Иллюстрации в стиле Арт Деко – художник Андре Эдуард Марти

Элегантность и роскошь Ар Деко — заметки с выставки. Часть 2

Для тех кто не видел Часть 1 расскажу, что публикация основана на каталоге выставки «Элегантность и роскошь Ар Деко», которая прошла в 2016 году в Музеях Московского Кремля и была создана при участии Института Костюма Киото, а также известных ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpel.
Институт костюма Киото обладает одной из крупнейших коллекций костюмов стран Азии, Европы и Америки со средних веков и до наших дней. Я шла на выставку именно за костюмами. Очень хотелось увидеть в живую творения легендарных Поля Пуаре и Шанель.
Однако ювелирные изделия произвели на меня тоже неизгладимое впечатление. И совсем не россыпью драгоценных камней, а художественным решением и стилем. Интересно было узнать, что на ювелирное искусство ар деко большое влияние оказали архитектура, мода и декоративно-прикладное искусство — появляются небоскребы, кубизм рождает геометрические формы. Ну, и, конечно, тема Востока.
Итак, часть 2. Эволюция стиля Ар Деко. 1920-е годы.
Здесь снова представлены одежда, украшения, аксессуары , эскизы и модные иллюстрации той эпохи.

Модные иллюстрации «Диана» и «Боабдиль» издание Dernere lettre persane Париж около 1920, Художник Эдуардо Гарсия Бенито.

Жакет Мариано Фортуни Венеция 1920-е годы. Бархат, шелковый фай, серебряная краска.

Сумочка Италия (?) около 1920 Бархат, шелковый шнур, стеклярус.

Клипсы Van Cleef & Arpels Париж около 1933 Платина, бриллианты.

Бандо Cartier Париж 1920 Платина, круглые бриллианты старой огранки, алмазы органки «роза», оправа с огранкой «гризант».

Платье вечернее Поль Пуаре Франция около 1920 Серебряное ламе, шелковый тюль, серебряная нить, деревянные бусины.

Туфли вечерние Hellstern & Sons Франция 1920-е годы. Шелковая тафта, атласная лента, стразы, кисти из металлических цепочек.

Модная иллюстрация «Вызовите Урбана с авеню Дю Буа; вечернее манто от Бера» Издание La Gazzette du bon ton Париж, 1920 Художник Пьер Бриссо.

Модная иллюстрация «Горничная — аннамитка; вечернее платье от Дёйе, отделанное лентой» Издание La Gazzette du bon ton Париж, 1920 Художник Андре Эдуард Марти.

Модная иллюстрация «Шотландский танец в испанском стиле; вечернее платье от Ворта» Издание La Gazzette du bon ton Париж, 1920 Художник Этьен Дриан.

Туфли дамские Франция 1920-е годы. Андре Перуджа Шелковый атлас, бисер, пуговицы.

Платье США (?) 1921-1922 Люси Дафф-Гордон Серебряная тафта, серебряное кружево.

Модная иллюстрация «Тебя ждут! Платье из органди и детское манто от Жанны Ланван» Издание La Gazzette du bon ton Париж, 1920 Художник Пьер Бриссо.

Платье вечернее Габриэль Шанель Chanel Франция ок.1922 Шелковый шармез, шелковый тюль (Не исключено, что вышивка создавалась в доме вышивок Китмир, принадлежавшем великой княгине Марии Павловне, талант которой открыла Гаюриэль Шанель. Вышивка выполнена популярным в то время тамбурным швом).

Кресало и спичка Cartier Париж около 1921 Золото, темно-красная эмаль, ониксовый кабашон (на спичке) 5х2,5х2,8 (кресало).

Платье Callot Sceurs Франция зима 1922 Узорная парча, бисер, кисти.

Браслет Cartier Париж 1921 Платина, круглые бриллианты огранки «восьмеркой» и алмазы огранки «роза», изумрудные кабашоны, калиброванные изумруды, природный жемчуг, коралл 17 см.

Платье вечернее Франция около 1922 Мадлен Вионне Шелковый муслин с серебряными нитями ламе, тюль, бусины.

Брошь-эполета Эскиз Cartier Париж 1922.

Брошь для декольте Эскиз Cartier Париж 1925.

Платье Франция около 1922 Мадлен Вионне Шелковый шармез, шелк хабутай (В творчестве Мадлен Вионее четко прослеживаются идеи японского костюма).

Модная иллюстрация «Черная лилия; вечернее платье от Мадлен Вионне» Издание La Gazzette du bon ton Париж, 1923 Художник Тайят (художник был активным членом движения футуристов и его стиль нашел отражение в создаваемых им моделях для дома Vionnet — геометрический дизайн и плоскостной крой).

Пудреница-конверт Van Cleef & Arpels Париж 1923 Желтое золото, бриллианты, черная эмаль 8,9х12,5х1,5.

Автохромная фотографическая пластина с изображением диадемы-бандо (диадема представлена на восковом манекене. выполнена из платины, изумрудов, жемчуга и бриллиантов) Cartier Париж 1923.

Серьги «Кисточки» Van Cleef & Arpels Париж 1923 Платина, изумруды, бриллианты 6,5х1,8.

Платье Сильвия Буэ, Жанна Буэ Франция около 1923 Тафта, органди, шелковая лента.

Брошь Эскиз Cartier Париж 1923

Браслет Эскиз Cartier Париж 1928.

Шляпка-клош BLB Co США (?) около 1920 Атлас, шелковые нити.

Брошь в египетском стиле Cartier Лондон 1923 Золото, платина, синий египетский фаянс, круглые риллианты старой огранки «восьмеркой», лазурит, черная эмаль.

Платье вечернее Франция около 1923 Атлас, шелковые нити (Платье интересно тем, что при отстутствии ярлыка, специалисты однозначно отнесли его к результатам творчества фрнцузского дома моды. На эьл указывает качество исполнения и передовой дизайн. Так, например, обычная трехслойная подшивка заменена легкой двухслойной (пико) в тех местах подола, который должен взлетать при движении. Сам крой платья — по прямой, такой крой стал популярен с конца 1910-х годов благодаря Мадлен Вионне. Вышивка тамбурным швом. Основной декоративный элемент — птицы, похожие на фениксов или жар-птиц. Этот мотив стал также популярным в 1910-е благодаря Дягилевским сезонам и балету «Жар-птица»).

Несессер в японском стиле Van Cleef & Arpels Париж 1923 Платина, желтое золото, брилиианты, черная эмаль 16х4х3.

Пальто Поль Пуаре Франция весна 1923 Шелковый жаккард с цветочным узором, атлас, золотое кружево (Это пальто — яркий пример новаторского кроя, введенного Полем Пуаре. Спинка и бока скроены из цельного куска шелка, без боковых швов. В отделке и крое лично я увидела мотивы русского костюма).

Читайте также:
Костюм в стиле второе рококо – мода XIX века

Модная иллюстрация «Зачаровывание» Издание Falbalas et fonfreluches 1923 Художник Жорж Барбье.

Платье Франция около 1923 Сильвия Буэ. Жанна Буэ Батист, кружево, тюль.

Бандо Cartier Нью-Йорк 1924 Платина, природный жемчуг, круглые бриллианты старой огранки, два грушевидных бриллианта Диам 18.

Модная иллюстрация «Суд Париса» Издание Falbalas et fonfreluches 1924 Художник Жорж Барбье.

Портсигар-нессесер Cartier Нью-Йорк около 1924 Розовое золото, платина, полосатый узор пекин белой эмали на золоте, черная эмаль, алмазы органики «роза».

Chanel Франция около 1923 Габриэль Шанель Шелковый креп, тесьма (Платье и жакет сшиты из гладкой такни и полностью покрыты узором, вышитым тесьмой. При этом костюм выражает главный принцип Шанель — простота, удобство, элегантность).

Шляпка-клош H. De Norris Франция конец 1920-х Фетр, репсовая лента (аппликация врезная).

Вечерняя сумочка-клатч Cartier Париж 1924 Серебро, платина, алмазы органки «роза», природный жемчуг, черная эмаль, оникс, черный атлас 22х14,5.

Часы-брошь «Ар деко» Van Cleef & Arpels Париж 1924 Платина, сапфиры, оникс, черная эмаль 11х2х1 (Часы-брошь прикреплялись к одежде владельца на уровне груди циферблатом внутрь, чтобы узнать время, их нужно было перевернуть).

Платье вечернее Liberty & Co Англия около 1924 Узорный шелк ламе, бахрома, бисер.

Платье вечернее Франция 1924 Мадлен Вионне Шелковый тюль. серебряное ламе, серебряные нити, серебряный шнур.

Шаль вечерняя Франция около 1924 Каролин Ребу Крепдешин с золотной нитью.

Серьги «Амфоры» Cartier Париж 1924 Платина, коралл, алмазы огранки «роза», изумрудные бусины и каюашоны, оникс 7,2х0,9
На этом вторая часть закончена. А вас еще ждет третья — расцвет стиля ар деко.

Иллюстрации в стиле Арт Деко – художник Андре Эдуард Марти

Художник Жорж Барбье: иллюстрации вначале зимние, приличные; потом всякие, в том числе фривольные – уж такие были времена.

Французский иллюстратор и дизайнер Жорж Барбье (1882-1932) /George Barbier – один из крупнейших графиков первой трети XX века, чей индивидуальный стиль был сформирован под влиянием Арт Деко.


Жорж Барбье / Petit dictionnaire illustré des exclamations. George Barbier. BNF. Source

В первое десятилетие ХХ века продолжалось развитие стиля Модерн в моде и в иллюстрации. Пьер Боннар, Обри Бердслей, Альфонс Муха, Чарльз Дан Гибсон и другие художники конца ХIХ века оставили в наследие ХХ веку искусство, где все, от формы до содержания, было создано для радостей ХХ века.

В 20-х годах ХХ века, когда «модная» журналистика начинает развиваться быстрыми темпами, занятие «коммерческой графикой» – впервые стало полноценной профессией. Именно в это время появляется профессия иллюстратора «модных» журналов, а «модная картинка» становится иллюстрацией.

1-2.

Художик Жорж Барбье. В стиле (?)”Галантных празднествах”. Опубликовано в журнале “La Vie Parisienne”, 1922 / Le Vie Parisienne was a fun, slightly risque weekly magazine published in Paris / Petit dictionnaire illustré. Des Exclamations. Vlan. / Vue 125 – Petit dictionnaire illustré des exclamations: [un défet]. George Barbier (MFILM G-169354). // Dessinateurs et humoristes. George Barbier. Date d’édition: 1912-1924. Format: 1 vol. (208 p.): 207 reproductions d’estampes; 43,1 cm. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL. Source

Процессу «превращения» Арт Деко в респектабельный стиль межвоенных десятилетий способствовали такие иллюстраторы как: Жорж Барбье /George Barbier, Жоржа Лепапа /Georges Lepape, Поль Ириб /Paul Iribe, Луи Икар /Louis Icart, Джордж Планк /George Plank, Хелен Драйден /Helen Dryden, Андре Марти Эдуард /Andre Edouard Marty, Эрик /Eric и другие. Журнал «Vanity Fair» способствовал продвижению работ иллюстраторов Мигеля Коварубия /Miguel Covarrubias и Паоло Гарретто /Paolo Garretto. Самым влиятельным и плодотворным графиком моды периода Арт Деко считается Роман Тыртов, русский по происхождению, и известный под псевдонимом Эрте (1892-1990). Эрте был исключительно творческим художником, иллюстрируя свои собственные творения, в отличие от Жорж Барбье и других: Лепапа, Мартэн, Бенито и Рейнальдо Луза, которые были иллюстраторами чужих замыслов.

2.

Иллюстрация Жоржа Барбье к книге Поля Верлена “Галантные празднества”, 1928 / Skating – en patinant. Artist: George Barbier. A glamorous woman wearing a muffler is pushed on a sledge by a skater in this colourful winter scene. This illustration originally appeared in Fêtes galantes, a book of poems by Paul Verlaine published in 1928. L.45/2847. The British Library. Source

Родился Жорж Барбье (1882-1932) в Нанте, художественное образование получил в Школе изящных искусств.

3.

George Barbier. 1913

Первая персональная выставка живописи и графики художника состоялась в 1911 г. и привлекла серьезное внимание.

4.

George Barbier. 1925

Свою творческую карьеру Барбье начал как театральный художник, разрабатывая эскизы костюмов и декораций для балетных постановок, что впоследствии отразилось на его авторском стиле «модных» иллюстраций.

5.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue vue 148 – La patineuse: [un défet]. George Barbier, 1915. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL. Source. Фрагмент. Полный вид

Читайте также:
Татуировки для девушек – кому нельзя делать тату

В качестве театрального художника Жорж Барбье выступал для балетов «Русских сезонов» Дягилева.

6.

Жорж Барбье. Саломея / Georges Barbier. Salomé. 1914

Например, он делал эскизы к «Саломее». Стилистика всех эскизов представляет собой смешение стиля Бакста с его плавными движениями пышных фигур персонажей и стилем Барбье, основанном на модернистских принципах построения образа: плоскостное изображение, отсутствие деталировки, схематичность.

Барбье работал также над эскизами дягелевской «Шахерезады» вместе с Бакстом. Влияние Бакста на его версию эскизов очевидно. В движениях моделей и деталях костюма его «Шахерезада» сравнима с эскизами костюмов и для «индо-персидских танцев» маркизы Казати, 1911-1912 Бакста.

7.

Жорж Барбье. “Шахерезада”, 1910 / George Barbier (signé LARRY). Shéhérazade, 1910, aquarelle. Source

На Барбье оказывал заметное влияние и Анри Матисс, в те времена фовист. Сюжет картины Матисса «Танец», 1910 был в точности повторен иллюстратором в танце одалисок для «Шахерезады». Это пример абсолютной эклектики – бакстовские восточные мотивы смешаны с новым авангардным настроением.

8.

Жорж Барбье. Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский в балете “Шахерезада”. 1913. Барбье посвятил “Шехерезаде” цикл иллюстраций / Vaslav Nijinsky (1890-1950) and Ida Rubinstein (1880-1960) in Schéhérazade, Paris, 1910. By George Barbier. Nijinsky, 1913. George Barbier. via / Вариант этой иллюстрации из Британской библиотеки – чуть более пристойна. The British Library: Nijinsky as the Golden Slave in Scheherazade. George Barbier. An illustration by George Barbier from Designs on the Dances of Vaslav Nijinsky, 1913. Foreword by Francis de Miomandre, translated from the French by C. W. Beaumont. Source

Первая книга с иллюстрациями Жоржа Барбье вышла в 1913 г. Это был альбом «Вацлав Нижинский. Рисунки танцев».

9.

Арлекин и Коломбина. Балет “Карнавал”. Тамара Карсавина была первой балериной, которая станцевала роль Коломбины. После роль исполняли Лидия Лопухова и Вера Фокина. Арлекина танцевали Вацлав Нижинский и Михаил Фокин / Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Les Ballets Russes. Vue 124 – Au feu . de la rampe: [un défet]. George Barbier, 1917. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL. Source

В 1914 г. он выпустил следующий «балетный» альбом, посвященный Тамаре Карсавиной.

10-1.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 134 – Prenez garde Mesdames: [un défet]. George Barbier. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL.

Жорж Барбье также обращался к дизайну ювелирных украшений, изделий из стекла, занимался плакатом и рекламой в периодических изданиях. Особое место в его творчестве занимают книжная графика и иллюстрации в модных журналах.

10-2.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 134 – Prenez garde Mesdames: [un défet]. George Barbier. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL.

После первой мировой войны художник сотрудничал с модными изданиями «Газетт дю бон тон» /«Gazette du bon ton» и «Vogue», а также газетами «La Gazette», «Modes et manieres d’aujourd’hui», «Les Feuillets d’art», «Femina» и «le Jardin des dames et des modes».

11.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 58 – La mythologie galante: [un défet de] “La Vie Parisienne”. George Barbier. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL.

Его выразительный стиль середины 20-х годов был обращен к восточной тематике, а также к салонной живописи XVIII века. Восточные орнаменты в виде драконов, экзотических цветов, гроздьев винограда, цветущей сакуры были обязательным дополнением к образу «героини» Барбье.

12.

George Barbier. L’armour est aveugle. A blindfolded man dances with four women in this illustration by George Barbier, engraved by Henri Reidel, from an album that depicts Paris couture and the fashionable elite at the beginning of the 1920s. The image is from Le bonheur du jour, ou, Les graces a la mode, Paris: Meynial, 1920. The British Library. Source

«Женщины Барбье» почти всегда изображались на фоне определенного интерьера богато обставленной гостиной, оперного театра

13.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 160 – [Sans titre]: [un défet]. George Barbier, 1917. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL.

или дорогого питейного заведения – 20-е годы ХХ века знаменованы появлением «café society» /«общество кафе» и развитием индустрии развлечений.

14-1.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 113 – Idylle moderniste : [un défet]. George Barbier. BNF. Source

Женщины музицируют, читают любовные письма, прихорашиваются, глядя в зеркало.

14-2.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 113 – Idylle moderniste : [un défet]. George Barbier. BNF. Source

Они сами являются украшениями этих интерьеров.

15.

1914

Барбье не давал подробного описания всех деталей изображенного костюма, как это делал Эрте, поскольку не являлся дизайнером моделей, но давал звучные названия каждой «картинке» в духе Жана Мишеля Моро, «модного» гравера XVIII века. Например, «Au revoir» /Прощание, «Des Roses Dans la Nuit» /Розы в Ночи, «La fontaine de coquillages» /Фонтан Ракушек, «Minuit! . . ou l’appartement à la mode» /«Полночь. или модная квартира. Многие из них были гравированы H. Reidel для «Le bonheur du jour, ou les grâces à la mode» /Счастье дня или милости моды и сейчас хранятся в библиотеках Princeton University и Yale University.

Читайте также:
Готические фото и мода – лучшие образы

16.

George Barbier. Visez au Coeur, Belles Dames!, 1924. Original etching and pochoir /”Aim For the Heart, Beautiful Ladies”, signed in the plate, 1924. From the large format album “Le Bonheur du Jour, ou Les Graces a la Mode” assembled and published by Jules Meynial, 1924 (Chez Meynial, pochoiriste; Paris. H. Reidel, printer/engraver; Paris). Source

Не ограничиваясь рисованием, Барбье писал предисловия к выставочным каталогам, статьи в популярные газеты и журналы, посвященные искусству, моде, театру. Кроме того, в середине 1920-х гг. он вместе с Эрте создал оформление и эскизы костюмов для обновленного «Фоли Бержер».

17.

Au revoir. From an album by George Barbier, with engravings by Henri Reidel, 1920. A glamorous party, with party goers wearing evening dress including a man in a top hat and tails. A guest waves as she leaves, while others depart by car. The British Library. Source

К концу 1920-х гг. постоянные публикации Барбье в периодике достигли невероятной популярности.

18.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Поля Верлена “Галантные празднества” / Evening romance. George Barbier. A multitude of couples flirting in a garden at night. The illustration is by George Barbier and is from Fetes galantes by Paul Verlaine, 1928. The British Library. Source

В эти годы одна за другой выходили и книги, проиллюстрированные художником, — как правило, это были издания для коллекционеров, выпускавшиеся ограниченными тиражами.

19.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Пьера Луиса “Песни Билитис”. Source

Так, «Песни Билитис» были отпечатаны другом Барбье, гравером и художником Франсуа-Луи Шмидом, тиражом 125 экземпляров. Это издание 1928 г. с 42 изящными иллюстрациями и 148 виньетками признано шедевром искусства книги эпохи ар деко.

20.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Поля Верлена “Галантные празднества”. Source

Не менее известно среди библиофилов и редкое издание книги стихов Поля Верлена «Галантные празднества», рисунки к которому создавались художником с 1920 по 1924 г., и были собраны под одной обложкой лишь в 1928 г.

21.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Теофиля Готье “Роман о мумии”. Source

Среди книжной графики Барбье выделяются также серии рисунков к «Афродите» Пьера Луиса, 1928, совместно с Ж.Лепапом; «Роману ароматов» Ришара Ле Галена, 1928; «Роману о мумии» Теофиля Готье, 1929.

22.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Анри де Ренье “Встречи господина де Брео”. Source

Барбье не раз обращался к творчеству Анри де Ренье, создав яркий стилизованный мир, созвучный эстетизму писателя. В парижском издательстве «A. et G. Mornay» были в разные годы выпущены четыре романа Ренье с рисунками Барбье: «Грешница» (1924), «Дважды любимая» (1928), «Встречи господина де Брео» (1930) и «Эскапада» (1931).

23.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Лакло “Опасные связи”. Source

Одной из самых известных работ художника стали иллюстрации к «Опасным связям» Шодерло де Лакло, в которых Барбье создал изысканную графическую интерпретацию прославленного романа, связав воедино изящество галантного века с легкомыслием «смеющихся двадцатых».

24.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Лакло “Опасные связи”. Source

«Опасные связи» стали последней книгой художника — в 1932 г., в зените славы, Жорж Барбье скоропостижно скончался.

25.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 126 – Petit dictionnaire illustré des exclamations : [un défet]. George Barbier, 1922. BNF. Source

26.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 132 – Dictionnaire illustré des exclamations: [un défet]. George Barbier. BNF. Source

27.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 133 – Petit dictionnaire illustré des exclamations: [un défet]. George Barbier. BNF. Source

28.

Jazz band. Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 92 – Le cauchemar d’une nuit d’été: [un défet]. George Barbier, 1919. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL / Аналогичная картинка: vue 137. Source

29.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Анри де Ренье “Встречи господина де Брео”. Source

Иллюстраций Жоржа Барбье очень много. Если вдруг 29+ изображений мало, что в действительности непростительный перебор, то вот 8:18 минут картинок:

30.

Просто графика Жоржа Барбье.

Изображения:
Подробное описание альбома из Национальной библиотеки Франции: [Collection Jaquet]. Dessinateurs et humoristes. George Barbier: [défets d’illustrations de périodiques]. Auteur: Barbier, George (1882-1932). Illustrateur. Date d’édition: 1912-1924. Type: image fixe. Type: estampe. Langue: Français. Format: 1 vol. (208 p.) : 207 reproductions d’estampes ; 43,1 cm. Collectionneur : Desbenoît (1. -195. ; collectionneur). Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL. Source

Дополнительные материалы:

У vita_colorata Жорж Барбье и “Русские сезоны” и Жорж Барбье – модный иллюстратор

Video about George Barbier:

Tom Vaughan-Johnston. Art Deco – Commentary: Retinal Rush! Ep. 13 – Georges Barbier: Feminine Mystique.

Стиль живописи арт-деко

Арт-деко – направление эклектического искусства, сформированное во Франции в начале 20-х годов 20 века. Доминировал в дизайне одежды, архитектуре, прикладном искусстве, интерьере. В 30-40-х годах арт-деко стал популярен во всем мире.

Читайте также:
Мода и здоровый образ жизни, спорт

История

Направление появилось в начале 20 века – в период 1907 – 1915 годов. В это время фиксируются первые работы, отмеченные характерными чертами стиля. Некоторые исследователи отмечают, что работы этого времени являются первыми попытками художников создать полотна в эклектическом стиле.

Термин появился после Международной выставки в Париже в 1925 году. На выставке были представлены предметы роскоши. Цель экспозиции – показать ведущее место Парижа в мире моды и стиля. До 1928 года направление было достоянием только Европы, в начале 30-х годов появилась американская версия арт-деко, которая имела свои особенности.

Характеристика

Арт-деко – искусство, которое отражает современные технологии, характеризуется плавными линиями, созданием изображений из геометрических фигур, использованием ярких, кричащих цветов в интерьере и изобразительном искусстве. Направление возникло, как реакция против жесткой экономии, введенной в годы Первой мировой войны. Произведения были наполнены роскошью, яркостью, излишествами, использовались дорогостоящие материалы в интерьере и других видах творчества (серебро, хрусталь, слоновая кость, нефрит). После Великой депрессии направление развивалось, но стало концентрироваться на производстве менее дорогостоящих изделий с ориентацией на массовое производство. Использовался хром, пластмасса, металл и другие промышленные материалы для среднего класса. Арт-деко всегда ассоциировался с гламуром, яркостью, но ему присуща функциональность и практичность.

С конца 40-годов арт-деко стал восприниматься, как слишком пестрый, вычурный для военного времени и жесткой экономии, поэтому постепенно вышел из моды. Всплеск интереса к арт-деко произошел в 1960-е годы – он совпадает с движением поп-арт. Еще один этап развития – 80-е годы, когда возрос интерес к графическому дизайну. Направление вошло в моду в дизайне, одежде.

Характеризуется с устойчивым интересом к эстетике 20-х годов 20 века, воспринимается исключительно в связи с модой и трендами этого периода. Особенность стиля – представители не были объединены в единое сообщество, группу или школу живописи. Арт-деко – эклектическое направление, в котором было смешано большое количество культурных влияний.

Ключевые идеи и принципы работы художники переняли у модернистов и неоклассиков.

  • Неоклассические идеалы красоты со свойственной им строгостью были присущи работам мастеров нового направления.
  • Использование ярких, интенсивных оттенков, по мнению исследователей, вытекает из творчества парижских фовистов.
  • Некоторые идеи заимствованы из искусства ацтеков и египетской культуры, классической античности.
  • В отличие от живописи модерна, арт-деко не имел философской основы – это было сугубо декоративное направление.
  • Этнические орнаментальные композиции в картинах художников, в интерьере;
  • «Русские сезоны» или Русский балет С.Дягилева.

Развитие стиля в сложных экономических и политических условиях, в период активного развития науки и технологий отразилось на тематике картин. Работы художников служат декоративным целям, радуют глаз, поднимают настроение. Живописцы не делают попытки оказывать психологическое влияние или передать свои философские взгляды через картины. Цель арт-деко – соединить лучшие черты стилей, создав нечто новое и прекрасное.

Основные черты стиля

  • Картины в стиле арт-деко отличаются яркостью;
  • Соединение черт разных стилей в едином произведении;
  • Использование богатой орнаментации, которая отсылает зрителя к этническим мотивам, традиционной культуре;
  • Геометрическая точность изображений. Изображение на картине основано на математических геометрических фигурах, которые изображали четкими и ясными;
  • Стремление роскоши в интерьере, использованию дорогих материалов;
  • Отказ от реалистичности передачи объектов;
  • При ощутимой тяге к вычурности, остается простым и понятным, без сложного подтекста или глубокого смысла;
  • Прямолинейность, которая стала чертой этого направления под влиянием неоклассики;
  • Симметрия – одна из главных черт стиля;
  • Популярно использование анималистических принтов – леопард, зебра, тигр.
  • Плавные линии, художники уделяли большое внимание форме, фону.

Используя новые материалы, которые были использованы в комбинации, арт-деко представил научный прогресс, рост технологий. Роскошный облик картины в стиле арт-деко прекрасно впишутся в интерьер богатой квартиры, круизного лайнера, современного кинотеатра. Стиль пережил несколько кризисов, благодаря практичности, простоте, яркости и индивидуальности.

Художники

Термин арт-деко редко применяется к живописи или скульптуре, доминирует в архитектуре и дизайне, но в межвоенный период ряд художников представляет свои работы, выполненные по всем стандартам стиля: Тамара Горская или Тамара де Лемпицка, картина «Музыкант» (1929), «Автопортрет в зеленом Бугатти» (1925), французский художник, создатель плакатов Адольф Жан-Мари Мурон, известный как Кассандр, был одним из лучших художников-графиков, выиграл Гран-при на конкурсе плакатов в Париже.

Другие известные художники: Рафаэль Делорм, Жан Габриэль Домерг, Жан Дюпас. Отметились в стиле арт-деко художники, представляющие другие стили: кубисты Андре Лота, Роберт Делоне Фернан Леже, фовист, позже дизайнер, Рауль Дюфи, создавший более десятка гобеленах для показа.

Ар-деко Жоржа Барбье. 18+

Художник Жорж Барбье: иллюстрации вначале зимние, приличные; потом всякие, в том числе фривольные – уж такие были времена.

Французский иллюстратор и дизайнер Жорж Барбье (1882-1932) /George Barbier – один из крупнейших графиков первой трети XX века, чей индивидуальный стиль был сформирован под влиянием Арт Деко.


Жорж Барбье / Petit dictionnaire illustré des exclamations. George Barbier. BNF. Source

В первое десятилетие ХХ века продолжалось развитие стиля Модерн в моде и в иллюстрации. Пьер Боннар, Обри Бердслей, Альфонс Муха, Чарльз Дан Гибсон и другие художники конца ХIХ века оставили в наследие ХХ веку искусство, где все, от формы до содержания, было создано для радостей ХХ века.

Читайте также:
Императрица Евгения – стиль одежды и биография

В 20-х годах ХХ века, когда «модная» журналистика начинает развиваться быстрыми темпами, занятие «коммерческой графикой» – впервые стало полноценной профессией. Именно в это время появляется профессия иллюстратора «модных» журналов, а «модная картинка» становится иллюстрацией.

1-2.

Художик Жорж Барбье. В стиле (?)”Галантных празднеств”. Опубликовано в журнале “La Vie Parisienne”, 1922 / Le Vie Parisienne was a fun, slightly risque weekly magazine published in Paris / Petit dictionnaire illustré. Des Exclamations. Vlan. / Vue 125 – Petit dictionnaire illustré des exclamations: [un défet]. George Barbier (MFILM G-169354). // Dessinateurs et humoristes. George Barbier. Date d’édition: 1912-1924. Format: 1 vol. (208 p.): 207 reproductions d’estampes; 43,1 cm. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL. Source

Процессу «превращения» Арт Деко в респектабельный стиль межвоенных десятилетий способствовали такие иллюстраторы как: Жорж Барбье /George Barbier, Жоржа Лепапа /Georges Lepape, Поль Ириб /Paul Iribe, Луи Икар /Louis Icart, Джордж Планк /George Plank, Хелен Драйден /Helen Dryden, Андре Марти Эдуард /Andre Edouard Marty, Эрик /Eric и другие. Журнал «Vanity Fair» способствовал продвижению работ иллюстраторов Мигеля Коварубия /Miguel Covarrubias и Паоло Гарретто /Paolo Garretto. Самым влиятельным и плодотворным графиком моды периода Арт Деко считается Роман Тыртов, русский по происхождению, и известный под псевдонимом Эрте (1892-1990). Эрте был исключительно творческим художником, иллюстрируя свои собственные творения, в отличие от Жорж Барбье и других: Лепапа, Мартэн, Бенито и Рейнальдо Луза, которые были иллюстраторами чужих замыслов.

2.

Иллюстрация Жоржа Барбье к книге Поля Верлена “Галантные празднества”, 1928 / Skating – en patinant. Artist: George Barbier. A glamorous woman wearing a muffler is pushed on a sledge by a skater in this colourful winter scene. This illustration originally appeared in Fêtes galantes, a book of poems by Paul Verlaine published in 1928. L.45/2847. The British Library. Source

Родился Жорж Барбье (1882-1932) в Нанте, художественное образование получил в Школе изящных искусств.

3.

George Barbier. 1913

Первая персональная выставка живописи и графики художника состоялась в 1911 г. и привлекла серьезное внимание.

4.

George Barbier. 1925

Свою творческую карьеру Барбье начал как театральный художник, разрабатывая эскизы костюмов и декораций для балетных постановок, что впоследствии отразилось на его авторском стиле «модных» иллюстраций.

5.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue vue 148 – La patineuse: [un défet]. George Barbier, 1915. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL. Source. Фрагмент. Полный вид

В качестве театрального художника Жорж Барбье выступал для балетов «Русских сезонов» Дягилева.

6.

Жорж Барбье. Саломея / Georges Barbier. Salomé. 1914

Например, он делал эскизы к «Саломее». Стилистика всех эскизов представляет собой смешение стиля Бакста с его плавными движениями пышных фигур персонажей и стилем Барбье, основанном на модернистских принципах построения образа: плоскостное изображение, отсутствие деталировки, схематичность.

Барбье работал также над эскизами дягелевской «Шахерезады» вместе с Бакстом. Влияние Бакста на его версию эскизов очевидно. В движениях моделей и деталях костюма его «Шахерезада» сравнима с эскизами костюмов и для «индо-персидских танцев» маркизы Казати, 1911-1912 Бакста.

7.

Жорж Барбье. “Шахерезада”, 1910 / George Barbier (signé LARRY). Shéhérazade, 1910, aquarelle. Source

На Барбье оказывал заметное влияние и Анри Матисс, в те времена фовист. Сюжет картины Матисса «Танец», 1910 был в точности повторен иллюстратором в танце одалисок для «Шахерезады». Это пример абсолютной эклектики – бакстовские восточные мотивы смешаны с новым авангардным настроением.

8.

Жорж Барбье. Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский в балете “Шахерезада”. 1913 / Vaslav Nijinsky (1890-1950) and Ida Rubinstein (1880-1960) in Schéhérazade, Paris, 1910. By George Barbier. Nijinsky, 1913. George Barbier. via / Вариант этой иллюстрации из Британской библиотеки. The British Library: Nijinsky as the Golden Slave in Scheherazade. George Barbier. An illustration by George Barbier from Designs on the Dances of Vaslav Nijinsky, 1913. Foreword by Francis de Miomandre, translated from the French by C. W. Beaumont. Source

Первая книга с иллюстрациями Жоржа Барбье вышла в 1913 г. Это был альбом «Вацлав Нижинский. Рисунки танцев».

9.

Арлекин и Коломбина. Балет “Карнавал”. Тамара Карсавина была первой балериной, которая станцевала роль Коломбины. После роль исполняли Лидия Лопухова и Вера Фокина. Арлекина танцевали Вацлав Нижинский и Михаил Фокин / Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Les Ballets Russes. Vue 124 – Au feu . de la rampe: [un défet]. George Barbier, 1917. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL. Source

В 1914 г. он выпустил следующий «балетный» альбом, посвященный Тамаре Карсавиной.

10-1.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 134 – Prenez garde Mesdames: [un défet]. George Barbier. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL.

Жорж Барбье также обращался к дизайну ювелирных украшений, изделий из стекла, занимался плакатом и рекламой в периодических изданиях. Особое место в его творчестве занимают книжная графика и иллюстрации в модных журналах.

10-2.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 134 – Prenez garde Mesdames: [un défet]. George Barbier. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL.

Читайте также:
Мексиканский национальный костюм - традиционная одежда

После первой мировой войны художник сотрудничал с модными изданиями «Газетт дю бон тон» /«Gazette du bon ton» и «Vogue», а также газетами «La Gazette», «Modes et manieres d’aujourd’hui», «Les Feuillets d’art», «Femina» и «le Jardin des dames et des modes».

11.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 58 – La mythologie galante: [un défet de] “La Vie Parisienne”. George Barbier. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL.

Его выразительный стиль середины 1920-х годов был обращен к восточной тематике, а также к салонной живописи XVIII века. Восточные орнаменты в виде драконов, экзотических цветов, гроздьев винограда, цветущей сакуры были обязательным дополнением к образу «героини» Барбье.

12.

George Barbier. L’armour est aveugle. A blindfolded man dances with four women in this illustration by George Barbier, engraved by Henri Reidel, from an album that depicts Paris couture and the fashionable elite at the beginning of the 1920s. The image is from Le bonheur du jour, ou, Les graces a la mode, Paris: Meynial, 1920. The British Library. Source

«Женщины Барбье» почти всегда изображались на фоне определенного интерьера богато обставленной гостиной, оперного театра

13.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 160 – [Sans titre]: [un défet]. George Barbier, 1917. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL.

или дорогого питейного заведения – 1920-е годы знаменованы появлением «café society» /«общество кафе» и развитием индустрии развлечений.

14-1.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 113 – Idylle moderniste : [un défet]. George Barbier. BNF. Source

Женщины музицируют, читают любовные письма, курят, прихорашиваются, глядя в зеркало.

14-2.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 113 – Idylle moderniste : [un défet]. George Barbier. BNF. Source

Они сами являются украшениями этих интерьеров.

15.

1914

Барбье не давал подробного описания всех деталей изображенного костюма, как это делал Эрте, поскольку не являлся дизайнером моделей, но давал звучные названия каждой «картинке» в духе Жана Мишеля Моро, «модного» гравера XVIII века. Например, «Au revoir» /Прощание, «Des Roses Dans la Nuit» /Розы в Ночи, «La fontaine de coquillages» /Фонтан Ракушек, «Minuit! . . ou l’appartement à la mode» /«Полночь. или модная квартира. Многие из них были гравированы H. Reidel для «Le bonheur du jour, ou les grâces à la mode» /Счастье дня или милости моды и сейчас хранятся в библиотеках Princeton University и Yale University.

16.

George Barbier. Visez au Coeur, Belles Dames!, 1924. Original etching and pochoir /”Aim For the Heart, Beautiful Ladies”, signed in the plate, 1924. From the large format album “Le Bonheur du Jour, ou Les Graces a la Mode” assembled and published by Jules Meynial, 1924 (Chez Meynial, pochoiriste; Paris. H. Reidel, printer/engraver; Paris). Source

Не ограничиваясь рисованием, Барбье писал предисловия к выставочным каталогам, статьи в популярные газеты и журналы, посвященные искусству, моде, театру. Кроме того, в середине 1920-х гг. он вместе с Эрте создал оформление и эскизы костюмов для обновленного «Фоли Бержер».

17.

Au revoir. From an album by George Barbier, with engravings by Henri Reidel, 1920. A glamorous party, with party goers wearing evening dress including a man in a top hat and tails. A guest waves as she leaves, while others depart by car. The British Library. Source

К концу 1920-х гг. постоянные публикации Барбье в периодике достигли невероятной популярности.

18.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Поля Верлена “Галантные празднества” / Evening romance. George Barbier. A multitude of couples flirting in a garden at night. The illustration is by George Barbier and is from Fetes galantes by Paul Verlaine, 1928. The British Library. Source

В эти годы одна за другой выходили и книги, проиллюстрированные художником, — как правило, это были издания для коллекционеров, выпускавшиеся ограниченными тиражами.

19.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Пьера Луиса “Песни Билитис”. Source

Так, «Песни Билитис» были отпечатаны другом Барбье, гравером и художником Франсуа-Луи Шмидом, тиражом 125 экземпляров. Это издание 1928 г. с 42 изящными иллюстрациями и 148 виньетками признано шедевром искусства книги эпохи ар деко.

20.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Поля Верлена “Галантные празднества”. Source

Не менее известно среди библиофилов и редкое издание книги стихов Поля Верлена «Галантные празднества», рисунки к которому создавались художником с 1920 по 1924 г., и были собраны под одной обложкой лишь в 1928 г.

21.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Теофиля Готье “Роман о мумии”. Source

Среди книжной графики Барбье выделяются также серии рисунков к «Афродите» Пьера Луиса, 1928, совместно с Ж.Лепапом; «Роману ароматов» Ришара Ле Галена, 1928; «Роману о мумии» Теофиля Готье, 1929.

22.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Анри де Ренье “Встречи господина де Брео”. Source

Барбье не раз обращался к творчеству Анри де Ренье, создав яркий стилизованный мир, созвучный эстетизму писателя. В парижском издательстве «A. et G. Mornay» были в разные годы выпущены четыре романа Ренье с рисунками Барбье: «Грешница» (1924), «Дважды любимая» (1928), «Встречи господина де Брео» (1930) и «Эскапада» (1931).

Читайте также:
Мода и стиль 1950 годов – фото платьев и модные тенденции

23.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Лакло “Опасные связи”. Source

Одной из самых известных работ художника стали иллюстрации к «Опасным связям» Шодерло де Лакло, в которых Барбье создал изысканную графическую интерпретацию прославленного романа, связав воедино изящество галантного века с легкомыслием «смеющихся двадцатых».

24.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Лакло “Опасные связи”. Source

«Опасные связи» стали последней книгой художника — в 1932 г., в зените славы, Жорж Барбье скоропостижно скончался.

25.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 126 – Petit dictionnaire illustré des exclamations : [un défet]. George Barbier, 1922. BNF. Source

26.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 132 – Dictionnaire illustré des exclamations: [un défet]. George Barbier. BNF. Source

27.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 133 – Petit dictionnaire illustré des exclamations: [un défet]. George Barbier. BNF. Source

28.

Jazz band. Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 92 – Le cauchemar d’une nuit d’été: [un défet]. George Barbier, 1919. Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL / Аналогичная картинка: vue 137. Source

29.

Dessinateurs et humoristes. George Barbier. 1912-1924. Vue 106 – Le petit déjeuner du permissionnaire : [un défet]. George Barbier, 1916. BNF. Source

30.

Жорж Барбье. Иллюстрация к книге Анри де Ренье “Встречи господина де Брео”. Source

Иллюстраций Жоржа Барбье очень много. Если вдруг 30+ изображений мало, что и так перебор, то вот 8:18 минут картинок:

30.

Просто графика Жоржа Барбье.

Изображения:
Подробное описание альбома из Национальной библиотеки Франции: [Collection Jaquet]. Dessinateurs et humoristes. George Barbier: [défets d’illustrations de périodiques]. Auteur: Barbier, George (1882-1932). Illustrateur. Date d’édition: 1912-1924. Type: image fixe. Type: estampe. Langue: Français. Format: 1 vol. (208 p.) : 207 reproductions d’estampes ; 43,1 cm. Collectionneur : Desbenoît (1. -195. ; collectionneur). Bibliothèque nationale de France, département Estampes et photographie, TF-733-PET FOL. Source

Арт-деко в живописи: яркость цветов и плавность линий

Арт-деко (франц. Art déco), или ар-деко — это стиль в искусстве, возникший в начале XX века во Франции. Десятилетие между 1925 и 1935 годами стало временем расцвета стиля арт-деко — таким был ответ общества на упадок, воцарившийся после Первой Мировой войны. Своё название он получил на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности, состоявшейся в Париже в 1925 году.

Арт-деко принёс в картины и другие произведения искусства элементы некоторых других направлений — экспрессионизма, модерна и кубизма. Их сочетание вместе с африканскими, восточными и другими экзотическими мотивами породило некоторую загадочность — качество, благодаря которому во всём мире быстро появилось множество поклонников арт-деко. Большое влияние на стиль оказал абстракционизм — немалую роль в этом сыграл русский художник и теоретик изобразительного искусства Василий Кандинский, с 1896 по 1914 год живший и работавший в Мюнхене. Арт-деко, в свою очередь, повлиял на развитие других направлений искусства — в частности, конструктивизма и футуризма.

Арт-деко получил широкое распространение в Европе, а затем и в США. К 40-м годам прошлого века этот стиль стал популярным во всём мире, но вскоре наступил период его упадка — интерес публики к жанру угас, поскольку многие страны в военное время перешли в режим жёсткой экономии. Очередные волны популярности стиля пришлись на 60-е и 80-е годы XX века — это было связано с появлением движения поп-арт и развитием графического дизайна.

Заметим, что такое направление эстетического искусства, как арт-деко пришло в XX веке не только в живопись — в этом стиле начали создавать коллекции одежды, разрабатывать дизайн интерьеров, строить и декорировать здания. Ярким примером служат небоскрёбы Нью-Йорка и других американских городов, которые в периоды высокого интереса к жанру украшали роскошными фасадами и сияющими неоновыми вывесками в этом стиле. Речь идёт о Крайслер-билдинг, Рокфеллеровском центре, Эмпайр-стейт-билдинг и многих других строениях. При создании предметов искусства мастера широко использовали материалы, символизирующие присущую стилю роскошь — крокодиловую кожу, слоновую кость, серебро, редкие породы дерева.

Характерные особенности арт-деко

Арт-деко в живописи можно охарактеризовать несколькими основными чертами, в числе которых:

  • геометрическая точность элементов картин;
  • уход от реалистичности;
  • яркость и насыщенность цветов;
  • простота и понятность произведений, отсутствие в них подтекста и тайного смысла в сочетании с их некоторой вычурностью;
  • плавность линий и контуров;
  • симметричность, проявляющаяся во многих картинах;
  • использование этнических орнаментальных элементов.

Произведения искусства в стиле арт-деко изобилуют роскошью, которая удивительным образом сочетается с прямолинейностью. Последняя появилась в картинах и других творениях под влиянием неоклассики.

Самые яркие представители стиля Арт-деко

Наибольшую известность в разные годы получили такие мастера:

  • Тамара Лемпицка (Tamara Łempicka);
  • Карлос Саенс де Техада (Carlos Sáenz de Tejada);
  • Зинаида Серебрякова;
  • Эрте (настоящее имя — Роман Тыртов);
  • Хосе де Альмада Негрейрос (José de Almada Negreiros);
  • Адольф Жан-Мари Мурон (Adolphe Jean-Marie Mouron), более известный как Кассандр (Cassandre);
  • Жан Дюпас (Jean Dupas);
  • Рафаэль Делорм (Raphael Delorme).
Читайте также:
А вы знаете цвет и элитный ликер шартрез?

В наши дни во многих городах мира работают общества, преследующие цель сохранить стиль арт-деко, проводятся посвящённые направлению выставки. Заинтересованы? Вы можете приобрести картины и другие произведения искусства на аукционе Very Important Lot.

В стиле ар деко

Сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность стиль ар деко как художественное течение оформился 1 1908 – 1912 годы и достиг расцвета в период с 1925 по 1935 год. Он появился благодаря влиянию таких различных источников, как арт нуво, кубизм, футуризм, конструктивизм – с одной стороны и древнее искусство Египта, Востока и Африки – в другой. Постепенно арт деко распространил свою эстетику на архитектуру, интерьер, мебель, и….

Термин «ар деко» происходит от названия Exposition intemationale des arts decoratifs et industriels modemes (Международная выставка современных декоративных искусств и ремесел) 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно-прикладных искусств того времени. Двадцать одна страна, в большинстве — европейские, присутствовали на этой выставке. На обширной территории в центре Парижа были представлены более 130 экспозиций художественных, коммерческих и промышленных учреждений, а также нескольких сот художников. Здесь, как на витрине, выстроились все достижения французской авангардистской архитектуры. Широко разрекламированные главные павильоны возводились преимущественно в стиле, позже получившем название ар деко. Выставка продемонстрировала широчайший ассортимент декоративных предметов, тканей, мебели и скульптуры. Все эти вещи были созданы в духе постулата ар деко, утверждавшего, что форма должна следовать за функцией.

В развитии стиля ар деко в мебели можно определить три этапа: 1906 —1920 годы — период становления, 1920—1930 годы — расцвет, 1930—1935 годы — поздний период, когда ар деко развивался уже в направлении современного модернизма, который окончательно оформится в 1960-е годы.

Первая мировая война стала разделяющей полосой между стилями мебели ар нуво и ар деко. Но сегодня многие предметы, созданные перед Первой мировой войной, рассматриваются как принадлежащие стилю ар деко.

Дизайнеров мебели второго периода можно разделить на 3 категории: приверженцы традиций, модернисты и индивидуалисты.

Приверженцы традиций опирались на наследие французских краснодеревщиков XVIII—XIX столетий. Под этим знаменем в 1920-х годах работали краснодеревщики, которые жили в шумных кварталах округа Сэнт-Антуан со времен Бурбонов.

Модернисты протестовали против недооценки неоклассики, придававшей индивидуальные черты рукотворным проектам. Наиболее знаменитыми модернистами были Андре Арбюс (Andre Arbus), Пьер Пети (Pierre Petit), Пру (Prou). Их объединила в начале XX столетия архитектура, на которую невероятно повлиял дизайн мебели. В 1920-х годах Эрбст (Erbst), Малле-Стеван (Mallet-Stevens), Шаро (Chareau), Ле Корбюзье (Le Corbusier), Перьян (Perriand), Морё (Moreux) раздвинули рамки понятия архитектуры, подняв престиж и авторитет философии модернизма.

К третьей группе относятся дизайнеры мебели, которые отличаются ярким индивидуализмом. Их только четверо: Легрен (Legrain) — с причудливыми родовыми связями с Африкой и влиянием модернизма; Грей (Gray) — с ее лакированным Востоком, театральностью, ультрамодернизмом; Принтз (Printz) — чей определенно личностный и динамичный дизайн был основан на традициях.

К середине 1920-х годов «чистый», или «высокий», стиль ар деко достиг своей зрелости. Его триумф состоялся на уже упоминавшейся Международной выставке современных искусств и ремесел 1925 года в Париже, где был продемонстрирован обширный ассортимент декоративных предметов, тканей, мебели и предметов дизайна. Это, например, столовая Рапена (Rapin) в красных и золотых тонах, украшенная барельефами Блонда (Blond) и витражами Грюбера (Grubert); комната для курения Жана Дюнана (Jean

Dunand), с настенными панно из черного лака, меблированная квадратными креслами; спортивный зал Франсиса Журдена (Francis Jourdain), и поныне удивляющий своей современностью. На выставке обозначились две тенденции в искусстве интерьера и мебели. Большая часть художников-декораторов, обратившись к традициям последних французских стилей Реставрации и Луи-Филиппа, продолжила их. Вторая тенденция — менее значительная, но многообещающая: отказ от прежних приемов и новаторство. Жано так определил ее сторонников: «Это те, кто сегодня создает стиль завтрашнего дня и кто, имея новые материалы, работает для своего времени и средствами своего времени».

Сторонники ар деко отказались от лишних орнаментов, заявив, что лепные украшения, выступы и вообще все «излишества» не имеют практического применения, следовательно, они не нужны. Декор должен быть частью формы. Между тем маркетри, литые барельефы и контрастирующие паркетные панели, изготовленные из лучших материалов, нередко оставались ярким украшением.

Для мебели того времени были характерны простые и лаконичные формы, объем, строгость декора. Простота форм компенсировалась богатством материалов. Мебель ар нуво изготавливали из местных пород дерева, а тяжелые и массивные формы ар деко — из ценных пород, дополняя их слоновой костью, перламутром, кожей пятнистой акулы, лаком, латунью. В 1920-х годах столяры могли использовать более широкий спектр дорогостоящих пород древесины, нежели их предшественники. Многие из пород были экзотическими. Самыми популярными были эбеновое дерево, растущее на острове Ява, пальма с ее шероховатой, водонепроницаемой поверхностью, бразильское палисандровое дерево, зебровое дерево и каламандер. Распространены были амарант, махагон, белый клен.

Еще в 1914 году Клемент Мер (Clement Mere) использовал инкрустацию при изготовлении небольшой, простой и элегантной мебели из слоновой кости или кожи пятнистой акулы. Клемент Руссо (Clement Rousseau) по просьбе Поля Ириба (Paul Iribe) создал для кутюрье Жака Дусе (Jacques Ducet) маленький комод, полностью покрытый кожей пятнистой акулы, использовавшейся в XVIII веке для изготовления футляров. Несмотря на то что применявшиеся материалы были очень дороги, они играли лишь второстепенную роль — фона, а инкрустация из цветных полос дерева, слоновой кости или перламутра подчеркивала основные элементы.

Читайте также:
Как носить красивые женские носки

В начале 1920-х годов предпочитали темное дерево в противовес теплым оттенкам мебели начала 1900-х годов. Тенденция к отсутствию цвета и орнамента на мебели распространилась на ткани, ковры и обои. Рульман (Ruhlmann), например, предпочитал сочетания черный — золотой, серый — серебряный, тогда как Мартин (Martin) и Франсис Журден (Francis Jourdain) — черный и оранжевый, оттененные у одного — золотым, у другого — белым. На выставке 1920 года Франсис Журден показал ансамбль в малиновом и желтом цветах.

Ар деко был стилем, который преимущественно выражал типично французское представление о роскоши и изощренности.

Изучение мебели, экспонировавшейся на салонах 1920—1924 годов, показывает, что художники имели в виду широкую публику. Разные слои населения могли подобрать мебель, подходившую для их интерьеров и соответствовавшую по цене их материальным возможностям: от серийной продукции до мебели «люкс», какую, например, создавал Рульман (Ruhlmann). На ежегодных выставках производители участвовали наравне с декораторами, которые изготавливали дорогую мебель для элиты.

К середине 1920-х годов французы стали признанными лидерами в сфере декоративных искусств. Их произведения отличали тонкий вкус, пропорциональность и мастерская отделка, а цветовая гамма, утонченная роскошь и легкая фривольность делали их необычайно привлекательными. Неповторимый облик мебели ар деко придавали редкие и дорогие материалы, такие, как черное дерево, пальмовое дерево, палисандр, а также контрастные сочетания традиционных шпонов. Среди других популярных материалов были лак, шагрень, акулья кожа, шкура пони, слоновая кость и кованое железо.

Стулья работы Клемента Руссо — образцы изысканной гармонии, выражавшей прихотливый вкус и индивидуальность художника. Руссо умел превратить обычные стулья в предметы музейной роскоши, оклеив их пятнистой акульей кожей и тонкими полосками слоновой кости.

Конечно мебели ручной работы не могло быть много, поэтому для удовлетворения спроса был налажен массовый выпуск недорогих изделий ар деко. Стильность мебели достигалась за счет покрытия обычных массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или создания обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или их просто заменяли углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака.

Еще одним материалом, который с большой выдумкой применяли художники ар деко, был лак, давно известный в Китае, Японии и Индии, но непривычный в Европе. Восточная лакировка, популярная во Франции перед Первой мировой войной, оставалась таковой вплоть до 1920-х годов. Грей (Gray) была первой, кто сочетал современный дизайн с традициями японского мастера Сугавара, последователями которого позднее стали Дюнан (Dunand), Жало (Jallot). Лакировка заметно сказалась на разнообразии мебели из дерева и металла.

Жан Дюнан (Jean Dunand), дизайнер новомодной мебели, среди мастеров ар деко стал одним из ведущих специалистов по лаку. От растительных орнаментов он перешел к геометрическим узорам, затем — к африканским и абстрактным мотивам. Изображая стилизованного ангела, Дюнан впервые применил технику инкрустации толченой яичной скорлупой, которая впоследствии стала частым дополнением в его лакированных произведениях.

К 1930 годам в использовании лака, как и дерева, произошли перемены в массовом производстве. Были изобретены промышленные искусственные лаки, которые на неискушенного человека производили то же впечатление, что и высококлассный японский товар.

Распространенным материалом в то время стал металл. Новая архитектура использовала его не только для изготовления каркасов конструкций, но и для решеток, дверей, лифтов, перил, каминных принадлежностей, уличных фонарей и мебели. Вскоре от железа и бронзы мастера перешли к новым материалам, таким, как сталь, алюминий и хром. Особенно часто они использовали никелированную или хромированную сталь в форме трубок. Слой никеля или хрома придает металлу блеск и защищает его от ржавчины, но он очень чувствителен к сырости и тускнеет от частых прикосновений. Сталь начали покрывать лаком или эмалью, придавая ей цветовое разнообразие. Когда мастерам трудно работать со сталью, они используют красную медь, цинк, алюминий, дюралюминий и бронзу, сплав которых позволяет получить различные оттенки: от красного до бледно- желтого или серебристого. Сверкающий металлический орнамент — его теплота или холодность, его твердость и блеск — стал неотъемлемой чертой стиля ар деко.

Период возрождения и популярности переживали стекло и керамика. Новых технологических вершин достигли стеклодувы, о чем свидетельствуют работы Рене Лалика (Rene Lalique) из литого, протравленного кислотой стекла с высокими рельефными спиралями, обрамленными черной эмалью. Стекло использовалось также в качестве архитектурного материала, в производстве мебели и осветительных приборов.

Мебель 1920-х годов — это продолжение поисков 1910-х и даже 1900-х годов. Прямые линии, чистые и геометрические формы — характерные черты нового стиля в мебели. Но после краха в 1929 году Нью-Йоркской биржи, когда многие вмиг обеднели, стиль ар деко совершенно изменился — теперь был спрос на недорогие, удобные вещи. При изготовлении мебели начаи отдавать предпочтение стали, алюминию, зеркалам, стеклу, пластику и упрощенным формам. С началом Второй мировой войны мир бесповоротно изменился и стиль ар деко стал лишь одной из страниц истории декоративно-прикладного искусства.

Читайте также:
Одежда субкультуры хипстеров - фото девушек и парней

Иллюстрации предоставлены автором.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 29 (июль-август 2005), стр.16

Мода и прически 1950-х годов

Мода 1950-х – это перемены в женском стиле одежды, возврат к роскоши и женственности или же стиль New Look. Мода вновь возвращается в Париж. Французский дизайнер Кристиан Диор в 1947 году выпускает свою коллекцию, которая и утверждает новый стиль в моде – New Look.

New Look – это возврат к роскоши, к женственности, к пышности, к излишним растратам на костюм. Возврат ко всему тому, чего не хватало в военные годы. Кристиан Диор по послевоенным меркам был не в меру расточителен – он тратил много метров отличной ткани на пошив одного платья. Диора критиковали – среди его критиков были как экономные домохозяйки, так и многие дизайнеры, к примеру, известная Коко Шанель. Однако к началу 1950-х стиль от Диор завоевал мир.


New Look – это:

• акцента на талии – приталенные юбки и платья, узкие корсеты и объемные кринолины
• длина платьев до щиколотки или немного короче, декольте, чулки, туфли на шпильке
• длина рукава три четверти или же семь восьмых, длинные перчатки
• бант как элемент декора
• аксессуары – шейные платки, солнцезащитные очки с заостренными к верху углами, крупные клипсы и браслеты
• рисунок – клеточка, горошек и полоска средней ширины
• цвета – сочетания серого и розового, белого и серого, белого, коричневого и черного

Макияж в стиле New Look – это естественность и свежесть. Румяна нежно-розовые или же светло-персиковые, карандаш для бровей нежных оттенков, подводка для глаз и помада натуральных цветов, Однако при этом длинные ресницы.

Прически – либо утонченные пучки, либо мягкие волны и локоны.

Сам Диор говорил о своем стиле так:
«Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно-выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся к низу, как чашечки цветка, юбки».

Иконы стиля 1950-х – это Одри Хепберн, представляющая наряды еще одного выдающегося модельера середины ХХ века, аристократа Юбера де Живанши. Стиль Одри Хепберн – это круглые очки, забавные шляпки, знаменитое черное платье длиной чуть ниже колен и массивное жемчужное ожерелье.

Мэрилин Монро – икона стиля, представлявшая Голливуд. Яркая красная помада, мушка, белокурые локоны. Одними из элементов стиля Мэрилин Монро были укороченные топы и облегающие платья, а также силуэт «песочные часы», присутствующий и в стиле New Look.

Грейс Келли – актриса и принцесса Монако. Она носила атласные вечерние платья и юбки, платья спортивного покроя и нестандартные жакеты. Прическа – всегда идеально уложенные волосы.

Брижит Бардо – икона стиля 50-60-х годов ХХ века. Именно она вводит в моду свитера с широкими вырезами, открывающими оба плеча, а также бикини. Ее прическа – растрепанная бабетта. Прическа бабетта – это уже прическа следующего десятилетия, 1960-х, плотный валик из волос, который расположен практически на макушке.

Мужчины в 1950-е носили зауженные брюки-дудочки с отворотами, пиджак прямого покроя с бархатным или молескиновым отворотом, узкие галстуки и ботинки на платформе (криперсы). Такой стиль появился в Англии и назывался «тедди-бойз». Тэдди – это сокращение от имени Эдвард.

Считалось, что данный стиль в чем-то подражал эпохе английского короля Эдварда VII. При этом с такими костюмами носили прически с челкой, которая укладывалась в кок.

С середины 1950-х английская молодежь начинает одеваться в стиле рок-н-ролл – в моду входят шелковые костюмы, брюки клеш, расстегнутые воротники. Под влиянием Италии в моду входят короткие квадратные пиджаки, белые рубашки с тонким галстуком и с жилетами, зауженные брюки, зачастую из нагрудного кармана жилетки выглядывал платок. Ботинки приобретают остроносую форму.

В Советском Союзе появляются молодые люди, которых называют «стиляги». Это была в основном молодежь из семей дипломатов и партийных работников, то есть те молодые люди, которые смогли побывать на Западе. Повлиял на распространение западной моды среди молодежи в СССР и проходивший в Москве в 1957 году VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

«Стиляги» носили узкие брюки-«дудочки», летом – яркие гавайские рубашки, пиджаки с широкими плечами, галстуки-«селедочки» и зонты-трости, на голове – прическа «кок» – взбитые волосы. Девушки – платья силуэта «песочные часы», ярких расцветок, прически – завитые длинные пряди, которые были уложены вокруг головы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *