Мода это бизнес, в котором есть место искусству и творчеству

«Все истории в российском фэшн-бизнесе — это потерянные деньги»

Для российских дизайнеров модаэто бизнес или самовыражение?

— Для любого творческого человека самовыражение очень важно. Если человек занимается творчеством, но у него нет в этом внутренней необходимости, он не будет делать это хорошо. Другое дело, что далеко не все могут направить свой творческий потенциал в коммерческое русло, ведь это не так просто.

Каким должно быть соотношение бизнеса и искусства для успешного ведения бизнеса по производству одежды в нашей стране?

— Мода не только красивый, но и достаточно сложный бизнес. Мало сделать коллекцию одежды, важно затем ее запустить в производство и продать. А эти этапы никому в нашей стране не доступны. К сожалению, в России за последние 15 лет так и не появилось ни одного дизайнера, кто смог бы воплотить все эти три этапа хотя бы на среднем европейском уровне. Да, среди массмаркетовых марок есть хорошие истории успеха, но в дизайнерской одежде даже самые успешные марки продают очень мало.

У российского дизайнера оборот €1-1,5 млн считается хорошим, €2-3 млн — вообще прекрасно. А в Европе марки с таким оборотом в принципе не заметны. Все наши фэшн-предприятия — это малые предприятия, если пользоваться правительственной терминологией.

Почему же у наших дизайнеров ничего не получается?

— Во-первых, из-за отсутствия образования. У нас очень много хороших художников, но мало людей, которые понимают моду как бизнес. Во-вторых, поскольку размеры бизнеса у модельеров небольшие, часто у них нет возможности нанять хороших специалистов — менеджеров, генерального директора, маркетолога, PR-специалиста. Даже у лучших наших домов моды пиаром занимаются почти что любители. А еще в России есть отдельный сегмент: обеспеченные женщины, для которых фэшн-бизнес — это способ социализации. Но это же не бизнес, в таких условиях сложно настроиться на деловой лад!

Значит, достаточно просто найти хорошего управляющего и тогда все получится?

— Нужно просто найти правильного человека, который будет помогать тебе развиваться, а не тормозить твое развитие. Тогда ты будешь делать инвестиции не в пускание пыли в глаза, а в развитие марки. Одно дело, когда дизайнеру не хватает денег на бизнес, и совсем другое — деньги вложены неправильно.

Возьмите любое российское имя из мира моды. Либо этот будет история на уровне $300 тысяч оборота в год, что никак не является успехом марки. Либо это будет история банкротства, либо история отбора помещения за долги, история разборок с судебными приставами, либо, того хуже, с партнерами и так далее. Все истории российского фэшн-бизнеса объединяет одно – это потерянные деньги. Но это не значит, что наша мода — это путь в экономический тупик. Мода может быть интересным и высокомаржинальным бизнесом при условии разумного и профессионального подхода.

Некоторые наши дизайнеры совершенно превратно понимают термин “инвестиции” или путают спонсоров с инвесторами. За последние десять лет было немало примеров, когда российский дизайнер или бренд «инвестировал» в свои показы в Париже или Нью-Йорке. При этом такие показы ни одному нашему соотечественнику не принесли коммерческого эффекта, если не считать эффектом возможность продавать платья в Москве дороже западных люксовых брендов. Но это возможность имеет большие ограничения, на этом бизнес не построишь, ценителей дорогой российской одежды не так много. При этом каждый такой показ в Париже стоит, как минимум, двух-трех магазинов в регионах, которые можно было бы открыть за эти деньги. То есть вместо бессмысленных ежесезонных поездок за рубеж можно было бы построить целую сеть бутиков, но этого никто не сделал. Это объяснимо: магазин в Уфе или Омске не так радует как показ в Париже, да и показ сделать проще – не надо строить производство и логистику. На мой взгляд, глупо пытаться покорить международные столицы моды, если ты не смог развиться на своем рынке.

А регионы уже готовы принять дизайнерские вещи или покупатели российских дизайнеров живут только в Москве и Санкт-Петербурге?

— Еще несколько лет назад мы вместе с «Ромир мониторинг» выяснили: уже тогда люди из регионов готовы были покупать made in Russia. Потому что у наших покупателей уже давно изменилась мотивация при совершении покупки. Если десять лет назад важен был бренд, то сейчас люди ищут вещь, которая им больше всего идет, соответствует внутреннему состоянию. Вперед выходят показатели дизайна и соотношение цены-качества. “Боско” и ЦУМ уже давно успешно торгуют русскими дизайнерами, значит, это не безнадежно.

Все наши большие массмаркетовые бренды носят английские названия, за исключением, например, марки Киры Пластининой и сети ТВОЕ. SELA, Zarina, InCity записаны по-английски. Но это было актуально лет десять назад, сейчас же потребитель готов и хочет покупать русское. Ощущение того, что «все, что произведено в России, плохого качества», давно ушло. В отношении одежды — точно.

Я общался с представителями власти в регионах, губернаторами, вице-губернаторами. Они готовы открыть русским дизайнерам любые двери. Ведь все понимают, что нужно поддерживать и развивать отечественное производство. Приходите и попросите хотя бы помещение по льготной цене, говорит власть. А к власти пока никто и не приходит. Никто из наших дизайнеров не рассматривает регионы как вариант развития (за исключением масс-маркетовых марок). А ведь это беспроигрышная бизнес-стратегия. Я точно знаю: те, у кого открыты магазины в регионах, работают очень хорошо и зарабатывают деньги. Может, не огромные, но зарабатывают.

А зачем нужна тогда устраиваемая вами неделя моды?

— У нашей недели моды и сейчас, и пять, и десять лет назад цель одна — построить площадку для общения всех участников фэшн-индустрии. Сегодня неделя моды на 90% (также как и в мире) несет маркетинговую функцию для дизайнеров-участников. Когда у дизайнера нет денег на рекламу, неделя моды — это хороший способ заставить всех о себе напомнить. Сюда приходят несколько сотен байеров, которые хоть и не покупают, но присматриваются и знакомятся с дизайнерами. У нас было несколько историй, когда дизайнеры после показа находили инвесторов, партнеров для развития бизнеса в России.

Особенности предпринимательства в индустрии моды Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ченчик Анастасия Валерьевна

Индустрия моды остается постоянным источником роста всей мировой экономики, а также вносит весомый вклад в развитие многих национальных экономик. Роль дизайнера, как предпринимателя, заключается не только в своевременном создании новой коллекции, но и в эффективном управлении бизнесом. Безусловно, совмещение двух направлений деятельности (художественной и коммерческой) является сложной задачей, в особенности для новых компаний. Данная статья посвящена анализу особенностей ведения бизнеса в сфере создания дизайнерской одежды и обуви на рынке индустрии моды . В статье представлены статистические данные и тенденции развития рынка дизайнерской одежды и обуви в России, рассмотренные с точки зрения анализа перспективности данного рынка. Специфика отрасли рассматривается с точки зрения ее влияния на ведение бизнеса. Даются рекомендации по решению основных задач предпринимателей, работающих в сфере создания дизайнерской одежды и обуви.

Читайте также:
Дизайнер Эльза Скиапарелли, фото и биография

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ченчик Анастасия Валерьевна

Issues of entrepreneurship in the fashion industry

The article discusses the issues of entrepreneurship in the clothing and footwear fashion industry . The fashion industry is showing the stable growth on the global scale. Entrepreneurial approach to the role of designer does not only include creativity in developing new collections but also requires the skills of an effective business manager. The merger of creativity and value creation is a challenging task, especially for the fashion startups. The article presents the analysis of the designer clothes and footwear market in Russia and discusses the perspectives of the Russian fashion industry . The author outlines specific features of the fashion market in Russia and provides various recommendations for the nascent entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Особенности предпринимательства в индустрии моды»

■ Гп^ РосеиАс ■ Zs ПРВДПР РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 • Номер 3 • февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1

. гт””” ^^^^ издательство Креативная экономика

ги,. Russian Journal of Entrepreneurship 1

Особенности предпринимательства в индустрии моды

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Индустрия моды остается постоянным источником роста всей мировой экономики, а также вносит весомый вклад в развитие многих национальных экономик. Роль дизайнера, как предпринимателя, заключается не только в своевременном создании новой коллекции, но и в эффективном управлении бизнесом. Безусловно, совмещение двух направлений деятельности (художественной и коммерческой) является сложной задачей, в особенности для новых компаний. Данная статья посвящена анализу особенностей ведения бизнеса в сфере создания дизайнерской одежды и обуви на рынке индустрии моды. В статье представлены статистические данные и тенденции развития рынка дизайнерской одежды и обуви в России, рассмотренные с точки зрения анализа перспективности данного рынка. Специфика отрасли рассматривается с точки зрения ее влияния на ведение бизнеса. Даются рекомендации по решению основных задач предпринимателей, работающих в сфере создания дизайнерской одежды и обуви.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: индустрия моды, рынок дизайнерской одежды и обуви, предпринимательство, бизнес-инкубатор в сфере фэшн-индустрии, бизнес-партнер.

Issues of entrepreneurship in the fashion industry

1 Plekhanov Russian University of Economics

Индустрия моды (фэшн-индустрия) остается постоянным источником роста всей мировой экономики, а также вносит весомый вклад в развитие многих национальных экономик. Например, для законодательницы моды Франции отрасль люксовых товаров — четвертый по объему источник доходов, не менее значима она и для Италии, Испании, а также для США. Наблюдается рост этой отрасли в развивающихся экономиках Китая и Индии. Индустрия моды лидирует по числу занятого во Франции и Италии. В США производство одежды и модных товаров самый быстрорастущий сектор, в ряде азиатских стран индустрия моды переживает настоящий бум [1,5] (Gofman A.B., 2010, Demina T.A., 2014).

Основными представителями данного сектора экономики, безусловно, являются крупные мировые бренды, такие как «Dior», «Prada», «Gucci», «H&M», «Zara» [2, 4] (Dzhekson T., Shou D., 2011, Tangeyt M., 2007). Однако малые и средние предприятия приобретают все большее

значение как с экономической, так и социальной точек зрения. Как и во многих других сферах экономики, в модной индустрии малое и среднее предпринимательство является одним из важнейших драйверов инноваций, а также позволяет удовлетворить имеющийся спрос на нишевые товары. Кроме того, предпринимательство в индустрии моды решает социальные проблемы, увеличивая число рабочих мест, и, тем самым, повышая процент занятого населения.

Отечественный рынок товаров дизайнерской одежды и обуви представлен преимущественно крупными зарубежными компаниями. Однако, ввиду последних тенденций на рынке (введение антироссийских санкций, политика импортозамещения), наблюдается рост интереса к продукции отечественных производителей, что, учитывая немногочисленность российских представителей отрасли, создает дополнительную привлекательность рынка для новых игроков [6] (Chenchik A.V., 2014).

Анализ рынка дизайнерской одежды и обуви

В апреле 2016 года DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка дизайнерской одежды и обуви (пре-а-порте) класса «люкс» в России1. Объем рынка в 2015 году составил 175 909,1 млн руб., что превышает показатель предыдущего года, равный 162 328,6 млн руб. То есть в стоимостном выражении наблюдается рост на 8%, в то время как в натуральном выражении, объем продаж сократился на 15%.

1 DISCOVERY RESEARCH GROUP [Электронный ресурс] URL: http://www.drgroup.ru/2112-analiz-rynka-dizajnerskoj-odezhdy-i-obuvi-pret-a-porte-klassa-ljuks-v-Rossii.html (Дата обращения 18.11.2016 г.))

The article discusses the issues of entrepreneurship in the clothing and footwear fashion industry. The fashion industry is showing the stable growth on the global scale. Entrepreneurial approach to the role of designer does not only include creativity in developing new collections but also requires the skills of an effective business manager The merger of creativity and value creation is a challenging task, especially for the fashion startups. The article presents the analysis of the designer clothes and footwear market in Russia and discusses the perspectives of the Russian fashion industry. The author outlines specific features of the fashion market in Russia and provides various recommendations for the nascent entrepreneurs.

KEYWORDS: fashion industry, designer clothes, and footwear market, entrepreneurship, business incubator, startup.

Received 16.12.2016, Published 16.02.2017

© Chenchik A.V. / Publication: Creative Economy Publishers For correspondence: anastasija_hrom0bk.ru (Chenchik A.V.)

Читайте также:
Твидовые ткани – виды твида и история

Chenchik A.V. (2017) Osobennosti predprinimatelstva v industrii mody [Issues of entrepreneurship in the fashion industry]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (3). – P. 231-237. doi: 10.18334/rp.18.3.37288

Сокращение объемов рынка связано с ухудшением экономической ситуации в России и девальвацией национальной валюты в 2014-2015 годах. Так как практически все товары исследуемой категории ввозятся из-за рубежа, то на уменьшение объемов рынка повлияло и сокращение объемов импорта продукции.

Соотношение долей категории одежды и категории обуви относительно всего рынка в среднем составляет 75 к 25% (одежда к обуви). Самую большую долю составляет сегмент женской одежды. Его объем в 2015 году составил 71 917 млн руб., то есть почти 41% всего рынка.

Большая доля рынка представлена такими брендами как Dolce & Gabbana, Prada, Christian Dior, Chanel среди дизайнерской одежды; и Christian Louboutin, Manolo Blahnik, Louis Vuitton и Jimmy Choo в обуви.

Среди основных тенденций на рынке стоит отметить развитие Интернет-торговли, активное сотрудничество компаний премиум класса с компаниями, ориентированными на масс-маркет, а также рост спроса потребителей на уникальные товары.

Особенности рынка индустрии моды

В индустрии моды существуют определенная структура, менталитет и процессы, которые формируют специфические особенности данной сферы деятельности. Далее будут рассмотрены те особенности индустрии моды, которые определяют специфику ведения бизнеса на данном рынке.

Субъективность рынка. Субъективность, в данном случае, заключается в том, что мода базируется в значительной степени на индивидуальных предпочтениях и вкусах людей. Создавая коллекцию, важно понимать основные тенденции на рынке, которые крайне быстро меняются. Другими словами, основной особенностью рынка является его принадлежность к креативным индустриям, таким как дизайн, искусство, где требуется постоянное новаторство идей2.

Сезонность. Дизайнеры высокой моды традиционно работают с учетом двух основных сезонов — весна/лето и осень/зима. В целом индустрии моды бизнес строится вокруг этого стандарта. Это отражается и на сроках показов новых коллекций, которые проводятся два раза в год фэшн-компаниями. Однако, существуют компа-

2 Analysis on fashion design entrepreneurship: Challenges and supporting models URL: http://bada. hb.se/bitstream/2320/6702/1/2010.13.3.pdf

ЧенчикАнастасия Валерьевна, аспирант кафедры предпринимательства и логистики [anastasija_hromß bk.ru)

Ченчик А.В. Особенности предпринимательства в индустрии моды // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 3. – С. 231-237. doi: 10.18334/rp.18.3.37288

нии, которые создают ежегодно более десяти коллекций. Например, такой успешный ритейлер как «Zara» имеет по двадцать сезонов за год. Во многом это связано с тем, что на сегодняшний день, рынок модных товаров очень высококонкурентен, в связи с чем необходимо постоянно обновлять ассортимент продукции. Это означает, что ритейлеры увеличивают количество «времен года», то есть частоту, с которой товар в магазине полностью меняется. Последствия этой тенденции для управления цепочки поставок очевидно велики3.

Высокая волатильность спроса на рынке. Спрос на товары индустрии моды редко стабильный или линейный. Он может зависеть от капризов, погоды, фильмов, или даже поп-звезды и футболистов. Есть множество источников неопределенности в индустрии моды со стороны не только покупателей, но поставщиков, грузоотправителей и так далее. Как результат — низкая предсказуемость объемов продаж. Из-за волатильности спроса крайне сложно спрогнозировать достаточно точно общий объем спроса даже без учета периода. Для новой компании это сделать еще сложнее4.

Высокий процент импульсных покупок. Многие решения потребителей о покупке принимаются в точке продаж. Иными словами, когда покупатель «сталкивается» с товаром, он осознает возможность приобрести продукт, ввиду его «доступности».

Исходя из вышеперечисленных особенностей работы на рынке дизайнерской одежды и обуви, можно выделить основные вопросы и задачи, стоящие перед предпринимателем. Как упоминалось выше, специфика работы на рынке модных товаров заключается, в первую очередь, в необходимости постоянно создавать новые креативные продукты. Модельер должен обладать большим набором навыков, так как роль дизайнера как предпринимателя заключается не только в своевременном создании новой коллекции, но и в эффективном управлении бизнесом. Творчество должно сочетаться с бизнес-навыками, искусство с коммерцией.

Индустрия моды, как и любой другой бизнес, должна включать в себя все аспекты работы предпринимателя: исследование рынка (изучение рынка, тенденций, потребительского поведения), разработка продукта (как с эстетической, так и технической стороны), поиск источников финансирования, производство, маркетинг, продажи, общий менеджмент (бизнес-стратегия, направление бренда и так далее).

Многие начинающие дизайнеры концентрируются только на создании коллекций, упуская из вида все остальные направления ведения бизнеса. Безусловно, совмещение двух направлений деятельности (художественной и коммерческой) является сложной задачей, особенно для новых компаний на рынке. В данном случае, рационально воспользоваться внешней поддержкой.

3 Analysis on fashion design entrepreneurship: Challenges and supporting models URL: http://bada. hb.se/bitstream/2320/6702/1/2010.13.3.pdf

4 International journal of Engineering Business Management Special Issue Innovations in Fashion Industry. 2013 http://www.intechopen.com/IJEBM%20Innovations%20in%20Fashion%20Industry-nonum.pdf

Существуют три возможных вида поддержки: бизнес-инкубаторы, совместное ведение бизнеса дизайнером с бизнес-партнером, использование внешнего профессионального менеджмента5. Поскольку любой бизнес в своем развитии проходит три основные стадии: становление (генерация идеи, разработка бизнес-плана, регистрация фирмы), рост (достижение точки безубыточности и устойчивого роста компании, отработка системы управления бизнесом) и расширение (экспансия рынка, расширение ассортимента товаров, каналов сбыта), то целесообразно рассмотреть каждый из видов поддержки с учетом применимости для трех основных стадий развития бизнеса.

1. Бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубатор — это инструмент развития и продвижения бизнеса на ранней стадии деятельности, осуществляющий сопровождение бизнес-идей в продукты, путем оказания широкого спектра услуг. Основной целью инкубатора является создание условий для ускоренного развития малых предприятий [7].

Существуют специализированные бизнес-инкубаторы в сфере фэшн-индустрии, которые предоставляют молодым дизайнерам такие услуги, как выставочное пространство, консалтинговое бюро, маркетинговое агентство, инновационный цех для изготовления изделий. К сожалению, для России такой формат поддержки предпринимателей сформировался не так давно, поэтому в силу своей специфики на отечественном рынке представлены единичными примерами.

Целесообразно воспользоваться услугами бизнес-инкубатора на самой ранней стадии — стадии становления бизнеса и, при необходимости, в начале развития компании.

2. Бизнес-партнерство. Вторая концепция — совместное ведение бизнеса дизайнера с бизнес-партнером. При таком сотрудничестве дизайнер выполняет креативную часть работы по созданию новых коллекций, а партнер ведет все остальные аспекты бизнеса, которые уже перечислялись выше. В мировой практике, это достаточно распространенный и успешный способ организации бизнеса в сфере индустрии моды. Такие известные дизайнеры как Ив Сен-Лоран, Том Форд, Марк Джейкобс, Джимми Чу и другие вели свой бизнес совместно с партнерами, которые выступали в качестве управляющих компании. Данная форма поддержки может быть применима на всех этапах развития компании.

Читайте также:
Цветок красный мак в истории и парфюмерии

3. Внешний профессиональный менеджмент. Концепция использования внешнего профессионального менеджмента заключается в централизации операций управления [3] (Saveleva N.Yu., 2004). В качестве внешнего управляющего выступает холдинговая компания, которая несет ответственность за различные бренды. Центральное руководство принимает все стратегические решения, включая производство, пиар, закупки, человеческие ресурсы, маркетинг, а также финансирование, учет и управленческий менеджмент. Таким образом, дизайнер может полностью сосредоточиться

5 Analysis on fashion design entrepreneurship: Challenges and supporting models URL: http://bada. hb.se/bitstream/2320/6702/1/2010.13.3.pdf

на разработке продукта. Концепция внешнего управления применима на втором и третьем этапе — этапах роста и расширения.

К сожалению, на российском рынке компаний, предоставляющих полный спектр перечисленных услуг, пока нет. На сегодняшний день отечественные компании предоставляют только маркетинговые и сбытовые услуги. Однако наблюдающийся растущий интерес к молодым российским дизайнерам за рубежом делает возможность использования такой политики ведения бизнеса более чем реальной.

Несмотря на трудности экономической ситуации в России и снижения курса национальной валюты, отечественный рынок дизайнерской одежды и обуви продолжает расти. Кроме того, наблюдается рост интереса к отечественным производителям как на российском рынке, так и за рубежом.

Основными представителями данного сектора экономики являются крупные мировые компании. Однако, стоит отметить, что малое и среднее предпринимательство в индустрии моды не теряет своего значения, в особенности в части привнесения на рынок инноваций и уникальных, нишевых товаров.

Основой спецификой индустрии моды выступает выраженный креативный характер операционной деятельности компаний, работающих на рынке. Однако роль дизайнера, как предпринимателя, заключается не только в своевременном создании новой коллекции, но и в эффективном управлении бизнесом. Наиболее распространенной ошибкой при организации новой компании по созданию одежды и обуви заключается в том, что молодые модельеры, концентрируясь в первую очередь на разработке коллекции, не учитывают значимость остальных аспектов ведения бизнеса.

В данном случае, рационально воспользоваться внешней поддержкой. Существует три возможных вида поддержки это: бизнес-инкубаторы, совместное ведение бизнеса дизайнера с бизнес-партнером, использование внешнего профессионального менеджмента. На каждой стадии развития бизнеса целесообразно использовать разные виды поддержки. Бизнес-инкубаторы эффективны на стадии становления компании, сотрудничество с бизнес-партнером может быть выгодно на протяжении всей жизни компании, внешний менеджмент удобен на стадии роста и расширения бизнеса.

1. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. — М.: КДУ, 2010.

2. Джексон Т., Шоу Д. Индустрия моды. / Пер. с англ. О. Теплых. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2011.

3. Савельева Н.Ю. Менеджмент и маркетинг в индустрии моды. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

4. Тангейт М. От Armani до Zara: построение бренда в сфере моды. / Перевод: А. Лисицына. — М.: Альпина Паблишер, 2007.

5. Демина Т.А. Индустрия моды как самостоятельный сектор экономики // Сервис в России и за рубежом. — 2014. — № 9. — с. 13-23.

6. Ченчик А.В. Брендинг молодых российских дизайнеров // Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2014. — № 2. — C. 50-59.

7. Тормышева Т.А. Развитие бизнес-инкубаторов в условиях построения российской инновационной экономики, дисс. канд. экон. наук 2013 г.

Chenchik A.V. (2014). Brending molodyh rossiyskikh dizaynerov [Branding of young Russian fashion designers]. Human Capital and Professional Education. (2). 50-59. (in Russian).

Demina T.A. (2014). Industriya mody kak samostoyatelnyy sektor ekonomiki [Fashion industry as an independent sector of economy]. Servis v Rossii i za rubezhom. (9). 13-23. (in Russian).

Dzhekson T., Shou D. (2011). Industriya mody [Fashion industry] Moscow: Balans Biznes Buks. (in Russian).

Gofman A.B. (2010). Moda i lyudi. Novaya teoriya mody i modnogo povedeniya [The fashion and the people. A new theory of fashion and fashionable behavior] Moscow: KDU. (in Russian).

Saveleva N.Yu. (2004). Menedzhment i marketing v industrii mody [Management and marketing in fashion industry] Rostov-on-Don: Feniks. (in Russian).

Tangeyt M. (2007). Ot Armani do Zara: postroenie brenda v sfere mody [From Armani to Zara: building the brand in a fashion industry] Moscow: Alpina Pablisher. (in Russian).

Мода это бизнес, в котором есть место искусству и творчеству

Сун Бок Ким (Sung Bok Kim) — доцент на кафедре одежды и текстиля Университета Хансунг в Сеуле. Защитила докторскую диссертацию в Нью- Йоркском университете — «Эстетика моды и критицизм» (Fashion Esthetics and Criticism).

Статья впервые опубликована в журнале Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture (1998. Vol . 2.1)

Мода как категория дискурса привлекает внимание ученых с кон­ца XIX столетия. Авторы многих значимых и имеющих ценность ис­следовательских работ сосредоточивали внимание на разнообразных социальных, психологических и экономических аспектах моды. Они обращались к таким темам, как история костюма, исследование по­веденческих моделей, мода и торговля, а также маркетинг и реклама. Часто объектом изучения для них становились движущие силы и исто­рические условия, побуждающие моду развиваться через осознание того, какова природа удовлетворения, которое испытывают люди, под­чиняясь ее диктату, почему этого чувства удовлетворения достаточно, чтобы компенсировать физические и материальные жертвы, и что по­зволяет превратить модную одежду в прибыльный товар.

Весьма примечательно, однако, то, что посвященные моде исследо­вательские труды практически не уделяют внимания, пожалуй, важ­нейшей из всех присущих моде характеристик — ее «эстетизму». Как заметила искусствовед Энн Холландер, главнейший сущностный аспект в манере одежды — это производимое ею визуальное впечатление, в то время как «все остальные аспекты факультативны и зависят от конкрет­ных условий» (Hollander 1978: 311). Судя по всему, с замечанием Холландер согласна и социолог Элизабет Уилсон, которая также подчер­кивает, что нам следовало бы рассматривать моду как «некую форму изобразительного искусства, процесс создания образов, где в качестве холста используется видимое „я”» (Wilson 1987: 9). Более того, Джордж Б. Спроулз, известный ученый, исследующий поведенческие модели, высказал следующую мысль: «Занимаясь анализом моды, легко упу­стить из виду возможность эстетического подхода, поскольку эстетика воспринимается как искусствоведческая категория, не имеющая отно­шения к моде. Это серьезный промах, так как предметы моды представ­ляют собой эстетический продукт, и всякая теория моды непременно будет включать в себя эстетические компоненты» (Sproles 1985: 63).

Читайте также:
Правильный уход за кожей лица весной - советы и рецепты

Недостаток изысканий в области эстетики моды породил дискусси­онный вопрос, который впервые отчетливо прозвучал в начале 1980-х годов: можно ли относиться к моде как к искусству? Но по-настоящему спор вокруг него разгорелся в 1983 году, когда в Нью-Йорке, в Инсти­туте костюма Метрополитен-музея, открылась ретроспективная экс­позиция, посвященная 25-летию профессиональной деятельности Ива Сен-Лорана, — ведь до сего момента считалось, что место в музейных экспозициях должны занимать в первую очередь произведения искус­ства или исторические костюмы, но никак не предметы, имеющие от­ношение к современной моде.

Пережив потрясение, вызванное демонстрацией работ Сен-Лорана в Метрополитен-музее, другие музеи последовали этому примеру и по­зволили проводить в своих залах выставки, имеющие отношение к ис­кусству и моде. К числу наиболее ярких примеров можно отнести вы­ставку «Мода и сюрреализм» (Fashion and Surrealism), организованную в галерее Технологического института моды в 1987 году, и «Одежда, взгляд изнутри» (Infra-Apparel), проходившую в Институте костюма Метрополитен-музея в 1991 году, — и в том и в другом случае мода была представлена в художественном контексте. В том же ключе дан­ная тенденция прослеживается в таких культурных мероприятиях, как выставка «Архитектура личного пространства. Современный дизайн одежды» (Intimate Architecture: Contemporary Clothing Design), прово­дившаяся в Массачусетском технологическом институте в 1982 году; выставка работ Роберто Капуччи «Изваяния из ткани» (Sculptures in Fabric), представленная в рамках Венецианской биеннале 1995 года, и «Выставка „Искусство для носки”» (Art-to-Wear Exhibition), ставшая частью биеннале 1995 года в Кванджу (Южная Корея).

Находясь под впечатлением от этих незабываемых выставок и, в част­ности, от того, как их устроителям удалось подчеркнуть эстетические аспекты моды, я осознала: проблема состоит в том, что мир моды, по сравнению с миром искусства, уделяет слишком мало внимания теоре­тическим обоснованиям и критическому анализу и отводит слишком мало места для них. Сосредоточив внимание на визуальных характе­ристиках моды, мы сталкиваемся со следующими вопросами. Можно ли утверждать, что мода и искусство разделяют одну и ту же осново­полагающую систему ценностей и концепций? Где та область, кото­рая одновременно принадлежит миру моды и миру изобразительного искусства, и что она собой представляет? В чем разница между модой и искусством? Держа в уме эти вопросы, я предполагаю развить кри­тический подход к моде и для начала аргументированно обсудить вза­имоотношения между модой и искусством. Кроме того, я собираюсь проанализировать критические статьи и заметки о моде, публиковав­шиеся в периодических изданиях, посвященных вопросам искусства, между 1980 и 1995 годами, чтобы понять и описать концептуальные воззрения, определяющие отношение тех или иных критиков к моде, и составить представление о том, как развивалась критика моды как особая теоретическая область эстетических изысканий. Если мы со­гласны с тем, что эстетический критицизм может быть охарактери­зован как «компетентный и упорядоченный разговор об искусстве» (Feldman 1973), то это исследование действительно будет служить не­кой основой для компетентной и упорядоченной дискуссии об эстети­ческом критицизме моды.

Является ли мода искусством?

В мире моды и в мире искусства почти во все времена не было ясности относительно того, можно ли считать моду искусством, и это порож­дало множество споров. Еще в 1959 году Реми Сейсселин, убежденный сторонник эстетических взглядов на природу моды, утверждал, что мода — это настоящее искусство. Он постарался доказать это, исследуя взаимоотношения между модой и поэзией в своей статье «От Бодлера до Кристиана Диора. Поэтика моды» (Saisselin 1959). Ученый, знаток французского искусства XVIII века, Сейсселин говорил о том, что мода может нести в себе метафизический подтекст и обладает эстетическими характеристиками. Он цитировал Бодлера и Кристиана Диора, сопо­ставляя высказывания поэта о моде и одежде с замечаниями професси­онального модельера. И хотя Сейсселин напрямую не касался вопроса о соотношении моды и изобразительного искусства, значение этой его работы огромно уже потому, что появление статьи о моде в академи­ческом искусствоведческом журнале было событием из ряда вон вы­ходящим. Будучи заметной фигурой в мире искусствоведения, Сейс- селин стал одним из первых, кто взглянул на моду как на искусство.

Импульс, который задал Сейсселин, высказав свою точку зрения на взаимоотношения «мода — искусство», привел к тому, что вопрос «Является ли мода искусством?» начали открыто обсуждать в журна­лах, посвященных изобразительному искусству, и интерпретировать в экспозициях тематических выставок, проводившихся во многих музе­ях и арт-центрах в начале 1980-х годов. Художественный критик Лори Симмонс Зеленко взял пространное интервью у Дианы Вриланд и по­ложил его в основу статьи, которая была напечатана под заголовком «Можно ли считать моду искусством?» и стала одной из первых откро­венных публикаций на эту тему, попавших на страницы журнала, цели­ком посвященного изобразительному искусству. Ее появление можно считать поворотным моментом в истории заметок о моде, поскольку из интервью, взятого Зеленко у Вриланд, становится ясно, что взаимо­отношения между модой и искусством окружены туманной атмосфе­рой отчуждения и недопонимания. Так, Вриланд, в прошлом редактор Harper’s Bazaar и Vogue и консультант Института костюма Метрополи­тен-музея, настаивает на том, что «мода — это не искусство»: «Искус­ство должно иметь дело с чем-то абсолютно спиритуальным [sic]. Это совершенно неповторимое, экстраординарное нечто. То, что присуще искусству и не присуще моде. Мода должна иметь дело с повседневной жизнью. Мода обладает физической жизнеспособностью, в то вре­мя как жизнеспособность искусства не столь материальна.» (Zelenko 1981: 88). Также Вриланд говорит о моде как о «капризе публики» и «попытке приукрасить человеческое тело», которая «подразумевает наличие мастерства»; согласно ее точке зрения, «искусство зачастую становится источником вдохновения для моды, когда модельеры нуж­даются в творческом импульсе». Когда разговор коснулся выставки «Маньчжурский дракон. Китайские костюмы времен династии Цин» (The Manchu Dragon: Costumes of China, the Ch’ing Dynasty), которую Вриланд организовала в Институте костюма, она заметила, что «экс­траординарные цветовые решения, неистовая роскошь и абсолютная конструктивная простота создают то ощущение непринужденной сво­боды, которого мы сегодня лишены». Затем она предсказала, что «ро­скошь еще вернется», и пояснила, что подразумевает под роскошью «некую форму мышления, форму просвещенного отношения к цели. Чтобы ее достичь, необходимо знание всех ингредиентов социальной сферы, знание разных периодов в искусстве и литературе». «Искус­ство — это роскошь, но может ли оно стать товаром?» — задает вопрос интервьюер. Но вместо прямого ответа Вриланд произносит: «Я пола­гаю, искусство — это постоянный источник вдохновения». Иногда в ее словах ощущается некоторая неуверенность, она говорит: «.. .когда оно [искусство] попадает в торговый оборот, я не берусь что-то предска­зывать наверняка, так как не имею достаточной информации. Я лишь надеюсь, что к нему не отнесутся, как к соевым бобам, и не станут вы­ставлять на биржевые торги, хотя. возможно все.» (Ibid.: 12).

Читайте также:
9 хитростей, заставляющих нас покупать больше

Ознакомившись с этим диалогом, можно прийти к выводу, что Диана Вриланд, основываясь на собственных представлениях о двух несхожих мирах, была сторонницей того, чтобы между искусством и модой со­хранялась дистанция. Однако сегодня различия, которые она находила между ними, выглядят ничтожными, а подобная дистанция — невоз­можной, поскольку с 1980-х годов общие представления об искусстве радикально изменились под влиянием постмодернизма. Тем не менее это интервью можно считать своего рода отправной точкой, откуда берет начало откровенная дискуссия о неоднозначных и противоре­чивых взаимоотношениях между модой и искусством.

В более близкое нам время художественный критик Михаэль Будро затронул проблему взаимоотношений между модой и искусством в сво­ей статье «Искусство и мода». Он также отказался признавать моду ис­кусством: «Искусство — это искусство, а мода — это индустрия. Существует давняя, благородная традиция — своего рода идеал, со­гласно которому произведением искусства считается творение, создан­ное личностью, озаренной ярким пламенем высокого вдохновения; со­гласно которому искусство стоит выше коммерции; согласно которому искусство — из уважения к себе или по какой-то иной причине — это великое, значимое явление. Мода — это не искусство. Мода по­верхностна и малозначима.» (Boodro 1990: 120-123). Будро разделяет искусство и моду, в первую очередь исходя из того, что мода коммерциализована по своей природе. Он объявляет искусство и моду «парой, которая никогда не сойдется», хотя вместе с тем признает, что «ассо­циации между ними существуют уже давно и со временем становятся лишь прочнее» (Ibid.: 122).

(Продолжение читайте в печатной версии журнала)

Мода и стиль. Разница

МОДА И ВИДЫ СТИЛЕЙ

(Попробую проиллюстрировать статью из интернета своими работами. \

НО. возможно у меня это не совсем получится. ведь ЭТО ПРОСТО ВОЙЛОК. )

Понятия моды и стиля существовали у людей еще с древности. Уже в те времена женщины пытались как-то подчеркнуть свою красоту и индивидуальность. Уже тогда начали появляться первые украшения из кости и кожи. Кроме того, женщины пытались обернуться другим куском материи, нежели их соперницы. Это все делалось с одной целью – привлечь к себе внимание мужчины и продолжить свой род.

Именно так началось развитие такого сложного и тонкого искусства в жизни человека, как мода. Ее главной целью всегда было и является помощь при создании уникального, неповторимого образа, подчеркивание красоты и привлекательности.

Мода, та которую мы привыкли почитать, появилась в Париже. В России первым её законодателем стал Петр Первый. В 1701 году он издал указ, в котором были перечислены «одежды, которые обязаны носить бояре и простой люд». Конечно же, для каждого сословия был составлен отдельный список.

Что такое мода

Мода (от французского слова mode и от латинского modus – мера, способ, образ, правило, предписание): стремительная, ветреная, как молодая девушка, в поисках своего единственного суженого.

Мода – это временное преобладание какого-либо одного стиля или его части в разных сферах жизни и культуры. Она определяет популярные на данном отрезке времени стили и типы одежды, направления в искусстве, способы поведения, стиль жизни, господствующие идеи, особенности этикета, архитектуры, литературы и т.д.

Мода изменчива, непостоянна, но она является неким живым импульсом к новизне, к поиску и творчеству. Мода – это смена образов и форм, их, пусть даже временное, но господство, в определенный промежуток времени.

Мода – это бизнес. Спрос рождает предложение, как и в любом деловом предприятии. Но это не является определяющим в ней. Мода свидетельствует, прежде всего, о постоянной тяге человека к развитию и поиску нового. Человеку без новизны и творчества трудно жить на свете.

Мода является самым загадочным явлением современной культуры. Она отражает намного больше, чем просто отношение к одежде и украшениям. Мода – это вкус общества, который быстротечно меняется! Кроме того, она наглядно отображает действительность, манеры поведения и индивидуальность. А вот высокая мода – это уже неповторимое творение известных домов моды, которые задают основные тенденции и стили в одежде.

Употребляя слово «мода», мы обычно имеем в виду моду в одежде. Стремительный темп современной жизни требует предельно удобной и в то же время разнообразной и красивой одежды. Основными критериями моды являются функциональность, комплектность, рациональность.

Современная мода отличается большим богатством идей. Она создала для нас благоприятные условия для их выбора, потому что одновременно существуют и одинаково модны и привлекательны разные стили, формы, покрои, разные объемы и длина одежды, широкая цветовая гамма. И это вполне логично, поскольку все люди разные не только по внешним данным, темпераменту, социальному положению, но и просто по своему отношению к моде и одежде. Сегодня в моде ценится индивидуальность, умение приспособить новую идею конкретно для себя.

В наши дни мода, как никогда, отличается демократизмом. Сочетание дешевой футболки и отлично сшитого пиджака уже никого не смущает. Джинсы стали уместны даже в дорогом ресторане. Капризная мода, два раза в год меняющая цветовую гамму коллекций, постоянно подталкивает нас к мысли о необходимости освежить наш гардероб, радикально изменить цвет волос, макияжа, одежды – словом, изменить имидж.

В распространении моды, а главное, в создании общественного мнения по поводу той или иной новинки ведущую роль играют кумиры публики, знаменитости, которые на приемах, фестивалях, парадах, модных курортах появляются в платье от того или иного известного модельера и утверждают новую моду. А затем роль ее распространителя, естественно переходит, к телевидению и кино.

На сегодняшний день уникальность моды состоит в том, что она подразумевает не только одежду, но и внешнюю красоту. Кутюрье, стилисты, визажисты и парикмахеры не просто украшают жизнь человека, они развивают модную культуру.

Читайте также:
Куклы в стиле бохо

Мода помогает развить вкус, экспериментировать, во всём многообразии искать то, что подходит именно вам. С помощью мира моды можно развивать чувство прекрасного, а уже отточенный вкус поможет определиться с собственным стилем.

Что такое стиль

Стиль в переводе с английского и французского означает «манера, линия поведения, образ жизни». По сути, стиль – это внешнее отражение Вашей индивидуальности, Вашего «я». Быть стильным – значит быть самим собой, подчеркивать Ваши и только Ваши неповторимые черты, не играть и не пытаться подражать кому-то.

Стиль складывается из очень многих факторов, за основу стиля важно взять особенности вашей личности, чтобы это выглядело гармонично. Стиль формируют одежда, манеры, образ жизни, возраст, вкусы человека и многое другое.

Стиль – это подчеркивание свой внутренней натуры, своих чувств и желаний, отражение своей личности через одежду. Стиль – то, что отличает вас от другого человека. Это умелое и точное подчёркивание собственной уникальности, выраженное во внешних проявлениях. Стиль – это самоощущение и проявление индивидуальности через внешний облик.

Стиль – это сознательный выбор. Это способ выбрать среди большого количества возможностей именно то, что созвучно внутреннему состоянию и мироощущению. Стиль отражает то, как мы видим себя сами, это восприятие себя, и он касается не только одежды, но и нашего поведения, наших реакций, нашей жизни в целом.

Самое простое определение стиля звучит как умение выбрать среди модных вещей (одежды, аксессуаров, бижутерии) такие, которые определенным образом соответствуют вашей фигуре, внешности, образу жизни, привычкам и интересам.

Стиль – это, прежде всего, соответствие одежды, обуви и аксессуаров друг другу, времени года, месту проведения того или иного мероприятия или события, на котором вы находитесь, настроению, чертам вашей внешности и характеру. У каждого человека может быть свой стиль, найти который нелегкий труд.

Человек гармоничное создание, и очень важно помнить, что стильный образ – это и есть гармония всех составляющих Вашего внешнего вида. Найти свой стиль, то есть понять и принять самого себя, бывает непросто. Но если Вам это удалось, не важно, самостоятельно или с помощью специалиста, то Вы никогда не променяете это внутреннее ощущение собственной неповторимости на слепое подражание моделям с мировых подиумов.

Очень важно, отличать понятия стиля и моды.

Стиль – отличительная особенность, индивидуальность человека, проявляющаяся при выборе одежды, макияжа, поведения.

Мода же лишь направление, которое предлагают дизайнеры для общества. Мода скоротечна и изменяема.

Стиль, если он правильно выбран, остается с человеком навсегда и влияет, в конечном счете, как на жизнь человека и его поведение, так и на манеры и мироощущение.

ВИДЫ СТИЛЕЙ

Одежда занимает одно из главных мест в создании стиля. Здесь важны именно стильные, а не модные одеяния, потому что не всегда то, что модно, может прекрасно смотреться. Даже имея ограниченные возможности в плане финансов можно организовать свой гардероб так, чтобы он привносил образу стиль.

Традиционные стили – это классический, романтический, спортивный и фольклорный (или этнический). Правда, сегодня в чистом виде каждый стиль встречается не так часто. Мода отличается смешением элементов разных стилей, обращается к ассоциациям, передает настроение. Классификация стилей в одежде практически полностью универсальна как для женщин, так и для мужчин, разница в элементах отображения стиля.

Классический (консервативный) стиль

Одежда этого стиля наиболее распространена и выполняется из самых добротных и благородных по качеству и цвету тканей. Классический стиль – это сдержанная простота в линиях, лаконичный крой, приемы которого отработаны десятилетиями, достаточно строгий образ изделия. Это самый неэмоциональный стиль, всё в нем крайне умеренно. Отсутствие остро модных деталей. Длина, ширина, объемы и пропорции всегда средние, привычные для глаза.

Изделия, выполненные в этом виде стиля, не выходят из моды в течение нескольких сезонов. Они хорошо комплектуются с одеждой других стилей, что очень важно в составлении рационального гардероба.

Классический стиль в одежде женщины прежде всего подходит работающим дамам. Так как его родиной является Англия, этот стиль часто еще называют «английским». Формироваться он начал еще в конце XIX века, а за основу был взят английский мужской костюм.

Разновидности классического стиля в одежде: деловой и офисный. Они добавили удобства, упростили некоторые элементы гардероба, внесли немного романтики в рабочие будни женщины.

Романтический стиль

Этот вид стиля в одежде подразумевает создание возвышенного, утонченного образа. Для него характерно использование рюшей, воланов, длинных платьев летящего кроя. Для мужчин в романтическом стиле характерны жилеты, шейные платки, рубашки с широкими рукавами и романтичные фасоны шляп.

Романтический стиль – это легкость летящих, струящихся тканей, насыщенных или пастельных тонов. Он предполагает обстановку праздника, отдыха, торжества, создает приподнятое настроение и вряд ли уместен в рабочей обстановке.

Основными видами романтического стиля являются гламурный, секси, бельевой и ретро.

Гламурный стиль. Этот стиль минимально привлекает внимание окружающих своей роскошью и богемностью. Шикарные платья и меха, драгоценности и натуральные ткани чрезвычайно уместны в воссоздании мягкого, соблазняющего или же яркого образа.

Секси-стиль подходит для уверенных в себе девушек. Обтягивающие платья, яркий и выразительный макияж, крупные украшения – все то, что помогает выглядеть сексуально, уверенно, игриво и соблазнительно. Стиль предполагает не только короткие, оголяющие ноги платья, но и наряды макси или евро длины.

Бельевой стиль характеризуется свободой, удобством, открытостью. Такие наряды напоминают топы-бюстгальтеры или платья, сарафаны-комбинации. Нежное кружево, струящиеся воланы, лиф, расшитый бисером, и, конечно же, натуральные шелка, шифоны.

Ретро стиль – это использование элементов модных направлений прошлого или полное их копирование. Очень многим девушкам и женщинам хочется окунуться в прошлое и примерить на себя какой-либо из ретро-образов.

Спортивный стиль

Этот вид стиля характеризуется свободной, не стесняющей движения одеждой, предназначенной для занятий спортом и активного отдыха или повседневная одежда, стилизованная под спортивную, имеющая атрибутику присущую спортивной экипировке.

стиль в одежде – это, прежде всего, удобные и комфортные, свободные и не стесняющие движения ансамбли для повседневного ношения, отдыха, занятий спортом.

В самом простейшем варианте спортивный стиль представлен курткой с карманами, молниями, надетой с брюками, на которых так же накладные карманы, молнии. Вязаная шапка и кроссовки завершают этот комплект одежды для активного отдыха, поездки за город.

Читайте также:
Как правильно выбрать хорошую косметику
Фольклорный (этнический) стиль

Этот вид стиля вбирает в себя элементы национальных костюмов практически со всего мира и соединяет их в некое новое целое. Костюмы в этническом стиле шьются из натуральных тканей естественных расцветок.

Идея фольклорного стиля состоит в том, чтобы не полностью копировать национальные наряды, а лишь заимствовать определенные элементы, включая их в современные модели. Широко используется вязка, плетение, лоскутная техника, аппликации и разнообразная вышивка. Фолк стиль отличается удобством.

Этнический стиль в одежде призван выделять своего обладателя из серой и унылой толпы. Японские кимоно, индийские сари, индейские кожаные мокасины и бахрома, вот что делает стиль этно принадлежностью ярких и неординарных личностей.

Помимо традиционных существует ещё также несколько других популярных стилей. Рассмотрим некоторые из них.

Морской стиль

Этот вид стиля очень любим женским полом. От него веет романтикой приключений и свежестью моря, благодаря его минимализму, небольшому количеству цветов и летнему настроению. Свежесть морских брызг и бриза, синие волны и белое жаркое солнце, красный закат на песчаном берегу и белоснежная яхта на его фоне. Якоря и раковины, морские звезды и капитанские фуражки – все это элементы одежды в морском стиле.

Морской стиль одежды – это курортная классика. Характерной особенностью является сочетание трех цветов: синего, белого и красного. Ему также соответствуют полосатый принт, матросский воротник, укороченная юбка в складку и морская атрибутика в аксессуарах.

Джинсовый стиль

Джинсы готовятся отметить свое 150-летие. Целое столетие джинсы были рабочей одеждой и только последние 50 лет они стали символом демократизации моды. Вопрос о том, принимать или не принимать джинсы, некогда так скандально волновавший общество, решен окончательно и бесповоротно.

Джинсовый стиль не собирается никуда уходить, а, наоборот, вопреки всем и всему набирает поклонников и приверженцев даже в лице великих кутюрье. Этот вид стиля самый доступный и всеми любимый, стабильно модный и очень разнообразный.

Богемный стиль

Этот вид стиля очень молодой. Он характеризуется как воздушный и беззаботный, его также отличает простота. Свою популярность богемный стиль получил в конце 60-х годов прошлого столетия. Основной принцип стиля – многослойность, яркость и натуральность тканей. Отличительными чертами являются массивные украшения, юбки в цыганском стиле, бахрома, кисти, вязаные вещи, а также вышивка, характерная этому стилю. Его «изюминка» – не столько причудливые сочетания предметов, сколько использование свободных и струящихся тканей. Из аксессуаров особенно популярные ремни и пояса.

Следует отметить, что любой, даже самый стильный комплект, необходимо поддержать украшениями, аксессуарами, макияжем, прической, маникюром и педикюром. Придавайте значение любой мелочи, учитесь у профессионалов, но анализируйте перед тем, как скопировать чужой “удачный” комплект. Не теряйте свою индивидуальность и не бойтесь экспериментировать!

Не стоит также игнорировать правила этикета или обычаи, принятые в обществе, где Вы живете. Они могут отличаться в разных странах, но суть одинакова: одевайтесь соответственно сезону, времени суток, событию, правилам этикета и дресс-коду. Стильность и индивидуальность не должны переходить в эпатаж.

А Вы что думаете?

Придерживаетесь ли всегда какого -то стиля или он меняется со временем ?

Бизнес моды как явление арт-индустрии

Бизнес моды как явление арт-индустрии

Продукт : организационные структуры (производственные, торговые, финансовые, посреднические, сервисные. ) главной целью которых является получение прибыли, за счет удовлетворения витальных и социальных потребностей общества.

Основное продвижение – это показы. Благодаря показам появляются публикации, рекламные материалы. Эти мероприятия приносят и партнеров. К примеру, им может стать бренд аксессуаров, автомобилей, косметическая компания.

В Беларуси я показываю свои коллекции в рамках Belarus Fashion Week. Организатор мероприятия – Белорусская палата моды. Мероприятие занимает один павильон, в последние два сезона – «БелЭкспо». Каждый час проходит показ, люди приходят по пригласительным самого дизайнера. После проходит пресс-конференция.

Самую большую юридическую сложность составляет технический регламент Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». Он означает, что при реализации продукции на территории ТС она должна сопровождаться сертификатом качества или декларацией соответствия.

Два мотива движут модой. Первый — подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй — страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции); по другой классификации, подражание само по себе является формой биологической защиты.

Организации культуры могут и участвовать в создании нового художественного продукта – для коммерческого распространения, и устраивать выставки-продажи – не только для того, чтобы получить дополнительный доход, но и для использования новых форм привлечения потребителя.

Издательский бизнес в структуре арт-индустрии

издательская деятельность (издание газет и журналов культурно-художественного направления, популярных произведений литературы, книг для любителей декоративного искусства, автотехники, живописи, прикладных ремесел)Производитель-продавец-арт-агент-арт-менеджер Арт-менеджер – это человек осмысливающий, а потом организующий все, что связано с искусством -продвижение-Ц

В издательском бизнесе, в котором этот термин и возник, арт-директор отвечает за дизайн журнала или газеты и, в сотрудничестве с редактором, выбирает или участвует в создании необходимых изображений и фотографий. В крупных издательствах и журналах у арт-директора есть ассистенты. издания(газеты, журналы, сми) помогают людям приобщиться к искусству, больше узнать о культуре и т.д.

Закон об издательском деле

Закон авторского права и смежных правах

Продукт : Отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции.

Классическая издательская деятельность – поиск рукописей и авторов, приобретение авторских прав, подготовку рукописи к печати (редактура, корректура, оформление), печать (и его эквиваленты в электронной форме), а также маркетинг и распространение.

Арт-туризм: мировой опыт и белорусская специфика

Арт-туризм – ( англ. art – искусство ) вид туризма. Первая часть арт-вносит значение искусства того направления, который указан во второй части (Туризм).

«Арт-туризм» реализует потенциал человека через творчество, когда, знакомясь с историческими и этнографическими источниками, все участники посещают интересные, с точки зрения живописи и истории, места, работают там на пленэре, а на основе созданных работ там же проводят передвижные выставки, организуют мастер – классы с учащимися местных школ, создавая работы, которые часто экспонируются на международных выставках.

Бразильско-белорусский street art фестиваль Vulica Brasil

Фестиваль стрит-арта VULICA BRASIL возвращается! «Бразильская улица» оживает, чтобы подарить еще больше красок белорусской столице. После успеха первого в истории Минска фестиваля стрит-арта в 2014 году мы с удовольствием продолжаем начатую работу:

Читайте также:
Легкие прически в школу за 5 минут

В этом году в фестивале примут участие четыре всемирно известных художника из Бразилии – это вдвое больше, чем в первом этапе VULICA BRASIL

Каждый из художников оставит на минских стенах свой неповторимый стиль – бесконечную вселенную, жаркий народный колорит и огромного «гиганта» в трехмерной проекции.

VULICA BRASIL расширяет культурный диалог между Бразилией и Беларусью, создавая площадку для совместного самовыражения двух народов. Белорусский стрит-арт представятмастера спрея Cowek (Лида), Kontra (Большие Мотыкалы) и Izum (Минск). Народные легенды, мифы, фольклор и история белорусов переплетутся с традициями и фантазией бразильцев.

Индустрия досуга как сфера предпринимательства в сфере культуры

К культурно-досуговой индустрии относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях и отдыхе.

Последние годы в Беларусииндустрия досуга уже достаточно быстрыми темпами развивается, поскольку для этого имеются и предпосылки, и ресурсы.

Основными предпосылками стали следующие: развитость экономической и социально-культурной сфер в РБ, коммерциализация досуга, увеличение платежеспособного спроса населения на досуговые услуги и развлечения, создание на рынке культурно-досуговых товаров и услуг конкурентной ситуации.

Осуществляется деятельность в сфере культуры организациями, предприятиями различной ведомственной принадлежности и формы собственности, а также частными лицами. Имеющиеся формы хозяйствования разрешают разделить организации, которые оказывают социально-культурные услуги на: коммерческие предприятия; некоммерческие, в которых преобладает второй тип хозяйствования.

Одним из важнейших принципов в развитии культурно-досуговой индустрии становится принцип комплексности услуг (культура + индустрия развлечений + здоровье + спорт + образование).

Технология создания малого предприятия в сфере творческих индустрий

Обоснование идеи. Содержание деятельности, продукты/услуги данной фирмы/агентства/предприятия.Регистрация агентства. Целевая аудитория, механизмы продвижения продукции/услуг, реклама. Расходы на открытие.Штат.Доходная часть.Риски

Бизнес моды как явление арт-индустрии

Продукт : организационные структуры (производственные, торговые, финансовые, посреднические, сервисные. ) главной целью которых является получение прибыли, за счет удовлетворения витальных и социальных потребностей общества.

Основное продвижение – это показы. Благодаря показам появляются публикации, рекламные материалы. Эти мероприятия приносят и партнеров. К примеру, им может стать бренд аксессуаров, автомобилей, косметическая компания.

В Беларуси я показываю свои коллекции в рамках Belarus Fashion Week. Организатор мероприятия – Белорусская палата моды. Мероприятие занимает один павильон, в последние два сезона – «БелЭкспо». Каждый час проходит показ, люди приходят по пригласительным самого дизайнера. После проходит пресс-конференция.

Самую большую юридическую сложность составляет технический регламент Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». Он означает, что при реализации продукции на территории ТС она должна сопровождаться сертификатом качества или декларацией соответствия.

Два мотива движут модой. Первый — подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй — страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции); по другой классификации, подражание само по себе является формой биологической защиты.

Организации культуры могут и участвовать в создании нового художественного продукта – для коммерческого распространения, и устраивать выставки-продажи – не только для того, чтобы получить дополнительный доход, но и для использования новых форм привлечения потребителя.

Креативные и богатые: как сделать творческий бизнес прибыльным

В развитых странах креативные индустрии — один из драйверов экономики, где доля творческого сектора составляет в среднем 3–5% ВВП, а иногда может опережать по объемам более традиционные отрасли экономики. Например, в Германии вклад креативных индустрий в общую добавленную стоимость составляет 100 млрд евро. Это больше, чем у финансовых услуг (€75 млрд), химической промышленности (€50 млрд) и энергетики (€47 млрд).

Креативные индустрии — это искусство, дизайн, мода, компьютерная графика, анимация, разработка игр, ИТ, архитектура и урбанистика, кино, ТВ, новые медиа, музыка и саунд-дизайн, маркетинг и коммуникации, издательское дело и журналистика, а также образование во всех этих сферах.

В России ключевая задача сейчас — перевести креативную отрасль из дотационной сферы в прибыльный сектор экономики.

Особенность креативной экономики в том, что человеческий капитал в ней — основной ресурс. В России около 4% активного населения заняты в креативных индустриях. В Москве — больше полумиллиона человек. Причем 90% занятых в творческой отрасли — это малый и средний бизнес. Чтобы креативные предприниматели могли развиваться, им нужны адекватные меры поддержки.

На федеральном уровне в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» предусмотрены такие меры поддержки, как льготные налоговые ставки для самозанятых (4% при расчетах с физическими лицами и 6% — юридическими или ИП), компенсации за участие в выставках и ярмарках, размещение на маркетплейсах, продвижение в соцсетях, обучение сотрудников и другие. Самому старшему самозанятому на данный момент 96 лет, а всего самозанятых в стране уже более 2,8 млн, среди них немало представителей креативных индустрий.

Агентство креативных индустрий в Москве, которое открылось в 2020 году в структуре департамента предпринимательства и инновационного развития, предлагает гранты анимационным компаниям, компенсацию затрат резидентов креативных технопарков на приобретение оборудования, финансовую поддержку экспортеров для расширения границ бизнеса. В 2020 году агентство оказало поддержку 151 организации креативной отрасли, в 2021 году эту цифру планируют увеличить в разы.

В Санкт-Петербурге есть Закон о поддержке организаторов креативных пространств, которых в городе насчитывается более 430, предусмотрены внушительные арендные льготы, которыми бизнес уже пользуется. Наиболее яркое культурное пространство — «Новая Голландия», которая встречает более 1 млн посетителей ежегодно.

Креативным предпринимателям также нужна благоприятная среда для обучения и обмена навыками. В некоторых городах такой средой уже служат креативные кластеры. В Москве уже есть своя «креативная миля» — АртКвартал, где расположены Винзавод, АРМА, Фабрика и Центр дизайна Artplay с кампусом университета креативных индустрий Universal University.

Известны также «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге, галерея «Смена» в Казани. Есть программа «Арт-резиденции: создание и продвижение креативных пространств» по запуску креативных кластеров на территории уже существующих архитектурных объектов, ее курирует Universal University. В рамках этой программы местные предприниматели, урбанисты, представители власти и локального сообщества проектируют креативные пространства, исходя из реальных потребностей города и региона.

Так, например, в одном из пустующих цехов Нижполиграфа в Нижнем Новгороде создали центр аудиовизуального искусства и digital-инсталляций «ЦЕХ 5».

Читайте также:
Модная одежда для дома – идеальные домашние образы

В Ивановской области по инициативе губернатора на территории вокзала было решено создать выставочное и событийное пространство «Арт-вокзал». В ходе программы «Арт-резиденции» концепция «Арт-вокзала» сменилась с культурной повестки на развитие новой индустрии моды, которая создаст добавленную стоимость экономике города. Опыт программы «Арт-резиденции» показывает, что вопреки расхожему мнению креативные кластеры — это не построенный с фундамента развлекательный комплекс или созданный на месте фабрики лофт. Это прежде всего креативный хаб с событийной программой и экосистема бизнес-проектов.

Как и в любом бизнесе, в запуске креативных проектов большую поддержку могут оказать бизнес-инкубаторы и инвестиционные фонды. Пример такой инициативы — акселераторы, которые открывает Агентство креативных индустрий Москвы. Например, Moscow Film Accelerator в партнерстве с Московской школой кино — акселератор сериальных проектов. Партнеры акселератора — «Нон-стоп продакшн», «Марс Медиа», «Друг друга», «КиноПоиск», ivi, PREMIER — профинансируют съемки пилотов лучших проектов программы. В некоторых регионах свои стратегии развития креативных индустрий. Можно привести в пример Якутию, которая производит до десяти кинокартин в год (это третий результат после Москвы и Петербурга). Или Калининградскую область, которая разработала «дорожную карту» развития игровой индустрии. В июне в Калининграде прошел первый фестиваль игровой индустрии PlayPort, участие в котором приняли более 250 человек.

Креативные предприниматели стали воспринимать себя сектором экономики, появились тематические конференции, в их числе Форум креативного бизнеса в рамках ПМЭФ 2021. Крупные корпорации из разных сфер увидели потенциал отрасли. Так, Роман Абрамович учредил частный фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм», а «Яндекс» вложился в производство нового сезона «Смешариков». При финансовой поддержке «Северстали» проходит благотворительная программа «Музеи Русского Севера».

Если говорить о трендах, которые определяют развитие креативных индустрий, то основной из них — это кросс-дисциплинарность. Креативные индустрии способны перезапустить более традиционные сектора экономики, как это делает, например, дизайн с автомобильной индустрией.

Кроме того, креативные индустрии стимулируют диверсификацию производства и экспорта в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия. В период коронакризиса, который дал стимул цифровой трансформации многих отраслей, стало понятно, что сегодня мир больше, чем когда-либо, нуждается в инновациях.

Как стать дизайнером одежды: пошаговая инструкция

Поговорим о том, как стать дизайнером одежды, с чего начать. Профессия дизайнера всегда считалась модной, ее актуальность не утрачена и в настоящее время. В специализированные учебные заведения, которые занимаются подготовкой модельеров, выстраиваются настоящие «живые очереди» из абитуриентов. Не все понимают, насколько труден и тернист путь от обычного школьника до именитого модельера. Расскажем о том, как стать дизайнером одежды. Кто-то пытается освоить профессию еще со школьной скамьи, у кого-то карьера складывается только в солидном возрасте.

Специфика профессии

Для начала нужно понять содержание профессии, только в таком случае можно получить представление о том, что нужно, чтобы стать дизайнером одежды. Чем занимаются подобные специалисты?

Не знаете, как стать известным дизайнером одежды, но очень хотите? Профессиональный конструктор одежды создает, представляет свои эскизы миру моды. Он должен учитывать последние веяния мира моды, иначе его изделия не вызовут интереса, не станут востребованными.

  • создает проекты одежды;
  • оформляет технические задания по проектированию элементов одежды;
  • использует при конструировании информационные технологии;
  • организует полноценную работу исполнителей;
  • осуществляет контроль над изготовлением одежды;
  • оформляет заявки на образцы для сертификации;
  • разрабатывает лекала

О чем должен знать будущий дизайнер

Не знаете, как стать дизайнером с нуля, в таком случае, для начала познакомьтесь с теоретическими вопросами, касающимися миры мода и дизайна.

  1. Изучите историю появления костюмов.
  2. Научитесь отличать основные направления моды.
  3. Познакомьтесь с основами конструирования и моделирования одежды.

Будущий кутюрье обязан разбираться во всех вопросах, касающихся технического оборудования, методов пошива модной одежды.

Где может работать модный дизайнер

Школьники, размышляющие над тем, как стать известным дизайнером, часто не задумываются о том, где может трудиться представитель данной специальности. Помимо модных домов, дипломированный дизайнер может трудоустроиться на предприятие легкой промышленности, в ателье (слон), на текстильно-галантерейное (швейное) производство. Кроме того, размышляя, как стать дизайнером, с чего начать, отметим, что всегда можно брать индивидуальные заказы, разрабатывая в домашних условиях настоящие модные шедевры. Во многих крупных городах нашей страны есть экспериментальные мастерские, в которых востребованы профессиональные конструкторы одежды.

Модельер: сфера интересов

Отечественный рынок труда представлен и дизайнерами, и модельерами. Думаете, как стать дизайнером одежды, с чего начать? Учтите, что профессии дополняют друг друга. Если вы уверены, что знаете, как стать дизайнером, с чего начать, можно попробовать свои силы в качестве модельера. Основные направления его деятельности:

  1. Технолог. В сферу профессиональных обязанностей входит выбор метода пошива, создание несложных вариантов одежды, поиск эффективных вариантов обработки швов.
  2. Конструктор. Данное направление предполагает разработку качественных чертежей одежды, подгон изделий под индивидуальные особенности фигуры заказчика.
  3. Художник. Именно он рисует вариант отделки, создает эскизы, всю конструкцию будущего модного аксессуара.

Так что надо делать, чтобы стать дизайнером одежды? Желательно овладеть сразу несколькими различными навыками, то есть стать модельером–универсалом.

Что должен уметь истинный дизайнер

Представителей данной профессии можно считать настоящими «гениями моды». Именно они должны придумывать всю концепцию новых коллекций, разрабатывать индивидуальные эскизы, предлагать новые конструкции, оригинальные технологии. Помимо этого сам дизайнер продумывает ключевые моменты сценария будущего дефиле, принимает участие в рекламе.

Преимущества и недостатки направления «дизайн»

До того как вы задумаетесь над тем, что надо делать, чтобы стать дизайнером одежды, взвесьте все преимущества и недостатки данной профессии.

Среди плюсов при удачном стечении всех обстоятельств можно упомянуть мировую популярность и славу. Хороший дизайнер имеет высокие гонорары, может развивать свой творческий потенциал, нарабатывать полезные связи. Представители данной профессии востребованы на современном рынке труда, не останутся без любимой работы.

Есть и свои минусы, о которых также важно упомянуть. Работа предполагает тяжелый физический труд, часто приходится трудиться в авральном режиме. Существуют определенные рамки, указанные заказчиком, выходить за которые нельзя. На рынке существует серьезная конкуренция, сложно самостоятельно добиться успеха и популярности. Начинающим дизайнерам приходится тратить время и силы на поиски потенциальных заказчиков. Нет гарантии, что профессия сразу будет приносить стабильный и высокий доход.

Для того чтобы принять участие в модном показе, нужно подготовить 50-60 полноценных ансамблей, на это требуется очень много времени и сил. Для создания одного костюма профессионал тратит 4-5 месяцев, поэтому «выживают» в мире моды только профессионалы и настоящие фанаты своего дела.

Читайте также:
Как флекситол делает кожу ног мягкой и шелковистой

Становимся дизайнерами без опыта и образования

В реальности, задумываясь над тем, как стать дизайнером, с чего начать, осознайте, что на простом энтузиазме, не имея ни навыков, ни опыта, ни связей, воплотить мечту в реальность не получится. Где проходить обучение? Итак, ищете ответ на вопрос о том, как стать дизайнером одежды? В таком случае загляните в школы дизайна, институты моды, художественные училища. Среди самых востребованных учебных заведений мира моды выделим такие: МГУДТ, МГТУ им. А.Н. Косыгина, Национальный коммерческий институт моды, Институт дизайна костюма (Санкт-Петербург), Ивановская текстильная академия, Московский индустриальный техникум.

Для тех, кто всерьез задумался над тем, как стать дизайнером одежды в домашних условиях, предлагается дистанционное обучение в Британской высшей школе дизайна, колледже моды и дизайна.

Что важно помнить для реализации мечты

Сначала важно определиться со своими предпочтениями. Не знаете, как стать дизайнером одежды, но очень хотите этого, тогда ищите свои сильные стороны. Например, вам нравится деловой костюм, изучите все нюансы его создания, чтобы получить теоретические навыки. Без них вы не сможете придумать новый деловой образ, удивить своими разработками современных модниц.

Размышляете над тем, как стать дизайнером детской одежды? В первую очередь важно изучить все особенности детской физиологии. Одежда для детей должна быть не просто красивой, но и удобной юным модникам и модницам, это знает любой профессионал.

Задумались над созданием коллекции удобной одежды для занятий йогой? Ознакомьтесь со своими клиентами, выясните их предпочтения.

Рассуждаете над тем, как стать дизайнером одежды самостоятельно, не тратя время на учебные занятия? Оформите подписку на несколько популярных модных журналов, изучайте биографии мировых модельеров, внимательно следите за всеми модными трендами. Важно развивать свой художественный вкус, находить чувство меры, ощущать внутреннюю гармонию.

Если вы решили развить свои технические навыки, сформировать трехмерное мышление, хотите научиться комбинировать разные цвета и фактуры, и думаете, как стать модным дизайнером одежды, можно записаться на дизайнерские курсы.

Помимо курсов, старайтесь на практике реализовывать полученные знания. Например, заглянув в ближайший модный бутик, анализируйте его ассортимент, подбирайте ансамбль одежды для разных случаев. По готовым вариантам попробуйте составить свои ансамбли, в которых вы включите свои идеи, «изюминку». Настоящий профессионал дизайна должен в совершенстве владеть любыми швейными машинками, шить вручную, вышивать.

Самым трудным является создание качественных выкроек и эскизов. Старайтесь как можно больше свободного времени уделять именно формированию данного навыка, иначе вы не сможете сделать полноценную выкройку. Не забывайте и о том, что рынок материалов постоянно модернизируется, появляются новые ткани, имеющие определенные характеристики.

Ищем собственный стиль

Собирая разнообразную информацию о востребованных дизайнерах, заимствуйте у них самые интересные идеи и предложения. Следите за всеми модными тенденциями, советуйтесь с опытными наставниками, имеющими практический опыт «выживания» в модном мире. Пробуйте отыскать собственный стиль, по которому вас будут узнавать клиенты. Именно индивидуальность в первую очередь ценится в мире моды и красоты.

Создаем портфолио

Позаботьтесь о разработке своего собственного полноценного портфолио. В наши дни данная деталь – жизненная необходимость. Без демонстрации своих достижений, трудно доказать потенциальному работодателю, что вы – настоящий профессионал своего дела. Помимо бумажного портфолио с грамотами, дипломами, желательно обзавестись и фотографиями с модных показов с вашим участием. Дополнить портфолио можно видеорепортажами, вырезками из газет и журналов. Профессиональные дизайнеры имеют собственные логотипы, по которым клиенты узнают их работы. Вы тоже можете подумать о разработке такого «знака отличия» для своих коллекций, а для защиты его от посягательств со стороны конкурентов провести его официальную регистрацию в Роспатенте.

Учитесь вести бизнес

Нужно научиться зарабатывать деньги, создавать не только красивые, но и востребованные вещи. Нужно изучать основы современного маркетинга, искать возможность для продажи своих моделей. Например, можно организовывать выставки готовых моделей в кинотеатрах, магазинах, на выставках. Не останавливайтесь на достигнутом результате, начинать придется с подмастерий, чтобы получить профессиональные навыки. Дизайнер, который носит одежду собственного изготовления, вызывает у клиентов доверие.

Заключение

Если вы не знаете, как стать дизайнером одежды, но очень хотите этого, у вас все получится. Верьте в себя, в свои силы, старайтесь как можно больше бывать на природе, чтобы черпать новые идеи для творчества. Основной критерий, открывающий путь к успешности для будущего дизайнера, – его личный талант, ощущение стиля и вкуса. Подобные способности не возникают спонтанно, они проявляются уже в раннем детстве. Во многих случаях до окончания школы молодой человек понимает, что его предназначение – создание уникальных коллекций одежды.

Если вы хорошо рисуете, имеете красивый почерк, владеете графическим дизайном, любите фотомонтаж, такое направление, как дизайн, вам подходит. Не забывайте о том, что кроме творческой составляющей, дизайн одежды предполагает и технические навыки. Чтобы создавать полноценные выкройки будущих изделий, нужно уметь строить безупречные чертежи.

Создатель платьев и костюмов должен за считанные минуты «накидывать» свои идеи на бумагу, получая красивые эскизы. Дизайнер – профессия, которая требует определенной усидчивости. Иногда от момента появления самой идеи до получения готового изделия проходит 5-6 месяцев. Нужно быть готовым не только к высоким гонорарам, победам в конкурсах, но и к поражениям, разочарованиям. Не у всех придуманных проектов счастливое будущее, ведь путь к настоящему успеху тернистый и продолжительный. Сделали выбор в пользу профессии дизайнера? В таком случае определитесь со специальностью: модельер-конструктор либо модельер-закройщик. Специализация “конструктор” потребует творческих идей, а для “закройщика” в первую очередь важно иметь хорошую техническую базу. Высшие учебные заведения предлагают комплексное обучение, выпуская из своих стен настоящих универсальных специалистов. Помимо таких предпосылок, как талант и усердие, важны пунктуальность, толерантность. Отвечая на вопрос о том, как стать дизайнером одежды с нуля, напомним, что важно быть хорошим психологом, помогать своим клиентам находить собственный стиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *