Душегрея и шугай

Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Яркие костюмы русской праздничной одежды сохраняли традиционные формы в крестьянской среде до начала XX века. Были в русском народном костюме и девичьи венцы, которые напоминали царские короны, и расшитые жемчугом кокошники, которые передавались по наследству, и понева для замужних женщин и самые разнообразные сарафаны. О праздничной традиционной русской одежде и пойдёт речь в нашем обзоре.

Сборник

Сборниками на Руси называли группу женских головных уборов. Уже в самом названии отражается особенность их кроя: верхняя часть была оформлена сборками (складками), которые образовывали этакий гребень. Этот гребень не только создавал неповторимый вид головного убора, а имел магический смысл – защита и продолжение рода.

У сборников в разных регионах России были существенные отличия. В одних областях они походили на кокошники, в других – на повойники. Повойниками называли головные уборы замужних женщин, которые выглядели как мягкая шапочка, под которую убирались волосы, заплетенные в две косы.

Во многих российских губерниях, особенно в Центральной России и в северных регионах, сборники использовали как свадебный головной убор, который надевали на новобрачную на второй день свадьбы или после венчания.

Понева

Девушки на Руси носили подпоясанные рубахи, а костюм замужней женщины назывался «понева». Так, в Тульской губернии поневу одевали на девушку, когда её засватывали, и она становилась невестой. А в Орловской губернии поневу девушка надевала только на свадьбе.

Понева – это, по сути, фартук наоборот, который повязывается сзади, чтобы согревать. Стоит отметить, что функциональность в вопросах моды и раньше не очень учитывалась. Главное – красота. Поневу традиционно делали нарядной и красивой, навевали только по большим церковным праздникам, например, на Пасху. И потом целый год она лежала свёрнутой в сундуке.

Рубахи

Уральские казаки свято чтили свои старинные порядки и придерживались традиционного быта вплоть до начала XX века. Распространялось это и на одежду. Женщины носили костюмы, которые состояли из сарафана и рубахи.

Такой костюм считается характерным для центральных и северных российских губерний. До середины XIX века уральские казачки носили в качестве головного убора круглые объемные кокошники

Сарафаны

Основной одеждой русский северных губерний был сарафан (от иранского sеrāрā – «одетый с головы до ног»). Сарафаны были прямые, распашные, глухие. Так, глухой сарафан шили из одного полотнища ткани, а распашной, популярный в Приуралье, – из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых застёжек или пуговиц. Позднее появился прямой сарафан на лямках.

Самыми популярными расцветками сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Отдельную нишу занимали свадебные сарафаны, которые шили из шёлка или парчи. Как правило, выбор ткани зависел от достатка семьи.

Читайте также:
Зимняя косметика - правильный уход за кожей зимой

Душегрея

Душегрея – так называлась верхняя однобортная женская одежда наподобие кофты, которая одевалась поверх сарафана. Для крестьян это была праздничная одежда, а для знати – повседневная. Душегрейки шили из плотных и дорогих тканей – из бархата и парчи.

Продолжая тему русского национального костюма нельзя не вспомнить про Кокошник – забытую корону русских красавиц .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Душегрея и шугай

Милые женщины! Скоро зима. Каждая женщина хочет быть красивой всегда! Красивой- это мало. )) Надобно, чтоб и тёплой.)) Чтоб возле нашей красоты можно было погреться! ))

ДУШЕГРЕ́ЙКА, -и, ж. (устар.). Женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по талии.

Основу традиционного русского женского костюма составлял сарафан. Дополняла его душегрея — короткая распашная кофта, сшитая из нескольких слоев материи, которую носили большую часть года. Для зимней поры года душегрея подбивалась ватой.
Душегрея получила распространение на Руси уже в XIV-XV веках. Ее носили вплоть до начала XX века. В городах душегреей называли короткую утепленную одежду, которую женщина носила поверх сарафана или рубахи.
Аналогичная одежда известна у многих народов. Так, во Франции в начале XV века появились дульеты, правда, «пик» моды на них пришелся на середину ХVII века.
По сути они ничем не отличались от русской душегреи, покрой которой отличался большим разнообразием. Она шилась как с рукавами, так и без них. Облегченный вариант душегреи шили на тонких бретелях.
Праздничная душегрея была украшена вышивкой, золотым позументом, жемчугом и полудрагоценными камнями. Богатство отделки зависело от достатка обладательницы наряда.
А.Пушкин в повести «Капитанская дочка» замечает, что при встрече с Машей Мироновой Екатерина II была одета в богато расшитую душегрею.

С середины XIX века покрой душегреи меняется: она удлиняется и начинает доходить до середины бедер или колен. Теперь ее называют телогреей. Особой популярностью она пользуется, что и не удивительно, у жительниц Русского Севера.
Телогрею шили из прямоугольного куска ткани (парчи или бархата). Особое искусство требовалось при устройстве верхней части, которая непременно должна была быть забрана в мелкие складки, тем самым достигался эффект пышности низа телогреи.
Однако данный вид одежды существовал и самостоятельно, параллельно с душегреей, и известен с середины XVII века. В то время телогреей обозначали как женскую, так и мужскую одежду. Обычно мужчины надевали телогрею при выходах, не носивших официального характера. Так, иностранные путешественники, бывавшие в русских приказах, отмечали, что их принимали бояре в телогреях.
В первой трети XIX века эта одежда начинает уходить из городского быта, уступая место капоту (длинному теплому халату) и салону (широкой и длинной накидке с отверстиями для рук или небольшими рукавами, доходившими до локтя). В «Пиковой даме» Пушкин замечает, что Елизавета Ивановна перед выходом на улицу надевала теплый салоп.
К середине XIX века и салоп, и душегрея, и телогрея уступают место более удобным и практичным пальто.

Читайте также:
Глянец Tatler – история создания журнала

Предлагаю стройный образ и вариации на тему созвучно нашему времени!

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№16

Предлагайте свои ДУШЕГРЕЙКИ

id77

Здравствуйте уважаемые.
В начале недели мы с Вами рассмотрели небольшой пост об исторической одежде:http://id77.livejournal.com/1328972.html. Он вызвал определенный интерес (что не может не радовать), посему немного продолжим сегодня :-)) А там – видно будет 🙂
Итак, начнем мы с произведения, известного каждому с самого раннего детства 🙂
«На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке».

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Вас никогда не интересовало – что такое душегрейка? Я раньше думал, что это просто образное обозначение небогатой верхней одежды. Ан нет – это конкретное указание 🙂
Душегрея (он же кацавейка или шугай) -это верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты. В нашем, северо-западном регионе душегрею обычно шили без рукавов, на лямках. Спереди она имела разрез и большое количество пуговиц. Сзади – сборы.

По остальной России делали без сбор. Надевали душегрею поверх сарафана. Душегреи носили женщины всех слоев – от крестьянок до знатных боярынь. Делали их теплыми и холодными, из различного материала: штофа, парчи, шёлка, ткани с набивным рисунком. Обычно душегрея делалась с подкладкой, иногда подбивалась заячьим мехом. По борту, краям рукавов, воротника отделывалась позументом, тесьмой, мехом (беличьим), бахромой. То есть иногда была очень нарядной и красивой. Как и у Пушкина в произведении 🙂

«Ольга Дмитриевна приехала, наконец, и, как была, в белой ротонде, шапке и в калошах, вошла в кабинет и упала в кресло».
А. Чехов «Супруга».

Нууу..про колоши и шапку наверное не стоит говорить – вес представляют, что это такое. Но вот при чем здесь архитектурный термин “ротонда” – Можно задуматься 🙂
На самом деле, это такая верхняя женская одежда, в виде большой накидки со стоячим воротником, без рукавов. Могла быть аж до щиколоток, часто была утеплена в том числе и на меху. Вошла в моду в Шотландии в 40-х годах XIX века и была модна до начала XX века. Произошла от латинского термина rotundus — круглый. Нередко ротонду путали с другим похожим плащом под названием Клок. Но у Клока бывали рукава, а вот у ротонды нет.

Пойдемте дальше
«В дверях стоял мужик в новом армяке, подпоясанный красным кушаком, с большой бородой и умным лицом, по всем признакам староста. »
И. Тургенев «Затишье»

Читайте также:
5 парфюмерных ароматов для весны-лета, лучшие новинки

Это достаточно многозначительный термин. У нас армяком называлась и особая шерстяная ткань, из которой шили мешки для артиллерийских зарядов, и купеческий кафтан, который носили лица, занимающиеся мелким извозом. Но в данном контексте, армяк – это крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спинкой, без сбор, с рукавами, вшитыми в прямую пройму. В холодное и зимнее время армяк надевали на тулуп, поддевку или полушубок. Одежду этого покроя носили во многих губерниях, где она имела различные названия и небольшое отличие. В том числе и по наименованию.

Так скажем, в Саратовской губернии армяк назывался чапан, в Оленецкой губернии – чуйка. Псковский армяк имел воротник и узкие отвороты, запахивался он неглубоко. В Казанской губернии – звали его азям и отличался от псковского армяка тем, что имел узкий шалевый воротник, который был покрыт другим материалом, чаще плисом. Вообще очень распространенный вид мужской верхней одежды.

Ну и под конец сегодня

«У одного из махновцев ветром снесло соломенное канотье».
К. Паустовский «Повесть о жизни».


Канотье (от французского canotier — гребец). Это шляпа из жесткой и крупной соломки с плоской тульей и прямыми полями. Появилась в конце 80-х годов XIX века и была модной до 30-х годов нашего столетия. Знаменитый французский шансонье Морис Шевалье всегда выступал в канотье. В 90-х годах прошлого века канотье носили и женщины. Любительницей канотье была Коко Шанель, предпочитавшая её вычурным головным уборам, популярным в то время среди французского высшего общества. Большую популярность и лёгкость в представление у нас в стране получила благодаря многократным иллюстрациям к «Старику Хоттабычу». Знаменитый Джинн на картинках щеголял в канотье.

Возможно, продолжение следует. 🙂
Приятного времени суток

Шушун, охабень, епанча. А что еще носили на Руси?

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

(С. Есенин. «Письмо матери»)

Годом написания этого известного стихотворения числится 1924-й. К этому времени шушун имел все основания быть ветхим и считаться старомодным. А когда-то носился повсеместно. Что же это за одежда?

Шушун — в письменности это слово впервые зафиксировано в 1585 году. Само слово считается родом из финского языка. Да и сам этот вид одежды пришелся «ко двору» изначально на Севере (Вологодчина и соседние районы). Затем шушун разошелся по стране — за Урал, в Сибирь, на юг, на запад. Правда, этим словом скоро стали обозначать совершенно разные виды одежды.

Итак, изначально шушун — теплая кофта, женская рубашка или короткополое платье, сарафан, телогрея, душегрейка. Часто шушун шился из сукна или холста и подбивался мехом («шушун лазорев да шушун кошечей женской», «шушуненко теплое заечшшое»). Поэтому очень скоро шушуном стали называть и шубейки. Таким образом, в разных областях России шушуном называли все-таки разные типы одежды, объединяло их общее — это была достаточно теплая верхняя одежда.

Читайте также:
Ermanno Schervino Эрманно Шервино – история бренда, одежда и аксессуары

Родственным шушуну был шугай. В словарях часто используется как синоним шушуну. Это — тоже русская старинная национальная верхняя женская одежда. Кофта с приталенным силуэтом, длиной до бедер и меховым воротником. Часто шугай просто накидывали сверху (как мы это можем делать и сейчас с кофтами) или надевали в один рукав (левый).

Одежда под названием шушпан — из той же серии. Но в различных областях Российской империи шушпаном называлась разная одежда: это мог быть и мужской кафтан, и женская сорочка или сарафан. Но в основном — все же это была кофта из разряда душегрея.

Душегрея — общее название для легкой, но теплой женской одежды. Это была парадная одежда, часто шилась из бархата или парчи, расшивалась шелком, украшалась жемчугом. Такую душегрейку (еще одно название одежды — кацавейка) крестьянские женщины надевали в праздничные дни.

Женская верхняя одежда на Руси была оригинального покроя и следовала одной простой цели: быть удобной и согреть. Практически всегда она шилась как распашная. Самой распространенной одеждой были, пожалуй, летники. Изначально это была и мужская, и женская одежда.

Огляделся он по сторонам — нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный, потом взмахнул над ним рукавом — и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним матушка Варварушка.
(Н. Телешов. «Крупеничка»).

В этой сказке известного российского писателя и организатора знаменитых «Телешовских сред» (проходящих в его доме на Чистопрудном бульваре), Николая Дмитриевича Телешова, описывается прием, который по сказкам я помню с детства. Взмахнуть рукавом — а дальше чудеса всякие посыплются. Что же за рукав такой необычный?

А это рукава-колокола летника. Если не держать руки согнутыми — могли и волочиться по земле, настолько были широки. Очень широкие и очень длинные рукава были у старинной (преимущественно) женской одежды под названием летник. В длину рукава были равны длине самого летника, в ширину — половине длины, вот какие рукава! От плеча до середины руки их сшивали, а нижнюю часть оставляли несшитой. И при старании и желании в таком рукаве можно было спрятать многое, не только чудеса.

Летники были легкой верхней одеждой, шились без подкладки, само название известно с I486 года. Называли их также и холодники — именно в силу того, что это была одежда легкая. У бояр и дворян был особый вид холодника — ферязь (само слово арабского происхождения). Ферязь, таким образом — также старинная русская одежда, мужская и женская (ферезея), весьма широкая, до трёх метров в подоле, а длиною почти до лодыжек, без воротника и с длинными рукавами, свисающими до земли. Именно благодаря ферязи появилось знакомые всем выражения «работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — очень непрост был сам процесс надевания одежды с такими рукавами.

Читайте также:
Стиль Boho Chic, фото и история

Ферязь — праздничная одежда, ее полагалось надевать на самые большие праздники, причем имело значение и то, из чего ферязь сшита (бархатные, золотые, шелковые) — к каждому празднику свое. Это была и официальная торжественная одежда, в которой, по указу от 1680 года, обязаны были появляться ко двору бояре и прочие важные люди.

Разновидностей ферязи было множество («Жены моей платья ферязь холодник киндяк желт да ферязи другие теплые»). Для мужчин «благородного происхождения» особую ценность представляли ездовые ферязи.

К распашной одежде относились опашень и охабень. Это тоже старинная летняя одежда, мужская и женская. Охабень — плащ с откидными рукавами и капюшоном. Рукава могли закидывать за спину или завязывать на талии. Опашень — также летняя верхняя одежда, носился наопашь, то есть без пояса. Для опашня характерны широкие рукава, которые свисали вдоль тела, поскольку руки продевались в разрезы. Меха (соболь, горностай, бобр) — часть и украшение богатого наряда, известного со стародавних времен (само слово «опашень» — с 1359 года). Опашень (и женская опашница) практически вышли из употребления к XVII столетию.

Нельзя не упомянуть и епанчу. Этот «длинный и широкий старинный плащ» прикрывал от дождя. Носили епанчу тоже и мужчины, и женщины. В Россию епанча попала от арабов и впервые упоминается в «Домострое». К XVIII веку епанча стала форменной одеждой в армии. Сейчас и слово само забыто, а когда-то с ним было связано много симпатичных пословиц: «Это епанча на оба плеча», «Нашего сукна епанча», «Выбирай епанчу по плечу», «Не к роже рогожа, не к лицу епанча!», и другие.

А вот слово кафтан мы помним, хотя кафтаны уже давно никто не носит. Само слово — персидского происхождения, а вот одежда прижилась надолго. В кафтанах ходили и цари, и военные, и купцы. К кафтану сзади пристегивался «козырь» — высокий стоячий воротник. Этот козырь часто украшался жемчугом и золотым шитьем. С тех пор и пошло выражение «ходить козырем», а вовсе не с эпохи распространения карточных игр.

В коротком очерке невозможно передать все разнообразие верхней одежды, которую сейчас можно увидеть только в музеях. Как известно, Петр Первый одел всю знать в европейское платье. Старинная национальная одежда осталась только в деревнях. После революции 1917 года русский национальный костюм полностью вышел из употребления, за исключением телогреек, сарафанов и платков. О сарафанах можно будет прочитать в следующий раз.

Читайте также:
аромат Ming Shu, Минг Шу

Что обозначают слова сарафан, епанча, душегрея, кокошник, кика, шугай, повойник, убрус P.S. Желательно кратко о каждой слове и слово Сарафан не всмысле который сейчас а тот который использовался у мужчин.

u0434u0443u0448u0435u0433u0440u0435u044f – u0432u0435u0440u0445u043du044fu044f u043eu0434u043du043eu0431u043eu0440u0442u043du0430u044f u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043du0441u043au0430u044f u0436u0435u043du0441u043au0430u044f u043eu0434u0435u0436u0434u0430 u0434u043bu044f u043fu0440u0430u0437u0434u043du0438u043au043eu0432 u043du0430u043fu043eu0434u043eu0431u0438u0435 u043au043eu0444u0442u044b

u043au043eu043au043eu0448u043du0438u043a – u0441u0442u0430u0440u0438u043du043du044bu0439 u0440u0443u0441u0441u043au0438u0439 u0433u043eu043bu043eu0432u043du043eu0439 u0443u0431u043eu0440 u0432 u0432u0438u0434u0435 u0433u0440u0435u0431u043du044f

u043fu043eu0432u043eu0439u043du0438u043a – u0441u0442u0430u0440u0438u043du043du044bu0439 u0433u043eu043bu043eu0432u043du043eu0439 u0443u0431u043eu0440 u0437u0430u043cu0443u0436u043du0438u0445 u0436u0435u043du0449u0438u043d, u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u043bu044fu0432u0448u0438u0439 u0441u043eu0431u043eu0439 u043fu043eu043bu043eu0442u043du044fu043du0443u044e u0448u0430u043fu043eu0447u043au0443

u0443u0431u0440u0443u0441 – u0433u043eu043bu043eu0432u043du043eu0439 u0443u0431u043eu0440 u0438u043bu0438 u0447u0430u0441u0442u044c u0443u0431u043eu0440u0430 u0437u0430u043cu0443u0436u043du0435u0439 u0436u0435u043du0449u0438u043du044b u0432 u0432u0438u0434u0435 u043fu043eu043bu043eu0442u0435u043du0446u0430, u043au0430u043a u043fu0440u0430u0432u0438u043bu043e u0431u0435u043bu043eu0433u043e u0446u0432u0435u0442u0430

u0441u0430u0440u0430u0444u0430u043d – u043fu043eu043bu0430u0433u0430u044e, u0447u0442u043e u0432u044b u0438u043cu0435u0435u0442u0435 u0432 u0432u0438u0434u0443 u0444u0435u0440u044fu0437u044c – u0441u0442u0430u0440u0438u043du043du0443u044e u0440u0443u0441u0441u043au0443u044e u043eu0434u0435u0436u0434u0443 u0441 u0434u043bu0438u043du043du044bu043cu0438 u0440u0443u043au0430u0432u0430u043cu0438, u0431u0435u0437 u0432u043eu0440u043eu0442u043du0438u043au0430 u0438 u043fu0435u0440u0435u0445u0432u0430u0442u0430. u043fu0440u0438u043cu0435u043du044fu043bu0430u0441u044c u043au0430u043a u043fu0430u0440u0430u0434u043du0430u044f u0432u0435u0440u0445u043du044fu044f u043eu0434u0435u0436u0434u0430 u0431u043eu044fu0440u0430u043cu0438 u0438 u0434u0432u043eu0440u044fu043du0430u043cu0438 “>,<"id":27642152,"content":"

u0414u043bu0438u043du043du044bu0439 u0438 u0448u0438u0440u043eu043au0438u0439 u0441u0442u0430u0440u0438u043du043du044bu0439 u043fu043bu0430u0449.

u0432u0435u0440u0445u043du044fu044f u043eu0434u043du043eu0431u043eu0440u0442u043du0430u044f u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043du0441u043au0430u044f u0436u0435u043du0441u043au0430u044f u043eu0434u0435u0436u0434u0430 u0434u043bu044f u043fu0440u0430u0437u0434u043du0438u043au043eu0432 u043du0430u043fu043eu0434u043eu0431u0438u0435 u043au043eu0444u0442u044b. u0428u0438u0440u043eu043au043eu0435 u0440u0430u0441u043fu0440u043eu0441u0442u0440u0430u043du0435u043du0438u0435 u043fu043eu043bu0443u0447u0438u043bu0430 u043du0430 u0420u0443u0441u0438 u0432 XVII u0432u0435u043au0435.

u041au043eu043au043eu0448u043du0438u043au00a0u2014 u044du0442u043e u0441u0442u0430u0440u0438u043du043du044bu0439 u0433u043eu043bu043eu0432u043du043eu0439 u0443u0431u043eu0440, u0441u0438u043cu0432u043eu043b u0440u0443u0441u0441u043au043eu0433u043e u043du0430u0446u0438u043eu043du0430u043bu044cu043du043eu0433u043e u043au043eu0441u0442u044eu043cu0430

u041au0418u041au0410u00a0u2014u00a0u041au0418u041au0410, u043au0438u0447u043au0430 u0436u0435u043d. u043au0438u0447u0435u0447u043au0430 u00b7u0443u043cu0430u043bu0438u0442. u043au0438u0447u0435u043du043au0430 u0443u043du0438u0437u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0435 u0431u0430u0431u0438u0439 u0433u043eu043bu043eu0432u043du043eu0439 u0443u0431u043eu0440, u0441 u0440u043eu0433u0430u043cu0438, u0440u043eu0434 u043fu043eu0432u043eu0439u043du0438u043au0430 (

u041au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043du0441u043au0430u044f u043au043eu0440u043eu0442u043au043eu043fu043eu043bu0430u044f u043au043eu0444u0442u0430.

u041fu043bu0430u0442u043eu043a, u043eu0431u0432u0438u0442u044bu0439 u0432u043eu043au0440u0443u0433 u0433u043eu043bu043eu0432u044b u2014 u0433u043eu043bu043eu0432u043du043eu0439 u0443u0431u043eu0440 u0443 u0440u0443u0441u0441u043au0438u0445 u0437u0430u043cu0443u0436u043du0438u0445 u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043du043eu043a u0432 u043fu0440u0435u0436u043du0435u0435 u0432u0440u0435u043cu044f.

u00a0u043cu0443u0436. u043fu043bu0430u0442, u043fu043bu0430u0442u043eu043a; u0444u0430u0442u0430; u0448u0438u0440u0438u043du043au0430, u043fu043eu043bu043eu0442u043du0438u0449u0435, u043fu043eu043bu043eu0442u0435u043du0446u0435, u043eu0441u043eu0431. u043du0430u0440u044fu0434u043du043eu0435 u0438 u0431u0440u0430u043du043eu0435; | “>]” data-test=”answer-box-list”>

Русский народный костюм. Во всех ты, душенька, нарядах хороша

Весной этого года в корпусе Бенуа проходила выставка русского народного костюма XVIII-XIX веков «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». Представлено было около 400 предметов одежды и украшений, составляющих 50 костюмов зажиточных горожанок и купчих. Таким образом можно было увидеть костюмы, вдохновившие Наталью Петровну на создание её бального платья.

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века.
Венец, поднизь, душегрея, сарафан

Сарафан. . Конец XVIII века

Сарафан – от персидского слова «сарапа», которое означает буквально, «одетый с ног до головы». Это название в России употреблялось с XIV до середины XVII века применительно к мужской одежде. В дальнейшем термин «сарафан» сохранился только в отношении женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой».

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века
Рубаха, сарафан, повязка, фата.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII – начало ХIХ века
Сарафан, рубаха, повойник, фата
Крой сарафана: три прямых полотнища соединены на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья – по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг.

Фата. XVIII век

Фата. XVIII век

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века
Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата

Шугай – верхняя одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него; с отрезной спинкой. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи.

Читайте также:
Гламурная девушка и серая мышка, фото гламурных девушек

Канаватное покрывало или канаватная фата, по названию сирийского города .канават, где производился шелк, – большой платок прямоугольной формы. Канаватные покрывала стоили дорого, от семи до сорока пяти рублей. В поговорке «Голь перекатна, а фата канватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить эту дорогую вещь.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века
Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, сумочка

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века
Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек

Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей – шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле». Даже подкладка сарафана могла быть шелковой.

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века
Шугай, юбка, кокошник, платок

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века
Сарафан, шугай, платок

У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого:

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния
Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок.

В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.

Казанская губерния была крупным центром обувного производства. В Казани работали русские и татарские мастера, изделия которых продавались на крупнейших ярмарках России. Женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна – мягкой, тонко выделанной кожи. Приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния
Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокшник

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния
Повязка, рубаха, душегрея, ожерелье

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния
Повязка, сарафан, душегрея

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния
Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния

Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния
Сарафан, платок, лестовка
Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом – «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.

В старообрядческом селе Чернуха Аразамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством м обилием золотной вышивки. Сарафаны и рубахи дополнялись парчовыми и атласными передниками. До 1928 года в селе Чернуха стоял монастырь, где и вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» – оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников.

Женский старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния
Рубаха, сарафан,пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение – «витейка».

Читайте также:
Японский стиль, платья и другая одежда в японском стиле

Замечу также, что все православные карелки тоже носили головной убор «сорока».

«Борода» – нагрудное украшение, дополняющее женский праздничный костюм села Чернуха. Представляла собой длинную, от семи до тридцати метров, полосу металлизированной бахромы, уложенной вокруг шеи на груди ровными рядами так, что верхний ряд слегка перекрывал нижний. Бахрома дополнялась шнуром-«витейкой».

«Мышка» (оплечье рубахи)

Девичий старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния
Рубаха, сарафан, пердник-запон, пояс, «борода», головной убор – «ленка» (лента), вязаные сапоги.

Город Арзамас славился по всей России своими сапожниками и скорняками. В 1860-х в Арзамасе, Никольском монастыре и селе Выездная Слобода изготовлялось до десяти тысяч и более пар в год вязаной обуви. Обувная промышленность Арзамаса «производила и торговала на миллионы» . Более тысячи арзамасских мещан занимались вязанием на спицах обуви с войлоком внутри, причем занятие это было преимущественно мужское.
Бархатные, шитые золотом туфли и вязаные из цветной шерсти сапожки и полуботинки на кожаной или войлочной подошве носили на посиделки в коробках как «сменную обувь».

Женский праздничный костюм «штофный». Вторая половина ХIХ века. Село Чернуха, Нижегородская губерния
«Штофный» – верхняя одежда, повойник, платок, пояс, полусапожки

На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом пуговичек и петлями из шнура.

Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния
Шубка, сарафан, кичка, шаль

Праздничная одежда жительниц Севера – шубки. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывается лентами на три банта. В конце XVIII – первой половине XIX столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки, была модной одеждой в городах Русского Севера.

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния
Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок

В Сольвычегодском уезде костюм дополняли шелковые платки и шали. Причем девушки часто носили сложенные шали на руке, одновременно по несколько штук.

Костюм «повязочницы». ХIХ век. Архангельская губерния
Рубаха, сарафан, аловицы – два шелковых платка, повязка, шаль

«На Пинежье в конце ХIХ века самые нарядные одежды и украшения можно было увидеть на «метище» – гуляньях, которые устраивались в престольные праздники. Они обычно длились два-три дня, и девушки меняли наряды по несколько раз в день. На «метище» выбирали невесту, приглядывали жениха… «Украшением этих праздников были девушки-«повязочницы» – так на Пинежье называли девушек, имеющих парчовую повязку. Они стояли на «метище», не смея шелохнуться, роскошно разряженные… на затылке к золотой повязке привязано множество ярких лент, на лбу и на висках «жемчужные переплеты». Шелковые ярко-красные платки, которые носили на плечах, продевая концы под лямки сарафана, назывались «аловицы».
Необходимыми атрибутами праздничного наряда были также ювелирные изделия: серебряные браслеты и кольца, несколько рядов крупных янтарных бус. Шея девицы была увешена множеством крестов. Вся их одежда могла весить около сорока килограммов.

Читайте также:
Соляной лифтинг за 5 минут до торжества

Свадебный костюм. ХIХ век. Архангельская губерния
Девичий головной убор – повязка, свадебный убор «венец», ширинка – платок невесты, рубаха, душегрея, сарафан

Один из торжественных моментов пинежской свадьбы – обряд «смотренья», когда невесту, «разубранную и сияющую, как жар птица», выводили к жениху и его родным. На девушке поверх золотой повязки появлялся еще низанный жемчугом большой плоский венец. Невеста кланялась каждому гостю, а одна из женщин – свадебниц – поддерживала это великолепное сооружение.

Свадебный костюм. Конец XVIII – начало ХIХ века. Архангельская губерния
Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния
Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор – сборник

Рубаха – «подольница». Начало ХХ века. Вологодская губерния
Подол рубахи называли стан, станушка, а сама рубаха с богато украшенным подолом – подольница. Ворот женской рубахи часто широко открывал шею и плечи. Иногда невысокая стойка туго охватывала шею, застегивалась на маленькую пуговицу.

Рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния
Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий – «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так чтобы были видны узоры на рубахе.

Рубаха-рыболовка. ХIХ век. Ярославская губерния
На Пинеге ловить рыбу к столу было женским делом. Отправляясь удить рыбу, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямым рукавом – «рыболовки». Сарафана в этом случае не полагалось.

Рубаха-подольница и юбка. 1880-е. Вологодская губерния

Выбираем ассиметричную юбку со шлейфом

Юбки и платья со шлейфом у многих девушек ассоциируются с нарядами великолепных принцесс, которые тщательно подбирались для важных событий. Безусловно, такой тип одежды выглядит очень женственно и соблазнительно, что уже много лет привлекает всемирно известных дизайнеров и побуждает обыгрывать идею юбки со шлейфом в своих коллекциях.

Сейчас эта деталь гардероба считается универсальной. Судите сами: юбки со шлейфом прекрасно подходят для светских мероприятий, вечеринок и торжеств, а также вполне уместны в повседневной жизни каждой женщины.

Основные модели юбок со шлейфом

Существует два главных типа юбок со шлейфом: короткие и длинные. Каждый из этих видов актуален по-своему и может, как украсить ваш образ, так и при неправильном выборе аксессуаров сделать внешний вид нелепым.

1. Короткие юбки со шлейфом. Эти модели невероятно нежные и романтичные, они призваны подчеркнуть неотразимость ваших ног. Такие юбки, как правило, впереди имеют небольшую длину – мини, а шлейф в данном случае может быть абсолютно любой длины.

Стоит учесть, что короткие юбки с не очень длинным шлейфом будут весьма удобны в повседневной жизни. Если вы ищете юбку, в которой можно прогуляться с друзьями, ходить на свидания или в офис на работу, то этот вариант лучший.

Читайте также:
Парфюмерная вода и духи с ароматом бергамота

Легкая асимметричная юбка необычного фасона обязательно украсит ваш гардероб. Короткая юбка с длинным шлейфом в сочетании с яркими аксессуарами прекрасно подойдет для торжественных мероприятий. А такой же вариант юбки с легкой шифоновой блузой и босоножками на тонком высоком каблуке может стать одним из повседневных нарядов.

Отправляясь в магазин, стоит учесть, что короткие юбки с длинным шлейфом рекомендуется носить тем девушкам, которые имеют стройные ноги. Дамам, желающим скрыть некоторые недостатки, лучше отдать предпочтение длинным юбкам со шлейфом.

2. Длинные юбки со шлейфом хороши тем, что идут всем женщинам без исключения. Такие наряды прекрасно подходят для торжественных церемоний, любая девушка в таком наряде будет выглядеть, как королева. Для этого юбку обычно декорируют вышивкой, стразами, рюшами или кружевом. Такая модель будет великолепно смотреться в сочетании с корсетом того же цвета.

Визуальное удлинение ног с помощью юбки со шлейфом

Выбирая юбку со шлейфом, следует помнить, что лучше всего такие модели смотрятся в сочетании с туфлями-лодочками, босоножками или другой обувью на высоком каблуке. Так можно визуально сделать ноги более длинными и стройными. Но допускается сочетание юбок со шлейфами с балетками или сандалиями, если это повседневный наряд.

Кроме того, короткая юбка со шлейфом и балетками непременно подойдут высоким стройным девушкам. Если вас природа не одарила высоким ростом и длинными ножками, тогда лучшим вариантом будет легкое шифоновое платье со шлейфом с завышенной талией.

Ткани для юбок со шлейфом

Чаще всего такие юбки изготавливаются из шифона или фатина. В первом случае наряды выглядят более повседневными, в случае же с фатином достигается эффект торжественности и пышности.

Легкие струящиеся юбки и платья со шлейфом из шифона прекрасно подойдут, как для обычного летнего гардероба, так и для вечеринок. Фатиновые же наряды будут уместны на торжественных мероприятиях, где вы обязательно произведете фурор. Сочетаются пышные юбки из фатина с корсетами и дорогими аксессуарами.

Если вы хотите спрятать недостатки фигуры, в этом поможет пышная юбка, которая скроет бедра и выгодно подчеркнет талию.

Пышная юбка со шлейфом будет гармонично смотреться в сочетании с красивым корсетом, как на выпускном вечере, так и в качестве свадебного наряда невесты. Такие юбки могут великолепно подчеркнуть красоту ваших ножек и привлечь к ним внимание. Правильно подобранный фасон такой юбки сделает ваш образ нежным и в то же время сексуальным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *