадьбу дочерей. Комплект украшают семейные гербы на рукавах, груди, спине.
  • Фурисодэ – комплект с рукавами, достигающими щиколоток. Предназначен для незамужних особ, часто используется на церемонии совершеннолетия. Его может надеть девушка, приглашенная на свадьбу близкого.
  • Иротомесодэ – вид, предназначенный для замужней. Иротомесодэ подходит в качестве наряда для родственника брачующегося. Классическое оформление – однотонная ткань, узор ниже пояса, 3-5 семейных гербов.
  • Утикаке – официальный наряд, предназначенный для невест и сценических работников. Комплект украшается парчой, не используется с оби, тянется до пола. На свадьбу надевают белый или красный наряд, при работе на сцене – любой окраски.
  • Сусохики – кимоно танцовщиц, гейш. Это длинное платье – юбка тянется по полу, достигает в длину 2 метров. Поскольку выйти на улицу в таком наряде невозможно и приходится снимать юбку в помещении, носящая комплект девушка должна комбинировать сусохики с красивой нижней одеждой.
  • Мофуку – одежда для похорон. Комплект изготавливается из черной ткани, предназначен для близких почившего.
  • Хомонги шьется из узорчатой ткани, предназначен для официальных мероприятий. Хемонги могут носить все женщины (невзирая на социальный статус).
  • Цукесагэ – скромный, сдержанный аналог хемонги с рисунком ниже пояса. Доступен всем женщинам.
  • Иромудзи – однотонный наряд для незамужней особы. Сдержанный стиль сделал его фаворитом при выборе наряда для чайной церемонии. Иногда по окрашенному шелку ткут узоры, напоминающие жаккард.
  • Комон – кимоно с мелким повторяющимся узором, предназначенное для повседневности. Доступен всем вне зависимости от социального статуса.
  • Юката – летний неофициальный наряд изо льна, хлопка, конопли. Фаворит при выборе одежды для летнего фестиваля, посещения горячего источника.

Из чего состоит

Элементы женского кимоно:

  • внутри вверху доура;
  • внутри спереди окуми;
  • снизу внутри сусомаваси;
  • спинка усиромигоро;
  • воротник эри;
  • внешняя часть воротника томоэри;
  • внутренняя часть воротника ураэри;
  • подшитый подол фуки;
  • верхняя часть рукава фури;
  • передняя половина маимигоро;
  • рукав содэ;
  • непрошитый проем рукава мияцукути;
  • отверстие рукава содэгути;
  • нижняя половина рукава содэцукэ;
  • карман рукава тамото.
Читайте также:
Детский морской костюм для мальчиков и девочек в истории

Пять элементов кимоно, характерных и мужскому, и женскому комплекту:

  • маэмигоро – нательная часть спереди;
  • атомигоро – нательная часть сзади;
  • окуми – края;
  • увамаэ – часть слева спереди;
  • ситамаэ – часть справа спереди.

Крой и пошив кимоно

Чтобы изготовить кимоно, необходимо снять мерки:

  • длина;
  • расстояние между началом плеча и точкой меча (19-23 см);
  • ширина плеч;
  • длина от центра плеча до задней части воротника;
  • отверстие рукава (20-23 см);
  • высота рукава (49-51 см для мужской модели);
  • пройма (23 см для женской модели, 40 см для мужской);
  • ширина рукава (35 см);
  • ширина перехвата (для мужского комплекта 40 см, для женского 30 см);
  • высота без воротника (рассчитывается по росту);
  • длина плеч и рукава.

Для пошива используется скатанная в свиток ткань шириной 36-72 см, длиной 4-26 м. Для 1 женского кимоно необходим отрез 0,36*12 м.

Содержание и стиль

Выделяют официальные, неформальные наряды. Яркий окрас, длинные рукава женской одежды – знак того, что хозяйка не в браке. Мужские модели базовые, темные, строгие. Формальность комплекта показывает количество семейных гербов.

В прошлом кимоно считалось холстом художника, поскольку прямые четкие линии создавали ощущение чистоты. При окрашивании мастер учитывал, как изделие сядет на человека, и создавал узор, который будет двигаться вместе с частями тела. Многие мотивы для украшения происходят из Китая, но усовершенствованы в соответствии с японским представлением о прекрасном. Узоры наряда отражают личность, эмоции хозяина, сезон года и особенности случая, отношение к окружающим. Иногда наряд призывает благословение богов, привлекает удачу.

Журавли

Журавль – птица, фигурирующая во многих мифах. Она живет в земле бессмертия, приносит удачу, долгую счастливую жизнь.

Вишня

Цветущая вишня – символ недолговечности прекрасного, краткости жизни. Ее же связывают с хорошим настроением и отличным урожаем. Хотя сюжет больше весенний, украшенный цветущей сакурой комплект можно носить круглый год.

Утка-мандаринка – символ вечной любви, абсолютной верности. Узор используется при оформлении свадебных нарядов.

Хризантемы

Хризантема в Японии – императорский цветок. Расшитая таким узором одежда символизирует хорошее настроение, безразличие к внешнему блеску, непринужденность. Цветок связывают с долгой жизнью, удачным урожаем.

Белая хризантема – цветок смерти, символ похорон.

Фиолетовый цвет

Фиолетовый в японской традиции – цвет бесконечной любви. Ассоциации обусловлены растением, из которого в прошлом получали фиолетовый краситель – оно быстро и хорошо укореняется, ассоциируется с постоянством.

Красный цвет

Любая окраска кимоно ассоциируется с растительным миром. Красный – цвет сафлоры. Чаще красные комплекты выбирают юные особы.

Мотивы народных сказок

Нередко при украшении использовали мотивы с аистами – символами долгой жизни, красоты. Птицы фигурируют в народных сказках – считается, что они живут в стране бессмертных. Часто аист принимает образ послушной жены, трудящейся не покладая рук. В рисунках аисты сочетаются с соснами, бамбуком, сливовыми цветами.

Еще один связанный со сказаниями мотив – птица Феникс, символизирующая женственность, и ассоциирующийся с мужественностью дракон. Такие узоры актуальны для свадебных комплектов. Яркие хвостовые перья – знак справедливости, искренних чувств, достоинства. Иногда наряд невесты расшивали воробьями – этот сюжет отсылает к сказке о жене, ревновавшей супруга к его любимому воробью.

Японское кимоно сейчас

Соцопросы показали: хотя бы однажды кимоно надевали 80% японцев, а у 40% населения архипелага есть хотя бы один собственный комплект. Кимоно хоть и не используется в повседневности так, как это было в прошлых веках, остается значимой частью культуры. Современный темп жизни не позволяет наслаждаться традиционными нарядами, но раз в несколько лет у большинства японцев появляется повод надеть красивое сложное платье.

Современные качественные кимоно дороги. Цена определяется способом набивки узора, его сложностью, наличием вышивки, использованной тканью.

Коллекционеры ценят антикварные кимоно – такие предметы искусства стоят десятки и сотни тысяч долларов.

Особенности кимоно сегодня

Сейчас производятся практичные, простые модели.

Для широкого рынка изготавливаются дешевые изделия. Основной производитель – Китай. Особенность китайской одежды – слишком яркая окраска, синтетический материал.

В обилии производятся кимоно для занятий единоборствами. Они необходимы в тренировках дзюдо, кендо, иайдо, каратэ. Правильное название спортивной одежды – доги; термин «кимоно» применительно к ней распространен только в русском языке.

Уход, стирка, хранение

  • хранить на специальной стойке расправленным;
  • при отсутствии стойки хранить, переложив бумагой, сложенным, но не перегнутым;
  • стирать в химчистке или вручную.

Влияние на мировую моду

Открытие японских границ в 18 столетии стало первым шагом к популяризации культуры жителей островов. Вместе с торговыми кораблями по миру распространились предметы быта, включая одежду. С тех пор кимоно влияет на вкусы не только простых людей, но и ключевых героев мира моды. Одним из известнейших поклонников стиля далекого архипелага был Александр Маккуин – это заметно по его коллекциям.

Читайте также:
История причесок – египетские прически

Кимоно послужило базовой моделью для разработки многих нарядов для персонажей «Звездных войн». Стиль одежды, как признал Джордж Лукас, сформирован под влиянием фильма Акиры Куросавы «Скрытая крепость».

Видео

Про то, как правильно надеть кимоно, рассказывает видео:

Национальная одежда Японии

Национальная одежда Японии всегда была частью загадочной и экзотической культуры страны. Многие знают, что такое «кимоно», но далеко не все к месту употребляют это слово. То же самое касается и некоторых других элементов традиционного гардероба с родины самураев. Рассмотрим самые известные образцы одежды и обуви, которые подарили нам японцы.

Японская национальная одежда

История национального костюма Японии

В эпоху Дзёмон, которая длилась с 13000 до 300 года до нашей эры, у японцев была простая одежда из конопляных волокон. В первом тысячелетии до нашей эры в японской одежде появился корейско-маньчжурский костюм, а в V веке нашей эры японский костюм был похож на китайский ханьфу.

В средние века у аристократов, священников и самураев поверх кимоно были надеты специальные штаны-юбки хакама. Простые люди носили такую одежду только по праздникам или на торжественные события, например, свадьбу.

С 1392 хакаму можно было не носить, поверх кимоно стали завязывать специальный пояс – оби.

В 1603 году костюм приобрел тот вид, который сохранился до наших дней. В нем вытянули рукава, сделали шире пояс оби, который стал завязываться несколькими вариантами.

Виды японской национальной одежды Кимоно

С середины XX века в Японию стала проникать культура из Европы и Америки. На смену национальному костюму пришла обычная одежда. Сначала ее стало носить высшее сословие, а с 1945 года странами Востока завладел американский стиль.

На сегодняшний день кимоно стало больше праздничным костюмом, в будни его носят чаще всего пожилые японки. Плотно облегающее и закрывающее все части тела, кимоно призывает к покорности и смирению.

Кимоно является национальным костюмом для всех японцев независимо от пола и возраста. Кроется он из цельного куска ткани. Для пошива женского кимоно необходимо от 9 до 12 метров ткани. Настоящее кимоно должно изготавливаться вручную, а повторяющийся рисунок наноситься с помощью трафарета.

Любой костюм независимо от того, кто его надел, должен запахиваться только слева направо. В обратную сторону костюм запахивают лишь на покойнике при погребении. На талии поверх кимоно завязывается специальный пояс – оби. Кимоно имеет многочисленные ремешки и шнуры вместо пуговиц, а в качестве украшения подвешиваются нэцкэ.

Женский костюм отличается от мужского кимоно количеством деталей, всего их 12, поэтому одеться женщине без посторонней помощи почти невозможно. Кимоно у мужчин проще, состоит из пяти частей и имеет более короткий рукав.

При выборе кимоно учитывают пол человека, событие (свадьба, похороны и др.), время года, живой человек или покойник, возраст, статус в обществе.

Кэйкоги

Национальные тренировочные костюмы кэйкоги долгое время на всём пространстве бывшего СССР назывались «кимоно», что в корне неправильно. Состоящий из верхней куртки и свободных штанов костюм предназначался для медитаций, занятий боевыми искусствами и утренних прогулок, в том числе и бега.

С развитием различных школ единоборств, появлением совершенно новых техник, кэйкоги модернизировали и подстраивали под конкретные виды боя. Неизменным оставалась только одна деталь кэйкоги – пояс. Он представляет собой длинный, до 4 метров, лоскут ткани, сложенный и простроченный вдоль и поперёк несколько раз.

Подвязывание пояса является полноценным ритуалом. Ни в коем случае, даже при небольших тренировках, нельзя обматывать его вокруг пупка – согласно большинству учений в этом районе находится точка концентрации мужской энергии тела. Пояс нужно располагать на бедренных костях. Делалось это ещё из соображений удобства – дабы ничего не мешало при медитации.

В самой Японии кэйкоги также называется словом «доги». Отсюда пошёл целый ряд названий, относящихся к конкретным видам единоборств – каратэги, айкидоги, дзюдоги и так далее. В современной России все эти костюмы по-прежнему называются общим словом «кимоно», хоть и с оговоркой для каждого боевого искусства.

Оби – общее слово для обозначения целого ряда поясов, которые надеваются поверх традиционного кимоно и других видов национальной одежды Японии. Существует несколько десятков видов мужских и женских поясов оби, но основные типы можно разграничить в небольшие группы.

Жёсткий мару-оби считается архаичным видом пояса, который женщины носили только ради торжественных приёмов и встреч. С обеих сторон он расшивается дорогими нитками и украшается вставками из парчи и других видов дорогой ткани. Обязательный элемент – заколка оби-макурэ, как правило, изготавливаемая из благородных металлов.

Читайте также:
Лев Бакст – картины, биография и костюмы

Менее вычурный пояс фукуро-оби декорируется дорогими элементами только с одной стороны. Его считают современным вариантом мару, поэтому на сегодняшний день такие пояса встречаются в магазинах Японии намного чаще.

Нагоя-оби и ханхаба-оби – это виды поясов, появившиеся уже в XX веке. Первый вариант имеет широкую центральную часть, завязки же мало отличаются от спортивных мужских поясов. Рисунки на обоих вариантах более скромные, по сравнению с мару.

Важно: Классический женский пояс оби имеет в длину 4 метра и минимальную ширину в 30 сантиметров. Из-за огромного количества ткани, используемого для его изготовления, цена такого пояса даже в современных условиях огромна. Очень часто пояс стоит в 2-3 раза дороже самого кимоно.

Хакама

Хакама – это традиционные японские штаны, часто используемые в качестве основного реквизита для съёмок фильмов про Японию. К слову, далеко не всегда хакама появляется в кадре с должным уровнем исторической достоверности.

В средние века носить хакаму имели право лишь самураи и высшие аристократы, а простолюдины могли надеть такие штаны лишь раз в жизни – на собственную свадьбу. Со временем появились и женские варианты хакамы, которые с первого взгляда не отличить от длинной юбки гофре.

На сегодняшний день, хакама в повседневной носке редко увидишь, тем более – на мужчинах, привыкших к более практичным брюкам и джинсам. Тем не менее, подобный покрой штанов встречается в костюме айкидоги, а также в выпускной униформе студентов нескольких престижных японских университетов.

Юката

Облегчённое кимоно юката изначально было изобретено для женщин, которые облачались в него после купания. Сшитый изо льна или тонкого хлопка халат должен был выполнять функцию полотенца, отлично впитывая влагу перед переодеванием. Но со временем предназначение этого элемента японской одежды поменялось.

Теперь его имеют право носить не только женщины, но и мужчины. Отличаться будет юката лишь расцветкой – у мужчин она более строгая. В остальном, юкату в Японии можно носить в качестве домашнего халата или же лёгкого летнего платья. Хотя, последний вариант, всё же, больше подходит девушкам.

Виды японской национальной обуви и белья Таби

Аутентичные японские носки таби – это один из самых известных элементов национальной одежды после кимоно. Носки с отделённым большим пальцем можно увидеть у многих мастеров боевых искусств, а также тех, кто предпочитает экзотическую для европейца обувь.

Кроме носков существует и особый вид мягкой обуви – дзика-таби. Это те же таби высотой до щиколотки, но с полиуретановой или каучуковой подошвой, что позволяет ходить в них даже по улице. Особую популярность дзика-табе получили у мастеров айкидо и рикш.

Легендарные деревянные сандалии гэта пришли в Японию из Китая, но всемирную известность получили именно благодаря Стране Восходящего Солнца. Одинаковые «лавочки», надеваемые на ноги, как известные вьетнамки, стали одним из символов не только национальной одежды Японии, но и отдельного пласта японской культуры.

Дзори

Поздний вариант гэта – дзори – первоначально также изготавливался из дерева. Теперь этот вид традиционной японской обуви можно сравнить с обычными шлёпанцами. Купить обувь дзори, изготовленную по старинной технологии, теперь можно, разве что, в сувенирных лавках.

Национальный костюм Японии и история мод

Культура Японии интересна и необычна. Япония – восточная страна с богатыми тысячелетними традициями. Интересен и японский национальный костюм. И это не только всем известное кимоно.

В III веке в Японии, если верить китайским летописцам, жила царица Химико. Именно с описанием времен данной царицы в китайских летописях и связаны первые упоминания о женском и мужском костюме японцев. В те времена японцы уже умели ткать, в том числе, и шелковые ткани.

Форму одежды, как и некоторые другие элементы своей культуры, японцы изначально заимствовали у китайцев – к примеру, чайная церемония, иероглифы. Однако со временем все традиции видоизменялись и принимали свой неповторимый колорит. Так, традиционная китайская одежда халат в японской культуре трансформировалась в весьма оригинальный костюм – кимоно.

Мужской и женский национальный костюм Японии

Мужской национальный костюм в Японии состоял из штанов и чаще всего верхней распашной одежды.
Так, крестьяне носили штаны и рубаху с длинными рукавами, которая подвязывалась веревкой. Знаменитая традиционная японская обувь гэта также появляется среди простых людей – рыбаков. Гэта – это деревянные туфли с двумя ножками-каблуками. Такую обувь японцы носили, к примеру, собирая водоросли на мелководье. Гэта – как мужская, так и женская обувь.

Читайте также:
Прически 1940-х годов – история и фото

Еще один вид традиционной японской обуви – это плетеные сандалии дзори. Дзори безразмерны и на плоской подошве. Их чаще всего плели из бамбука, рисовой соломы или тростника.

Также японцы могли носить и таби – весьма оригинальную обувь, больше похожую на носки. Но при этом у таби, как и у варежек, был отдельный кармашек для большого пальца ноги. Таби японцы носят и по сегодняшний день, а также данная обувь считается весьма популярным сувениром у туристов.

Мужчины в Японии в качестве нижней одежды носили фундоси – одежда в виде прямоугольного куска ткани, которая оборачивалась вокруг талии и завязывалась узлом. При этом один из концов данной своеобразной набедренной повязки пропускался между ног и закреплялся на поясе. Фундоси, таким образом, выполняла роль нижнего белья.
Затем надевалась косимаки – несшитая юбка, которая крепилась лентой на талии.

На плечи надевался дзюбан, который также исполнял роль нижнего белья. Дзюбан – это верхняя плечевая одежда в виде прямого халата. Длина короткая, до середины бедра. У дзюбана были короткие широкие рукава.
Верхней мужской одеждой служили хаори либо кимоно и хакама.
Хакама – это штаны, внешне очень похожие на юбку. Такие традиционные японские штаны были длинными широкими и в жесткую складку. Хакама могли носить как с кимоно, так и с хаори.

Традиционная парадно-церемониальная одежда японцев рэйфук по сей день состоит из штанов хакама и курки хаори, надетых поверх кимоно.
Хаори – это верхняя одежда в виде куртки со стоячим воротником и широкими прямоугольными рукавами. Спереди у короткой куртки хаори была застежка в виде тесемок, которые завязывались бантом.

Что касается кимоно, то в традиционном японском костюме кимоно носили как женщины, так и мужчины. Считается, что первые кимоно появляются в VII-VIII веках. Внешне кимоно похоже на широкий халат с длинными широкими рукавами. Кимоно безразмерны. По фигуре они подгоняются при помощи пояса – оби. Также у кимоно отсутствует какая-либо застежка спереди. Запахивается кимоно слева направо.

Внизу рукава кимоно могут подшиваться и таким образом появляются небольшие карманы, в которых можно носить, к примеру, монеты или же другие небольшие по размеру вещи.
К поясу кимоно могли привязываться табакерки и кошельки. В качестве брелка использовались фигурки из кости или камня в виде животных или же божков – нэцкэ.

Женское кимоно отличалось от мужского наличием всегда очень широкого пояса оби, который сзади на спине укладывался в бант, чем-то напоминающий подушку. Пояс женского кимоно шился из дорогой ткани – парча либо шелк и всегда украшался богатым узором.
К слову, для того, чтобы надеть кимоно, а тем более уложить пояс оби женщинам всегда требовались помощницы. Ведь попытка облачиться в кимоно в одиночку может стать весьма сложной задачей.

Также женские кимоно отличались по своему цвету и узорам. К примеру, весной могли носить кимоно с узорами цветка сакуры, которая цветет именно в весенний период, а осенью кимоно с узорами осенних цветов. Кимоно, которые носили девушки, чаще всего были полностью покрыты небольшими узорами. Женщины в возрасте носили более однотонные кимоно с большим рисунком, который чаще всего размещался снизу.

Кимоно для официальных приемов (куротомесодэ) также были практически однотонными черного цвета, рисунок ниже талии. Такие кимоно могли украшать камоны – гербы семьи, которые располагались в единичном экземпляре на рукавах, груди и спине кимоно.
Еще один интересный вид кимоно – юката. Данное кимоно считается совершенно неофициальной и летней одеждой. Юката также отличается самым простым покроем из всех видов кимоно.

Как менялось кимоно на протяжении веков и какую роль оно сыграло в искусстве: От периода Нара до наших дней

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Период Нара: Первое появление японского кимоно

В период Нара (710-794) Япония находилась под сильным влиянием китайской династии Тан и её обычаев в одежде. В то время японские придворные женщины начали носить халат тарикуби, который был похож на современное кимоно. Этот халат состоял из нескольких слоёв и из двух частей. Верхняя часть была узорчатой курткой с очень длинными рукавами, в то время как нижняя часть была юбкой, которая драпировалась на талии. Однако предок японского кимоно восходит к японскому периоду Хэйан (794-1192).

2. Период Хэйан (794 – 1185)

В этот период в Японии расцвела мода и сформировалась эстетическая культура. Технологические достижения периода Хэйан позволили создать новую технику изготовления кимоно, получившую название «метод прямого кроя». С помощью этой техники кимоно могли приспосабливаться к любой форме тела и подходили для любой погоды. В зимний период кимоно можно носить более толстыми слоями, чтобы обеспечить тепло, а летом – из лёгкой льняной ткани.

Читайте также:
Энтони Ваккарелло – фото и лучшая одежда дизайнера

Со временем, когда в моду вошло многослойное кимоно, японские женщины начали понимать, как выглядят кимоно разных цветов и узоров вместе. В целом мотивы, символы, цветовые сочетания отражали социальный статус владельца, политический класс, черты личности и добродетели. Одна из традиций заключалась в том, что только представители высшего класса могли носить дзюни-хитоэ, или «двенадцатислойное одеяние». Такая одежда была выполнена в ярких цветах и сделана из дорогих импортных тканей, таких как шёлк. Самый внутренний слой халата, называемый косодэ, служил нижним бельём и представляет собой происхождение сегодняшнего кимоно. Простым людям было запрещено носить цветные кимоно с ярким рисунком, поэтому они носили простую одежду в стиле косодэ.

3. Период Камакура

В этот период эстетика японской одежды изменилась, перейдя от экстравагантной одежды периода Хэйан к гораздо более простой форме. Подъём класса самураев к власти и полное затмение императорского двора ознаменовали новую эру. Новый правящий класс не был заинтересован в принятии этой придворной культуры. Тем не менее, женщины самурайского класса были вдохновлены придворной формальной одеждой периода Хэйан и реформировали её как способ показать своё образование и утонченность. На чайных церемониях и собраниях дамы высшего класса, такие как жёны сёгуна, носили белую косоду с пятью слоями парчи, чтобы сообщить о своей власти и статусе. Они сохранили основную косоду своих предшественников, но срезали множество слоёв в знак своей бережливости и практичности. К концу этого периода женщины высшего класса и придворные стали носить красные брюки, называемые хакама. Женщины низшего класса не могли носить брюки хакама, вместо этого они носили полуюбки.

4. Период Муромати

В этот период от слоёв с широкими рукавами постепенно отказывались. Женщины стали носить только косоды, которые стали более яркими и красочными. Были созданы новые версии косодэ: стили кацугу и учикаке. Однако самым большим изменением в женской моде в этот период стал отказ от брюк хакама для женщин. Чтобы поддерживать их косодэ плотно, они изобрели узкий, украшенный пояс, известный как оби.

5. Период Адзути-Момояма

Это период, когда японское платье приобретает более элегантную форму. Существует резкое изменение по сравнению с более ранним одеянием периода Адзути-Момояма, в соответствии с которым каждое кимоно рассматривалось как отдельное полотно. Ремесленники освоили новые навыки ткачества и декорирования, не прибегая к импорту ткани из Китая. К началу периода Эдо эти новые методы изготовления шёлка и вышивки уже были распространены, что позволило торговому классу поддерживать зарождающуюся индустрию моды.

6. Период Эдо

Начало 1600-х годов было временем беспрецедентного мира, политической стабильности, экономического роста и расширения городов. Люди эпохи Эдо носили простые и изысканные кимоно. Стиль, мотив, ткань, техника и цвет объясняли личность владельца. Кимоно было сшито на заказ и изготовлено вручную из натуральной тонкой ткани, которая была очень дорогой. Таким образом, люди использовали и перерабатывали кимоно до тех пор, пока оно не изнашивалось. Большинство людей носили переработанные кимоно или взятые напрокат.

У некоторых людей, принадлежащих к низшему классу, никогда не было шёлкового кимоно. Правящий класс самураев был важным потребителем роскошных кимоно. Сначала эти стили были доступны только женщинам класса самураев, живущим в Эдо круглый год. Однако не они создали японские стили одежды в период Эдо – это был торговый класс. Они больше всего выиграли от возросшего спроса на товары. Поэтому они потребовали новую одежду, чтобы выразить свою растущую уверенность, а также своё богатство.

В Эдо японское кимоно отличалось асимметрией и крупными узорами, в отличие от косодэ, которые носили самураи периода Муромати. Крупномасштабные мотивы уступили место мелкомасштабным узорам. Для японского платья замужних женщин рукава были пришиты к платью кимоно, как символ их модного вкуса. Напротив, у молодых незамужних женщин кимоно били очень длинными, что отражало их «детский» статус до взрослой жизни.

Женщины низших классов носили свои кимоно до тех пор, пока они не превратились в лохмотья, в то время как люди высокого класса могли хранить и сохранять свои и заказывать новые. Кимоно стали более ценными, и родители передавали их своим детям как семейные реликвии. Кимоно связано с плавучим миром удовольствий, развлечений и драмы, который существовал в Японии с семнадцатого века до конца девятнадцатого века. Ёсивара, район развлечений, стал центром популярной культуры, процветавшей в Эдо.

Одним из величайших событий Ёсивары был парад куртизанок самого высокого ранга, одетых в свои новые кимоно. Знаменитые куртизанки и актёры кабуки, такие как гейши, которые также включали театры Кабуки в Эдо. Куртизанки были иконами моды, похожими на современных влиятельных людей и законодателей моды, чьи стили вызывали восхищение и копировались обычными женщинами. Самые элитные и популярные куртизанки носили специальные кимоно с яркими узорами.

Читайте также:
Шорты бермуды и история бермудских шорт

В период Эдо Япония проводила строгую изоляционистскую политику, известную как политика закрытых стран. Нидерланды были единственными европейцами, которым разрешалось торговать в Японии, поэтому они привезли в Стану Восходящего солнца ткань, которая была включена в японское кимоно. Голландцы поручили японским производителям создать халаты специально для европейского рынка. В середине XIX века Япония была вынуждена открыть свои порты для иностранных держав, что привело к экспорту японских товаров, включая кимоно, на Запад. Японские торговцы шёлком очень быстро извлекли выгоду из нового рынка.

7. Эпоха Мэйдзи

В эпоху Мэйдзи японская мода приспособилась к западным стандартам после развития торговли Японии с Западом. Переход от кимоно к более западному способу одевания и упадок мужчин в японских кимоно начались, когда стали открываться крупные порты в Японии. Это привело к импорту различных технологий и культур с Запада.

Большая часть принятия вестернизированной одежды пришла из военной одежды. Японское правительство хотело отойти от самурайского руководства прошлого в пользу профессионального военного стиля Британской империи. Правительство, в свою очередь, запретило кимоно в качестве военной одежды. Материалы из западной торговли, такие как шерсть, и метод окраски синтетическими красителями, стали новыми компонентами кимоно. Элитные женщины в японском обществе также хотели более дорогую и эксклюзивную одежду от западных обществ.

В начале ХХ века японское кимоно действительно начало оказывать влияние на европейскую моду. Появились кимоно с новыми смелыми рисунками. Японцы начали производить то, что было известно как кимоно для иностранцев. Японцы поняли, что женщины в Европе не будут знать, как завязывать оби, поэтому они снабдили одежду поясом из той же ткани. Кроме того, они добавили дополнительные вставки в кимоно, которые можно было носить в качестве нижней юбки. В середине ХХ века западная одежда была принята в качестве повседневной нормы. Кимоно стало одеждой, используемой только для важных событий в жизни.

Самая официальная одежда для замужней женщины — это кимоно с узким рукавом на таких мероприятиях, как свадьбы. Одинокая женщина носит кимоно с одним широким рукавом, бросающееся в глаза на официальных мероприятиях. Верхняя часть спины и рукава украшены фамильным гербом. Узкие рукава символизируют, что женщина, носящая их, теперь замужем. Этот вид кимоно с узкими рукавами стал официальным в начале ХХ века, что указывает на то, что эта тенденция была вдохновлена западной официальной одеждой.

8. Японская культура и западное современное искусство

Среди многих других художников Густав Климт был очарован японской культурой. Он также любил рисовать женские фигуры. Обе эти характеристики встречаются в его работе «Дама с веером». То, как японское искусство повлияло на западное искусство на протяжении многих лет, можно увидеть у многих других художников-импрессионистов, таких как Клод Моне, Эдуард Мане и Пьер Боннар.

9. Японское кимоно от послевоенного периода до наших дней

После Второй мировой войны японцы перестали носить кимоно, так как люди пытались восстановить свою жизнь. Они, как правило, носили одежду в западном стиле, а не кимоно, которые превратились в кодифицированный костюм. Люди надевали кимоно на события, которые отмечали разные этапы жизни. На свадьбах всё ещё было довольно популярно носить белые кимоно для церемонии и щедро раскрашенные для последующего празднования.

В период оккупации союзниками, последовавшей за Второй мировой войной, японская культура становилась всё более американизированной. Это беспокоило японское правительство, которое опасалось, что исторические методы начнут приходить в упадок. В 1950-х годах они приняли различные законы, которые и по сей день позволяют защищать их культурные ценности, такие как особые методы ткачества и крашения. Кимоно, которые носили женщины, особенно молодые, с роскошными украшениями, сохранились в музейных и частных коллекциях.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Волосник, сорока, кокошник: Русские головные уборы от допетровских времен до «Звездных войн»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

До свадьбы

Девичий головной убор был намного проще женского. До замужества можно было демонстрировать свою косу – девичью красу. На голову повязывали обычно ленту или одевали венчик (венец) – красиво украшенный и завязывающийся сзади.

Волосник или повойник

Эта часть убора представляла собой сетчатую шапочку, которая одевалась непосредственно на голову и стягивалась, чтобы волосы не выбивались наружу. Несмотря на то, что она не была видна, волосник тоже богато украшали вышивками, и выглядел он очень нарядно.

Читайте также:
Туфли и сапоги на красном каблуке

Повойник шили из полотна, он тоже одевался под верхний убор и предохранял волосы от спутывания, а богатый наряд – от загрязнения. Позднее его стали использовать отдельно, но чаще всего прикрывали хотя бы платком. Сегодня современная мода, повернувшая, как и сто лет назад, свой взгляд на русофильство, может предложить женщинам дизайнерские повойники, которые будут смотреться актуально с современным нарядом.

Кика рогатая или копытцем

В старославянском языке слово «кыка» означало «волосы» . Этот вид женского убора, вероятно, является одним из самых древних. Его форма является прямой отсылкой к языческим культам, так как во многих древних культурах рога (бык, корова) считались символами плодородия. Поэтому носить кику рогатую могла только замужняя женщина. В некоторых областях рога означали плодовитость в прямом смысле, и в старости кика заменялась на безрогую. А в некоторых более ранних традициях длина рогов была связана со статусом женщины в роду – на молодуху сначала одевали кичку с едва наметившимися рогами, и заменяли ее на полноценную бабью кику после первых родов. Самые большие рога при этом носила наиболее уважаемая женщина.

Передняя часть кички поднималась и держала форму благодаря жестким вставкам, например, из бересты или самодельного картона из проклеенной бумаги и холста. Украшались кики богато – бисером, жемчугом, вышивкой. Считается, что обрамление женских уборов – жемчужное очелье и ряски – височные привески успешно скрадывали возраст, отвлекая внимание от немолодого лица.

Православное духовенство боролось с рогатыми языческими символами, и поощряло женщин носить другие уборы, но до конца XIX века кички успешно держали свои позиции, особенно в южных областях России.

Тульская сорока

Из-за путаницы в терминах, сорокой называется как самостоятельный головной убор, так и часть кики. Однако тульская сорока стоит особняком, ее ни с чем не спутать. «Хвост» этой сложной конструкции похож скорее на павлиний и выглядит очень ярко. Знаменитый русский этнограф Николай Михайлович Магелянский, изучавший в 1902 году села Тульской губернии, писал про «сороку»:

«…головной убор, состоящий, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который – длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки (…) Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро…»

Сборник (самшура, моршень)

Главное отличие в этом наряде – «сморщенная» или присобранная часть, которая и дала ему название. Сборник похож и на кику, и на кокошник одновременно. Пришел он из северных губерний, но распространен в XIX веке был в Центральной России и в Сибири. Расшивалась такая шапочка очень богато – золотом, камнями, жемчугом. Более простые варианты могли быть и повседневными.

Кокошник

В древне-русском языке слово «кокошь» означало курицу. Поэтому название самого известного русского головного убора навеяно, вероятно, формой куриного хвостика. Хотя, как раз форма кокошника могла очень сильно варьироваться – от высокого и вытянутого Костромской губернии до широкого полукруглого Владимирской. Существовали также и кокошники в виде цилиндрической шапки или двухребенчатые, их носили с платками.

Существовала очень оригинальная разновидность кокошника с жемчужными шишечками. Она была распространена в Псковской губернии. Эти своеобразные украшения символизировали плодородие. Была даже поговорка: «Сколько шишек, столько детишек» . В изготовлении таких нарядов прославились мастерицы Торопецкого уезда, поэтому такие шишаки даже называли торопецкими кокошниками.

Кокошник стал своеобразным символом России. Петр I, пытавшийся перестроить традиционный российский уклад на новый лад, даже издал специальный указ, запрещавший носить боярышням этот вид одежды. Реабилитировала его только Екатерина II, воскресившая моду a la russe . Но долгое время он был скорее принадлежностью маскарадных костюмов. На волне патриотизма в войну 1812 года кокошник возвращается в гардероб великосветских дам, а в 1834 году по указу Николая I даже становится частью придворного платья.

Известный историк моды Александр Васильев считает, что после революции, мода, распространенная русскими эмигрантами, познакомила мир с этим элементом нашей национальной одежды: «в 1919-29 годах (кокошник) входил в арсенал модниц всего мира» . С тех пор этот женский головной убор частенько становится элементом нарядов на модных показах. Можно говорить о том, что он оказал влияние на мировую моду.

Грандиозный бал-маскарад в доме Романовых в русском стиле 1903 года оставил след в нашей культурной традиции и память, которая прошла через столетие. Смотрите раритетные цветные снимки с этого уникального праздника .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *