Что такое охабень и как он выглядит в женской моде

Что такое охабень и ферезея

Последнее время очень многие модницы задаются вопросом – что такое охабень, откуда взялось это слово и сам предмет одежды? Если кратко, охабень – это одежда русской знати с XV до XVIII века. Охабень носили и мужчины, и женщины.

Сегодняшняя мода предлагает нам невероятное количество разной верхней одежды – кроме пальто и курток, в коллекциях мы видим шубы, дубленки, тренчи, бушлаты, а также накидки. В каждом сезоне число новых моделей прибавляется. А с какими видами народной одежды связано все это разнообразие?

Фрески в храмах, гобелены, витражи, скульптуры помогут рассказать и ответить на многие наши вопросы. Записки путешественников, побывавших в разных уголках планеты, летописи, письма сохранили для нас уникальные свидетельства, в том числе, и об одежде наших предков.

Правда, касаемо европейских стран, здесь свидетельств гораздо больше, нежели в России. Войны, войны… унесли многие рукописи и ценности. Однако из того, что уцелело, мы однозначно можем назвать те вещи, которые, несомненно, сослужили дизайнерам большую пользу в их творчестве. Рассмотрим хотя бы некоторые из них, о которых можно сказать, что они являются прообразами сегодняшних накидок и пальто.

Охабень – история вещи

Охабень. Верхняя одежда, которая имела на Руси распространение среди знатного сословия. Эту одежду носили примерно до XVIII века и мужчины, и женщины. Охабень прослужил нескольким поколениям русской знати – бояр и дворян.

Охабень – распашная одежда длиной до щиколотки, застегивалась встык с помощью петлиц. «На ферязь надевали охабень…это длинное платье до самых пят, но гораздо шире, с прорехами под рукавами и с откидным четвероугольным воротником, …» – так рассказывает автор о быте и одежде русского народа.

Воротник охабня мог доходить до половины спины, а рукава были длинные и узкие, причем их часто завязывали сзади, при этом они не имели никакого практического значения, так как руки продевали в разрезы («прорехи»), сделанные спереди. Охабень получил свое название, скорее всего, от слова – охабить (охватить), то есть накрыть все, что было надето под ним.

Разновидностью охабня был опашень, который считался летней одеждой. И как подсказывает название, надевался он «наопашь», то есть внакидку. У него также были очень длинные рукава, висящие вдоль фигуры, но воротника не было. Шили такую одежду обычно из легкой ткани.

Что такое ферезея

В XVII веке вошла в обиход у русской знати еще одна одежда — ферезея. Ферезея – дорогая парадная одежда с откидными рукавами, подбитая дорогим мехом, с меховым воротником, шитая из парчи и украшенная драгоценными камнями. Ферезея иногда имела воротник-козырь. Носила эту одежду высшая знать, в том числе и государь всея Руси.

Застёгивалась она на пуговицы с накладными петлями или завязывалась завязками. В XIV – XVI веках на Руси ферязь носили и бояре, и князья, и сам великий государь. Как описывают многие очевидцы, посетившие Россию того времени, ферязь была часто комнатной одеждой, поэтому иногда при выходе из дома, на неё надевали ферезею.

Читайте также:
Яркие ткани и платья Сони Делоне

Часто ферязь надевалась только на правый рукав, собирая остальную часть одежды на многочисленные сборки, при этом левый рукав свободно свисал до пола. Вся перечисленная одежда XIV – XVIвв. в основном входила лишь в гардероб знатных сословий – бояр и дворян, ведь все детали одежды и манера их ношения говорит о том, что владелец такой одежды не был причастен к какому-то ни было физическому труду.

Самую дорогую и нарядную одежду на Руси всегда надевали поверх кафтана. Да и вообще, в описаниях иноземных путешественников рассказывается о том, что русские надевают на себя по нескольку одежд сразу.

Великолепие царского двора во время приема иностранных послов изумляло гостей, они все единогласно описывали, что царский двор был облит в золото. Ткани, из которых шились одежды, были богато украшены жемчугом, нашивными драгоценными камнями, эмалью, золотыми и серебряными пуговицами.

Часто использовались атлас, шелк, парча, объярь. Последняя ткань ткалась особым образом из золотой или серебряной нити. Объярь ткали иногда с узорами. Известна она на Руси была с XIII века. Такие дорогие одежды передавались по наследству по описи, ими наряжались потомки знатного рода.

Как видите, среди русских народных костюмов, принадлежащих не только знатным и богатым, великолепие и роскошь были не редкостью, а потому есть место для сегодняшней дизайнерской фантазии.





Шушун, охабень, епанча. А что еще носили на Руси?

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

(С. Есенин. «Письмо матери»)

Годом написания этого известного стихотворения числится 1924-й. К этому времени шушун имел все основания быть ветхим и считаться старомодным. А когда-то носился повсеместно. Что же это за одежда?

Шушун — в письменности это слово впервые зафиксировано в 1585 году. Само слово считается родом из финского языка. Да и сам этот вид одежды пришелся «ко двору» изначально на Севере (Вологодчина и соседние районы). Затем шушун разошелся по стране — за Урал, в Сибирь, на юг, на запад. Правда, этим словом скоро стали обозначать совершенно разные виды одежды.

Итак, изначально шушун — теплая кофта, женская рубашка или короткополое платье, сарафан, телогрея, душегрейка. Часто шушун шился из сукна или холста и подбивался мехом («шушун лазорев да шушун кошечей женской», «шушуненко теплое заечшшое»). Поэтому очень скоро шушуном стали называть и шубейки. Таким образом, в разных областях России шушуном называли все-таки разные типы одежды, объединяло их общее — это была достаточно теплая верхняя одежда.

Родственным шушуну был шугай. В словарях часто используется как синоним шушуну. Это — тоже русская старинная национальная верхняя женская одежда. Кофта с приталенным силуэтом, длиной до бедер и меховым воротником. Часто шугай просто накидывали сверху (как мы это можем делать и сейчас с кофтами) или надевали в один рукав (левый).

Одежда под названием шушпан — из той же серии. Но в различных областях Российской империи шушпаном называлась разная одежда: это мог быть и мужской кафтан, и женская сорочка или сарафан. Но в основном — все же это была кофта из разряда душегрея.

Читайте также:
Японские девушки и женщины – фото 1920 годов

Душегрея — общее название для легкой, но теплой женской одежды. Это была парадная одежда, часто шилась из бархата или парчи, расшивалась шелком, украшалась жемчугом. Такую душегрейку (еще одно название одежды — кацавейка) крестьянские женщины надевали в праздничные дни.

Женская верхняя одежда на Руси была оригинального покроя и следовала одной простой цели: быть удобной и согреть. Практически всегда она шилась как распашная. Самой распространенной одеждой были, пожалуй, летники. Изначально это была и мужская, и женская одежда.

Огляделся он по сторонам — нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный, потом взмахнул над ним рукавом — и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним матушка Варварушка.
(Н. Телешов. «Крупеничка»).

В этой сказке известного российского писателя и организатора знаменитых «Телешовских сред» (проходящих в его доме на Чистопрудном бульваре), Николая Дмитриевича Телешова, описывается прием, который по сказкам я помню с детства. Взмахнуть рукавом — а дальше чудеса всякие посыплются. Что же за рукав такой необычный?

А это рукава-колокола летника. Если не держать руки согнутыми — могли и волочиться по земле, настолько были широки. Очень широкие и очень длинные рукава были у старинной (преимущественно) женской одежды под названием летник. В длину рукава были равны длине самого летника, в ширину — половине длины, вот какие рукава! От плеча до середины руки их сшивали, а нижнюю часть оставляли несшитой. И при старании и желании в таком рукаве можно было спрятать многое, не только чудеса.

Летники были легкой верхней одеждой, шились без подкладки, само название известно с I486 года. Называли их также и холодники — именно в силу того, что это была одежда легкая. У бояр и дворян был особый вид холодника — ферязь (само слово арабского происхождения). Ферязь, таким образом — также старинная русская одежда, мужская и женская (ферезея), весьма широкая, до трёх метров в подоле, а длиною почти до лодыжек, без воротника и с длинными рукавами, свисающими до земли. Именно благодаря ферязи появилось знакомые всем выражения «работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — очень непрост был сам процесс надевания одежды с такими рукавами.

Ферязь — праздничная одежда, ее полагалось надевать на самые большие праздники, причем имело значение и то, из чего ферязь сшита (бархатные, золотые, шелковые) — к каждому празднику свое. Это была и официальная торжественная одежда, в которой, по указу от 1680 года, обязаны были появляться ко двору бояре и прочие важные люди.

Разновидностей ферязи было множество («Жены моей платья ферязь холодник киндяк желт да ферязи другие теплые»). Для мужчин «благородного происхождения» особую ценность представляли ездовые ферязи.

К распашной одежде относились опашень и охабень. Это тоже старинная летняя одежда, мужская и женская. Охабень — плащ с откидными рукавами и капюшоном. Рукава могли закидывать за спину или завязывать на талии. Опашень — также летняя верхняя одежда, носился наопашь, то есть без пояса. Для опашня характерны широкие рукава, которые свисали вдоль тела, поскольку руки продевались в разрезы. Меха (соболь, горностай, бобр) — часть и украшение богатого наряда, известного со стародавних времен (само слово «опашень» — с 1359 года). Опашень (и женская опашница) практически вышли из употребления к XVII столетию.

Читайте также:
Ботинки Доктор Мартинс Dr. Martens – история и фото образов

Нельзя не упомянуть и епанчу. Этот «длинный и широкий старинный плащ» прикрывал от дождя. Носили епанчу тоже и мужчины, и женщины. В Россию епанча попала от арабов и впервые упоминается в «Домострое». К XVIII веку епанча стала форменной одеждой в армии. Сейчас и слово само забыто, а когда-то с ним было связано много симпатичных пословиц: «Это епанча на оба плеча», «Нашего сукна епанча», «Выбирай епанчу по плечу», «Не к роже рогожа, не к лицу епанча!», и другие.

А вот слово кафтан мы помним, хотя кафтаны уже давно никто не носит. Само слово — персидского происхождения, а вот одежда прижилась надолго. В кафтанах ходили и цари, и военные, и купцы. К кафтану сзади пристегивался «козырь» — высокий стоячий воротник. Этот козырь часто украшался жемчугом и золотым шитьем. С тех пор и пошло выражение «ходить козырем», а вовсе не с эпохи распространения карточных игр.

В коротком очерке невозможно передать все разнообразие верхней одежды, которую сейчас можно увидеть только в музеях. Как известно, Петр Первый одел всю знать в европейское платье. Старинная национальная одежда осталась только в деревнях. После революции 1917 года русский национальный костюм полностью вышел из употребления, за исключением телогреек, сарафанов и платков. О сарафанах можно будет прочитать в следующий раз.

Армяк, епанча и охабень
Верхняя одежда древней Руси

В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. «Прежние старобытные городовые одежды охобни и однорядки оставити», — гласил царский указ. — «Для того, что долги они и приличны женскому платью, а дорожному времени непотребны да и многоубыточны».

А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк…

Армяк (первоначально «ормяк»)

Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.

Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.

По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды (подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз») — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.

Читайте также:
Связь кино и моды в образах актрис середины XX века

Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.

Епанча (она же «япанча», «япончица»)

Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.

Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…

Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.

При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.

Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.

Кафтан

Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)

До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.

Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.

Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.

Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.

Однорядка

Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.

Однорядки были всесословной одеждой, посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».

Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.

Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)

Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.

Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.

Читайте также:
Французская мода – фото платьев 1911-1914 года

Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.

Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.

Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.

Ферязь

Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).

«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.

Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.

Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея.

Душегрея (она же епанечка, коротенька, перышко)

Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.

После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века.

Другие увлекательные материалы о моде давно минувших дней вы найдете в нашей постоянной рубрике «История верхней одежды».

Что такое охабень и почему его любили на Руси

Все больше людей интересуется историей России. Чаще стали задаваться вопросы о том, что и как носили наши предки. Для многих значение слова «охабень» не знакомо. Это русское слово, обозначающее предмет одежды, относящейся к периоду с 15 до 18 веков. Этимология связывает его со словом «охабить», что обозначает охватить, обнять. Название этот элемент гардероба получил, потому что одевая его, рукава оставались свободными, и их завязывали на талии.

Читайте также:
Прически эпохи Возрождения – Флоренция и Венеция

В 1377 году охабень уже носили на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы. Летопись гласит, что это была одежда царей, князей.

Долгое время, с 15 по 16 век, охабень носили только представители знатных сословий. Только после Царского указа 1679 года, его смогли примерить простые люди.

Это универсальный вид убранства, которое носили женщины и мужчины. Шили его из дорогих тканей, украшали ручной вышивкой, дополняли ценными мехами.

Охабень имел варианты для ношения в разные времена года. Познакомившись ближе с аксессуаром прошлого, начинаешь понимать, насколько удобно и продуманно он был сшит.

Долгополый кафтан – разновидность охабня

Охабень шили из бархата, парчи, объяри, камки. Такую роскошь себе позволяли только князья и бояре. Историк Владимир Ключевский описывает: «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю».

  1. Подробное описание
  2. Верхняя одежда Древней Руси
  3. Что носили мужчины
  4. Что носили женщины
  5. Одежда для детей
  6. Интересная информация

Подробное описание

Охабень – это вариант длиннополого кафтана, отличительной чертой которого была форма и длина рукавов. В рукавах в районе пройм имелись длинные разрезы. Когда охабень надевали, руки продевали в рукава и прорези, а свободнопадающие узкие рукава завязывали сзади. Особых узлов не было. Несмотря на сложную конструкцию, неудобства не было. Наоборот, такой вариант рукава практичен.

Воротник имел форму четырехугольника по типу откидной. Размер достигал середины спины. Застежка располагалась спереди, петлицы застегивались встык.

Охабень считался верхней одеждой для теплых сезонов. Но были модели, предназначенные для холодного сезона. Их дополняли пристяжным воротниками, изготовленными из меха песца, лисицы, бобра.

Верхняя одежда Древней Руси

Что носили мужчины

В качестве головных уборов в холодный сезон мужчины носили шапки. Они были различных фасонов из меха, шерсти. Часто использовался метод валяния. Встречались так же:

  • Колпаки из войлока.
  • Повязки.
  • Ободки.

Мужская верхняя одежда:

  • Кожух.
  • Свитка.
  • Однорядка.
  • Охабень.
  • Шуба.

Удобной, практичной, распространенной одеждой была свитка – вариант длинного кафтана. Он не закрывал сапоги, не мешал движениям. Качество ткани зависело от достатка владельца.

Мех использовали представители разных сословий, чаще всего это была овчина, мех бобра, зайца, лисицы, песца.

Носили и длинную плащевидную накидку без рукавов, шили которую из отреза льняной ткани.

Что носили женщины

В качестве верхней одежды женщины надевали суконный опашень. Использовались пуговицы сверху донизу. Через голову надевали душегреи, телогреи, шубы.

Короткие душегреи носили богатые и бедные. По цене ткани, отделке, украшениям определялось, к какому сословию относится женщина. Кроме этого, они носили однорядки, шубы в накидку.

В холодное время женщины надевали шапки разных фасонов, отороченные мехом. Яркие, цветные платки надевали поверх меховых головных уборов.

Одежда для детей

В возрасте до 6 лет у детей на Руси верхней одежды не было. Если в холодное время года ребенку нужно было выйти из дома, на него надевали полушубок старших братьев-сестер.

Читайте также:
Бренд Blumarine и биография Анны Молинари

Отрок с 6 до 15 лет от роду получал балахон.

Интересная информация

Одежда на Руси издавна носила не только функциональное назначение. Славяне считали, что она не только защищает от непогоды, но и спасает владельца от темных сил, сглаза, порчи. Она служила оберегом, поэтому вышивки и украшения защищали от зла, считались амулетами.

Интересно, что наши предки не шили детям убранство из новых тканей. Практически вся детская одежда была изготовлена из ношеных вещей родителей. Славяне верили, что она является лучшим оберегом для детей, поэтому одежду для мальчиков шили из вещей отца, а для девочек – из вещей матери.

Изучая русский национальный костюм, можно узнать много интересного и полезного из истории. Все в одежде было продумано и функционально. Именно этого часто не хватает современным вещам. А если внимательно присмотреться, то черты древнерусского кафтана охабень можно увидеть в некоторых современных моделях пальто, плащей. Модные накидки также отдаленно его напоминают.

Из чего состоял традиционный русский костюм (ИНФОГРАФИКА)

1. Мужской костюм

Мужской костюм был очень прост и состоял всего из нескольких базовых элементов. Они были общие и для крестьян и для знатных богатых людей, однако последние часто шили из более дорогих материалов, могли использовать более сложные покрои, а также обильно украшать камнями и делать шикарные вышивки.

Рубаха, или как ее еще называли сорочка. Они были льняные или хлопчатобумажные, могли быть без ворота, но чаще с косым воротом – такая рубаха называлась косоворотка. Ворот и оборки рубахи часто были расшиты красивым узором.

Пояс. Рубаху чаще всего подпоясывали – пояса могли быть шелковыми или шерстяными, на концах часто были кисточки.

Штаны, или как их еще называли порты, были свободного кроя и заправлялись в «онучи».

Онучи – плотный кусок ткани, который обматывался на ногу до колена под обувь – вместо носков.

Лапти – известная русская обувь плелась из березовой коры и обвязывалась веревкой вокруг ноги поверх онучей.

Сапоги – могли быть высокие или едва закрывать щиколотку. Чаще всего делались из кожи.

Валенки – зимний вариант обуви из свалянной овечьей шерсти

Кафтан – верхней одеждой на холодной время года был кафтан. Их было много разновидностей, они могли быть разной длины и шились из разных материалов. На теплое время года были кафтаны без ворота из грубого сукна – «зипуны». На зиму «кожухи» – кафтаны из овечьей шкуры, подбитые мехом.

Головной убор – зимой надевали шапку «треуху», которая имела три лопасти, защищавшие затылок и уши и чем-то напоминает шапку-ушанку, которая появится только в 20 веке. В теплое время года надевали небольшую круглую шапочку «тафью», вроде кипы или тюбетейки.

2. Женский костюм

Женский костюм был несколько сложнее, чем мужской. У женщин из богатых семей, как и у мужчин, одежды шились из более дорогих материалов и обильно украшались. Кроме того, у знатных женщин было больше слоев одежды – их наряды могли весить до 20 кг. Отличался также внешний вид замужних и незамужних женщин.

Читайте также:
16 фото - самые смелые образы девушек 1970 годов

Рубаха – в женском костюме была по сути нижним бельем, шили из хлопка или льна, а для богатых дам из шелка. Длина женской рубахи была всегда до пола. Девушки их обильно расшивали – даже если узоров не было видно, они служили оберегом от сглаза.

Сарафан – длинное платье без рукавов и основа женского костюма. И рубаху, и сарафан нужно было подпоясывать. Сверху на сарафан часто надевали ожерелья или бусы.

Понева – в южных регионах вместо сарафана чаще всего надевали юбку. Надевали поневу только взрослые девушки, это был своеобразный признак, что к ним можно свататься.

Верхняя одежда – было много разновидностей женской верхней одежды, но всех объединяло то, что они были длинными и застегивались от воротника до пола. Был, например, «летник» с просторными рукавами – он не закрывал ступни, также был «опашень» – с длинным рядом пуговиц и разрезными рукавами. Поверх таких длинных одежд женщины могли надевать меховые воротники.

Душегрея – праздничным элементом одежды была такая кофта, которая надевалась поверх верхней одежды. Дизайны и ткани были самыми разнообразными.

Головной убор – существовала масса головных уборов, ведь замужние женщины всегда покрывали голову и прятали волосы. Дома они носили полотняные шапочки – «повойники» или просто повязывали платок. На выход надевали «кокошник» – головной убор с твердой подложкой на лбу, почти в каждой области были свои дизайны – в виде гребней или цилиндрические. К головным уборам могли крепить серьги. Зимой надевали меховые шапки, а сверху платки.

Незамужние девушки надевали венки с лентами, из под которых была видны волосы.

Обувь – крестьянки, конечно, тоже носили лапти с онучами и валенки. Кроме того, сапоги и башмаки, их шили в основном из кожи, а кто побогаче – из парчи и бархата – и обильно украшали. Каблук появился в XVI веке – и в мужской обуви тоже.

Что такое охабень и как он выглядит в современной моде

Последнее время очень многие модницы задаются вопросом – что такое охабень, откуда взялось это слово и сам предмет одежды? Если кратко, охабень – это одежда русской знати с XV до XVIII века. Охабень носили и мужчины, и женщины.

Охабень в истории и современных коллекциях

Сегодняшняя мода предлагает нам невероятное количество разной верхней одежды – кроме пальто и курток, в коллекциях мы видим шубы, дубленки, тренчи, бушлаты, а также накидки. В каждом сезоне число новых моделей прибавляется. А с какими видами народной одежды связано все это разнообразие?
Фрески в храмах, гобелены, витражи, скульптуры помогут рассказать и ответить на многие наши вопросы. Записки путешественников, побывавших в разных уголках планеты, летописи, письма сохранили для нас уникальные свидетельства, в том числе, и об одежде наших предков.
Правда, касаемо европейских стран, здесь свидетельств гораздо больше, нежели в России. Войны, войны… унесли многие рукописи и ценности. Однако из того, что уцелело, мы однозначно можем назвать те вещи, которые, несомненно, сослужили дизайнерам большую пользу в их творчестве. Рассмотрим хотя бы некоторые из них, о которых можно сказать, что они являются прообразами сегодняшних накидок и пальто.

Читайте также:
Прически в стиле ампир – фото и история причесок

Охабень – история вещи

Охабень. Верхняя одежда, которая имела на Руси распространение среди знатного сословия. Эту одежду носили примерно до XVIII века и мужчины, и женщины. Охабень прослужил нескольким поколениям русской знати – бояр и дворян.

Охабень – распашная одежда длиной до щиколотки, застегивалась встык с помощью петлиц. «На ферязь надевали охабень…это длинное платье до самых пят, но гораздо шире, с прорехами под рукавами и с откидным четвероугольным воротником, …» – так рассказывает автор о быте и одежде русского народа.
Воротник охабня мог доходить до половины спины, а рукава были длинные и узкие, причем их часто завязывали сзади, при этом они не имели никакого практического значения, так как руки продевали в разрезы («прорехи»), сделанные спереди. Охабень получил свое название, скорее всего, от слова – охабить (охватить), то есть накрыть все, что было надето под ним.
Охабень шили из дорогой ткани с драгоценными пуговицами ювелирной работы, подбитый дорогим мехом. Он подчеркивал социальное превосходство и являлся одеждой знатного сословия.
Разновидностью охабня был опашень, который считался летней одеждой. И как подсказывает название, надевался он «наопашь», то есть внакидку. У него также были очень длинные рукава, висящие вдоль фигуры, но воротника не было. Шили такую одежду обычно из легкой ткани.

Опашень

Что такое ферезея

В XVII веке вошла в обиход у русской знати еще одна одежда — ферезея. Ферезея – дорогая парадная одежда с откидными рукавами, подбитая дорогим мехом, с меховым воротником, шитая из парчи и украшенная драгоценными камнями. Ферезея иногда имела воротник-козырь. Носила эту одежду высшая знать, в том числе и государь всея Руси.

Ферязь — в мужском варианте это длинная свободного кроя одежда, без воротника, с длинными рукавами; в женском варианте – это также длинная, прямая, застегивающаяся донизу, верхняя одежда.

Застёгивалась она на пуговицы с накладными петлями или завязывалась завязками. В XIV – XVI веках на Руси ферязь носили и бояре, и князья, и сам великий государь. Как описывают многие очевидцы, посетившие Россию того времени, ферязь была часто комнатной одеждой, поэтому иногда при выходе из дома, на неё надевали ферезею.

Часто ферязь надевалась только на правый рукав, собирая остальную часть одежды на многочисленные сборки, при этом левый рукав свободно свисал до пола. Вся перечисленная одежда XIV – XVIвв. в основном входила лишь в гардероб знатных сословий – бояр и дворян, ведь все детали одежды и манера их ношения говорит о том, что владелец такой одежды не был причастен к какому-то ни было физическому труду.

Самую дорогую и нарядную одежду на Руси всегда надевали поверх кафтана. Да и вообще, в описаниях иноземных путешественников рассказывается о том, что русские надевают на себя по нескольку одежд сразу.

Великолепие царского двора во время приема иностранных послов изумляло гостей, они все единогласно описывали, что царский двор был облит в золото. Ткани, из которых шились одежды, были богато украшены жемчугом, нашивными драгоценными камнями, эмалью, золотыми и серебряными пуговицами.
Часто использовались атлас, шелк, парча, объярь. Последняя ткань ткалась особым образом из золотой или серебряной нити. Объярь ткали иногда с узорами. Известна она на Руси была с XIII века. Такие дорогие одежды передавались по наследству по описи, ими наряжались потомки знатного рода.

Читайте также:
Туфли броги для мужчин и женщин

Как видите, среди русских народных костюмов, принадлежащих не только знатным и богатым, великолепие и роскошь были не редкостью, а потому есть место для сегодняшней дизайнерской фантазии.

Бисерные сумки

Расцвет моды на бисерные сумочки приходится на 19 век. На сайте музея Метрополиан можно найти множество фотографий миленьких маленьких сумочек из бисера)))

Впечатляет, как качество бисера, который пережил эксплуатацию и два века хранения, так и умение мастериц.

Все сумочки на фотографиях ниже датируются в основном серединой 19 века

Существует 2 основных способа изготовления таких сумочек: вышивка на ткани или канве или вязание крючком или спицами. Вязаные сумочки чаще всего имеют наклон рисунка (как на фото ниже)

Технология изготовления вязаной сумочки довольна трудоемка. Перед вязанием необходимо набрать на нитку бисер, да ещё и с соблюдением узора. (Более подробное описание легко найти в интернете). Для сумочки на фото ниже потребовалось (по моим расчетам) набрать более 5 тысяч бисерин.

Принцип вязания сумочки похож на вязание шапочки или берета, только при вязании в петлю добавляется бисерина. Самое сложное это – отследить правильность нанизанного узора, иначе придется разрезать нитку, снимать лишние или добавлять нужные бисеринки.

Отдельного внимания заслуживают фермуары – застежки с защелкой для бисерных сумочек. В 19 веке их изготавливали из золота и серебра и украшали драгоценными камнями.

Часто встречающийся узор – дубовые веточки

Чтобы обзавестись красивой вещицей, дамам 19 века не обязательно было изготавливать сумочку самостоятельно. В Германии существовала целое предприятие – мужчины набирали бисер, женщины вязали.

Иногда на сумочках изображались при помощи бисера целые картины

(Сумочка на фото ниже, скорее всего не связана, а вышита – просвечивает основа, и ряды стоят прямо)

Лирическое отступление – небисерная сумочка 17 (!) века.

К началу 20 века мода на бисерные сумочки пошла на убыль, но для 1910-1920 года характерна другая цветовая гамма

Последнее время вместе с модой на различные рукодельные хобби возвращаются бисерные сумочки. Фото ниже – современные сумочки

Вышитые

Расшитые

Клатчи, украшенные вышивкой бисером и камнями

И многое, многое другое)

Кроме того, вязать с бисером можно не только сумочки, но и украшения -жгуты/шнуры, однотонные, разноцветные, толстые, тонкие. Но это совсем другая история

Ну и добавим немного авторского в картиночный пост. У автора есть еще, но он стесняется. Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.