Женская мода второй половины XIX века – платья

Европейская мода второй половины 19 века

Заключительный топик об истории моды. Делала его с мыслью об Ирине Петровне (IrinaPetrovna)! Мы обе хотели бы сняться в массовке какой-нибудь костюмированной исторической мелодрамы!

В 50-х годах 19 века модный силуэт женского костюма определялся естественной линией талии и огромной юбкой — кринолином. К 60-м годам юбки становятся все объемнее, декольте — глубже, талия — тоньше. Последнее достигалось с помощью корсета.
В 70-е годы женский костюм приобретает все более вычурные формы: заднее полотнище юбки, переходящее в шлейф, причудливо драпируется. На смену кринолину приходит турнюр — прикреплявшаяся сзади у талии подушка, которая поддерживала пышные складки юбки. Ткани на платье были разнообразными: шелк, атлас, штоф, шерсть, бархат, кисея. В одном туалете соединялись две, а иногда и три материи. Платья обильно украшались искусственными цветами, тесьмой, бахромой, вышивкой, кружевами, перьями птиц. Отделка на вечерних и визитных платьях была богаче: стеклярусные и бисерные вышивки, тонкое кружево, завитые страусовые перья делали эти платья чрезвычайно нарядными.
В костюме 80-х годов исчезает турнюр, юбка становится уже. Сзади закладываются множественные складки, которые переходят в шлейф. Модной становится стройная высокая фигура, поэтому корсет теперь охватывает не только верхнюю часть туловища, но и бедра, получив название корсет-панцирь.
В начале 90-х годов 19 века женский костюм снова изменяется в связи с переменами, происходившими в обществе в конце столетия. В обиход, кроме железных дорог, входят автомобили, распространяется фотография, развивается кино. Модным становится занятие спортом, все больше женщин, под влиянием эмансипации, приобретают профессию и устраиваются на работу. Именно в это время широко входят в обиход юбки с блузами и жакетами — так называемый костюм-тальер.

В последние десятилетия 19 века европейские аристократки обожали заказывать платья у англичанина Чарльза Ворта. Кстати, среди высокопоставленных клиенток Ворта — императрица Елизавета Австрийская (знаменитая Сисси) и русская императрица Мария Федоровна. Кстати, в топике представлены фото ее платьев, сохранившихся в хранилищах Эрмитажа.
А в России начала восходить звезда талантливой Надежды Ламановой, которая шила платья императрице Александре Федоровне.




























































Спасибо за внимание!

Женская мода XIX века: что носили красавицы России в то время по портретам художников

В моде каждой эпохи, как в зеркале, отражаются особенности культуры, быта, психологии того или иного исторического периода. И сегодня мы поговорим о том, какой изменчивой и быстротечной была мода XIX века, когда фасоны женского платья, не задерживаясь надолго, быстро сменяли друг друга. А также о том, как одевались в то время российские модницы и насколько сложно им было быть всегда, как говорят сегодня, в тренде.

  1. Как менялся женский костюм на протяжении XIX столетия
  2. Стиль ампир – возрождение античности и «нагая мода»
  3. Стиль романтизм и бидермейер в женском платье
  4. Стиль – второе рококо (1840-60-е годы)
  5. Женская мода второй половины XIX века – стиль позитивизм (1870-80-е годы)
  6. 1890-е годы – конец века и начало эпохи модерн

Как менялся женский костюм на протяжении XIX столетия

XIX век, как и предыдущее XVIII столетие, – время удивительно красивых женских нарядов. Это мы видим на картинах художников того времени и в фильмах, посвященных той эпохе. На рубеже двух столетий в моду вошел неоклассицизм, который в женской моде в начале века вылился в увлечение античностью и костюмами в стиле ампир.

На смену ему в 30-е годы приходит быстротечный романтизм. Его сменит стиль второе рококо, который продержится с середины XIX века до 1870-х годов. Затем – позитивизм, известный также как турнюр. С 1890-х годов начинается эпоха модерна.

Стиль ампир – возрождение античности и «нагая мода»

Женская мода начала века не отличалась сложностью фасонов платья. Господствующий в это время во всем искусстве неоклассицизм с его естественностью и законченностью в российской моде получил название «стиль империя» или шемиз (в переводе с французского «chemise» – рубашка).

«Московский Меркурий», модный в то время журнал, писал: «в нынешнем костюме главным почитается обрисование форм». То есть одежда должна демонстрировать естественные очертания фигуры, облегая ноги и живот.

Наконец-то женщины освободились от кринолинов и корсетов. И вздохнули полной грудью. Воздушные невесомые наряды из хлопка, крепа, муслина, кружева, шелка в основном светлых оттенков сменили платья из плотной ткани с пышными юбками.

По форме это были простые длинные платья рубашечного покроя в греческом стиле. С маленьким объемом лифа, высоким положением линии талии, которая смещается под грудь и часто выделяется поясом. Руки и шея открыты. Вырезы чаще всего квадратные, реже – закругленные, но всегда глубокие. Рукава–фонарики – короткие, шарообразные, подчеркивающие линию плеч. Длина юбки зависела от времени года. Встречались модели с длинными шлейфами.

Примерно до 1809 года женщины не носили корсеты. Но потом они снова вошли в моду. Хотя их затягивали уже не так сильно, как в предыдущие и последующие эпохи.

Пример лаконичного наряда начала века – портрет Марии Лопухиной, написанный художником Боровиковским.

Или парадный портрет Александры Федоровны, жены Николая I.

В отличие от французского стиля, наряды российских модниц изысканнее и скромнее. Иногда они используют в своих нарядах какие-то детали и элементы из русского народного костюма.

С 1810 года платья перестают быть исключительно белого цвета. Адаптируя женский костюм под российский климат, начинают шить однотонные платья из дорогой плотной парчи, бархата. Иногда с длинными рукавами, украшенные вышивкой.

С 1825 года мода меняется. Юбка платья в стиле ампир приобретает неширокую колоколообразную форму. Исчезают шлейфы. Поверх платья дамы надевали коротенькие жакеты-спенсеры – характерная деталь для ампирной эпохи или роскошные кашмирские шали из шерсти тибетских коз, о которых в то время мечтали все модницы.

Читайте также:
Платья на выпускной вечер 2021

Женский наряд дополняли длинные перчатки, нитка жемчуга, небольшие бусы на шее, шляпки а-ля Памела, объемные чепцы, «восточные» тюрбаны. Модными становятся русские шубки. Для украшения высоких причесок с кудряшками на висках использовали нежные цветы, еще больше подчеркивающие женственность и легкость образов.

Например, Екатерина Авдулина одета в модное платье первой четверти XIX века с завышенной талией. На ее плечах – ярко-желтая нарядная кашмирская шаль.

Если провести аналогию с сегодняшней модой, женские платья стиля ампир актуальны и сегодня. Такой фасон визуально вытягивает фигуру, скрывает недостатки и лишние килограммы.

В фильме «Война и мир» (1967 г.) можно полюбоваться нарядами этого периода.

Стиль романтизм и бидермейер в женском платье

Ампир продержался недолго. Но мода на женственность и утонченность не исчезла. В 30-е годы его сменил стиль романтизм, который по времени совпал с параллельно существующим еще одним необычным и интересным направлением в мире европейской моды – стилем бидермейера в 1820-1840 годы.

Бидермейер – по сути это не название художественного стиля. Так обозначается тридцатилетний период в начале XIX века между наполеоновскими войнами и революциями в Европе. Возникшее в это время художественное направление проявилось преимущественно в немецкоязычных странах в разных сферах искусства и культуры. В том числе и в женском костюме.

Греческие мотивы остаются в прошлом. На смену им приходит классический крой. Появляются платья с пышными юбками с большим количеством складок, с широкими объемными рукавами-буфами, открывающими плечи и шею.

Линия талия возвращается туда, где ей положено быть. И даже если она завышена, то слегка. Тонкую талию подчеркивают широкие рукава, пышные юбки, корсеты, которые снова в моде и затягиваются все туже.

Верхняя часть наряда с не такими откровенными вырезами, как раньше, подчеркивает грудь и низко опущенные плечи, длина юбок поднимается до линии щиколотки. Очень много декоративных украшений: кружев, лент, оборок.

Иногда, но довольно редко, встречаются платья с кринолином. Чтобы поддерживать верхние юбки и создавать эффект пышности, под платье надевают несколько сильно накрахмаленных нижних юбок.

Особая примета времени – рукава. Они всегда объемные и широкие. У повседневных платье чаще всего это длинный простой рукав. Для создания объема в верхнюю его часть вшивали китовый ус.

Появляются рукава-жиго. В России их называли в шутку «бараньей ногой». В верхней части рукав был очень объемным и широким. Но постепенно он становился все уже и уже.

Бальные платья чаще всего шили с короткими объемными рукавами-фонариками на манжете. Рукав мог состоять из верхнего длинного рукава из полупрозрачных тканей или шелка и внутреннего короткого, плотного, подбитого ватой или пухом.

Деталям и аксессуарам уделяется огромное внимание: шали, пелерины, зонтики, муфточки, появившийся в это время боа из перьев или меха.

Примеры восхитительных женственных нарядов этого времени можно увидеть на картинах Карла Брюллова «Всадница», потрете великой княгини Елены Павловны и портрете Наталье Гончаровой, написанном братом художника Александром Брюлловым.

Платья уже делятся на повседневные, утренние и бальные. Повседневные модели попроще, без декольте и с длинными рукавами. К ним полагались зонтики от солнца и короткие перчатки. В моде была аристократическая бледность. На плечи набрасывали кружевные косынки-фишю.

Бальные платья шили с короткими или длинными рукавами, открытыми плечами и декольте. Длинные перчатки дополняли вечерний наряд с короткими рукавами. Тонкую талию обязательно подчеркивал пояс с пряжкой или бантом.

Платья носили с шарфом эшарп (опускается сзади на талию, затем его перекидывают спереди на руки, согнутые в локтях), с круглым шарфом из страусовых перьев, из меха, с шалями.

В это же время входит в моду платье-амазонка – женская одежда для верховой езды, состоящая из узкой кофточки и суконной длинной юбки. К ним в комплекте – перчатки и шляпа с вуалью.

Платья шьют уже не только из светлой ткани, но и цветной, даже темной или в клетку. В моду начинают входить кружева, рюши.

Из шляп этого времени особенно популярен капор с высокой шляпной тульей, куда дамы убирали собранные на затылке волосы. Жесткие широкие поля капора, сужающиеся к затылку, обрамляли лицо. Удерживался он на голове широкими лентами, которые завязывали в бант под подбородком. Дома же дамы носили льняные чепцы, которые постепенно становятся скромнее.

Модные в начале этого периода сложные и высокие прически с разнообразными пучками, асимметричные, с завитыми и взбитыми локонами и кудряшками, с бантами и петлями из волос постепенно сменяются гладкими прическами без кудрей.

В моде прическа с косичками около ушей под названием «а-ля Клотильда», которая пришла из английской моды.

Стиль – второе рококо (1840-60-е годы)

К середине XIX века во Франции вновь восстановилась монархия, свергнутая в конце XVIII века во время Великой французской революции. Вместе с восстановлением старых порядков возродился стиль рококо – одно из самых ярких направлений в истории моды французской аристократии накануне революции. Только теперь он получил название «второе рококо» или «выставочный стиль».

На возрождение этого стиля в женском костюме XIX века повлияли восхищение новой императрицы Франции Евгении эпохой французской королевы Марии-Антуанетты и увлечение светских дам нарядами одной из самых известных женщин XVIII века – маркизы де Помпадур.

Стиль второе рококо делится на период малого кринолина (1840-50-е годы) и расцвет второго рококо (1850-60-е годы). В моду вернулись пышные юбки с кринолином, корсеты, шали на восточный манер, объемные рукава, банты, буфы, рюши, кружева, ленты.

В середине XIX века дамы вновь стараются скрыть под многослойной одеждой естественные очертания фигуры. Чтобы выйти в свет, им нужно было надеть нижнее белье: белую длинную рубаху, панталоны и чулки. Затянуться потуже в корсет из китового уса. Как и в период рококо XVIII века в моде снова тонкая талия.

Читайте также:
Платье-свитер – когда и с чем носить?

Подготовка завершалась кринолином – каркасом, который состоял из нижних юбок, число которых могло доходить до 6. Самая первая из них была сшита из конского волоса. Ее длина доходила до колена. Только после этого можно было облачаться в платье.

К середине столетия кринолин усовершенствовался. С 1859 года каркас состоял из эластичных стальных обручей. Наступает кринолиновый бум.

В 1850-60-х годах женщины просто утопают в неимоверно широких юбках. Подолы некоторых таких платьев в диаметре достигали 180 см. Такие платья носят не только знатные дамы, но и мало-мальски обеспеченные женщины. Была придумана универсальная модель женского платья со сменным лифом. В зависимости от времени суток менялся верх платья: вечером с юбкой носили верх с открытыми руками и плечами. Днем с той же юбкой – что-то закрытое.

Дамские наряды становятся чрезмерно роскошными и особенно вычурными. На смену простым фасонам и легким тканям приходят драпировки из тяжелых тканей. Повседневные и бальные платья шьют из бархата, парчи, атласа, шерсти, штофа, шелка. Появляется новинка – ткань «газ кристалл», которую ткали из нитей двух цветов.

Поменялась и расцветка. Светлые оттенки почти исчезли. Дамские однотонные наряды шьют в основном из ткани темного цвета. Используют полосатую, клетчатую материю. С появлением красителей модными становятся насыщенный красный, лиловый, цвет фуксии.

Наряды все больше «обрастают» цветочками, кружевами, рюшами, бахромой, вышивкой, искусственными цветами.

Появляется модная новинка – приталенный жилет казаки, в котором дамы выходили на прогулку или в гости.

Прически стали проще: гладкие, с прямым пробором, тяжелым узлом сзади и несколькими завитками волос. Их украшали гирляндами цветов, диадемами. Или зачесывали и убирали в шиньон.

Капоры и шляпы носили до 1860-х годов. Затем с изменением моды в одежде на смену им пришли маленькие шляпки.

Женская мода второй половины XIX века – стиль позитивизм (1870-80-е годы)

В европейском искусстве стиль позитивизм в отличие от «великих стилей», таких как, барокко, классицизм, не распространился на все виды искусства. В основном его влияние во второй половине XIX века было заметно в декоративно-прикладном искусстве и женском костюме. В живописи же, например, это было время реализма и зарождающегося импрессионизма.

Стиль позитивизм сменил стиль второе рококо в женском костюме и вступил в права с 1870-х годов.

В середине 70-х годов XIX века наблюдается тенденция к упрощению костюма. В моде – стройные высокие фигуры, плотно облегающие фигуру платья.

«Революция» в мире моды началась с отказа от кринолинов, которые в период стиля второго рококо были настолько широкими, что женщины из-за пышности юбок даже не видели, куда наступают.

Сначала кринолины начинают вытеснять кринолетты – своеобразная накладка в области ягодиц в виде юбки на проволочном каркасе с турнюром. Они продержались недолго: с конца 1860-х до первой половины 1980-х.

Затем появились турнюры – небольшие каркасы из проволоки, либо ватные валики-подушки, которые закрепляли под платье ниже талии.

Все эти приспособления использовались с целью получить объем и пышность юбки в области ягодиц. Постепенно юбки спереди все больше сужаются, конструкция каркаса смещается назад. Начинается эпоха турнюра, который полностью вытеснил кринолин.

К 1870 годам платье «тюник» с турнюрами приобретает странную форму, напоминающую латинскую букву S: спереди юбки строгие прямые, узкие. Сзади – выпуклые. Модный силуэт этого времени – костюмы и платья с юбками, мягко облегающими фигуру и расклешенными книзу, становятся главной отличительной чертой и особенностью стиля позитивизм.

Юбка платья прямая, с треном (тянущийся задний конец платья в виде широкого хвоста), непременно сильно драпировалась, закладывалась бантовыми складками и подбиралась назад. Ткань на юбках ниже трена также закладывалась складками и с изнанки скреплялась тесьмой.

Лиф платья «тюник» – облегающий, гладкий. Рукава – прямые, сужающиеся к запястью. В повседневных платьях практически нет открытых участков тела: все скрывается от подбородка до кистей рук.

Короткий рукав, декольте, открытые плечи допускаются только в вечерних платьях.

Поначалу такие платья шили из шерстяной ткани, бархата темных оттенков. Дополняли платье «тюник» перчатки из тонкой ткани, зонтики от солнца, длинные нитки бус, небольшие сумочки на длинном шнурке, различные шляпки небольшого размера.

Прически снова становятся высокими со сложной укладкой. Встречаются кудрявые короткие челки. Иногда используются накладные локоны. К началу нового столетия женские шляпки, украшенные перьями, цветами приобрели постепенно вид наколок.

В это время появляются различные виды домашней одежды – пеньюары, халаты с рукавами кимоно, капоты – верхняя одежда широкого покроя. Бальные платья в стиле позитивизм отличались от строгих повседневных нарядов с воротником-стойкой горизонтальным декольте и небольшим шлейфом.

Помимо платья «тюник» появился костюм-тальер – костюм наездницы и первых эмансипированных женщин – феминисток. Костюм состоял из жакета, блузки, юбки и напоминал мужской костюм-тройку. Женщины дополняли его заимствованными из мужской моды галстуками, накрахмаленными манжетами и воротничками.

Еще одну модель модного платья, которое иногда называли «вокализ» (звучное), шили из тафты. Декольте и рукава украшали оборками, низ юбки отделывали бахромой, которая при ходьбе издавала своеобразный шелест – «фру-фру». Это считалось очень модным.

Читайте также:
Фото розовых, коралловых и фиолетовых платьев 2021

В целом русская мода, конечно же, следовала европейским (французским) тенденциям. Тем не менее в середине XIX столетия под влиянием движения славянофилов, которые критиковали подражание западным новым веяниям, появился стиль «а-ля рюс». Женские платья были простыми, без каких-либо дополнительных деталей. Турнюр заменялся небольшой драпировкой или бантом.

1890-е годы – конец века и начало эпохи модерн

На рубеже XIX и XX веков под напором преобразований, происходящих в обществе, женская одежда становится удобнее, функциональнее, не стесняет движение. К концу 1880-х турнюры уменьшаются и постепенно выходят из моды совсем. Их сменяют свободные юбки колокольчики, которые расширяются книзу и свободно спадают, платья простых фасонов с плавными мягкими линями, не слишком сильно скрывающие очертания фигуры.

Исчезает перегруженность платья мелкими деталями и украшениями, цвета становятся не такими яркими. Женщины полностью отказываются от корсетов и кринолинов. Наряды дополняют меховыми накидками и шалями.

К концу столетия в моде снова рукав в стиле «баранья ножка» – расширяющийся в плечевой зоне в виде объемной сборки ткани и сужающийся в районе локтя. В начале следующего столетия «бараний рукав» буквально заполонил страницы модных журналов.

Прически становятся проще. Одна из модных укладок того времени – простой, порой даже небрежный пучок на макушке.

Пример того, как одевались в 90-е годы XIX века, портрет будущей императрицы Алисы Гессен-Дармштадтской с цесаревичем Николаем.

В конце XIX века женский костюм испытывает сильное влияние стиля модерн. Пример тому – портрет Серова С. М. Боткиной и портрет «Баронесса Икскуль» И. Репина.

Относительно в небольшом временном отрезке мода и стиль в женской одежде менялась радикально. Усложнялась от легкого ампира до стиля рококо, затем постепенно снова возвращалась к практичности. Многие элементы в одежде можно увидеть и в современной одежде. Особенно в дизайнерской и на подиумах.

Женскую одежду этого времени сложно назвать удобной. Красивой – да. Но чего это стоило представительницам прекрасного пола. Волочащиеся по земле подолы длинных платьев, многочисленные нижние юбки, тяжелые украшения, оборки, ленты. И это не говоря еще о жестких корсетах, которые затягивались так туго, что было трудно дышать, и кринолинах из стальных обручей. Иногда такие наряды весили 10-15 кг.

А если посмотреть на все это с точки зрения материальной – это же метры ткани, десятки метров лент, кружев. Интересно, сколько бы стоило такое платье сейчас? Да, может наши прапрабабушки и не были экономными, но вот в желании быть красивыми они себе точно не отказывали. Хоть и нелегко им было следовать моде. Однако, нам есть чему у них поучиться.

Сто лет моды. Как одевались женщины в 1801 – 1901г.г.

Стоит разговору зайти о моде девятнадцатого столетия, как большинство представит себе белое платье с кружевами и кринолином. Вот только все не так просто. Копнув глубже, можно узнать, что по сути кринолин был в моде всего шестнадцать, а не сто лет, да и белые платья в эпоху кринолина были диковинкой – на пике моды были яркие цвета и орнаменты. Разберемся же в том, что действительно носили дамы XIX века.

1801 – 1828

Платья этой эпохи являются продолжением раннего ампира 1790-х. Талия – очень высокая, прямо под грудь, женщины обычно обходятся без корсетов, а если и носят их, то не затягивают так сильно, как в предыдущие и последующие эпохи. Вырезы на платьях глубокие, чаще квадратные, хотя встречаются и закругленные; рукава – либо простые длинные, либо совсем короткие «фонарики». Нередко встречаются длинные шлейфы, длина юбки варьируется в зависимости от года. Расцветка платьев в основном пастельная, яркие оттенки встречаются куда реже. В качестве верхней одежды для теплого сезона леди пользуются коротенькими жакетами-спенсерами, которые становятся одним из отличительных штрихов ампирной эпохи.

В моде высокие прически с кудрями на висках, для украшения которых дамы часто используются нежные цветки, подчеркивающие легкость и женственность образов. В эти же десятилетия в женской моде появился по тем временам «диковинный зверь» – короткие стрижки а-ля римский император Тит, то есть с мелкими кудряшками. Из конкретно головных уборов носятся «восточные» тюрбаны, шляпки а-ля Памела и объемные чепцы родом все из тех же 1790-х.

1828 – 1838

Эпоха ампира закончилась, но мода на утонченную женственность еще жива, и в это десятилетие писком моды являются пышные юбки, которые, кстати, стали короче – всего до щиколотки – и рукава-буфы, показывающие изящество плеч и шеи. Чаще появляются вечерние платья с открытыми плечами. Талия всё ещё завышена, но уже не так сильно, как в предыдущие тридцать лет, вырезы становятся скромнее, и только преимущественно светлая расцветка остаётся неизменной. Потихоньку входят в моду рюши и кружева.

Прически становятся больше, увеличивается количество кудрей, а пучки появляются самые разнообразные, для украшения прически дамы пользуются перьями страусов. Именно эти десять лет являются той «пушкинской эпохой», о которой столько сказано и написано.

1838 – 1851

С наступление сороковых в свои права вступает романтизм. Юбка становится ещё пышнее, на ней появляется множество складок. Корсет затягивается туже, и немолодые уже модницы с грустью вспоминают о своей ампирной безкорсетной юности. В моду окончательно входят открытые плечи. Платья наконец становятся цветными, очень часто – даже темными, белый теперь надевают только на свадьбу (или выпуск из института), да и прочие светлые цвета оставлены исключительно для торжественных случаев. В начале десятилетия в моду входят шали и национальные платки, прикрывающие нижнюю часть юбки. Изредка встречаются платья с кринолином.

Читайте также:
Фото платьев Marchesa и история бренда

В Англии 1838 год ознаменовывается вступлением на престол королевы Виктории, которая в ближайшие десять-двадцать лет сильно повлияет на моду в Европе. Благодаря её вмешательству из женского гардероба исчезнут огромные шляпы, чепцы станут скромнее. В моду входят прически с гладкими прядями, кудри остаются приданьями старины. Одно из новых веяний – прическа а-ля Клотильда, с косичками около ушей, которая становится популярна благодаря всё той же Виктории, избравшей именно её для своей коронации.

1851 – 1867

В моде окончательно укореняются кринолин и шали на восточный манер. В журналах появляются не только взрослые, но и детские модели платьев. Светлые цвета почти полностью уходят в небытие, используются клетчатая и даже полосатая материи, а для пошива однотонных платьев берут в основном ткани темных цветов, белый же вне свадеб теперь можно встретить только на некоторых «официальных» портретах принцесс. Постепенно наряды «обрастают» всё большим количеством рюш, кружев и цветочков. Не брезгуют дамы и бахромой. Ближе к концу 1850-х в доступе наконец-то появляются искусственные красители и платья вновь обретают цвета.

Приблизительно к 1860 году наступает «кринолиновый бум», подолы некоторых платьев в диаметре достигают 180см. Помимо того, теперь кринолин носят не только дамы из знати, но и вообще все хоть сколько-нибудь обеспеченные женщины. В середине 1860-х изобретаются платья со сменными лифами: днем женщина носит что-то закрытое, а вечером к той же юбке надевает верх с открытыми плечами и руками.

Шляпки в эту эпоху становятся совсем незначительными, прически чем-то напоминают древнегреческие, волосы украшаются диадемами и гирляндами цветов. Стоит отметить, что уже к середине шестидесятых вечерние укладки обязательно открывают шею, переплетения волос становятся гораздо сложнее. Также эту эпоху от предыдущих отличает преднамеренная асимметрия в прическах.

1867 – 1878

Кринолин постепенно сменяется кринолеттом, просуществовавшим не слишком долго, а затем и турнюром. И тот, и другой увеличивают фигуру в области ягодиц, спереди же юбка становится более узкой (с кринолеттом это не слишком заметно, с турнюром – куда заметнее). Рукава тоже сужаются, а вот обилие деталей остается все тем же. Периодически встречаются аляповатые платья, в которых намешано ужасное количество разных украшений, тканей и орнаментов.

В моду снова входят более темные цвета, причем чаще всего почему-то используется синий. Вырезы – достаточно большие, нередко – квадратные. Снова начинают использоваться шлейфы, каблук под платьем становится выше.

В прическах древнегреческие мотивы сменяются средневековыми, появляются первые посылы к тем укладкам, которые будут модны в следующем десятилетии.

1878 – 1891

Популярность турнюров все набирает обороты, теперь их можно встретить даже в детских платьицах. Силуэты модниц окончательно становятся вытянутыми, строгими и узкими спереди, где юбка сужается до смехотворной ширины, но турнюр сзади наоборот увеличивается. Декольте, открытые плечи и даже короткий рукав становятся допустимыми только в вечерних платьях, дневные же скрывают кожу женщины от подбородка до самых кистей рук. И снова в моде темные оттенки…

Прически этой эпохи очень сложные, для их создания нередко пользуются накладными локонами, часто встречаются короткие кудрявые челки. Сзади волосы укладываются петлями или косами.

1891 – 1901

Из моды наконец выходят турнюры, постепенно уменьшавшиеся к концу 1880-х. Им на смену приходят юбки-колокольчики, свободно спадающие и расширяющиеся к низу. Вполне возможно, что целое поколение великосветских дам, с детства носивших турнюры, были удивлены тем, что и без них можно выглядеть женственно, элегантно и изящно. Но радоваться рано. На смену турнюрам приходит другая, тоже диковатая мода – на рукава в стиле «баранья ножка», широкие у плеч, но сужающиеся к локтю. Количество мелких деталей тоже уменьшается. Неизменным в начале десятилетия остается туго затянутый корсет, однако к концу 1890-х и эта мода потихоньку начнет исчезать.

Прически, как и платья, становятся проще. Мир приближается к переломным десятилетиям XX века, когда женщины наконец получат многие желанные свободы. Как ни странно, одна из самых модных в 1890-х укладок – простой, в некоторых случаях даже слегка небрежный пучок на макушке.

Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.

А раньше-то и трава зеленее была: мода 19 века

Даже люди не увлекающиеся модой могут легко сказать какие платя носили женщины в 18 веке и какие наряды украшали женщину в начале 20-ого века. А вот история моды 19 века не многим известна. Читая про моду прошедших столетий порой задаешься вопросом – как от шикарных целомудренных платьев в пол и элегантных костюмов мы пришли к хипстерам и девочкам-барби.

Стили моды 19 века: парад тканей

Классицизм (Конец XVIII века)

Для этой эпохи характерны строгость линий кроя, четкость пропорций, простота форм. Женский силуэт – это раздутая в боках юбка, которую старательно украшали рюшками и нескончаемыми оборками. Именно в это время положено начало моде на фантазийные прически и парики, сложные (даже с точки зрения архитектуры) сооружения на голове. Мужская мода не осталась без внимания и в 19 век мужчины гордой походкой вошли в камзолах с роскошной вышивкой и кружевными воротниками-жабо.

Читайте также:
Платья на Новый год 2021 – фото лучших моделей

В начале века женщины, наконец, смогли вздохнуть свободно, так как были полностью освобождены от корсета. В моду вошли легкие прозрачные платья, которые были больше похожи на шикарную штору, обмотанную вокруг женского тела.

Романтизм (XIX век)

Мода Европы 19 века возвращает кринолин и пышные формы платьев, под которыми тело практически скрывается. Платья с низко опущенным плечом, широченными рукавами, узкой талией и декором в виде лент, кружев и знакомых нам уже оборок. Кстати, оборки добавляли везде – они были даже на шляпах. Модерн (конец XIX – начало XX в.)Формы платья стремительно меняются – наряды стали тяжелыми, шились из плотной ткани, добавились турнюры, зрительно увеличивающие нижнюю часть торса.

Мода начала 19 века: французская революция

Девятнадцатый век во Франции начался с переворота и не только на уровне всей страны, но и модных течений. Протеста ради парижанки начали игнорировать короткие чулки и панталоны и сделали выбор в пользу длинных штанов и коротких фраков. Прежде замысловатые женские наряды сменились на простые платья и одежду в греческого стиля. Главными цветами костюмов символично стали синий, белый и красный. Мода в начале 19 века диктовала свои правила и девушки повсеместно стали выбрасывать свои парики и отказываться от невероятных десятиэтажных причесок. С этого момента ничего искусственного – укладки только из натуральных волос, никакой косметики и пудры. Особое внимание стоит уделить прекрасным платьям в стиле ампир. Пик их популярности пришелся на времена Наполеона I, но потом платья прошли «адаптацию» к суровому европейскому климату – добавились рукава, вырез на груди уменьшился. Вместо легких тканей для пошива стали использовать бархат, украшая наряд богатой вышивкой.

Эпоха романтизма Женская мода середины 19 века привнесла в дамские костюмы страстные и мечтательные нотки, и наряды весьма сильно изменились. Теперь греческие мотивы ушли на второй план, и верх взяли классические платья. Лиф платьев стал подчеркивать красоту женской груди, юбка слегка укоротилась (до щиколоток), а линия талии в крое вернулась на свое законное место. Модные в то время широкие рукава только усиливали визуальный эффект тонкой талии, который диктовала мода 19 века, платья были умопомрачительно женственными и подчеркивали все прелести фигуры. Впрочем, как и сегодня, роль деталей в женской моде в 19 веке была велика. К платью нужно было обязательно подбирать шаль, пелерину, муфту и зонтик. Писком моды в то время было боа – своего рода шарф из меха или перьев.

Мода конца 19 века: фантазийные сооружения

Мода 19 века в Европе по-прежнему строилась на предпочтениях Франции. В шестидесятые дамские наряды были особо вычурными и чрезмерно роскошными, это была «мода Второй империи». Для моды второй половины 19 века характерны платья из шерстяных и шелковых тканей, репса, штофа, атласа и бархата. Расцветки самые яркие — цвет фуксии, лиловый, красный. В качестве декора служила богатая вышивка, бахрома, искусственные цветы и кружево (особенно золотое). И если ранее кружево изготавливалось фабричным способом, то теперь декор стали делать вручную. Знаменательной чертой моды в конце 19 века стал кринолин, представляющий собой конструкцию из ивовых прутьев, металлических обручей и китового уса. Это «сооружение» надевали под нижнюю юбку, чтобы придать платью пышности.

Мужская мода в 19 веке: брючные метаморфозы

  • Главное нововведение мужской моды 19 века – это строжайшее разделение одежды по назначению. Выделяли визитный, домашний, бальный и повседневный костюмы.
  • Для мужчин мода того времени уготовила белые рубашки на пуговицах с отложными или стоячими воротничками. К шестидесятым стали модными манишки, которые пришли на смену рубашкам.
  • Мужские брюки тоже прошли через ряд изменений. К примеру, в 50-е брюки были на штрипках, в 60-е штрипки исчезли. В 70-80-е года на брюках появились лампасы, и поменялся крой, который предполагал сильное расширение книзу. Под конец столетия были провозглашены модными брюки «французского» покроя — зауженные книзу и немного мешковатые. В основном брюки шились из ткани в клеточку или полосочку.
  • К бальной одежде относился фрак — цветной или черный, который дополняли специальным фрачным плащом. К фраку также полагалось надевать белый жилет.
  • Как уже говорилось ранее, мода в 19 веке предполагала деление одежды по функциональному назначению. Для визитной одежды специально изобрели совершенно новый для того времени вид костюма — визитку. Костюм был однобортным, имел закругленные фалды, а также отрезную талию. Если «визитка» была черной, то к ней полагалось надевать серо-черные полосаты брюки («визиточные») и однобортный жилет — черный, цветной или белый..
  • В конце столетия на пике популярности был «костюм для курения», он же смокинг. Правда, носили его, в основном, только молодые люди. К смокингу полагались черные брюки с шелковыми лампасами.
  • Домашней одеждой у мужчин считались жакеты и блузы из бархата.
  • Верхняя одежда для мужчин имела завидное разнообразие: пальто с пелериной, меховая длинная шуба, пальто «сак», длинный плащ без рукавов, короткое пальто в талию со шнуровой отделкой («бекеша»).
  • Галстук в 50-е-60-е года 19 века имел вид банта, и только к 70-м годам появился известный нам ленточный галстук.

Пройдите обучение на онлайн-курсе стилистов-консультантов и узнайте все об истории моды.

Одежда своими руками, мода и стиль

Платья 19 века

У многих одежда в стиле 19 века ассоциируется с белоснежными кружевными нарядами и кринолином. Правда, на самом деле все далеко не так просто. За это столетие модные тенденции неоднократно менялись. Поэтому в данном вопросе следует разобраться более детально, рассмотрев при этом картинки и фото, на которых представлены платья из 19 века.

Читайте также:
Кружевные свадебные платья – короткие и со шлейфом

1801 – 1828

В этот период еще продолжают оставаться актуальными платья 18 столетия, выполненные в стиле раннего ампира. Для них характерна чрезмерно завышенная талия, располагающаяся под грудью. Девушки носят наряды, как правило, без корсета. Даже если он и используется, то не затягивается столь сильно, как в более ранние периоды.

Платья начала 19 века отличаются глубоким вырезом. Чаще всего он квадратный, но также уместны и закругленные варианты. Рукава встречаются обычные длинные или же чрезмерно короткие, выполненные в виде фонариков.

Зачастую применяются шлейфы. Женская одежда выполняется в пастельной палитре. Яркие тона практически не встречаются. Летом дополнительно используются спенсеры. Это короткие пиджаки, характерные для эпохи ампира. В качестве головных уборов выступают шляпки, тюрбаны и чепцы. Именно так выглядит одежда начала этого столетия.

1828 – 1838

В этот период отмечается завершение эпохи ампира. Правда, уклон все еще делается на женственность и утонченность. Среди дам становятся популярны пышные наряды. Правда, длина их становится меньше и достигает щиколотки. Востребованными оказываются рукава-буфы, позволяющие подчеркнуть изящную шею и плечи.

Популярность обретает женское платье с оголенными плечами. Линия талии при этом остается завышенной, но уже не столь сильно, как в начале столетия. Вырезы делают скромнее. Расцветка при этом продолжает использоваться светлая. На платьях начинают использоваться кружевные элементы и рюши.

1838 – 1851

19 век характеризуется неоднократной сменой течений. В эти годы вступает в права романтизм. Юбки приобретают еще больший объем, на них отмечается наличие многочисленных складок. Корсет начинают затягивать туже. Старые дамы с тоской вспоминают период ампира, когда данные детали гардероба вовсе не использовались.

В тренде оказываются открытые плечи. Старинные платья становятся темными и цветными. Белые наряды начинают надевать исключительно на свадьбу и выпускной. Остальная светлая палитра применяется только на торжествах. Популярность обретают шали и платки, которые прикрывают подол. Крайне редко, но можно встретить наряды с кринолином.

В 1938 году на территории Англии к власти приходит королева Виктория. Именно под ее влиянием мода 19 века претерпевает кардинальные изменения. Именно по причине ее вмешательства женщины перестают носить объемные шляпы. Кроме того, отдается предпочтение более скромным чепцам.

1851 – 1867

В середине 19 века платья носят с кринолином и шалями в восточном стиле. Светлые оттенки оказываются практически невостребованными. Зато популярность обретает полосатый и клетчатый принт. Однотонные модели создают преимущественно в темных тонах. Белоснежные варианты выбирают исключительно для свадебных торжеств.

Платье в этот период начинает украшаться многочисленными рюшами. Актуальным становится декор в виде цветов и кружева. Также отмечается наличие бахромы.

В начале шестидесятых годов отмечается пик популярности кринолина. Диаметр подола при этом иногда достигает 1,8 метров. Подъюбники становятся востребованы далеко не только среди знатных там. Кринолин используют даже женщины, которые обеспечены лишь в незначительной мере.

В середине шестидесятых годов старинное платье оснащается сменным лифом. В течение дня используется закрытый вариант, а вечером сменяется моделью с оголенными руками и плечами. Юбка при этом остается неизменной. Дополняется образ с помощью компактных шляпок. Они приходят на смену объемным головным уборам.

1867 – 1878

Мода на кринолин постепенно уходит. Вместо него используется кринолетт. Правда, этот вариант продолжал оставаться востребованным лишь непродолжительное время. Вскоре популярность обретает турнюр. Оба варианта способствовали увеличению объема в ягодичной области. В передней же части юбка стала существенно уже. Если с кринолеттом этот эффект был выражен слабо, то в случае с турнюром проявлялся гораздо ярче.

Рукава на нарядах существенно снижается. При этом обилие декорирующих элементов продолжает оставаться востребованным. Иногда можно встретить чрезмерно насыщенные декором варианты. При их создании использовалось чрезмерно большое количество материй, орнаментов и украшений.

Вновь востребованными становятся темные оттенки. Правда, подавляющее большинство нарядов при этом выполняется в синей палитре. Вырезы в этот период большие, зачастую обладают квадратной формой. Вновь в тренде оказываются шлейфы. Обувь при этом начинают надевать с существенно более высоким каблуком.

1878 – 1891

Турнюры обретают максимальную популярность. Они применяются даже в детской одежде. Силуэт становится строгим, максимально вытянутым и узким в передней части. Юбка при этом нередко сужается чрезмерно сильно. Сзади же турнюр, напротив, увеличивается в размерах.

Платье уже не предполагает открытие плеч, наличие короткого рукава и откровенной зоны декольте. Такой вариант уместен лишь в случае с вечерними нарядами. В повседневной жизни девушки максимально прикрывают тело. Закрытыми оказываются все участки от подбородка до кистей рук. При этом вновь в тренде оказывается темная палитра оттенков.

1891 – 1901

Для конца 19 века характерен выход из моды турнюров. Вместо них начинают повсеместно использоваться юбочки-колокольчики, которые свободно ниспадают и расширяются в нижней части. Можно предположить, что для многих знатных дам, долгие годы носивших турнюры, такие перемены стали явным удивлением. Ведь даже без них удавалось создать изящные, элегантные и невероятно женственные образы.

Правда, в этот период популярность начинать не менее диковатые элементы. Рукава начинают создавать в стиле так называемой бараньей ножки. В области плеч они максимально широкие и сужаются в районе локтя.

Декорирующих элементов уже используется существенно меньше. В начале этого десятилетия корсет все еще затягивается туго, но к концу столетия и этот тренд уже становится менее актуален.

Разновидности нарядов с учетом случая

Одежда 19 века отличается не только с учетом периода. В зависимости от случая модницы облачались в разные наряды. Среди основных их разновидностей при этом можно выделить следующие:

  • утренние. Для завтрака женщины выбирали простые модели, выполненные из гладкой материи. Рукава на них были длинными. Наряд выполнялся в сдержанных тонах. Дома девушки предпочитали носить простые платьица с запахом, оснащенные пояском и карманами;
Читайте также:
Цветочный принт – 30 лучших платьев 2021 года

  • бальные. Одежда создавалась поистине роскошная и неординарная. При ее пошиве применялись дорогостоящие ткани. Например, муар, бархат, поплин, тафта, шелковая и атласная материя. Уместны были как матовые, так и блестящие, но обязательно однотонные варианты. Наряд обязательно дополнялся веером, перчатками и обувью, оснащенной каблуком;

  • свадебные. Как правило, создавались в стилистическом направлении ампир и обладали неброским цветом. Талия была завышенной, рукава укороченными, а зона декольте достаточно глубокой. Атласные наряды сверху покрывались прозрачной тканью;

  • зимние. Носить их принято было на прогулках и в домашней обстановке. Для пошива применялась шерстяная ткань. Декорировалась одежда с помощью меха и вышивки. При пошиве чаще всего применялись драдедам, кастор, бареж, меринос и люкзор;

  • провинциальные. Девушки, проживающие в провинции, отдавали предпочтение изделиям с минимальным количеством декора. Стоимость их была существенно ниже, чем нарядов городских модниц. При пошиве использовались, как правило, хлопковые, льняные и шерстяные ткани;

  • для поездки в экипаже. Одежда, которая была предназначена для этих целей, обладала свободным кроем и отличалась максимальной практичностью. Длина ее была короче стандартных вариантов. За счет этого девушке гораздо легче было сесть в карету и выйти из нее. Кроме того, наряд во время путешествия не пачкался.

Платья в стиле 19 века отличаются многообразием и неординарностью. За это столетие мода неоднократно менялась, появлялись постоянно новые модели женских нарядов. Определенные детали таких одеяний остаются востребованными по сей день. Например, кринолин продолжает использоваться в свадебной моде, но уже в несколько видоизмененном виде. Он стал гораздо удобнее и легче. Также сейчас находятся в тренде изделия с оголенными плечами, откровенными декольте, уместны корсеты. При применении модных в то время элементов, даже сейчас модельерам удается создать элегантные, женственные предметы гардероба.

Видео

Ивагами М. Мода XIX века (из книги «История моды с XVIII по ХХ столетие. Коллекция Института костюма Киото»)

Ивагами М. XIX век. История моды с XVIII по XX столетие. Коллекция Института костюма Киото. АРТ-РОДНИК, 2003. Стр. 149-155.


Императрица Евгения в окружении фрейлин. Франц Винтерхальтер. 1864 г.

На протяжении всего XVIII века Франция оставалась признанным лидером в мире женской моды. В следующем столетии эта репутация лишь укрепилась, и Франции стала непререкаемым авторитетом в области дамского костюма. Что касается мужской моды, то её, в основном, диктовала Англия. Еще в XVIII веке эта страна славилась развитой шерстяной промышленностью, первоклассным ткацким оборудованием, новаторской техникой шитья. Столь ярко выраженные тенденции привели к появлению таких понятий, как «парижская мода» и «лондонский фасон». В XIX веке постоянно меняющийся силуэт наряда стал, пожалуй, основной отличительной чертой женской одежды, тогда как мужской костюм сохранял базовую форму, изменяясь лишь в мелочах.
Французская революция 1789 года привела к краху социальной иерархии, на первый план выдвинулась крупная буржуазия, ставшая столпом французского общества XIX века. В период Второй империи (1852-1870) дворянство несколько укрепило свои позиции, и императрица Евгения, жена Наполеона III, была признана законодательницей женской моды. После провозглашении Третьей республики (1870) классовая структура общества вновь испытала серьезные потрясения, в моде же наметились противоречивые тенденции. Постепенно стал складываться круг женщин, влиявших на развитие «высокой моды»: жены зажиточных буржуа, актрисы, дамы полусвета (дорогие куртизанки), именно на них ориентировались портные во второй половине XIX века.
Во второй половине XIX века к моде стали приобщаться более широкие слои населения, даже низшие классы следили за стилевыми изменениями одежды. Появление в 1850-х годах во Франции универсальных магазинов способствовало популяризации моды. Огромные универмаги предоставляли покупательницам свободу выбора, сочетая ее с разнообразием товара по вполне разумным ценам. Благодаря международным выставкам, первая из которых состоялась в Лондоне в 1851 году, а также развитию нового общественного транспорта – железных дорог и пароходных линий, – беспрецедентный подъем переживала торговля. Модные журналы, количество которых резко увеличилось, помогли сделать так, что парижскую моду к началу второй половины XIX века стали признавать во всем мире.

СТИЛЬ АМПИР И ПРИДВОРНАЯ ОДЕЖДА


Мадам Рекамье. Франсуа Жерар. 1802 г.

Уже во время первого периода Французской революции наметились серьезные изменения в стилистике женской одежды. Доминирующим стало платье-шемиз, подучившее свое название за сходство с нижней сорочкой – шемиз. Его простота разительно отличалась от пышных нарядов эпохи рококо. Такие элементы нижней одежды, как корсет и панье, обязательные в предыдущем веке для формирования характерного силуэта, были забыты. Отныне дамы предпочитали носить тонкие, почти прозрачные белые хлопчатобумажные платья, надевая вниз один-два слоя белья или вовсе обходясь без него. Платье-шемиз отличалось четким, почти аскетическим силуэтом, за счёт высокой талии, а также цельнокроеного корсажа и юбки. Прототип такого костюма (chemise a la reine) любила ещё Мария Антуанетта. Постепенно платье трансформировалось, и, как мы видим на портрете Мадам Рекамье Франсуа Жерара (1802, Музей Карнавале, Париж), всё более стало напоминать наряд неоклассицизма, который прославлял строгие, классические формы, характерные для времён Античности. В моду вошли полупрозрачные материалы: муслин, газ, перкаль, – их ценили за простоту.

Хочешь прогуляться со мной, Фидо? А. Стивенс. 1859 г.

Подобные ткани скорее драпировали фигуру, создавая струящийся воздушный силуэт. Платье-шемиз стало символом новой, постреволюционной эстетической концепции. Однако европейские зимы оказались слишком холодными для тонких материалов и в моду вошли шали из Кашмира, которые полагалось набрасывать на плечи: они не только согревали свою хозяйку, но и служили удачным дополнением к ее платью. От холодов также защищали спенсер и редингот – практичные, скроенные на английский лад наряды. Эта верхняя одежда во многом испытала на себе влияние военной формы эпохи наполеоновских войн: военные мундиры отличались смелыми новаторскими фасонами, целью которых было подчеркнуть могущество французских войск. Считается, что и кашмирские шали вошли в моду после того, как Наполеон привез их во Францию после своей египетской кампании 1799 года. Благодаря экзотическим рисункам и роскошной многоцветности, индийские шали быстро стали модным аксессуаром. Роскошные кашмирские платки стоили больших денег, и поэтому неудивительно, что их вносили в завещания или в списки приданого. После 1830 года популярность подобных накидок была столь велика, что к 1840-ым годам, как во Франции, так и в Англии открылись крупные ткацкие фабрики по производству шалей. И если в Лионе во Фракции работали с дорогими, изысканными материалами, то в шотландском городке Пейсли было налажено массовое производство менее дорогих тканых шалей и их имитаций с набивным рисунком. Название города Пейсли скоро стало так широко известно, что превратилось в синоним узора «огурцами», который часто ассоциировали с кашмирскими шалями. Спрос на шали оставался велик вплоть до Второй империи, когда в моду вместе с кринолинами вошел увеличенный вариант накидок. Мануфактуры, занимавшиеся производством кашмирских шалей, пришли в упадок.

Помазание Наполеона I и коронация Жозефины (фрагмент). Жак Луи Давид. 1805-1807 гг.

Читайте также:
Платья от Zac Posen и биография дизайнера

После Французской революции хлопчатобумажные ткани, производившиеся в основном в Англии, вытеснили дорогостоящий шёлк. Шёлковые мануфактуры в Лионе, еще недавно опора французской экономики, переживали серьезный кризис. Наполеон, встревоженный экономическим положением в стране, предпринял попытку оживить производство, наложив таможенные запреты на импорт товаров из Англии, а также запретив населению носить одежду из английского муслина. Однако даже эти суровые меры не могли противостоять веяниям моды. После коронации в 1804 году, когда Наполеон был провозглашен императором, он издал указ, предписывающий как женщинам, так и мужчинам в обязательном порядке являться на все официальные церемонии в одежде из шёлка. Так императору удалось возродить роскошную придворную моду дореволюционного периода. Шёлковые церемониальные платья и великолепные наряды со шлейфом (manteau de cour), которые любила императрица Жозефина, стали типичными для придворной моды эпохи ампир. Именно в таком платье запечатлена супруга Наполеона в знаменитой картине Жака Луи Давида (1805–1807, Лувр, Париж). Бархатный шлейф официальною наряда императрицы с горностаевой подбивкой символизирует роскошь и могущество французскою двора: революционные идеалы постепенно становились историей. Такие изысканные платья со шлейфом долго оставались неизменным атрибутом придворных церемоний европейских королевских дворов.
В первое десятилетие XIX века фасон женских платьев не претерпел каких-либо существенных изменений, однако после 1810 года длина юбок заметно укоротилась. Снова возник спрос на нижнюю одежду: широко использовался brassiere, который впоследствии стал прототипом бюстгальтера, носили и мягкие корсеты, без вставок из китового уса. Вновь изменилась мода на материалы, из которых шили повседневную одежду, и хлопок уступил место шелку. Обилие декоративных элементов и яркие цвета очень понравились модницам всего мира и снова завоевывали их сердца.

РОМАНТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Дневное платье (с рукавами gigot). 1838 г.

Приподнятая линия талии платья эпохи ампир к середине 1820-х годов отошла в прошлое. Корсеты вновь стали необходимым элементом женской одежды, так как новый стиль костюма требовал подчеркнуто тонкой талии. Юбки расширились и стали напоминать колокол, а их длина уменьшилась, приоткрыв щиколотку. Теперь, когда изящные ножки открылись для всеобщего обозрения, важным атрибутом дамского наряда стали чулки. Но самой характерной чертой новой стилевой тенденции того периода можно считать gigot (рукав «баранья нога»), отличавшийся резким расширением у плеча и столь же резким сужением к манжете, пик популярности таких рукавов пришёлся на 1835 год.

Вечернее платье. Ок. 1845 г.

Ещё одной примечательной чертой моды этой эпохи стало декольте, настолько глубокое, что в дневное время дамам предписывалось надевать косынки-фишю, пелерины, шали или «берты». Для того чтобы подчеркнуть и оттенить объемные рукава и низкий вырез платья, прически и шляпы увеличились, их отличало обилие декоративных украшений из перьев, искусственных цветов и драгоценных камней.
На капризы моды описываемого периода значительное влияние оказал романтизм, отличавшийся особой чувственностью, воспевавший творческие, неординарные порывы, характеризовавшийся интересом к прошлому и экзотическим мирам. Каноны романтизма требовали, чтобы идеальная женщина была хрупкой и отличалась особой изысканностью. Жизнерадостный и здоровый вид стали находить вульгарным, а потому было принято восхищаться бледностью лица. Под влиянием романтического стиля в моде стали проявляться «воспоминания» о нарядах, причёсках и украшениях придворных платьев XV–XVI веков, именно этот период воспевался драматургами-романтиками.

КРИНОЛИН


Кринолин. Сорок обручей из стальной проволоки, одиннадцать полос льняной тесьмы. Окружность по подолу: 303 см. Ок. 1865 г.

Основополагающий стиль 1830-х годов продолжал господствовать и в 1840-е годы, однако нарочито-декоративные украшения, такие как рукава gjgot, постепенно вышли из моды, их сменили более «спокойные» фасоны. Талии тем не менее стали ещё уже, а юбки продолжали расширяться. Расширенный контур юбки формировался с помощью нескольких слоев нижних юбок, хотя их обилие значительно ограничивало движения женщин. Однако, поскольку физическая активность не относилась к числу занятий, которые могли себе позволить дамы из высшего общества, тяжелая одежда считалась, скорее, не помехой для движений, а показателем высокого положения. Помимо того, что юбки стали шире, их длина снова дошла до пола. В 1850-е годы юбки отличались обилием горизонтальных оборок-воланов, подчеркивающих конический силуэт. На рукавах сборки у плеча уступили место сборкам у запястья. Головные уборы также уменьшились, превратившись в скромные шляпки или капоры, прикрывавшие лицо. Творивший в первой половине XIX века живописец Жан Огюст Доминик Энгр на своих полотнах с предельной точностью запечатлел модные тенденции той эпохи.

Читайте также:
Лучшие черно-белые платья на зиму 2021

Женщины в саду. Клод Моне. 1866 г.

В конце 1850-х годов женский костюм претерпел разительные изменения, больше всего коснувшиеся юбок Изобретение новых материалов привело к появлению «кринолина-клетки», нижней юбке на обручах. В 1840-е годы термин «кринолин» относился к нижним юбкам, изготавливающимся из конского волоса (crin), который вплетали в плотный лён (lin). После 1850 года этот термин начал обозначать нижнюю юбку с обручами, сделанными из стали или китового уса, в виде «клетки». Благодаря появлению кринолинов юбки достигли поистине необъятной ширины. Изобретение стальной проволоки, дальнейшее развитие текстильной промышленности и практическое использование швейных машин способствовало тому, что кринолины ещё увеличились в размерах. Усовершенствование ткацких станков и красителей позволило разнообразить ассортимент тканей.
Повысившийся спрос на ткани можно считать благодеянием для французской текстильной промышленности, в частности для шелковых мануфактур Лиона. Наполеон III придерживался политики, поддерживающей развитие текстильного производства, и французская буржуазия с радостью приветствовала его начинания. Знаменитые кутюрье, такие как Чарлз Фредерик Ворт, разрабатывали дизайн платьев, используя изысканные шелка из Лиона. Так лионским мануфактурам удалось сохранить свою репутацию, и Лион по-прежнему считался центром производства модных тканей, отвечавшим всем требованиям парижской публики.

ТУРНЮР


Турнюр. 1870-1874 гг.

Начиная с конца 1860-х годов, юбки продолжали оставаться объемными сзади, однако заметно «уплощились» спереди. Подобный силуэт достигался с помощью такого элемента нижней одежды, как турнюр (tournure).

Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт. Жорж Сера. 1884-1886 гг.

Турнюрами называли накладки, которые носили сзади для придания силуэту выразительности, набивая их самым различным материалом.
Для того чтобы придать костюму нарочито объемную форму, юбки и верхнюю одежду иногда собирали в складки на спине. Лишь незначительно изменяясь в мелочах, турнюры продолжали оставаться в моде и в 1880-е годы. Типичный силуэт платья 1880-х годов можно увидеть на картине Жоржа Сера Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт (1884–1886, Художественный институт, Чикаго); на своем холсте художник запечатлел гуляющую публику. Это полотно помогает нам увидеть, как высокая мода (в частности, турнюр) достигла и низших слоёв общества. В Японии турнюр считался нарядом западного типа, его надевали лишь в Rokumei-kan в Доме западной цивилизации в Токио, во время эры Мэйдзи (1887-1812).

Приём (фрагмент). Джеймс Тиссо. 1878 г.

Многие костюмы, которые носили во второй половине XIX века, состояли из двух отдельных предметов: корсажа и юбки. По мере того как век близился к закату, количество декоративных деталей в одежде всё увеличивалось. Дошло до того, что буквально каждый шов и каждая складка платья в изобилии оформлялись сложными украшениями.
В конечном итоге увидеть естественные очертания женского тела стало практически невозможно. Единственным исключением было цельнокроеное платье, появившееся в начале 1870-х годов, оно позволяло разглядеть некоторые очертания фигуры. Это платье назвали «платье-принцесса», в честь принцессы Александры (1844-1925), впоследствии ставшей королевой Англии.
К концу века дамы стали объемные шиньоны. Головной убор, который был практически обязательным в XIX веке, превратился в маленькую шляпку с узкими полями, едва прикрывавшими сложную прическу. Особенно популярным стал ток, не имеющий полей.

S-ОБРАЗНЫЙ СИЛУЭТ


Нана (фрагмент). Эдуард Мане. 1877 г.

Период между окончанием XIX века и началом Первой мировой войны во Франции принято называть Belle Epoque («Прекрасная эпоха»). Господствующий в искусстве декаданс эпохи модерн диктовал свою особую, несколько извращенную эстетику. Атмосфера переходного периода словно вдохнула новую жизнь в женскую моду. Искусственный силуэт, столь характерный для XIX века (его формировала структурная нижняя одежда), уступил место новым формам XX века, которые следовали за изгибами женского тела, стараясь подчеркнуть его неповторимость. Марсель Пруст в своём «Воспоминании о потерянном времени» верно подметил, что именно в начале XX века полностью изменилась структура женского платья.
Одним из новшеств, характерным для данного периода, стало появление темпе S-образного силуэта, который примечателен тем, что подчеркивал талию путём формирования объемного, выступающего вперёд бюста и пышной задней части платья.

&nbsp &nbsp Рисунок Ч. Д. Гибсона

Компании, производившие нижнее бельё, предложили дамам несколько вариантов корсетов для того, чтобы помочь им обрести изящную, тонкую талию, как того требовала мода. S- образные фигуры женщин должны были напоминать волнообразную линию, ставшую идеалом эпохи модерн. Что касается декоративного искусства, и прежде всего, ювелирных украшений, то в нем особенно заметны смелые, новаторские идеи художников, пропагандирующих стиль модерн.

Мистер и миссис А. Н. Фелпс Стоукс. Джон Сингер Сарджент. 1887 г.

До XIX века женщины уже не раз надевали наряды с элементами, заимствованными у мужской одежды, правда, лишь для езды верхом. Увлечение костюмами, специальной одеждой для занятий спортом или путешествий стало характерной чертой уходящего XIX века. На заре XX века дамы стали использовать костюмы мужского типа и в повседневной жизни. В то время женский костюм состоял из двух предметов: жакета и юбки, которые носили с сорочкой или блузкой. Блузка должна была гармонировать с нарядом, и поэтому она довольно быстро стала важным элементом женской моды. Женщин, одетых в изящные блузки прозвали «девушками Гибсона»; американский иллюстратор Чарлз Дейн Гибсон (1867–1944), часто изображал подобный дамский наряд.
Если говорить о платьях, призванных подчеркнуть естественные очертания женского тела, то следует отметить, что в 1890-е годы вновь возродилась мода на гигантские рукава gigot, так, правда, ненадолго, законодатели моды отступили от стремления к простоте. Эта тенденция угасла уже к 1900 году. В этот период шляпы стали больше, их вновь дополняли экстравагантным декором, например чучелами птичек, и эта мода продержалась вплоть до начала XX века.

Читайте также:
Кружевные свадебные платья – короткие и со шлейфом

Платье для намаза или дресс-код молитвы. По вкусу – по карману

Для того, чтобы молитва считалась действительной, нужно соблюсти ряд обязательных условий, в том числе и обратить особое внимание на форму одежды. Каковы требования к внешнему виду, и как сшить платье для намаза самой? Об этом смотрите в новом выпуске “По вкусу – по карману”.

Намаз – молитва, которую мусульмане выполняют ежедневно. Для кого-то он уже стал неотъемлемой частью жизни, а кто-то начал молиться совсем недавно.

Сегодня нам хотелось бы затронуть важную тему – правила одежды мусульманки при совершении молитвы.

А также рассказать – как сшить своими руками платье для намаза!

Молитва для женщины-мусульманки

Для того, чтобы молитва считалась действительной, нужно соблюсти ряд обязательных условий, в том числе и обратить особое внимание на форму одежды.

Женщинам перед совершением намаза следует покрыть все тело, кроме лица, кистей рук и ступней до лодыжки.

Вы спросите: и это все? Нет. Есть в этом вопросе важные нюансы. Обо всем по порядку.

Ступни женщин по мазхабу Имама Абу Ханифы не считаются ауратом, и поэтому не обязательно их укрывать. Некоторые ученые считают, что совершение женщиной намаза босиком является макрухом (т.е. нежелательно), другие же не видят в этом ничего предосудительного.

Однако все же есть и вопросы этики. Если вы собираетесь совершить намаз в мечети, то стоит проявить уважение к молящимся и надеть носки. Это будет правильно с точки зрения гигиены, ведь в место, куда ступает ваша нога чуть позже опускается чей-то лоб в молитве.

Поскольку молитва предполагает последовательность разных движений, стоит позаботиться о том, чтобы некоторые части тела оставались закрытыми во время совершения намаза.

Например, если во время наклона платок женщины сползает вперед, обнажая шею, то ее намаз считается недействительным, если она сразу же не закроет эту часть.

Женщина должна быть уверена, что ее тело закрыто со всех сторон должным образом, предотвращая любое обнажение. Если во время намаза будет видна какая-то часть тела, кроме того, что разрешено, то такая молитва может быть недействительна.

Женская одежда для намаза

Одежда для намаза не должна быть обтягивающей, прозрачной и выделяющей части тела.

Поэтому считается неправильным женщине совершать намаз, будучи облаченной в обтягивающие брюки или в прилегающей блузке.

Если женщина все же вынуждена носить брюки, то необходимо надеть сверху какую-либо одежду, длина которой не выше колен.

Если же у мусульманки нет возможности надеть такую одежду или нет юбки, то в крайнем случае выполнить намаз в брюках считается лучшим, чем оставлять намаз на каза, т.е. на потом, иначе говоря выполнить молитву позже предписанного времени.

Часто можно встретить в мечети женщину, которая по незнанию или за неимением хорошего платка, посещает молитву, укрыв голову полупрозрачным шифоновым шарфом. Молитва, выполненная в прозрачной одежде, обнажающей части тела или в прозрачном платке, из-под которого видны волосы, является недействительной. Намаз в этом случае стоит совершить заново.

Чистота одежды безусловно важна. Ваш наряд должен быть опрятным и чистым.

Однажды праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) увидев человека, совершающего намаз в грязной и мятой одежде, спросил его:

— Скажи, если я послал бы тебя к какому-нибудь знатному человеку, ты бы пошел к нему в такой одежде?

— Нет! — ответил человек.

Тогда Умар изрек следующее:

— Всевышний Аллах более достоин вашего опрятного и чистого внешнего вида.

[Тахтави, Хашия ала Маракиль-Фалях].

Важно, чтобы ткани вашей одежды не были испачканы нечистотами (наджаса), к которым можно отнести кал, мочу, слюну собаки, рвоту, гной и др.

Как сшить платье для намаза

Вы совершенно справедливо зададитесь вопросом: «МОЖЕТ стоит тогда обзавестись отдельной одеждой для намаза?»

Абсолютно верно, многие мусульманки так и делают.

В принципе нет какой-то специальной одежды не для намаза. Мусульманка по идее всегда должна вне дома ходить в одежде, которая соответствует требованиям для намаза. Но бывает, что мусульманка, например только недавно начавшая молиться, еще не готова всегда одеваться как предписано или дома использует специальное платье, одевая его для намаза. Это и является тем что сегодня называют «одежда для намаза».

Сейчас существует целое множество платьев для намаза. Можно приобрести его в интернете, попробовать найти такое в магазине.

Ну а мы с вами пойдём третьим путём и постараемся сами сшить платье для намаза. В данном видео вы узнаете сколько ткани вам понадобиться для молитвенного платья, как снять мерки, как сшить платье для намаза своими руками, где взять материалы, сколько они стоят.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: