Женские и мужские прически Византии – история причесок

История прически в Византии

Историческая справка

Византия – государство, которое не существует уже весьма долгое время. Но при этом государство, оставившее значительный след в истории. Ведь именно Византия на протяжении всего Средневековья являлась наследницей Римской Империи.

София – главный собор Константинополя, позже перестроенная в мечеть, в данный момент там находится музей

В 395 году произошел раздел Римской Империи на две части – западную и восточную. Западная часть просуществовала недолго – чуть менее 80 лет. Рим пал. Рим был захвачен варварами. А вот восточная часть бывшей Римской Империи продолжала существовать. Византия, как государство, просуществует до 1453 года. В итоге христианская Византия будет завоевана мусульманами. Сегодня бывшую столицу Византии город Константинополь называют Стамбулом.

Помимо мировой истории, когда-то существовавшая Византия оставила след и в истории России. Так как Римская Империя разделилась на две части, то и христианская религия, которая стала в последние годы существования Римской Империи государственной религией Рима, также со временем разделилась на две части – западную и восточную.

Столицей западного христианства стал Рим и те народы, которые приняли христианство из Рима, стали называться католиками. Столицей же восточного христианства стал Константинополь и те народы, которые принимали крещение из Константинополя, к примеру, земли Киевской Руси, стали называться православными.

Так как Византия являлась наследницей Римской Империи, то и прически жителей данного государства очень долгое время походили на римские. Лишь с X века, под влиянием канонов христианской религии, прически византийцев значительно изменятся.

Византийский император святой Константин со своей матерью святой Еленой. Рисунок Ф. Г. Солнцева с фресок Киевского собора. XI в.

Мужские прически Византии

Мужчины, по римскому подобию, изначально носили короткие стрижки с завитыми волосами. Уши были открыты. На концах волосы могли завиваться более крупными локонами, нежели у корней. Также носили густую челку длиной до середины лба. Лица были выбриты.

Бюст императора Льва I (457—474). Прическа по римскому образцу

С VI века в моду входят мужские прически из длинных волос. Волосы носят длиной до плеч, подражая иконописным изображениям Иисуса Христа. Завивку больше не используют. В моду входит и каштановый цвет волос, опять же, как у Христа. Мужчины могли окрашивать волосы в данный цвет.

К XII веку начинают носить бороды – округлые, либо усы. Бороды подвивают, окрашивают хной.

Икона, изображающая Константина Великого (в центре) и отцов Первого Никейского собора (325), держащих Никео-Цареградский Символ веры.

Мужчины-крестьяне также носили бороды, но более длинные и без завивки. Прически у крестьян были: либо волосы длиной до плеч, либо короткие стрижки – стрижка в кружок или же стрижка «под скобку». Стрижка «под скобку» – волосы по бокам были подстрижены до середины уха, спереди – челка длиной до середины лба.

Мартин Лютер (1459—1530) с тонзурой, немецкий богослов, инициатор Реформации (реформирование католического христианства)

Появляются свои прически и у священнослужителей. До VIII века они носят прическу «стрижка апостола Павла» – волосы выбривались с передней части головы, позже появляется прическа «тонзура» – волосы выбривались кружком по центру головы. Данная прическа являлась обязательной для служителей католической церкви до 1972 года.

Михаил VIII Палеолог с супругой и сыном. Иллюстрация из «Истории Византии» Ш. Дюканжа (XVII век). Короны императора и императрицы приобрели сходство с епископской митрой. Согласно Дюканжу, данный тип короны называется камилавкой. В левой руке Михаила — акакия (мешочек с прахом) в форме свитка. В правой руке у всех троих скипетры

Женские прически Византии

Изначально женские прически походили на древнегреческие и древнеримские прически – с завивкой, собранные в пучок. Однако позже самыми распространенными женскими прическами стали нимбообразные или же шарообразные прически. А именно прически с широким валиком из волос, который обрамлял голову, иногда закрывая половину лба, сзади волосы укладывались в пучок.

Мануил I Комнин (1143—1180) и его супруга Мария Антиохийская

Обязательным для женщин становится прикрывать волосы головным убором. Знатные женщины носили различные головные украшения, женщины же из народа ходили в платках.

Девушки могли носить распущенные волосы, а также заплетали волосы в височные косы, которые спускались полукругом под уши и закалывались на затылке.

Какие прически носили древние воины?

Аня из Усть-Каменогорска пишет что закончила курсы парикмахеров в Москве, но всегда интересовалась историей. И ей очень интересно узнать, какие прически носили воины в древности.

Ответить на этот вопрос достаточно сложно, поскольку ни кожа, ни волосы не сохраняются в земле надолго. Иногда удается обнаружить их остатки, но для этого они должны были — к примеру — соприкасаться с металлом. Однако такие случаи очень редки, поэтому информацию о прическах мы будем ловить не в могилах, а на изображениях или в текстах летописей или хроник.

Читайте также:
Мохер и ангора

Начнем с глубин — то есть с Древнего Рима.

Рим и Византия

Длинные волосы и борода — вот какой стиль предпочитали патриции в то время, когда Рим был Республикой. Затем, под занавес Республики бороды стали сбривать, а волосы на голове стричь как можно короче.

Затем началась эпоха солдатских императоров. Это были воины, которые становились во главе Рима с помощью верных им легионов. И хотя мыслили они по-солдатски, но бороды в моду снова вернули. Затем бороды опять стали брить — и уже на развалинах Западного Рима, когда его величие сосредоточилось в Византии, бритье снова стало модным.

Ну а во времена Крестовых походов бритье стало уделом дворцовых евнухов. Как говориться, сбривали подчистую…

Темные века

Кстати, о дымящихся развалинах Великого Рима. Победившие Империю Вечного города варвары были представителями самых разных племен.

Готы коротко стригли все волосы на голове кроме челки. Интересно, что мода на такую прическу перешла в Византию, где стала неимоверно популярна при дворе императора.

В 1998 году автор этих строк встречал такие «готские» прически в доблестной российской армии. Напрмер, младший сержант М. отрастил чуб неимоверной длины и прятал его под кепку-«афганку», тогда как затылок и «баки» были подстрижены под три милиметра.

Франки вывели формулу «чем длиннее волос, тем выше статус». Королей из династии Меровингов не зря называют «длинноволосыми». Даже приняв христианство, франки продолжали считать, что в волосах содержится та сила, которая дарит их обладателям все самое полезное — здоровье, удачу, силу.

Словом, полное согласие с ветхозаветной историей про силача Самсона, который потерял всю свою мощь после того, как жена отрезала ему во сне длинные волосы. Видимо поэтому франки остались при своем мнении о волосах. Всякий раз, когда франки низлагали своего очередного короля, они в первую очередь обривали его наголо.

Скандинавия

Поскольку Скандинавия находилась на самом краю Европы, то мода на длинные волосы и бороды там задержалась надолго. Саги часто рассказывают про длинные ухоженные волосы в качестве признака богатого и знатного скандинава.

К примеру, мы рассказывали про конунга Харальда Косматого, который поклялся не стричься, пока не достигнет поставленной цели. Мы писали о нем и его цели в статье Король Харальд и каменные мечи Норвегии. Правитель оказался весьма целеустремленный.

Подобный случай, только из куда более поздних времен, был воспет «Чижом и компанией» в песне «Партизанская борода». И, кстати, он имеет под собой реальные корни.

Знакомьтесь: Григорий Иванович Пэнэжко. Герой Советского Союза — его танк уничтожил одном бою пять немецких «Тигров», причем три — после того, как немцы решили, что «тридцать четверка» и ее экипаж мертвы. В результате 31-я танковая бригада смогла выйти из окружения.

Когда началась Великая Отечественная, он зарекся бриться до полного разгрома Германии, и очень скоро стал обладателем огромной бороды. Только 24 июня, после парада Победы, он сбрил ее и раздал друзьям на сувениры.

Прическа князя Святослава Игоревича

Вот уж где больная тема, отлично подходящая для споров. Есть описание греческого историка Льва Диакона, который так описал внешность князя Святослава Игоревича: «(…) Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода».

Картинку византиец не приложил, и что подразумевалось под клоком волос неясно. Теперь это порождает массу версий. Одни говорят — это волосы на выбритой макушке, так называемый «оселедец», другие — это клок волос сбоку головы, над ухом.

Третьи выдвигают не менее интересную версию. Дескать, вся дружина, в том числе и Святослав Игоревич, побрила головы перед походом. А поскольку длинные волосы были признаком его знатного рода, то князь оставил клок от старой прически.

Нечто подобное встречается на блюде, сделанном болгарскими мастерами. Вот оно:

Однако, прическа князя Святослава Игоревича — это прическа князя Святослава Игоревича. Его тезка, Святослав Ярославич, предпочитал другой имидж.

Прическа князя Святослава Ярославича

Вот миниатюра XI века, украшающая одну из самых древних русских книг — Изборник Святослава.

Как мы видим, князь Святослав Ярославич и его сыновья, а так же его племянник Ярополк изображены достаточно коротко стриженными.

Прическа князя Ярополка Изяславича

А вот — миниатюра тех же самых времен из Трирской псалтыри, которую еще называют «Кодекс Гертруды» . На ней мы видим Великого Князя Киевского Изяслава Ярославича, внука Ярослава Мудрого. Очень похоже, что князь стрижен «под горшок».

Читайте также:
Исаак Зингер, машинка Зингер – история и фото

Прическа князя Всеволода Большое Гнездо

Северный фасад Дмитриевского собора в городе Владимир украшает барельеф. На нем изображен князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо.

Прозванье прилепилось к нему благодаря большому числу детей. Он (десятый сын Юрия Долгорукого) был отцом восьмерых сыновей и папочкой четырех дочерей. Сыновья (правда не все)изображены на барельефе вокруг отца. Назовем их поименно.

  • Константин «Добрый», первый князь новообразованного Ростовского княжества,
  • Юрий — основатель Нижнего Новгорода,
  • Ярослав — отец Александра Невского,
  • Святослав — уничтоживший болгаркий город Ошель в 1220 году
  • Глеб.

Как видим, никто из них не носит ничего подобного прическе князя Святослава Игоревича. Более того, подобным образом уложенные волосы не покажутся экстремальным стилем и в наши дни, то есть спустя восемьсот лет.

А теперь перенесемся на Запад.

Прически европейских воинов XI-XII веков

Для примера берем знаменитый Ковер из Байо. На нем изображено противоборство англосаксов и нормандских воинов.

Нормандцы в основном бреют лицо, хотя пара воинов носят усы. А вот прически весьма колоритные — они брили головы до затылка и по бокам. Впрочем, эта мода не просуществовала долго.

Англосаксы, наоборот, носили длинные усы. И раз речь про усы, пора вернуться на Русь-матушку, но в более позднее время.

Прически новгородцев XIV-XV веков

На резных панелях из собора святого Николая в городе Штральзунде изображены новгородские охотники с длинными косами. Резьба датируется 1400 годом или около того.

Это одно из самых необычных изображений русских людей того времени. Действительно ли так ходили по Новгороду или это фантазия автора – до конца так и неясно.

Но очень к месту вспоминается описание путешественника Жильбера де Ланнуа, который посетил Новгороде около 1415 года, примерно в тоже время, в какое были изготовлены приведенные выше панели. Так вот. Де Ланнуа пишет, что в Новгороде женщины носят две косы, а мужчины – одну.

А вот фрагмент известной иконы «Молящиеся новгородцы», на которой мы видим новгородских бояр:

Здесь более привычное нам изображение новгородских горожан: все как полагается и бороды без фанатизма.

Самая универсальная прическа

Ну а самая универсальная, вневременная прическа встречается на одной из миниатюр Радзивилловской летописи. Посмотрите на воина слева. Он абсолютно лысый!

Вот на этой позитивной ноте мы заканчиваем сегодняшнюю статью и идем в парикмахерскую…

  • Материалы «Тоже Форума»
  • Констебл Д. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. 1994. М., 1994. С. 165-181.
  • Фото из архива исторического клуба «Медвежий двор» (Уфа)
  • Фрагмент картины Николая Овечкина «Последний бой Святослава»

nionila

beauty blog

блог о косметике и красоте

Мастерская моды – первый урок, первая часть. История костюма. Византия.

Византийский костюм

В 395 г. н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами – германцами и галлами; Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала называться Византией.

Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Христианство было господствующей религией, огромной экономической и политической силой.

В искусстве Византии и эстетических взглядах V-VII вв. отразились все противоречия эпохи: влияние античности, восточных традиций и новой христианской тематики.

Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей, вышивка.

Сохранившиеся мозаики византийских церквей, иконопись являются основными источниками, отражающими в себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи. Отвлеченность, символичность образа в искусстве, схематичное, канонизированное изображение человека – характерны для них.

Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни. Отсюда красота – это добродетель во славу бога.

На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты – духовный. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий.

Одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением аскетизма ее характеризует страсть к роскоши, связанной с церковными ритуалами. Во внешнем облике человека это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.

Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры. Их искусство возросло с развитием производства шелка-сырца в середине VI в. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями.

Читайте также:
Самые красивые блондинки, фото, картинки и история

Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас – наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей.

Рисунок – крупный, четкий, плоскостный, что также имело большое значение в нивелировке форм тела.

Изображения животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы) вписывались в круги, многоугольники, ромбы. Их объединяли в единый узор розетками, растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом друг к другу. Раппорт рисунка нередко достигал 30-40 см в диаметре. Позднее появились узоры религиозные – кресты, монограмма Христа, ангелы. Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта.

Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.

Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора. Для узоров использовались яркие насыщенные цвета – желтый, коричневый, белый, черный, кремовый.

Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится “футляр”, простой по покрою, делающий тело как бы бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме в период Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие.

Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размера головы к росту 1:6,5. Эти отношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником – оплечьем. Головной убор увеличивает размер головы человека.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Покрой женской одежды был заимствован у римлян. Она состояла из туники, надевавшейся на голое тело, и из покрывавшей ее столы и мантии. Сначала женщины носили столу в виде длинной рубашки, расширявшейся книзу и снабженной узкими рукавами. Вскоре столу стали носить с широкими рукавами, вследствие чего узкие рукава нижней туники, сшитые обыкновенно из полотна, стали видны.

В XII веке стола была укорочена до колен, а нижняя одежда доходила, как и прежде, до ступней. Короткая кофтообразная туника, которую носили и в Риме, привилась, по-видимому, и в Византии. Приблизительно до конца IV века греческие одеяния хитон и гиматион встречаются и у простых византиек (колонна Феодосия); подобно мужчинам, они застегивали их на правом плече или спереди на груди.

Иногда они накидывали их сзади через оба плеча и оба верхних конца перекрещивали на груди так, что они свешивались на спине. Верхний край хитона, лежащий на спине, натягивался на голову и образовывал нечто вроде капюшона. Мантия, часто украшенная на концах кистями, состояла из полукруглого куска материи.

В виде верхнего платья женщины носили также пенулу, застегивающуюся сзади. Для мантий редко выбирали узорчатую ткань; подол всегда украшался красивым шитьем. Знатные византийки, принужденные скрывать на улице и в обществе свое тело, шили домашние платья из тонкой, прозрачной, воздушной и очень дорогой ткани: даже уличные нижние одежды изготовлялись из нее.

Женщины из народа делали свои платья преимущественно из одноцветных, более грубых материй. Особенной любовью у них пользовались красная стола и голубая мантия. На византийских изображениях Богоматери постоянно повторяются эти цвета; и до сих пор наиболее употребительным одеянием Божией Матери на ее изображениях является красная рубашкообразная стола и наброшенная на голову синяя мантия.

Для предохранения причесок и вместо головных уборов византийки употребляли пестрые платки и шарфообразные повязки. Часто встречаются изображения знатных женщин в чепцах, вполне закрывающих волосы, к которым прикреплены обрамлявшие лицо валики из двухцветных лент. Головной убор девушек состоял из сеток, кос и лобных повязок.

Прическа византийских женщин была копией античной греческой прически: волосы зачесывались назад и образовывали на затылке узел. Иногда волосы заплетались в две косы, в них вплетались жемчужные нити и ленты, затем голову покрывали чепчиком, очень часто состоявшим только из лент, соединенных между собой металлическим ободом, на него накладывали косы. Излюбленной была прическа валиком, который обрамлял лицо и щеки; он делался с помощью лент, которыми закручивались волосы. Очень часто волосы украшались цветами.

Обувью женщин служили богато украшенные, пестрые, мягкие, как чулки, полусапожки. В дурную погоду они носили, как и мужчины, сандалии. Серьги, всевозможные пряжки и браслеты служили драгоценными украшениями. Были в ходу роскошные ожерелья, к которым подвешивались медальоны.

Читайте также:
Духи Climat от Lancome

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Главную часть мужского византийского костюма составляла короткая, полудлинная или доходящая до лодыжек туника, всегда с узкими и длинными рукавами. Полудлинная туника опоясывалась шнуром или полосой материи и образовывала над поясом буфу. Короткая и узкая опоясанная туника часто сдерживалась еще на груди повязкой, спускавшейся с плеч.

Поверх туники надевался талар, похожий на тунику, но доходящий до земли и без рукавов. Он кроился настолько широким, что плечи спускались на руки до запястья и образовывали подобие широкого рукава. Характерная отделка, встречающаяся на позднейших римско-христианских коротких и длинных туниках, состояла из двух темных или пестрых полос, которые как спереди, так и сзади спускались до самого подола. Такими полосами окаймляли и подол, и ворот, и низ рукавов.

В IX веке в малоазиатских провинциях Византийской империи встречалась туника, которая была приподнята спереди, и ее подол, расходясь от талии в обе стороны, образовывал дугообразную линию; при этом пояс надевали так, что оба его конца падали спереди.

Верхней одеждой служила мантия; она застегивалась на правом плече фабулой или пряжкой; в позднейшее время ею покрывали оба плеча и завязывали ее на середине груди. По форме византийская мантия вполне соответствовала античной хламиде или римской военной мантии. Как той, так и другой придавали то продолговатую, то полукруглую форму. Иногда в виде мантии употреблялись пенула (безрукавная мантия древних римлян) и лацерна (легкая римская мантия, надевавшаяся поверх тоги). Вместо длинных широких шаровар и коротких узких штанов носили теперь облегающие ногу длинные панталоны, сшитые, по всей вероятности, из трикоподобной материи; держались они на шнурке, повязанном вокруг бедер.

Римские сандалии и башмаки были заменены в Византии более или менее высокими сапогами, которые, в свою очередь, позднее были заменены богато украшенными красными полусапожками, обернутыми ремнями, плотно облегавшими голень и ступню.

Во время дурной погоды поверх меховых и кожаных сапог надевали сандалии с деревянными подошвами.

У простых византийцев редко встречались головные уборы. Однако при полевых работах и в дороге носили круглые широкополые меховые шляпы и шапки; встречались также и капюшоны из жесткой материи. У вельмож были в ходу плоские, беретообразные шапки, расширявшиеся кверху; в начале IX века была сильно распространена круглая, высокая шапка, похожая на фракийскую.

На колонне Феодосия изображены погонщики мулов в круглых шляпах с отогнутыми полями и с пучками перьев в виде украшения; одежда их состоит почти исключительно из греческих рубашек без рукавов. Один из мужчин отличается длинными, не очень широкими панталонами, перевязанными под коленами и собранными над лодыжкой; сапоги у него низкие, а поверх хитона надета короткая, спереди открытая куртка с засученными доверху рукавами, подпоясанная вместе с хитоном; на кушаке у него висит широкая кожаная сумка и короткий кинжал; в руке хлыст, состоящий из короткой палки с двумя прикрепленными к ней кожаными ремнями.

Одежда вельмож отличалась от одежды простых людей главным образом богатством материала.

Высшие сословия носили почти исключительно тунику, доходящую до самых ступней, мантия же их отличалась своей шириной. Первоначально костюмы вельмож шились из тонких шерстяных и льняных материй, а впоследствии из бумажных и шелковых. В особенном почете были пурпурные одежды, но по постановлению императора, ношение их воспрещалось. Пояс, сделанный иногда из золота и украшенный драгоценными каменьями предметом роскоши как у мужчин, так и у женщин.

В начале VII века отделка из двух продольных полос начинает исчезать и остается только на одеждах духовных лиц. В V веке наряды вельмож украшались вдоль швов широкими отделками и шитьем жемчугом. Вскоре всю одежду стали украшать блестящей отделкой с драгоценными каменьями, а ворот туники – широкой каймой, имевшей вид круглого золотого воротника, наложенного на тунику; округленные, щитообразные наплечники ниспадали от воротника до половины верхней части руки. Позднее воротник отделился от туники и образовал самостоятельное украшение, расшитое золотом и драгоценными каменьями.

Белые одежды, наследство римлян, скоро совсем исчезли, и только длинные туники, мужские и женские, делались из белой материи; византийцы любили больше пестрые и цветные ткани, белые же обозначали траур.

Волосы мужчины сначала коротко стригли, а бороды брили. В середине VI века они стали носить длинные волосы, а в начале VII стали отпускать и бороды.

ЦАРСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

Царское облачение начала Византийской империи состояло из туники, доходившей до земли, украшенной у ворота, на подоле и спереди на рукавах золотым шитьем и жемчугами. Она делалась из шелка, сначала белого, впоследствии же темно-синего. Поверх нее часто надевалась еще одна, такая же роскошная туника с длинными широкими рукавами, к украшениям которой в X веке прибавились два вышитых золотом круга на высоте колен. Пурпурная мантия полукруглой формы была украшена жемчужными нитями и застегивалась на правом плече, у выреза ворота спереди и сзади прикреплялось по одному четырехугольному куску ткани. Эта отделка называлась «клавус». Царское облачение дополнялось пурпуровыми штанами, жемчужной диадемой или беретообразной, расшитой жемчугами шапочкой, золотым скипетром и пурпурными сапогами, почти сплошь усыпанными жемчугом, а также перчатками из дорогих мехов. В позднейшие времена императоры отдавали предпочтение высоким красным сапогам.

Читайте также:
Как одеться туристу в путешествие летом

До IV века византийские императоры носили только широкий, украшенный жемчугом коронообразный венец с двумя жемчужными нитями по бокам; сверху к нему был прикреплен крестообразный переплет, под который вскоре стали подкладывать круглую красную шапочку. Получалось что-то вроде короны, встречающейся и на позднейших памятниках. Впоследствии к ней был прикреплен сзади кусок материи в виде платка. В усовершенствованном виде эта корона представляла собой две крест-накрест соединенные, богато эмалированные дуги с укрепленным в середине крестом, кругом же шел зубчатый обод. Крестом свой головной убор первым украсил Юстиниан.

Начиная с IX века у императоров вошло в обычай украшать крестами как одежды, так и скипетр. Поначалу облачение императрицы было похоже на облачение императора, недоставало только клавуса на мантии. Затем пурпурная мантия была наполовину сужена и падала только на спину. Стола или туника делалась с широкими рукавами. Рукава нижней туники заканчивались золотой обшивкой. Широкий, переброшенный через плечи и спускавшийся до колен шарф сдерживался наверху воротником. Этот шарф делался из парчи и украшался жемчугами и драгоценными камнями. Венец был украшен двумя подвесками и состоял из закругленных сверху эмалированных бляшек.

На изображениях XII века императрицы облачены в узкую, доходящую только до колен узорчатую столу с полудлинными и широкими рукавами, украшенную дорогими кантами. На столу надевалось еще короткое, богато украшенное покрывало: оно доходило до талии, покрывая грудь, спину и плечи; под руками оно не сходилось, а придерживалось кушаком или завязками. На голове императрица носила зубчатую корону, возложенную поверх вуали. В это же время начали появляться и высокие короны, украшенные крестом, и широкие металлические обручи, украшенные спереди плоским алмазом и наложенные на красную шапочку.

В позднейшие времена царицы изображались в роскошно отделанных, подпоясанных, доходящих до ступней столах с широкими рукавами. Мантия украшалась клавусом и застегивалась на правом плече. Обод, заменявший корону, был снабжен спереди и с боков выдающимися кверху украшениями и жемчужными нитями с крестами на концах.

Прически стран древнего мира

Прически древней Индии

Прически индейцев, это либо заплетенные в косу волосы, либо просто распущенные волосы. Мужские прически состояли из волос до плеч, а височные части волос скручивали в жгуты или заплетали в косы , иногда остригали челку.

У каждого индейского племени, были свои особенные прически. Так, например, мужчины племени хучинов, носили распущенные волосы до плеч, которые смазывали красной охрой и маслом. Так же были прически с зачесанными назад и собранными в пучок волосами. Женщины заплетали свои волосы в обычные косы.

Были и такие прически в древности, как ирокезы — на выбритой голове, оставляли часть волос в виде гребня, который шел от лба до самой шеи. Ирокез все время подрезали, так, чтобы волосы четко торчали вверх. Для устойчивости волосы смешивали в перьями и оленьей шерстью.

Из женских причесок были пучки и узлы из волос, которые спускались на шею. Волосы смазывали смолой, глиной и украшали цветами.

По прическам многих индейских племен можно было даже определить какое событие происходит у человека: вступление в брак или посвящение в войны. Также можно определить культуру, быт и достаток человека. Так как каждое индейское племя поклонялось определенному животному, в прическах можно было увидеть элементы внешнего вида этого животного.

Племена, поклоняющиеся черепахе, носили шесть локонов из волос, которые напоминали голову, хвост и лапы черепахи; племя, почитающее буйвола, делало прически из локонов, которые торчали по бокам головы, напоминая рога буйвола. Также для украшения причесок использовались хвосты и рога тотемов, но самым распространенным украшением были перья орла. По положению и количеству перьев, определялись военные заслуги.

Прически древней Греции

В Греции парикмахерское искусство находилось на высоком уровне развития. При выполнении прически древних греков, соблюдались правила гармонии и эстетики, при помощи прически подчеркивали строение человеческого тела, как совершенное создание природы. С развитием греческого общества, прическа стала подчеркивать и социальный статус своего владельца.

Читайте также:
12 стилистических приемов, которые прибавят рост и сделают стройней

Мужские прически делались из длинных волос, которые спадали на плечи и спину. Также прически были похожими на женские: завитые локоны, заплетенные косы, уложенные в низкие пучки, которые отличались простотой. Самой распространенной была прическа из заплетенных за ушами кос, которые в два ряда обвивали голову. На лбу делали густую челку, которую укладывали кольцевидными локонами.

В период расцвета Греческого государства в мужских прическах стали присутствовать нотки женственности (прическа Аполлона Бельведерского). Прически выполняли из длинных завитых прядей, уложенных надо лбом легким бантом. Женские прически выполнялись четкими пучками и узлами.

«Прическа Гетеры» — туго заплетенные пряди на затылке, которые со временем стали выполнять из завитых волос с применением каркаса и получила новое название- «греческий узел». Такая прическа стала считаться классической в Древней Греции.

Прически древнего Рима

Особое внимание парикмахерскому искусству придавали древние римляне. На протяжении долгого времени римляне пользовались греческим стилем, пока не выработали свой собственный, этот стиль еще 300 лет до новой эры стал намного богаче греческого.

Все возможные фасоны стрижек были представлены в мужских прическах. Характерной прической римского стиля была прическа с густой челкой, доходившей до самых бровей, а остальная масса волос подстригалась до уровня мочки уха. Прически были довольно простыми, волосы стригли коротко и начисто выбривали лицо.

С приходом христианства появился новый вид стрижки— «тонзура». Такую стрижку делали всем церковнослужителям, при такой стрижке передняя часть головы хорошо выбривалась. И в наши дни так подстригаются служители греко- католической церкви.

У женщин были длинные волосы , которые укладывались в тугие объемные пучки, волосы разнообразно завивали и заплетали различными способами. Когда в Риме появились рабыни блондинки, римлянки тоже стали обесцвечивать волосы. Предполагалось что обесцвечивание делалось серными или медьсодержащими препаратами, но точный способ так и остался в секрете.

Позднее длинные волосы стали мешать в сражениях и появились прически с короткими волосами.

Прически древнего Египта

Археологические находки показали, что эволюция причесок в Египте происходила очень медленно. Волосы сплетали в мелкие косички и обрезали по уши, по форме прическа напоминала трапецию. В Египте мужчины и женщины уже носили парики , волосы парика заплетали в тугие параллельные косички, расположенные плотными рядами. По размеру и форме парика можно было определить социальный статус человека.

Отличительной чертой всех причесок в Египте являлись строгость и четкость линий, эти прически называют «геометрические». Волосы плотно облегали лицо с обеих сторон, концы ровно подстрижены. Мужчины брили бороду специальным серповидным прибором из камня или бронзы и носили искусственные бороды из волос, которые шнурками прикреплялись к начисто выбритому подбородку.

У простого народа прически выглядели скромно и сдержанностью, а у знатных людей прически отличались пышностью. Фараон и его приближенные носили парики, большие по размеру; земледельцы, воины и ремесленники носили маленькие парики круглой формы.

Женские прически постепенно нарушили это однообразие из трапециевидных париков. Парики стали изготавливаться из шерсти животных, веревок, шелковых нитей и волокон растений.

Прически древней Руси

Обнаруженные археологами гребни и другие предметы, используемые парикмахерами, свидетельствуют о том, что уходу за волосами у славян уделялось довольно много внимания.

Замужние женщины носили собранные пучки, спрятанные под платок, у девушек были распущенные волосы, иногда с челкой или заплетенные в косы с повязками. У мужчин прически были длинные, спускающиеся на плечи волосы, и искусственно завитые усы.

С развитием социально- экономических условий жизни, коррекция пришла и в парикмахерство. Работающие женщины стали носить короткие стрижки, кто не решался обрезать волосы, делали прически из длинных волос, заплетая их надо лбом в корзинку, или заворачивали сзади в виде «пирожка». Волосы все также покрывали красными косынками, небольшими платками и беретами.

На Руси мужчины всегда носили полу длинные волосы, закрывающие затылок. Расчесывали волосы в виде шапок, во все стороны от макушки. Коротко остриженные волосы считаются признаками рабства. Бороды отращивали смолоду, начиная от щек, формы были самыми разнообразными: двойными, клиновидными. Усы тоже отращивали и спускали вниз в бороду.

Издавна существовал обычай, что замужние женщины должны были прикрывать волосы, а простоволосыми могли ходить только девочки. Ленты и тесьмы являлись девичьими головными уборами, у богатых женщин были шелковые повязки, вышитые узорами, иногда ленту мог заменять широкий обруч. В X— XIII веках стали заплетать толстую косу, причем одну. Оформление мужских причесок особенно не изменялось.

Лишь в конце XVI века, некоторые бояре и дворяне стали использовать стиль восточного происхождения- оголяли волосы вокруг всей головы, оставляя только на макушке. Такая прическа вызывала осуждение со стороны церкви. Отращивание усов и бороды оставались неизменно, бритье их осуждалось. Большая широкая борода символизировала добропорядочность мужчины.

Читайте также:
Гламур и мода – фото и философия гламура

Украинские девушки всегда носили волосы открытыми и расчесанными на прямой пробор. Часто заплетали косы, чаще одну и вплетали в них золотые, серебряные, жемчужные нити и цветные шнурки. Также косу укладывали вокруг головы в венок, и вплетали свободно свисающие ленты из разноцветных тканей. Платков и косынок женщины не носили. Торжественными прическами были веночки из цветов и колосков, из таких венков плели высокие свадебные венки которые разнообразно украшали. По форме венки делали круглыми, расширенными к верху, напоминающими форму кокошника.

Шапки занимали не последнее место в женских головных уборах, самым популярным был вид шляпок «кораблик». Был изготовлен из бархата, шелка или парчи. К «кораблику» иногда прикрепляли ленты, спадающие на спину. Зимой носили плоские меховые шапки.

Прически древнего Китая

Мужской в древнем Китае считалась прическа скрученная в тугой жгут и зафиксированный на темени шпилькой. Мальчикам сбривали волосы, оставляя макушку, которую завязывали лентой.

С приходом маньчжурского господства мужчины выбривали переднюю часть головы, а на затылки заплетали волосы в косу. Эта прическа считалась символом угнетения китайского народа, во время бунтов в качестве протеста косу срезали.

Женские прически были немного сложнее сложнее с множеством проборов, петлей, кос. Также делались всевозможные варианты пучков, которые держались за счет промазывания клеящими средствами.

Прически Средневековья (мужские и женские). История причесок

  • 22 Июня, 2018
  • Прически
  • Екатерина Малышева

Развиваясь вместе с человеческим обществом, поддаваясь веяниям моды, прическа является отражением социального статуса, религиозных и эстетических взглядов человека. Прически не только составляют важную часть образа человека, но и отражают исторический путь развития людей.

Средние века пришли на смену античности, отличающейся пластичностью и конкретикой в искусстве. До сих пор четко не определены хронологические рамки Средневековья. Предположительно эта эпоха продолжалась с XII по XVI век или же с V по XV, начиная с крушения Западной Римской империи. В ту пору в Европе главенствовал романский стиль. Он выражался в суровости, непоколебимости, мрачности. Его сменила готика с ее вниманием к деталям, возвышенностью, ажурностью.

Проявление романского стиля в прическах

Те прически Средневековья, что носили люди высокого статуса, особо не отличались от причесок простолюдинов по своей форме и размерам. Если ранее прическа могла быть опознавательным знаком, выделяющим различных по статусу членов общества, то к IX веку и рабы, и свободное население могли носить, к примеру, удлиненные стрижки, которые чуть прикрывали челюсть. А вот заключенных нередко брили наголо. Отличительным сословным признаком были лишь аксессуары: шляпы, шапки, украшения. В целом прически Средневековья были достаточно однообразными.

Идеалом красоты считался высокий лоб, поэтому естественную линию роста волос часто подбривали. Брови и ресницы выщипывали, на месте бровей рисовали черные полукруглые линии. Особенно приветствовалась утонченность в облике женщин, в том числе и в прическах средневековых дам.

Особенности мужских причесок романской эпохи

В искусстве усилилось проникновение христианских мотивов. После многократных религиозных походов с целью обращения иноземных народов в христианство мужчины, принадлежащие высшим сословиям, начали носить удлиненные стрижки, подобно Иисусу Христу. Стала популярной «пизанская» высокая прическа: волосы равномерно подстригались под «горшок» так, чтобы длинная густая челка закрывала значительную часть лба. Пряди были завиты в крупные локоны.

В качестве головных уборов мужчины носили шапки, шлемы, капюшоны. Вождей можно было узнать по обручам или коронам на голове.

Идеалом мужской красоты были рыцари. Они обязательно должны были носить бороду. Иногда ее разделяли на несколько прядей, каждую их которых обвязывали дорогостоящей нитью.

Своеобразие мужских причесок Средних веков

Иногда средневековые мужские прически определялись родом деятельности. Отличительной чертой крестоносцев было то, что они не стриглись во время походов, поэтому их прически представляли собой длинные волосы, подобно женским. Служащие католической церкви выстригали в центре головы круг, называемый тонзурой, и носили небольшой округлый головной убор.

Эволюция причесок варварских племен

Племена варваров постоянно перенимали прически завоеванных народов. Они предпочитали прямые или волнистые волосы длиной по плечи. Германские племена вообще не стригли волосы, заплетая по бокам по две косички. Для них это был знак силы и вольной жизни. Некоторые мужчины из племен варваров носили высокую прическу – тугой хвост, затянутый на макушке. В VII веке типичная мужская стрижка представляла собой подбритый затылок и коротко стриженые волосы, а более молодые люди обладали длинными волосами.

Читайте также:
Одежда и внешний вид первобытных людей

В IX веке также получила широкое распространение прическа, при которой на макушке оставляли прядь волос, а остальные волосы сбривали.

Мотивы галльской культуры

Галлы избегали излишеств в аксессуарах, любили оставлять на лице густую растительность. Однако вскоре под влиянием моды Рима бороду, а потом и усы стали сбривать, оставляя только бакенбарды. Большинство населения было рыжеволосым, а те, кого природа этим не наградила, красили волосы раствором извести.

Женские прически Средневековья

С V по VIII век женские прически не отличались замысловатостью. Средневековая женская прическа представляла собой преимущественно длинные завитые волосы. На торжество волосы украшали цветочными обручами, венками, нитями из благородных металлов. Могли и прикрыть голову тканью, предварительно сделав небрежный «римский» пучок.

Только в VIII-IX веке получили широкое распространение различные косы. Они могли быть как из двух, так и из большего количества прядей.

Мужские головные уборы эпохи Средневековья

Несмотря на то что прически романской эпохи не отличались особым разнообразием, головные украшения были самыми разными. Они были достаточно детализированы и в то же время просты. Для их изготовления использовались практичные ткани: войлок, велюр, фетр. Основой мужских головных уборов был колпак, имевший множество вариаций: он мог быть и высоким с отогнутыми полями, и низкой шляпой, по форме напоминающей тарелку. Распространен был капюшон, объединенный с накидкой на плечи, и чепец, на который надевали шляпы. Люди знатных сословий могли носить и по паре шляп.

Женские головные уборы

По католическим традициям женщины всегда носили головные уборы, чтобы прикрыть голову. Совсем юным девушкам разрешалось носить распущенные волосы, которые символизировали невинность. Зрелые женщины знатного происхождения заплетали волосы в «рыцарские» косы, вплетая широкие ленты, с помощью которых достигался эффект сильного удлинения. Толщина косы объяснялась плетением из нескольких прядей. Косу нередко дополняли лентами из шелка. Женщины часто пользовались тканевыми лентами для украшения прически, повязывали платки из легких тканей и вуали. «Романская» повязка состояла из плотной ткани, обрамляющей голову, и более легкой, ниспадающей на щеки и подбородок и моделирующей овал лица. Дамы высшего сословия надевали поверх такой прически повязки, венец или корону.

Для невест предназначались эффектные, торжественные венки из листьев и цветов, напоминающие корону. Цветы и листья скреплялись нитями из благородных металлов, украшались драгоценными камнями, блестками, бусами и перьями.

Особенности готического стиля в прическах эпохи Средневековья

С приходом готики (XIII век) головные уборы приобрели более вытянутые очертания. В прическах 15 века недлинные волосы нередко обматывались вокруг обруча, надеваемого на голову. Появилось разнообразие вариаций ношения бороды: в форме круга, штопора, состоящие из двух разделенных прядей, крючкообразные. Крестьяне все так же ровно подстригали волосы вокруг всей головы.

В готическую эпоху ношение драгоценностей на головных уборах было в прямой зависимости от статуса. Только более богатые и знатные могли носить украшения в виде камней, перьев и вышивок

Проявления готики в женских прическах

Во время распространения готического стиля женские прически Средневековья отличались причудливостью форм и масштабностью. Альтернативой «рыцарских» кос стали два высоких пучка, сформированных из кос, украшенных камнями и покрытых сеткой. Сетки из тонкого золота придавала волосам различную форму: более острую или округлую. Пожилые женщины открывали шею и полностью скрывали волосы под головными уборами. Женские головные уборы, служащие своеобразным аксессуаром, тоже изменились под влиянием готики, однако все еще замещали прически.

Женщины начали надевать косынки, поверх которых носили что-то более теплое: шапки или платки. Получили распространение своеобразные косынки, подобные капюшону (омюз), с длинными концами, которые обычно завязывали на шее. В XII-XIV веке женщины стали носить цилиндрообразные шляпы с разрезом сзади.

Под влиянием готической архитектуры, имеющей тенденцию к стремлению вверх, возникли массивные колпаки – эннены. Они изготовлялись из проволочной основы и натянутой поверх плотной ткани. То, насколько высок был колпак, зависело от знатности хозяйки. Такого рода колпаки возмущали служащих католической церкви, поскольку походили на готические храмы. Однако их распространение не получалось пресечь: буквально на следующий день после повсеместного сжигания они появлялись на женщинах вновь.

Готические мужские прически и головные уборы

С уходом романского стиля мужские головные уборы усложнились. Они стали носить шляпы поверх первого «слоя»: платка или чепца. Даже знатные молодые мужчины начали все чаще отращивать длинные волосы, завивали их в крупные локоны.

В XIV-XV веке мужские головные уборы разграничили по сословной принадлежности. Монарх указывал, что, например, служащие церкви должны были носить четырехугольные береты и тиары. Бобровые шапки носили только судебные работники.

Нельзя не согласиться, что многие из представленных причесок универсальны и достаточно популярны и в наше время: не зря говорят, что мода циклична. Поэтому ознакомление с культурой и модными тенденциями наших предков может стать не только способом получения знаний, но и источником вдохновения.

Читайте также:
Стиль одежды и аксессуары хиппи

Эволюция греческих причесок

Легкость, женственность и изысканность – такими словами можно описать греческие прически, которые до сих пор находятся на пике популярности! Их главной особенностью являются слегка завитые волосы, которые делают образ более романтичным и нежным.

За что бы ни брались древние греки – они везде соблюдали сочетания гармонии и эстетики, пропорции и целостность образа. Рабы – каламистры создавали прически, которые подчеркивали совершенство человеческого тела и красоту волос. Они работали с каламимами (отсюда и название “каламистры”) – это нагретые металлические стержни, предназначенные для горячей завивки волос.

Жители Древней Греции предпочитали длинные, вьющиеся локоны, которые собирались в низкие пучки, с помощью лент, обручей или же просто спадали на плечи. Интересно, что изюминкой мужских причесок в Древней Греции считалась их женственность! Еще в период архаики (VII – VI вв. до н.э.) мужчины делали прически из кос, собранных в низкие пучки или же обвивающих голову в два ряда. Также могли собирать распущенные длинные волосы под ленту. Если длинные локоны были уложены в форме банта надо лбом – такая прическа называлась “бант Аполлона”, и она была популярна как среди мужчин, так и среди женщин.

Аполлон Бельведерский.
Прическа “бант Аполлона” или “цикада”

Среди женских причесок первенство в Древней Греции занимал “греческий узел”, который мог выглядеть по-разному. Но главная его особенность – это пучок из волос конусообразной формы. Если он был расположен очень низко на шее, то это уже был “каримбос”. Также была распространена укладка “лампадион”, при создании которой волосам придавалась форма факела. Долгое время в моде были пряди, туго уложенные на затылке, такая укладка называлась “прической гетеры”.

Артемида из Габий.
Прическа “греческий узел”

Современный взгляд на античные прически

Греческий узел – эта прическа подходит для обладательниц густых и длинных волос. Она оригинальна и изящна, но не всегда может получиться с первого раза.

Для создания этой прически необходимо:

  1. Завить волосы по всей длине с помощью плойки.
  2. Сделать прямой пробор.
  3. Собрать волосы в тугой конусообразный пучок на уровне шеи.
  4. Украсить прическу с помощью атласной лентой, живых цветов или тонкой косы.

Прическа гетеры – сделает образ нежным и утонченным.

Для создания такой укладки необходимо:

  1. Завить волосы плойкой в мелкие кудри.
  2. Собрать их сзади в тугой пучок.
  3. Надеть на него стефану (сетку-шапочку), предварительно выпустив несколько прядей.

Лампадион – данная укладка выглядит празднично и эффектно, напоминая языки пламени.

Чтобы сделать такую прическу, придется потрудиться:

  1. Сделать прямой пробор.
  2. Отделить от затылочной зоны одну прядь и у самого основания перевяжите ее тесьмой.
  3. Эту прядь завить в локон спиралеобразной формы.
  4. Концы остальных прядей накрутить таким же способом.
  5. Откинуть все волосы назад и каждый локон прикрепить шпилькой или невидимкой к основному, формируя пучок.

Прическа с повязкой – такую укладку можно с легкостью делать каждый день.

Для этого нужно:

  1. Поднять волосы вверх и надеть повязку.
  2. Каждую прядь закрутить в жгутик и завернуть под повязку.
  3. Тоже самое проделать с остальными прядями, фиксируя их невидимкой.

Греческая коса – есть множество вариантов этой прически. Но характерной особенностью является широкое и свободное плетение. Это выглядит очень женственно и величественно. Для торжественных случаев можно украсить данную прическу диадемой.

Чтобы получилась такая красота необходимо:

  1. Сделать ровный вертикальный пробор.
  2. Выделить три пряди с любой зоны головы и начинать свободно плести, периодически вплетая новые пряди.
  3. Когда коса будет готова, можно сделать вторую, таким же способом.
  4. Чтобы придать объем – после завершения плетения нужно аккуратно вытянуть некоторые пряди по всей длине.
  5. Соединить косы на затылке, с помощью невидимок или лент.

Данные прически легко можно украсить обручами, цветами, заколками, диадемой или атласной лентой. При всей своей легкости такие укладки будут достойно выглядеть на протяжении всего вечера. Но чтобы не испортить эффект легкости и воздушности – не стоит применять сразу несколько украшений. Греческие прически можно делать как на торжественные мероприятия, так и на каждый день, успех будет гарантирован!

История парфюмерии в Индии

Без ароматов Индию невозможно представить. Ароматы здесь всюду сопровождают. Их присутствие везде, не только в храмах, но и на свадьбах и на любых семейных торжествах. Такие ароматы, как роза, мускатный орех, корица, гвоздика, пачули, кардамон являются обязательными в каждом индийском доме.

Ещё в IX до н. э. в Индии были известны многие пряности, такие как перец, имбирь, куркума, имбирь, мускатный орех. Именно из этой легендарной страны в античные времена они поставлялись в Египет, Грецию, Рим. Об этом известно в древнейших письменных памятниках. Природа щедро одарила этот край своими ароматными плодами и благовониями. Чувственный темперамент жителей Индии легко объясним, ведь немногие страны мира могут сравниться с Индией в таком богатстве цветов и растений.

Читайте также:
Оформление витрин к новому году

На южных просторах Индии широко распространена тропическая растительность, а в северных, особенно в Кашмире, цветут розы и другие привычные для нас цветы.

«Там тысячи цветов цветут, благоухая,
Бутоны пьют росу, проснуться торопясь,
Там каждый из цветов, сияя лепестками,
Льет аромат в дурманно-сладкий воздух,
Там роза книгу лепестков своих листает,
Тюльпана чаша там, как алое вино,
Там ветер северный душистой амброй веет. »
из индийской поэмы «Анвар и Суайли»

В XIII веке венецианский купец и путешественник Марко Поло написал о сказочных сокровищах Индии и Китая. Он рассказал о произрастании и целительном действии пряностей, о чудесах сказочной страны. Его книга вдохновила многих на путешествия к далёким берегам Индии. Найти морские пути в загадочную страну стремились Васко да Гама, Магеллан, Христофор Колумб. Много открытий сделали они на своём пути.

Ценой многих жизней индийские сокровища попадали в Португалию и Испанию. Одним из тех, кому удалось успешно завершить плавание и достичь берегов родной Португалии, был Васко да Гама. Он не раз возвращался с ценным грузом пряностей и благовоний, достигнув Индии и острова Цейлон. В результате Португалия стала центром торговли специями. Отсюда в Европу поступали чёрный перец, корица, имбирь, мускатный орех, кардамон, гвоздика, калган.

В Индии из растений составлялись благовонные смеси – нарды. Одним из самых известных был нард из компонентов гималайского растения нардостахис, который сохранял благоухание продолжительное время.

Рецепты благовоний очень ценились в Индии и были известны только лишь посвящённым, которые имели право на сокровенное знание о Боге, о душе, о молитве. И по сей день благовония остаются неотъемлемой частью во многих ритуалах в Индии. Склонность к благовониям у индийцев сходна с обычаями арабов.

Запах розы в Индии, также, как и на Ближнем Востоке, считался одним из самых приятных. В чудесных садах вдоль дорожек, по которым прогуливались индийские принцы и принцессы, проводили специальные канавки, наполненные розовой водой. Ароматная вода пропитывала вокруг воздух, и принцессы весь день могли наслаждаться запахом прекрасных цветов.

В индийских мифах говорится о том, что самая красивая на свете женщина Лакшми родилась из распускающегося бутона розы, и Вишну, охранитель вселенной, увидев красавицу, влюбился в неё. Лакшми стала его женой и богиней красоты, а роза – символом божественной тайны.

«Вам ведома краса далекого Кашмира?
Кашмирских роз цветы прекрасней всех других…»

Кроме розы, особым почтением пользовался жасмин, который индийские поэты называли «лунным светом в рощах».

Сильным и приятным запахом обладают панданг, чампак, курна, букол, хна и многие другие растения Индии. Излюбленными запахами индийцев всегда были мускус, амбра, цибетин, нард, пачули и кускус. Из корневых волокон последнего делали циновки и занавески. Если эти изделия во влажном состоянии окажутся на солнце, они будут испускать благоухание. Но это далеко не полный перечень драгоценных благовоний, которые заслуживают упоминания. Для натирания тела индийцы применяли различные составы в виде порошков, эссенций и мазей, компонентами которых были сандаловое дерево, алоэ, тумерика, роза, камфара и другие ароматические вещества.

Таинственная и загадочная Индия, она и сегодня продолжает поражать своей удивительной красотой. Благоухающие растения страны, которые ценились наравне с золотом, прославили её с древности, они и сейчас для многих обладают магической силой. Индия славится большим производством благовоний для храмов и жилищ. Почти каждый индиец имеет у себя дома и на службе небольшой алтарь, в котором зажигает ароматические палочки своему божеству (количество богов в Индии исчисляется тысячами).

Не раз современные парфюмеры обращались вновь и вновь к древней истории Индии, насыщая свои композиции цветами и пряностями, прославившими страну. Одним из таких парфюмов является парфюм «Baghari» от Робера Пиге. Название созвучно с древним индийским городом. В составе композиции ароматы цветов – розы, жасмина, ириса, а также цитрусовых и ванили, которые делают её чувственной и нежной. «Baghari» – царственный аромат, который может быть только на Востоке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *